Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Особенности нормативно-правового регулирования процессов формирования кластеров в Российской Федерации

Макроэкономика | (123) УЭкС, 5/2019 Прочитано: 177 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Мельковская Ксения Романовна, Друсинова Кристина Игоревна
  • Дата публикации:
    29.05.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет»

Особенности нормативно-правового регулирования процессов формирования кластеров в Российской Федерации

Features of regulatory regulation of the formation of clusters in the Russian Federation

 

Мельковская Ксения Романовна

Melkovskaya Ksenia Romanovna

к.э.н., доцент,

заведующий кафедрой «Экономика, организация производства, управление»

ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет»

 mkr-eopu@mail.ru

Друсинова Кристина Игоревна

Drusinova Kristina Igorevna

магистрантка кафедры «Экономика, организация производства, управление»

ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет»

drusinowa.kristina@yandex.ru

 

Аннотация

Развитие кластеров для многих стран позволило улучшить экономическое состояние государств и вывести предприятия на новый уровень конкурентоспособности, как внутри страны так и за ее пределами. Таким образом, развитие и создания кластеров и кластерной политики в России с высокой степенью вероятности позволит улучшить общее состояние экономики, Россия выйдет на новый уровень прогресса и приблизится к развитым странам мира, что благотворно скажется на уровне жизни граждан, что и является целью существования любого государства. 

Abstract

The development of clusters for many countries has made it possible to improve the economic state of states and bring enterprises to a new level of competitiveness, both within the country and abroad. Thus, the development and creation of clusters and cluster policy in Russia with a high degree of probability will improve the overall state of the economy, Russia will reach a new level of progress and move closer to the developed countries of the world, which will positively affect the living standards of citizens, which is the goal of any state.

Ключевые слова: кластер, процесс формирования кластерных структур, кластеризация экономики, нормативно-правовая база кластеризации российских экономических структур.

Keywords: cluster, the formation of cluster structures, the clustering of the economy, the regulatory framework of the clustering of Russian economic structures.

 

Введение

Для того, что бы повысить эффективность использования потенциала развития кластеров, как одного из приоритетных направлений роста конкурентоспособности и диверсификации экономики, разработанные целые документы нормативно-правового характера, в которых подробно описаны формирование, создание и регулирование кластеров, а также государственные программы и мероприятия по обеспечению развития направлений кластеров. Именно поэтому, целью данной статьи является рассмотрение нормативно-правовых актов регулирования формирования кластеров в Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют специализированные нормативно-правовые акты о кластерах или о кластерной политике. Наряду с этим в обширном перечне законодательных актов Российской Федерации присутствует категория «кластер». 

Общее определение понятия «кластер» указано в Федеральном законе Российской Федерации №116 от 22.07.2005г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», где кластером считается, совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством Российской Федерации и управление которой осуществляется одной управляющей компанией (п. 3 ст. 2).

Иными словами, исходя из определения кластера в вышеуказанном Федеральном Законе, кластер представляет собой объединение особых экономических зон.

В законе принятом 31.12.2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» появляется иное понятия «кластера» – «промышленный кластер» (п.13 ст.3). В данном законе «промышленный кластер» является совокупностью субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, производящих промышленную продукцию.

Нетрудно заметить, что в данном варианте определения выше указанного понятия, меняется смысл «кластера». Кластер теперь не является «объединением особых экономических зон», а представляет собой «совокупность субъектов в сфере промышленности».

Полезно будет также знать что, Правительством Российской Федерации был принят федеральный закон от 29.06.2018г. №160 «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации». Где понятие кластера используется в медицинской сфере деятельности, и принимает новое название – международный медицинский кластер ст. 2 п.1, и представляет собой совокупность инфраструктуры территории международного медицинского кластера, участников проекта и механизмов взаимодействия участников проекта [5].

Неоднозначность понятия кластера прослеживается и на подзаконном уровне. 

Правительством Российской Федерации принята целая серия документов о кластерах. К таким можно отнести: Постановление Правительства РФ от 25.05.2016г. №463 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета резидентам туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением правительства российской федерации в кластер, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным на финансовое обеспечение строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов капитального строительства, а также приобретение оборудования», данное постановление должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров», Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №317 и т.д.

Отдельно стоит отметить Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 №398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны», а именно один из его критериев, в котором описано, что для создания особой экономической зоны необходимо наличие успешного опыта в реализации крупных инвестиционных проектов с участием российских и иностранных инвесторов, объем фактически привлеченных частных инвестиций в которые составляет не менее объема запланированных инвестиций потенциальных инвесторов особой экономической зоны, и (стоит подчеркнуть) опыта создания инновационных кластеров. В данном постановлении указаны и иные полезные критерии создания особой экономической зоны для успешного ее функционирования и развития. Можно также выделить из данного постановления критерии, к которым стоит обратить особое внимание и которые способствуют наиболее эффективному развитию экономической зоны. К таким можно отнести: п.4 «наличие инвестиционных проектов (включая их финансово-экономические показатели) и потенциальных инвесторов»; п.5 «обоснованность плановых показателей развития инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры предполагаемой к созданию особой экономической зоны и оценки стоимости затрат на ее развитие»; п.6 пп. 6.1 «наличие оценки предполагаемой к созданию особой экономической зоны по показателям рентабельности, доходности и срока окупаемости»; п.10 «наличие на территории, где предполагается создание особой экономической зоны, а также на прилегающей территории объектов внутренней и внешней инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры, которые возможно использовать для целей функционирования и развития особой экономической зоны»; п. 11 «наличие проекта планировки территории особой экономической зоны и перспективного плана развития особой экономической зоны» и п.12 «наличие анализа экологических рисков проекта создания особой экономической зоны и (или) стратегии управления экологической эффективностью» [3].

Обратим внимание на методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации утвержденные письмом Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N20615-ак/д19, в которых прописаны цели и задачи кластерной политики. В них прописаны задачи кластеров, мероприятия по их развитию и, конечно же, финансирование кластеров. Также в методических рекомендациях подробно описана цель создания кластеров и их влияний на экономику страны и звучит следующим образом: основной целью создания кластеров на территории Российской Федерации является обеспечение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышение уровня конкурентоспособности предприятий.

Развитие кластеров позволяет не только улучшить экономику страны, но и способствует привлечению прямых иностранных инвестиций, позволяет также обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также - повышению уровня неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

В п. 3.1 данного документа предлагаются содействия организационному развитию кластеров со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в следующих мероприятиях:

1. Формирование специализированной организации развития кластера, обеспечивающей координацию деятельности его участников, которая может создаваться в различных организационно-правовых формах. Предполагается, что функции указанной организации могут быть возложены как на вновь создаваемые, так и уже существующие организации.

2. Разработка стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее реализации, включающей разработку набора кластерных проектов и мер, направленных на формирование благоприятных условий развития кластера, на базе анализа барьеров и возможностей для развития кластера.

3. Установление эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера.

4. Реализация мер по стимулированию сотрудничества между участниками кластера (организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов и электронных списков рассылки).

Предполагается, что помощь будет оказана в виде предоставления субсидий на реализации предложенных мероприятий. Финансирование деятельностей может производиться из средств федерального бюджета.

Правительством Российской Федерации также сформулирован ряд бюджетной поддержки инвестиционных проектов. Финансовая поддержка для участников кластера будет так же осуществляется за счет конкурсного предоставления субсидий субъектам Российской Федерации в рамках реализации мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. №249. В целях развития кластерных проектов могут быть также использованы программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, предусматривающие предоставление на конкурсной безвозмездной и безвозвратной основе субсидий по определенным направлениям, указанных в данном документе [1].

В продолжение выше написанного обратим наше внимание на Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в постановление также обозначена поддержка реализации программ развития кластеров путем предоставления субсидий из Федерального бюджета субъектов РФ. В нем также подробно описаны правила предоставление субсидий на реализации комплексных инвестиционных проектах по развитию кластеров. В конце постановления дан перечень инновационных территориальных кластеров субъектов Российской Федерации, которым предоставляются субсидии из Федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов [2].

Перейдем к прогнозу долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. В этом прогнозе не малосущественную роль играет создание и развитие кластеров, которые в будущем должны принести некоторое благоприятное воздействие, а может и существенное на развитие экономики России в целом. Так в пункте 3.1 указано создание сети конкурентоспособных инновационных кластеров  в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России с целью преодоления отставания депрессивных регионов страны, в пункте 4.5 описаны мероприятия по развитию культуры и массовых коммуникаций среди них также указано создание туристско-реакреационных кластеров.

Будут также производиться реализации проектов инновационных центров в свою очередь и реализация инновационных территориальных кластеров, прежде всего тех которые уже утверждены Правительством Российской Федерации, всего их насчитывается 25 пилотных инновационных территориальных кластеров.

Цветная металлургия также не обойдется без создания своей особенной экономической зоны, которая будет заниматься производством продукции на основе редких и редкоземельных металлов.

Центром инновационного развития останутся Санкт-Петербург и Ленинградская область, в которых концентрируются все высоко-технологичные производства, технико-внедренческие зоны, наукограды и т.д. Подобные центры будут развиваться в других регионах, в перспективе предполагается формирование в округе: 

— судостроительного кластера: Санкт-Петербург, Архангельская, Мурманская области,

— кластера информационных и коммуникационных технологий: Санкт-Петербург, Республика Карелия и Новгородская область,

— кластера нанотехнологий: Санкт-Петербург и Республика Коми,

— кластера ядерных технологий: Санкт-Петербург и Ленинградская область,

— кластера научного обеспечения агропромышленного комплекса: Санкт-Петербург и Ленинградская область,

— лесопромышленного кластера: Республика Карелия и Республика Коми, Вологодская и Архангельская области,

— кластера развития технологий рыболовства и рыбоводства: Архангельская и Мурманская область [4].

Заключение

Таким образом, была доказана перспективность развития кластерной политики выстраивания российской системы хозяйствования, что требует создания прочной нормативно-правовой базы регулирования данного вопроса.

 

Библиографический список:

  1. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации" утвержденные письмом Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19 // СПС КонсультантПлюс
  2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // СПС КонсультантПлюс
  3. Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» // СПС КонсультантПлюс
  4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России) // СПС КонсультантПлюс
  5. Федеральный закон "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.06.2015 N 160-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс

Bibliographic list:

1. Guidelines for the implementation of cluster policy in the constituent entities of the Russian Federation "approved by the letter of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation on 26.12.2008 N 20615-ak / d19 // ATP Consultant Plus

2. Government Decree of April 15, 2014 No. 316 “On Approval of the State Program of the Russian Federation“ Economic Development and Innovative Economy ”// ATP Consultant Plus

3. Government Decree of April 26, 2012 No. 398 “On the approval of the criteria for creating a special economic zone” // ATP Consultant Plus

4. Forecast of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 "(developed by the Ministry of Economic Development of Russia) // ATP Consultant Plus

5. Federal Law "On the International Medical Cluster and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" dated 06.29.2015 N 160-FZ (last revised) // ATP Consultant Plus

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516