Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Повышение инновационной активности строительного бизнеса: проблемы и перспективы

Инновации.Инвестиции | (130) УЭкС, 12/2019 Прочитано: 2345 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Иванова Руфина Маратовна, Загидуллина Гульсина Мансуровна, Сиразетдинова Диляра Фархатовна
  • Дата публикации:
    30.11.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»

Повышение инновационной активности строительного бизнеса: проблемы и перспективы

 

Иванова Руфина Маратовна

R.M.Ivanova

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство в строительстве", ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»

e-mail:  rufina-nml@yandex.ru 

Загидуллина Гульсина Мансуровна

G.M.Zagidullina

доктор экономических наук, профессор, зав.кафедрой  «Экономика и предпринимательство в строительстве", ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»

e-mail:  gulsina@kgasu.ru

Сиразетдинова Диляра Фархатовна

D.F. Sirazetdinova

магистр кафедры «Экономика  и  предпринимательство
в строительстве",  ФГБОУ  ВО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»

Аннотация

Одним из основных условий системного перехода строительной отрасли на инновационный путь развития является повышение  инновационной активности строительного бизнеса. Бурный рост научно-технического прогресса, развитие современных цифровых технологий диктуют строительной индустрии новые условия. 

Подход к модернизации строительной отрасли требует комплексности и продуманности одновременно по нескольким направлениям: коренное изменение в подходах к регулированию отрасли, инновационное техническое и программное перевооружение отрасли, коренное изменение подходов к формированию кадрового потенциала отрасли.

Abstract

One of the main conditions for a systematic transition of the construction industry to an innovative development path is to increase the innovative activity of the construction business. The rapid growth of scientific and technological progress, the development of modern digital technologies dictate new conditions to the construction industry.

The approach to the modernization of the construction industry requires comprehensiveness and thoughtfulness simultaneously in several areas: a radical change in approaches to regulating the industry, innovative technical and software re-equipment of the industry, a radical change in approaches to building the personnel potential of the industry.

Ключевые слова:  инновационная активность строительного бизнеса, модернизация строительной отрасли, ресурсная база строительства, энергосберегающие технологии, современные информационные модели, ценообразование в строительстве.

         

 Keywords: innovative activity of the construction business, modernization of the construction industry, the resource base of construction, energy-saving technologies, modern information models, pricing in construction.

 

Одним из основных условий системного перехода строительной отрасли на инновационный путь развития является повышение  инновационной активности строительного бизнеса. За последние годы был реализован ряд важных мер в рамках инновационной политики и развития различных инструментов поддержки технологической модернизации отрасли. 

Строительная отрасль в России, так же, как и в развитых мировых странах, отличается низким уровнем инноваций. Объясняется это тем, что более 80 % от общего числа строительных предприятий составляют микро-предприятия со средней численностью работающих до 15 человек, не имеющие возможностей отвлекать оборотные средства на инновации.

Проникновение инноваций и инновационных технологий в строительную отрасль в сравнении с другими отраслями экономики крайне слабое, и связано это, прежде всего, с тем  , что микро, малые и средние компании, которые составляют подавляющее большинство в строительной отрасли страны, вынужденно консервативны и не могут себе позволить не только направлять инвестиции на инновационные разработки, но зачастую не обладают квалификацией и технической и финансовой возможностью для оценки и использования преимуществ технологических инноваций [1].

Другая причина инертности строительной отрасли в части восприятия инноваций заключается в отсутствии коммерческого интереса к ним у подавляющего большинства застройщиков, так как при благоприятной рыночной конъюнктуре высокая норма прибыли может быть получена и без использования инноваций.

Тема модернизации в сфере строительства во всех её аспектах звучит всё более актуально. Ведь именно жилищное строительство является государственным приоритетом. И одной из задач, сформулированных государством перед строительной отраслью, является обеспечение качества, доступности и безопасности жилья. А этого невозможно достичь без реформирования отрасли. При этом подходы к изменениям не должны быть формальными.

Взаимодействие строительного бизнес-сообщества и государства в области инновационной политики должно строиться на взаимной заинтересованности в конечном результате. Такой подход должен предусматривать дифференциацию рисков и гибкую систему стимулирования квалифицированных кадров.

В результате проведенного анализа был выявлен разрыв во
взаимодействии научной, производственной и коммерческой среды, что, в
конечном итоге, препятствует непрерывному функционированию
инновационной системы, и выделены следующие факторы,
обуславливающие снижение конкурентоспособности отечественной
строительной отрасли:

  • недостаточная обеспеченность квалифицированным персоналом;
  • недостаточный уровень инвестиций;
  • информационная   непрозрачность   отрасли   и   рынка:   недостаток объективных данных о российских строительных компаниях и производителях строительных материалов и изделий, недостаток широко доступной информации о тенденциях развития зарубежных рынков;
  • несоответствие     процессов     ведения     бизнеса     в     российских
    строительных    компаниях    международным    стандартам    –   различия    в нормативно-технической   документации   и   подходах   к   организации   и
    управлению строительством;
  • отсутствие российских компаний (крупных), способных определять
    политику в строительной отрасли и поддерживать цикл разработок;
  • зависимость     от     импорта     технологического     оборудования,
    строительных    машин,    компонентов    для    производства    строительных
    материалов;
  • слабая      система     продвижения      отечественной      строительной
    продукции, услуг и материалов как на внутреннем, так и на зарубежных
    рынках;
  • недостаточная эффективность  системы  передачи  инновационных
    разработок в строительное производство.
  • слабое  использование  в  строительстве  вторичных материальных
    ресурсов.

Большинство указанных факторов, влияющих на снижение конкурентоспособности строительной отрасли, являются взаимозависимыми и усугубляют основные системные проблемы отрасли - технологическую отсталость, разобщенность, закрытость[2].

 

Бурный рост научно-технического прогресса, развитие современных цифровых технологий диктуют строительной индустрии новые условия. Без  инновационного развития удержаться в тренде и сохранить работоспособность в высоко конкурентной среде профессиональным игрокам этого рынка становится всё сложнее. Данный посыл справедлив не только для российской действительности. Европейская строительная отрасль характеризуется во многом схожими проблемами роста. В особенности актуальна тема инноваций в сфере жилищного строительства. Без модернизации мощностей и изменения системных подходов к строительству реализация стоящих перед отраслью задач представляется затруднительной.

Сами представители строительного сообщества признают: отрасль катастрофически отстает в своей технологичности от реалий. Но потенциал её велик, и современные инновационные решения для строительства существуют. 

Подход к модернизации строительной отрасли требует комплексности и продуманности одновременно по нескольких направлениям [3].

Коренное изменение в подходах к регулированию отрасли: 

    1. систематизация и переработка в соответствии с реалиями и международными стандартами нормативно-регламентационной базы градостроительства от архитектурно-проектных и геодезических изысканий до строительных процессов и инженерных сетей;
    2. цифровизация нормативно-правовой и технической базы градостроительства;
    3.  пересмотр фискальной политики в отношении строительной деятельности с применением инновационных подходов и технологической модернизации;
    4. совершенствование законодательства в области размещения государственного заказа, направленное на обеспечение условий честной и широкой конкуренции с превалированием не только ценовых прерогатив, но, прежде всего, качества и безопасности, отвечающим самым высоким международным нормам в области строительства, путем введения обязательного предварительного отбора организаций с учётом их комплексного рейтинга в профессиональной среде;
  1. Инновационное техническое и программное перевооружение отрасли:

2.1 увеличение в общей массе строительных материалов и технологий современных инновационных способов проектирования и строительства с применением интеллектуальных и программных систем моделирования полного цикла, включая эксплуатационный период;

2.2 внедрение современных способов управления производительностью труда с одновременным снижением издержек, включая энерго- и материалоемкость строительных процессов;

2.3 модернизация инженерных и транспортных коммуникаций в рамках государственных программ реновации;

2.4 разработка единого цифрового топографического плана территорий с регулярной актуализацией базы данных для эффективного и оперативного регулирования вопросов выдачи разрешений, проведения строительных, ремонтных, изыскательских работ, а также выявления аварийных или потенциально аварийных участков с минимизацией затрат на эту деятельность.

  1. Коренное изменение подходов к формированию кадрового потенциала отрасли:

3.1 смена кадровых приоритетов – от дешёвой, не имеющей необходимых навыков рабочей силы к квалифицированным специалистам на всех этапах строительства;

  1. формирование кадрового потенциала с новым уровнем компетенций, соответствующим инновационным технологиям; 
  2. 2.3.модернизация системы образования в области строительства – как в вузах, так и в ссузах;
  3. 2.4.государственная заинтересованность в привлечении инвестиций в научный сегмент строительства, занимающийся исследованиями и разработкой современных технологий;
  4. 2.5.активный обмен опытом подготовки кадров для строительной отрасли на международном уровне.

Застройщик планирует и осуществляет свою деятельность лишь в рамках  утвержденного план-графика проекта строительства. Все, что будет происходить после завершения строительства, как правило, не является для него ни зоной ответственности, ни предметом коммерческого интереса. В результате занижаются требования к ресурсной и энергетической эффективности, к стоимости последующей эксплуатации объекта, что в конечном итоге способствует использованию морально устаревших, но быстро окупаемых материалов и технологий.

На современном этапе развития строительной отрасли  кратно повышается синергетическая основа составляющих процессов организации и  управления строительством. Фактически ни один значительный инвестиционно-строительный проект не реализуется сегодня без ресурсного и информационного взаимодействия, процессов  проектирования  и строительства, нормативно-правового и правового технического  обеспечения [4].

Многомерные  системы проектного  управления,  интегрированные  с системами моделирования и управления   жизненным   циклом   объектов, нового уровня позволят обеспечить необходимое качество объектного и
процессного   анализа   и  управленческих  решений,   включая   развернутые системы управления себестоимостью, сроками строительства, инвестиционными и проектными рисками. Внедрение проектного управления на базе современных информационных моделей должно способствовать реализации потенциала инновационного развития строительной отрасли.

 Уровень сметного    нормирования    и    состояние  нормативно-информационной базы сметного ценообразования оказывает весьма значительное влияние на положение дел в инвестиционно-строительной сфере. Однако, действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве устарела и приводит к значительным искажениям истинных показателей работы непосредственных производителей строительной продукции и, зачастую к завышению стоимости строительства. Совершенно очевидно, что такая система непригодна для рыночной экономики. Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений в экономической системе и ценовой политике определяет необходимость внесения принципиальных изменений и в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

Ценообразование     в     строительстве     характеризуется     специфическими     чертами, отражающими      технико-экономические      особенности      этой      отрасли      материального производства. К указанным особенностям относятся: 

– территориальная закрепленность строительной продукции и использование ее в тех местах, где она создана;

– высокий уровень материалоемкости;

–  относительно большая продолжительность производственного цикла;

– использование при возведении каждого объекта широкой номенклатуры материалов, изделий, конструкций и оборудования;

– постоянное воздействие атмосферно-климатических факторов в условиях круглогодичного ведения строительно-монтажных работ на открытом воздухе и обширных площадях.

Каждый объект строительства имеет свои индивидуальные черты и особенности, что в значительной мере определяет специфику ценообразования в строительстве.

Ресурсный метод определения строительства  получит приоритетное  применение  на отдельных видах строительства  и комплексных работ, преимущественно  с небольшой номенклатурой ресурсов.

Инновационный подход в жилищном строительстве предусматривает также использование новых материалов и технологий с целью оптимизации теплосберегающих характеристик жилья и достижения его энергоэффективности в соответствии со «Стратегией развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года», утвержденной приказом Минрегионразвития РФ от 30 мая 2011 г. № 262. Пути решения данной задачи могут включать:

  • использование современных технологий при обустройстве фасадов, кровель, перекрытий; 
  • энергосберегающие технологии в светопрозрачных конструкциях, включая инновационные «умные» фасады;
  • модернизацию технологии строительно-монтажных работ;
  • использование инновационных отделочных и декоративных материалов с повышенным уровнем прочности и безопасности;
  • инновационные решения инженерного обеспечения высотных зданий;
  • конструирование инновационных вентиляционных и отопительных систем.

К 2020 году запланировано создание и утверждение перечня инновационных стройматериалов. Внимания требует также и машиностроительное производство, призванное оснастить стройиндустрию оборудованием для производства инновационных материалов.

Инновационность материалов имеет и ещё один проблемный аспект: при всех своих преимуществах в цене, обработке, применении в большинстве своем они не исследованы до конца и не подлежат нормированию и стандартизации. Их жизненный цикл характеризуется на основании эмпирических и лабораторных исследований, а не на практических результатах длительной эксплуатации. Данный фактор является сдерживающим для многих строительных компаний, работающих в рамках госзаказа, поскольку обосновательная база не представляется достаточной при рассмотрении инновационности материалов в данном ракурсе, а их рыночная стоимость зачастую превышает сметную.

При существующих бюрократических барьерах административного и нормативного характера и несоразмерных финансовых затратах на лицензирование новых материалов и технологий с одновременным низким софинансированием инновационной составляющей со стороны государства бизнес не спешит модернизировать ресурсную базу строительства. Проектировщикам проще предусматривать в проектах проверенные, не вызывающие проблем при согласовании материалы, соответствующие устаревшим, но действующим нормам. В итоге используемые технологии не учитывают затрат на последующую эксплуатацию объектов, и экономия оказывается мнимой [5].

Внедрение энергосберегающих технологий в российское жилищное строительство происходит в недостаточных объёмах во многом из-за того, что на стадии формирования технических государственных заданий этому вопросу не уделяется должного внимания. В приоритете остается минимальная цена. Такой подход губительно сказывается на дальнейшей эксплуатации объектов. И экономия оказывается мнимой, в ущерб качеству. Практически повсеместно, новоселы, въезжая в новостройку, первым делом меняют оконные и дверные рамы  за свой счет, повышая ресурсосберегающие характеристики своего жилья. 

В рамках государственного заказа применение любых инновационных материалов и технологий должно быть экономически обоснованным. Только установка стеклопакетов с энергосберегающим низкоэмиссионным стеклом снижает теплопотери более чем на 30%. Для современного жилья с индивидуальными отопительными системами такая технология имеет весьма ощутимое финансовое выражение. Однако доля таких изделий в общем объёме закупаемых стеклопакетов в России растёт не слишком высокими темпами: с 5-7% в 2007 году до 15-17% в 2012-м. В Европе аналогичный показатель превышает 90%. 

В связи с постоянным ростом цен на энергоресурсы энергоэффективность следует рассматривать как глобальную задачу мирового уровня. Как показывает международная практика, инвестиции в инновационные технологии и материалы способны значительно сократить эксплуатационные издержки и существенно повысить безопасность, качество и комфортность жилья. В качестве демонстрации эффективности современных инновационных возможностей строительной индустрии на условиях частно-государственного партнёрства в рамках Expo-2020 в Арабских Эмиратах планируется продемонстрировать мировой общественности энергоэффективный город Дистрикт на площади 14 тыс. га, полностью самодостаточный в части ресурсоснабжения. По замыслу он будет перерабатывать самостоятельно до 40 тыс. кубометров сточных вод. Его вместимость оценивается в 70 тыс. человек. Этот международный проект реализуется специалистами нескольких стран и воплощает все самые передовые технологии градостроительства и энергоэффективности.

Для реализации поставленных задач широко должны применяться технологии информационного моделирования зданий (Building Information Modelling - BIM) и прогнозного математического моделирования, ориентированные на создание единой научной, технологической, технической, нормативно-организационной, информационной среды для интеллектуального управления жизненным циклом объектов строительства с целью качественного повышения эффективности планирования и надежности реализации инфраструктурных проектов всех уровней (включая развитие территорий, полномасштабное применение системы «контрактов жизненного цикла» в отрасли, принципов «интеллектуального»/«зелёного» строительства), возможности адекватной оценки и снижения инвестиционных рисков на всех горизонтах планирования, оптимизации расходов на капитальное строительство и коммунальный комплекс.

Информационное моделирование является комплексом технологий, обеспечивающих единую цифровую среду для выполнения совместного проектирования и планирования в рамках проекта. Внедрение BIM должно улучшать результаты на различных этапах жизненного цикла объекта строительства, включая ранние стадии разработки сооружения, дизайн и инжиниринг, закупки и строительство, ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание и извлечение прибыли, а также снос или реконструкцию. BIM и госрегулирование

В целом, инновационный вариант развития строительной отрасли предполагает совершенствование системы управления и должен носить непрерывный характер, адаптирующийся к изменениям во внешней среде.

 

Список литературы

  

  1. 1.Загидуллина Г.М. Шагиахметова Э.И.,  Позиционирование предприятий на рынке строительных услуг РТ с использованием критериальной  матрицы, Известия КГАСУ,  2015 –  0,375 п.л.
  2. 2.Загидуллина Г.М., Соболев Е.А., Крыловский А.Б. Прогнозирование структуры инновационного шестого технологического уклада и анализ приоритетов текущего промышленного развития, издательство: КГАСУ, Казань, Россия, Известия КГАСУ, № 1, 2015, 182-189 с.– 0,5 п.л.
  3. 3.Загидуллина Г.М., Иванова Р.М. Основные направления активизации инновационной деятельности инновационной в инвестиционно-строительной сфере. Российское предпринимательство. – 2016. Том 17.  № 21. - 0,5 п.л.
  4. 4.Асаул А.Н. , Загидуллина Г.М., Емельянова О.О., Фалтинский Р.А.
    Механизмы  обеспечения   инновационного  развития субъектов предпринимательства. под.ред.А.Н.Асаула. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2016. - 400 с.
  5. Сиразетдинов       P.M.       Инновационная       стратегия       развития инвестиционно-строительного      комплекса:      теория      и      методология/ P.M. Сиразетдинов. - Казань: КГАСУ, 2011 – 24,3 п.л.

Bibliography

  1. Zagidullina G.M. Shagiakhmetova EI, Positioning of enterprises in the RT construction services market using the criteria matrix, Izvestiya KGASU, 2015 – 0,375 pp.
  2. Zagidullina G. M., Sobolev E. A., Krylovsky A. B. Prediction of the structure of the innovative sixth technological structure and analysis of the priorities of the current industrial development, publishing house: KGASU, Kazan, Russia, Izvestia KGASU, No. 1, 2015, 182-189 pp. – 0,5 pp.
  3. Zagidullina G.M., Ivanova R.M. The main directions of intensification of innovative activity in the investment and construction industry. Russian entrepreneurship. - 2016. Volume 17. No. 21 – 0,5 p.p.
  4. Asaul A.N. , Zagidullina G.M., Emelyanova O.O., Faltinsky R.A. Mechanisms for ensuring the innovative development of business entities. Ed. By A.N. Asaul. - SPb .: ANO IPEV, 2016 – 400 p.
  5. Sirazetdinov P.M. An innovative development strategy for the investment and construction complex: theory and methodology / P.M. Sirazetdinov. - Kazan: KGASU, 2011 – 24,3 p.p.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019
(08) УЭкС, 8/2019
(09) УЭкС, 9/2019
(10) УЭкС, 10/2019
(11) УЭкС, 11/2019
(12) УЭкС, 12/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516