Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Управление трудоустройством выпускников в регионе с учетом требований предприятий-работодателей

Экономический анализ | (127) УЭкС, 9/2019 Прочитано: 147 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Касымова Юлия Николаевна
  • Дата публикации:
    25.09.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Уральский государственный университет путей сообщения

Управление трудоустройством выпускников в регионе с учетом требований предприятий-работодателей

Management of graduate employment in the region, taking into account the requirements of employing enterprises

 

 

Касымова Юлия Николаевна

Kasymova Yuliya Nikolaevna

доцент кафедры «Экономика транспорта»

 Уральский государственный университет путей сообщения

г. Екатеринбург

e-mail: yukasymova@mail.ru

 

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы регулирования роста безработицы среди выпускников образовательных учреждений, в частности высшего образования. Исследуется текущий механизм мониторинга рынка труда Свердловской области, предлагаются направления корректировки организации данного процесса. Основополагающим звеном в данном случае является учет требований (ожиданий) предприятий-работодателей и их анализ учебными заведениями с целью повышения конкурентоспособности молодых специалистов.

 In article topical issues of entering of effective contracts in the Russian higher educational institutions are considered, merits and demerits of a new wages system for objects of the relations – workers and employers are systematized, the problems arising at the same time for pedagogical workers in case of the conclusion of employment contracts are researched.

The article discusses current issues of regulating the growth of unemployment among graduates of educational institutions, in particular higher education. The current mechanism for monitoring the labor market of the Sverdlovsk region is investigated, directions for adjusting the organization of this process are proposed. The fundamental link in this case is to take into account the requirements (expectations) of employers and their analysis by educational institutions in order to increase the competitiveness of young professionals.

Ключевые слова: рынок труда, спрос, предложение, мониторинг, трудоустройство, выпускник, регулирование, равновесие, стратегия, конкурентоспособность, вакантное рабочее место, Департамент по труду и занятости населения, качество жизни, безработица, предприятие-работодатель, требования, служба занятости населения.

Keywords: labor market, demand, supply, monitoring, employment, graduate, regulation, balance, strategy, competitiveness, vacant workplace, Department of Labor and Employment, quality of life, unemployment, employer, requirements, employment service.

 

В настоящее время работодателями отмечается острая проблема несоответствия уровня подготовки и практических знаний студентов-выпускников требованиям отдельных отраслей экономики и рынка труда в целом. Проанализировав рынок труда Свердловской области, было выявлено отсутствие механизма и типовой методики оценки конкурентоспособности выпускников для различных отраслей народного хозяйства.

Основным нормативно-правовым документом в системе стратегического планирования, определяющим перспективные направления развития социально-экономической политики является «Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 гг.». Ее цель заключается в повышении качества жизни населения до достойного уровня и конкурентоспособности Свердловской области в глобальной экономике.

Текущие вопросы по регулированию спроса и предложения труда в регионах координируются Департаментами по труду и занятости населения. В Свердловской области он также функционирует. Наряду с множеством выполняемых функций, Служба занятости населения Свердловской области оказывает содействие по трудоустройству выпускникам учебных заведений, окончившим учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Таким образом, происходит региональное регулирование спроса и предложение труда.

Постоянный мониторинг уровня трудоустройства выпускников (по образовательным учреждениям Свердловской области) осуществляется Департаментом по труду и занятости населения Свердловской области поэтапно.Представим данный процесс на рисунке 1.

Проведение такого анализа - обязательное условие эффективного функционирования предприятий и принятия управленческих, организационных и технических решений на всех уровнях управления.

Оценка полученных результатов по итогам проведения мониторинга является неотъемлемой частью осуществления таких направлений деятельности, как:

- исследование динамики трудоустройства выпускников образовательных учреждений, уровня безработицы в регионе, рассчитываемой как по количеству трудоспособных граждан, так и по возрасту;

- анализ причин, способствующих росту отрицательных тенденций по трудоустройству на рынке труда;

- разработка актуальных мероприятий, направленных на снижение безработицы в регионах;

 

ka1

Рисунок 1 – Этапы мониторинга рынка труда Свердловской области среди выпускников образовательных учреждений профессионального образования

 

 

- разработка проектов прогнозирования безработицы и предупреждения ее роста;

- организация содействия трудоустройству выпускникам, оказавшимся невостребованными на рынке труда;

- организация и реорганизация (корректировка) деятельности служб занятости населения;

- составление, по результатам проведенного анализа, перечня профессий, специальностей, направлений подготовки наиболее и наименее востребованных на рынке труда;

- планирование потребной численности для формирования заявок на выделение бюджетных мест по различным образовательным учреждениям Свердловской области с целью устранения разрыва в потребности кадров и приведения к соответствию спроса и предложения на рынке труда;

– организация дополнительного образования для населения, оказавшегося неспособным конкурировать за вакантное рабочее место; 

- формирование цифр приема студентов на обучение в учреждения образования (примерных).

На наш взгляд, важным является также налаживание взаимодействия служб занятости населения и учебных заведений, а также предприятий-работодателей (на рисунке 1 этапы отмечены штрих-пунктиром). Данная работа должна вестись в аспекте разработки методических рекомендаций по выявлению «пробелов» в уровне знаний, наличию определенных навыков, умений, личностных характеристик у будущих молодых специалистов и оценке соответствия ожиданиям работодателей. От слаженной работы этих сторон зависит выстраивание четкой модели взаимодействия, механизма установления равновесия спроса и предложения на рынке труда Свердловской области.

Человеческий капитал является уникальным по своим свойствам в силу того, что только он не принадлежит всецело предприятию, а только его обладателю. Каждый индивид стремится расширить то многообразие умений и знаний, направленных на формирование собственной конкурентоспособности на рынке труда, что является отражением компетентностного подхода.

Особое значение при этом должно уделяться актуальным требованиям, предъявляемым работодателями. Так как крупные предприятия, холдинги, ориентируясь на развитие отрасли, трансформируют и реорганизуют свои условия с целью роста прибыли и увеличения доли на рынке. Для выпускников это означает, что соответствие требованиям позволит им принять участие в конкурентной борьбе за рабочее место.

Проведя исследование спроса и предложения на рынке труда Свердловской области, нами были  систематизированы ожидания работодателей к должности «Экономист» и представлены их требования к соискателям в таблице 1. Обработка данных проводилась по ведущим онлайн-площадкам и сайтам, представляющим вакансии о работе и находящимся в свободном доступе в сети Интернет (по состоянию на сентябрь 2019 г.).  

 

Таблица 1 –  Исследование требований работодателей Свердловской области к должности «Экономист»

ka2

 

ka3

 

Следует отметить, что из 350 обработанных вакансий на должность «Экономист», учитывались предложения, как мелких предприятий, так и крупных Холдингов. При этом оценка «Навык не требуется» выставлялась при отсутствии в объявлении упоминания о нем (предполагается, что в вакансии работодатель перечисляет основные требования к занимаемой должности). Основное внимание уделялось требованиям о необходимом владении навыком либо о желательном.

Из года в год продолжает наблюдаться тенденция об обязательном наличии высшего образования по заявленной специальности. При этом учитывается также опыт работы, как правило, не менее одного года либо от 3-х лет. Студенты во время обучения в вузе часто «подрабатывают» не по специальности, и этот факт не может учитываться работодателями как опыт работы (в данной отрасли), но приветствуется, так как в ходе любой профессиональной деятельности формируются коммуникативные качества, развиваются личностные характеристики, что также является важным фактором в становлении личности работника.

122 работодателя отмечают обязательное дополнительное образование – второе высшее образование либо узкоспециализированные курсы повышения квалификации. 87,7 % опрошенных предполагают обладание уровнем уверенного пользователя ПК, что очевидно в силу возрастающей роли информационных систем, при этом 201 респондент отмечает навык «Владение специальными компьютерными программами».

Работа экономиста характеризуется обработкой больших объемов информации, поэтому для работодателей очень важны такие характеристики как «трудолюбие», «умение работать с данными», «внимательность», «скрупулезность», «ответственность» (более 70 % работодателей выделили данные позиции в вакансии).

К «новым» требованиям к выпускникам относят «инновационное мышление», «способность к разработке рационализаторских предложений, проектов». Несколько лет назад данные показатели не являлись важными и зачастую оценивались только на руководящих должностях. Но ввиду постоянного поиска компаниями новых направлений развития и повышения эффективности производства и своей деятельности, данный критерий постепенно выходит на новый, более высокий уровень.

Неизменными остаются требования к характеристикам «стрессоустойчивость», «высокая обучаемость», «нацеленность на результат», «инициативность» (более 50 % работодателей отмечают данную характеристику).

Чем большим количеством характеристик и навыков из требований работодателей обладает будущий молодой специалист, тем выше его конкурентоспособность на рынке труда и возможность претендовать на вакантное рабочее место. Но отнюдь не каждый выпускник способен обладать всей совокупностью вышеперечисленных навыков. Постоянное приращение знаний, прохождение обучения, тренингов позволит развивать конкурентные преимущества, необходимые при трудоустройстве и дальнейшей трудовой деятельности. Таким образом, используя предложенный механизм, мы получим экономиста, соответствующего требованиям производства по представлениям работодателя. 

 

Библиографический список

 

 1. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы (принята Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года № 151-ОЗ)  

2. Федеральный закон РФ от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

3. Касымова Ю.Н., Рачек С.В. Формирование бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускников при переходе к инновационному типу экономики // Креативная экономика. М. 2014. – № 7 (91). – c. 124–130.

4. Чернышова Л.И., Рачек С.В. Качественные характеристики работника и их влияние на уровень его компетентности // Проблемы современной экономики, № 3 (35), 2010.

5. Гелета И. В. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 2. – С. 79–84. 

6. Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. – М.: Госполитиздат, 1957. – 735 с.

7. Студент как будущий работник: формирование конкурентоспособности// Материалы сайта Муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово. Режим доступа: http://www.fondp.ru/527.

Bibliography

1. The strategy of socio-economic development of the Sverdlovsk region for 2016-2030 (adopted by the Law of the Sverdlovsk region of December 21, 2015 №. 151-OL).

2. Federal Law of the Russian Federation of June 28, 2014 №. 172-FL «On Strategic Planning in the Russian Federation».

3. Kasymova Y.N., Rachek S.V. Formation of business-oriented competitiveness of graduates in the transition to an innovative type of economy // Creative Economy. M. 2014. – No. 7 (91). – c. 124-130.

4. Chernyshova L.I., Rachek S.V. Qualitative characteristics of the employee and their impact on the level of his competence // Problems of the modern economy, №. 3 (35), 2010.

5. Geleta I. V. The relationship of the labor market and the market of educational services // Regional Economics: theory and practice. – 2009. – №. 2. - S. 79–84.

6. Strumilin S. G. Problems of labor economics. - M.: Gospolitizdat, 1957.- 735 p.

7. Student as a future employee: the formation of competitiveness // Materials of the site of the Municipal Non-Profit Fund for the Support of Small Business of Kemerovo. Access mode: http://www.fondp.ru/527.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516