Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Управление развитием региона: трансформационно-экономический аспект

Региональная экономика | (33) УЭкС, 9/2011 Прочитано: 23918 раз
(223 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Гольченко Юлия Викторовна, Озеров Петр Викторович
  • Дата публикации:
    15.09.11
  • № гос.рег.статьи:
    0421100034/0317
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Волгоградский филиал ГОУ ВПО «Московский гуманитарно-экономический университет»
    ФГОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»

Управление развитием региона: трансформационно-экономический аспект

Гольченко Юлия Викторовна, доцент кафедры менеджмента

Волгоградский филиал ГОУ ВПО «Московский гуманитарно-экономический университет»

golchenko_yulia@mail.ru

Озеров Петр Викторович, ассистент кафедры отраслевой и мировой экономики

ФГОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»

ozerov-petja@rambler.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению трансформации экономических тенденций развития региональной социальноэкономической системы в современных условиях. Выработана система целевых установок регионального развития, выделены мезо-управленческие и макро-управленческие трансформации в управлении социально-экономическими системами.

Abstract: Article is devoted to changes in economic trends in the regional socio-economic system in contemporary conditions. Developed a system of targets of regional development, management highlighted the meso-and macro-management transformation in the management of socio-economic systems 

Ключевые слова: региональная экономика, кластерные образования, социально-экономическая дифференциация, трансформация, экономика, региональный менеджмент, механизм, управление, регион, развитие, властные структуры.

Keywords: regional economy, the cluster of education, socio-economic differentiation, transformation, economics, regional management, mechanism, management, region, development and government agencies. 

Преумножение и сохранение высокого экономического потенциала отдельных региональных социально-экономических систем в едином экономическом пространстве страны, а также глубина кризисных явлений в отдельных отраслях хозяйственного комплекса, требуют обеспечения стабильного подъёма экономики и повышения конкурентоспособности регионов, разработки и реализации стратегических программ социально-экономического развития, направленных на модернизацию и создание новых отраслей субфедеральной экономики. [1] При этом детального изучения требуют не только вопросы выработки и согласования стратегических интересов отдельных регионов, нивелирования их противоречий и несогласованности, но и методические аспекты оценки, диагностики и выравнивания социально-экономических условий развития региональных социально-экономических систем.

Процесс достижения устойчивого функционирования хозяйственной системы субфедеральной экономики является комплексным, многоаспектным и целеориентированным, требующим больших управленческих, ресурсных, финансовых и кадровых затрат. При этом стратегия решения существующих проблем должна быть ориентирована на усилие следующих направлений регионального менеджмента:

- эскалация эффективности государственного и муниципального управления с целью улучшения уровня и качества жизни населения;

- развитие эффективных механизмов взаимодействия властных институтов, бизнес сообщества, инвесторов и домохозяйств с целью реализации имеющегося природно-ресурсного потенциала и привлечения к системе управления территориями населения;

- совершенствование и реализация кластерных инициатив, при активной поддержке и идентификации «точек роста» региональной экономики и зон предпринимательской активности, в том числе и в рамках межрегионального взаимодействия.

В целом необходимо отметить, что на современном этапе развития  пространственной экономики наиболее приоритетной задачей властных структур является обеспечение рациональной пространственной организации экономики, что является непременным условием воспроизводственных процессов, способствующих устойчивому развитию региональных социально-экономических систем и в целом государства. При этом основной доминантой системы регионального менеджмента является комплексное использование природно-ресурсного потенциала отдельных территорий в соответствии со специализацией системообразующих отраслей пространственной экономики. Данная задача на практике реализуется при непосредственном участии всех властных институтов, поскольку их деятельность, так или иначе, входит в автономную компетенцию управления определенными территориями.

В последние годы, в условиях реформирования региональной экономики, на субфедеральном уровне преобладают трансформации системы регионального менеджмента, ориентированные на совершенствование макро- и мезоэкономических параметров управления территориями и трансформации в системе хозяйствования регионов, ориентированные на совершенствование регионального менеджмента непосредственно на уровне территориальных образований (рисунок 1).

В целом необходимо отметить, что современные тенденции происходящих трансформационных процессов региональной экономики свидетельствуют о формировании нового представления о складывающемся экономическом пространстве внутри государства, которое зачастую не совпадает с административно-территориальным устройством.

Формирование межрегионального экономического пространства детерминируют процессы преобразования регионов и отдельных экономических кластеров в самостоятельные субъекты единого экономического пространства страны. В этих условиях региональная политика рассматривается как конкурентная и всеобъемлющая политика развития.

Основными продуктами деятельности региона как субъекта развития являются:

1. Конкурентоспособность региона и его подсистем (социальной, экономической, управленческой, экологической, инфраструктурной, институциональной, безопасности);

2. Конкурентоспособные общественные блага;

3. Конкурентные ресурсы и потенциалы региона. Институциональное оформление продуктов деятельности региона как субъекта развития осуществляется в виде стратегических целей, стратегий и других институтов [4].

g2

Рисунок 1 – Трансформационные процессы в управлении социально-экономическими системами


В последние годы все более важным фактором в развитии региональных социально-экономических систем становится их участие в территориальном разделении труда, за счет реализации прямых и косвенных связей с другими регионами и внешними рынками. В свою очередь данная тенденция в некоторой степени определяет необходимость конкурентной борьбы между регионами, повышение степени узнаваемости регионального продукта за счет брендово-имиджевой составляющей. Усиление интеграционных процессов и кластерной конкуренции в межрегиональном пространстве во многом увеличивает роль инновационной составляющей в экономическом развитии регионов.

Реалии развития региональной экономики без существенной модернизации системы регионального менеджмента не позволяют достигнуть гармонизированного роста единого экономического пространства страны. При этом в качестве наиболее негативных явлений и процессов, проявляющихся как в отдельных отраслях, так и на уровне целых регионов, следует отметить:

  • в региональной экономике прослеживаются тенденции существенной дифференциации в социально-экономическом развитии отдельных территорий, которые подлежат выравниванию посредством адаптивно-селективного подхода к распределению бюджетных средств на развитие отдельных секторов экономики и территорий;
  • в отдельных регионах наблюдается тенденция экономической разреженности, при которой производительные силы внутри региона в достаточной степени рассредоточены, что в конечном итоге приводит к низкой эффективности территориальной организации.

Таким образом, основными целевыми установками развития региональных социально-экономических систем должны являться следующие приоритеты:

– выравнивание социально-экономических параметров развития городских и сельских территорий;

– более эффективное использование природно-ресурсного потенциала аграрноориентированных территорий, улучшение качества жизни в сельских местностях за счет развития сельской инфраструктуры;

– стимулирование частно-государственного партнерства в реализации социально значимых проектов; [2]

– ориентация на симметричное социальное и экономическое развитие в узкоспециализированных регионах, характеризующихся экстремальными природными условиями;

– идентификация и стимулирование развития кластерных образований, перераспределение всех видов ресурсов в зоны предпринимательской активности, с целью  рекомбинации факторов производства с целью преодоления их разобщенности. В наибольшей степени данный аспект проявляется в аграрно-ориентированных регионах, где трудовые ресурсы и финансовый капитал сосредоточены в урбанизированных территориях, а ресурсная база – в сельских территориях;

– повышение экономической, социо-, этно-, и геополитической безопасности приграничных регионов. Существенный потенциал приграничных территорий должен быть максимально использован в рамках парадигмы кластерного управления пространственной экономикой, с учетом стратегической важности данных регионов и их специфических особенностей;

– достижение опережающего роста качества региональной бизнес среды для формирования «точек роста» с целью образования концентрированного экономического пространства, с достаточным насыщением факторов производства и элементов производственной и социальной инфраструктуры;

– повышение эффективности организационно-экономических регуляторов управления региональными социально-экономическими системами; [3]

– усиление взаимодействия бизнеса и власти за счет диффузии нововведений в управлении.

При этом вариативность методов и способов регионального и муниципального управления будет определяться в зависимости от следующих признаков территориальных образований:

Тип региона или муниципального образования:

- Слаборазвитый. К таковым, как правило, относятся территории, в которых основные социально-экономические параметры на протяжении длительного периода времени (более 20 лет) значительно уступают средним по региону или по стране. При этом мониторинг состояния региональной социальной экономической системы должен быть ориентирован на выявление таких территорий.

- Депрессивный. К таковым регионам относятся территории с высоким производственным и ресурсным потенциалом, утратившие свои позиции в результате трансформационных процессов в региональной экономике. Идентификация таких территорий происходит через показатель деловой активности, когда происходит резкое по сравнению с базисными периодами падение производства, ухудшение уровня жизни населения, отток инвестиционных ресурсов, в результате неэффективной сложившимся условиям отраслевой структуры экономики, несмотря на имеющийся производственный и кадровый потенциал.

- Приграничный. Такие регионы локализованы вблизи государственных границ. В силу своей географической расположенности, помимо некоторой отдаленности от точек сосредоточения предпринимательской активности и основных видов не природных ресурсов, данные регионы вынуждены нести контактные, фильтрующие и барьерные функции, что зачастую не сопоставимо со специализацией экономики данных территорий, развивающейся исходя из имеющихся природных ресурсов, что в свою очередь зачастую накладывает определенные политические и экономические обязательства, выполнение которых без федеральной поддержки невозможно.

- Анклавный. Одной из разновидностей приграничного региона выступает анклавный регион, которым является часть территории государства, со всех сторон окружённая территорией других государств и не имеющая выхода к морю.

- Сетевой. К данной категории регионов относятся локалитеты, развивающиеся под влиянием центроэкструзионных процессов и явлений экономической, социальной, институциональной и инфраструктурной этиологии.  

В последние годы явственно просматриваются определенные тенденции в сфере регионального и муниципального управления, принципиально отличающиеся от существовавших в период плановой экономики проблем, что вызывает необходимость поиска новых форм и способов регионального управления. Исходя из этого отметим, что развитие теории управления региональными экономическими системами происходило в несколько этапов, на каждом из которых происходила эволюция методов и подходов к управлению региональными социально-экономическими системами (таблица 1).

Таблица 1 – Эволюция методов и подходов к управлению региональными социально-экономическими системами [5]

g1

При этом необходимо отметить, что современный эволюционный этап развития системы управления региональными социально-экономическими системами характеризуется трансформацией территориального устройства, и, соответственно, совершенствованием системы управления на территориальном – муниципальном уровне.

Данный подход, предполагает трансформацию пространственно-локализованной организации экономики страны с использованием гибких механизмов регулирования с целью создания методологической основы для саморазвития в условиях рыночных отношений. 

Одной из наиболее доминантных тенденций современной региональной экономики является усиление позиций муниципального управления, в то же время именно на данном уровне регионального менеджмента наблюдаются основные проблемы.  

В данных условиях муниципальное образование становится ключевым  территориальным звеном народного хозяйства и единого экономического пространства страны. При этом управление муниципальным образованием в условиях его небольшой территориальной локализации и ярко выраженного внутреннего единства тем не мене связано с устранением большого количества противоречий, вызванных отсутствием прямой зависимости между отраслями специализации отраслей народного хозяйства и комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.

Реализация обозначенных приоритетов и направлений регионального развития позволит реализовать модель сбалансированного социально-экономического развития регионов, а также нивелировать существующую дифференциацию по уровню территориального развития внутри регионов.

Библиографический список:

  1. Гирина, А.Н. Трансформация экономических тенденций развития региональной социально экономической системы в современных условиях / Гирина А.Н. // Вестник Оренбургского государственного университета.2010.№ 119. – С. 19-25.
  2. Казаков, М.Ю. Муниципализация процессов государственно-частного взаимодействия в экономике регионов России / М.Ю. Казаков // KANT. № 1/1. – Ставрополь: ООО "Издательство «Ставролит», 2011. 
  3. Костюкова, Е.И., Бобрышев, А.Н. Разработка комплексно-целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Ставропольском крае / Костюкова Е.И., Бобрышев А.Н. // Достижения науки и техники АПК.2010.№ 9. – С. 7-11.
  4. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 480 с.
  5. Колесниченко, Е.А. Концепция снижения дифференциации развития национального регионального пространства. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. д.э.н. / Е.А. Колесниченко. – Тамбов. – 2009. – 46 с. – с. 20-21.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016

№ регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.   ISSN: 1999-4516