Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Фискальное значение и перспективы развития налогообложения прибыли организаций в Российской Федерации

Финансы и кредит | (128) УЭкС, 10/2019 Прочитано: 172 раз
(1 Голосование)
  • Автор (авторы):
    Курбанов Салман Абдулганиевич, Асхабов Арби Вадудович
  • Дата публикации:
    26.10.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Фискальное значение и перспективы развития налогообложения прибыли организаций в Российской Федерации

Fiscal significance and prospects for the development of corporate profit taxation in the Russian Federation

 

Курбанов Салман Абдулганиевич

Kurbanov Salman Abduganievich

канд. экон. наук, доцент,

кафедра «Налоги и налогообложение»,

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

г. Грозный, Россия

Асхабов Арби Вадудович

Askhabov Arbi Vdodovich

Магистрант 2 курса Института экономики и финансов

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

 

Аннотация: в статье исследованы фискальное значение, проблемы и перспективы совершенствования налога на прибыль организаций в Российской Федераций на современном этапе с учетом особенностей его взимания в одном из высокодотационных регионов РФ – Чеченской Республике, показана роль налоговых расходов в усилении регулирующего значения рассматриваемого налога в условиях замедления темпов экономического развития в стране.

Abstract: the article examines the fiscal significance, problems and prospects of perfection of tax on profit of organizations in the Russian Federation at the present stage, taking into account peculiarities of its collection in one of the highly subsidized regions of the Russian Federation – the Chechen Republic, the role of tax expenditures in strengthening the regulatory value of the considered tax the slowdown in the pace of economic development in the country.

Ключевые слова: налог на прибыль организаций, бюджет, налоговые доходы, налоговыерасходы, налоговая  политика, налоговая база.

Keywords: tax on profit of organizations, the budget, tax revenues, tax expenditures, tax policy, tax base.

 

Одним из направлений налоговой реформы, продолжающейся в нашей стране в течение нескольких последних десятилетий лет, стало реформирование налога на прибыль организаций. При формировании налоговой политики государства важно обеспечить сочетание интересов налогоплательщиков и государства, не допуская снижения стимулов организаций к ведению деятельности и поступлений налогов в бюджет. 

В то же время фискальное значение налога на прибыль организаций в большинстве развитых стран мира невелико. Это положение не относится пока к Российской Федерации, где роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета достаточно существенна. В прогнозируемых доходах консолидированного бюджета РФ на 2019 г. (30 190,9 млрд руб.) удельный вес поступления налога на прибыль составляет 21,2%. (6). 

По данным аналитической справки ФНС России «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет РФ в 2018 году» в консолидированный бюджет РФ в 2018 году поступления составили 21 328,5 млрд. рублей, что на 23,0% больше, чем в 2017 году.(9).

Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет РФ в 2018 году приведена на следующей диаграмме (рис. 1).(9).

 

ku1

Рисунок 1. Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет РФ в 2018 году, млрд. рублей

 

Формирование всех доходов в 2018 году на 82% обеспечено за счет поступления НДПИ – 29%, налога на прибыль - 19%, НДС и НДФЛ – по 17%. 

Поступления налога на прибыль организаций выросли на 18,8 %, чему в определенной степени способствовал рост прибыли в экономике: прибыль прибыльных организаций увеличилась на 3 %. Налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ в 2018 году поступило 4 100,0 млрд. рублей, или на 24,6% больше, чем в 2017 году.

Формирование доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2018 году на 94% обеспечили НДФЛ – 39%, налог на прибыль – 33%, имущественные налоги – 15% и акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ – 7%. В 2017 году совокупная доля указанных налогов также составляла 93%. (9).

Таблица 1

Структура налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ 

 

ku2

Источник:. - http://www.nаlоg.ru [Электронный ресурс]: Официальный сайт ФНС России.

Как видно из таблицы 2, за 2018 год поступило в консолидированный бюджет РФ по Чеченской Республике 13 164,2 млн руб., или 98,4% к уровню 2017 году. Основными источниками налоговых доходов являются НДФЛ (9 848,0 млн руб., или 74,8% всех поступлений), налог на имущество организаций (2 191,9 млн руб., или 16,7%) и налог на прибыль организаций (832,5 млн руб., или 6,3%). (9).

Таблица 2

Структура поступлений основных администрируемых ФНС России доходов по уровням бюджетной системы РФ по Чеченской Республике за 2018 год

ku3

 

Источник: ФНС России. -  http://www.nalog.ru

В консолидированном бюджете Чеченской Республики за 2018 год объем поступления налога на прибыль организаций составил 751,8 млн руб., или 0,9% от всех доходов, а в составе налоговых доходов – 4,7%. По сравнению с 2016 г. темп роста составил 117,0%, с 2017 г. – 105,3%. (73).

План поступления налога на прибыль на 2018 год составлял 702,0 млн руб., выполнен на 107,1% (факт – 751,8 млн руб.) (таблица 3). Причинами перевыполнения планового задания являются увеличение количества прибыльных предприятий республики, объема прибыли за счет роста объема продаж товаров (работ, услуг).

Как видно из таблицы 3, доля налога на прибыль в доходах республиканского бюджета ЧР за 2016 – 2018 годы не меняется и составляет всего 1,0%. 

Таблица 3

Структура и динамика доходов республиканского бюджета Чеченской

Республики в 2016 - 2018 годы (отчет)*

ku4

 

*Составлена по: Отчет об исполнении консолидированного бюджета ЧР за 2018 год. -  http://www.mifinchr.ru [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов Чеченской Республики.

В составе налоговых доходов региона на рассматриваемый налог в 2018 г. приходился 6,9% и занимает четвертое место. Безусловно, что такое скромное фискальное значение налога на прибыль в ЧР свидетельствует о низком уровне налоговой базы, сложной экономической ситуации, в первую очередь в реальном секторе экономики. 

Структура и динамика налоговых доходов республиканского бюджета ЧР в 2018 - 2021 годы представлены в таблице4.Из таблицы следует, что объем запланированных налоговых доходов республиканского бюджета ЧР на 2019 год составляет 11740,1 млн руб., что на 829,1 млн руб. (7,6%) больше фактически поступившей суммы за 2018 год. Темп роста в 2021 г. к 2018 г. составляет 121,9%. (11).

Таблица 4

Структура налоговых доходов республиканского бюджета Чеченской

Республики в 2018 - 2021 годы

ku5

 

Источник: Составлена автором по данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета ЧР за 2018 год и Заключения Счетной палаты ЧР на проект республиканского бюджета ЧР на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Основную долю в поступлениях налоговых доходов (от 96,2% в 2019  году до 96,6 % в 2021 году) по-прежнему будут составлять 4 вида налогов: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и налог на имущество организаций. Поступление налога  на  прибыль   организаций, подлежащего зачислению в республиканский бюджет, на 2019 год прогнозируется в сумме 720 785,0  тыс. рублей, что  составляет  102,7%  к уточненному плану поступления налога в текущем году, на 2020 и 2021 годы поступление налога запланировано с темпом роста к уровню предыдущего периода 102,5% и 106,2% соответственно. (11).

Влияние на формирование прибыли предприятий будет оказывать рост 

 инвестиционной активности частного сектора на фоне формирования стабильных условий ведения бизнеса, комплексного развития инфраструктуры и активизация инновационной  деятельности  в  регионе. Данные  факторы  создают предпосылки  получения  в  2019  году большей суммы налога на прибыль, чем заложено в прогнозе на 2019 год. В прогнозе поступлений налога на прибыль организаций на 2019 год учтено изменение с 1 января 2019 года налогового законодательства в части исключения из объекта налогообложения налога на имущество организаций движимого   имущества   и  увеличения  ставки  налога  на добавленную стоимость. 

Исходя из анализа, Счетная палата Чеченской Республики посчитала прогнозную сумму налога на прибыль организаций на 2019 год обоснованной, рекомендует Министерству финансов Чеченской Республики, Управлению ФНС России по Чеченской Республике осуществлять в течение 2019 года мониторинг динамики и объема поступления налога на прибыль организаций и в случае положительных  темпов   его  роста вернуться  к вопросу  об увеличении доходов республиканского бюджета за счет данного налога. (11).

Одними из важных вопросов, стоящих сегодня перед республикой, остаются легализация «теневой» экономики, расширение налогооблагаемой базы и, соответственно, увеличение доходов бюджета. Правительством ЧР принимается ряд мер, направленных на повышение заинтересованности муниципальных образований в расширении собственной налогооблагаемой базы.Особое внимание уделяется вопросам актуализации данных по имущественным налогам, постановке на налоговый учет предпринимателей, осуществляющих деятельность без регистрации.

Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 31.10.2018 № 296.1-р утвержден план региона в бюджетно–налоговой сфере на трехлетку «Об основных направлениях бюджетной, налоговой и долговой   политики Чеченской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». (9). В приложении 2 к указанному Распоряжению даются «Основные направления налоговой политики Чеченской Республики на 2019 годи на плановый период 2020 и 2021 годов».

В документе отмечается, что «налоговая  политика  Чеченской  Республики  в  2019-2021 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости республиканского бюджета, сохранение и наращивание налогового потенциала Чеченской Республики, обеспечивающего текущие потребности бюджета, создание условий для стимулирования экономического роста, развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования, оптимизацию предоставляемых налоговых льгот и преференций, сокращение размеров государственного долга Чеченской Республики…

Исходя  из поставленных целей и текущей экономической ситуации, основными задачами налоговой политики Чеченской Республики на 2019-2021 годы являются:

  • реализация  мероприятий, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики в соответствии с условиями  соглашений с Минфином России в сфере межбюджетных отношений, в том числе за счет: 
  • увеличения  налогового  потенциала  республики, в  том  числе  путем привлечения инвестиций;
  • упорядочения применения налоговых льгот и преференций с учетом оценки их эффективности; 
  • совершенствования налогового администрирования, повышения ответственности главных администраторов доходов республиканского бюджета за качество прогнозирования доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначенийпо поступлениям в консолидированный бюджет Чеченской Республики;
  • легализации налогооблагаемой базы по налогам и сборам, зачисляемым в республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образований Чеченской Республики. 

Целевым ориентиром в работе по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики на 2019 год является обеспечение их роста на уровне не ниже фактического уровня инфляции, что позволит создать условия для продления с 2020 года периода реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета в 2015-2017 годах, включая проценты за  пользование ими, и снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет в среднесрочной перспективе

Работа по увеличению поступлений налоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики будет предусматривать также мероприятия по  мобилизации   имеющихся резервов по налогам за счет активизации мероприятий по легализации «теневой» заработной платы и прибыли организаций, усиления борьбы с уклонением от уплаты  налогов и  сборов, расширения перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется  как кадастровая стоимость, а также за счет расширения налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций за счет ввода в эксплуатацию объектов незавершенного строительства…». (5).

Как видно, наши республиканские органы власти поставили перед собой весьма амбициозные задачи по увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чеченской Республики в первую очередь за счет роста инвестиций в экономику региона и наращиванию на этой основе налоговой базы по НДФЛ и налогу на прибыль организаций. Такую долгосрочную политику следует только приветствовать и всемерно поддерживать. Ведь ресурс увеличения налоговых доходов бюджетов за счет улучшения налогового администрирования не является неограниченным, он будет практически исчерпан с эффективной реализацией Федеральной целевой программы «Цифровая экономика» (2018-2023) и реальными шагами по обелению экономики.

В конце июня 2019 г. состоялся Всероссийский семинар-совещание руководителей финансовых органов субъектов Российской Федерации. На нем обсуждались новации бюджетного и налогового законодательства, проблемы финансирования национальных проектов, особенности организации деятельности органов внутреннего финансового контроля, подходы к формированию бюджетной политики и другие. 

Об основных направлениях налоговой политики рассказал заместитель директора департамента налоговой и таможенной политики Минфина России В. В. Сашичев. В своем выступлении он рассказал о планируемых изменениях в отношении налога на прибыль, НДФЛ, налога на профессиональный доход (далее – НПД), УСН и ЕСХН, патентной системы и имущественных налогов. (8).

Что касается налога на прибыль, планируют установить нулевую налоговую ставку для образовательных, медицинских организаций, а также региональных и муниципальных музеев, театров и библиотек. Кроме того, субъектам РФ будет предоставлено право устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на НИОКР. Также предусматривают введение льготы для застройщиков – они смогут уменьшать налоговую базу на расходы, понесенные в связи со строительством объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в государственную и муниципальную собственность. Планируют ввести и еще ряд изменений в отношении ограничений на перенос убытка и введения порядка восстановления неуплаченных сумм налога для резидентов ТОСЭР.

В настоящее время продолжается трансформация налоговой системы РФ с целью обеспечения условий для экономического роста. Действующий механизм налогообложения прибыли юридических лиц в нашей стране пока еще далек от совершенства. Не решены окончательно вопросы оптимизации налоговых ставок, состава и целевой направленности системы налоговых льгот. В этой связи вносятся бесконечные изменения в НК РФ, в особенности в гл. 25, сам Кодекс по объему увеличивается и усложняется на глазах. По этому поводу мы догоняем ЕС и США. Американцы говорят, что политикам удалось превратить их Налоговый кодекс в инструмент, предназначенный не столько для сбора доходов для финансирования законных операций правительства, сколько для контроля за поведением отдельных американцев и корпораций, и дать политикам рычаги для нажима и кнопки для покупки голосов, когда придет время переизбрания. И в целом нынешняя налоговая система США наказывает налогами тех, кто упорно трудится и добивается успеха, и эти налоги приближаются к конфискационному уровню. В условиях спада реальных доходов населения РФ за последние годы и снижения темпов роста экономики нам ни в коем случае нельзя идти по этому пути!

Можно найти веские доводы в пользу мер, стимулирующих компании к инвестированию. Применение таких стимулов может быть обосновано, если инвестиции создают положительные внешние эффекты или если имеют место иные формы существенных провалов рынка. Например, во многих странах реализуется налоговое стимулирование расходов на научные исследования и разработки. Вопрос, однако, заключается в том, насколько система налогообложения является надлежащим инструментом для предоставления таких стимулов. Налоговые меры по стимулированию капиталовложений, как правило, затрудняют конкуренцию. Например, одной из таких мер является ускоренная амортизация. Данная мера действительно стимулирует инвестиции отдельных фирм, но наибольшую выгоду она приносит налогоплательщикам, у которых есть прибыль и которые могут снизить эту прибыль за счет увеличения амортизационных вычетов. Иными словами, ускоренная амортизация благоприятствует крупным устоявшимся компаниям с разнообразными потоками доходов, что нельзя сказать о малых компаниях на этапе стартапа. Несмотря на возможность частичного решения этой проблемы за счет неограниченного переноса убытков на будущее, ее нельзя полностью устранить, так как переносимые на будущее убытки, как правило, не индексируются в соответствии с рыночной процентной ставкой.

Таким образом, совершенствование порядка исчисления механизма налогообложения прибыли организаций представляет собой комплексный, интеграционный процесс, рационализация которого должна основываться на системном подходе, уровне развития экономики, формировании стратегии инвестиционной привлекательности как РФ в целом, так и Чеченской Республики в частности. 

 

 

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс РФ. – М.: Проспект, 2019.
  2. Закон РФ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 29.11.2018 № 459-ФЗ.
  3. Закон Чеченской Республики «О республиканском бюджетена 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 28.12.2018 № 74 – РЗ.
  4. Закон Чеченской Республики «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 26.12.2017 № 54 – РЗ.
  5. Распоряжению Правительства Чеченской Республики «Об основных направлениях бюджетной, налоговой и долговой   политики Чеченской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 31.10.2018 № 296.1-р.
  6. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». - www.minfin.ru
  7. Пояснительная записка к проекту федерального бюджета РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. - www.minfin.ru
  8.  http://www.minfin.ru [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РФ.
  9. http://www.nаlоg.ru [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной налоговой службы России.
  10.  http://www.parlamentchr.ru [Электронный ресурс]: Официальный сайт Парламента Чеченской Республики.
  11.  http://www.spalata-chr.ru [Электронный ресурс]: Официальный сайт Счетной палаты Чеченской Республики.
  12.  http://www.minfinchr.ru [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов Чеченской Республики.
  13. http://www.pravo.gov.ru [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. 
  14. https://nаlоg-nаlоg.ru [Электронный ресурс]: Официальный сайт общества профессионалов «Налог - Налог.Ру».
  15.  http://www.jurnal.org [Электронный ресурс]: Зарубежный опыт антикризисного управления.

 

Bibliographic list

1.The tax code of the Russian Federation. - Moscow: Prospect, 2019.

2.Federal law No. 459-FZ of 29.11.2018" On the Federal budget for 2019 and the planning period 2020 and 2021".

3.Law of the Chechen Republic" on the Republican budget for 2019 and for the planning period 2020 and 2021 " dated 28.12.2018 № 74-RZ.

4.Law of the Chechen Republic" on the Republican budget for 2018 and for the planning period 2019 and 2020 " dated 26.12.2017 No. 54-RZ.

5.Order of the government of the Chechen Republic" on the main directions of the budget, tax and debt policy of the Chechen Republic for 2019 and for the planning period 2020 and 2021 " dated 31.10.2018 No. 296.1-R.

6."The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2019 and the planning period 2020 and 2021". ehhh! www.minfin.ru

7.Explanatory note to the draft Federal budget of the Russian Federation for 2019 and the planning period 2020 and 2021. ehhh! www.minfin.ru

8.http://www.minfin.ru [Electronic resource]: Official website of the Ministry of Finance.

9.http://www.nаlоg.ru [Electronic resource]: Official website of the Federal tax service of Russia.

10.http://www.parlamentchr.ru [Electronic resource]: Official website Of the Parliament of the Chechen Republic.

11.http://www.spalata-chr.ru [Electronic resource]: Official website of the accounts chamber of the Chechen Republic.

12.http://www.minfinchr.ru [Electronic resource]: Official website of the Ministry of Finance of the Chechen Republic.

13.http://www.pravo.gov.ru [Electronic resource]: Official Internet portal of legal information. 

14.https://nаlоg-nаlоg.ru [Electronic resource]: Official website of the society of professionals " Tax-Tax.Ru.»

15.http://www.jurnal.org [Electronic resource]: Foreign experience of crisis management.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516