Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Проблемы внедрения системы независимой оценки квалификации в сфере труда и образования

Экономика труда | (123) УЭкС, 5/2019 Прочитано: 279 раз
(2 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Варламова Дарья Вадимовна, Веретенникова Ольга Игоревна
  • Дата публикации:
    31.05.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»

Проблемы внедрения системы независимой оценки квалификации в сфере труда и образования

Problems of implementation of the system of independent assessment of qualifications in the field of labor and education

 

Варламова Дарья Вадимовна

Varlamova Daria Vadimovna
к.э.н, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»      (Университет ИТМО) г. Санкт-Петербург
e-mail:  udv79@mail.ru

Веретенникова Ольга Игоревна

Veretennikova Olga Igorevna
магистрант, инженер факультета технологического менеджмента и инноваций
 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»     (Университет ИТМО)

г. Санкт-Петербург
e-mail:  o_veretennikova@mail.ru

Аннотация: в статье рассмотрена проблема, связанная с недостаточным информированием работодателей о необходимости прохождения работниками независимой оценки квалификации (НОК) с целью внедрения профессиональных стандартов. Авторами был проведен анализ существующей системы независимой оценки квалификации и предложены рекомендации по разработки системы информирования работодателей о системе независимой оценки квалификации.

Abstract: the article considers the problem, which is insufficient to inform employers about the necessity of passing workers independent assessment of qualifications with the aim of introducing professional standards. The authors analyzed and proposed recommendations for the development of a system of informing employers about the system of independent qualification assessment.

Ключевые слова: независимая оценка квалификации, профессиональный стандарт, система информирования.

Keywords: independent assessment of qualification, professional standard, information system. 

 

На сегодняшний день, когда технический прогресс движется вперед, возрастает необходимость в квалифицированных специалистах. В процессе развития инновационных технологий, экономического роста и повышения конкуренции на рынке труда возрастает необходимость в подтверждении работниками или выпускниками образовательных учреждений своей квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта. 

Утверждаются профессиональные стандарты, определяющие вид профессиональной деятельности работника его компетенции и трудовые функции, которые необходимо внедрять на предприятиях и в организациях. Для этого и создана система независимой оценки квалификации, которая проводится в соответствии с положениями профессионального стандарта и открывает новые возможности для совершенствования кадрового потенциала страны, повышения конкурентоспособности предприятий и организаций, и системы подготовки кадров в целом. 

В работе поднимается проблема, связанная с необходимостью информирования работодателей о системе независимой оценки квалификации. Таким образом целью данной работы является выработка рекомендаций по созданию системы информирования работодателей о необходимости прохождения независимой оценки квалификации с целью внедрения профессиональных стандартов.

Основные понятия системы независимой оценки квалификации 

Регулирует систему независимой оценки квалификации Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» (238-ФЗ от 03.07.2016 г.), который вступил в силу С 1 января 2017 года. В соответствии с 238-ФЗ от 03.07.2016 г. «Независимая оценка квалификации (НОК) представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» [1]. Для проведения независимой оценки квалификации необходимо наладить комплексную информационно-методической работу с различными категориями участников этой системы. 

В соответствии с 238-ФЗ от 03.07.2016 г. участниками системы независимой оценки квалификации являются:

1. «Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК) – консультативный орган системы НОК, координирующий создание и развитие квалификаций в Российской Федерации» [1]. Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 249.

2. «Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) - орган управления, который обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности Национального совета, организует формирование и ведение реестра, утверждает наименование квалификаций и требования к ним» [1]. Национальное агентство развития квалификаций было создано в 2006 году Российским союзом промышленников и предпринимателей.

3. «Совет по профессиональным квалификациям (СПК) - орган управления, создаваемый по решению Национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне» [1]. 

4. «Центры оценки квалификаций (ЦОК) - юридические лица, уполномоченные для проведения независимой оценки квалификации советом по профессиональным квалификациям» [1].

5. «Работодатели - предприятия и организации, выражающие интерес к квалифицированным работникам, которые имеют свидетельство о прохождении независимой оценки квалификации» [1]. 

6. «Соискатели - работники или претенденты на выполнение определенного вида трудовой деятельности, обратившиеся, как по своему желанию, так и по направлению работодателя в ЦОК для подтверждения своей квалификации» [1].

7. «Федеральный орган исполнительной власти (Министерство труда и социальной защиты РФ) – регулирует функционирование государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда» [1].

Процедура проведения независимой оценки квалификации

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена, который выявляет, соответствует ли квалификация соискателя положениям профессионального стандарта.

«Профессиональный экзамен - форма проведения независимой оценки квалификации, в процессе которой соискатель подтверждает свою профессиональную квалификацию, а центр оценки квалификации оценивает ее соответствие положениям профессионального стандарта» [1] в соответствии с 238-ФЗ от 03.07.2016 г.

«Квалификация - уровень знаний, умений и профессиональных навыков в опыте работы работника» [1].

«Профессиональный стандарт (профстандарт) - документ, определяющий характеристику квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и выполнения трудовых функций» [1].

На 15 апреля 2019 года в Российской Федерации разработано и утверждено уже 1261 профессиональных стандартов, и процесс разработки активно продолжается. 

До 1 июля 2016 года применение утвержденных Минтрудом России профессиональных стандартов не являлось обязательным и носило рекомендательный характер. Однако, с этой даты начала действовать статья 195.3 ТК РФ, которая регламентирует порядок их применения. В ней, в частности, сказано, что, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями. Остальные организации могут руководствоваться этими требованиями на свое усмотрение.

Процедура проведения НОК включает несколько этапов:

1. Для подтверждения квалификации соискателю необходимо обратиться в центр оценки квалификации, предоставив необходимый пакет документов и указав уровень квалификации для проведения профессионального экзамена.

2. Центр оценки квалификаций назначает экспертную комиссию, которая в согласованную с соискателем дату и время проводит оценку квалификации в форме профессионального экзамена.

Профессиональный экзамен включает в себя:

  • теоретическую часть - проходит в форме тестирования с вариантами ответов;
  • практическую часть - представляет собой задания, состоящие из профессиональной задачи в реальных или смоделированных условиях: проведение производственных работ, обработка и анализ получаемой производственной информации, разработка и защита проекта.

Для теоретической и практической частей разрабатываются оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификации при проведении профессионального экзамена в соответствии с Методическими рекомендациями, разработанными Национальным агентством развития квалификаций. 

3. После завершения прохождения профессионального экзамена проводится оформление, проверка, обработка и признание результатов оценки.

4. При успешном прохождении профессионального экзамена, сведения вносятся в общероссийский единый Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации Национальным агентством развития квалификаций, и центр оценки квалификаций выдает на руки соискателю свидетельство о квалификации государственного образца с QR-кодом, которое подтверждает соответствие заявленному уровню квалификации.

5. При неуспешной сдаче профессионального экзамена, соискатель может пройти дополнительное обучение или повышение квалификации и снова подать заявку в центр оценки квалификаций. Все действия осуществляются в соответствии с 238-ФЗ от 03.07.2016 г.

Систему независимой оценки квалификации можно представить в виде следующей схемы (Рис. 1).

 

va1

Рисунок 1. Система независимой оценки квалификикации

Таким образом, система независимой оценки квалификации направлена на внедрение профессиональных стандартов в работу организаций и предприятий, определение соответствия квалификации работника требованиям профессионального стандарта, осуществление его подготовки и переподготовки, при необходимости. Все это способствует повышению квалификации работников, конкурентоспособности организаций и предприятий, и росту экономики страны. 

Для проведения анализа существующей системы независимой оценки квалификации были проанализированы советы по профессиональным квалификациям (СПК) и центры оценки квалификаций (ЦОК), созданные на территории Российской Федерации и в г. Санкт-Петербурге.

В таблице 1 представлены СПК, созданные на данный момент в 62 регионах Российской Федерации и ЦОК, которые наделены полномочиями по проведению независимой оценки квалификации.

Таблица 1. СПК и ЦОК, действующие на территории РФ

va2

 

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. На настоящий момент в Российской Федерации функционирует 34 совета по профессиональным квалификациям и 348 центров оценки квалификации.

2. Центры оценки квалификации созданы не во всех советах по профессиональным квалификациям, а только в 25.

3. Наибольшее количество центров оценки квалификации в следующих советах по профессиональным квалификациям:

- 005.СПК в строительстве- 56 ЦОК;

- 004.СПК в жилищно-коммунальном хозяйстве- 55 ЦОК;

- 009.СПК в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта- 51 ЦОК;

- 001.СПК в области сварки- 48 ЦОК;

- 002.СПК финансового рынка- 38 ЦОК;

- 021.СПК офисных специалистов и вспомогательных административных работников- 34 ЦОК.

4. Отсутствие центров оценки квалификации в советах по профессиональным квалификациям или их малое количество, свидетельствует о том, что независимая оценка квалификации в этих отраслевых советах не проводится.

Но, к сожалению, большое количество центров оценки квалификации не показатель их эффективной работы по проведению независимой оценки квалификации. Как подчеркивает национальное агентство развития квалификаций, активно работают только 160 центров оценки квалификаций. 

Отмечается высокая эффективность работы отдельных советов по профессиональным квалификациям: СПК в лифтовой отрасли, сфере подъемных сооружений и вертикального транспорта, СПК в области сварки, СПК финансового рынка.

Также был проведен анализ деятельности центров оценки квалификаций в Санкт-Петербурге. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2. СПК и ЦОК, действующие в Санкт-Петербурге

va3

 

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. В Санкт-Петербурге функционирует 23 центра оценки квалификаций при 10 советах по профессиональным квалификациям. 

2. В Санкт-Петербурге, не создан ЦОК при СПК на морском и внутреннем водном транспорте, хотя отрасль Судостроения является приоритетной. 

3. Некоторые ЦОК, пройдя регистрацию в СПК, так и не начали свою деятельность, не провели ни одного экзамена, не провели оценку квалификации ни одного специалиста.

Безусловно, независимая оценка квалификации дело добровольное, но тем не менее, должны быть созданы организационные условия для информирования работодателей об этой системе.

В Санкт-Петербурге, как одном из крупных промышленных центров, предпринимаются определённые шаги в этом направлении. Достаточно активно работает Клуб работодателей, членами которого являются не только работодатели, но и представители центров оценки квалификаций и образовательных учреждений (ОУ). Создан Совет по развитию региональной системы квалификаций, функционирует рабочая группа по профессиональным квалификациям при Губернаторе Санкт-Петербурга. 

Но, видимо, этого недостаточно для более активного внедрения системы независимой оценки квалификации в нашу жизнь. Эта система должна стать самым главным помощником для работодателей в подборе квалифицированного персонала, а также в деле внедрения профессиональных стандартов. 

Проанализируем потребности работодателей в отношении системы независимой оценки квалификации, основываясь на модели японского профессора Нориаки Кано. 

Данная модель позволяет понять логику потребителя и механизмы, формирующие у него ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности. Нориаки Кано начал с классификации потребностей, исходя из характера их влияния на поведение потребителя. 

Потребитель, приобретая некоторый продукт или услугу, предполагает обеспечить удовлетворение определенных потребностей, их называют целевые или ожидаемые потребности, которые осознаются потребителем. Однако, кроме ожидаемых всегда есть набор фоновых или основных потребностей, удовлетворение которых не оговаривается потребителем в явном виде, но предполагается «по умолчанию». Необходимо как можно лучше удовлетворять ожидаемые потребности и не вызывать недовольства уровнем удовлетворения основных потребностей, но также нужно предвосхищать потребности и предлагать что-то неожиданное для потребителя, но соответствующее его скрытым ожиданиям. Такие потребности Кано назвал неожиданными. 

Определим набор потребностей работодателя в отношении системы независимой оценки квалификации:

Основные потребности:

  • Квалифицированные и компетентные сотрудники;
  • Соответствие профессиональным стандартам;
  • Конкурентное преимущество;
  • Рост производительности труда.

Ожидаемые потребности:

  • Отсутствие коррупционной составляющей при прохождении НОК;
  • Независимость проведения НОК;
  • Налаженная система информирования;
  • Выявление неквалифицированных кадров;
  • Проведение НОК не нарушает рабочий процесс.

Неожиданные потребности:

  • Заинтересованность работников в прохождении НОК;
  • Стимулирование со стороны государства.

Определим плюсы проведения независимой оценки квалификации для работодателя:

  • Экономия времени на поиске, отборе и оценке претендентов на вакантные места;
  • Оформление на работу компетентных и мотивированных сотрудников;
  • Существенное повышение производительности труда;
  • Повышение конкурентоспособности предприятия/ организации на рынке труда;
  • Оценка квалификации сотрудников согласно требованиям профстандартов;
  • Соответствие нормам трудового законодательства.

Проанализировав существующую систему независимой оценки квалификации, а также потребности работодателя в отношении системы независимой оценки квалификации и определив плюсы от проведения независимой оценки квалификации, была выявлена проблема, которая состоит в недостаточном информировании работодателей о необходимости прохождения работниками независимой оценки квалификации. 

Независимая оценка квалификации непосредственно связана с внедрением профессиональных стандартов в Российской Федерации, так как именно прохождение процедуры независимой оценки квалификации и получение свидетельства подтверждает соответствие квалификации работника требованиям профессионального стандарта. 

По данным НАРК, на сегодняшний момент эту процедуру прошло около 22 тысяч человек из 82 миллионов работоспособного населения РФ, то есть всего лишь 0,027%. Безусловно, эта цифра ничтожно мала.

Также, кроме как наличием работников со свидетельствами о прохождении НОК, работодатель ничем не сможет подтвердить процедуру внедрения профессиональных стандартов на предприятии. Конечно, этот процесс является достаточно длительным, и, по нашему мнению, должна быть создана система информирования работодателей на государственном уровне.

Таким образом, последующее успешное функционирование процедуры независимой оценки квалификации во многом зависит от созданной системы информирования структур, которые в этой оценке заинтересованы, продуманности организационных механизмов, обеспечения взаимодействия всех участников. 

Система информирования должна включать в себя следующие элементы: 

- создание региональной программы развития квалификаций;

- создание или функционирование существующих объединений работодателей. Например, в Санкт-Петербурге, как уже было указано, активно работает Клуб работодателей, в который помимо работодателей, входят представители центров оценки квалификаций и образовательных учреждений. Также в Санкт-Петербурге создан Совет по развитию региональной системы квалификаций;

- на предприятиях и в организациях должны быть разработаны внутренние локальные акты, в которых прописано, что работник должен соответствовать определённой квалификации в соответствии с профессиональным стандартом, и подтверждать ее;

- для привлечения заинтересованных соискателей центры оценки квалификаций должны производить рассылку на предприятия, в организации и в образовательные учреждения о необходимости прохождения НОК;

- на сайтах ЦОК должна быть представлены полная информация о профессиональных стандартах в данной отрасли, о возможностях прохождения НОК и о подготовке к ней;

- на государственном уровне должны быть созданы механизмы для работодателей, стимулирующие внедрение профессиональных стандартов и прохождение НОК, например, льготы по налогообложению;

- необходимо вести работу с образовательными учреждениями. Было бы идеально, если бы Государственная итоговая аттестация (ГИА) была совмещена с прохождением процедуры независимой оценки квалификации или на ГИА использовать оценочные средства, разработанные для проведения НОК;

- для более качественной подготовки выпускников ОУ необходимо включить показатель «Количество выпускников, прошедших независимую оценку квалификации» в Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования и Мониторинг качества подготовки кадров;

- допускать к профессионально-общественной аккредитации только те ОУ, в которых по заявленным образовательным программам обучающиеся прошли НОК.

Актуальность проведенного исследования обусловлена наличием в практической деятельности предприятий и организаций проблемы недостаточной информированности работодателей о системе независимой оценки квалификации. Это, в свою очередь, ведет к возникновению таких проблем, как несоответствие профессиональным стандартам и неподтвержденная квалификация персонала. Таким образом, предприятиям и организациям необходимо внедрять элементы информирования, такие как: разработка региональной программы развития квалификаций, осуществление центрами оценки квалификаций рассылки о необходимости прохождения независимой оценки квалификации, создание или функционирование объединений работодателей, которые должны включать представителей центров оценки квалификаций и образовательных учреждений, и другие мероприятия, призванные оптимизировать работу системы информирования работодателей о необходимости прохождения независимой оценки квалификации с целью внедрения профессиональных стандартов.  

Авторские рекомендации по созданию системы информирования работодателей были приняты к внедрению в ЦОК ООО «Северо-Западный центр сертификации и стандартизации». Также авторами были даны рекомендации Клубу работодатели о включении в состав представителей образовательных учреждений, так как без взаимодействия сферы труда и образования функционирование системы независимой оценки квалификации невозможно.

Таким образом, независимая оценка квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта открывает новые возможности для совершенствования кадрового потенциала страны, модернизации профессионального образования и системы подготовки кадров, повышения конкурентоспособности предприятий и организаций и роста экономики страны в целом. 

 

Список литературы

1. Федеральный закон "О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016 N 238-ФЗ.

2. Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016 N 239-ФЗ.

3. Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016 N 251-ФЗ.

4. Указ Президента РФ от 16.04.2014 N 249 (ред. от 25.02.2019) "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям" (вместе с "Положением о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям").

5. Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 "Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена".

6. Приказ Минтруда России от 19.12.2016 N 758н "Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45043).

7. Лейбович А. Н. и др. Система подготовки кадров: точки роста. Сборник методических и информационных материалов. Выпуск 1 / под общ. редакцией А. Н. Лейбовича. – М.: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», 2017.- 232 с.

8. Лейбович А. Н., Факторович А. А., Перевертайло А. С., Лушников С. А. Разработка и применение оценочных средств для проведения профессиональных экзаменов: сборник методических рекомендаций / под общ. ред. А. Н. Лейбовича. – М.: Издательство «Перо» 2017. – 321 с.

9. Овсянко Д. В. Управление качеством / Д. В. Овсянко; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. -204 с.

10. Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nspkrf.ru/ [Дата обращения: 19.04.2019].

11. Национальное Агентство Развития Квалификаций [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://nark.ru/ [Дата обращения: 24.04.2019].

12. Министерство труда и социальной защиты [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://rosmintrud.ru/ [Дата обращения: 02.05.2019].

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516