Ошибка
  • Delete failed: '0120a19d41f7a36fc65576157f4c2c65.php_expire'
  • Delete failed: '0120a19d41f7a36fc65576157f4c2c65.php'
  • Delete failed: 'a099000f8c275903068bc77296c148b8.php_expire'
  • Delete failed: 'a099000f8c275903068bc77296c148b8.php'
  • Delete failed: '104daae9685c3591984ce52dc1577bbe.php_expire'
  • Delete failed: '104daae9685c3591984ce52dc1577bbe.php'
  • Delete failed: '9a7f040e16fc5870e12e70157e4ad7e0.php_expire'
  • Delete failed: '9a7f040e16fc5870e12e70157e4ad7e0.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Анализ динамики основных показателей развития субъектов малого предпринимательства в городе Сургуте ХМАО-Югры

Предпринимательство | (130) УЭкС, 12/2019 Прочитано: 639 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Кручинина Вера Александровна
  • Дата публикации:
    30.11.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    БУ ВО Сургутский государственный университет

Анализ динамики основных показателей развития субъектов малого  предпринимательства в городе Сургуте ХМАО-Югры

Analysis of the dynamics of the main indicators of development of small businesses in the city of Surgut, Khanty-Mansi autonomous okrug-Ugra

 

Кручинина Вера Александровна

Kruchinina Vera Alexandrovna

Кандидат экономических наук, 

доцент кафедры государственного и муниципального 

управления и управления персоналом,

Институт экономики и управления,

БУ ВО Сургутский государственный университет

Vera21160@mail.ru

 

Аннотация в статье анализируется динамика основных показателей,характеризующих развитие субъектов малого предпринимательства, локализирующихся в городе Сургуте Ханты мансийского автономного округа-Югры. Уточняются зарождающие  тенденции, характеризующие вклад субъектов малого предпринимательства в экономику территориальной локации с учетом плановых значений индикаторов стратегии социально-экономического развития страны.

 The article analyzes the dynamics of the main indicators characterizing the development of small businesses located in the city of Surgut, Khanty, Mansi Autonomous Okrug-Ugra. The nascent trends characterizing the contribution of small businesses to the economy of a territorial location are specified, taking into account the planned values of the indicators of the country's socio-economic development strategy.

Ключевые слова субъекты малого предпринимательства, роль в экономике города, основные тенденции, динамика показателей, стратегические индикаторы.

 small businesses, the role in the city economy, the main trends, dynamics of indicators, strategic indicators.

 

Введение

Развитие субъектов малого предпринимательства, как экономически и социально значимых элементов реализации стратегий социально-экономического развития различных муниципальных образований растет. Субъекты малого предпринимательства  представлены в различных сферах и отраслях деятельности городской среды. Их деятельность оказывает важнейшее значение на перспективы развития отраслей, а также на решение задач социальной и экономической направленности муниципальных образованиях страны, особенно заметное в условиях современных городов и отдельных территорий. 

Исследования отечественных ученых касаются разнообразных аспектов, характеризующих с разных точек зрения развитие субъектов малого предпринимательства, что свидетельствует об актуальности и перспективности  рассматриваемой темы. 

Анализу развития и функционирования малого предпринимательства в социально-экономическом развитии территории  посвящены исследования Галышевой М.И., Котляр Е.Э., Стенькиной Е.Н. Выявлению факторов, оказывающих влияние на  развитие малого предпринимательства посвящены публикации Агекян Э.А., Дубровой Т.А., Клочко Ю.С., Новикова Ю.В. Исследованию проблем и перспективам развития субъектов малого предпринимательства посвящены публикации Вершины Д.А., Царева В.Е. Региональным особенностям развития малого бизнеса посвящены публикации Антилова А.И., Лесовых С.В. Анализу практики государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства посвящены труды Гречининой А.И., Басовой Н.В., Вершининой Д.А., Маковлевой Е.Е., Царева В.Е.

Однако необходимость учета индикаторов и показателей реализуемой стратегии социально-экономического развития страны и меняющиеся, в след за этим, условия деятельности субъектов малого предпринимательства, требуют актуализации имеющихся знаний, новых исследований и уточнений основных тенденций развития малого предпринимательства.

Основной раздел

Обобщение результатов исследований динамики основных показателей развития субъектов малого предпринимательства с учетом индикативных значений стратегических показателей позволяет уточнить некоторые особенности и вносит значительный вклад в решение социальных и экономических задач государственной политики [1, С. 126-130]. Без субъектов малого предпринимательства, способных более точно ориентироваться на потребности населения, имеющих преимущества в гибкости и адаптивности к быстро меняющимся внешним условиям, невозможно развитие современной экономики, перспективных изменений ее структуры [1, 3, 6].

В России на законодательном уровне закреплена субъектная категория малого предпринимательства [2, п. 1, ст. 4]. Развитию субъектов малого предпринимательства способствуют принятые стратегические документы, решающие вопросы координации действий органов власти всех уровней, предпринимательского сообщества и  инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства. Целью принятой Стратегии определено: развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов  инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики;  социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения [4, С.6].

Основными базовыми индикаторами и стратегическими ориентирами развития субъектов малого предпринимательства, соответствующими уровню развитых стран  к 2030 году являются:  увеличение доли занятого населения в общей численности до 35 процентов; увеличение оборота в 2,5 раза; увеличение доли в ВВП в 2 раза (с 20 до процентов) при ежегодном приросте более чем в 1 процент [4, С.6].

Развитию субъектов малого предпринимательства способствуют принятые субъектом Российской Федерации законы и программы регионального уровня, увязанные с показателями стратегического социально-экономического развития территории [5]. Например, основными целями реализации государственной политики развития субъектов малого предпринимательства муниципальных образований ХМАО-Югры являются: рост числа субъектов малого предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности и поддержка конкурентной среды в экономике; обеспечение благоприятных условия для развития и занятости населения; оказание помощи в продвижении выпускаемых ими товаров;  увеличение удельного веса выпускаемых товаров в объеме ВВП; увеличение удельного веса налогов субъектов малого предпринимательства.

Муниципальные программы по развитию субъектов малого предпринимательства, в основном, направлены на поддержку в сферах, отнесенных к вопросам местного значения. Однако вклад субъектов малого предпринимательства в экономику России остается незначительным по сравнению с другими странами.  Наиболее полно реализуются мероприятия по совершенствованию нормативно - правовой базы и обучению кадров. На практике отставание индикативных показателей программных мероприятий происходит из-за недостаточного финансирования. Доступ к государственным и муниципальным заказам для обеспечения бюджетных нужд, решает  проблему недофинансирования, дает возможность развиваться субъектам малого предпринимательства [6, 7, 8].

В Ханты-Мансийском автономном округе субъекты малого предпринимательства, в основном, относятся к группе массового сектора, а также играют важную роль в обеспечении занятости, повышении качества и уровня комфорта среды проживания местного населения. Анализ динамики основных показателей развития субъектов малого предпринимательства позволяет выявить тенденции рассматриваемого явления. 

В автономном округе за 2016 год количество субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) выросло на 2141 единиц, прирост составил 9,1 процентов (таблица 1). В 2017 году наблюдалось снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 12,3 процентов. В 2018 году вновь наблюдается прирост рассматриваемого показателя на 5 процентов. За весь рассматриваемый период количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе не демонстрирует устойчивой тенденции, общий рост составил лишь 0,5 процентов. 

Таблица 1 - Динамика показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югры

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Изменения 

2018 г. к 2015,

(+,-)

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), ед.

23522

25663

22519

23645

123,0

Индивидуальные предприниматели, человек

49817

49416

49898

50380

563,0

Среднесписочная численность работающих на малых и средних предприятиях, тыс. чел.

121,9

124,2

120,0

127,9

6,0

Доля работающих на предприятиях малого предпринимательства в общей

Численности работающих, в %

16,0

16,5

16,7

16,8

0,8

Оборот предприятий малого предпринимательства, млн. руб.

419,2

455,5

507,3

534,7

115,5

Доля в объеме ВРП, в %

13,4

15,0

15,3

15,8

2,4

Объем государственной поддержки, направленной на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства , всего, млн. рублей

876,9

581,3

577,2

424,5 

  • 452,4

Примечание. Подготовлено по источнику [14, С. 38] по данным за 2018 г.

Количество индивидуальных предпринимателей за этот же период демонстрирует небольшой,  но устойчивый рост. Общий рост за весь период составил 1,13 процентов. Среднесписочная численность работающих на малых и средних предприятиях в Ханты-Мансийском автономном округе выросло с 2015 года по 2018 год на 4,9 процентов. За этот же период оборот предприятий малого предпринимательства вырос существенно (на 27,55 процентов).  Доля предприятий малого предпринимательства в объеме ВРП в Ханты-Мансийском автономном округе выросла на 2,4 п.п. 

В тоже время, объем государственной поддержки, направленной на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства  за рассматриваемый период снизился на 51,6 процентов. Это свидетельствует о формирующихся условиях, способствующих развитию  субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Ханты-Мансийского автономного округа.

В муниципальных образованиях автономного округа также реализуются программы, способствующие развитию предпринимательства. 

На территории города Сургута реализуется муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016 - 2030 годы» [9]. Реализация программы способствует созданию благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства.  

Среднегодовая численность населения в крупнейшем административно-территориальном субъекте и самом многочисленном городе Ханты-Мансийского автономного округа Сургуте за 2018 год составила 370 065 человек, это 22,3 процента общей численности населения Югры. На начало 2019 года наблюдался рост численность населения в г. Сургуте до 373 940 человек (22,5 % общей численности населения Югры). Темп роста составил почти 2 процента к предыдущему периоду, в то время как по автономному округу прирост численности населения составил 0,3 процента [10].

Анализ официальных статистических данных развития субъектов малого предпринимательства позволяет уточнить динамику изменений основных показателей, характеризующих вклад рассматриваемых субъектов в экономику города Сургута  (таблица 2). На территории города Сургута зарегистрированы на начало 2019 года более 18,2 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства. Их численность с 2016 по 2019 год выросла на 10,3 процентов. К 2021 году по сравнению с2018 годом запланирован прирост в 4,7 процентов. На 10 тысяч человек будет приходиться 494,8 единиц субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таблица 2 - Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории города Сургута 

Показатель

Факт

Изменения 2018 г к 2016 г.

(+,-)

Прогноз

2016 г

2017 г

2018 г

2019 г

2020 г

2021 г

Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. 

16522

17908

18221

1699

18470

18750

19080

Число субъектов малого  и среднего предпринимательства на 10 тыс. человек, ед. 

465,9

492,8

492,4

26,5

492,8

493,1

494,8

Примечание. Составлено автором по источникам [11, раздел 2].

Анализ динамики численности работников (без внешних совместителей) занятых на  малых и средних предприятиях, позволяет уточнить динамику стабильно занятых и перспективы изменений рассматриваемого показателя (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика численности работников  занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства города Сургута

Показатель

Факт

Изменения 2018 г к 2016 г.

(+,-)

Прогноз

2016 г

2017 г

2018 г

2019 г

2020 г

2021 г

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий, тыс. человек

33,8

34,25

34,69

0,89

36,2

36,7

36,9

Доля  среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий, %

23,2

23,5

23,5

0,30

24,4

24,7

24,8

Примечание. Составлено автором по источникам [11, раздел 2]. 

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий города Сургута с 2016 года по 2018 год изменяется незначительно. Доля занятых, в малом предпринимательстве в среднем за три года составляет немногим более 23 процентов от общей численности экономически активного населения города Сургута. Изменения за анализируемый период составили менее 0,3 процентов.  Ежегодный темп прироста составляет немногим более 1 процента. Стабильно занятыми на малых и средних предприятиях города Сургута в среднем за три года являются 34,2 тысячи человек. 

Прогнозные значения с 2019 года по 2021 год предполагают рост на 0,4 процента.  С 2016 года по 2021 год намечается рост в 1,6 процента. Это рабочие места для почти 37 тысяч человек (10 %), проживающих на территории города Сургута [10].  Однако целевые индикаторы стратегии развития предпринимательства страны предполагают более значительные изменения [12, С.2]. Например, доля среднесписочной численности работников, занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства в 2018 году должны быть 27,3 процента, это выше практики города Сургута на 3,8 п.п. Базовый стратегический индикатор доли занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства к 2030 году планируется 35 процентов от общего количества занятого населения страны [4, С.6].

Анализ оборота малых предприятий позволяет уточнить существующие тенденции с учетом изменений 2019 года (таблица 4). Оборот субъектов малого предпринимательства города Сургута за рассматриваемый период составляет половину оборота всего автономного округа. 

Таблица 4 – Оборот субъектов  малого предпринимательства в городе Сургуте, млн. рублей в действующих ценах

Субъект

2017 г.

2018 г.

Изменения, 2018 г.  к 2017 г. 

(+,-)

2019 г.

Изменения, 1 квартала к 1 полугодию 2019 г (+,-)

первый

квартал

первое

полугодие

Ханты-Мансийский авт. округ - Югра

352,0

370,7

18,7

57709,9

123397,1

65687,2

Город  Сургут

157,9 

170,3

12,4

171,2

-

107,8

Примечание. Составлено автором по источникам [11, раздел 2].

Рассматриваемый показатель в 2018 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 7,8 процента. Что свидетельствует о положительной тенденции. Это означает, что вклад данной категория предпринимательства в бюджет города растет. Объем налоговых поступлений в бюджет города от субъектов малого предпринимательства составил 14 процентов от общего объема собственных доходов бюджета города [11, С. 2]. Рассматриваемые существенные изменения тенденции оборота малых предприятий свидетельствуют о положительных процессах, происходящих в их деятельности. В целом по России положительная динамика является достаточно выраженной и дает основания предположить о дальнейшем усилении тренда. 

Анализ динамики заключенных контрактов и объема муниципальных закупок у малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций позволит выявить тенденции, стимулирующие развитие рассматриваемых субъектов (таблица 5). 

Таблица 5  -Динамика закупок муниципального образования городской округ город Сургут у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций

Год 

Совокупный годовой объем закупок, млн. руб.

План закупок СМП, СОНКО, %

Общее количество заключенных контрактов с СМП, СОНКО, шт.

Доля заказа, размещенного у СМП, СОНКО, от совокупного годового объема закупок, %

Превышение доли закупок у СМП, СОНКО над нормативом, п.п.

 

2 538,9 

30,3 

 

27,4 

12,4

 

2 735,3 

37,4 

 

26,3 

11,3

 

2 302,2 

   

27,5 

12,5

 

11 300,0 

   

35,5 

20,5

Примечание. Составлено автором по источникам [9, С. 4-5] по данным за 2018 г.

В период с 2014 года по 2017 год наблюдается положительная динамика количества заключенных контрактов и объема закупок муниципального образования городской округ город Сургут у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В соответствие с нормами Федерального закона 44-ФЗ  установлена доля закупок у СМП и СОНКО в размере 15 процентов [13, п.1, ст. 30]. Наблюдается ежегодное превышение объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций по сравнению с нормативом [12, С.4]. Среднегодовое превышение составило более 14 п.п. Это свидетельствует о расширении доступа субъектов малого предпринимательства к закупкам товаров, работ, услуг для муниципальных нужд города Сургута. 

Заключение.

Развитие городской среды, инфраструктуры, удовлетворяющей потребности современного жителя требуют пристального отношения к функционированию субъектов малого предпринимательства, которые тесным образом увязаны с перспективами реализации стратегии социально-экономического развития своей дислокации. Все это требует актуализации знаний и уточнений основных тенденций развития субъектов малого предпринимательства в городе Сургуте. 

Анализ основных показателей, характеризующих динамику развития субъектов малого предпринимательства в городе Сургуте, позволил сделать некоторые выводы и уточнить направленность существующих тенденций в  сравнении со стратегическими индикаторами.

На территории города Сургута численность субъектов малого и среднего предпринимательства  выросла за анализируемый период на 10,3 процентов, в плановом периоде предусмотрен дальнейший рост на 4,7 процентов. Наблюдаемая положительная тенденция в городе Сургуте значительно лучше общеокружного значения. 

Изменения доли занятых в малом предпринимательстве за анализируемый период составили менее 0,3 п.п.  Ежегодный темп прироста составляет немногим более 1 процента. Однако наблюдаемая тенденция складываться из значений ниже стратегических индикаторов на 3,8 п.п.  Это означает, что количество рабочих мест в субъектах малого предпринимательства растет не достаточными темпами по сравнению со стратегическими индикаторами. Что является нежелательным трендом. Так как может отрицательно влиять на решение задач обеспечения занятости населения.

Рассматриваемые тенденции оборота малых предприятий в городе Сургуте имеют однонаправленную динамику с данными в целом по России. Положительная динамика свидетельствует о положительных процессах, происходящих в деятельности субъектов малого предпринимательства и дает основания предположить о дальнейшем улучшении ситуации. 

Анализ динамики заключенных контрактов и объема муниципальных закупок у малого предпринимательства позволил выявить тенденции, стимулирующие развитие рассматриваемых субъектов. Наблюдаемое ежегодное превышение объема закупок у субъектов малого предпринимательства по сравнению с нормативом  свидетельствует о расширении доступа рассматриваемых субъектов к закупкам товаров, работ и  услуг для обеспечения бюджетных нужд города Сургута. 

Выявленные тенденции, характеризующие изменения в деятельностисубъектов малого предпринимательства в сравнении со стратегическимииндикаторами, позволили уточнить направленность и вклад в социально-экономическое развитие города Сургута. Поэтому требуются дальнейшиеисследования факторов, оказывающих влияние на формирование тенденциии достижение индикативных значений стратегических показателей, которыепозволят сформировать достаточную и объективную информационную базудля принятия управленческих решений, способствующих реализациистратегии социально-экономического развития конкретной территории истраны в целом.

Библиографический список

  1. Стенькина Е. Н., Котляр Е. Э. Роль малого и среднегопредпринимательства в социально-экономическом развитии территории[Электронный ресурс]: // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 73-75. —Режимдоступа:URL https://moluch.ru/archive/205/50269/ (дата обращения: 10.09.2019).

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в РоссийскойФедерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РоссийскойФедерации от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ: принят Государственной Думой 6 июля 2007 г.: [ред. от02.08.2019 N 293-ФЗ]. — КонсультантПлюс. — Режимдоступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (датаобращения: 10.10.2019).

3. Галышева М.И. Проблемы развития малого предпринимательства в России // ЭГО:Экономика. Государство. Общество. Научно-информационный электронный журнал студентов и молодых ученых. – 2017. –  Выпуск №1(28) март.  Режим доступа:  http://ego.uapa.ru/en/issue/2017/01/3/. (дата обращения: 10.10.2019).

4. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]:Режим доступа:  http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=294696&fld=134&dst=100009,0&rnd=0.8956325828249783#05364571632452535 (датаобращения: 10.10.2019).

5. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2007 года № 213-оз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями на 11 сентября 2019 года). — Режимдоступа: http://docs.cntd.ru/document/ 543544640(датаобращения: 10.10.2019).

6. Гречина А. И., Басова Н. В. Особенности реализации малого исреднего бизнеса в Российской Федерации, проблемы и пути ихминимизации на современном этапе развития // Молодой ученый. — 2017. — №26. — С. 105-110. — Режимдоступа: URL  https://moluch.ru/archive/160/44953/ (дата обращения: 10.10.2019).

7. Маковлева Е.Е. Анализ практики государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства//нтернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» ТОМ 8, № 2 (2016) — Режимдоступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-praktiki-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakupok-u-subektov-malogo-predprinimatelstva/viewer  . (дата обращения: 09.10.2019).

8. Царев В. Е., Вершина Д. А. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 250-252. — Режимдоступа: URL https://moluch.ru/archive/128/35336/ (дата обращения: 09.10.2019).

9. Муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 206- 2030 годы».Режим доступа: 

 http://invest.admsurgut.ru/public/uploads/(2018_08_20)_Munitsipalnaya_programma_Razvitie_malogo_i_srednego_predprinimatelstva_vse_izmeneniya.docx. (дата обращения: 23.10.2019).

10. Среднегодовая численность населения в разрезе городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год. — Режим доступа:  https://tumstat.gks.ru/storage/mediabank /%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0% BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%A5%D0%9C%D0%90%D0%9E_2019.htm. (дата обращения: 09.10.2019).

11 Доклад Главы города Сургута «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сургут за 2018 год». [электронный ресурс] — Режим доступа: http:// Downloads\ Сургут_Доклад_ОЭ_ОМСУ _за_2018_год. (дата обращения: 23.10.2019).

12. ПРИЛОЖЕНИЕ к Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. — [электронный ресурс]. Режим доступа:  http://static.government.ru/ media/files/jFDd9wbAb ApxgEiHNaXHveytq7hfPO96.pdf. (дата обращения: 09.10.2019).

13. Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [электронный ресурс] — Режимдоступа: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_ LAW_144624/. (дата обращения: 23.10.2019).

14. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 ноября 2018 года № 599-рп «Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2018 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа». [электронный ресурс] — Режимдоступа: https://gov.admhmao.ru/otchyety/ezhegodnye-otchety-o-rezultatakh-deyatelnosti-pravitelstva/2097815/2018-god (дата обращения: 23.10.2019).

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019
(08) УЭкС, 8/2019
(09) УЭкС, 9/2019
(10) УЭкС, 10/2019
(11) УЭкС, 11/2019
(12) УЭкС, 12/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516