Ошибка
  • Delete failed: '3ce8a6e2a77c125184d2f8dd6bb449c6.php_expire'
  • Delete failed: '3ce8a6e2a77c125184d2f8dd6bb449c6.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО РОСТА В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Отраслевая экономика | (128) УЭкС, 10/2019 Прочитано: 177 раз
(1 Голосование)
  • Автор (авторы):
    Немцев Виктор Николаевич, Дерябин Андрей Владимирович, Дерябин Данил Андреевич
  • Дата публикации:
    25.10.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
    ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО РОСТА В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

PROSPECTS FOR INCLUSIVE GROWTH IN THE HEALTH RESORT SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

 

Немцев Виктор Николаевич

Nemtsev Viktor Nickolayevich

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия. 

E-mail:  viktornems@gmail.com.

Дерябин Андрей Владимирович

Deryabin Andrey Vladimirovich

кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и социально-культурного сервиса

Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск, Россия. 

E-mail:  a-deryabin@mail.ru.

Дерябин Данил Андреевич

Deryabin Danil Andreyevich

аспирант

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия. 

E-mail:  ad.danny62@gmail.com

 

Аннотация. Представлено исследование текущего состояния санаторно-курортных организаций Южного Урала и возможностей инклюзивного экономического роста в отечественном санаторно-курортном секторе. Проведена оценка перспектив повышения эффективности санаторно-курортных комплексов в рамках интеграционной деятельности на основе критерия синергии. Выявлены перспективы роста индекса человеческого развития на основе повышения ожидаемой продолжительности жизни населения.

Abstract. Have been present the study of current state of the Southern Urals health resort organizations and the study of possibilities of inclusive economic growth is in the Russian health resort sector. The prospects of improving the efficiency of health resorts in the conditions of integration activities were been assessed based on the criterion of synergy. Prospects of the Human development index growth on the basis of improvement the indicator of Life expectancy at birth are revealed.

Ключевые слова: инклюзивный рост, интеграция, санаторно-курортный комплекс, индекс человеческого развития.

Keywords: inclusive growth, integration, health resort complex, human development index.

 

Введение

В экономике России санаторно-курортный сектор в целом находится в процессе поэтапного перехода к новым условиям, после того как полномочия государства в организации санаторно-курортного лечения по федеральным и региональным программам были переданы от Фонда социального страхования РФ Министерству здравоохранения РФ, и пока функционирует при наличии высоких институциональных и финансовых рисков, хотя роль социально-значимых услуг существенно актуализируется в связи с нарастанием нагрузки на природную и социальную среду, необходимостью укрепления здоровья населения, обеспечения эффективного воспроизводства трудовых ресурсов [6].

Отечественные санаторно-курортные комплексы до настоящего времени имеют проблемы эффективной координации, ослабляется преемственность в кадровой политике из-за череды банкротств и смены собственников, не востребован накопленный уникальный опыт функционирования санаторно-курортных систем, остро ощущается ограниченность финансирования [2]. Сохранить свою идентичность, занимаясь классическим курортным лечением с использованием природных и преформированных факторов, им сегодня также проблематично из-за слабости санаторно-курортной (восстановительной) парадигмы в менталитете потребителей и производителей услуг. Отмеченная проблема имеет многогранный характер: с одной стороны, санаторно-курортная деятельность начинает ассоциироваться с оздоровительным туризмом, когда медицинские и лечебные услуги уступают приоритет питанию, проживанию и досугу, с другой стороны, некоторые санаторно-курортные организации превращаются в медицинские центры, заменяя использование природных факторов медикаментозным лечением с использованием дорогостоящей диагностики и высокотехнологических методов лечения [6, 8].

Объектом настоящего исследования является санаторно-курортная деятельность как важный инструмент повышения уровня человеческого развития, предмет исследования – перспективы инклюзивного экономического роста в секторе санаторно-курортной деятельности России в условиях развития интеграционных процессов. Цель работы – выявление возможностей инклюзивного роста российской экономики как условия повышения индикаторов человеческого развития. Актуальность исследования обусловлена как необходимостью совершенствования санаторно-курортной деятельности, укрепления здоровья и повышения средней продолжительности жизни населения, так и необходимостью укрепления устойчивости развития российской экономики на основе инклюзивного роста ее отдельных секторов.

Роль санаторно-курортной деятельности в повышении качества жизни населения

Как показывает анализ статистики и современных публикаций, отечественные санаторно-курортные организации характеризуются достаточно развитой курортной медициной, позволяющей с высокой степенью эффективности и рациональности использовать курортные ресурсы для оздоровления людей. В рамках отечественного здравоохранения была разработана эффективная система, объединяющая все этапы реабилитации здоровья населения страны, для реализации которых особую роль играет санаторно-курортный сектор. В большинстве случаев, его пациентами становятся лица старшего возраста, нуждающиеся в восстановлении здоровья из-за хронических заболеваний, а также длительного бытового или рабочего стресса. При этом достижение полноценного лечебного эффекта, как правило, требует достаточно продолжительного периода времени (не менее трех недель), значительных денежных затрат. Однако, несмотря на существование в настоящее время относительно недорогих санаторно-курортных путевок со стандартными программами оздоровительного лечения, оказание многих услуг производится исключительно в рамках дорогостоящих индивидуальных программ [6, 8].

В зависимости от уровня лечебно-оздоровительных услуг санаторно-курортные организации принято делить на два вида: санатории и пансионы с лечением. Ключевым звеном в рамках отечественной сферы профилактической медицины выступает санаторий – стационарное медицинское учреждение, деятельность которого направлена на лечение пациентов посредством использования различных лечебно-профилактических факторов и разнообразных лечебных услуг, определяемых профилем курорта. В свою очередь, пансионы с лечением представляют собой гостиничные комплексы с ограниченным набором узкоспециализированных услуг по лечению конкретных заболеваний. Широкое распространение пансионы получили и в странах Западной Европы.

Все возрастающая потребность в семейном отдыхе обусловливает необходимость в развитии пансионов и санаториев семейного типа, а также в увеличении штата курортных семейных врачей. Учитывая современные тенденции, многие российские санаторно-курортные организации разрабатывают и внедряют программы семейного отдыха и лечения, создают службы семейных врачей и воспитателей, вводят специальный детский рацион питания, а также реформируют материально-техническую базу посредством объединения нескольких палат в единые апартаменты для семей из 3-5 человек, оборудуют двухместные палаты дополнительными кроватями для размещения детей.

Проблема сохранения здоровья работников на производстве, как одного из основополагающих факторов повышения трудового потенциала страны, также сохраняет свою актуальность. Значительная роль в структуре мероприятий по коррекции нарушенных функциональных систем у работающих на промышленных производствах, принадлежит санаториям-профилакториям, центрам здоровья заводского или городского типа и санаторно-курортным учреждениям с дифференцированной продолжительностью курса оздоровления. Разработка и осуществление программ санаторно-курортного и восстановительного лечения работающего населения позволяет с успехом решать вопросы сохранения кадрового потенциала предприятий. Об эффективности санаторно-курортного лечения свидетельствуют медицинские и социально-экономические показатели (табл. 1).

Таблица 1

Поступление и расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации, млн. руб. (Источник:Российский статистический ежегодник. 2018: Стат.сб./Росстат. М.: 2018; оценки авторов)

Направления финансирования

Годы

2014

2015

2016

2017

2018

Поступление

569825

541282

566417

563744

567030

Расходование, всего

546185

612141

617920

648787

649320

в т.ч. на санаторно-курортное обслуживание

17034

25505

26087

27167

27247

то же, %

3,12

4,17

4,22

4,19

4,20

Возможности инклюзивного роста в моделировании социально-экономического развития регионов

Исследование перспектив инклюзивного экономического роста в секторе санаторно-курортной деятельности России целесообразно вести по регионам, учитывая огромную разницу в их природно-климатических условиях, существенные различия в уровнях финансовой обеспеченности и особенности стратегических планов социально-экономического развития [1, 13]. С этой целью настоящее исследование ориентировано на условия Уральского региона как одного из наиболее перспективных для эффективной реализации политики инклюзивного роста, обеспечивающего диверсификацию экономики и переход ее на зеленые принципы (увеличение доли возобновляемых источников энергии) [1, 7, 12].

Концепция инклюзивного роста предполагает всестороннее развитие человеческого капитала, активное участие в экономической жизни и получение выгод широкими слоями населения при бережном использовании природных ресурсов и защите окружающей среды [3, 7]. Акцент на политику инклюзивного роста экономики, по оценкам экспертов, отраженным в докладе «Глобальные риски 2015» Всемирного экономического форума [11], оправдан с позиции ключевых геополитических, социально-экономических и экологических вызовов перед современной цивилизацией. При этом внимание необходимо фокусировать не только на традиционных экономических показателях, таких как ВВП, но расширять анализируемые индикаторы с учетом экологических и социальных составляющих устойчивого развития [15, 16]. В частности, предъявляемым критериям соответствует показатель индекса человеческого развития http://www.uecs.ru/1c6bde7c-5dff-421d-9ebf-9cc57cf53883" alt="pastedGraphic.png"> (Human development index), агрегирующий несколько социальных показателей (табл. 2) [4, 5].

Таблица 2

Выписка из Обновления ООН по показателям индекса человеческого развития по некоторым странам в 2018 году (Источник: [5, 16])

Rank

Country

HDI (value)

Life expectancy at birth (years)

SDG 3

Expected years of schooling (years)

SDG 4.3

Mean years of schooling (years)

SDG 4.6

Gross national income per capita (PPP), $

SDG 8.5

1

Norway

0,953

82,3

17,9

12,6

68,012

2

Switzerland

0,944

83,5

16,2

13,4

57,625

3

Australia

0,939

83,1

22,9

12,9

43,560

4

Ireland

0,938

81,6

19,2

12,5

53,754

5

Germany

0,936

81,2

17,0

14,1

46,136

49

Russian Federation

0,816

71,2

15,5

12,0

24,233

50

Montenegro

0,814

77,3

14,9

11,3

16,779

51

Bulgaria

0,813

74,9

14,8

11,8

18,740

52

Romania

0,811

75,6

14,3

11,0

22,646

53

Belarus

0,808

73,1

15,5

12,3

16,323

86

China

0,752

76,4

13,8

7,8

15,270

87

Ecuador

0,752

76,6

14,7

8,7

10,347

88

Ukraine

0,751

72,1

15,0

11,3

8,130

За период с начала 2000-х гг. показатель http://www.uecs.ru/1c6bde7c-5dff-421d-9ebf-9cc57cf53883" alt="pastedGraphic.png"> Российской Федерации значительно вырос, что в существенной степени связано с экономическим подъемом, несмотря на относительно проблемные периоды 2008-2009 гг. и 2014-2015 гг. Значение http://www.uecs.ru/1c6bde7c-5dff-421d-9ebf-9cc57cf53883" alt="pastedGraphic.png"> России в период 2000-2018 гг., в целом, выросло с 0,691 до 0,816 (соответствует очень высокому уровню развития), что в последние годы обеспечивает ей 49-е место среди всех стран. Вместе с тем, как видно из табл. 2, российский индикатор http://www.uecs.ru/662757ae-a8df-433e-b631-afb6115636d0" alt="pastedGraphic_1.png"> (Life expectancy at birth) в 2018 году имеет относительно невысокий уровень 71,2 года и значительно уступает уровню других стран с очень высоким http://www.uecs.ru/1c6bde7c-5dff-421d-9ebf-9cc57cf53883" alt="pastedGraphic.png"> (уровень 81-83 года), что указывает на перспективы его увеличения на основе инклюзивного роста целого ряда секторов отечественной экономики, связанных с укреплением здоровья и на этой основе увеличения продолжительности жизни населения.

Исследование санаторно-курортного комплекса Южного Урала

Как показывают исследования за период 2000-2018 гг. доходы организаций регионального санаторно-курортного комплекса Южного Урала демонстрируют тенденцию роста в абсолютном выражении, без учета показателей посткризисных 2010 и 2013 гг. Однако приведенные доходы относительно сложившихся индексов цен на услуги, начиная с 2009 г., все же снижаются, что говорит о скрытых потерях доходов санаторно-курортных организаций, актуализирующих их финансовые риски и подрывающих их инвестиционный потенциал [8]. Вместе с тем, в каждом регионе политика в области санаторно-курортной деятельности также существенно отличается, что отражается на валовых показателях (табл. 3).

Таблица 3

Доходы санаторно-курортных комплексов Южного Урала в 2014-2018 гг., тыс. руб. (Источник: отчетность организаций, оценки авторов)

Годы

Годовые доходы по регионам, тыс. руб.

Республика Башкортостан

Челябинская область

Оренбургская область

Всего

2014

4922499

1674637

723169

7320305

2015

5212232

1745275

716808

7674315

2016

5528453

1713984

705256

7947693

2017

6025211

1810538

695898

8531647

2018

6307819

1921523

684056

8913398

Как видно из табл. 3 на Южном Урале наиболее интенсивно развивается санаторно-курортный комплекс Республики Башкортостан, следует отметить активную государственную поддержку его развития, формирование долгосрочных инвестиционных программ в республике, эффективное управление институциональными, организационными и финансовыми рисками. Челябинская область в этом плане демонстрирует не столь значительные успехи, однако в целом поддерживает региональный рост санаторно-курортной деятельности. При этом существенно слабее представлены результаты санаторно-курортного комплекса Оренбургской области, недостаточность координации и ослабление ведомственной вертикали в управлении санаторно-курортным комплексом области привело к стагнации санаторно-курортной сферы как специфической отрасли экономики области. В целом можно резюмировать, что переход функций государственного регулирования рынка санаторно-курортных услуг в 2008-2009 гг. от Фонда социального страхования РФ к органам Министерства здравоохранения РФ пока не обеспечил существенного развития сектора.

Потенциал и перспективы инклюзивного роста определяется структурными особенностями санаторно-курортных комплексов каждого региона Южного Урала. В частности, в Челябинской области выделяется группа организаций, составляющих курортный фонд области, и группа организаций, дополняющих курортный фонд области (табл. 4) [10]. 

Таблица 4

Доходы организаций санаторно-курортного комплекса Челябинской области в 2014-2018 гг., тыс. руб. (Источник: отчетность организаций, оценки авторов)

Наименование организации

Годы

2014

2015

2016

2017

2018

Организации курортного фонда Челябинской области

ООО Санаторий «Кисегач»

135504

123065

78306

52205

48922

ООО «Курорт «Кисегач»

-

-

9449

36609

46379

ГУП Санаторий «Сосновая горка»

62255

87245

-

-

-

ГУП Челябинской области Пансионат с лечением «Карагайский бор»

232521

250915

313564

379120

390621

ООО Многопрофильный центр медицины и реабилитации «Курорт Увильды»

388484

369257

412129

452504

496620

ОАО Санаторий «Урал»

166126

185466

205763

179852

188464

МУП Санаторий «Дальняя дача»

100521

101497

98666

89624

81035

ООО Санаторий «Сунгуль»

83628

67606

50622

48205

46309

Итого организации курортного фонда

1169039

1185051

1168499

1238115

1298350

Организации, дополняющие санаторно-курортный комплекс Челябинской области

ООО «Лесная сказка»

58157

52201

55532

57802

59044

ОАО «Уральские зори»

23214

22440

24604

25701

46901

ООО Санаторий «Жемчужина Урала»

69584

85741

103699

115256

123067

ООО «Золотой пляж»

91001

95852

117713

124510

129404

ООО Санаторий-профилакторий «Южный»

52181

50332

62915

67825

75011

Санаторий-профилакторий «Каштак»

44098

46855

45195

44205

45172

МУП Санаторий-профилакторий «Пласт»

8837

9620

11061

13204

15103

ООО Санаторий-профилакторий «Металлург»

64579

59950

-

-

-

ООО Санаторий-профилакторий «Кошкуль»

7511

7416

6181

5204

5430

НП Санаторий-профилакторий «Космос»

44881

54287

45546

47263

48538

ЧУ «База отдыха «Лесная сказка», озеро Увильды

23525

24354

28386

26205

29063

ООО Дом отдыха «Звездный», озеро Акакуль

18030

50267

24345

22305

20557

ООО Парк отель «Юность»

-

92

19065

21436

24176

ООО База отдыха «Теренкуль»

-

837

1243

1503

1707

Итого организации, дополняющие санаторно-курортный комплекс

505598

560244

545485

572419

623173

Всего санаторно-курортный комплекс

1674637

1745275

1713984

1810538

1921523

Анализ показывает, что массовый переход организаций санаторно-курортного сектора в плоскость платных услуг при относительном сокращении объемов госзаказа на санаторно-курортное лечение и высокой социально-экономическая дифференциация населения привели к усилению рисков санаторно-курортной деятельности и повышению значимости регионального регулирования отрасли. Одним из направлений преодоления имеющихся проблем представляется интеграция отдельных санаторно-курортных организаций, обеспечивающая увеличение их капиталоемкости на основе институциональных преобразований с формированием санаторно-курортных комплексов на основе рационального объединения отдельных организаций и расширения участия государственных структур в финансировании развития комплексов на основе государственно-частного партнерства и госпрограмм укрепления здоровья населения [8].

На наш взгляд, ключевым механизмом интегрированных санаторно-курортных комплексов является всеобъемлющий превентивный характер и систематизация санаторно-курортных услуг на основе использования IT-технологий, формирования развитых баз данных, расширение и оптимизация деятельности по лечению, оздоровлению и реабилитации населения. Интеграционный подход позволяет обеспечить более эффективное управление высокими рисками организаций, функционирующих в данном секторе отечественной экономики, в том числе, инновационными, инвестиционными, информационными, технологическими и кадровыми рисками. Риск-менеджмент организаций санаторно-курортного сектора, используя преимущества государственно-частного партнерства, ориентируется на тесное взаимодействие со страховыми компаниями, что позволяет обеспечить конвергенцию страховых и нестраховых методов управления рисками, существенно расширить российский страховой рынок, тем самым повысить устойчивость и инклюзивный рост, как организаций санаторно-курортного сектора, так и финансовой системы страны, в целом.

Результаты прогнозной оценки эффективности проектов локальной интеграции одной из санаторно-курортных организаций Челябинской области представлены в табл. 5.

Таблица 5

Прогнозная эффективность сделок локальной интеграции ООО «Курорт «Кисегач» по критерию синергии (Источник: расчеты авторов)

Варианты локальной интеграции

Параметры оценки

Основной бизнес

Качество управления, %

Управление продажами, %

Обеспечение материальными ресурсами, %

Стоимость синергии, млн. руб.

ООО Санаторий «Кисегач»

Лечение

Питание

Проживание

Климатотерапия

50

25

75

45-70

ГУП Санаторий «Еловое»

Лечение

Питание

Проживание

Климатотерапия

25

25

75

25-40

ООО Многопрофильный центр медицины и реабилита-ции Курорт «Увильды»

Лечение

SPA и оздоровительный отдых

Грязелечение

100

100

100

35-65

ООО «Лесная Сказка»

Лечение

Диагностика

Медицинские услуги

50

25

25

30-50

ГУП «Сосновая Горка»

Лечение

Проживание

SPA, спорт и развлечения

25

25

75

30-50

МУП Санаторий «Дальняя Дача»

Лечение

Питание

Проживание

Досуг и спорт

75

50

50

25-40

ООО Санаторий «Сунгуль»

Лечение

Питание

Проживание

Диагностика

Досуг

50

50

75

40-60

По результатам оценки следует отметить эффективность реализации проект локальной интеграции ООО «Курорт «Кисегач» с ООО Санаторий «Кисегач» и ООО Санаторий «Сунгуль», перспективен также вариант с участием ООО Курорт «Увильды». Расчеты комплексной интеграции (с участием трех и более организаций) на основе критерия синергии имеют более высокий, многоуровневый характер и требует отдельной разработки. Отдельная разработка также требуется в случае расширения участия государственных структур в развитии санаторно-курортных комплексов (на основе государственно-частного партнерства), что значительно варьирует по различным регионам Южного Урала.

Заключение

Таким образом, перспективы инклюзивного роста российской экономики связаны со сложными институциональными и структурными преобразованиями в различных секторах экономики и требуют применения разнообразных критериев для их оценки, в частности, показателей индекса человеческого развития. Основные выводы по работе:

  1. Отечественный санаторно-курортный сектор имеет высокий потенциал и серьезные перспективы инклюзивного роста, который возможен при решении проблем институционального и технологического характера, учитывая раздробленность материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов, недостаточную координацию организаций санаторно-курортной деятельности в общероссийском масштабе, необходимость системной подготовки высококвалифицированных кадров различных профилей.
  2. Анализ текущего состояния и перспектив развития современных санаторно-курортных организаций Южного Урала показал наличие существенных проблем, связанных с самофинансированием инвестиционных программ, что прямо указывает на необходимость радикальных институциональных преобразований. Данный аспект реализуется на основе механизма интеграционной деятельности (формирование санаторно-курортных комплексов на основе рационального объединения отдельных организаций) и расширения участия государственных структур в финансировании развития комплексов на основе государственно-частного партнерства и госпрограмм укрепления здоровья населения.
  3. Результаты оценки по критерию синергии проектов локальной интеграции санаторно-курортной организации Челябинской области ООО «Курорт «Кисегач» показывают, что наиболее перспективна локальная интеграция с ООО Санаторий «Кисегач» (45-70 млн. руб.), ООО Санаторий «Сунгуль» (40-60 млн. руб.), перспективен также вариант с участием ООО Курорт «Увильды» (35-65 млн. руб.). Важное значение могут иметь проекты комплексной интеграции (с участием трех и более организаций), что рассматривается в отдельных разработках.

Библиографический список

  1. Андриевская В.Б. Эффективность государственного управления как необходимая предпосылка инклюзивного роста экономики // Идеи и идеалы. 2015. № 1 (23). С.90-101.
  2. Ветитнев А.М. Ценовая политика санаторно-курортных организаций: Монография / А.М. Ветитнев, А.Н. Задорожная. М.: Инфра-М, 2016. 112 с.
  3. Грант Р. Современный стратегический анализ / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2008. 560 с.
  4. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2018 год / под ред. С.Н. Бобылева, и Л.М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2018. 172 с. [Электронный ресурс]. URL:  http://ac.gov.ru/files/publication/a/19663.pdf.
  5. Индекс развития человеческого потенциала 2018 [Электронный ресурс]. URL:  https://tjournal.ru/flood/76687-indeks-razvitiya-chelovecheskogo-potenciala-2018.
  6. Криворучко В.И. Санаторно-курортная сфера: расширение функциональной роли в социально-экономическом развитии / В.И. Криворучко, В.Р. Иванченко, Б.Т. Ковеза // Монография. Сочи: 2015. 158 с.
  7. Левенков А. Инклюзивный рост: понятие, индикаторы, международный опыт // Банкаŷскi веснiк, СНЕЖАНЬ. 2015. С. 41-46.
  8. Немцев В.Н., Дерябин А.В., Дерябин Д.А. Идентификация институциональных и финансовых рисков санаторно-курортного комплекса региона // РИСК: Ресурсы. Снабжение. Информация. Конкуренция. 2018. № 3. С. 86-90.
  9. Немцев В.Н., Костина Н.Н. Институциональные аспекты управления интеграционными процессами в экономике // РИСК: Ресурсы. Снабжение. Информация. Конкуренция. 2018. № 3. С. 42-45.
  10. 10.Об утверждении Концепции развития здравоохранения Челябинской области до 2020 года: Распоряжение Правительства Челябинской области от 31.10.2013 г. № 296-рп (ред. от 02.10.2015).
  11. Global Risks 2015. World Economic Forum [Electronic resource]. URL:  http://www.weforum.org/reports/global-risks-report-2015.
  12. 12.Hoekman B. Trade Policy for Inclusive Growth // Policy Dialogue: Redefining the Role of the Government in Tomorrow’s International Trade. – Geneva: UNCTAD, 2012. – URL:  http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ditc_dir_2012d1a_Hoekman.pdf.
  13. 13.Inclusive Growth: Measurement and Determinants. – Washington DC: IMF, 2013. – URL:  https://www.imf.org/external/pubs/cat/longers.aspx?sk=40613.0.
  14. 14.N.R. Balynskaya, V.M. Gafurova, O.S. Pichugina, V.N. Nemtsev. Indicators for assessing level of Social pollution of labor market. The European Proceedings of Social & Behaviour al Science: International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalization». Volume LVIII – SCTCM G 2018. Pp. 157-163.
  15. 15.The Global Competitiveness Report 2014-2015. World Economic Forum [Electronic resource]. URL:  http://www3.weforuv.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2014-15.pdf.
  16. 16.United Nations Development Programme [Electronic resource]. URL: www.undp.org/content/undp/en/home/about-us.html.

References

  1. Andrievskaya V.B. Efficiency of public administration as a necessary prerequisite for inclusive economic growth. Ideas and Ideals. 2015. No. 1 (23). Pp. 90-101.
  2. Vetitnev A.M. Pricing of sanatorium organizations: Monograph / A.M. Vetitnev, A.N. Zadorozhnaya. M.: Infra-M, 2016. 112 p.
  3. Grant R. Contemporary Strategic Analysis / Trans. from English. SPb.: Peter, 2008. 560 p.
  4. Report on Human development in the Russian Federation for 2018 / ed. S.N. Bobylev and L.M. Grigoriev. M.: Analytical center under the Government of the Russian Federation, 2018. 172 p. [Electronic resource]. URL:  http://ac.gov.ru/files/publication/a/19663.pdf.
  5. Human Development Index 2018 [Electronic resource]. URL:  https://tjournal.ru/flood/76687-indeks-razvitiya-chelovecheskogo-potenciala-2018.
  6. Krivoruchko V.I. Sanatorium sphere: expansion of a functional role in social and economic development / V.I. Krivoruchko, V.R. Ivanchenko, B.T. Koveza // Monograph. Sochi: 2015. 158 p.
  7. Levenkov A. Inclusive growth: concept, indicators, international experience // Bank Vestnik. Snezhang. 2015. Pp. 41-46.
  8. Nemtsev V.N., Deryabin A.V., Deryabin D.A. Identification of institutional and financial risks of the sanatorium-resort complex of the region // RISK: Resources. Supply. Information. Competition. 2018. No. 3. Pp. 86-90.
  9. Nemtsev V.N., Kostina N.N. Institutional aspects of integration processes management in the economy // RISK: Resources. Supply. Information. Competition. 2018. No. 3. Pp. 42-45.
  10. 10.About the statement of the Concept of development of health care of Chelyabinsk Region till 2020: the Order of the Government of Chelyabinsk Region of 31.10.2013. No. 296-RP (edition of 02.10.2015).
  11. Global Risks 2015. World Economic Forum [Electronic resource]. URL:  http://www.weforum.org/reports/global-risks-report-2015.
  12. 12.Hoekman B. Trade Policy for Inclusive Growth // Policy Dialogue: Redefining the Role of the Government in Tomorrow’s International Trade. – Geneva: UNCTAD, 2012. – URL:  http://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ditc_dir_2012d1a_Hoekman.pdf.
  13. 13.Inclusive Growth: Measurement and Determinants. – Washington DC: IMF, 2013. – URL:  https://www.imf.org/external/pubs/cat/longers.aspx?sk=40613.0.
  14. 14.N.R. Balynskaya, V.M. Gafurova, O.S. Pichugina, V.N. Nemtsev. Indicators for assessing level of Social pollution of labor market. The European Proceedings of Social & Behaviour al Science: International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalization». Volume LVIII – SCTCM G 2018. Pp. 157-163.
  15. 15.The Global Competitiveness Report 2014-2015. World Economic Forum [Electronic resource]. URL:  http://www3.weforuv.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2014-15.pdf.
  16. 16.United Nations Development Programme [Electronic resource]. URL: www.undp.org/content/undp/en/home/about-us.html.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516