Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Инструменты антикризисного управления: возможности и проблемы в новой информационной среде

Предпринимательство | (129) УЭкС, 11/2019 Прочитано: 150 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Акулов А.Я., Ряховский Д.И.
  • Дата публикации:
    21.11.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Финансовый университет при Правительстве РФ

УДК 338.1     

                                                

Инструменты антикризисного управления: 

возможности и проблемы в новой информационной среде

Crisis management tools: opportunities and challenges in the new information environment

 

Акулов А.Я. 

кандидат экономических наук, доцент 

департамента «Антикризисное управление и финансы» 

Института экономики и антикризисного управления (ИЭАУ)

         Andrey Akulov, PhD, Docent of the Crisis Management 

and Finance Department in Institute of Economics and 

Crisis Management (IECM).

Ряховский Д.И.

доктор экон. наук, профессор департамента 

«Антикризисное управление и финансы» Института 

экономики и антикризисного управления (ИЭАУ), 

профессор Департамента налоговой политики и 

таможенно-тарифного регулирования 

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва  

        Dmitriy Ryakhovskiy, Doctor of Economics, Professor of Crisis 

Management and Finance Department in Institute of Economics 

and Crisis Management" (IECM), Professor of the «Tax advice»

 Department of the Financial university under the Government 

of the Russian Federation

 umc331@mail.ru

 

Аннотация: в статье рассматриваются особенности управления предпринимательскими рисками в условиях развития цифровой экономики. Исследуется двойственный характер влияния новой информационной бизнес-среды на деятельность по управлению предпринимательскими рисками: с одной стороны, это новые возможности по нейтрализации ряда финансовых рисков, с другой стороны - это новые риски для бизнеса, порождаемые внедрением информационно-коммуникационных технологий. Показано, что механизм антикризисного менеджмента позволяет перевести оперативную информацию в технологию принятия не только оперативных, но и стратегических решений по сведению к минимуму угроз и рисков.

Abstract: the article discusses the features of business risk management in the development of the digital economy. The dual nature of the impact of the new information business environment on business risk management is investigated: on the one hand, it is a new opportunity to neutralize a number of financial risks, on the other hand, new risks to business generated by the introduction of information and communication technologies. It is shown that the mechanism of crisis  management allows you to translate operational information into technology not only operational, but also strategic decisions to minimize threats and risks.

          Ключевые слова: кризис, антикризисное управление, информационные технологии, цифровизация, безопасность бизнеса, риск-менеджмент

    

Теория и практика антикризисного управления в России начала развиваться в условиях трансформационного кризиса в связи с необходимостью обеспечения устойчивого социально –экономического развития страны на различных уровнях экономики. В 90-х годах прошлого века появилось множество научных, научно-практических работ, которые трактовали антикризисное управление как науку и особый вид управления экономическим субъектом, направленного на выход из уже наступившего кризиса. Дальнейшее развитие науки и практики антикризисного управления привело учёных к концептуальному расширению рамок антикризисного управления, когда данный вид управленческой деятельности стал рассматриваться как система мер по  предвидению, предупреждению, предотвращению кризиса и выхода из кризиса с минимальными потерями, а также использование факторов кризиса для нового этапа прогрессивного развития субъекта экономики.

      Современная трансформация информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе Интернета, становится в последние несколько лет движущей силой к новому типу системы антикризисного управления, которая основывается на достижениях цифровой экономики. Цифровизация изменила и продолжает менять информационную среду организаций, а информация стала одним из стратегических ресурсов успешной деятельности компаний, что создаёт условия для переформатирования внутренних процессов их антикризисной управленческой деятельности. Понятие «цифровая экономика» в Стратегии развития информационного общества РФ до 2030 года трактуется следующим образом: «Это деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные, представленные в цифровом виде, а их обработка и использование в больших объемах, в том числе непосредственно в момент их образования, позволяют по сравнению с традиционными формами хозяйствования существенно повысить эффективность, качество и производительность в различных видах производства, при хранении, продаже, доставке и потреблении товаров и услуг» [1]. Следовательно, доступ к информации превращается в важный фактор повышения конкурентных преимуществ компаний и эффективности системы антикризисного управления по упреждению развития кризиса в результате событий, связанных с предпринимательскими рисками. Под предпринимательским риском учёными в системе антикризисного управления понимается вероятность (угроза) наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта предпринимательской деятельности событий и их последствий, потери предпринимателем части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате ведения предпринимательской деятельности, создание нестабильных и кризисных ситуаций [2, стр. 180]. Управление предпринимательскими рисками в современных условиях бизнеса – это сложная и многогранная проблема, в решении которой актуализируется задача предвидения рисков, нейтрализация рисков с использованием метода приобретения дополнительной информации о выборе и возможных результатах риска, поскольку полная, объективная и достоверная информация позволяет сделать точный прогноз и минимизировать отдельные риски выработать упреждающие меры.   

       К настоящему времени на основе использования ИКТ в Российской Федерации созданы сервисы, которые предоставляют качественную информацию о компаниях и позволяют пользователям принимать профессиональные решения для проверки контрагентов, управления различными видами финансовых рисков, маркетинга, инвестиционного анализа, поиска аффилированности. Современные скоринги, представляющие собой своеобразную анкету с характеристикой контрагента, конкурента и любой компании, представляющей интерес для пользователя, дают возможность оперативно оценить платежеспособность и надежность экономического субъекта. Наиболее популярные сервисы, содержащие актуальную информацию об организациях с различной степенью детализации и аспектов функционирования представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Информационные порталы, содержащие оперативную и справочную информацию об организациях

Точка доступа сайта

Наименование сайта

https://www.nalog.ru

Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ «Риски бизнеса: проверь контрагента»

https://service.nalog.ru/mru.do

Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ «Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц»

http://zakupki.gov.ru

Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок

http://fssprus.ru

Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов

http://bankrot.fedresurs.ru 

Официальный сайт Федерального реестра сведений о банкротстве

https://zachestnyibiznes.ru

Сайт Всероссийской системы проверки контрагентов – сервис ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

http://www.e-disclosure.ru

Центр раскрытия корпоративной информации

http://www.spark-interfax.ru

Сетевое издание «Информационный ресурс СПАРК»

https://мвд.рф

Официальный интернет-сайт МВД Российской Федерации

http://www.cbr.ru/statistics

Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации

      Возможность широкого использования предпринимательскими структурами информационных сайтов государственных органов власти и специализированных консалтинговых организаций определяется такими критериями, как наличие барьеров доступа; удобство навигации; легкость контакта; полезность; эстетика и пр.

      Современное состояние и перспективы развития информационных технологий требуют не только теоретического исследования, но и решения множества прикладных проблем, которые возникли перед менеджментом компаний, связанных с обеспечением эффективности антикризисного управления и риск-менеджмента в условиях цифровой экономики [3].

       Практика функционирования новой информационной среды показывает, что наиболее острыми проблемами становятся проблемы совместимости, цифрового неравенства организаций-пользователей, доступности и обеспечения экономической безопасности бизнеса (в том числе информационной). Так, продвинутые формы слежки на основе цифровых технологий со стороны заинтересованных лиц за деятельностью организаций и их источниками финансирования обостряют проблему защиты имущественных и личных неимущественных прав собственников компаний, что ведёт к появлению новых предпринимательских рисков, проявляющихся в угрозе недружественного захвата бизнеса со стороны недобросовестных лиц. Учитывая, что наряду со стремительным развитием и внедрением новых информационных технологий, правовое регулирование использования цифровых технологий существенно отстает от развивающихся новых отношений, риск потери бизнеса собственниками или контроля над ним существенно возрастает. Косвенно данное предположение подтверждается ростом числа сделок слияний и поглощений в последние годы [2, 4]. Так, количество сделок по слияниям и поглощениям (M&A) в 2018 году, включая заявленные, но незавершенные, выросло на 18% (до 652) по сравнению с 2017-м, однако их общая сумма снизилась на 7%, до $51,7 млрд. [4]. Такая тенденция усиливает риск недружественного поглощения со стороны конкурентов и расширения практики «корпоративных войн», что особенно актуально для высокотехнологичных компаний, как наиболее динамично развивающегося сегмента, который должен стать основным драйвером роста российской экономики, например, биотехнологического и биомедицинского профиля. 

         Кроме риска недружественного захвата бизнеса в условиях развития информационной среды у бизнес-структур появляются новые виды рисков, требующие дополнительных издержек в целях их минимизации, среди которых можно выделить:

     - риск несанкционированного доступа к коммерческим тайнам бизнес-компании и её конфиденциальной информации, поскольку многие компании оцифровывают свою деятельность, чем делают себя более уязвимыми, особенно в условиях расширения возможностей машинного обучения и искусственного интеллекта;

     - риск потерь в результате электронного мошенничества;

     - риск уничтожения или искажения информации в результате сбоев в системе или целенаправленной кибератаки или вирусной атаки, что связано с увеличением числа вредоносных программ, различных чат-ботов, развитием криптографии и др.;  

     - риск преувеличенного подчинения менеджмента компании электронным технологиям, отсюда возникающая уязвимость из-за отсутствия альтернативных (неэлектронных) схем и способов текущей операционной деятельности;

     - риск потери чувства ответственности у менеджмента организации за результаты работы и др.

      Практическое проявление новых видов рисков, генерируемых цифровой экономикой, привело к необходимости отдельного учёта преступлений такого рода правоохранительными органами.  Согласно статистике  в 2013 году было выявлено 11 тыс. преступлений с использованием информационных технологий, в 2014 году - 44 тыс., в 2016 году - 66 тыс., в 2017 году – 90 тыс., а в 2018 году уже 174,6 тыс. За девять месяцев 2019 года количество преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий продолжало нарастать, и достигло 205 тыс. Данные статистики правонарушений наглядно демонстрируют, что параллельно с внедрением новых информационно-телекоммуникационных технологий развиваются и новые IT-преступления, что не только предопределяет общую тенденцию цифровизации экономики, но и перспективное направление развития цифровой криминалистики.    

      В системе антикризисного управления отдельных компаний для нейтрализации новых видов рисков следует ожидать существенный рост затрат бизнес-компаний на реализацию антикризисной стратегии защиты бизнеса, в том числе защиты информационной и репутационной составляющей.

       Таким образом, в условиях бурного проникновением информационных технологий во все сферы предпринимательской деятельности риск-менеджмент испытывают на себе противоречия двоякого рода. С одной стороны – новая информационная среда обладает мощным потенциалом, помогающим компаниям преодолеть пространственные барьеры, оптимизировать процесс выбора методов управления рисками из всего их многообразия по таким типам, как уклонение от риска, локализация риска, диссипация риска, компенсация риска.  С другой стороны, цифровизация провоцирует появление новых типов рисков, связанных с информационной составляющей современной предпринимательской деятельности, а также с правовыми аспектами использования уникальной технологической, коммерческой и иной информации. Предприятия не могут устранить эти риски, но могут предотвратить путём создания современной системы киберзащиты. Отсюда перспективным следует считать подход к управлению предпринимательскими рисками, основанный на предвидении, упреждении и уменьшении негативных последствий неопределенности ожидаемых результатов бизнес-деятельности.

     Вместе с тем современные информационно-телекоммуникационные технологии имеют высокий управленческий потенциал и могут стать важным инструментом совершенствования системы антикризисного управления экономическим субъектом  при  обеспечении высокой информационно-коммуникационной компетентности его персонала.

  

Список использованной литературы и источников

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203.

2. Теория антикризисного менеджмента: учебник / под ред. проф. А.Н. Ряховской. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2015.

3. Бабанов А.В. Информационные потоки в интонационно-ориентированном антикризисном управлении экономическим развитием // Вестник ИЭАУ. – 2015. - №9

4.  https://www.rbc.ru/economics/22/02/2019/5c6e8ddd9a79473488f6bbd2 - Рынок слияний и поглощений сократился в 2018 году

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019
(08) УЭкС, 8/2019
(09) УЭкС, 9/2019
(10) УЭкС, 10/2019
(11) УЭкС, 11/2019
(12) УЭкС, 12/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516