Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Санаторно-курортный рынок: парадоксы спроса и потребления

Отраслевая экономика | (122) УЭкС, 4/2019 Прочитано: 241 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Лимонов Виктор Иванович
  • Дата публикации:
    12.04.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии»

САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ РЫНОК: ПАРАДОКСЫ СПРОСА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

SANATORIUM AND SPA MARKET: DEMAND AND CONSUMPTION PARADOXES

Лимонов Виктор Иванович

Limonov Viktor Ivanovich

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава РФ, кандидат экономических наук, 

e-mail: vlimonoff@mail.ru

Аннотация. Состояние, уровень и механизм развития санаторно-курортной отрасли описываются при помощи таких базовых понятий, как спрос и предложение. Вместе с тем санаторно-курортная помощь, непосредственно связанная с состоянием здоровья человека, часто оказывается бесплатно в момент предоставления или за символическую плату. Своеобразные особенности формирования предложения и спроса в отрасли определяет, в первую очередь экономическая сущность санаторно-курортных услуг. Особенность благ, удовлетворяющих потребности в санаторно-курортных услугах, заключается в их двойственности, т.е. потребности в санаторно-курортных услугах не могут быть удовлетворены только использованием общественных благ или в результате потребления только частных благ.

Annotation. The state, level and mechanism of development of the sanatorium-resort industry are described using such basic concepts as supply and demand. However, sanatorium-resort assistance directly related to the state of human health is often provided free of charge at the time of provision or for a nominal fee. The peculiar features of the formation of supply and demand in the industry are determined, first of all, by the economic essence of sanatorium-resort services. The peculiarity of goods satisfying the needs for sanatorium-resort services lies in their duality, i.e. The needs for sanatorium-resort services cannot be satisfied only by using public goods or as a result of consuming only private goods.

Ключевые слова: санаторно-курортная услуга; общественная услуга; частная услуга; санаторно-курортный рынок; спрос; предложение.

Keywords: sanatorium-resort service; public service; private service; spa market; demand; sentence.

Механизм функционирования санаторно-курортного рынка – это система воздействия социально-экономических рычагов, направленных на достижение сбалансированности санаторно-курортного спроса и предложения, т.е. на достижение рыночного равновесия. Однако, как форма проявления потребностей, санаторно-курортный спрос характеризует только определенную их часть. Многие курортные потребности, помимо спроса, проявляются и в других формах, не связанных с товарно-денежными отношениями. Они удовлетворяются, минуя рынок, следовательно, минуя спрос. 

Значительный объем курортных потребностей удовлетворяются населением в порядке так называемого самообслуживания посредством неорганизованного сектора санаторно-курортной сферы, не требующего для своей работы специфических экономических ресурсов и специальной профессиональной подготовки и обязательного применения определенного оборудования и технологических режимов, функционирующего благодаря самоорганизации потребителей курортных факторов и, следовательно, не вписывается в зону действия экономических отношений и не являющийся частью рынка. 

Что касается организованных секторов санаторно-курортной сферы, которые в сущности и представляют санаторно-курортный комплекс, то в этом случае характерные особенности образования предложения и спроса на санаторно-курортные услуги определяет экономическая особенность санаторно-курортных услуг. Особенность санаторно-курортных услуг, видится в их двойственности, т.е. потребности в санаторно-курортном оздоровлении не могут быть утоленными только использованием общественных благ или в результате потребления всего лишь частных благ.

В фундаменте экономики курортного дела, так же как, и в экономики в целом, находится пропорция между спросом и предложением. Вместе с тем, санаторно-курортное оздоровление во многих случаях предоставляется бесплатно или за символическую плату при ее получении. Из-за этого спрос на санаторно-курортное оздоровление чаще базируется не на потребности, основывающейся на готовности и возможности оплатить полученные услуги, а на нуждаемости, согласованной с возможностями санаторно-курортной отрасли оказать санаторно-курортную помощь вообще, информированностью потребителя о ней и состоянием его здоровья. Вместе с тем, следует иметь в виду, что ни одно государство в мире не может гарантировать бесплатное удовлетворение спроса на санаторно-курортное оздоровление всех видов и объемов. Значительный ее объем предоставляется за деньги потребителей или лиц, которые являются его представителями.

Следовательно, только рынок не может и не должен быть критерием потребности общества в санаторно-курортном оздоровлении и таким образом, регулировать работу санаторно-курортной отрасли. Выражается это тем, что рынок санаторно-курортных услуг имеет дело сугубо с платежеспособными потребителями. Неплатежеспособные потребители выводятся из рыночного потребления. В этой связи рыночный спрос не показывает спрос общества на то или иное санаторно-курортное оздоровление.

Положение рыночного фактора, влияющего на образование цены обычных товаров, занимает фактор социальности – фактор, передающий общесоциальную потребность общества в надобности поддержания здоровья всего населения независимо от материального обеспечения человека. Это не укладывается в условия рыночных закономерностей, но отражает внутреннею потребность жизнеобеспечения общества. 

Следовательно, курортная потребность, как по объему, так и по структуре является более широким понятием, чем спрос.

В условиях централизованной социалистической экономики при рассмотрении санаторно-курортной потребности, а точнее нуждаемости имело место установление и отображение в государственных планах объема ресурсов, выделенных государством для санаторно-курортной отрасли. В применении к современному общественному сектору санаторно-курортной отрасли, финансируемому из консолидированного государственного бюджета и внебюджетных фондов социального страхования, эта функция государства сохраняется и при новой рыночной экономики.

И в плановой социалистической экономике, и в современной капиталистической рыночной экономике, старающейся объединять государственные и рыночные начала, рассмотрение потребностей в общественных санаторно-курортных услугах совсем не гарантировало раньше и не гарантирует сейчас сколь-нибудь достаточное удовлетворение потребностей путем их государственного финансирования. При социализме финансы на удовлетворение санаторно-курортных потребностей и обуславливаемый ими размер предложения санаторно-курортных услуг устанавливались почти всегда по так называемому остаточному принципу (что, впрочем, имело место и в других отраслях социальной сферы).

Представление остаточного принципа, имеет, скорее, эмоциональную, чем научную окраску и служит, прежде всего, отобразить критическое отношение к низкому уровню финансирования социальных нужд. В советское время его почти всегда соединяли с плохим развития социальной инфраструктуры. В строго научном смысле это показывает, что при определении расходной части бюджета первоначально удовлетворяются запросы других отраслей, и только после – отраслей социальной сферы, в том числе и санаторно-курортной отрасли. Скепсис в законности применения такого подхода при социалистической системе хозяйствования связан с системой сметного финансирования социальных учреждений на основе определенных нормативов. В связи с этим допустимо говорить о несовершенстве нормативного метода или о нерациональности расходования социальных средств. При этом нельзя считать, что общество в лице государства будет расходовать на решение социальных проблем нерационально большие финансы. Здесь можно обозначить мысль, что большие финансовые расходы на санаторно-курортное лечение невозможно без сомнения оценивать, как сугубо положительный фактор, их расширение по праву можно связать и с неэффективным использованием финансов, выделяемых обществом.

В разработанной при участии автора по заказу Минздрава РФ Методике расчета потребности в санаторно-курортном лечении различных групп населения в зависимости от нозологической формы заболевания (по МКБ-10) под потребностью понимается такое состояние здоровья человека, при котором оказание санаторно-курортных услуг необходимо без учета его (и общества) платежеспособности и желания человека улучшить состояние своего здоровья. 

Санаторно-курортные потребности, представляемые как составной элемент потребностей человека влияющий на воспроизводство рабочей силы, в конечном счете, зависят от возможности развития производства санаторно-курортных услуг; многообразие и бесконечность потребностей человека, в том числе и в области санаторно-курортных услуг, всегда упирается на возможности соответствующего производства и более того - в конечном счете, устанавливается возможностями этого производства, в частности - дефицитом производственного, трудового, финансового ресурсов санаторно-курортной отрасли. 

Вместе с тем, это совсем не отражает тождественность производства и потребностей (спроса) в санаторно-курортной отрасли. Наоборот, такое соответствие является единичным, как и любое рыночное равновесие вообще. Имеются случаи избыточного производства санаторно-курортных услуг, к примеру, для здравниц на морском побережье характерен «недозагруз» в «не сезон», что требует применения специальных мер по организации освоения предлагаемых услуг. С другой стороны, часто не полное предложение санаторно-курортных услуг ограничивается не хваткой ресурсов. Однако потребитель вправе не принять одно и принять другое в сфере лечебно-оздоровительного оздоровления, особенно в период массированного выхода на рынке новых товаров и услуг. Например, для конца прошлого столетия было характерно, когда зарубежный рынок лечебно-оздоровительных услуг стал открытым для россиян и когда состоятельный потребитель стал отдавать предпочтение импортным образцам лечебно-оздоровительных услуг. Право потребительского выбора здесь не подтверждает приоритета потребностей над производством курортных благ и услуг, а лишь создает иллюзию, созданную открытием границ России. 

Список литературы

  1. Азар В.И. Экономика и организация туризма: (Методологические вопросы). – М: Экономика, 1972. – 182 с.
  2. Ветитнев А.М. Курортное дело. Учебное пособие(изд:2). – М: КноРус, 2018. - 528 с.
  3. Котилко В.В., Санин И.И. Стратегия развития сферы услуг. – М: Сатурн-С, 2003. - 248 с.
  4. Лимонов В.И. Организационно-экономическая трансформация курортного дела в Российской Федерации//Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. - 2006. - №2.- С.37-40.
  5. Лимонов В.И. Современный организационно-финансовый механизм в санаторно-курортной сфере//Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. - 2006. - №1.- С.28-30.
  6. Переверзев М.П., Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М 2017. – 192 с.
  7. Разумов А.Н., Лимонов В.И. Проблемы совершенствования механизма управления функционированием санаторно-курортного комплекса Российской Федерации//Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. - 2006.- №5.- С. 3-5.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516