Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Региональный продовольственный рынок в контексте обеспечения продовольственной безопасности

Региональная экономика | (123) УЭкС, 5/2019 Прочитано: 131 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Харитонов Алексей Викторович
  • Дата публикации:
    11.05.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Сибирский научно-исследовательский институт СФНЦА РАН

Региональный продовольственный рынок в контексте

обеспечения продовольственной безопасности

The regional food market in a context ensuring food security

 

Харитонов Алексей Викторович  

Kharitonov Alexey Viktorovich 

кандидат экономических наук, соискатель, 

Сибирский научно-исследовательский институт СФНЦА РАН г.Новосибирск

e-mail:  Al.kharytonov@mail.ru

       

Аннотация. Целью статьи является исследование региональных продовольственных рынков в продовольственной безопасности. Выявлено, что продовольственное обеспечение Кемеровской области не соответствует  рациональным нормам потребления. Для развития регионального продовольственного рынка предлагается формирование агропродовольственного кластера, что позволит улучшить обеспечение населения продовольствием существенно упрочить экономику сельского хозяйства региона, что создаст основу продовольственной безопасности.

  Abstract. The purpose of article is the research of the regional food markets in food security. It is revealed that food supply of the Kemerovo region does not meet evidence-based standards of consumption. For development of the regional food market forming of an agrofood cluster is offered what will allow to improve providing the population with food and it is essential to strengthen region rural economics.

      

Ключевые слова: продовольственный рынок, продовольственное обеспечение, сельское хозяйство, научно обоснованные нормы потребления, продовольственная безопасность, агропродовольственный кластер.

Keyword: food market, food supply, agriculture, evidence-based norms of consumption, food security, agrofood cluster.

 

  Введение

Вопросы продовольственного обеспечения страны и ее регионов является важным стратегическим компонентом продовольственной безопасности и одним из факторов повышения качества жизни. В современных условиях решение задачи продовольственного обеспечения населения в значительной степени зависит отсостояния продовольственного рынка, обеспечивающего население продуктами питания.

Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации от 30.01.2010 года установлены критерии, предусматривающие самообеспеченность продуктами питания,которые необходимо достичь к 2020 году.  Данные критерии определяют самообеспеченность по зерну – 95; сахару -80; растительному маслу – 80; мясу и мясопродуктам – 85; молоку и молочным продуктам- 90; рыбной продукции - 80; картофелем- 95; пищевой солью- 85процентов соответственно.

Реализация доктрины, запретные меры на импорт в ответ на санкции, введенными западными странами, требуют от регионов поиска новых форм не только импортозамещения, но и развития региональных продовольственных рынков, выступающих в качестве инструмента продовольственной безопасности.

Продовольственный рынок создает условия удовлетворения потребностей населения в продовольствии, жизненно необходимых физиологических потребностей, без которых невозможно улучшать качество жизни. Удовлетворениепотребностей в продуктах питания оказывает значительное воздействие на состояние социального настроения и мотивирующую многогранную деятельность человека.

Следует отметить, что современные экономические обстоятельства, в числе которых факторы организационного, экономического и правового характера, не всегда способствуют созданию условий для эффективного функционирования и развития рынков продовольственных товаров.  Причина во многом заключается в несовершенстве институциональных рыночных механизмов; неразвитости инфраструктуры регионального продовольственного рынка; высоких издержках обращения, обусловленных наличием значительного количества посреднических структур; ограниченными возможностями сельскохозяйственных товаропроизводителей реализовывать свою продукцию на рынке напрямую; низкая оплата труда работников сельского хозяйства; неудовлетворительное обеспечение населения продовольствием.

Значительным  фактором, влияющим на развитие регионального продовольственного рынка, является обстоятельство, что в системе товародвижения не сформированы высокоэффективные каналы оптовой торговли, слабо налажено оперативное информационноеобеспечение участников продовольственного рынка, практически отсутствует логистическая система управления товарными потоками, не приведены к единой системе отечественные и международные стандарты.

Данное обстоятельство способствует нарушению воспроизводственного процесса в аграрной отрасли, и как следствие, обостряет противоречия между субъектами продовольственного рынка (сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями и продавцами продовольствия). Вышеназванное влечет за собой увеличение издержек обращения, способствует повышению цены и снижает конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Современные подходы к определению понятия регионального продовольственного рынка.

Продовольственный рынок представляет собой ту сферу, которая в значительнойстепени оказывает воздействие на самообеспеченность населения продовольствием и служит основой повышения его жизненного уровня. Продовольственный рынок, по мнению А.Ревенкова, выступает источником, удовлетворяющим важнейшую жизненную потребность человека, и как полагают некоторые ученые-экономисты, является центральным местом в рыночной системе[11]. 

И.Г.Ушачевым продовольственному рынку отводится настолько большая роль, которую без приукрашивания можно считать стержнем его эффективной деятельности и укреплением внутреннего общего рынка страны [15]. Важно отметить, что продовольственный рынок, его регулирование позволяет не только обеспечивать население продуктами питания, но и достичь продовольственной безопасности в целом страны и отдельного региона. Уделяя большое внимание исследованиям развития продовольственного рынка и обеспечения продовольственной безопасности со стороны отечественных и зарубежныхученых, данная тема остается недостаточно изученной.

В тоже время, исследуя позиции ученых, занимающихся проблемами функционирования и развития продовольственных рынков, можно сделать вывод, что их позиции сходятся во мнении о необходимости развития аграрной отрасли. Большое количество приведенных в литературе определений продовольственного рынка отечественных изарубежных исследователей дает основание отметить наличие разночтений в понимании регионального продовольственного рынка.

Источником производства продовольственных товаров является непосредственно отрасль сельского хозяйства. А  продовольственный рынок выступает звеном, связующим  производство и потребление продовольственных товаров. В данном случае продовольственному рынку отводится роль механизма реализации продовольственных товаров.

Многими исследователями (А.Алтуховым, Н.Рязановой и др.) региональный продовольственный рынок отождествляется с агропромышленным комплексом, объединяющим сферу производства для обеспечения сельского хозяйства средствами производства; непосредственно сельское хозяйство;хранение переработка и реализация сельскохозяйственной продукции[2;6]. В этом случае, региональный продовольственный рынок трактуется как синоним аграрного, что «заужает» границы понимания существующих причинно-следственных связей между субъектом и объектом рыночных отношений, выявления проблем в  его функционировании.

Следует иметь в виду сложность структуры агропромышленного комплекса, который наряду с производством продовольствия включает другие сферы экономики, обеспечивающие его деятельность. Это сельскохозяйственное машиностроение, переработкасельскохозяйственной продукции и др. Вследствие этого, региональный продовольственный рынок лишь частично включает агропромышленный комплекс,затрагивающий производство, переработку, хранение и реализацию продовольственных товаров.

По мнению С.В.Березнева, Н.В.Кудреватых, в отличие от других ученых, считают, что региональный продовольственный рынок включает лишь ту часть продовольствия, которая идет на личное потребление, необходимо учитывать расходование его на другие цели,например, корм животным и птице [1].

В связи с этим, региональный продовольственный рынок, на наш взгляд, следует рассматривать как самостоятельную систему, сформированную совокупностью отраслей, производящих продукцию сельского хозяйства, перерабатывающих ее и осуществляющих перераспределение продовольственных товаров в регионе.

Учитывая, что региональный продовольственный рынок наполняется не только за счет собственных продовольственных ресурсов, но и продукцией, ввозимой с других регионов,нельзя игнорировать существующие межрегиональные товарные связи, взаимодействие сельскохозяйственных товаропроизводителей, оптовую и розничную торговлю и конечныхпотребителей продовольствия.

Формирование и функционирование регионального продовольственного рынка предопределено экономическим пространством и его целостностью и их отличительными чертами, содержащими природные ресурсы, средства производства, разные хозяйственные формы. Природные, земельные, территориально-пространственные и другие условия в своем сочетании исключают унификацию производственных региональных рынков.

Участниками  продовольственного рынка следует рассматривать государственные органы, которые осуществляют контроль за ввозимыми продовольственными товарами, устанавливают квоты, пошлины, организовывают государственные закупки, тем самым регулируют его функционирование.

Государственные органы, как участники регионального продовольственного рынка, заинтересованы в его эффективном функционировании вследствие того, что это будет способствовать повышению качества жизни населения, устойчивому развитию сектора продовольственных товаров, социальной стабильности и повышению доходов в бюджет.

Эффективное функционирование и развитие регионального продовольственного рынка позволит учитывать и удовлетворять интересы всех его участников, обеспечивать продовольственную безопасность региона.

Оценка продовольственной безопасности Кемеровской области

Прежде, чем перейти к оценке продовольственной безопасности региона, необходимо обратиться к самому понятию «продовольственная безопасность». Проблема продовольственной безопасности на государственном и региональном уровнях является актуальнейшей в современных условиях. Она заключается в обеспечении продовольствием населения в первую очередь за счет собственного производства, а импорт продукции следует осуществлять только при крайней необходимости.

Проблема продовольственной безопасности обострилась с введением санкций против России, которые выявили слабое звено в системе общей безопасности страны, а именно, продовольственная безопасность, являющейся основополагающимфактором социально-экономической стабильности [7;10].

Спектр взглядов на толкование определения продовольственной безопасности достаточно широк, включающий: как полное отрицание организации и реализации каких- либо действий, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны (к примеру, труды ученых Института экономики переходного периода), так и настаивание на формировании под патронажем государства социальной системы страны продуктами питания.

В своей работе Н.В. Климова[3] подчеркивает, что продовольственная безопасность носит интегральный характер, поскольку аккумулирует агропромышленную и экономическую модернизацию. На нее влияет развитие сельскохозяйственной отрасли, производство продовольственных товаров, наличествующий отечественный рыноки его зависимость от импорта продовольствия, платежеспособного спроса населения, что для регионов России имеет разные значения. 

Продовольственная безопасность является неизменной составляющей экономической безопасности, а обоюдная их взаимосвязь не вызывает сомнения. Экономическая стабильность развития регионов напрямую зависит от  их продовольственной безопасности, занимающей особое место в этом процессе.

Рассматривая продовольственную безопасность  как комплексное понятие, Д.Г.Оловянников отмечает: «…продовольственная безопасность – это состояние экономики, при котором население имеет стабильный физический и экономический доступ к достаточному количеству продовольствия отечественного производства для удовлетворения своих диетических потребностей и пищевых предпочтений, для ведения активного и здорового образа жизни, а также обеспечивается создание требуемых страховых резервов продовольствия[10].

Авторы Е.В.Серова и Л.С.Чешинский, формулируя понятие «продовольственная безопасность», акцентируют внимание на уроне доступности продуктов питания для большинства населения, учитывая при этом качественную составляющую продовольствия[13;16].

На наш взгляд, более точное определение «продовольственная безопасность» предложила группа ученых: И.Оболенцев, М.Корнилов, М.Синюков, считающих, что защищенность жизненно важных потребностей людей в еде, а также жизненно важныхинтересов индивидов, государства в продовольственной сфере от угроз и обеспечивают продовольственную безопасность [9].

Исходя из этого отметим, что проявление роли государства состоит в регулировании процесса обеспечения продовольствием, осуществлении контроля над его развитием, осуществленииподдержки отечественного производства и создания запасов на случай чрезвычайных ситуаций;  в создании запасов продовольствия на долгосрочный период; достижении оптимального соотношения импортных поставок продовольствия и собственного производства; в развитии сельскохозяйственного производства и предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье; расширении транспортной сети для непрерывных поставок сырья перерабатывающим предприятиям, а потребителям – продовольственных товаров; в  осуществлении фитосанитарного и ветеринарного контроля производства сельского хозяйства, рыбного, пищевого производства и торговли; в формировании доступных цен на продовольствие  для основной массы населения.

Доктрина продовольственной безопасности России до 2020 г., актуализировала продовольственную безопасность как проблему, в которой на законодательном уровне утвердилось ее единое определение «… продовольственная безопасность –это состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни»[14]. 

Обобщая вышеизложенное, продовольственную безопасность мы будем понимать как устойчивость экономической системы от внутреннего и внешнего воздействия факторов экономического, политического характера и способность системы противостоять и минимизировать издержки, связанные с произошедшими негативными воздействиями на систему.

Формируя продовольственную безопасность, важным являются не показатели, как таковые, а пороговые значения, представляющие собой предельные величины, выход закоторые может привести к нарушению нормального хода развития разных компонент воспроизводства, способствовать развитию негативных, разрушающих тенденций в области продовольственной безопасности.

По мнению И.Г.Ушачева, определяя пороговые значения необходимо учитывать следующие факторы: 1) обеспечение рациональных норм потребления продуктов питания; 2)влияние импорта на ценовую устойчивость аграрного рынка; 3) природно-климатическийпотенциал, дающий возможность производить конкурентоспособную продукцию [15].

Уровень обеспеченности продовольственной безопасности находится в прямой зависимости от развития сельскохозяйственной отрасли. В условиях дефицита бюджетныхсредств, развитию сельскохозяйственной отрасли могут способствовать стабильноепривлечение инвестиций в производство продовольствия, развитие межрегиональнойкооперации интеграционных связей. В основе продовольственной безопасности лежит продовольственная самообеспеченность региона, которая определяет степень зависимости отвнешних поставок продовольствия.

Изучая обеспечение населения продовольствием в контексте совокупности общественных экономических отношений, которые возникают при обеспечении продуктами питания по количественным и качественным нормам,  государство обязано взять на себя гарантии по обеспечению наличия, стабильности и эффективности использования продовольственных товаров, поскольку вопросы продовольственного обеспечения региона является сложным процессом, представляющим собой многоплановое явление, при одновременном сочетании экономических, социальных, политических аспектов направленных на обеспечение продовольственной безопасности.

Давая характеристику продовольственному обеспечению необходимо акцентировать внимание на формах, дающих представление о фактическом потреблении продуктов питания,  зависящих от реального рациона питания, приходящегося на индивида в сутки: 1) форма хронического голода; 2) форма эпидемического голода, вызванного засухами, наводнениями и другими событиями непредвидимого характера; 3) несоответствием фактического питания физиологическим нормам по калорийности.

Особенно остро проблема продовольственного обеспечения населения выражена в регионах с интенсивным развитием угольной и металлургической промышленности, предприятия которых размещаются на сельских территориях.  Данное обстоятельство влечет за собой не только изъятие земель из сельскохозяйственного оборота, но нарушение их в приграничных с промышленными предприятиями зонах, а также отток высокопрофессиональных специалистов с сельскохозяйственных предприятий. При этом сельское хозяйство является основным источником продовольственного обеспечения региона.

Кемеровская область является регионом такого типа. Земли  сельскохозяйственного назначения по состоянию на 01.01.2018 года, занимают 27,3 процента в структуре земель; промышленность, транспорт, связь и иные отрасли специального назначения занимают 1,7 процента; земли лесного фонда – 55,9 процента; населенные пункты занимают 4,1 процента; особо охраняемые территории и объекты – 8,5 процента. Для области характерна высокая плотность населения – 28,39 человек на кв. км. В СФО – 3,75, по России – 8,56.

На деятельность сельского хозяйства и его эффективность значительно воздействует выраженная промышленная ориентация региона, в котором  интенсивно развивается добыча угля, что сопровождается ежегодным отторжением земель сельскохозяйственного назначения. По состоянию на 01.01.2018 года, угольными предприятиями занято 79,1 тысячи гектаров, которые безвозвратно выведены из сельскохозяйственного оборота.

Сельское хозяйство региона занимает небольшую долю в ВРП, которая варьируется от 2,8 процента до 4,4 процента в последние годы. Обусловлено это тем, что экономика региона имеет индустриальную  направленность.  В 2017году,  объемы производства сельскохозяйственой продукции, включая сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства с индивидуальными предпринимателями и  хозяйства населения возросли к 2013 году в 31,8 процента и сотавили 58,5 млрд. рублей в действующих ценах. Оставляет желать лучшего техническая оснащеность селького хозяйства региона. За 2013-2017 годы тракторный парк уменьшился 19,4 процента (на 386 единиц), комбайновый – на 21,4 процента (на 111 единиц). Сельскохозяйственными предприятиями списывается ежегодно 5-20 процентов сельскохозяйственных машин. Доля занятых в сельском хозяйстве  в 2017 году от экономически активного населения региона  составила 32,9 тысяч человек (2,7 процента)[12].

По мнению И.Г.Ушачева, с которым авторы солидарны, …эффективное сельское хозяйство является фундаментом продовольственной безопасности [15].  Исследуя продовольственное обеспечение региона, необходимо наиболее полно затронуть все его стороны: начиная с удовлетворения основными видами продовольствия, соответствующего научно-обоснованным нормам питания и учитывающего разные группы населения; улучшение качественной составляющей продовольствия; достижение оптимального соотношения спроса и предложения; предотвращение различий в потреблении продовольствия разными слоями населения.

Прогноз продовольственной обеспеченности до 2025 года, рассчитанный на основе рациональных норм потребления, предполагает  следующие объемы  производства: хлебные продукты и хлеб -276 тысяч тонн; молоко и молокопродукты -817 тысяч тонн; овощи и картофель – 224 и 232 тысячи тонн, яиц – 687 млн штук[4].

Климатические условия, характеризующиеся нередкой засухой, долговременными проливными дождями в периоды вегетации растений и проведением уборочных работ в купе с промышленной ориентацией региона, повышают риски развития отрасли растениеводства.Вследствие этого, сельское хозяйство не оказывает существенного влияния на экономику региона, однако  оно, в определеннойстепени, обеспечивает население  продовольственными товарами.

В результате проводимых реформ в Кузбассе резко сократилось производство сельскохозяйственной   продукции (более чем на 50 процентов); численность поголовья КРС в 3,3 раза; посевные площади на 160 тысяч гектаров; ценовое несоответствие на сельскохозяйственную и промышленную продукцию составляет 3-5 раз; значительно сократился уровень государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли.[12]

В основе прогноза потребления продуктов населения лежат следующие  факторы, оказывающие воздействие на этот процесс: денежные доходы и их покупательная способность, платежеспособный спрос на продукцию сельского хозяйства, сельскохозяйственное сырье, состояние производственного потенциала аграрной отрасли, перерабатывающих предприятий, изменения ценовых параметров на продукцию сельского хозяйства и присутствие на рынке продуктов – субститутов, ассортиментный состав[5;7]

В 2017 году население региона потребляло хлеба и хлебопродуктов, картофеля на 9,3 и 10 процентов больше рациональных норм потребления. Население, в значительной степени, недопотребляет молока, овощей, фруктов и ягод (46,4, 46,1, 42,1 процента соответственно), что свидетельствует о несбалансированном питании. Питание кузбассовцев в сравнении с рациональными нормами (Институт питания РАМН) не соответствуют им (таблица).

     

  Таблица –  Пищевые продукты, потребляемые населением по сравнению с рациональными нормами потребления за 2017 год, кг.на душу населения

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о значительном несоответствии потребления продуктов питания рациональным нормам: по молоку  на– 47,7%; мясу –11,2%. Отставание от рациональных норм питания наблюдается по овощам, фруктам и ягодам, растительному маслу на 47,3%, 44,7%, 26,5 % соответственно.

Как видно, уровень самообеспеченности региона продовольствием достигнут только по картофелю и хлебным продуктам. Недостаток продовольствия по другим видам компенсируется поставками из регионов Сибирского Федерального округа и стран ближнего зарубежья (Азербайджан, Белоруссия, Казахстан).

Спрос на продовольствие, объемы которого, несмотря на предпринимаемые усилия власти региона, направленны на стимулирование наращивания агропроизводства, увеличивается незначительно и не удовлетворяет потребности населения в продуктах питания, возрастает по мере роста среднедушевых доходов  населения.

Оценивая продовольственную безопасность региона с точки зрения качественной составляющей, то есть сбалансированности рациона питания по калорийности, содержанию белков, жиров и углеводов в пище, можно отметить их несоответствие жизненно необходимым потребностям людей.

Рекомендуемые физиологические потребности в энергии и пищевых веществахзависит от того, насколько тяжелую работу выполняет человек, его пола и возраста. Для мужчин в зрелом возрасте 10-60 лет, требуется потреблять белков 96-108 граммов; углеводов 406-440 граммов в сутки. По статистическим данным за 2017 год, в Кемеровской области в питании населения содержание белков было ниже на 19,4 – 31,4, углеводов на 86,4 – 120,4 граммов от физиологически допустимых норм[7;8].

Такая разбалансированность питания населения отражается на его здоровье. Состояние и развитие здравоохранения оказывает влияние на рождаемость и смертность людей только на 10 процентов, а уровень питания, состояние жилищных условий и занятость населения – 50 процентов, согласно международной статистике [17]. Недостаточное и несбалансированное питание оказывает свое негативное влияние на человека, по исследованиям эпидемиологов, сравнимо с генетическим и активно химическим или инфекционным воздействием.

Заключение

  Проведенное исследование продовольственной безопасности Кемеровской области  выявило, что  обеспечение населения продовольствием не соответствует рациональным нормам питания. Обстоятельством, оказывающим негативное воздействие на продовольственную безопасность региона, является разобщенность участников продовольственного рынка.

  Развитие регионального продовольственного рынка на основе формирования агропродовольственного кластера, по мнению автора, может быть использовано в качестве механизма обеспечения продовольственной безопасности.  Агропродовольственный кластер даст возможность: значительно уменьшить издержки в схеме «производство– переработка – потребление»; увеличить ассортимент продуктов питания и усилить конкурентные позиции сельского хозяйства; применение ЕСХН позволит снизить налоговое бремя, упростить налоговый учет и отчетность для сельских товаропроизводителей. Это улучшит обеспечение населения продовольствием и существенно упрочит экономику сельского хозяйства региона.

Создание региональных интегрированных формирований в виде кластеров, будет способствовать повышению устойчивого экономического развития не только аграрной сферы, но региона в целом, а также восприниматься одним из инструментов решения стратегических задач, стоящих перед  агропродовольственной сферой.

 

Библиографический список:

1.  Березнев С. В., Кудреватых Н.В. К вопросу о толковании и оценке функционирования и развития регионального продовольственного рынка// Региональная экономика: теория и практика.- 2011.- №34. – С.18-24.

2. Бондарев Н.С. Теоретико-методологические и прикладные аспекты институциональных преобразований в сельском хозяйстве/Бондарев Н.С., Косинский П.Д., Щетинина И.В., Бондарева Г.С.. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 2017.340с.
3. Климова Н.В. Продовольственная безопасность – основа обеспечения экономической безопасности страны// Economic sciences.– № 9. – 2012. – С. 214-219.

4. Косинский П.Д., Бондарева Г.С. Методика прогнозирования потребления продуктов питания //Экономист. -2014.- №8. – С.73-82.

5.  Косинский П.Д., Бондарева Г.С. Кластерный подход к формированию продовольственной обеспеченности населения региона//Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 3 (51). С. 280-284.

6.Косинский П.Д., Бондарев Н.С., Бондарева Г.С.
Продовольственное обеспечение региона: вопросы теории и практики/Под науч. ред. д-ра  экон. наук, академика РАН П.М.Першукевича; ГНУ СибНИИЭСХРлс. Акад. с.-х. наук. –Новосибирск, 2015. -397с.

7. Fedulova E.A.  Cluster  approach  to  the development of food market  of the region: theoretical  and applied aspects/Fedulova E.A., Medvedev A.V., Kosinskiy P.D., Kononova S.A., Pobedash P.N.// Foods and Raw Materials. -2016. Т. 4. №2. –P.157-166.

8. Обеспечение продовольственной безопасности регионов Сибири /под ред. П.М.Перщукевича, Л.В.Тю; СибНИИЭСХ СФНЦА РАН. –Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2016. -148с.

 9. Оболенцев И. Продовольственная безопасность / И. Оболенцев, М. Корнилов, М. Синюков // Экономист. - 2005.- № 12.- С.39-47.

10. Оловянников Д.Г. Развитие продовольственного рынка региона в системе обеспечения продовольственной безопасности: автореф. дис. канд. экон. наук; Восточно-Сибирский государственный технологический университет. Улан-Удэ, 2010. – 23 с. 

11. Ревенков А. Н. Состояние и перспективы развития пищевой промышленности// ЭКО. - 2004. - № 12. - С. 107-120.

12.Сельское, лесное и охотничье хозяйство Кемеровской области 2013-2017. Стат. сб./Кемеровостат. –Кемерово, 2018. – 138 с.

13. Серова Е.В. К вопросу о продовольственной безопасности. - М.: Московское  представительство СитизензНетуорк, 1996. – № 1.       

14. Указ Президента Российской Федерации  №120 от 30.01.2010г.  «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Российская газета – 2010 от 03 февраля, № 5100.

15. Ушачев И.Г. Обеспечение продовольственной безопасности – первоочередная задача Российской экономики//Вестник Орловского государственного аграрного университета. -2008. -№5.Т. 14. –С.5-10.

  16. Чешинский А.С. Методология проблемы продовольственной безопасности // Хлебопечение России. -1997.- №4. С.6-8.

17. Чупрякова А.Г, Косинский П.Д. Продовольственное обеспечение населения промышленного региона: проблемы и перспективы// Международный журнал прикладныхи фундаментальных исследований. - 2016.- № 12. – С. 109-113.

 

Bibliography:

1. Bereznev S. V., Kudrevatykh N.V. To an issue of interpretation and assessment of functioning and development of the regional food market//Regional economy: theory and practice. - 2011.-No. 34. – Page 18-24.

2. Bondarev N.S. Teoretiko-metodologichesky and applied aspects of institutional conversions in Agriculture/Bondarev N.S., Kosinsky P.D., Shchetinina I.V., Bondareva G.S. – Tomsk: Publishing house Tom. un-that, 2017.340 pages. 

3. Klimova N.V. Food security – a basis of providing economic safety of the country//Economic sciences. – No. 9. – 2012. – Page 214-219.

4. Kosinsky P.D., Bondareva G.S. Technique of forecasting of consumption of food//Economist.-2014.-No. 8. – Page 73-82.

5. Kosinsky P.D., Bondareva G.S. Cluster approach to forming of food security of the population of the region//Bulletin of the Kemerovo state university. 2012. No. 3 (51). Page 280-284.

6. Kosinsky P.D., Bondarev N.S., Bondareva G.S. Food supply of the region: questions of the theory and practice / Under науч. edition of the Dr. экон. sciences, academician of RAS P.M. Pershukevich; GNU of SIBNIIESKHRLS. Academician of agricultural sciences. – Novosibirsk, 2015. - 397 pages.

7. Fedulova E.A.  Cluster  approach  to  the development of food market  of the region: theoretical  and applied aspects/Fedulova E.A., Medvedev A.V., Kosinskiy P.D., Kononova S.A., Pobedash P.N.// Foods and Raw Materials. -2016. Т. 4. №2. –P.157-166.

8. Ensuring food security of regions of Siberia / under the editorship of P.M. Pershchukevich, L.V. Tyu; SIBNIIESKH SFNTSA RAHN. – Novosibirsk: Siberian Branch of the Russian Academy of Science publishing house, 2016. - 148 pages.

9. Obolentsev I. Food security / I. Obolentsev, M. Kornilov, M. Sinyukov//Economist. - 2005.-No. 12. - Page 39-47.

10. Olovyannikov D.G. Development of the food market of the region in the system of ensuring food security: автореф. yew. edging. экон. sciences; East Siberian state technological university. Ulan-Ude, 2010. – 23 pages. 

11. Revenkov A. N. Status and perspectives of development of the food industry//EKO. - 2004. - No. 12. - Page 107-120.

12. Rural, forest and hunting economy of the Kemerovo region of 2013-2017. Become. Saturday. / Kemerovostat. – Kemerovo, 2018. – 138 pages.

13. Serova E.V. To a question of food security. - M.: Moscow representative office Cityzenznetuork, 1996. – No. 1.       

14. Decree of the President of the Russian Federation No. 120 of 30.01.2010. "About the approval of the Doctrine of food security of the Russian Federation"//the Russian newspaper – 2010 of February 03, No. 5100.

15. Ushachev I.G. Ensuring food security – a priority of the Russian economy//the Bulletin of the Oryol state agricultural university.-2008.-№5. T. 14. – Page 5-10.

16. Cheshinsky A. S. Methodology of a problem of food security//Bread baking of Russia.-1997.-No. 4. Page 6-8.

17. Chupryakova A., Kosinsky P.D. Food supply of the population of the industrial region: problems and prospects//International magazine of a prikladnykha of basic researches. - 2016.-No. 12. – Page 109-113.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516