Ошибка
  • Delete failed: 'df191cf847d7ca515687dcd579fc2dcc.php_expire'
  • Delete failed: 'df191cf847d7ca515687dcd579fc2dcc.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

СТРАТЕГИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Инновации.Инвестиции | (129) УЭкС, 11/2019 Прочитано: 1507 раз
(4 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Перельмутер Элина Алексеевна, Ерохина Елена Вячеславовна
  • Дата публикации:
    30.11.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    МГТУ им. Н.Э.Баумана

СТРАТЕГИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Перельмутер Элина Алексеевна

Perelmuter Elina Alexeevna

Студент 4-го курса КФ МГТУ им. Н.Э.Баумана 

(национальный исследовательский университет), г.Калуга

Факультет М8-КФ «Машиностроительный»

Специальность «Инноватика»

E-mail: perelmuter.elya@yandex.ru

Ерохина Елена Вячеславовна

Erokhina Elena Vyacheslavovna

 доктор экономических наук, профессор КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), г. Калуга

Кафедра М8-КФ «Организация и управление производством»

E-mail:  eev_bmstu@rambler.ru

 

Аннотация: В статье исследованы проблемы и возможности реализации стратегии научно-технологического развития страны. Показаны основные цели и задачи НТР в Российской Федерации. Приведены конкретные сроки, установленные для выполнения выбранных задач. Сделан вывод о качестве НТР страны.  

Abstract: The article explores the problems and possibilities of implementing the strategy of scientific and technological development of the country. The main goals and objectives of scientific and technological progress in the Russian Federation are shown. The specific dates set for the performance of the selected tasks are given. The conclusion is made about the quality of the country's scientific and technological revolution.

Ключевые слова: стратегия научно-технологического развития; направления развития; приоритетные направления НТР; финансирование, поддержка государства.

Keywords: scientific and technological development strategy; directions of development; priority areas of scientific and technological progress; financing, state support.

 

Государственная научно-техническая политика – составная часть соцально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Именно по этой причине большинство государств, в том числе и Российская Федерация, уделяют значительное внимание технологическому и научному развитию. 

Основной целью стратегии научно-технологического развития РФ является обеспечение независимости и конкурентоспособности государства за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Исходя из этого Президентом РФ был издан Указ № 642 от 01.12.2016 о стратегии научно-технологического развития РФ, в который входят следующие задачи:

  • создание возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны; 
  • создание условия для проведения исследований и разработок, соответствующие современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам; 
  • формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, обеспечив повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, создав условия для развития наукоемкого бизнеса; 
  • формирование высококачественной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающую повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, а также эффективности капиталовложений в указанную сферу, результативности и востребованности исследований и разработок; 
  • получение навыков в формировании модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки и повысить эффективность российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.

Основным документом, контролирующим направления НТР является Российская доктрина научного развития (Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №884). Данный документ действителен до 2035 года. Доктрина гласит: «Государство рассматривает науку и ее научный потенциал как национальное достояние, определяющее будущее нашей страны, поэтому поддержка научного развития становится национальным императивом» [6]. Согласно этому принципу, приоритетные направления научно-технической политики основаны на национальной экономике и определяются геополитическая ситуация, наличие природных ресурсов, потребность в социальном духовном развитии, гуманистические традиции российской науки и тенденции всеобщей цивилизации.

Однако доктрина не единственный государственный документ, способствующий научно-технологическому развитию нашей страны. Одним из , документов, оказывающих значительное влияние на НТР РФ является Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 «Приоритетные направления для одобрения научно-технического развития в Российской Федерации и Перечень ключевых технологий». В данном Указе определены следующие приоритетные области и их процентное соотношение (рис.1).

 

p1

Рис. 1 – Приоритетные направления НТР в РФ [7]

1 – безопасность и противодействие терроризму; 

2 – индустрия наносистем; 

3 – информационно-телекоммуникационные системы; 

4 – науки о жизни; 

5 – перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; 

6 – рациональное природопользование; 

7 – транспортные и космические системы; 

8 – энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Стратегия развития науки и техники Российской Федерации к 2035 году включает семь приоритетных областей развития, которые требуют пристального контроля со стороны государства. К ним относятся:

1) Переход на передовые цифровые, интеллектуальные производственные технологии, роботизированные системы, новые материалы и методы проектирования для создания систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.

2) Переход на экологически чистые и ресурсосберегающие источники энергии повысил эффективность добычи и глубокой переработки углеводородов и привел к появлению новых методов транспортировки и хранения энергии.

3) Переход к персонализированной медицине, здравоохранению и высокотехнологичным технологиям за счет рационального использования лекарств (особенно антибактериальных).

4) Переход к высокопроизводительному и экологически чистому сельскому хозяйству и аквакультуре, разработка и внедрение систем химической и биологической защиты для рационального использования сельскохозяйственной флоры и фауны, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, а также создание безопасных и качественных продуктов питания, включая функциональные продукты питания. ,

5) Устранить технологические, биологические, социокультурные угрозы, терроризм и идеологический экстремизм, а также киберугрозы и другие источники опасности для общества, экономики и государства.

6) Занимать территорию Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также создания международных транспортных и логистических систем, освоения и использования космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктиды.

7) Учитывая взаимодействие людей и природы, людей и технологий, а также социальных институтов на современном этапе глобального развития, включая использование гуманитарных и социальных наук, российское общество может эффективно справляться с серьезными проблемами.

Только при хорошем финансировании мы можем добиться качественного научно-технического прогресса. Основными источниками финансирования стратегии является федеральный бюджет, включая бюджетные ассигнования на реализацию национальных планов Российской Федерации, региональный и местный бюджетов. Кроме того, финансирование может осуществляться за счет внебюджетных средств, полученных от инвесторов или меценатов. Для получения необходимого финансирования инновационный проект должен быть принят на нескольких уровнях правления. Полный алгоритм утверждения инновационного проекта представлен на схеме 1.

 

p2

Схема 1 – Алгоритм принятия решений о начале финансирования и реализации проекта полного инновационного цикла

 

реализация принятой Стратегии проходит со значительными отставаниями. Конкретные направления и сроки их отставания представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 –  Сроки отставания по выполнению плана мероприятий

№ распоряжения

Содержание распоряжения

Срок просрочки по выполнению

1

Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении целевых показателей и перечня показателей реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №642, подлежащих мониторингу»

       2 года

2

Утверждение комплексной научно-технической программы по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации

      1,5 года

3

Не утвержден перечень технологических направлений («сквозных технологий»), ускоряющих реализацию приоритетов научно-технологического развития, в том числе создание рынков Национальной технологической инициативы

      1 год

4

Принятие нормативного правого акта, регулирующего деятельность сетевых форм организации научной, научно-технической и инновационной деятельности, в том числе исследовательских и инженерно-производственных консорциумов

        2 года

5

Не упрощены: – процедуры ввоза (вывоза) материалов и оборудования, а также иной продукции, необходимой для реализации исследований и разработок, в том числе посредством создания в регионах сети инновационных таможенных постов

      1,5 года

6

Не внесены изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части упрощения закупки оборудования, материалов и образцов для проведения исследований и технологических разработок

1,4 года

7

Не утверждена программа строительства современной жилищной и социальной инфраструктуры, включая апартаменты временного проживания, при ведущих научных и образовательных организациях, а также инновационных центрах (технопарках) с привлечением средств федерального, регионального и местного бюджетов

      1,2 года

8

Не утвержден план мероприятий («дорожная карта») по развитию технологического предпринимательства в образовательных организациях высшего образования

      2,2 года

9

Не разработана программа поддержки частных компаний - технологических лидеров, участвующих в реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, в том числе в рамках планов мероприятий («дорожных карт») Национальной технологической инициативы

1 год

В среднем отставания от плана, указанного в доктрине, составляет 1,5 года. Однако правительство и соответствующие компетентные органы уже принимают меры по устранению отставания от плана и предотвращению появлений аналогичных ситуаций вновь.

Оперируя вышеуказанными теорией и фактами можно отметить, что в современных экономических и политических условиях Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации является одним из приоритетных направлений, поддерживаемых и активно развивающихся при поддержке государства. Несмотря на то, что сегодня не все из задач, представленных к выполнению, исполнены государственные органы стремятся к их исполнению и исправлению ошибок и недочетов. 

Список литературы

  1. Зворыкина Т.И., Белобрагин В.Я. Формирование институциональной модели технического регулирования сферы услуг как инструмента политики импортозамещения: необходимость и возможности: Учебное пособие, изд. ЭБС «Лань», 2016. 
  2.   Национальный проект «Наука». Паспорт национального проекта «Наука» (утверждён протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 г. №16). 
  3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. №2227-р в ред. от 18.10.2018 г.).
  4. Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года (Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. №642).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  6. Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №884 «О доктрине развития российской науки».
  7. Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года № 899 «Приоритетные направления для одобрения научно-технического развития в Российской Федерации и Перечень ключевых технологий».
  8. Федеральный закон от 23.08.1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
  9. Федеральный закон от 27.07.2010 г. №220-ФЗ «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт»».

Bibliography

1. Zvorykina T.I., Belobragin V.Ya. Formation of the institutional model of technical regulation of the service sector as an instrument of import substitution policy: the need and opportunity: Textbook, ed. ELS "Doe", 2016.

2. The national project "Science". Passport of the national project “Science” (approved by the protocol of the meeting of the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects dated December 24, 2018 No. 16).

3. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period until 2020 (Order of the Government of the Russian Federation of 08.12.2011, No. 2227-r as amended on 18.10.2018)

4. The strategy of scientific and technological development of Russia until 2035 (Decree of the President of the Russian Federation of December 1, 2016 No. 642).

5. Decree of the President of the Russian Federation of 05/07/2018, No. 204 “On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024”.

6. Decree of the President of the Russian Federation of June 13, 1996 No. 884 "On the doctrine of the development of Russian science."

7. Decree of the President of the Russian Federation of July 7, 2011 No. 899 “Priority areas for the approval of scientific and technological development in the Russian Federation and the List of key technologies”.

8. Federal Law of August 23, 1996 No. 127-FZ “On Science and the State Scientific and Technical Policy”.

9. Federal Law of July 27, 2010 No. 220-ФЗ "On the National Research Center" Kurchatov Institute "."

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019
(08) УЭкС, 8/2019
(09) УЭкС, 9/2019
(10) УЭкС, 10/2019
(11) УЭкС, 11/2019
(12) УЭкС, 12/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516