Ошибка
  • Delete failed: '3903eb84da5527bbc7e3cbc19e391a43.php_expire'
  • Delete failed: '3903eb84da5527bbc7e3cbc19e391a43.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Проблемы энергетического сектора развивающихся экономик

Отраслевая экономика | (130) УЭкС, 12/2019 Прочитано: 516 раз
(3 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Решнёва Екатерина, Москера Александр, Пономаренко Татьяна Владимировна
  • Дата публикации:
    30.11.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Санкт-Петербургский горный университет

Проблемы энергетического сектора развивающихся экономик

The problems of the energy sector in emerging economies

 

Решнёва Екатерина

Resniova Ecaterina

Аспирант 3его курса, кафедры Организации и Управления 

Санкт-Петербургского горного университета

 reshniovakate@gmail.com

Москера Александр

Mosquera Alexander

Аспирант 1ого курса, кафедры Организации и Управления 

Санкт-Петербургского горного университета

alexander.otavalo@gmail.com

Пономаренко Татьяна Владимировна

Ponomarenko Tatiana Vladimirovna

д.э.н., профессор кафедры Организации и Управления

Санкт-Петербургский горный университет

Saint-Petersburg mining university 

 stv_mail@mail.ru

г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Энергетический сектор развивающихся стран сталкивается с различными вызовами при его функционировании или переходе на современные методы генерации энергии. Эти проблемы различаются по странам и приводят к потере энергетической безопасности, что негативным образом сказывается  на развитии стран в целом. В данной работе выполнен анализ проблем энергетического сектора двух стран, выявлен положительный опыт и возможности решения фундаментальных проблем в странах, поиск преимуществ и перспектив развития, и в некоторой степени, возможность заимствования наиболее эффективных методов решения проблем в энергетическом секторе.    

Abstract

The energy sector of developing countries faces various challenges in its operation or transition to modern methods of energy generation. These problems vary from country to country and lead to a loss of energy security which has a negative impact on the development of countries as a whole. This paper analyzes the problems of the energy sector of the two countries, identifies positive experience and opportunities to solve fundamental problems in the countries, the search for advantages and prospects of development, and to some extent, the possibility of borrowing the most effective methods of solving problems in the energy sector.

Ключевые слова: развивающиеся страны, энергетический сектор, энергетическая безопасность, устойчивость энергетического сектора, диверсификация источников энергии.

Keywords: developing countries, energy sector, energy security, sustainability of the energy sector, diversification of energy sources.

 

Введение

Основной стратегической целью энергетического сектора, в особенности развивающихся стран, является повышение энергетической безопасности страны, путем развития устойчивости энергетического сектора, диверсификации источников энергии, наличия и развития генерации энергии из собственных энергоресурсов, обеспечения доступного и надежного электроснабжения. 

Энергетическая безопасность непосредственно связана со способностью топливно-энергетического комплекса страны на основе эффективного использования внутренних и  внешних ресурсов обеспечивать устойчивое развитие экономики страны, надёжное энергоснабжение субъектов хозяйственной деятельности и населения в настоящее время и на перспективу, а также способность реализовывать свою стратегию на мировом рынке.

Устойчивость энергетического сектора представляет собой  непрерывное функционирование всех его субъектов, их способность противодействовать негативному воздействию внутренних и внешних угроз, а также способность к самовосстановлению и надёжному обеспечению потребностей экономики  энергетическими ресурсами и  энергией нужной частоты и напряжения в полном объёме и с учетом экологических требований.

Под диверсификацией источников энергии в данной работе подразумевается генерация электро и теплоэнергии из различных источников и энергоресурсов.

Основными задачами исследования являются:

  1. Анализ современного состояния  и проблем развития энергетического сектора на примере двух стран с развивающейся экономикой;
  2. Выявление факторов, определяющих энергетическую безопасность стран с развивающейся экономикой;
  3. Оценка перспектив развития энергетического сектора на примере двух стран с развивающейся экономикой.

Проблемы функционирования энергетического сектора рассмотрим на примере двух  развивающихся стран: Республики Молдова (РМ) и Республики Эквадор (РЭ). Был проведен сравнительный анализ, который показывает, что данные страны имеют как общие, так и различные характеристики (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика РМ и РЭ по экономическим и энергетическим показателям

Показатели

Единицы измерениия

Республика Молдова

Республика Эквадор

2014

2015

2016

2017

2014

2015

2016

2017

ВВП

млрд. $

7,3

8,0

8,0

6,6

84

94,5

100,9

100,2

Население

млн. чел.

3,6

3,6

3,6

3,6

15,5

15,7

15,9

16,1

ВВП/чел

2070

2470

2560

2240

5170

5760

6090

6030

Потребление энергии /чел

кг нефтяного эквивалента

936

936

863

928

849

849

980

892

Генерация электроэнергии из биомассы и отходов

%

2,5

2,5

8,7

8,6

5,4

5,4

3,6

5,6

Потребление электроэнэргии на душу населения

кВт*ч

1470

1470

1353

1386

1192

1192

1333

1381

Генерация электроэнергии из топливных ресурсов

%

93,9

93,9

93,0

93,8

42,3

42,3

51

50,8

Генерация электроэнергии из ГЭС

%

6,1

6,1

6,9

5,9

54,9

54,9

47,5

47,1

Эмиссия CO2 на душу населения

метрическая тонна

1,4

1,4

1,4

1,4

2,2

2,2

2,4

2,8

Источник: The Little green data Book from the World Bank [1,2,3,4] 

 

r1

 

 

Республика Молдова относится к группе стран с доходом ниже среднего (lower middle- income group), в то время как Республика Эквадор - к группе стран с доходом выше среднего (upper middle-income group) [1,2,3,4]. В связи с этим значительно отличаются экономические показатели (табл.1). Если говорить об энергетических показателях, то разница заключается в том, что РМ – страна с генерацией электроэнергии из ТЭЦ (более 90%), а РЭ производит электроэнергию из двух источников – ТЭЦ и ГЭС. Потребление электроэнергии примерно одинаковое у обеих стран, несмотря на то, что население в РЭ в 5 раз больше, не учитывая еще промышленные предприятия и транспорт (рис. 1б). Генерация электроэнергии из биомассы и отходов в большей степени развита в РМ (рис. 2).

Энергетическая система в Республике Молдова разделена на две части (правый и левый берег реки Днестр). Анализ данных Национального Бюро Статистики Республики Молдова по энергетической отрасли показал, что потребность в электроэнергии (э/э)  значительно превышает объем местного производства (рис. 4).


              

r2

Рис. 4.  - Производство и потребление э/э в Республике Молдова

        Источник: Национальное Бюро Статистики Республики Молдова [5]

Структура энергобаланса Республики Молдова выглядит следующим образом (табл.2).

Таблица 2

Структура энергобаланса Республики Молдова

Источники электроэнергии

                 Наименование показателей

Установленная электрическая мощность электростанции (МВт) 

Установленная тепловая мощность (Гкал/час)

Потребляемое топливо

Территориальная принадлежность

Молдавская ГРЭС

2520

-

природный газ, мазут, уголь

Приднестровье

Кишиневская ТЭЦ-1

66

254

природный газ, мазут

Молдова

Кишиневская ТЭЦ-2

240

1200

природный газ, мазут

Молдова

ТЭЦ-Норд, Бэлць 

24

200

природный газ

Молдова

Дубоссарская ГЭС

48

-

-

Приднестровье

Костештская ГЭС

16

-

-

Молдова

Источник: Оператор передающей системы Республики Молдова «Moldelectrica» [6]

Местные источники обеспечивают лишь 25% спроса на электроэнергию в Молдове, вследствие дефицита производственных мощностей.

Проведенный анализ состояния энергетической отрасли РМ показал, что энергетический сектор находится в кризисном состоянии. Выделены главные угрозы энергетической безопасности страны, которыми являются:

  • увеличивающаяся зависимость в импорте энергетических ресурсов, в частности природного газа, доля которого в общем балансе импорта составляет более 50 %; 
  • недостаточная обеспеченность мощностями внутренних объектов генерации электроэнергии. Возможности национального производства электроэнергии составляют 30 % от общего объема, однако и эти возможности не используются. Доля участия собственных электростанций в обеспечении баланса электроэнергии постоянно снижается и в настоящее время оценивается на уровне 25 %, что не отвечает требованиям энергетической безопасности;
  • неучастие Молдовы на энергетическом рынке Молдавской ГРЭС, которая является крупнейшей электростанцией, построенной на территории Молдовы и предназначенной для электроснабжения прежде всего Молдовы, а также частично Одесской области и экспорта электроэнергии в энергосистемы Болгарии и Румынии;
  • наибольшая доля импорта в общем балансе электроэнергии поставляется из энергосистемы Украины по линии в 330 кВ Днестровская ГЭС - Бельцы, причем в режиме предельной ее перегрузки, что предоставляет опасность отключения при любых изменениях схемы и режима работы энергосистемы; 
  • незначительный уровень резерва установленных мощностей электроэнергетической системы Молдовы, вследствие недостаточного участия собственных источников электроэнергии в покрытии баланса мощности, неоптимальной энергетической схемы и недостаточной пропускной способности внутренних и внешних межсистемных высоковольтных связей. При современной структуре покрытия баланса электроэнергии любые внутренние или внешние возмущения приводят к возникновению аварийных ситуаций и полному сбою электроснабжения РМ; 
  • энергосистема страны характеризуется большими потерями электроэнергии и теплоэнергии; 
  • низкий уровень производства теплоэнергии, в связи с тем, что в ряде населенных пунктов системы центрального теплоснабжения разрушены, а новые не созданы;
  • энергосистема и ее основные объекты характеризуются большим износом энергетического оборудования, зданий и сооружений, составляющим 60-70 % по энергосистеме в целом. Несмотря на это, необходимые средства на ремонт, модернизацию и развитие в энергетике не вкладываются. По объемам капитальных вложений энергетика является одной из самых отстающих отраслей, хотя по своей важности она должна иметь приоритеты;
  • в Молдове имеет место нескоординированное увеличение тарифов на энергию и энергоносители. Как показывают исследования, в последний период темпы роста тарифов на энергию и энергоносители были выше, чем динамика роста макроэкономических показателей; 
  • существуют дополнительные трудности в управлении энергетическим сектором, в связи с изменениями форм собственности. Отсутствие единого управления не позволяет своевременно осуществлять скоординированные действия энергетических предприятий и экономических агентов в интересах экономики Молдовы для успешной реализации ряда принятых государственных программ и стратегий.

Электростанции комбинированного цикла (ТЭЦ) являются устаревшими и неэффективными, и, как результат, производят электроэнергию по высокой себестоимости - 115 дол./МВт. Все электростанции работают в режиме основной нагрузки, в связи с этим не имеется доступных резервов производственной мощности.  

Анализ ежегодного спроса на мощность показал, что с 2012 года он увеличится примерно на 38% к 2033 году и составит 1 143 МВт. Основываясь на внутренних источниках генерации ( 25% спроса на мощность или 273 МВт), прогнозируемый дефицит мощности к 2033 году составит 870 МВт, может быть покрыт только импортом (табл. 3). 

Таблица 3

 Покрытие спроса на пиковую нагрузку до 2033 года, МВт

Источники генерации / Год

2012

2013

2015

2019

2020

2025

2030

2033

Спрос на годовую пиковую нагрузку

831

833

862

911

925

999

1 085

1 143

Внутренние источники генерации

247

209

247

247

273

273

273

273

ТЭЦ-1

25

27

25

25

0

0

0

0

ТЭЦ-2

202

162

202

202

0

0

0

0

ТЭЦ-3

0

0

0

0

250

250

250

250

ТЭЦ-Норд

20

20

20

20

20

20

20

20

ВИЭ

0

0

0

0

3

3

3

3

ВСЕГО дефицит

584

624

615

664

652

726

812

870

Покрытие: импорт из ГРЭС

399

438

400

400

В зависимости от выбранной стратегии развития

Импорт с Украины

185

186

240

289

Источник:  Прогнозные значения на основе данных НАРЭ [7]

Наряду со сниженной эффективностью функционирования энергетической системы Республика Молдова зависима от импорта энергии в размере 75% от двух источников: Украины и Молдавской ГРЭС, которая располагается на левом берегу Днестра. Между РМ и Румынией существуют 4 линии электропередач, но они не используются в связи с действующими ограничениями на импорт из Румынии. Румыния является членом Европейской сети системных операторов передачи электроэнергии- ENTSO-E, которая обеспечивает надежную эксплуатацию, оптимальное управление и развитие европейской системы передачи электроэнергии в целях обеспечения энергетической безопасности и удовлетворения потребностей внутреннего рынка энергии, и придерживается определенных стандартов поддержания частоты в системе, в связи с чем, может экспортировать только ограниченное количество электроэнергии. Максимальная нагрузка, которая может быть импортирована по всем доступным линиям (3 x 110 кВ и 1 x 400 кВ), составляет около 200 МВт без соблюдения критерия надежности N-1 ENTSO-E. Соблюдение критерия N-1 обозначает краткосрочное планирование и поддержание такого электроэнергетического режима «N», который в случае возникновения нормативного аварийного возмущения «-1» обеспечивает сохранение устойчивости с отклонениями режимных параметров не больше предельно допустимых, а также возможность восстановления в течение 15-20 минут нормальных значений параметров и готовности  противостоять нормативным возмущениям. Из-за того, что такая схема работы сложна с операционной точки зрения, возможные пути импорта в настоящее время не используются. Чтобы соответствовать критерию надежности N-1, потребовалось бы около 150 км дополнительных линий 110 кВ вместе с необходимым оборудованием для трансформации. Однако, доступный объем импорта составляет  всего лишь 20% от пикового спроса РМ и не является экономически оправданным [8]. 

Энергетическая система Молдовы была разработана как часть энергетической системы Советского Союза и остается такой в настоящее время. С одной стороны, электроэнергия, произведенная на местном уровне, относительно дорогая, с другой стороны, цена импортной электроэнергии составляет около 80 дол./МВт, что тоже негативным образом сказывается на экономике страны. 

Импорт из Украины сократился в последние годы из-за внутреннего дефицита в стране, Молдавская ГРЭС остается одним из главных источников электроэнергии для Молдовы на период до 2020 года. ЗАО Молдавская ГРЭС - крупная тепловая электростанция (мощность в 2520 МВт). ГРЭС работает на трех видах топлива: угле, газе и мазуте. Принадлежит Группе «Интер РАО». Цена электроэнергии для РМ составляет 45 долларов за МВт/ч. Она постоянна и устанавливается на год [9].

В связи с вышеуказанными причинами, вопрос о стабильном покрытии спроса на электроэнергию в Молдове остается актуальным.

Правительство РМ считает безопасность поставок энергии основной целью своей отраслевой политики и выделяет следующие факторы, вызывающие уязвимость энергетической безопасности страны []: 

  • неэффективное собственное производство электроэнергии; 
  • полная зависимость от одного источника/поставщика природного газа (Газпром);
  • зависимость от двух основных источников электроэнергии с олигополистическим ценообразованием.

Выделим основные факторы, которые влияют на развитие собственного потенциала генерации в Молдовы: 

1. Платежеспособность потребителей за электроэнергию, производимую новыми электростанциями; 

  1. Резервы генерирующих мощностей ГРЭС, Украины и Румынии; 

3. Возможности взаимоподключения с Европейской Энергетической Системой.

Развитию собственной генерации э/э будет способствовать утвержденная энергетическая стратегия РМ до 2030. Данный документ является институциональным решением существующих проблем в энергетическом секторе страны, так как его целями являются [10]: 

  1. безопасность поставок энергии; 
  2. развитие конкурентных рынков и региональная интеграция, европейское развитие; 
  3. устойчивое развитие и контроль над изменением климата. 

Таким образом, при надлежащем государственном регулировании энергетического сектора в РМ, развитием интеграции с Европейским энергетическим сообществом проблемы энергетической безопасности могут быть решены.

Рассмотрим противоположную ситуацию в энергетическом секторе РЭ.

Эквадор обладает множеством возобновляемых и традиционных ресурсов (нефть, гидроресурсы, энергия солнца, биомасса и ветровые ресурсы) (табл. 4).

Таблица 4.

   Структура энергобаланса Республики Эквадор на 2019 год

 Установленная мощность в производстве электроэнергии

МВт

%

 Возобновляемая энергетика

 Гидроэнергия

5.043,18

62,59%

 Ветроэнергетика

21,15

0,26%

 Солнечная энергия

26,74

0,33%

 Биомасса

136,40

1,69%

 Биогаз

6,50

0,08%

 Всего возобновляемых источников энергии 

                   5.233,97 

64,95%

Традиционная энергетика

 Электростанции на основе поршневых двигателей

1.616,84

20,06%

 Газотурбинные электростанции

775,55

9,62%

 Электростанции на базе парогазовых установок

431,74

5,36%

 Всего традиционных источников энергии

                   2.824,13 

35,05%

 Мощность 

                   8.058,11 

100,00%

 Источник: I. N. de P. Ecuatoriano [11]

В соответствии с отчетом Министерства Энергетики и возобновляемых источников энергии (MEER), Эквадор имеет установленную мощность выработки в 8 058,11 МВт. Потребление энергии составляет 3 746 МВт или 46% от общего объема произведенной энергии [12]. Таким образом, 54% энергии является профицитом, что негативным образом влияет на экономику страны, так как э/э  не экспортируется (рис. 5). 

 

r3   

Рис. 5.  - Производство и потребление э/э в Республике Эквадор

 Источник: Agencia de Regulación y Control de Electricidad [13]

Гидроэлектростанции являются основными проектами генерации э/э из возобновляемых и экологически чистых источников. 

Тем не менее, Эквадор может улучшить свой энергетический баланс, за счет оптимального сочетания всех видов производства энергии. Например, опыт применения таких технологий, как фотоэлектрические панели в жилых домах и на солнечных фермах в южном регионе страны, установка ветряных электростанций в Андском и прибрежном регионе, биогазовые установки на санитарных полигонах в крупных городах являются основными источниками энергии [14].

MEER учредило «Политику и стратегию изменения энергетического баланса», а также определило ряд проблем: 

1. Неэффективность использования электрической энергии;

2. Отсутствие управления спросом;

3. Постоянные риски технических сбоев;

4. Сокращение поисковых работ первичных энергетических ресурсов;

5. Несовершенная правовая и институциональная база и слабое государственное регулирование; 

6. Отсутствие энергетического планирования.

Эквадор обладает большими запасами природных ресурсов, в связи с этим за последнее десятилетие появились возможности для расширения производства электроэнергии. Проекты были реализованы в поисках энергетической безопасности, которая увеличивает производительность страны и улучшает ее экономику. Эквадор нацелен на диверсификацию источников генерации энергии, что позволит сочетать все типы производства электроэнергии.

РЭ проводит политику стимулирования использования возобновляемых источников энергии, путем уплаты тарифов и других дополнительных налогов и сборов, которые в свою очередь влияют на импорт материалов и оборудования, которые используются для исследований, производства, изготовления и установки систем использования солнечной, ветровой, геотермальной энергий и биомассы. Происходит освобождение от уплаты подоходного налога в течение пяти лет с момента, когда компании устанавливают действующие электростанции, использующие нетрадиционные энергетические ресурсы.

MEER разработало национальный план по энергоэффективности - PLANEE. В этот план входит повышение эффективности использования энергетических ресурсов, посредством реализации программ и проектов в области энергоэффективности с целью сокращения потребления ископаемых ресурсов и, в свою очередь, охраны окружающей среды [15]. 

Национальный институт энергоэффективности (INER) создан с целью продвижения использования возобновляемой энергии и развития энергоэффективности в стране.  Данный институт разработал следующие проекты:

  • Изменение использования ископаемого топлива при морской перевозке пассажиров на Галапагосские острова с помощью судов, работающих на фотоэлектрической солнечной энергии;
  • Использование возобновляемых источников энергии в северной зоне эквадорской Амазонки;
  • Исследование проектов по выработке электроэнергии с помощью геотермальной энергии с предполагаемым потенциалом в 1700 МВт;
  • Анализ функционирования ветряной электростанции в Вильонако для подготовки строительства будущих энергетических проектов;
  • Технико-экономическое обоснование использования тепловых насосов посредством испарительного охлаждения для кондиционирования воздуха в зданиях в городе Гуаякиль;
  • Переоснащение метеостанций для получения более точной информации о солнечной радиации в стране.

Таким образом, решению энергетических проблем в РЭ послужит грамотное государственное регулирование энергетическим сектором, строительство новых магистральных сетей, а также модернизация существующих электрических сетей, и развитие экспорта э/э.

Выводы

В результате проведенного анализа энергетических секторов РМ и РЭ были выделены текущие проблемы, определены факторы и перспективы их устойчивого развития.

  1. Современное состояние энергетического сектора в РМ и в РЭ является неустойчивым. Это характеризуется наличием фундаментальных проблем,  среди которых: слабое государственное регулирование, недостаточная энергетическая безопасность РМ в связи с дефицит электроэнергии, недостаточная эффективность производства энергии в РЭ при профиците э/э, что негативно влияет на экономические показатели национальной экономики.
  2. Были выявлены факторы, определяющие  энергетическую безопасность стран. В РМ эти факторы связаны с развитием собственного потенциала генерации э/э и с интеграцией в европейскую энергосистему. В РЭ – связаны с изменением структуры энергобаланса за счет гидроресурсов и строительством магистральных сетей и развитием экспорта э/э.
  3. Проведена оценка перспектив развития энергетического сектора двух стран. В РМ - активное взаимодействие с Европейским Энергетическим сообществом, наличие потенциала диверсификации источников энергии. В РЭ развитие генерации энергии из возобновляемых источников, экспорт энергии в страны Латинской Америки.

Библиографический список:

  1. The Little Green Data Book 2014 № 88894.World Development Indicators 2014. Washington, D.C.: World Bank. 2014. 239 p.
  2. The Little Green Data Book 2015 № 97715.World Development Indicators 2015. Washington, D.C.: World Bank. 2015. 239 p.
  3. The Little Green Data Book 2016.World Development Indicators 2016. Washington, D.C.: World Bank. 2016. 237 p.
  4. The Little Green Data Book 2017.World Development Indicators 2017. Washington, D.C.: World Bank. 2017. 240 p.
  5. Официальный сайт национального бюро статистики Республики Молдова [Электронный ресурс] URL:     http://www.statistica.md (дата обращения 10.12.2019);
  6. Официальный сайт оператора передающей системы Республики Молдова [Электронный ресурс] URL:   http://www.moldelectrica.md (дата обращения 05.12.2019).
  7. Официальный сайт национального агентства по регулированию энергетики Республики Молдова [Электронный ресурс] URL:   http://www.anre.md/ (дата обращения 10.12.2019);
  8. Документ ESMAP и Всемирного банка / Отчет№:ACS12721. Молдова секторальное исследование рыночных вариантов электроэнергии. Июнь, 2015. 94 C.
  9. Официальный сайт «ЗАО» Молдавская ГРЭС [Электронный ресурс] URL:  http://moldgres.com (дата обращения 11.12.2019);
  10. Энергетическая стратегия Молдовы до 2030 года, утвержденная Постановлением Правительства № 102 от 05.02.2013 года.
  11. I. N. de P. Ecuatoriano, «Estudio de la energia de olas, corrientes y energia cinetica de rios en el Ecuador para generacion electrica», 2018.
  12. J. Cevallos-Sierra and J. Ramos-Martin Universidad Andina Simón Bolívar, «Spatial assessment of the potential of renewable energy: The case of Ecuador», 2017.
  13. ARCONEL, «Consumo Anual Per Cápita | Agencia de Regulación y Control de Electricidad». [Электронный ресурс]. URL:  http://www.regulacionelectrica.gob.ec/estadistica-del-sectorelectrico/ recaudacion-anual/ (дата обращения: 15.12.2019).
  14. Лукутин Б.В. Возобновляемые источники электроэнергии: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008.  184 с.
  15. Официальный сайт Министерства Энергетики и возобновляемых источников энергии - MEER. Plan Maestro de Electricidad 2015-2025. Ministerio de Electricidad y Energía Renovablee [Электронный ресурс]. URL:   http://historico.energia.gob.ec/ (дата обращения: 16.12.2019).
  16. Алхасов А.Б. Возобновляемые источники энергии. М.: МЭИ, 2016. 271 с. 
  17. Бушуев В.В., Мастепанов А.М., Куричев Н.К., Белогорьев А.М., Громов А.И. Мировая энергетика – 2050 (Белая книга). М.: ИД «Энергия», 2011. 360 с.

Bibliographic list: 

  1.     The Little Green Data Book 2014 No. 88894.World Development Indicators 2014. Washington, D.C.: World Bank. 2014. 239 p.

2.The Little Green Data Book 2015 No. 97715.World Development Indicators 2015. Washington, D.C.: World Bank. 2015. 239 p.

3.The Little Green Data Book 2016.World Development Indicators 2016. Washington, D.C.: World Bank. 2016. 237 p.

4.The Little Green Data Book 2017.World Development Indicators 2017. Washington, D.C.: World Bank. 2017. 240 p.

5.Official website of the national Bureau of statistics of the Republic of Moldova [Electronic resource] URL: http://www.statistica.md (accessed 10.12.2019);

6.Official website of the transmission system operator of the Republic of Moldova [Electronic resource] URL: http://www.moldelectrica.md (accessed 05.12.2019).

7.Official website of the national Agency for energy regulation of the Republic of Moldova [Electronic resource] URL: http://www.anre.md/ (accessed 10.12.2019);

8.ESMAP and world Bank document / Report no: ACS12721. Moldova sectoral study on market-based options of electric power. June, 2015. 94 p.

9.Official website of "CJSC" Moldavian GRES [Electronic resource] URL: http://moldgres.com (accessed 11.12.2019);

10. Energy strategy of Moldova until 2030, approved by government Resolution No. 102 of 05.02.2013.

11. I. N. of P. Ecuadorian, «Study of the energy of waves, currents and kinetic energy of rivers in Ecuador for electric generation», 2018.

12. J. Cevallos-Sierra and J. Ramos-Martin Universidad Andina Simón Bolívar, «Spatial assessment of the potential of renewable energy: The case of Ecuador», 2017.

13. ARCONEL, «Annual Consumption Per Capita | Electricity Regulation and Control Agency». [ Electronic resource]. URL: http://www.regulacionelectrica.gob.ec/estadistica-del-sectorelectrico/ annual-collection / (accessed: 15.12.2019).

14. Lukutin B.V. Renewable energy sources: a training manual .Tomsk: Publishing House of Tomsk Polytechnic University, 2008. 184 p.

15. Official website of the Ministry of Energy and renewable energy - MEER. Electricity Master Plan 2015-2025. Ministry of Electricity and Renewable Energy [Electronic resource]. URL:   http://historico.energia.gob.ec/ (accessed: 16.12.2019)

16. Alkhasov A.B. Renewable energy sources. M.: MPEI, 2016. 271 p.

17. Bushuev V. V., Mastepanov А.M., Kurichev N. K., Belogoryev A.M., Gromov A. I. World energy - 2050 (White book). Moscow: Energia publishing house, 2011. 360 p.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019
(08) УЭкС, 8/2019
(09) УЭкС, 9/2019
(10) УЭкС, 10/2019
(11) УЭкС, 11/2019
(12) УЭкС, 12/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516