Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Цифровые инструменты развития электронной информационно-образовательной среды университета

  • Автор (авторы):
    Макарчук Татьяна Анатольевна, Осипова Елена Александровна
  • Дата публикации:
    04.09.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Цифровые инструменты развития электронной информационно-образовательной среды университета

Digital tools for the development of the University’s electronic educational information environment

 

Макарчук Татьяна Анатольевна

Makarchuk Tatyana Anatolyevna

к.п.н., доцент,

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кафедра информатики, 

 tmakarchuk@mail.ru

Осипова Елена Александровна

Osipova Elena Alexandrovna

доцент кафедры информатики, 

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, lenadevochka@yandex.ru

 

Аннотация 

В статье предложены принципы и инструменты цифровизации информационно-образовательной среды университета. Авторы предполагают, что цифровые инструменты развития информационно-образовательной среды университета помогут построить новые модели бизнес-процессов предоставления цифровых образовательных услуг. В статье отмечается, что развитие информационно-образовательной среды университета связано с совершенствованием процессов развития цифровых компетенций человеческого капитала и цифровизацией содержания программ обучения. 

ABSTRACT

The article suggests the principles and tools of digitalization of the educational information environment of the university. The authors suggest that digital tools for the development of the university’s information and educational environment will help build new models of business processes for providing digital educational services. The article notes that the development of the information and educational environment of the university is associated with the improvement of the processes of development of digital competencies of human capital and digitalization of the content of training programs.

Ключевые слова: информационная образовательная среда, цифровизация образовательного контента.

Keywords: information educational environment, digitalization of educational content.

 

Введение

 

В условиях стремительного формирования и развития цифровой экономики предъявляются новые требования к высокотехнологическим отраслям экономики [3], которые определяют необходимость цифровизации электронной информационно-образовательной среды университета для удовлетворения потребности пользователей в получении качественной и достоверной информации [2],  повышении доступности образовательных услуг [4] с учетом особенностей восприятия цифрового контента и предпочтений каналов коммуникации каждого «цифрового» пользователя [1]. Согласно программе "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением правительства РФ №1632-р от 28.07.2018, эффективное развитие предприятия в цифровой экономике возможно только при наличии развитых платформ, технологий, инфраструктурной сред. 

Основной раздел

В первое десятилетие XIX века развитие электронной информационно-образовательной среды университета строилось на базе облачных и мобильных технологий, социальных сетей и средств аналитики больших данных, согласно концепции третьей платформы компании IDC, ведущего мирового поставщика информации и консультационных услуг. В настоящее время большинство университетов мира предлагают в рамках существующий электронной информационно-образовательной среды организацию электронного обучения с применением систем управления обучением (англ. Learning management system, LMS), платформ открытого образования (англ. Massive on-line open course, MOOC) и др. 

Начиная с 2011 г. возникает необходимость цифровизации электронной информационно-образовательная среды университета в связи с новым этапом развития информационного общества, изложенным в концепции «Индустрия 4.0» и, как следствие, происходящих функциональных и структурных изменениях всех процессов образовательного учреждения. Происходит трансфер управленческих, информационных, коммуникационных решений в сферу развития конвергентных технологий [13], при этом ключевым видом деятельности является  адаптация к потребностям цифрового потребителя [9], отличительной особенностью которого становится использование информационных технологий в качестве конкурентного преимущества во всех сферах деятельности университета. Основными направлениями развития информационно-образовательной среды становится использование технологий интернет-вещей, искусственного интеллекта, облачных и туманных вычислений, аналитики больших объемов данных, электронной идентификации и аутентификации (например, на основе блокчеин), виртуальной и дополненной реальности, информационной безопасности и др. В отличие от предоставление традиционных образовательных услуг цифровая информационно-образовательная платформа позволит предоставлять цифровые услуги, ориентированные на цифрового потребителя.

Согласно государственной программе РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг., утвержденной постановлением правительства РФ №1642 от 26.12.2017, развитие цифрового образовательного пространства современного университета, как учебно-инновационно-технологически-социального центра, предполагает построение новых бизнес-моделей университета, способствующих расширению возможностей получения качественного образования всеми категориями граждан в течение жизни. В работе Вагина В.С., Бескопыльного А.Н. отмечается, что особое внимание в процессе цифровизации электронной информационно-образовательной среды цифрового университета следует уделять реализацию процессов стратегического планирования, наращивания кадрового потенциала, повышения эффективности учебного процесса, науки и инноваций, международных связей с ведущими российскими и международными университетами [7]. Эффективность работы современного университета напрямую зависит от информатизации функционирующих в вузе процессов, в частности, таких как учебный процесс, управление контингентом студентов, ведение приемной кампании и др.[5]. В исследование Леоненко Е.А., Комлева Н.С. отмечается, что особое внимание при переводе на цифровой формат заслуживают процессы планирования, организации, мотивации и контроля воспитательной и внеучебной деятельности вуза [10] с учтем требований системы менеджмента качества, изложенных в ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Успешность формирования цифрового университета, как учебно-инновационно-технологически-социального центра, напрямую связана с эффективностью научно-исследовательской деятельностью университета, включая затраты и публикационную активность [6].

Таким образом, цифровая трансформация электронной информационно-образовательной среды университета связана с построением новых моделей бизнес-процессов в сферах: стратегическое планирование; бюджетирование; анализ образовательного рынка; формирование портфеля основных образовательных программ; контролинг; маркетинг образовательных услуг; приемная кампания и набор слушателей; обучение; коммунальная инфраструктура; безопасность, вкл. ИТ-безопасность; управление человеческими ресурсами университета и другие.

Базовая электронная информационно-образовательная среда цифрового университета включает такие ИТ-решения такие, как система электронного документооборота, образовательная платформа on-line курсов, сайт университета, информационные системы отдельных служб и их интеграция в единое информационное пространство, электронный мониторинг всех бизнес-процессов университета (академических, научно-исследовательских, жилищно-коммунального хозяйства и др.) [5], 3D-модель университета и отдельных корпусов в режиме дополненной реальности [8], ИТ-сервисы работы с личным кабинетом, а также поддержка мобильных версий предлагаемых ИТ-решений.

Цифровая трансформация электронной информационно-образовательной среды университета должна реализовывать принципы:

- принцип открытой архитектуры, при котором выстраивается качественно новый уровень эффективного использования ИТ-ресурсов и основа для разработки масштабных информационных систем с длительным жизненным циклом;

  • принцип «цифровая по умолчанию», предусматривающий планирование и оказание только цифровых образовательных услуг с расширением возможности самообслуживания;
  • принцип цифрового взаимодействия, предусматривающий максимально быструю реакцию на запросы потребителей и вывод продукта на рынок;
  • принцип «принеси и используй свое собственное устройство» для поддержки мобильного пользователя;
  • принцип «бумажно облегченный» с возможностью дальнейшей реализации принципа «безбумажный документооборот», исключающие на первые этапах необходимость чрезмерной опоры на бумажный документ как на главное средство при реализации функций управления информацией с последующим переходом к «безбумажному» университету; 
  • принцип «одного окна», обеспечивающих предоставление студентам, преподавателям и студентам университета возможности «бесшовного» получения нескольких услуг, включая образовательных, в on-line режиме через личный кабинет.

Согласно стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы от 09.05.2017 г. предлагается на территории страны для обеспечения информационной безопасности и технологической независимость использование программного обеспечения российских разработчиков, в связи с чем, выбор ИТ-решений совершенствования электронной информационно-обучающей среды университета российских разработчиков, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (URL: https://reestr.minsvyaz.ru), является предпочтительным по сравненную с западными аналогами. 

В условиях становления цифровой экономики оптимизация бизнес-процессов и построение новых моделей бизнес-процессов университета в период цифровизации электронной информационно-образовательной среды осуществляется с использованием информационной системы управления ресурсами предприятия (англ. Enterprise Resource Planning, ERP). ERP-система рассматривается как обязательный атрибут цифрового университета, позволяющая существенно повысить точность учета первичных данных, детальности планирования ресурсов, достоверность получаемой отчетной информации, быстроту принятия решений и др. за счет для достижения большей прозрачности и оперативности бизнес-процессов. Успешными ERP-системами для современного университета российских разработчиков являются конфигурации Галактика ERP, 1C: Управление ресурсами предприятия ERP, Компас ERP и др.

Для реализации электронного документооборота университета, позволяющего отслеживать состояние любого документа на протяжении всего его жизненного цикла в короткие сроки, возможно использование системы электронного документооборота (СЭД) на платформе DocsVision, прикладное решения 1С:Документооорот на платформе 1С:Предприятие 8.3 и другие решения СЭД российских разработчиков [12].

Академические бизнес-процессы электронной информационно-образовательной среды современного университета наиболее часто представлены как электронные образовательные ресурсы в электронно-цифровой форме, включающие структуру, контекст и метаданные согласно ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании: термины и определения». Доступ к электронному образовательному ресурсу электронного обучения современного университета осуществляется через ИТ-платформы: системы управления обучением; системы управления учебным контентом; платформы для проведения различных вебинаров и конференций​; платформы для MOOC’s [11]. Активное развитие MOOC-платформ является примером цифровых инноваций в обучение и характеризуется ростом доступных онлайн-курсов, количество которых ежегодно удваивалось в последнее время. В настоящее время существуют положительные проекты реализации MOOC- платформ на площадке российских разработчиков, такие как Открытое образование, ЛЕКТОРИУМ, ИНТУИТ и др., позволяющие одновременное участие сотен и тысяч пользователей одного on-line курса. 

В программе "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная распоряжение правительства РФ №1632-р от 28.07.2018, среди основных сдерживающих факторов развития цифровой среды предприятия, отмечается дефицит кадров и недостаточный уровень подготовки специалистов, готовых совершенствовать и использовать новые ИТ-ресурсы и ИТ-сервисы. В настоящее время имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования, в частности, в процедурах итоговой аттестации недостаточно применяются цифровые инструменты учебной деятельности, процесс не включен целостно в цифровую информационную среду. В связи с чем, важным аспектом цифровизации электронной информационно-образовательной среды университета является развитием человеческого капитала университета, включающее в себя процессы: анализ ИТ-компетенций профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета; разработка программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета; обучение научно-педагогических работников и сотрудников (курсы повышения ИТ-компетенции); сертификация научно-педагогических работников и сотрудников по использованию ИТ-решений.

Имеющий в настоящее время серьезный дефицит подготовленных в области цифровых технологий кадров в образовательном процессе подготовки бакалавров и магистрантов вуза приводит к недостаточному представлению передовых технологий в области цифровой экономики в основных образовательных программах (ООП) университета, цифровые инструменты учебной деятельности недостаточно применяются в процедурах итоговой аттестации. Для целостного включения академических процессов ООП вуза в цифровую информационно-образовательную среду требуется цифровизации ООП, которая включает: анализ ИТ-содержания ООП «Как есть»; анализ ИТ-содержания должностей и профессий с учетом вызовов цифровой экономики; ​анализ ИТ-содержания ООП «Как будет»;​ определение списка востребованного программного обеспечения для ООП; ​анализ эффективности использования программное обеспечения при реализации ООП; работа с вендорами (SAP, Microsoft, IBM, 1C, Галактика, Компас и др.).

Основными рекомендациями по цифровизации ООП могут быть предложены следующие: разработка обязательных или элективных модулей в рамках программа обучения, направленных на повышение ИТ-компетенций среди студентов; поддержка профессорско-преподавательского состава в продвижении развития собственных цифровых навыков и разработки инновационных методик преподавания; поощрение использования обучающих платформ со стороны профессорско-преподавательского состава, студентов и отдельных слушателей; оказание помощи преподавателям курсов, которые обладают менее продвинутыми навыками использования цифровых технологий.

Заключение
Комплексное представление электронной информационно-образовательной среды университета и сформулированных практикоориентированных рекомендации позволят университетам успешно пройти цифровую трансформацию электронной информационно-образовательной среды с целью соответствия современным тенденциям развития цифрового университета. Публикация способствует развитию теории и практики в области исследований цифрового университета.

 

Библиографический список

  1. Baharum, A., Ismail, R., Fabeil N.F., Fatah N.S.A. Evaluating the Localization for E-Learning Website: Case Study in Universiti Malaysia Sabah // Proceedings of 4th International Conference on Platform Technology and Service. – South Korea. 2017. – pp. 1-6.
  2. Doychev E., Stoyanova-Doycheva A., Stoyanov S., Ivanova V. AgentBased Support of a Virtual eLearning Space // Proceedings of International Conference on Computational Collective Intelligence. – Springer, Cham, 2016. – pp. 35-44.
  3. Minakov V.F., Lobanov O.S., Makarchuk T.A., Minakova T.E., Leonova N.M. Dynamic management model of innovations generations//
    Proceedings of 2017 XX IEEE International conference on soft computing and measurements. – 2017. – pp. 849-852.
  4. Stevens, D. and Kitchenham, A. Models for Interdisciplinary Mobile Learning: Delivering Information to Students //An analysis of mobile learning in education, business and medicine. – Hershey, IGI Global Publishers, 2011. – pp.1-25.
  5. Антоненков Е.Г. Автоматизация бизнес-процессов университета "Дубна" на основе информационной системы "1С: Университет ПРОФ"// Новые информационные технологии в образовании: применение технологий "1С" для развития компетенций цифровой экономики: Сборник научных трудов 18-й Международной научно-практической конференции. – Москва, ООО "1С-Паблишинг", 2018. – с. 40-41. 
  6. Баша Н.В., Лобанов О.С., Макарчук Т.А. Научно-исследовательская деятельность: затраты, публикации научных результатов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 7-1 (26). – С. 31-33.
  7. Вагин В.С., Бескопыльный А.Н. Ростовский государственный строительный университет: стратегическое планирование и реализация// Вузы - региональной экономике: Сборник докладов отчетной научно-практической конференции. – Томск, НИТПУ, 2014. – с. 102-104.
  8. Ващенкова М.В., Кононова О.С. Разработка 3D-модели имущественного комплекса университета// Инновационное развитие легкой и текстильной промышленности: сборник материалов Всероссийской научной студенческой конференции. – Москва: Изд-во МГУДиТ. – 2016. – С. 162-164.
  9. Ершов В.Н., Денисов А.Р., Наумов А.Р. и др.  От "Кузницы кадров" к предпринимательскому университету: опыт трансформации бизнес-процессов и организационной структуры// Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – №4(110). – с. 84-97.
  10. Леоненко Е.А., Комлева Н.С. Анализ бизнес-процесса "воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми" в университете//
    Экономика и предпринимательство. – 2016. – №7(72). – с. 360-369.
  11. Макарчук Т.А., Демченко С.А. Проектирование обучающего курса на платформе LMS MoodleCloud// Современные проблемы науки и образования. – №5, 2017. 
  12. Макарчук Т.А., Минаков В.Ф., Макарчук И.А. Система требований к обеспечению эффективного электронного документооборота компаний малого и среднего бизнеса // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 10-3. – С. 477-482.
  13. Чеклецов В.В. Россия-Германия: повышение конкурентоспособности российской и германской экономик. Сотрудничество в рамках концепции «Индустрия 4.0» (обзор круглого стола на Петербургском международном экономическом форуме – 2016) // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2016. – №1. – С. 127-130.

Библиографический список (перевод на англ. язык)

  1. Baharum, A., Ismail, R., Fabeil N.F., Fatah N.S.A. Evaluating the Localization for E-Learning Website: Case Study in Universiti Malaysia Sabah // Proceedings of 4th International Conference on Platform Technology and Service. – South Korea. 2017. – pp. 1-6.
  2. Doychev E., Stoyanova-Doycheva A., Stoyanov S., Ivanova V. AgentBased Support of a Virtual eLearning Space // Proceedings of International Conference on Computational Collective Intelligence. – Springer, Cham, 2016. – pp. 35-44.
  3. Minakov V.F., Lobanov O.S., Makarchuk T.A., Minakova T.E., Leonova N.M. Dynamic management model of innovations generations//
    Proceedings of 2017 XX IEEE International conference on soft computing and measurements. – 2017. – pp. 849-852.
  4. Stevens, D. and Kitchenham, A. Models for Interdisciplinary Mobile Learning: Delivering Information to Students //An analysis of mobile learning in education, business and medicine. – Hershey, IGI Global Publishers, 2011. – pp.1-25.
  5. Antonenko Е.G. Automation of business processes at Dubna University on the basis of the «1C: PROF University information system»// Proceedings of 18- International conference « New information technologies in education: the use of 1C technologies for the development of competencies in the digital economy. – Моscow, ООО "1С-Publishing", 2018. – pp. 40-41. 
  6. Basha N.V., Lobanov O.S., Makarchuk T.A. Research activity: expenses, publications of scientific results// Research Journal of International Studies. – 2014. – №7-1 (26). – pp. 31-33.
  7. Vagin В.S., Beskopyl'ny А.N. Rostov State University of Civil Engineering: strategic planning and implementation// Proceedings of conference «Universities - Regional Economy». – Томsk, NITPU, 2014. – pp. 102-104.
  8. Vaschenkova M.V., Kononova O.S. Development of a 3D-model of the university’s property complex // Proceedings of All-Russian conference «
    Innovative development of light and textile industry». – Моscow: МGUD&T. – 2016. – pp. 162-164.
  9. Ershov V.N., Denosov А.R., Naumov А.R., Vorontsova A.V., Sokova G.G.  Step by step to entrepreneurial university: transformation of business processes and organizational structure// University management: practice and analysis. – 2017. – №4(110). – pp. 84-97.
  10. Leonenko E.A., Komleva N.S. Analysis of the business process "Educational and extracurricular activities with the trainees" at the university//
    Economics and Entrepreneurship. – 2016. – №7(72). – pp. 360-369.
  11. Макаrchuk Т.А., Demchenko S.A. Design of the learning course on the LMS MOODLE CLOUD platform// Modern problems of science and education. – №5, 2017. – pp.302.
  12. Makarchuk Т.А., Minakov V.F., Makarchuk I.А. System of requirements to support of an effective electronic document management of the companies of small and medium business // Basic research. – 2017. – № 10-3. – pp. 477-482.
  13. Chekletsov V.V. Russia - Germany: improving the competitive edge of the Russian and German economies via cooperation in industry 4.0 Applications (overview of roundtable St. Petersburg International Economic Forum 2016)// Philosophical problems of information technology and cyberspace. – 2016. – №1. – pp. 127-130.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(121) УЭкС, 3/2019
(122) УЭкС, 4/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516