Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Повышение конкурентоспособности промышленности ресурсодефицитного региона

Региональная экономика | (128) УЭкС, 10/2019 Прочитано: 212 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Краковская Ирина Николаевна
  • Дата публикации:
    24.10.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Повышение конкурентоспособности промышленности ресурсодефицитного региона

Increasing the industry competitiveness in resource-deficient region 

 

Краковская Ирина Николаевна

д.э.н., доцент, профессор кафедры менеджмента

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный  университет им. Н.П. Огарёва»

 krakovskayain@mail.ru

Krakovskaia Irina Nikolaevna

doctor of economic sciences, docent, 

professor of sub-department of management, 

National Research Ogarev Mordovia State University

 krakovskayain@mail.ru

 

Аннотация

 В статье рассмотрены условия, определяющие возможности и проблемы повышения конкурентоспособности и экспортного потенциала промышленных предприятий в ресурсодефицитном регионе. На примере Республики Мордовия показано, что динамика промышленного производства и результаты внешнеэкономической деятельности определяются не только сырьевой обеспеченностью региона, но и в значительной степени грамотной инновационной политикой, направленной на использование накопленного экономического потенциала. 

Abstract

The article deals with the conditions that determine the opportunities and problems of improving the competitiveness and export potential of industrial enterprises in the resource-deficient region. On the example of the Mordovia Republic it is shown that the dynamics of industrial production and the results of foreign economic activity are determined not only by the raw material security of the region, but also largely competent innovation policy aimed at using the accumulated economic potential.

Ключевые слова: конкурентоспособность,  промышленность,  экспорт, кластер, государственная программа

Keywords: competitiveness, industry, export, cluster, state program. 

 

Введение

В условиях перехода развитых стран к шестому технологическому укладу и реализации стратегии Индустрии 4.0, предполагающим быстрый рост новых производств и отраслей на основе использования инновационных ресурсосберегающих и информационных технологий, проблемы повышения конкурентоспособности промышленных предприятий становятся все более актуальными.

Для России в настоящее время залогом устойчивого развития является формирование реального производства, позволяющего создавать глобально конкурентоспособные технологии и продукцию. В Стратегии научно-технологического развития РФ отмечено, что продолжение эксплуатации сырьевых ресурсов не может обеспечить стране устойчивый экономический рост «на фоне формирования цифровой экономики и появления … группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов» [8]. Необходим переход к следующим технологическим укладам и осуществление комплекса организационных и иных мер, направленных, в частности, на развитие компаний, способных стать лидерами на новых глобальных технологических рынках. 

Таким образом, с одной стороны, глобализация и информатизация мирового социально-экономического развития предъявляют высокие требования к конкурентоспособности  промышленной продукции и производств. С другой стороны, в этих условиях регионы, не обеспеченные запасами сырьевых ресурсов, получают новые возможности повышения конкурентоспособности промышленного сектора. Рассмотрим их на примере Республики Мордовия.

Опыт ресурсодефицитного региона в обеспечении конкурентоспособности промышленности: проблемы и достижения

Республика Мордовия – один из регионов Приволжского федерального округа. В республике проживает 805 тыс. жителей, 63 % из них – горожане [5, c. 52]. В сравнении с соседними регионами РФ и ПФО ее природно-ресурсный потенциал для развития промышленности незначителен (различные виды сырья для производства теплоизоляционных материалов, цемента, силикатных изделий, извести, красок, строительных материалов из дерева мягколиственных и хвойных пород). Тем не менее, республика сохраняет индустриально-аграрную специализацию, на ее территории действует более 900 организаций промышленности (из них более 700 – малые), в них работает четвертая часть занятого населения региона. Наибольшую долю в ВРП (22,8%) Республики Мордовия традиционно занимает продукция обрабатывающих производств [2, 6]. К основным направлениям специализации промышленности региона относятся электро- и светотехника, приборостроение, транспортное (вагоностроение) и сельскохозяйственное  машиностроение, производство строительных материалов, пищевая промышленность [3]. На долю республики приходится более трети производства в стране вагонов-цистерн, ламп разрядных, дуговых, ультрафиолетовых. Темпы роста объемов производства в промышленности республики соответствуют средним по стране и по федеральному округу показателям, а в отдельные годы даже превышали их (таблица 1) [4, 7, с. 5-7].

Таблица 1 

Индексы производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства», %  к предыдущему году

 

2012

2013

2014

2015

2016

2017*

2018*

2019**

Российская Федерация

105,1

100,5

102,1

94,6

100,1

102,1

102,9

102,6

Приволжский федеральный округ

106,7

102,4

103,8

96,5

101,4

101,0

102,7

103,7

Республика Мордовия

115,1

99,6

111,6

99,1

101,1

110,1

108,7

102,4

* январь-декабрь к январю-декабрю предыдущего года

**январь-июль к январю-июлю предыдущего года

Республика Мордовия активно развивает межрегиональные торговые связи и кооперацию, а также внешнеэкономические связи. В радиусе экономически выгодной доступности рынков сбыта от столицы республики г. Саранск расположены регионы с достаточно высокой общей численностью и покупательной способностью населения – Республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Владимирская, Ивановская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Тамбовская, Ульяновская области, г. Москва и Московская область.

Предприятия Мордовии экспортируют свою продукцию не только в страны СНГ, но и в 67 дальнего зарубежья (в том числе в Германию – 14% объема экспорта, США и Китай – по 10%, Италию – 9%, Нидерланды – 6%, Гонконг, Латвию, Швейцарию – по 3% объема экспорта). Экспортируются машины и оборудование (23,4% объема экспортных поставок республики), в том числе, подвижной состав и его комплектующие, продукция химической промышленности (резина, 9%), металлы и изделия из них (7,5%), фанера и изделия из нее (6,8%), продукция пищевой промышленности (5%). За последние три года при увеличении закупок по импорту с 122 до 136 млн. долл. США, объемы экспорта в страны дальнего зарубежья выросли с 64 до 119 млн. долл. США, в страны СНГ – с 57 до 77 млн. долл. США [7, с. 28]. Приведенные цифры свидетельствуют о повышении конкурентоспособности предприятий республики и накоплении положительного опыта в реализации политики импортозамещения.

Тем не менее, следует отметить ряд факторов, которые (наряду с общей экономической ситуацией в России и мире) оказывают сдерживающее воздействие на повышение конкурентоспособности промышленности региона. К их числу необходимо отнести [2]:

  • социально-демографические факторы (снижение численности населения Мордовии, продолжающийся отток ИТР и квалифицированных рабочих в регионы с более благоприятной конъюнктурой рынка труда – более широким предложением рабочих мест и более высоким уровнем оплаты труда);
  • производственно-технологические факторы (значительная доля промышленных предприятий, выпускающих недостаточно конкурентоспособную продукцию на оборудовании с высокими показателями физического износа и в соответствии с устаревшим технологическим укладом, следствием чего являются длительная недозагрузка производственных мощностей таких организаций, снижение их финансового, технологического и кадрового потенциала);
  • финансово-экономические факторы (низкая инвестиционная активность большинства организаций, обусловленная как недостатком собственных и высокой стоимостью заемных финансовых ресурсов, так и инертностью в работе с инвесторами).

Опрос представителей реального сектора экономики Республики Мордовия, проведенный автором статьи по проекту «Обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития региональных производителей импортозамещающей продукции», реализованному коллективом исследователей Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, позволил провести анализ экономических условий для развития и повышения конкурентоспособности промышленности в регионе [5]. В рамках анкетирования было опрошено 120 респондентов (руководителей различных уровней), представлявших организации, осуществляющие производство вагонов для перевозки грузов, электрической распределительной и регулирующей аппаратуры, металлических изделий, инструментов общего назначения, строительных материалов, мягкой мебели. Подавляющее большинство респондентов (84,7%) уверены, что продукция, производимая их организацией, способна составить конкуренцию импортным аналогам по таким параметрам как цена, качество, транспортная доступность, сопутствующие услуги. Конкурентоспособность отечественной продукции, по мнению опрошенных, обеспечивают в первую очередь квалифицированный персонал, выпуск экологически чистых продуктов, владение уникальными технологиями, и в меньшей степени – применение современных подходов к управлению производством, грамотный маркетинг, постоянные инновации. Негативное влияние на развитие предприятий, по их мнению, оказывают неблагоприятная рыночная конъюнктура, отсутствие/недостаточность производственных мощностей и доступа к необходимым технологиям, нехватка собственных финансовых ресурсов, трудности с привлечением внешнего финансирования (в частности, отсутствие дешевых кредитов на приобретение оборудования), проблемы сертификации отечественной продукции за рубежом, отсутствие информации о зарубежных рынках (например, маркетинговых исследований). 

Задачи и механизмы повышения конкурентоспособности промышленности региона

Решение проблем социально-экономического развития в республике неразрывно связано с реализацией федеральных и республиканских целевых программ. Целевые комплексные программы реализуются в Республике Мордовия с 1996 г. в формате непрерывности и преемственности (в их числе республиканские и государственные программы социально-экономического развития, муниципальные программы, а также программы, направленные на поддержку развития приоритетных отраслей жизнедеятельности региона). 

В Республиканской программе социально-экономического развития РМ на 2013-2020 гг. была нормативно закреплена  кластерная структура промышленности региона,  опирающаяся на ее исторически сложившуюся специализацию. В регионе получили развитие инновационные кластеры, объединяющие промышленные и научные организации: «Светотехника и оптоэлектронное приборостроение»; «Электротехника и приборостроение»; «Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение»; а также «Агропромышленный кластер». Кластер «Светотехника и оптоэлектронное приборостроение» («BRIGHT CITY») включен в реестр промышленных кластеров России.

«Позитивными предпосылками для наращивания производственного потенциала, повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития региона являются использование преимуществ специализации его экономики, создание привлекательных условий для развития бизнеса, организация новых рабочих мест, повышение комфорта и безопасности социальной среды» [3].  

В соответствии с государственными программами научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013–2020 годы и «Повышение конкурентоспособности промышленности Республики Мордовия» на 2016–2020  гг., для развития промышленных предприятий региона предполагается реализация мероприятий, направленных на поддержку подготовки и переподготовки кадров, развития научно-технической и инновационной деятельности, дальнейшего развития республиканской научно-инновационной инфраструктуры (в частности, индустриальных парков) [1, 2].

Государственная поддержка инноваторов в республике базируется на многолетнем опыте и системном подходе.  Инновационно-активным предприятиям предоставляются отсрочки и рассрочки по уплате региональных налогов, инвестиционные налоговые кредиты, залоговое обеспечение привлекаемых кредитов, субсидирование части процентной ставки и другие преференции. Ежегодно проводятся конкурсы «Инженер года Республики Мордовия», «Лучшие товары Мордовии», республиканский конкурс научных работ и инновационных идей [1].

Столица республики г. Саранск удерживает лидирующие позиции (2-е место среди 30 российских городов) по условиям ведения бизнеса согласно рейтингу DoingBusiness in Russia Всемирного Банка [9].

Перечисленные меры должны способствовать созданию экономической и технологической основы для: формирования и развития современных инновационных и импортозамещающих производств, в том числе наукоемкой продукции нового поколения, интегрированных в межрегиональные и мировые кооперационные связи; увеличения доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП; организации новых рабочих мест с высокой производительностью труда [1, 2].

Заключение

Сложившиеся тенденции развития глобальных рынков и стратегические задачи структурной политики России в области промышленного развития открывают для регионов, не обеспеченных запасами сырьевых ресурсов и специализирующихся на выпуске высокотехнологичной продукции, новые возможности и перспективы повышение конкурентоспособности промышленного сектора. Республика Мордовия при отсутствии на ее территории крупных, стратегически важных месторождений полезных ископаемых сохраняет индустриально-аграрную специализацию, наращивает темпы промышленного производства, активно развивает межрегиональные и внешнеэкономические связи и кооперацию. Как показал опрос руководителей и специалистов реального сектора экономики РМ, потенциал развития промышленных предприятий республики реализован не в полной мере. Перспективы повышения конкурентоспособности предприятий и продукции на национальных и зарубежных рынках связаны с активизацией государственной поддержки, направленной на финансовое обеспечение технологической модернизации производства, подготовку кадров, развитие инновационной инфраструктуры.

Литература

  1. Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013–2020 годы: утв. Постановлением Правительства РМ от 20 мая 2013 года № 183 [Электронный ресурс] // URL:  http://docs.cntd.ru/document/424071558 (дата обращения 17.08.2019)
  2. Государственная программа Республики Мордовия «Повышение конкурентоспособности промышленности Республики Мордовия» на 2016–2020  годы: утв. Постановлением Правительства РМ от 15 апреля 2016 г. № 209 [Электронный ресурс] // URL:  http://docs.cntd.ru/document/438873569 (дата обращения 17.08.2019)
  3. Инвестиционная стратегия Республики Мордовия до 2020 года: утв. Постановлением Правительства РМ от 16.06.2014 № 275 [Электронный ресурс] // URL:  http://docs.cntd.ru/document/430622826 (дата обращения 17.08.2019)
  4. Индексы промышленного производства по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL:  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/# (дата обращения 27.08.2019)
  5. Краковская И.Н. Повышение конкурентоспособности региональных производителей импортозамещающей продукции: проблемы, задачи, перспективы // Финансовая экономика. 2018. № 5. С. 691-695.
  6. Мордовия: Стат. ежегодник./Мордовиястат. – Саранск, 2018. – 461 с. [Электронный ресурс] // URL:  http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/resources/d186df0048c00caf895199b3ce167dd4/Статистический+ежегодник+%282018+г.%29.pdf (дата обращения 27.08.2019)
  7. Социально-экономическое положение Республики Мордовия, январь-июль 2019 года: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2019. № 1 (07), с. 5-7, 28. [Электронный ресурс] // URL:  http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/publications/official_publications/electronic_versions/ (дата обращения 27.08.2019)
  8. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642. [Электронный ресурс] // URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71551998/paragraph/6:1 (дата обращения: 05.09.2019)
  9. DOINGBUSINESS. Measuring Business Regulations [Электронный ресурс] // URL:  http://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploreeconomies/russia/sub/saransk (дата обращения 17.08.2019)

References

  1. State program of scientific and innovative development of the Republic of Mordovia for 2013-2020: the resolution of the government of RM from 20 May 2013 no. 183. Available at:  http://docs.cntd.ru/document/424071558 (Accessed 17 August 2019) (in Russian)
  2. State program of the Republic of Mordovia "Improving the competitiveness of industry of the Republic of Mordovia" for 2016-2020: the resolution of the government of RM from 15 April 2016 no. 209. Available at:  http://docs.cntd.ru/document/438873569 (Accessed 17 August 2019) (in Russian)
  3. Investment strategy of the Republic of Mordovia until 2020: the resolution of the government of RM from 16 June 2014 no. 275. Available at: http://docs.cntd.ru/document/430622826 (Accessed 17 August 2019) (in Russian)
  4. Indices of industrial production by regions of the Russian Federation. Available at:  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/# (Accessed 27 August 2019) (in Russian)
  5. Krakovskaya I. N. Improving the competitiveness of regional producers of import-substituting products: problems, tasks, prospects.  Financial economy [Finansovaya ehkonomika], 2018,  no. 5, pp. 691-695. (in Russian)
  6. Mordovia: stat. yearbook. Saransk, 2018. – 461 p. Available at: http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/resources/d186df0048c00caf895199b3ce167dd4/Статистический+ezhegodnik+%282018+g%29.pdf (Accessed 27 August 2019) (in Russian)
  7. Socio-economic situation of the Republic of Mordovia, January-July 2019: stat. yearbook / Mordoviastat. Saransk, 2019,  no. 1 (07), pp. 5-7, 28. Available at:  http://mrd.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/mrd/ru/publications/official_publications/electronic_versions/
  8. Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation: approved. Presidential decree no. 642 of 1 December 2016. Available at:  http://ivo.garant.ru/#/document/71551998/paragraph/6:1
  9. DOINGBUSINESS. Measuring Business RegulationsAvailable at:  http://russian.doingbusiness.org/ru/data/exploreeconomies/russia/sub/saransk (Accessed 27 August 2019) (in Russian)

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516