Создать PDF Рекомендовать Распечатать

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ПАНТОВОГО ОЛЕНЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

Отраслевая экономика | (127) УЭкС, 9/2019 Прочитано: 210 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Ершова Е. Л.
  • Дата публикации:
    23.09.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет»

УДК 332.13

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ПАНТОВОГО ОЛЕНЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

THE MECHANISM OF DEVELOPMENT OF RESOURCE BASE IN ALTAI REPUBLIC

Ершова Е. Л.

Yershov E. L. 

аспирант 

ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет»

 

Аннотация. Рассмотрены проблемы пантового оленеводства - одной из наиболее уникальных отраслей отечественного сельского хозяйства. Республика Алтай является флагманом этой отрасли не только в Сибирском федеральном округе, но и в Российской Федерации в целом. Широкое распространение на предгорных и горных территориях растений-эндемиков и предопределило развитие особой отрасли. Дана характеристика состояния ресурсной базы пантового оленеводства. Определены критерии, которыми должны обладать основные ресурсы: ценность; редкость; не поддающиеся имитации; незаменимость. Выявлены проблемы, разработан механизм развития ресурсной базы пантового оленеводства и направления совершенствования государственной поддержки пантового оленеводства. Определены пути перехода пантового оленеводства от сырьевой составляющей к производственному кластеру.

Ключевые слова: Ресурсная база, пантовое оленеводство, мараловодческие хозяйства, государственная поддержка, производственный кластер.

Abstract . Problems of antler reindeer breeding - one of the most unique industries of domestic agriculture are considered. Altai Republic is a leader of this industry not only in Siberian Federal District, but also in the Russian Federation in general. Wide circulation in foothill and mountain territories of plants endemics also predetermined development of the special industry. Characteristic of a status of resource base of antler reindeer breeding is given. Criteria which the main resources should possess are defined: value; rarity; not giving in simulation; indispensability. Problems are revealed, the mechanism of development of resource base of antler reindeer breeding and the direction of improvement of the state support of antler reindeer breeding is developed. Ways of transition of antler reindeer breeding from a raw component to a production cluster are defined.

Key word: Resource base, antler reindeer breeding, maralovodchesky farms, state support, production cluster.

 

Введение. Современное состояние отраслей российского АПК характеризуется, как трансформационное и направленно на импортозамещение, то есть изменение баланса потребления в сторону производства и потребления отечественных продуктов питания, что приводит к изменению материальной и сырьевой базы сельскохозяйственных производителей по всей стране. Используя данный протекционистский вектор развития экономики, логически произвести структурные сдвиги в определенных отраслях сельского хозяйства, которые до недавнего времени являлись сырьевыми элементами иностранных компаний. В частности, речь идет о пантовом оленеводстве, которое в условиях современных экономических вызовов имеет возможность сформироваться в полноценный производственный кластер пищевой и фармацевтической промышленности. 

Рассмотрим эту проблему на примере Республики Алтай, имеющей свою специфику, как самая высокогорная приграничная территория среди субъектов Российской Федерации в Сибири. Ее отличают суровые природно-климатические условия: длительные и холодные зимы, сильные ветры на горных склонах и перевалах, недостаточные тепловые ресурсы для ведения земледелия [1]. Наблюдается очаговый характер освоения территории, низкий уровень развития социальной и производственной инфраструктуры.

Сельское хозяйство является основным и традиционным видом экономической деятельности Республики Алтай. Агропромышленный комплекс является одним из ведущих секторов экономики Республики Алтай. В структуре валового регионального продукта Республики Алтай доля сельского хозяйства составляет 18% [2].

Первенство животноводства в агарной отрасли республики обусловлено природно-климатическими условиями и преимущественно горным ландшафтом региона, не оставляющим достаточных площадей на ведение высокоурожайного земледелия.

Основная часть. Многообразие растительного мира, а конкретнее, широкое распространение на предгорных и горных территориях растений-эндемиков и предопределило развитие особой отрасли животноводства - пантового оленеводства, производителя важнейшей экспортной продукции - пантов маралов и оленей.

Пантовое оленеводство - одна из наиболее уникальных отраслей отечественного сельского хозяйства [7]. 

Важнейшая особенность пантового оленеводства - особая нагрузка этой отрасли на природные ресурсы горной территории, особенно на ту часть ресурсов, которая воспроизводится только самой природой без вмешательства человека.

Формирование внутреннего рынка пантового сырья, а в перспективе и пантовой продукции, возможно при развитии и качественном расширении ресурсной базы, которая подвержена влиянию экстернальных ценовых факторов. Для решения совокупности данной проблемы развития ресурсной базы пантового оленеводства, как будущего интегрированного элемента промышленного кластера необходимо создать теоретические и практические аспекты его реализации.

В экономической теории выделяют четыре критерия, которыми должны обладать основные ресурсы компании [3].

1. Ценность ресурса; 

2. Редкость ресурса; 

3. Не поддающиеся имитации ресурсы; 

4. Незаменимость ресурса.

В производственных условиях Республики Алтай, а именно с наличием уникальной, редкой и высококачественной ресурсной средой обитания, выращивание пантовых оленей является наиболее приоритетным направлением развития сельского хозяйства в сегменте продуктов биологически активных добавок [7]. 

В ресурсной базе пантового оленеводства Республики Алтай имеется весь спектр перечисленных критериев конкурентных преимуществ. Основой данных конкурентных преимуществ пантового оленеводства являются природно-климатические и ландшафтные особенности выращивания. 

Ценность ресурса выражается в его уникальности, поскольку маралы употребляют в пищу многолетние и однолетние травы, многие из которых являются эндемиками и представлены только горных долинах определенной территории. 

Редкость ресурса выражается, в том, что объем выпускаемой конечной продукции или полуфабрикатов этой продукции ограничен естественным ареалом обитания пантовых оленей и территорией их кормления. 

Невозможность имитации качественной характеристики продукции произведенной в Республике Алтай подчеркивают хозяйства конкуренты как российские, так и зарубежные.

Незаменимость ресурса выражается в его положительном фармакологическом воздействии на организм человека, при сравнении со схожими препаратами или дженериками.

Вышеперечисленные критерии конкурентоспособности при ресурсном подходе всецело соответствуют производственной среде пантового оленеводства Республики Алтай, что благоприятствует и создании перспективного кластера переработки продукции пантового оленеводства.

Мониторинг ресурсов в пантовом оленеводстве, а именно материальных, человеческих и организационных, свидетельствует о низком объеме последних. Материальные ресурсы на имеющуюся современную производственную базу достаточны и включают в себя территории всех хозяйств и ЛПХ, и КФХ, и предприятий. Человеческие ресурсы также соответствуют потребностям отрасли, поскольку исторически сложившаяся культура разведения пантовых оленей сохранилась и на современном этапе развивается исходя из потребностей рыночной конъюнктуры. Организационные ресурсы имеют низкую долю в объеме необходимых ресурсов пантового оленеводства, поскольку на данный период при наличии прочих базовых ресурсовРеспублика Алтай отстает по темпам развития от конкурентов мирового уровня, как объеме производимой продукции, так и в объеме перерабатываемого сырья. Данное положение основывается на низком уровне коммуникативных связей между производителями внутри отрасли и связей производителей с промежуточными потребителями (фармацевтические компании) и конечными потребителями продукции.

На наш взгляд выходом из сложившейся ситуации должна стать стратегия развития пантового оленеводства в Республике Алтай, которая будет предполагать горизонтальное и вертикальное объединение всех производителей пантовой продукции в единый агрофармхолдинг. Целью которого, будет выпуск продукции глубокой переработки пантов и их реализация на российском и международном рынке, как фарминдустрии, так и сельского хозяйства.

Генезис ресурсной базы пантового оленеводства требует определения и систематизации прогнозных целевых параметров и направлений развития, которые должны отражать практическую и экономическую значимость для всей отрасли. 

Одним из этапов прогнозного развития ресурсной базы пантового оленеводства в Республике Алтай являются направления развития ресурсныхоснов,которые можно сгруппировать следующим образом.

1. Направление земельного и кормового обеспечения

2. Направление кадрового обеспечения

3. Направление материально-технического обеспечения

4. Направление инвестиционного обеспечения

5. Направление инфраструктурного обеспечения

Направление земельного и кормового обеспечения производителей пантового сырья является наиболее значимым для хозяйств региона, поскольку от состояния земельного фонда зависит производительность и доходы фермеров-мараловодов. Эффективное использование земельных ресурсов, а соответственно и кормовой базы является важнейшей задачей для дальнейшего развития ресурсной базы и отрасли в целом. 

Общая земельная площадь республики в 2017 году составляет 9290,3 тыс. га. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 2 627,7 тыс. га,или 28,3% от земельных ресурсов республики, изних сельхозугодия составляют1 137,7 тыс. га, или 43,3% [4].Они включены в земли сельскохозяйственного назначения, хотя и располагаются на землях запаса (18,1 % от всех сельхозугодий) и в лесном фонде (40,4% от всех сельхозугодий) (табл. 1).

 

Таблица 1  

Распределение земельного фонда Республики Алтай по категориям земель
на 01.01.2017 года
[4]

e1

 

Наличие земельных ресурсов определяет кормовую базу. Кормовая база включает пастбищные корма, сенокосы (естественные и улучшенные) и сбор выращенных кормовых культур, включая высокопитательные (зерновые и зернобобовые) (рис.1)

 

e2

Рис.1- Структура сельхозугодий Республики Алтай на 2017 год [5]

 

Рост кормовой базы и ее качественных характеристик возможно на основе поддержания высокого уровня плодородия сельскохозяйственных почв и мест выпаса. Полевые исследования выявили, что основная масса почвенного покрова в Республике Алтай имеет щелочную кислотную реакцию, которая в меньшей степени способствует урожайности и качественному выращиванию кормов. В местах концентрации мараловодческих хозяйств Усть-Канского, Онгудайского, Усть-Коксинского районов почва имеет щелочной состав соответствующий рН солевая от <4,5 до 5.5, а доля данных почв в общей структуре варьируется от 28% в Усть-Коксинском районе, до 59%, 62% в Онгудайском и Усть-Канском районе соответственно. Концентрация гумуса в почвах, предназначенных для пахоты, в среднем составляет 7,1%, что является низким показателем для качественного плодородия. 

Для улучшения качественного состава почв необходимо проводить противоэрозийные мероприятия с внедрением почвозащитных севооборотов, а также системно вносить в почву органические удобрения в объеме 10-12 тонн на гектар на суглинках и 4-8 тонн на гектар на черноземах. Таким образом, для эффективного использования земельной ресурсной базы необходимо проведение следующих мероприятий.

1. Защита почв от водной эрозии.

2. Оптимально-рациональное размещение кормовых культур.

3. Внесение в пахотные угодья органических и минеральных удобрений.

4.Структурирование ландшафта посевных, пахотных и пастбищных угодий. 

Для проведения данных мероприятий потребуется организационная и материальная поддержка государства, которая должна выражаться не в прямом финансировании фермеров-мараловодов, а в детальной методической помощи и поставки материалов и удобрений.

Наряду с земельными ресурсами существенное влияние на пантовое оленеводство оказывает кормовая база, которая связана с первой, но имеет принципиальные критерии эффективного использования.

1. Региональные экономические и природные условия.

2. Сбалансированность рационов и обеспеченность кормами.

3. Минимальные затраты труда на обеспечение поголовья маралов необходимыми кормами. 

Для оптимального обеспечения мараловодческих хозяйств кормами необходимо определить расход корма на одну голову (табл.2) 

Таблица 2. 

Потребность в отдельных видах кормов для мараловодческих хозяйств [6]

e3

 

Анализ таблицы указывает на то, что в среднем ресурсная кормовая база отстает от реального потребления мараловодческими хозяйствами в пятикратном размере и компенсируется только за счет зеленых кормов. Причина данного положения кроется в приоритетных направлениях развития сельского хозяйства, а именно в выращивании крупно рогатого скота и мелко рогатого скота населением и хозяйствами всех форм собственности. Выравнивание кормовой базы необходимо проводить не за счет сокращения продуктивного поголовья скота, а за счет развития кормовой производственной основы, которая должна включать следующие мероприятия.

1. Структурирование сельскохозяйственных площадей по плодородию.

2. Структурирование кормовых культур по питательности.

3. Рост производительности сельскохозяйственных угодий за счет улучшения плодородия и рекультивации почвы через удобрения органическими и минеральными веществами, внедрение мелиоративных мероприятий, использования современных технологий в рекреации почв. 

4. Эффективное безотходное использование кормов, заготовки и хранения.

5. Приспособление ресурсно-кормовой базы к почвенно-климатическим условиям районов Республики Алтай и материально-технической базе хозяйств. 

Направление кадрового обеспечения мараловодческих хозяйств является основой для дальнейшего развития пантового оленеводства, которое на современном этапе использует интеллектуальный потенциал периода плановой экономики и начала 90-х годов ХХ века. При этом динамика и генезис развития пантового оленеводства в международном экономическом пространстве перешел на новую стадию, обладающую отраслевыми и промышленными характеристиками. 

Кадровая проблема современных мараловодческих хозяйств заключается в дефиците квалифицированных специалистов, уровне оплаты труда и использовании традиционных систем ведения хозяйства, которые не способствуют высокой производительности. Решение данной задачи находится в экономической плоскости, то есть для формирования коллектива высококвалифицированных специалистов необходимо привлечение финансовых активов в фонды оплаты труда за счет перераспределения активов из других источников, таких как прибыль компании. На первых этапах становления отрасли предполагается финансирование обучения молодых специалистов и формирование уровня заработной платы выше среднерыночных. Центрами подготовки и повышения квалификации должны стать как местные учебные заведения среднего специального и высшего образования, так и Сибирского Федерального округа.

Потребность в кадрах для мараловодческих хозяйств в Республике Алтай представлена в табл. 3

Таблица 3. 

Общая потребность в кадрах мараловодческих хозяйств

e4

e5

e6

e7

 

Обучение мараловодческих хозяйств должно носить сплошной и непрерывный характер, то есть под него должны подпадать все без исключения формы хозяйств от ЛПХ до крупных. Данное мероприятие позволит эффективней использовать весь производственный потенциал будущей отрасли.

Направление материально-технического обеспечения является основой для интенсификации производства, которая в свою очередь приводит к росту выпуска продукции и прибыли. Материально-техническое обеспечение выражается в степени технической и технологической оснащенности сельскохозяйственных компаний. Своевременное обновление основных фондов компании, в которых заключена техническая оснащенность, требует достижения следующих целей.

1. Внедрение в процесс производства машин и оборудования.

2. Освоение мараловодами аграрных технологий.

3. Своевременное обновление устаревшего оборудования.

4. Обучение мараловодов работе на технологичных машинах и оборудовании.

5. Лизинговое приобретение машин и оборудования.

6. Сервисное обслуживание и ремонт оборудования.

7. Освоение ресурсосберегающей техники. 

Выполнение данных целей позволит повысить уровень производства и качество выпускаемой продукции. 

Направление инвестиционного обеспечения пантового оленеводства заключается в создании основ благоприятного инвестиционного климата при участии частного капитала и государственных средств различного уровня.

Главным направлением по стимулированию инвестиционной активности в пантовом оленеводстве являются:

- привлечение в отрасль частного бизнеса с высокой степенью социальной ответственности;

- формирование схемы компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам; 

- предоставление налоговых льгот для производителей пантового сырья; 

-информационное сопровождение инвестиционных проектов и консультирование всех участников;

- продвижение брендов производителей пантового сырья.

Основными практическими инвестиционными мероприятиями должны стать:

-строительство и реконструкция производственных комплексов пантового оленеводства;

- развитие компаний по переработке и производству пантовой продукции;

-проведение научно-исследовательских работ в области практического применения пантовой продукции;

- обучение кадров для пантового оленеводства.

Стимулирование инвестиционной деятельности в пантовом оленеводстве позволит сформировать производственный потенциал, который увеличит объемы производства пантовой продукции, количество рабочих мест и создаст привлекательные условия для специалистов.

Направление инфраструктурного обеспечения пантового оленеводства включает в себя часть выше изложенных направлений развития, поскольку является элементом общего развития и интегрировано в каждое. При этом под инфраструктурным обеспечением следует понимать условия взаимодействия участников рынка пантовой продукции между собой и с внешними отраслями. Решающую роль в комфортном инфраструктурном обеспечении следует отдать органам государственного регулирования, целью которых должна быть поддержка каждого участника отрасли от стадии выращивания до производства готовой конкурентоспособной продукции.

Инфраструктурная поддержка в направлении земельной и кормовой базы должна быть сосредоточена на минимизации административных барьеров по расширению ресурсной базы. В частности, органы государственной власти в минимальные сроки предоставляют необходимую документацию для перевода земли из категории лесных в сельскохозяйственные, что позволит фермерам-мараловодам осуществлять выпуск продукции без отрыва от производства. 

В кадровом обеспечении государство должно осуществить заказ на обучение необходимых специалистов, как в производстве пантового сырья, так и в производстве конечной продукции. Создать выгодные материальные условия для привлечения в село.

В материально-техническом обеспечении разработать программы по льготному обновлению или приобретению основных фондов за счет средств кредиторов. Разработать упрощенные кредитные линии, финансирующие фермеров-мараловодов с минимальными процентными ставками.

В инвестиционном обеспечении создать условия благоприятного инвестиционного климата, позволяющие компаниям отрасли иметь налоговые и кредитные льготы. Формирует таким образом, необходимые качественные точки роста и развития пантового оленеводства и отрасли в целом. 

Из выше сказанного, следует, что ресурсная база пантового оленеводства в Республике Алтай должна претерпеть существенные изменения, модификации и трансформации, которые коренным образом затронут, как крупные мараловодческие хозяйства, так и личные подсобные хозяйства. Во-первых, речь идет о переходе от сбыта сырья потребителям из Юго-Восточной Азии к системной реализации внутренним производителям готовой пантовой продукции. Во-вторых, формирование системных каналов сбыта и производства готовой продукции внутри страны создает уникальные предпосылки зарождения нового кластера пищевой промышленности и фармацевтической индустрии. Второй кластер создает колоссальные финансовые и материальные перспективы для развития ресурсной базы пантового оленеводства.

Инфраструктурное направление государственной поддержки пантового оленеводства перекликается с определенными методами институционального направления, но при этом данные методы дополняют друг друга и позволяют создать наиболее благоприятные условия для развития сырьевой базы (рис. 2).

 

e8

Рис - 2. Инфраструктурное направление государственной поддержки пантового оленеводства 

 

Ресурсное направление государственной поддержки пантового оленеводства включает следующие методы поддержки: кадровое, земельное, кормовое и инвестиционное.

Ресурсное направление государственной поддержки является наиболее значимым направлением поддержки и способно сформировать качественную ресурсную базу за счет субсидирования факторов производства и предоставления налоговых льгот фермерам-мараловодам, минуя политику протекционизма, которая на более поздних этапах развития отрасли будет являться основанием для контр мероприятий со стороны международных конкурентов.

Ресурсное направление государственной поддержки пантового оленеводства в современных условиях является наиболее востребованным, поскольку дальнейшее развитие отрасли и переход ее в полноценную пищевую и фармацевтическую отрасль зависит от состояния ресурсной базы. Трансформация отрасли в самостоятельный кластер позволит поднять сельское хозяйство региона на новый инновационный и технологический уровень (рис.3).

 

e9

Рисунок - 3. Ресурсное направление государственной поддержки пантового оленеводства

 

Для реализации намеченных направлений государственной поддержки пантового оленеводства следует разграничить уровни поддержки на такие как муниципальный, региональный и федеральный. Каждый уровень должен представлять обозначенную зону ответственности за реализацию стратегии поддержки.

Заключение. Подводя итоги, еще раз заметим, что пантовое оленеводство является особой, уникальной отраслью агропромышленного комплекса Российской Федерации. Республика Алтай является флагманом этой отрасли (58 процентов поголовья маралов), поэтому все проблемы отрасли в большой стране можно рассмотреть на примере одного субъекта.

Самой существенной, определяющей сегодняшнее и будущее состояние пантового мараловодства как в Республике Алтай, так и в Российской Федерации в целом, автор считает развитие ресурсной базы.

Отсюда вытекают следующие выводы:

1. Ресурсная база пантового оленеводства должна претерпеть существенные изменения, модификации и трансформации, которые коренным образом затронут, как крупные мараловодческие хозяйства, так и личные подсобные хозяйства;

2. Необходима разработка и принятие стратегии развития пантового оленеводства в Республике Алтай, которая будет предполагать горизонтальное и вертикальное объединение всех производителей пантовой продукции в единый агрофармхолдинг;

3. Очевидна необходимость постепенного перехода пантового оленеводства от сырьевого придатка зарубежных кампаний на выпуск продукции глубокой переработки пантов и их реализация на российском и международном рынках;

4. Создание в Республике Алтай высококачественной материальной базы сети санаторно-курортных и лечебных учреждений различных форм собственности,  нацеленной на оздоровление и лечение с широким использованием пантопродуктов собственного населения  и туристов. 

 

Литература

  1. Постановление Правительства Республики Алтай № 60 от 13 марта 2018 года «О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://www.altai-republic.ru/economy_finances/strategy-of-social-economic/
  2. Постановление Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 г. N 242 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» // Справочно-правовая система «Гарант»
  3. Barney J. B., Firm Resources and Sustained Competitive Advantage, Journal of Management, 1991, 17, (1), pp. 99-120.
  4. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Республики Алтай в 2017 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://ekologia-ra.ru/novosti/vyshel-doklad-o-sostoyanii-okruzhayuschej-sredy-respubliki-altaj-v-2017-godu/
  5. Статистические данные Министерства сельского хозяйства Республики Алтай
  6. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://akstat.gks.ru
  7. Фролов Н.А. Повышение эффективности развития пантового оленеводства.-авт. дисс.- Барнаул.-2006. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://economy-lib.com/povyshenie-effektivnosti-razvitiya-pantovogo-olenevodstva

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516