Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Университет как часть инновационной цифровой экосистемы страны

Инновации.Инвестиции | (128) УЭкС, 10/2019 Прочитано: 285 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Демченко Светлана Александровна, Соколова Дарья Юрьевна
  • Дата публикации:
    26.10.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский Государственный Экономический университет,

Университет как часть инновационной цифровой экосистемы страны

University as a part of innovative digital ecosystem of country

 

Демченко Светлана Александровна

Demchenko Svetlana Aleksandrovna

старший преподаватель 

кафедры информатики 

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский Государственный 

Экономический университет, 

Г. Санкт-Петербург, 

 shh-svetlana@yandex.ru

Соколова Дарья Юрьевна

Sokolova Daria Yurievna

старший преподаватель 

кафедры информатики 

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский Государственный 

Экономический университет, 

Г. Санкт-Петербург, 

darsokolova@gmail.com

Аннотация 

В статье рассмотрены аспекты интеграции университетов в цифровую экосистему страны, дана оценка и направления развития предпринимательских университетов как инновационной деятельности. 

Авторами проанализированы тенденции перехода к модели Университет 4.0 в рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации; рассмотрены особенности формирования информационных образовательных сред как основы построения единого информационного пространства университета новой модели. 

Abstract

The article considers aspects of the integration of universities in the digital ecosystem of the country, gives an assessment and directions of development of entrepreneurial universities. The authors analyzed the trends in the transition to the University 4.0 model as part of the implementation of the Information Society Development Strategy in the Russian Federation; the features of the formation of information educational environments as the basis for building a unified information space of a new model university are considered.

Ключевые слова: цифровизация, предпринимательский университет, инфорамционно-образовательная среда, университет 4.0.

Key words: digitalization, entrepreneurial university, information and educational environment, university 4.0.

 

Введение

Цифровизация является одним из главных трендов развития не только экономического пространства, но и сферы образования. Сегодня, в частности, обучение уже воспринимается как одна из сфер бизнеса и оказания услуг, что вносит коррективы и в деятельность, и в развитие учебных заведений.

Обучающийся – он же потребитель – стремится приобрести актуальные навыки, которые могут быть со временем монетизированы. Учебное заведение, в свою очередь, старается удовлетворить требования и пожелания потребителя образовательных услуг через развитие актуальных дисциплин, компетентностный подход, использование при формировании учебных планов и рабочих программ профессиональных стандартов.

Оставив за рамками обсуждение морально-этической стороны вопроса цифровизации образования, рассмотрим в данном исследовании университет как субъект предпринимательской деятельности в новой, цифровой экономике, и сформулируем основные выводы о его месте и роли в цифровой экосистеме страны.

Основной раздел

Одной из целей Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (далее – Стратегия) является формирование цифровой экономики [1], то есть такого вида хозяйственной деятельности, где эффективность полного цикла производства и доставки товаров/ услуг повышается за счет применения и анализа данных в цифровом виде.

Безусловно, новая экономика требует и компетентных участников: квалифицированный персонал должен готовиться высокотехнологичными учебными заведениями, следующими основным образовательным трендам. К ним можно отнести развитие дистанционного, онлайн обучения, что позволит параллельно обучаться по нескольким учебным программам или совмещать обучение с построением карьеры; построение системы партнерского взаимодействия «ВУЗ – Предприятие», в рамках которого студенты смогут получать ценный практический опыт; создание единых информационных образовательных сред для интеграции образовательных и коммуникационных технологий и т.д. По данным аспектам, по мнению экспертов IX Гайдаровского форума, «Вузы дают несколько больше поводов для оптимизма, поскольку здесь мы имеем 20-30 учреждений, способных давать очень качественное образование и соперничать с иностранными университетами…» (Ярослав Кузьминов, ректор ВШЭ). Однако, уровень интеграции ВУЗов в экосистему цифровой экономики должен перманентно повышаться для сохранения конкурентных преимуществ на российском и мировом образовательном пространстве.

Рассмотрим определение и выделим компоненты экосистемы цифровой экономики. В соответствии с определением, закрепленным в Стратегии, экосистема цифровой экономики - партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан [1]. По данным Ассоциации Электронных Коммуникаций (РАЭК) [http://цифроваяэкономика.рф] за 2017 год компоненты цифровой экосистемы были сгруппированы с 7 хабов (блоков), с последующей детализацией на срезы и уровни вовлеченности в процессы цифровизации:

  1. Государство и общество.
  2. Маркетинг и реклама.
  3. Финансы и торговля.
  4. Инфраструктура и связь.
  5. Медиа и развлечения.
  6. Кибербезопасность.
  7.  Образование и кадры.

Аналитический отчет РАЭК приводит следующие показатели по хабу 7: 

  • Высокий процент кадров, занятых на рынке информационных технологий (далее – ИТ).
  • Развитие и рост числа образовательных интернет-площадок.
  • Высокий спрос на (увеличение потребности на 70%) на сотрудников, обладающих профессиональными компетенциями в сфере ИТ и дефицит высококвалифицированных кадров.

По мнению авторов, важность вышеуказанных аналитических данных в следующем. Во-первых, выделение образования в отдельный компонент цифровой инфраструктуры, что еще раз подчеркивает его важность при формировании кадров для новой экономики и позволяет говорить о необходимости трансформации традиционных методов для соответствия потребностям рынка и удовлетворения дефицита рынка труда. Базовое образование должно непрерывно дополняться набором надпрофессиональных навыков и компетенций, образование и студентов, и взрослых специалистов должно стать мобильным, модульным, вариативным. Каков набор тех надпрофессиональных или так называемых компетенций будущего? Ниже представлен набор ключевых компетенций для цифровой экономики, представленный Национальным центром цифровой экономики МГУ им. Ломоносова [доклад Ершовой Т.В. Международная конференция «Цифровая экономика –региональный аспект» в рамках Международного форума «РИФ.Технологии» Ульяновск, 29 сентября 2018], из которых четко прослеживается тренд на владение новыми технологиями:

  1. Деловые навыки:
    • Лидерство.
    • Умение работать в условиях неопределенности.
    • Навыки управления (людьми, проектами).
    • Навыки кооперации.
    • Навыки в области развития бизнеса.
    • Навыки цифрового предпринимательства.
    • Идентификация пробелов в цифровых компетенциях для актуализации собственных навыков и помощи другим.
  1. Коммуникативные навыки:
    • Межличностная коммуникация.
    • Межотраслевая коммуникация.
    • Цифровая коммуникация.
  1. Информационные навыки:
    • Поиск и фильтрация информации.
    • Оценка данных и их источников.
    • Обработка информации.
    • Организация и хранение данных.
    • Анализ и использование данных.
    • Создание и интеграция цифрового контента.
    • Использование цифровых приложений и услуг.
    • Правовая грамотность.
  1. Цифровые/ технические:
    • Компьютерная и ИКТ-грамотность.
    • Стандартные цифровые навыки.
    • Продвинутые цифровые навыки.
    • Решение проблем с помощью цифровых инструментов.
    • Творческое использование цифровых технологий для производства знаний и инноваций.
    • Знание сетевого этикета.
    • Участие в жизни общества с помощью цифровых технологий.

Во-вторых, это смена парадигмы восприятия образовательных учреждений – в частности, ВУЗу недостаточно быть поставщиком теоретической базы, так как практические навыки сотрудника (во многих областях профессиональной деятельности подкрепленные, в том числе, навыками работы в соответствующих информационных системах и применением информационных технологий) выходят на первый план. Безусловно, и организационная структура, и процессы, и структуры хранения/ обработки данных учебных заведений претерпевают глобальные изменения. Таким образом, по своей основной функции университет становится не только поставщиком общественного блага, но и субъектом предпринимательской деятельности в сфере образования, предоставляющим качественные образовательные услуги, отвечающие требованиям цифровой экосистемы.

Двойственность восприятия университета, тем не менее, не снижает потенциала его развития за счет смещения тенденций в РФ: снижение государственного финансирования ВУЗов, развитие частного образовательного сектора (включая постдипломное), появление новых технологий, форм и методик построения образовательного процесса (дистанционное образование, игровые методики), трансформация спроса на образовательные услуги. В сложившихся условиях университеты вынуждены искать новые направления самофинансирования [2, 3]. 

Традиционно дополнительными средствами самофинансирования университетов принято считать внебюджетные средства – то есть средства, полученные не из государственного бюджета, а за счет оказания дополнительных услуг: платное обучение, организация подготовительных курсов, сдача площадей в аренду и т.д. Тем не менее, данный денежный поток ограничен мощностями ВУЗа, его специализацией и возможностями профессорско-преподавательского состава.

Сейчас одним из передовых трендов в инновационной деятельности ВУЗов является развитие теории предпринимательского университета, основные постулаты которого закреплены в работах Бертон Л. Кларка, Х. Торп, Б. Гольдштейна. Предпринимательская деятельность университета отлична от получения внебюджетных средств: под ней понимается некая деятельность по получению чистого дохода в правовом поле, связанная с риском, инновационной деятельностью. То есть предпринимательский университет должен стать центром предпринимательского развития в своем регионе - не только дать обществу специалистов, знания и результаты научных исследований, но и сформировать среду, благоприятную для развития экономики, коммерциализовать генерацию и распространение знаний.

К особенностям предпринимательского университета можно отнести такие аспекты как:

  • трансформация управленческого слоя университета;
  • координация деятельности с бизнесом: поиск путей взаимодействия с компаниями;
  • использование новых источников финансирования, в том числе на основе коммерциализации знаний;
  • стимулирование предпринимательской активности подразделений и сотрудников университета;
  • развитие корпоративной предпринимательской культуры [4, 5].

Таким образом, предпринимательский университет необходимо рассматривать как инновационный университет, принявший предпринимательский способ управления и укрепляющий внешними и внутренними связями с целью увеличения ресурсов для успешного функционирования и развития уставной деятельности [6].

Однако, стремясь к новым моделям, к интеграции в инновационную цифровую экосистему, как не потерять научную базу и интеллектуальную собственность – основу деятельности университета? На взгляд авторов, концепция Университет 4.0 призвана решить проблему стыковки предпринимательской модели и сохранения ценности знаний.

Модель Университета 4.0 базируется на концепции роли ВУЗа как поставщика знаний о будущем, транслятора идей. При данной модели новые рынки и инфраструктуры органично интегрируются в образовательный процесс, давая большую независимость учебному заведению от бюджетных средств за счет капитализации собственных знаний [7]. По мнению авторов, трансформация ВУЗа по модели Университет 4.0 не противоречит концепции Предпринимательского университета, скорее напротив – отражает уровень зрелости и готовности учебного заведения к изменениям в рамках цифровой трансформации. Данная трансформация в первую очередь проявляется в следующих аспектах [8]:

  • формирование стратегии развития университета, учитывающей предпринимательские ценности и новую социальную значимость университетов;
  • активное взаимодействие с бизнес-сообществом;
  • обязательное развитие предпринимательских компетенций студентов (в том числе за счет поддержки студенческих инициатив);
  • формирование политики работы с интеллектуальной собственностью (поддержка академического предпринимательства, развитие инновационной экосистемы университета, поддержка активности по созданию стартапов);
  • формирование международных партнерств и проектов и пр.

Основой построения новой модели университета – помимо предпринимательской модели – по мнению авторов должно стать единое информационное образовательное пространство [9, 10] или среда (далее – ИОС). 

Зачастую образовательный процесс поддерживается при помощи образовательных и информационных технологий, которые объединяют различные виды обеспечивающих подсистем, таких как информационные, учебно-методические, технические и встраиваются в социокультурную среду, образуя информационно образовательную среду вуза [11].

Для поддержки образовательного процесса при помощи образовательных и информационных технологий в широком смысле рассматривается понятие «информационно-образовательная среда» как встроенная в социокультурную среду система. В него входят различного вида обеспечивающие подсистемы, такие как информационная, техническая, учебно-методическая. Учитывая необходимость удовлетворения требований к образовательным программам и услугам, представленным в Постановлении Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы", а также создания условий успешной реализации целей федеральных и иных государственных образовательных стандартов создается ИОС вуза, которая способствует этому. ИОС рассматривается как экосистему образовательного процесса, которая учитывает развитие инструментария и форм, для внедрения образовательных программ и услуг, доступность качественного образования с точки зрения распространения знаний и преподавания дисциплин, влияет на следование миссии высшего образовательного заведения и достижения поставленных перед ним целей. 

ИОС вуза - организационно-техническая информационная система, в которой взаимосвязаны информационные ресурсы, информационные и образовательные технологии учебного процесса вуза, использованы средства ИТ-инфраструктуры, организована деятельность людей, ответственных за наполнение и использование ИОС [12]. Стандартными компонентами ИОС высшей школы являются:

  • информационный контент системы образования;
  • интерфейсы с информационными системами вуза и внешними информационными системами;
  • информационные технологии создания и использования информационного контента;
  • заинтересованные лица и пользователи информационного контента в образовательных и научных целях.

В рамках вектора цифровизации наиболее перспективным подходом к построению ИОС можно назвать сервисный подход. При данном подходе предполагается создание и использование участниками деятельности ВУЗа некоторого пула сервисов (услуг): образовательных, информационных, бизнес-сервисов и т.д.

Основой для разработки сервисов/услуг являются наличие потребностей у потенциальных потребителей (Рисунок 1), в соответствии с которыми поставщики выполняют планирование, разработку, обеспечение условий для предоставления сервисов/услуг, управляют их качеством, которое определит удовлетворенность потребителей.

 

de1

Рисунок 1 Концептуальная схема ИОС университета

В таблице ниже (Таблица 1) представлены способы реализации сервисов и услуг в рамках ИОС вуза, разделенные на группы.

Таблица 1: Групповая классификация сервисов и услуг для ИОС вуза

п/п

Группа услуги/сервиса

Способ реализации и назначение

Название

 

Сервисы/услуги, оказываемые внутренним поставщиком

Используются внутренние ресурсы для проектирования, разработки, внедрения, управления, эксплуатации и поддержки услуг

инсорсинг (Insourcing)

 

Сервисы/услуги, оказываемые внешним поставщик

Применяются для осуществления проектирования, разработки, внедрения, управления, эксплуатации и поддержки услуг

аутсорсинг (Outsourcing);

 

Комбинированные сервисы/услуги

Предполагают комбинирование инсорсинга и аутсорсинга для проектирования, разработки, внедрения, управления, эксплуатации и поддержки услуг

ко-сорсинг (Co-sourcing);

 

Сервисы/услуги, являющиеся результатом совместной деятельности

Используются результаты совместной деятельности нескольких организаций при проектировании, разработке, внедрении, управлении, эксплуатации и поддержке услуг

партнерство (Partnership);

 

Сервисы/услуги, связанные с аутсорсингом процессов

Используется аутсорсинг процессов основной деятельности организации и передачей видов деятельности внешнему исполнителю

процессный аутсорсинг (Process Outsourcing);

 

Сервисы/услуги облачных технологий

Применяются возможности облачных технологий, предоставляемых провайдером

SaaS, IaaS, PaaS и др.

 

Сервисы/услуги, использующие аутсорсинг управления знаниями

Используются для выполнения наиболее интеллектуальных и высокопрофессиональных процессов проектирования, разработки, внедрения, управления, эксплуатации и поддержки услуг применяют аутсорсинг управления знаниями

аутсорсинг знаний (Knowledge Process Outsourcing).

 Также существует возможность классифицировать сервисы и услуги по иным признакам, таким как:

  • класс затрат (классификация стоимости единицы ABC);
  • популярность (частота запросов пользователей);
  • степень новизны;
  • другие признаки.

Классификация сервисов/услуг ИОС вуза также может выполнена по другим признакам: класс затрат (ABC – классификация стоимости единицы сервиса/услуги), популярности (частоты затребований), степени новизны и др.

Заключение

Таким образом, авторами были рассмотрены вопросы интеграции высших учебных заведений в цифровую экосистему страны, аспекты построения новых конкурентоспособных моделей университетов, определены ключевые факторы и векторы развития ВУЗов в рамках процессов цифровизации.

Не затрагивая тему рисков, перспективы цифровизации сферы образования видятся довольно успешными в рамках краткосрочного и долгосрочного периода. К краткосрочным эффектам авторами отнесены следующие: вариативность образовательного процесса за счет применения дистанционных технологий; повышение информационной и компьютерной грамотности студентов различного возраста и профессиональной направленности; высвобождение времени для научной работы и саморазвития, стажировок и параллельного образования в смежных сферах.

В качестве долгосрочных эффектов можно выделить формирование устойчивых взаимосвязей «университет – работодатель»; выстраивание актуальных карт компетенций в рамках направлений подготовки; усиление удовлетворенности выпускников процессом и результатами обучения; возможность получения дополнительного экономического преимущества за счет ведения бизнеса университетами.

 

Библиографический список

  1. Указ Президента Российской Федерации № 203 от 09.05.2017 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».
  2. Набиулин Т.Р. Особенности развития ВУЗа как субъекта предпринимательской деятельности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013.
  3. Коляскина С.В. Развитие ВУЗа как хозяйствующего субъекта: организационно-экономический инструментарий обеспечения // Социально-экономические явления и процессы. №1, 2013. С. 98-102.
  4. Clark, Burton R. "Creating Enterpreneurial Universities: Organizational Pathways of Transormation. London and New York: International Association of Universities Press and Pergamon-Elsevier Science", 1998.
  5. Clark Burton R., "Sustaining Change in Universities, Society for Research into Higher Education", Open University Press, London, 2004.
  6. Schulte P. "The entrepreneurial university: a strategy for institutional development" // Higher education in Europe. V.29. - P. 187-193.
  7. Кузнецов Е.Б., Энговатова А.А. «Университеты 4.0»: точки роста экономики знаний в России // Инновации №5 (211), 2016. С. 2-8.
  8. Трофимов В.В., Барабанова М.И., Ильина О.П., Макарчук Т.А., Кияев В.И., Трофимова Е.В., Демченко С.А., Соколова Д.Ю., Газуль С.М.
    Информационно-образовательная среда экономического вуза. –
    Санкт-Петербург, СПбГЭУ, 2018. – 130 с.
  9. Демченко С.А. Аспекты формирования информационной инфраструктуры организации в цифровой экономике // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 10 (104). С. 17.
  10. Макарчук Т.А., Демченко С.А. Проектирование обучающего курса на платформе LMS MoodleCloud// Современные проблемы науки и образования. – №5, 2017.
  11. Демченко С.А., Казарова А.В. // Предпосылки применения сквозного кейса для оптимизации учебного процесса в вузе. Дискуссия. - № 2 (65), 2016. С. 113-119.
  12. Макарчук Т.А., Соколова Д.Ю. Моделирование жизненного цикла электронного учебно-методического комплекса высшей школы в условиях формирования цифрового общества //Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 10 (104). С. 27.

Bibliographic list

  1. Decree of the President of the Russian Federation No. 203 dated 05/09/2017 “On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017 - 2030”.
  2. Nabiulin T.R. Features of the development of the university as a subject of entrepreneurial activity // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2013.
  3. Kolyaskina S.V. The development of the university as a business entity: organizational and economic support tools // Socio-economic phenomena and processes. No. 1, 2013. P. 98-102.
  4. Clark, Burton R. "Creating Enterpreneurial Universities: Organizational Pathways of Transormation. London and New York: International Association of Universities Press and Pergamon-Elsevier Science", 1998.
  5. Clark Burton R., "Sustaining Change in Universities, Society for Research into Higher Education", Open University Press, London, 2004.
  6. Schulte P. "The entrepreneurial university: a strategy for institutional development" // Higher education in Europe. V.29. - P. 187-193.
  7. Kuznetsov E.B., Engovatova A.A. “Universities 4.0”: points of growth of the knowledge economy in Russia // Innovations No. 5 (211), 2016. P. 2-8.
  8. Trofimov VV, Barabanova MI, Ilyina O. P., Makarchuk T. A., Kiyaev V. I., Trofimova E. V., Demchenko S. A., Sokolova D. Yu., Gazul S.M. Information and educational environment of an economic university. - St. Petersburg, SPbGEU, 2018 . 130 p.
  9. Demchenko S.A. Aspects of the formation of the organization’s information infrastructure in the digital economy // Management of economic systems: electronic scientific journal. 2017. No. 10 (104). P. 17.
  10. Makarchuk T.A., Demchenko S.A. Designing a training course on the LMS MoodleCloud platform // Modern problems of science and education. - No. 5, 2017.
  11. Demchenko S.A., Kazarova A.V. // Prerequisites for using a through case to optimize the educational process at a university. Discussion. - No. 2 (65), 2016.S. 113-119.
  12. Makarchuk T.A., Sokolova D.Yu. Modeling the life cycle of an electronic educational and methodical complex of a higher school in the context of the formation of a digital society // Management of economic systems: electronic scientific journal. 2017. No. 10 (104). P. 27.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516