Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Институциональные аспекты устойчивого развития ракетно-космической промышленности

Отраслевая экономика | (129) УЭкС, 11/2019 Прочитано: 241 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Архипова Татьяна Васильевна
  • Дата публикации:
    26.11.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»

Институциональные аспекты устойчивого развития ракетно-космической промышленности 

Institutional aspects of sustainable development of the space rocket industry 

 

Архипова Татьяна Васильевна

Arkhipova Tatiana Vasilievna

cтарший преподаватель кафедры 

Менеджмента ТУСУР

 ФГБОУ ВО  «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники», г.Томск

e-mail: bond1110@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассмотрены институциональные аспекты устойчивого развития ракетно-космической промышленности. Показано, что российская ракетно-космическая промышленность теряет свои позиции на мировом космическом рынке, что обусловлено тенденцией стагнации промышленных предприятий отрасли, существующими барьерами на пути инновационного развития и технологического переоснащения предприятий.Обосновано, что устойчивое развитие предприятий ракетно-космической промышленности является необходимой предпосылкой для повышения конкурентоспособности и удержания лидерства на рынке космических технологий и услуг.

Abstract: The article considers the institutional foundations of sustainable development of the rocket and space industry. It is shown that the Russian rocket and space industry is losing its position in the global space market, which is due to the stagnation of industrial enterprises in the industry, existing barriers to innovative development and technological re-equipment of enterprises. It is proved that the sustainable development of the space and rocket industry enterprises is a necessary prerequisite for increasing competitiveness and maintaining leadership in the space technology and services market.

Ключевые слова: ракетно-космическая промышленность, устойчивое развитие, устойчивость экономической системы, самоорганизация, государственная корпорация.

Keywords: rocket and space industry, sustainable development, stability of the economic system, self-organization, state corporation.

 

Преодоление неблагоприятных тенденций в российскойэкономике - необходимая предпосылка для роста экономики, стимулирования развития отечественных производств на фоне действия дестимулирующих внешних факторов и закрепления стагнационных тенденций, для чего требуются эффективные институциональные и регулирующие меры, направленные на формирование условий для выхода промышленных предприятий из состояния стагнации на траекторию уверенного роста. 

Российская экономика характеризуется неустойчивой динамикой, снижением темпов развития, отсутствием позитивных структурных сдвигов. Несмотря на то, что государство предпринимает ряд усилий, направленных на улучшение условий ведения бизнеса, стимулирование инвестиционной активности и поддержку малого и среднего предпринимательства, общий экономический фон в России остается неблагоприятным и неконкурентным во многих сферах хозяйствования по сравнению с другими промышленно развитыми странами. 

В настоящее время такая тенденция прослеживается на российских предприятиях ракетно-космической промышленности. Так, например, все создаваемые американские, европейские и японские ракеты получают силовые двигатели на метане или водороде.  Это новый вызов в ракетном двигателестроении - создание ракетного двигателя на альтернативных видах топлива. Россия единственная из космических держав, которая не использует водород в качестве топлива в ракетных двигателях. Россия только начинает разработку таких двигателей с заданными требованиями с помощью принципиально новых инструментов проектирования. Планируется это делать с использованием платформы PLM (PLM-технологии в 3D-среде). К сожалению, пока в Роскосмосе не существует единой корпоративной системы управления жизненным циклом изделия PLM (Product Lifecycle Management,), в рамках которой можно было бы развернуть любое изделие на десятки или сотни тысяч его компонентов, и детально рассмотреть каждый из них. 

Еще одна серьезная проблема: в пять раз уменьшилось количество запусков спутников в 2017 году по сравнению с 1987 годом.  В 2018 г. в мире году проведено 117 пусков ракет космического назначения: Китай – 39 пусков; США – 31 пуска, Россия – 22 пусков, ЕКА – 11 пусков [1] , т.е Россия теряет свои позиции по запускам спутников, уступая не только США, но и Китаю. Такая же ситуация наблюдается и в соотношении количества спутников, находящихся в космосе по стране происхождения (рисунок 1):

 

ar1

Рисунок 1 – Количество спутников в космосе по стране происхождения [2] 

По объемам государственного финансирования космической деятельности Российская Федерация значительно отличается от стран-лидеров, например США. Объемы госрасходов на космические программы представлены на рисунке 2.

 

ar2

Рисунок 2 - Государственные расходы на космические программы США и России [3] 

России будет сложно сократить отставание от США и Китая без применения новых подходов к управлению. На наш взгляд, для возвращения лидирующих позиций России в космической отрасли, адаптации ее к изменчивости рынка, жесткости конкурентной среды, реорганизации бизнес- процессов и формирования новых технологических регламентов, соответствующих современным вызовам, необходимо  использование концепции устойчивого развития.

В современных реалиях использование основных положений концепция устойчивого развития экономики приобретает все большее значение. Несмотря на то, что первоначально понятие «устойчивое развитие» рассматривалось как перспектива развития всего человечества, идеи данной концепции получили свое распространение на национальном, региональном и организационном уровнях [4].  Нацеленность только на краткосрочные финансовые результаты не дает возможности организации удерживать конкурентные позиции и сохранять траекторию развития, учитывая экономические, экологические и социальные перспективы, удовлетворяющие не только потребности нынешних, но и последующих поколений.

С целью популяризации идеи устойчивого развития упрощенное толкование принципов и положений концепции изложено в публикации Всемирного банка «Business Strategy for Sustainable Development: Leadership and Accountability» [5]. Под устойчивым развитием предложено понимать формирование и реализацию соответствующей стратегии, которая способствует достижению обозначенных целей предприятия и его стейкхолдеров  относительно сохранения и увеличения ценности человеческих и природных ресурсов, которые будут необходимы предприятию и всему обществу в будущем.

Таким образом, для восстановления и сохранения лидирующих позиций в сфере космических технологий предприятиям ракетно-космической промышленности необходимо обеспечить устойчивость трех основных составляющих элементов: экономической, экологической и социальной. При этом объединяющим эти элементы фактором является институциональный механизм.

Согласно основным положениям теории систем, процесс управления устойчивым развитием предприятий ракетно-космической промышленностиможно рассматривать как систему. Экономическая система состоит их трех основных звеньев: производительных сил, экономических отношений и механизма хозяйствования, который формируется в процессе взаимодействия отдельных элементов» [6, с. 364]. О. Макарова отмечает, что устойчивость экономической системы – это «система экономических отношений, которая обеспечивает долгосрочное развитие экономической системы с наличием механизмов саморегулирования (стабилизация и равновесие), способной достигнуть комплексного решения экономических, социальных и экологических проблем в условиях глобализации мировой экономики» [7]. 

Неустойчивость экономической системы, в нашем понимании, — это ее неспособность сохранять движение вдоль положительной траектории роста по причине отсутствия сбалансированного взаимодействия между ее составляющими, обусловленного управленческими и институциональными проблемами. На наш взгляд, современная ситуация в российской ракетно-космической промышленности наглядно демонстрирует ее неустойчивость во всех рассматриваемых аспектах. Поэтому «устойчивое экономическое развитие» следует понимать как последовательное улучшение состояния системы, обеспечиваемое экономическим ростом и сбалансированным взаимодействием всех составляющих экономической системы в долгосрочном периоде. В связи с этим, экономический рост можно считать важнейшим показателем устойчивого развития, который подтверждает тесную связь и взаимозависимость между экономическими, социальными, экологическими и институциональными параметрами системы. Отсюда следует, что возвращение ракетно-космической отрасли на траекторию устойчивого развития предполагает институционализацию элементов государственного регулирования в направлении совершенствования макро- и микроэкономической политики, ее  социальной и экологической составляющих, а также с учетом фактора самоорганизации.

Известно, что в основе развития систем находятся процессы ее самоорганизации. Самоорганизация призвана обеспечить через механизм обратной связи реализацию двух основополагающих функций системы: осуществление метаболизма и поддержание гомеостаза. Самоорганизация, в конечном итоге, формирует основу самоупорядочения системы как процесса борьбы с растущей в ней энтропии [6]. Каждая экономическая система должна исследоваться как с точки зрения ее нынешнего состояния, так и будущего процесса развития.

Важнейшей чертой экономической системы является ее динамизм. Согласно общей теории систем, условием эффективного функционирования динамичных систем является их устойчивость, которая характеризуется способностью сохранять определенные черты в меняющихся условиях, а также обеспечение минимального уровня, ниже которого система не может устойчиво функционировать. А управление, как функция организованных систем разной природы, обеспечивает сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности [8, с. 474]. На языке кибернетики управление трактуется как оптимальное влияние динамической системы на объект этой системы, при условии двустороннего обмена между ними [8]. Ракетно-космическая отрасль в указанном контексте – это функционирующая система, в которой происходят общественные процессы под управленческим влиянием определенных субъектов с целью устранения внутренних и внешних угроз и обеспечения устойчивого развития [9]. Другими словами, ракетно-космическая сфера будет устойчиво развиваться, если входные потоки в системе будут сбалансированными (например, ресурсные потоки). 

Анализ институциональных и правовых особенностей функционирования госкорпорации «Роскосмос» подтверждает тезис о ее особом привилегированном положении, которое обусловливает низкий уровень ответственности и контроля, непрозрачность и бесконтрольность финансовых потоков, высокие риски экономического оппортунизма.

Эти особенности, являются причиной того, что в современной практике управления развитием ракетно-космической отрасли наблюдается крен в сторону рентоориентированного поведения, негативно влияющего на качество корпоративного управления, реализацию государственных программ, модернизацию экономики [10] , т.е. в сторону  организационной составляющей в ущерб самоорганизационной, что обусловлено вхождением предприятий ракетно-космической промышленности в состав госкорпорации «Роскосмос» и порождает множество неадекватных управленческих решений, а также  является одной из причин отрицательных результатов в отношении конкурентоспособности и обеспечении устойчивого развития российской ракетно-космической промышленности. 

Учитывая сложившуюся к настоящему времени структуру управления ГК «Роскосмос», при которой велики риски инсайдерского контроля и закрепления моделей рентоориентированного поведения, использование концепции устойчивого развития как  инструмента влияния на основные системные свойства и элементы устойчивости предприятий ракетно-космической промышленности может способствовать улучшению репутации госкорпорации, повышению ее устойчивости в целом, на основе формирования соответствующих институциональных условий для реализации стратегических установок на разработку и производство космической техники мирового уровня по всем направлениям космической деятельности. Такой подход может применяться для управления системными изменениями в отрасли, способствующими повышению адаптационных возможностей, стратегической конкурентоспособности и устойчивости российской ракетно-космической промышленности. 

Библиографический список:

  1. 1.Официальный сайт государственной корпорации «Роскосмос». URL: https://www.roscosmos.ru/media/img/2019/august/godovoi.otcet.goskorporazii.roskosmos.2018.g..pdf (дата обращения 14.10.2019 г.).
  2. 2.Материалы конференции «Космос как бизнес» 12 декабря 2017 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.roscosmos.ru/media/files/docs/2017/SpAsBus/ivanov.minfin.kosmos.pdf (дата обращения 17.10.2019 г.).
  3. 3.Материалы конференции «Космос как бизнес» 12 декабря 2017 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.roscosmos.ru/media/files/docs/2017/SpAsBus/bocinzer.euroconsult.-.roscosmos.2.ru.pdf (дата обращения 10.10.2019 г.).
  4. 4.Ильин И.В. Устойчивое развитие и глобальные процессы: учебник. М.: Изд-во Московского ун-та, 2015. 445 с.
  5. 5.Business Strategy for Sustainable Development: Leadership and Accountability [Electronic resourse] / International Institute for Sustainable Development. – Access mode: https://environz.files.wordpress.com/2012/05/business_strategy.pdf (дата обращения 13.10.2019 г.).
  6. 6.Мельник Л. Г. Экономика развития: учебник / Л.Г. Мельник. – Сумы: Университетская книга, 2013. – 784 с. 
  7. 7.Макарова О. В. Социальная политика в Украине: моногр. / О. В. Макарова; Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины. – К., 2015. – 244 с. С. 144.
  8. 8.Физическая экономия в измерениях теории и практики хозяйствования: коллективная монография / Под ред. Ю.А. Лупенко, В.М. Жука, В.А. Шевчука и А.В. Ходакивской.  – М.: ННЦ «Институт аграрной экономики», 2013. – 502 с.
  9. 9.Пакулина С.Л. Управление устойчивым развитием современного предприятия / С.Л. Пакулина, А.А. Пакулина // Траектория науки – 2016. - №3(8). С.18-26.
  10. 10.Соколов А.А. Инсайдерский контроль в государственных корпорациях России // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. – №12. - 2012 - URL: http://www.teoria-practica.ru/-12-2012/economics/sokolov.pdf (дата обращения 15.02.2018 г.).

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019
(08) УЭкС, 8/2019
(09) УЭкС, 9/2019
(10) УЭкС, 10/2019
(11) УЭкС, 11/2019
(12) УЭкС, 12/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516