Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Влияние цифровизации на перспективы развития экономики Алтайского края

Региональная экономика | (129) УЭкС, 11/2019 Прочитано: 150 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Вдовкина Елена Геннадьевна,, Исаева Ольга Владимировна,, Шаповалова Светлана Владимировна,, Байкин Андрей Анатольевич,
  • Дата публикации:
    24.11.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Влияние цифровизации на перспективы развития экономики Алтайского края

The impact of digitalization on the economic development prospects of the Altai Territory

 

Вдовкина Елена Геннадьевна,

Vdovkina Elena Gennadevna,

кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики математических методов и бизнес-информатики

Исаева Ольга Владимировна,

Isaeva Olga Vladimirovna,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры международной экономики математических методов и бизнес-информатики

Шаповалова Светлана Владимировна,

Shapovalova Svetlana Vladimirovna,

старший преподаватель кафедры международной экономики математических методов и бизнес-информатики

Байкин Андрей Анатольевич,

Baykin Andrey Anatolyevich,

старший преподаватель кафедры международной экономики математических методов и бизнес-информатики

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

 

Аннотация. Исследуется значение применения направлений цифровой экономики для Алтайского края, перспективы развития «умных городов» в регионе. Определяется потенциал региона с точки зрения возможности цифровизации основных направлений социально-экономического развития на долгосрочный период, направленных на сохранение численности населения, накопление человеческого капитала и обеспечение устойчивого развития региона.

Abstract. The significance of the application of the digital economy for the Altai Territory, the prospects for the development of "smart cities" in the region is investigated. The potential of the region is determined from the point of view of the possibility of digitization of the main directions of socio-economic development for a long-term period, aimed at preserving the population, accumulating human capital and ensuring sustainable development of the region.

Ключевые слова: цифровая экономика, информационные технологии, демографическая ситуация, умный город, миграция.

Keywords: digital economy, information technologies, demographic situation, smart city, migration.

 

Стремительное развитие информационных технологий предлагает экономике новые возможности для развития и сокращения издержек бизнеса на выполнение поставленных перед ним задач, стирания географических границ в ходе ведения бизнеса, ускорения глобальных бизнес-процессов. Избежать внедрения новых информационных технологий невозможно. Регионы-лидеры цифровизации получают неоспоримые преимущества ведения бизнеса и возможности для развития экономики в целом.

Жизнь современного общества невозможна без использования информационных технологий, это касается как экономической, так и социальной сферы. Информационные технологии привели к существенному качественному изменению условий и инструментов осуществления деятельности медицинских учреждений, промышленных и торговых предприятий, финансовых учреждений, образовательных организаций и т.д. 

От уровня развития информационных технологий зависит конкурентоспособность национальной экономики. Данные Всемирного экономического форума говорят о том, что индекс конкурентоспособности экономики государств тесно связан с индексом развития в странах информационно-коммуникационных технологий. 

В настоящее время в России перспективы развития информационных технологий в определяются «Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025» [1], «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [2], государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» [3].

Реализация указанных документов направлена на снижение зависимости экономики страны от сырьевого сектора за счет роста несырьевого экспорта (высокотехнологичных, наукоемких товаров и услуг), рост производительности труда за счет повышения технического уровня производства (автоматизация производства, внедрение новых технологических процессов) в важнейших сферах экономики и улучшение инвестиционного рейтинга России. Развитие отрасли информационных технологий является необходимым условием для перехода российской экономики к новому постиндустриальному технологическому укладу на основе экономики знаний.

Мероприятия, предусмотренные документами, позволят поддержать средний темп роста отрасли информационных технологий на уровне, опережающем средний темп роста валового внутреннего продукта, увеличить количество высокотехнологичных рабочих мест и обеспечить увеличение объемов производства отечественной продукции и услуг в сфере информационных технологий.

Реализация направлений, предусмотренных документами, повысит уровень обороноспособности страны и обеспечит ее информационную безопасность за счет создания современных средств реагирования и предупреждения глобальных информационных угроз.

Реализация предлагаемого системного подхода к созданию условий для развития отрасли при сохранении возможностей ее свободного рыночного развития, дальнейшая информатизации всех отраслей экономики, устранение административных барьеров для ведения бизнеса и развитие телекоммуникационной инфраструктуры являются необходимыми условиями увеличения вклада России в мировой рынок и усилении позиций страны в глобальном разделении труда в области информационных технологий.

Приоритетные направления исследований и разработок в области информационных технологий связаны с машинным обучением и человеко-машинным взаимодействием, обработкой больших данных, квантовыми и оптическими технологиями, робототехникой, обеспечением безопасности в информационном обществе.

Важная роль отводится междисциплинарным исследованиям, находящимся на стыке информационных технологий с другими областями знаний, а именно: автоматизации проектирования и производства (в том числе повышающей производительность труда), предсказательному моделированию в науках об обществе и человеке и виртуальному имитационному моделированию, биоинформатике и прикладным информационным технологиям (в медицине, фармакологии и генетике).

Одним из контрольных показателей «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» и государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» является место России в рейтинге стран по Индексу развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Индекс развития ИКТ (ICT Development Index – IDI), рассчитываемый Международным союзом электросвязи (International Telecommunication Union) ежегодно, начиная с 2009 года, является комплексным, универсальным и общепризнанным показателем, характеризующим достижения страны в сфере развития ИКТ [4]. Индекс рассчитывается на основе 11 показателей, которые характеризуют проникновение фиксированной телефонной и мобильной сотовой связи и интернета (в том числе широкополосного), доступ к компьютерам и интернету домохозяйств и населения, уровень грамотности взрослого населения и вовлечение в образование молодежи.

Индекс используется для возможности определения тех показателей, значения которых необходимо улучшить в целях сокращения «цифрового разрыва» с развитыми странами. При этом индекс не учитывает аспекты, характеризующие величину территории и плотность населения. В случае с Россией, ее географические и демографические особенности требуют значительно больших затрат, связанных с созданием и эксплуатацией сетей, что влияет на их ценовую доступность и значительно замедляет их развитие.

Развитие сетей высокоскоростной передачи данных и увеличение уровня проникновения смартфонов облегчает цифровизацию и дает возможность повысить мобильность населения. Эта глобальная тенденция актуальна и для России, где показатель проникновения услуг сотовой связи в 2017 году составил 200,3%.

Аналогичная динамика наблюдается и по показателям числа абонентов фиксированного широкополосного и мобильного доступа в Интернет (соответственно 21,0% и 79,9% в 2015 году). Численность пользователей сети Интернет также демонстрирует тенденцию роста с 64% в 2013 году до 76% в 2017 году. Отрицательная динамика наблюдается по показателю телефонной плотности фиксированной связи (включая таксофоны) 22,2% в 2017 году по сравнению с 28,9% в 2013 году, что также соответствует мировой тенденции.

Таблица 1 – Показатели развития ИКТ в России [5].]

vd1

 

Рисунок 1 – Индекс развития ИКТ в России

Высокая скорость изменений, характеризующих мировой рынок информационных технологий, требует от российской ИТ-отрасли работы на опережение. Для создания востребованного продукта на технологическом рынке с высоким уровнем конкуренции необходимо четкое понимание не только текущих, но и будущих тенденций в сфере информационных технологий, способных оказать влияние на мировую экономику.

В своем послании Федеральному собранию в декабре 2016 года Президент Российской Федерации отметил высокий потенциал развития отрасли информационных технологий в России с перспективой двукратного увеличения экспорта ИТ-продукции из России и необходимость формирования в стране цифровой экономики, направленной на повышение эффективности всех отраслей за счет использования информационных технологий.

В декабре 2016 года во исполнение перечня поручений Президента Председателем Правительства Российской Федерации были даны указания по разработке и утверждению программы «Цифровая экономика», включающей меры по созданию правовых, организационных, финансовых и технических условий для дальнейшей цифровизации экономики России и ее интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Московская сессия Всемирного экономического форума, состоявшаяся в декабре 2016 года, была посвящена дискуссии «Стратегия лидерства в рамках четвертой индустриальной революции», в рамках которой обсуждались технологических достижений, связанных с четвертой промышленной революцией, их влияние на общество и окружающую среду, направления развития цифровой экономики и вопросы цифровизации, создание «интернета вещей».

В марте 2017 года в рамках круглого стола Международной ассоциации мобильных операторов (GSM Association, GSMA) обсуждались исследования, свидетельствующие о том, что во всем мире рынок мобильной связи ожидают новые вызовы и новые возможности, связанные с ускоренным развитием цифровой экономики, включая развитие сетей пятого поколения 5G, а также «интернет вещей» и рынок анализа больших данных.

Итогом стало утверждение в июле 2017 года Правительством РФ программы «Цифровая экономика». Программа состоит из пяти направлений, посвященных нормативному регулированию, образованию, кадрам, формированию исследовательских компетенций, а также IT-инфраструктуре и кибербезопасности [6].

Результатом реализации программы к 2025 году должно стать развертывание сетей мобильной связи 5G во всех городах-миллионниках и обеспечение 97% российских домохозяйств широкополосным доступ в интернет (100 МБит/с). Ожидается появление десяти предприятий в сфере высоких технологий и создание цифровых платформ для основных отраслей экономики, а также увеличение выпуска вузами IT-специалистов до 100 тысяч и более в год.

Кроме того, необходимо укрепить позиции на мировом рынке услуг по обработке и хранению данных. В настоящее время ее доля в мировом объеме оказания таких услуг – менее 1%. Согласно программе, планируется увеличить этот показатель до 10% к 2024 году. По предварительной оценке Минкомсвязи, ежегодный бюджет программы составит порядка 100 млрд рублей. К концу срока реализации программы в 2024 году доля иностранного программного обеспечения и оборудования, закупаемого госорганами, должна снизиться до 10 и 50% соответственно.

В качестве дополнения к программе планируется разработка отраслевых проектов в сфере государственного управления, здравоохранения, в том числе создания «умных городов».

Технологии умного города включают в себя: искусственный интеллект, большие данные и предиктивную аналитику, блокчейн, технологии связи 5G, интернет вещей, технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, нейроинтерфейсы, компьютерное 3D-моделирование и 3D-печать[7].

Британский институт стандартов (British Standard Institution, BSI) рассматривает умный город, как «эффективную интеграцию физических, цифровых и человеческих систем в искусственно созданной среде с целью обеспечить устойчивое, благополучное и всестороннее будущее для граждан» [8].

Комитет «умных городов» института инженеров по электротехнике и электронике дает следующее определение: «умный город объединяет технологии, правительства и общества, чтобы обеспечить следующие характеристики: умные города, умная экономика, умная мобильность, умная окружающая среда, умные люди, умные, живые, умные управления»[9].

Вопросами разработки новых решений и технологий для умных городов занимаются лидеры ИТ-отрасли, такие как Cisco, Schneider Electric, IBM, Microsoft и UNIT [10].

Центр стратегических разработок опубликовал экспертно-аналитический доклад «Приоритетные направления внедрения технологий «умного города» в российских городах», где отмечено, что понятие «умный город» трактуется широко и по-разному, однако во всех подходах ключевая роль отводится информационно-телекоммуникационным технологиям, которые помогают наиболее эффективно обеспечивать текущие процессы городской жизни благодаря вовлечению граждан, бизнеса и властей. Сегодня, по мнению авторов исследования, в умном цифровом городе управление осуществляется на основе данных («data-driven city»), которые выступают ключевым элементом городской экосистемы и ее отдельных компонентов – умной системы ЖКХ, умной энергетики, умного транспорта, умного здравоохранения и т.д. [11].

Согласно данным доклада международной консалтинговой компании McKinsey «Цифровая Россия: новая реальность», рост общего объема цифровой экономики России за последние шесть лет составил 59% – данная отрасль растет почти в девять раз быстрее, чем ВВП страны. При этом цифровые расходы домохозяйств составляют в России существенно ниже среднего значение этого показателя для технически развитых государств (2,6% и 3,6% соответственно) [12].

Таким образом, следствием развития цифровой экономики станет определение эффективных бизнес-моделей и создание предпосылок для сотрудничества, в результате которого доступ к современным услугам в сфере информационных технологий и связи станет общемировым (более 5 миллиардов пользователей). Это потребует решения задач по обеспечению удобной и эффективной идентификации пользователей, созданию работающих универсальных механизмов «интернета вещей» и согласованной разработке новейших стандартов связи, включая 5G, с последующим развертыванием сетей.

Рассматривая текущее положение дел в Алтайском крае, можно заметить, что экономическое положение остается очень напряженным, наблюдается повышение уровня инфляционных процессов, усиление напряженности на рынке труда. 

Для преодоления негативных демографических тенденций, и обеспечения положительной динамики важнейших показателей экономического роста требуется радикальное переосмысление основных приоритетов развития, выход на интенсивные высокотехнологичные формы ведения бизнеса, как внутри региона, так и с выходом на процессы трансграничного сотрудничества.

Локомотивом социально-экономического развития любой территории становятся высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные. Эффективность и скорость принятия решений в современной действительности напрямую зависит от уровня информатизации.

В последние годы инфраструктура связи в Алтайском крае, благодаря реализации федеральных целевых программ, региональных программ и проектов, а также инвестиционных программ операторов связи, получила динамичное развитие. 

За 2007-2018 годы значительно увеличен охват населения сотовой связью: телефонная плотность (проникновение) связи на 100 человек населения увеличилась в 3 раза, количество абонентов – в 2,1 раза, количество базовых станций – более чем в 10 раз. Сегодня доступ к мобильной сети имеет 97 % населения, развернуты и эксплуатируются сети связи 4-го поколения в стандарте LTE. 

В результате развития мультисервисной сети обеспечено продвижение услуг широкополосного доступа в Интернет во всех городах и районах Алтайского края. В сравнении с 2006 годом количество абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет увеличилось до 425 тыс., число абонентов в сельских районах выросло с нескольких тысяч до 100 тыс.

Географическое положение региона и его высокая транспортная доступность открывают широкие возможности для установления прочных экономических и торговых связей межрегионального и международного уровней. По территории региона проходит железная дорога, связывающая Среднюю Азию с Транссибирской магистралью, и автомагистрали, соединяющие Россию с Монголией, Казахстаном, государствами Центральной Азии. 

Динамика демографических процессов в Алтайском крае в целом, повторяет тенденции рассматриваемых процессов в РФ, но имеет некоторые региональные особенности, связанные с географическим положением, развитием транспортной инфраструктуры, наличием природных и трудовых ресурсов и т.д.

Отличительной особенностью региона является высокая доля сельского населения – 43,6 % (по России – 25,6 %).  

Для Алтайского края, как и в целом для России, характерна тенденция старения населения. Численность населения старше трудоспособного возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) превышает численность населения моложе трудоспособного возраста (до 15 лет включительно) – 27,2 % общей численности против 19,1 %. Около 54 % населения региона находятся в трудоспособном возрасте.

Численность трудовых ресурсов региона составляет 1,3 млн. человек. Трудовые ресурсы Алтайского края характеризуются высоким профессиональным уровнем и способны обеспечить эффективное функционирование и развитие региональной экономики. 

До 2000 г. миграционный прирост имел положительные значения за счет большого притока зарубежных мигрантов, при этом миграционные потоки из Алтайского края в другие регионы России значительно увеличились. Эта тенденция сохраняется, за счет трудовой миграции населения работоспособного возраста и их семей в более благоприятные по уровню жизни и состоянию рынка труда регионы. Кроме того, молодежь уезжает на учебу, с дальнейшим трудоустройством за пределами Алтайского края. Все это привело к стабильному уменьшению численности населения Алтайского края (рисунок 2) [13]. 

 

vd2

Рисунок 2 – Изменение численности населения за счет миграции и естественных причин

Миграционный прирост населения имеет стабильно отрицательные значения, несмотря на стабильно высокий уровень прибытия мигрантов из зарубежных стран и из других регионов России (рисунок 3). 

 

vd3 

Рисунок 3 – Изменение миграционных процессов (человек)

К положительным демографическим тенденциям относится снижение естественной убыли населения. Отрицательное влияние на общую демографическую ситуацию оказывает отток из Алтайского края населения трудоспособного возраста, что ведет к изменению возрастной структуры населения в сторону увеличения количества населения старших возрастных групп и снижения рождаемости. Если в 2005 г. процент трудоспособного населения (из общей численности населения Алтайского края) составлял 63,2%, то в 2017 он уменьшился до 53,7%, что несколько ниже соответствующих показателей по РФ – 56%, и СФО – 55,7%. 

Наблюдается и внутренняя миграция населения на территории Алтайского края, преимущественно из сельских населенных пунктов в города. Доля городского населения составила на начало 2019 г. – 56,4%.

По оперативным данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций за январь-февраль 2019 составила 23941 рублей, что является абсолютным минимумом среди всех регионов России. Аналогичный показатель по РФ в целом составляет 42263 рублей, по Сибирскому федеральному округу – 36851 рублей. Темпы роста среднедушевых денежных доходов населения – 101,3% против 103,7% в 2017 г. Реальные располагаемые денежные доходы населения уменьшились на 4,1%, что выше общероссийского показателя – 0,3%. 

По данным Алтайкрайстата более 83% денежных доходов населения ежемесячно уходит на оплату товаров, услуг и обязательных платежей, и взносов, при уменьшении доли расходов на сбережения.

Такая ситуация способствует увеличению миграции трудоспособного населения за пределы Алтайского края, как в близлежащие регионы Сибири с более высоким уровнем зарплатных предложений, так и в крупные города центральной России: Москву, Санкт-Петербург и т.д. 

Тенденция сокращения сельского населения является естественной для высокотехнологичного сельхозпроизводства. Активная аграрная политика и кардинальное изменение условий жизни в сельской местности позволит сократить отток населения трудоспособного возраста, и значительно изменить его возрастную структуру. Производство качественной экологически чистой сельскохозяйственной продукции, пользующейся высоким спросом во всем мире, позволит существенно активизировать трансграничную торговлю.

Внедрение концепции умного города будет способствовать развитию производства высокотехнологичных товаров и услуг, повышению производительности труда, повышению конкурентоспособности готового продукта, росту благосостояния городского населения. Это обеспечит предпосылки увеличения экспортного потенциала промышленных и интеллектуальных продуктов в рамках межрегионального и международного сотрудничества. 

В соответствии с проектом «Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2035 года» миссия Алтайского края определена следующим образом: «Алтайский край – ведущий агропромышленный экспортоориентированный регион Сибири и Дальнего Востока. Территория творческой и комфортной жизненной среды, создающей инновации» [14].

Ведущий агропромышленный экспортоориентированный регион – это ключевая роль региона в общероссийском и мировом разделении труда. Комфортная жизненная среда – это благоприятные материальные и нематериальные условия социальной и культурной среды, инженерной инфраструктуры, открытые возможности для творческой самореализации человека, что формирует высокие жизненные стандарты, удовлетворенность и счастье человека, желание жить именно в таком регионе.

С целью активизации региональной творческой инициативы представляется необходимым общественная и экспертная проработка и реализация следующих направлений и проектов: реализация региональных проектов «Цифровая экономика» (регион выбран в качестве пилотной территории по цифровой трансформации аграрной отрасли), «Производительность труда», «Безопасный город», «Умный город», «Умная энергетика», проектов по цифровизации региональной системы здравоохранения, образования и др.

 

Библиографический список:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 2036-р Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г. / Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.11.2019).
  2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» / Официальный интернет-портал президента РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/54477 (дата обращения: 05.11.2019).
  3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»» / Официальный интернет-портал Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/4137/ (дата обращения: 05.11.2019).
  4. Официальный сайт Международного союза электросвязи [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://www.itu.int (дата обращения: 05.11.2019).
  5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 05.11.2019).
  6. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»» / Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.11.2019).
  7. Цифровая стратегия Москвы «Умный город – 2030» / Официальный интернет-портал Департамента информационных технологий Москвы [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL:  https://www.mos.ru/2030/ (дата обращения: 05.11.2019) 
  8. Муса С. Дорожная Карта Умного Города / Интернет издание Academia [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL:  https://www.academia.edu/21181336/Smart_City_Roadmap (дата обращения: 05.11.2019)
  9. About IEEE Smart Citie. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://smartcities.ieee.org/about (дата обращения: 05.11.2019)
  10. Интеллектуальные города (Умные города, Smart cities) / Интернет издание Tadviser [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 05.11.2019)
  11. Приоритетные направления внедрения технологий умного города в российских городах. / Интернет издание Центра стратегических разработок «Северо-Запад» [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/06/Report-Smart-Cities-WEB.pdf (дата обращения: 05.11.2019)
  12. «Цифровая Россия: новая реальность» 2017 / Интернет издание международной компании McKinsey & Company [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/locations/europe%20and%20middle%20east/russia/our%20insights/digital%20russia/digital-russia-report.ashx (дата обращения: 05.11.2019).
  13. Вдовкина Е.Г., Поддубнова С.А., Шаповалова С.В. Причины ухудшения демографической ситуации в Алтайском крае// Вектор экономики. 2019. № 3 [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL:  http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2019/3/regionaleconomy/Vdovkina_Poddubnova_Shapovalova.pdf (дата обращения: 05.11.2019)
  14. Проект Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2035 года / Интернет портал Министерства Экономического Развития Алтайского [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://econom22.ru/prognoz/strateg/index.php (дата обращения: 05.11.2019)

Bibliographic list:

  1. Order of the Government of the Russian Federation of November 1, 2013 N 2036-p On approval of the Strategy for the development of the information technology industry in the Russian Federation for 2014-2020. and for the future until 2025. / Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. — Access mode — URL: https: // www.pravo.gov.ru (access date: 05/11/2019).
  2. Presidential Decree of May 9, 2017 No. 203 “On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017–2030” / Official website of the President of the Russian Federation [Electronic resource]. — Access mode — URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/54477 (access date: 05/11/2019).
  3. Government Decree of April 15, 2014 No. 313 “On Approval of the State Program of the Russian Federation“Information Society (2011 - 2020)” / Official Internet portal of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation [Electronic resource]. — Access mode — URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/4137/ (access date: 05/11/2019).
  4. Official site of the International Telecommunication Union [Electronic resource]. - Access mode - URL: http://www.itu.int (access date: 06/01/2019).
  5. Official site of the Federal State Statistics Service [Electronic resource]. — Access mode — URL: http://www.gks.ru (access date: 05/11/2019).
  6. Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 N 1632-p “On approval of the program “Digital economy of the Russian Federation” / Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. — Access mode — URL: https: // www.pravo.gov.ru (access date: 05/11/2019).
  7. Moscow’s Digital Strategy “Smart City - 2030” / Official Internet portal of the Department of Information Technologies of Moscow [Electronic resource]. — Access mode — URL: https://www.mos.ru/2030/ (access date: 05/11/2019)
  8. Musa S. Road Map of the Smart City / Academia Internet Edition [Electronic resource]. — Access mode — URL: https://www.academia.edu/21181336/Smart_City_Roadmap (access date: 05/11/2019)
  9. About IEEE Smart Citie. / [Electronic resource]. — Access Mode — URL: https://smartcities.ieee.org/about (Accessed 05/11/2019)
  10. Intellectual cities (Smart cities, Smart cities) / Internet edition Tadviser [Electronic resource]. — Access mode — URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ (access date: 05/11/2019)
  11. Priority directions for the introduction of smart city technologies in Russian cities. / Internet edition of the Center for Strategic Research “North-West” [Electronic resource]. — Access mode — URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/06/Report-Smart-Cities-WEB.pdf (access date: 05/11/2019)
  12. “Digital Russia: a new reality” 2017 / Internet edition of the international company McKinsey & Company [Electronic resource]. — Access mode — URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/locations/europe%20and%20middle%20east/russia/our%20insights/digital%20russia/digital-russia-report.ashx (access date: 05/11/2019).
  13. Vdovkina EG, Poddubnova S.A., Shapovalova S.V. Causes of the deteriorating demographic situation in the Altai Territory // Vector economy. 2019. No. 3 [Electronic resource] — Access mode — URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2019/3/regionaleconomy/Vdovkina_Poddubnova_Shapovalova.pdf (access date: 05/11/2019)
  14. Draft Strategy for Social and Economic Development of the Altai Territory for the Period until 2035 / Internet portal of the Ministry of Economic Development of the Altai Region [Electronic resource] — Access mode — URL: http://econom22.ru/prognoz/strateg/index.php : (access date: 05/11/2019)

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019
(08) УЭкС, 8/2019
(09) УЭкС, 9/2019
(10) УЭкС, 10/2019
(11) УЭкС, 11/2019
(12) УЭкС, 12/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516