Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Контрольные процедуры по формированию налоговой отчетности на примере ОАО «РЖД»

Финансы и кредит | (128) УЭкС, 10/2019 Прочитано: 226 раз
(1 Голосование)
  • Автор (авторы):
    Самсонов Евгений Анатольевич
  • Дата публикации:
    25.10.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»

УДК 336.221.4 

Контрольные процедуры по формированию налоговой отчетности на примере ОАО «РЖД»

Control procedures for the preparation of tax reports at russian railways

 

Самсонов Евгений Анатольевич

Samsonov Evgeny Anatolevich

кандидат экономических наук, 

доцент кафедры финансы и бухгалтерский учет

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»

г. Иркутск, Россия

e-mail:  Samsonov-ea@mail.ru

 

Аннотация.  В научной статье уделено внимание характерным чертам налоговой отчетности, а также основным  финансовым инструментам и требованиям, которым они должны соответствовать. Исследованы и предложены процедурные механизмы  налогового контроля с позиции элемента независимого налогового контроля, применение которого дает возможность снизить вероятностные налоговые ошибки в транспортных организациях.

Summary. The scientific article focuses on the characteristic features of tax reporting, as well as the main financial instruments and the requirements that they must meet. The procedural mechanisms of tax control are investigated and proposed from the perspective of an element of independent tax control, the use of which makes it possible to reduce probabilistic tax errors in transport organizations.

Ключевые слова. налоги, налоговый контроль, налоговое планирование, налоговый аудит, налоговая оптимизация, налоговое планирование, налоговая отчетность, налоговые процедуры, налоговый учет, налоговый механизм, налоговый менеджмент.

Keywords taxes, tax control, tax planning, tax audit, tax optimization, tax planning, tax reporting, tax procedures, tax accounting, tax mechanism, tax managemen.

 

 

Введение. В ОАО «РЖД» существуют риски в области налогового учета, из-за не предотвращения которых, может произойти искажение информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также искажение налоговой отчетности, которые могут привести к предъявлению ОАО «РЖД» штрафных санкций. В процессе выявления рисков компания определяет совокупность ключевых индикаторов риска, свидетельствующих о наличии потенциальных событий, способных влиять на достижение целей деятельности. Данная установка, регламентируемая программами субъектов хозяйствования, определяет актуальность данного исследования[1].

Основная часть. Для минимизации рисков по формированию налоговой отчетности в ОАО «РЖД» проводятся налоговые контрольные процедуры.

Налоговые контрольные процедуры – это совокупность мероприятий проводимые участником системы бухгалтерского внутреннего контроля для предотвращения незапланированных ошибок, которые могут быть допущены на всех уровнях формирования отчетности по налогам, сборам, страховым взносам[2].

Контрольные процедуры разработаны на основе анализа причин возникновения рисков нарушения положений Налогового кодекса Российской Федерации, налогового законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионном и медицинском страховании, и оценки их последствий[3-4].

Контрольные процедуры проводятся по следующим уровням[5]:

  1. Формирование налоговой отчетности по балансовой единице;
  2. Формирование консолидированной налоговой отчетности по филиалу;
  3. Формирование и представление в налоговые органы отчетности по

юридическому лицу;

  1. Обеспечение формирования налоговой отчетности.

Данные налоговые контрольные процедуры реализуются через следующие контрольные мероприятия[6]:

  1. Определение составляющих учетного процесса;
  2. Установление показателей качества учетных процессов (своевременность,

полнота);

  1. Выявление основных факторов рисков искажения отчетности;
  2. Мониторинг учетных процессов на предмет выявления возникающих

отклонений от установленных норм (как внешних, так и внутренних) по этапам учетного процесса (подготовка первичных учетных документов, ввод и обработка информации в автоматизированных системах, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и налогового учета, формирование отчетности) [7];

  1. Анализ причин возникновения отклонений;
  2. Принятие решений для исключения причин возникновения ошибок.

Для оценки полноты покрытия рисков учетных процессов контролями и эффективности применяемых контрольных процедур на постоянной основе проводится анализ причин допущения ошибок и нарушений порядка ведения бухгалтерского и налогового учета и формирования отчетности, выявленных[8]:

– подразделениями, осуществляющими ведение бухгалтерского и налогового учета, при проведении самопроверки или перекрестных проверок;

– подразделениями, осуществляющими формировании бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, при консолидации отчетности;

– по результатам рассмотрения обращений структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД», их работников и контрагентов; 

– центром внутреннего контроля «Желдорконтроль», центром внутреннего аудита «Желдораудит», ревизионными и иными комиссиями ОАО «РЖД» при проведении проверок финансово-хозяйственной и отдельных видов производственной деятельности структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» [9];

– аудиторскими компаниями при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «РЖД»;

– налоговыми и иными надзорными органами при проведении выездных налоговых и других проверок;

– судебными и иными органами исполнительной власти при проведении проверок соблюдения норм трудового законодательства и других проверок.

Налоговые контрольные процедуры осуществляются в каждом блоке бизнес-процесса формирования налоговой отчетности ( см. рис 1, 2).

 

 

sa1

Рис. 1. I блок, входящий в бизнес-процесс по формированию налоговой отчетности в ОАО «РЖД».

 

 

sa2

Рис. 2. II блок, входящий в бизнес-процесс по формированию налоговой отчетности в ОАО «РЖД».

Контрольные процедуры подлежат выполнению ответственными работниками соответствующих отделов (секторов) ОАО «РЖД» в соответствии с возложенными на них обязанностями в сфере внутреннего контроля, в течении всего отчетного периода (месяца/квартала);.

Руководители соответствующих отделов (секторов) в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за формирование, внедрение, мониторинг и совершенствование системы внутреннего контроля, и осуществляют контроль за выполнением подчиненными работниками контрольных процедур, перечисленных в приложениях[10].

Методика организации системы налогового контроля представляет собой многоэтапную систему, где каждый последующий шаг вытекает из предыдущего, одновременно являясь связующим звеном. Однако принимая во внимание, что предложенные контрольные процедуры  формирования налоговой отчетности можно трансформировать исходя из потребностей и интеграционной формы транспортных организации, предлагаем следующие виды налоговых контрольных процедур применяемых в ОАО «РЖД»:

– контрольные процедуры при постановке, снятии с налогового учета, построении налоговых иерархий;

– контрольные процедуры при формировании отчетности по трансфертному ценообразованию (ТЦО);

– контрольные процедуры при формировании налоговой отчетности по налогообложению прибыли с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании (КИК);

– контрольные процедуры при формировании отчетов "Справка по налогам и сборам", "Расчеты по налогам, сборам и страховым взносам";

– контрольные процедуры при налоговом планировании (прогнозировании) сумм налогов, сборов и страховых взносов;

– контрольные процедуры при осуществлении сверки по налогам, сборам и страховым взносам;

– контрольные процедуры по уплате налогов, сборов и страховых взносов;

– контрольные процедуры для обеспечения актуальности Положения об учетной политике для целей налогообложения и соответствия ее требованиям законодательства;

– контрольные процедуры при формировании налоговой отчетности по НДС;

– контрольные процедуры при формировании отчетности по косвенным налогам, формируемой согласно законодательству Республики Казахстан;

– контрольные процедуры при формировании налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;

– контрольные процедуры при формировании отчетности по корпоративному налогу на доходы физических лиц;

– контрольные процедуры при формировании налоговой отчетности по ресурсным налогам, в т.ч. налогу на имущество организаций, транспортному налогу, земельному налогу и прочим налогам, сборам;

– контрольные процедуры при формировании отчетности по ресурсным и имущественным налогам;

– Контрольные процедуры при формировании отчетности по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам;

-контрольные процедуры при формировании отчетности по индивидуальному подоходному и социальному налогу, формируемой согласно законодательству;

– контрольные процедуры при формировании отчетности по налогу, исчисляемого от объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Результаты выполнения налоговых контрольных процедур документально оформляются, в том числе с составлением контрольных листов (чек-листов).

Заключение. В результате внедрения контрольных процедур по формированию налоговой отчетности в транспортных организациях ожидается максимальное уменьшение вероятности принятия ошибочных решений в части исчисления и уплаты налогов и сборов, а также создание четкого механизма налогового контроля, направленного на проверку исчисления налогового законодательства.

Данная методика также позволит транспортным организациям организовать четко функционирующую систему внутреннего налогового контроля и повысит прозрачность выполнений операций и формирования налоговой отчетности.

Библиографический список:

1.Бахтигозина Э.И. Риск-ориентированный налоговый аудит // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2018. №2(98). С.72-77.

  1. Коноваленко И.Е., Чуркина А.Г. Отчетность по МСФО, отчетность по РСБУ, налоговая отчетность, управленческая отчетность: действительно ли есть необходимость в таком объеме отчетных данных? // Устойчивое развитие науки и образования. 2018.№ 8. С.100-104.

3. Кузьмина Е.М. налоговый аудит как профилактика бухгалтерских нарушений // В сборнике: признание года 2018. Сборник статьей Международного научно-практического конкурса. 2018.С.10-12.

4. Распоряжение ОАО «РЖД» от 07.06.2016 №1082р «Об организации и проведении внутреннего контроля центром внутреннего контроля «Желдорконтроль».

5. Концепция от 25.08.2017 № ЦБС-49 «Об единой системе внутренних контрольных процедур в области бухгалтерского и налогового учета и формирования отчетности».

6. Самсонов. Е.А., Литвиченко Д.В. Методика распределения накладных расходов на предприятиях железнодорожного транспорта// Финансовые аспекты структурных преобразований экономики. 2018. № 4. С.227-233.

7.Дедова О.В. налоговая отчетность организации // Russian Economic Bulletin. 2019. Т.2. №3. С.61-66.

8. Нененко Ю.А. Модернизация инструментов налогового контроля как способ повышения эффективности налогового контроля // Форум молодых ученых. 2019. №1-2 (19). С.1017-1022.

9.Гасиева З.П., Исакова Ю.Р. Налоговый контроль как один из видов финансового контроля // Вестник Московского гуманитарно-экономческого института. 2018. № 2. С.11-17.

10.Мусаев Т.К. Налоговый аудит: организация и методика // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. 2018№8. С. 191-194.

Bibliography

1. Bakhtigozina E.I. Risk-oriented tax audit // Bulletin of the Russian Economic University. G.V. Plekhanov. 2018. No2 (98). S.72-77.

2. Konovalenko I.E., Churkina A.G. IFRS reporting, RAS reporting, tax reporting, management reporting: is there really a need for such a volume of reporting data? // Sustainable development of science and education. 2018.No 8. P.100-104.

3. Kuzmina E.M. tax audit as prevention of accounting violations // In the collection: recognition of the year 2018. Collection of articles of the International scientific and practical competition. 2018.S. 10-12.

4. The order of Russian Railways dated 07.06.2016 No. 1082r “On the organization and conduct of internal control by the internal control center“ Zheldorkontrol ”.

5. Concept of 08.25.2017 No. TsBS-49 “On a unified system of internal control procedures in the field of accounting and tax accounting and reporting”.

6. Samsonov. E.A., Litvichenko D.V. Methodology for the distribution of overhead at railway enterprises // Financial aspects of structural transformations of the economy. 2018. No. 4. P.227-233.

7. Dedova O.V. tax reporting of the organization // Russian Economic Bulletin. 2019.V.2. Number 3. S.61-66.

8. Nenenko Yu.A. Modernization of tax control tools as a way to increase the effectiveness of tax control // Forum of young scientists. 2019.No 1-2 (19). S.1017-1022.

9. Gasieva Z.P., Isakova Yu.R. Tax control as one of the types of financial control // Bulletin of the Moscow Humanitarian and Economic Institute. 2018. No. 2. S.11-17.

10. Musaev T.K. Tax audit: organization and methodology // Actual problems of the modern economy in the global world. 2018 # 8. S. 191-194.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516