Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Компетентностно-сетевой подход к формированию инновационной инфраструктуры региона для поддержки высокотехнологичных производств

Инновации.Инвестиции | (126) УЭкС, 8/2019 Прочитано: 151 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Ерыгин Юрий Владимирович, Борисова Елена Владимировна
  • Дата публикации:
    27.08.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева»

УДК 330.34+330.341:338.40

Компетентностно-сетевой подход к формированию инновационной инфраструктуры региона для поддержки высокотехнологичных производств

Competence-network approach to the formation of the innovation infrastructure of the region to support high-tech industries

 

Ерыгин  Юрий Владимирович

Erygin Yuri Vladimirovich

доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит»,

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», Красноярск, Россия

 yuri_erygin@mail.ru

Борисова Елена Владимировна

Borisova Elena Vladimirovna

соискатель кафедры «Финансы и кредит»

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», Красноярск, Россия

borisovaev2015@mail.ru

 

Аннотация 

Статья посвящена проблеме формирования инновационной инфраструктуры региона для решения задачи увеличения объемов производства высокотехнологичной продукции инновационными предприятиями региона, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса. В статье выявлены проблемы, осложняющие решение поставленной задачи, и определяющие необходимость вовлечения в коммерческий оборот предприятий крупного бизнеса и субъектов инновационной деятельности с целью комплексной реализации высокотехнологичных инновационных проектов. Определена ключевая роль региональной инновационной инфраструктуры в реализации высокотехнологичных инновационных проектов. Предложен компентностно-сетевой подход к формированию инновационной инфраструктуры региона. Обоснованы направления развития инновационной инфраструктуры региона в части компенсации недостающих компетенций в области интеллектуальных услуг, технологического брокерства, привлечения финансирования, продвижения высокотехнологичной продукции на национальные и международные рынки.

Abstract

Article is devoted to a problem of formation of innovative infrastructure of the region for the solution of a problem of increase in the production of hi-tech products by the innovative enterprises of the region, including the enterprises of defense industry complex. In article the problems complicating the solution of an objective, and defining need of involvement in a commercial turnover of large businesses and subjects of innovative activity for the purpose of complex implementation of hi-tech innovative projects are revealed. The key role of regional innovative infrastructure in implementation of hi-tech innovative projects is defined. A compensation-network approach to the formation of the innovation infrastructure of the region is proposed. The directions of development of innovative infrastructure of the region regarding compensation of missing competences in intellectual services, technological brokerage, attraction of financing, promotion of hi-tech products on the national and international markets are proved

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, инновационная инфраструктура региона, высокотехнологичные инновационные проекты, компетенции,  сетевое взаимодействие.

Keywords: defense industry complex, innovative infrastructure of the region, hi-tech innovative projects, competences, network interaction.

 

В современных условиях растущих геополитических и внутренних вызовов  научно-технологическое развитие является одним из приоритетов государственной политики России и составляет основу инновационного развития страны. 

В  Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [2] определены  приоритетные направления научно-технологического развития, ориентированные на создание технологий, способных ответить на большие вызовы, повысить долю инновационной продукции во внутреннем валовом продукте, вывести на новые рынки наукоемкие отечественные технологии, и создание  условий для лидерства в сфере высоких технологий. 

Ведущую роль в инновационном развитии страны на основе высоких технологий  играют высокотехнологичные предприятия, в первую очередь, предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее ОПК), обладающие существенным инновационным потенциалом в силу наличия у них ресурсов и компетенций для развития высокотехнологичных производств. 

На сегодняшний день перед высокотехнологичными инновационными предприятиями, в том числе предприятиями ОПК, ставится задача существенного увеличения объемов производства высокотехнологичной продукции к 2030 году [7].

Наряду с этим, инновационное развитие научно-производственного потенциала, повышение конкурентоспособности продукции с учетом реализации Национальной технологической инициативы, определяющей приоритетные направления развития высокотехнологичных производств являются приоритетами государства в области развития ОПК до 2025 года  [5].

Вместе с тем, производство высокотехнологичной продукции требует наличия у инновационных предприятий:

  • квалифицированных кадров, обладающих компетенциями для реализации всех стадий инновационного процесса, связанного с производством высокотехнологичной продукции;
  • компетенций для работы в рыночных условиях, связанных с финансированием производства и продвижением высокотехнологичной продукции и услуг на международные рынки, учитывая преимущественно международный характер  сбыта высокотехнологичной продукции;
  • кооперации между участниками высокотехнологичного производства, как на региональном, так и национальном и международном рынках для реализации полного инновационного цикла;
  • инвестиций для развития производства высокотехнологичной продукции и формирования объектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих поддержку реализации высокотехнологичных инновационных проектов.

Результаты анализа компетенций высокотехнологичных производств позволили сделать вывод о том, что у высокотехнологичных предприятий, преимущественно предприятий ОПК, сформирован существенный недостаток компетенций, необходимых для реализации высокотехнологичных инновационных проектов полного инновационного цикла. В первую очередь - это компетенции, связанные с предоставлением широкого спектра интеллектуальных услуг (консалтинговых, инжиниринговых и других), а также связанных с работой высокотехнологичных инновационных предприятий в рыночных условиях (привлечением финансирования, продвижением высокотехнологичной продукции и услуг на национальные и международные рынки и других).

Неразвитость у высокотехнологичных предприятий компетенций для реализации высокотехнологичных инновационных проектов полного инновационного цикла требует восполнения недостающих компетенций другими субъектами инновационной деятельности. 

Как показал анализ функционала объектов инновационной инфраструктуры инновационно развитых регионов  [6], в которых размещены наиболее значимые предприятия ОПК, обладающие существенным потенциалом  развития высокотехнологичных производств (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Томская, Новосибирская, Калужская, Самарская, Свердловская, Воронежская, Челябинская, Тверская, Омская области, Красноярский край), потенциальными объектами, способными компенсировать недостающие у высокотехнологичных предприятий компетенции, могут стать инжиниринговые центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры экспорта, центры поддержки предпринимательства, трансфера технологий, микрофинансовые организации, гарантийные фонды, фонды поручительств и другие объекты инновационной инфраструктуры.

Однако, существующие в регионах объекты инновационной инфраструктуры осуществляют поддержку исключительно субъектов малого и среднего бизнеса [1, 3], что не позволяет им оказывать поддержку высокотехнологичных инновационных предприятий крупного бизнеса, которые являются «основным двигателем инновационной экономики» [4, С. 17], и определяет необходимость развития региональной инновационной инфраструктуры с учетом потребностей высокотехнологичных производств, а именно недостающих компетенций в области интеллектуальных услуг, технологического брокерства, привлечения финансирования, продвижения высокотехнологичной продукции на национальные и международные рынки.

В этой связи реализация высокотехнологичных инновационных проектов с целью компенсации недостающих у высокотехнологичных предприятий компетенций, требует вовлечения в коммерческий оборот, как малых и средних, так и высокотехнологичных предприятий крупного бизнеса региона (в том числе ОПК), а также вовлечения других субъектов инновационной деятельности (преимущественно объектов инновационной инфраструктуры), способных обеспечить поддержку и стимулирование инновационных проектов производства высокотехнологичной продукции.

  Необходимо отметить, что вовлекаемые в реализацию  высокотехнологичных инновационных проектов предприятия крупного бизнеса и субъекты инновационной деятельности должны приобретать статус объектов инновационной инфраструктуры на период реализации инновационного проекта и получать государственную поддержку, наряду с другими объектами инновационной инфраструктуры, с целью повышения их заинтересованности в реализации высокотехнологичных инновационных проектов. 

Учитывая сложность производства высокотехнологичной продукции и необходимость  кооперации с другими субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями крупного, среднего и мелкого бизнеса) при ее производстве, необходима организация взаимодействия высокотехнологичных предприятий с другими субъектами как хозяйственной, так и инновационной деятельности в процессе реализации высокотехнологичных инновационных проектов полного инновационного цикла.  В этой связи участники реализации высокотехнологичных проектов должны взаимодействовать  между собой на основе сетевого подхода и  должны быть интегрированы  с объектами национального и международного уровней с целью снижения затрат и инновационных рисков, а также повышения заинтересованности и создания условий для обеспечения окупаемости и финансовой устойчивости объектов инновационной инфраструктуры в ходе реализации инновационных проектов. 

Объекты региональной инновационной инфраструктуры играют ключевую роль в реализации высокотехнологичных инновационных проектов региона, учитывая высокую заинтересованность развития региональной на основе наращивания объемов производства высокотехнологичной продукции.  

Ключевая роль инновационной инфраструктуры региона в их реализации, состоит ввовлечении в коммерческий оборот и организации взаимодействия предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, объектов инновационной инфраструктуры, институтов развития и других субъектов инновационной деятельности в процессе реализации высокотехнологичных инновационных проектов региона с целью компенсации недостающих у высокотехнологичных предприятий компетенций.

Определяющая роль региональной инновационной инфраструктуры в реализации высокотехнологичных инновационных проектов региона и необходимость ее развития актуализировали потребность разработки нового теоретического подхода к формированию инновационной инфраструктуры региона, обеспечивающей поддержку и стимулирование инновационных проектов производства высокотехнологичной продукции.

Предложенный компетентностно-сетевой подход к формированию инновационной инфраструктуры региона основан на вовлечении субъектов инновационной деятельности различных уровней в реализацию высокотехнологичных инновационных проектов с целью компенсации недостающих компетенций и организации их сетевого взаимодействия для реализации высокотехнологичных инновационных проектов полного инновационного цикла. 

Предложенный компетентностно-сетевой подход к формированию инновационной инфраструктуры региона, предполагает декомпозицию инновационного процесса на отдельные бизнес-процессы, отвечающие необходимым для его реализации компетенциям, и формулирование принципов формирования инновационной инфраструктуры региона, учитывающих особенности реализации высокотехнологичных инновационных проектов.

Суть предложенного компетентностно - сетевого подхода раскрывается в основных положениях, развивающих  базовые положения подходов, основанных на сетевых формах взаимодействия и комплексном развитии территорий.

  1. Архитектура региональной инновационной инфраструктуры определяется совокупностью бизнес-процессов инновационных проектов производства высокотехнологичной продукции, передаваемых ее объектам на условиях обеспечения окупаемости и финансовой устойчивости.

Первое положение подхода учитывает необходимость формирования инновационной инфраструктуры региона с учетом состава и особенностей реализуемых высокотехнологичных инновационных проектов, с целью компенсации недостающих компетенций, в том числе в области финансирования и продвижения высокотехнологичной продукции и услуг.

  1. Приоритетное закрепление выделенных бизнес-процессов за объектами инновационной инфраструктуры региона при условии максимального использования инновационного потенциала высокотехнологичных инновационных предприятий крупного бизнеса.

Второе положение учитывает необходимость максимального вовлечения инновационного потенциала высокотехнологичных предприятий (в первую очередь предприятий ОПК) в реализацию инновационных проектов региона и поддержки предприятий крупного бизнеса региональными объектами инновационной инфраструктуры.

  1. Интеграция региональной инновационной инфраструктуры в рыночную и инвестиционно-финансовую инфраструктуры, а также инновационную инфраструктуру национального и международного уровней

Инновационная инфраструктура региона выступает посредником, обеспечивающим реализацию инновационных проектов, выполняющим, в том числе, функции технологического брокера на региональном, национальном и международном уровнях.

  1. Инновационный процесс каждого проекта декомпозируется на совокупность бизнес-процессов, обеспечивающих максимальное вовлечение в их реализацию субъектов инновационной деятельности, включая объекты инновационной инфраструктуры региона.

Отступление от общепринятого деления инновационного процесса на стадии и осуществление декомпозиции инновационных процессов на бизнес-процессы, реализация которых позволит обеспечить максимальное вовлечение субъектов инновационной деятельности, в первую очередь, региона.

  1. Функционирование объектов инновационной инфраструктуры и высокотехнологичных инновационных предприятий осуществляется на основе их сетевого взаимодействия с целью повышения заинтересованности в реализации бизнес-процессов инновационных проектов, снижения инновационных рисков и повышения эффективности их реализации.

Пятое положение учитывает необходимость построения сетевого взаимодействия региональной инновационной инфраструктуры с объектами рыночной и инвестиционно-финансовой инфраструктур, в том числе национального и международного уровней, создавая условия для эффективной реализации инновационных проектов.

В заключении  следует отметить, что предложенный авторами  компетентностно - сетевой подход к формированию инновационной инфраструктуры региона значительно отличается от ранее предложенных, позволяет сформировать адекватную существующим в регионах  потребностям высокотехнологичных производств, позволяющую обеспечивать  поддержку и стимулирование инновационных проектов производства высокотехнологичной продукции. В качестве направлений развития инновационной инфраструктуры региона предлагается создание объектов, компенсирующих недостающие компетенции в области интеллектуальных услуг, технологического брокерства, привлечения финансирования, продвижения высокотехнологичной продукции на национальные и международные рынки.

 

Библиографический список 

  1. Приказ Минэкономразвития России от 14.02.2018 № 67 «Об утверждении требований к реализации мероприятий субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.05.2018 N 50966) (режим доступа: http://www.consultant.ru/search/?q=Приказ+ минэкономразвития+№67 ).
  2. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (второй этап реализации 2020-2025 гг.) (режим доступа: доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/).
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (режим доступа:  http://www.consultant.ru/search/?q=209+фз).
  4. Аналитический отчет «О взаимодействии  элементов инновационной инфраструктуры» / Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации.- 2014 .- Ноябрь.- 45 с.
  5. Развитие ОПК: Разрабатывается новая программа на 2018-2025 годы (режим доступа:  https://vpk.name/news/ 174097_razvitie_opk_razrabatyivaetsya novaya_programma_na_20182025_godyi.html).
  6. Рейтинг инновационных регионов России: версия 2018 /Ассоциация инновационных регионов России.- Москва, 2019.- 55 с.
  7. Послание Президента Федеральному собранию от 01.12.2016 (режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_207978/). 
  1. References 
  1. The order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of February 14, 2018 No. 67 "About the approval of requirements to realization of actions by territorial subjects of the Russian Federation to which budgets subsidies for the state support of small and average business are provided including peasant farms and also on realization of actions for support of youth business, and requirements to the organizations forming infrastructure of support of subjects of small and average business" (It is registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 03.05.2018 N 50966) (access mode: http://www.consultant.ru/search/?q=Приказ Ministry of Economic Development No. 67).
  2. Decree of the President of the Russian Federation of December 01, 2016 No. 642 "About the Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation" (the second stage of realization of 2020-2025) (access mode: доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/).
  3. Federal law of July 24, 2007 No. 209-FZ "About development of small and average business in the Russian Federation" (access mode: http://www.consultant.ru/search/? q=209 Federal Law).
  4. Analytical report "About interaction of elements of innovative infrastructure" / Russian Government Analytical Centre. - 2014.-November. - 45 pages.
  5. Development of OPK: The new program for 2018-2025 is developed (access mode: https://vpk.name/news/174097_razvitie_opk_razrabatyivaetsya novaya_ programma_na_20182025_godyi.html).
  6. Rating of innovative regions of Russia: version 2018/association of innovative regions of Russia. - Moscow, 2019. - 55 pages.
  7. Message of the President to Federal Assembly of 01.12.2016 (access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/).

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(121) УЭкС, 3/2019
(122) УЭкС, 4/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516