Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Современные тенденции привлечения прямых иностранных инвестиций в Казахстан

Отраслевая экономика | (127) УЭкС, 9/2019 Прочитано: 298 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Дуйсенбаева Ботагоз Баймуханбетовна
  • Дата публикации:
    29.09.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Казахско-Русский международный университет

Современные тенденции привлечения прямых иностранных  

инвестиций в Казахстан

 

Дуйсенбаева Ботагоз Баймуханбетовна

B.B. Duisenbayeva

Кандидат экономических наук, кафедра  «Финансы»

Казахско-Русский международный университет

duisenbayeva_b@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассмотрены современные тенденции привлечения прямых иностранных инвестиций  в экономику Казахстана. Приведена динамика количественных показателей привлечения прямых иностранных инвестиций за 1993-2017 годы, определены основные страны-инвесторы.     Была исследована  роль инвестиций в развитии экономики, на прирост национального продукта, а также представлены основные факторы, которые влияют на увеличение объема притока прямых иностранных инвестиций в страну. Исследован инвестиционный процесс, характеризуя  основные преимущества всех участников данного процесса. На основе проведенного анализа текущего состояния даны соответствующие рекомендации. 

Ключевые слова:  прямые иностранные инвестиции, инвестор, инвестиционный климат, инвестиционный процесс.

Abstract

This article discusses the current trends in attracting foreign direct investment in the economy of Kazakhstan. The dynamics of quantitative indicators of attracting foreign direct investment for 1993-2017 years, the main investor countries. The role of investments in the development of the economy, on the growth of the national product was studied, and the main factors that affect the increase in the inflow of foreign direct investment into the country were presented. The investment process is investigated, characterizing all the main advantages of all participants in this process. On the basis of the analysis of the current state the corresponding recommendations are given. 

Keywords: foreign direct investment, investor, investment climate, investment process.

 

Введение.

Одним из негативных факторов, влияющих на развитие отечественной экономики – высокая степень морального и физического износа основных производственных фондов. Замена изношенного и морально устаревшего оборудования, разработка и освоение  новых технологий, введение новой структурной организации производства требует огромных вложений. В этой связи значение государственной  политики  по привлечению иностранных инвестиций особенно значима. 

Инвестиции оказывают значительный макроэкономический эффект на прирост национального продукта, развитие экономики и общества  в целом, при этом сами они  зависят от довольно  большого числа факторов, в числе которых  можно назвать государственные доходы и расходы, степень развития техники и технологии, внутреннюю и внешнюю политику государства, состояние законодательной базы [1].

Основная часть.

Процесс инвестирования, по мнению Ендовицкого Д.А., который исследовал анализ инвестиционной деятельности, представляет собой  «…способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, в результате которого соединяются те, кто предлагает временно свободные денежные средства, с теми, кто испытывает потребность в них» [2].

Совокупность внутренних инвестиционно-финансовых ресурсов, оказывающих влияние на состояние инвестиционного климата в стране, - это собственные средства предприятий и домохозяйств; средства республиканского и местного  бюджетов, используемых в  инвестиционных целях; государственные и коммерческие долгосрочные кредиты и займы.  К внешним источникам инвестиционного финансирования  относятся:

-  прямые иностранные инвестиции

- портфельные  иностранные инвестиции;

- а также кредиты и займы.

В  определенные эпохи  развития нашего государства финансирование экономического  развития осуществлялось  исключительно за счет внутренних ресурсов страны. В таких условиях административной  экономики, внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям. В современных рыночных условиях источники инвестиционных ресурсов могут   находиться как внутри государства, так и  за ее пределами. Безусловно, одним из основных участников инвестиционого процесса,  является государство. 

Имея огромный потенциал консолидировать финансовые  средства, она обладает максимальным инвестиционным потенциалом, однако проблема эффективного управления государственными инвестиционными ресурсами решается пока неудовлетворительно по следующим причинам: 

- финансирование инвестиционных программ из бюджета осуществляется по остаточному принципу;

- недостаточно «прозрачная»  система государственных финансов позволяет манипулировать государственными финансовыми потоками.

Государственными приоритетами в области инвестиционной политики, по мнению  Анискина Ю.П.,  исследовавшего роль  инвестиционной активности,  являются [3]:

- выделение государственных финансовых вложений  для сбалансированного развития  важнейших  сырьевых  и  аграрных областей, обеспечивающих продовольственную безопасность,  а также  и энергетическую и сырьевую;

- развитие  научно-производственного потенциала (в первую очередь  на тех направлениях, где отечественная наука   и промышленность имеет превосходства);

-  разработка комплекса мер, ориентированных  на уменьшения социальной напряженности, вызванной  процессами реорганизации экономики. 

Значительные объемы финансовых средств  имеются у субъектов домашних хозяйств, т.е. у населения. Привлечение данных средств в инвестиционный механизм решило бы острую необходимость  в инвестиционных ресурсах.

На сегодняшний день сбережения населения крайне малы, вместо того, чтобы привить накопительную культуру, идет активная агитация кредитования населения. Хотя мотивировать население на накопление можно разными аргументами: на безмятежную старость, накопить на крупное приобретение, застраховаться от  вероятных  несчастных случаев и т.п. Чтобы был приток накоплений домашних  хозяйств на рынок капитала нужно сформировать сеть посреднических  финансовых институтов, такие как, инвестиционные банки, страховые компании, пенсионные фонды и т.д. В нашем государстве таких субъектов финансового рынка пока не имеется. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, посреднические финансовые организации, которые бы специализировались бы на аккумуляции средств населения практически отсутствуют или на стадии становления. Во-вторых, на отечественном финансовом рынке деятельность таких посреднических организаций практически не окупаются, так как, средней статистический уровень доходов  физических лиц не высок. Из этого следует, что повышение уровня доходов населения будет способствовать увеличению уровня сбережений. Хотя, над доверием населения к таким посредническим организациям требует тоже  доработки. 

Другим значимым участником  инвестиционного процесса являются,  крупные казахстанские финансовые группы, которые приобрели контроль над наиболее привлекательными предприятиями и организациями. Имея огромные финансовые средства данные финансовые группы занимают второе место, после государства, по своему инвестиционному потенциалу.

Следующим крупным участником отечественного инвестиционного процесса являются иностранные инвесторы. 

Как отмечает, известный зарубежный  исследователь  Дж. Даннинг,  при равных значениях валового внутреннего продукта на душу населения, объем привлеченных  прямых иностранных инвестиций будет больше  среднего в таких  государствах, которые имеют следующие преимущества:

- богаты природными ископаемыми и/или человеческими ресурсами;

- имеют  емкий собственный  рынок;

- предлагают благоприятный инвестиционный климат для зарубежных инвестиций;

- имеют сформированную инфраструктуру и современную  правовую  

 и/или рыночную среду;

- не способны создать своего рода «преимущества собственности»  в отечественных формах, что позволило  бы им конкурировать с иностранными предприятиями.  

По мнению казахстанского экономиста Баймуратова У.Б., пятое вызывает возражение. Он подчеркивает, что оно подразумевает отсутствие конкуренции  между иностранными  и отечественными  товаропроизводителями, стимулирования притока инвестиций извне. Однако в реальности такое условие не обязательно. В Казахстане, к примеру, трудно представить казахстанские  предприятия, которые не смогут  реализовать  «преимущества собственности» в нефтедобывающей промышленности. Их сложность  в дефиците инвестиционных ресурсов. Они конкурируют и, очевидно, будут конкурировать между собой на внутреннем рынке и с другими нефтяными компаниями  на  внешнем рынке. Несмотря на высокую степень конкурентоспособности   компаний нефтедобывающей промышленности, зарубежные  инвесторы  в огромном количестве  присутствуют  в  данной отрасли, где имеется  преимущество быстрого роста, с приближением к уровню притока финансовых вложений выше среднего. Это очевидно, так как,  инвестиции сосредотачиваются там, где доходность выше нормы [4].

Интерес иностранного инвестора очевиден  – получение наибольшей прибыли.  Рентабельность  инвестиций обязана быть выше, чем у себя в стране, то есть,  предельная эффективность капитала равна предельной цене капитала. 

К интересам  государства, который привлекает иностранные инвестиции, можно отнести следующее:

- улучшение платежного баланса; 

- укрепление экспортных возможностей  с расширением географией рынка сбыта; 

- увеличение  бюджетных поступлений;

- новые рабочие места;

- рост валового инвестиционного спроса; 

- внедрение передовых инновационных достижений и технологий;

- внедрение новых систем  менеджмента.

Как отмечалось ранее, задачу обеспечения стабильного и сбалансированного экономического роста нашего государства на основе диверсификации экономики и повышения ее конкурентных преимуществ в  условиях нехватки внутренних инвестиционных возможностей затруднительно реализовать  без осуществления мотивирующей политики привлечения инвестиций. В нашей стране на сегодняшний день  имеется положительный опыт привлечения иностранных инвестиций [5].

 За исследуемый 1993-2017 годы, согласно данным Комитета по статистике РК, привлечено прямых  иностранных инвестиций около 270 000 млрд. долларов США.  На рисунке 1 приведены  сведения по привлеченным прямым инвестициям [6].

 

du1

Рисунок 1- Приток прямых иностранных инвестиций в Республику Казахстан за 1993-2017 годы

 

С 1993 года уровень привлеченных  прямых иностранных инвестиций в Республику Казахстан вырос в 16,34 раза и составил в 2017 году  20 765 млрд. долларов США. Рекордный  уровень  привлеченных  прямых  иностранных  инвестиций был отмечен в  2012 году  со значением в  288 85 млрд. долларов США. Количество привлеченных  прямых  иностранных  инвестиций  в РК за 1993-2012 годы  имел в целом позитивную тенденцию роста. В связи с ухудшением глобальной экономической конъюнктуры и снижением мировых цен на энергоресурсы и металлы заметен спад потока инвестиций в 2015 году на 37%, хотя за 2016-2017 годы  размер привлеченных прямых иностранных инвестиций составил  41 714 млрд. долларов США. 

Более  половины привлеченных иностранных инвестиций относятся к   странам Европейского Союза, а именно: Швейцария - 25,8 млрд. долларов США, Франция - 16,1 млрд. долларов США, Италия - 8,7 млрд. долларов США, Нидерланды - 90,4 млрд. долларов США, Бельгия - 7,6 млрд. долларов США, Германия - 5,2 млрд. долларов США. Соединенные Штаты Америки инвестировали  15% прямых иностранных инвестиций от общего объема, или 48,4 млрд,   5%  составляют инвестиции из Великобритании и КНР [7]. 

Заключение.

Надо отметить, что важным  фактором в отраслевой  ориентации инвестиций являются емкость рынка продукции, а также монопольное положение компаний.  Опыт показывает, что иностранных инвесторов не привлекают отрасли, которые имеют низкую рентабельность и высокую фондоемкость, такие как машиностроение, легкая промышленность, так  данные отрасли нуждаются в объемных финансовых вложениях  для модернизации производства. 

В связи с имеющимися особенностями для эффективного  привлечения прямых иностранных инвестиций в страну в 2017 году  была разработана Национальная инвестиционная стратегия, которая предусматривает три направления деятельности[8]:

-    совершенствование инвестиционного климата государства;

- осуществление эффективных операционных и организационных  мер,  разработка новых подходов привлечения инвестиций;

- соответствие приоритетов  привлечения  прямых иностранных инвестиций  с планами  приватизации и механизмов государственного-частного партнерства.

 

Список использованных источников:

  1. Анискин Ю.П. Управление инвестиционной активностью. М.:ИКФ 

Омега-Л,2002.-272с

  1. Ендовицкий Д.А.   Комплексный анализ и контроль  инвестиционной  

деятельности: методология и практика. –М.: Финансы и статистика, 2001.-400с. 

  1. Бударов А.Ю. Формирование инвестиционно-финансового механизма 

управления территориальными  единицами с особым статусом / Философия. Информация. Управление. Сб.науч. ст. аспир. Выпуск 2.М.:МИЭТ, 2001, с. 122-135.

  1. Баймуратов У.Б. Национальная экономическая система. – Алматы: 

Ғылым, 2000.-536с.

  1. https://www.nationalbank.kz/cont _Отчет о финансовой стабильности  

Казахстана на 2015-2017 годы. 2015-2017.pdf

  1. Основные социально-экономические показатели Республики 

Казахстан, СЭР РК 1991-2019, дата актуализации 30.08.2019. http://stat.gov.kz/

  1. ttps://www.caravan.kz/news/skolko-inostrannykh-investicijj-privlecheno-za-

period-nezavisimosti-rk-568722/

  1. "Национальная инвестиционная стратегия" с дополнениями и 

изменениями  Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1136

 

 

List of sources used:

  1. Aniskin Yu. p. Management of investment activity. M.:IKF Omega-L, 2002.-

272с 

  1. Yendovitsky D. A. Integrated analysis and monitoring of investment activities: 

methodology and practice. - Moscow: Finance and statistics, 2001.-400C. 

  1. Budarov A. Yu. Formation of investment and financial mechanism management 

of territorial units with special status / Philosophy. Information. Management. SB.scientific. article aspire. Issue 2.M.: MIET, 2001, pp. 122-135. 

4. Baimuratov U. B. national economic system. – Almaty: Gylym, 2000.-536с.].

5. https://www.nationalbank.kz/cont _ Financial stability report Of Kazakhstan for 2015-2017 years.  2015-2017.pdf

6. Main socio-economic indicators of the Republic Kazakhstan, SIR RK 1991-

2019, date of updating 30.08.2019. http://stat.gov.kz/ 

7. ttps://www.caravan.kz/news/skolko-inostrannykh-investicijj-privlecheno-za- 

period-nezavisimosti-rk-568722/ 

8."National investment strategy" and making additions to resolution of the 

Government of the Republic of Kazakhstan dated December 30, 2015 № 1136

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516