Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Акселератор как эффективная замена бизнес-инкубатора в Иркутской области

Инновации.Инвестиции | (119) УЭкС, 1/2019 Прочитано: 451 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Конюхов Владимир Юрьевич, Чиган Кристина Николаевна, Лещенко Елена Алексеевна, Марковец Сергей Владимирович
  • Дата публикации:
    31.01.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Иркутский национальный исследовательский технический университет

УДК 338.49

Акселератор как эффективная замена бизнес-инкубатора в Иркутской области

Accelerator as an effective replacement of a business incubator in the Irkutsk region

Конюхов Владимир Юрьевич

Konyukhov Vladimir Yuryevich

К.т.н., доцент

кафедры Управление промышленными предприятиями,

ИРНИТУ, г. Иркутск

e-mail: c12 @istu.edu

Чиган Кристина Николаевна

Chigan Kristina Nikolaevna

студентка Института экономики, управления и права

Иркутский национальный исследовательский технический университет

г. Иркутск, e-mail: chigan_kristina@mail.ru

Лещенко Елена Алексеевна

Leshchenko Elena Alekseevna

студентка Института экономики, управления и права

Иркутский национальный исследовательский технический университет,

г. Иркутск, e-mail:  elenaleshchenko18@mail.ru

Марковец Сергей Владимирович

Markovets Sergey Vladimirovich

Аспирант Института экономики, управления и права

Иркутский национальный исследовательский технический университет

Аннотация. В данной статье представлено сравнение бизнес-инкубаторов с бизнес-акселераторами как предметов государственной поддержки в соответствии с распоряжением правительства от 6 марта 2015 года № 373-р осуществляется стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Также проведен их анализ и специфика развития в Иркутской области, выявлены достоинства и недостатки каждой из систем.

 Abstract. This article presents a comparison of business incubators with business accelerators as items of state support in accordance with the government order of March 6, 2015 No. 373-p, the strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020 is implemented. They also carried out their analysis and development specifics in the Irkutsk region, and revealed the advantages and disadvantages of each of the systems.

 Ключевые слова: бизнес-инкубатор, бизнес-акселератор, стратегия инновационного развития, стартап, инновации, инвестор.

 Keywords: business incubator, business accelerator, innovation development strategy, start-up, innovation, investor.

 

 На сегодняшний день в современном мире все задаются вопросом - как быстро и в кратчайшие сроки получить готовое техническое решение проблем в организации, именно поэтому нужно внедрять инновации. Благодаря им мы поднялись на совершенно новый уровень, увеличили качество жизни, а вместе с этим увеличилась и производительность создания различных технологических новинок.

В Российской Федерации, как и во всём мире, осуществляется поддержка инновационной деятельности как во всех сферах бизнеса, так и в науке и образовании. В соответствии с распоряжением правительства от 6 марта 2015 года № 373-р осуществляется стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая призвана устранить угрозы в сфере инновационного развития, а также осуществить эффективную государственную инновационную политику. [3]

Одним из предметов государственной поддержки является бизнес-инкубатор. Данный формат бизнеса пришёл из Европы в Россию в 90-е годы. Бизнес инкубаторы – это, прежде всего, специальные структуры, которые создаются для поддержки малого бизнеса и предпринимателей, у которых нет возможностей самостоятельно начать своё дело, на начальном этапе их деятельности. Они создают специальные условия для потенциального роста предприятий на инкубационной стадии развития, оказывают комплексные услуги и предоставляют ресурсы. На сегодняшний день в России действует 260 бизнес-инкубаторов (рис. 1). Как правило, российские бизнес-инкубаторы создаются при технопарках на базе высших учебных заведений, а остальные на промышленных предприятиях. [2]

 

kr1

Рис.1. Структура действующих бизнес-инкубаторов

Основными задачами таких бизнес-инкубаторов являются:

1) Повышение роста экономической активности регионов, их диверсификация развитие внутренних рынков;

2) Расширение налогооблагаемой базы за счёт помощи в росте числа малых предприятий;

3) Увеличение жизнеспособности предприятий;

4) Вовлечение большего количества ресурсов и их эффективное использование (трудовые, природные, технологические, производственные и т.д.);

5) Укрупнение малого бизнеса и создание более крепких связей с различными секторами экономики;

6) Коммерциализация созданных технологий, продуктов на базе университетских бизнес-инкубаторов;

7) Стимулирование людей к ведению предпринимательской деятельности;

8) Создание возможностей финансового инвестирования. [4]

В зависимости от требований региона цена за предоставление услуг бизнес-инкубатора может различаться, при этом существуют некие стандарты, которых придерживаются руководители данных организаций. В зависимости от того на сколько лет разработчик идеи берёт в аренду помещение, устанавливается следующая процентная ставка арендной платы:

- в 1 год аренды – не более 40% от ставки арендной платы, установленной субъектом РФ для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности субъекта;

- во 2 год аренды не более 60%;

- в 3 год аренды – не более 100%.

Инкубаторы могут находиться на базе компаний, которые имеют различную классификацию и род деятельности, а также они могут базироваться на основе государственных и муниципальных учреждений, крупных ВУЗов (Национально-исследовательских или Федеральных). Если говорить про гос. учреждения, то для них было разработано 219 постановление Правительства РФ ("О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования"), исходя из которого в НИИ и различных вузах были созданы бизнес-инкубаторы, которым выделяют дотации определённые «доноры» (учебные заведения, на которых они базируются).

   В Иркутской области на данный момент существуют 3 бизнес-инкубатора:

1) бизнес-инкубатор БрГУ специализируется прежде всего, в сфере строительства, ЖКХ, энергосбережения, экологии и лесопереработки. (была оказана помощь в осуществлении проекта «Адаптивная модель открытой (сменной) общеобразовательной школы как комплексное условие социализации обучающегося» и др. проекты).

2) бизнес-инкубатор при Ангарском технопарке специализируется в сфере машиностроения, деревообработки, химической промышленности и др.

3) бизнес-инкубатор технопарка ИРНИТУ специализируется во всех отраслях (создан проект «Терапевтический лазер» и др.) и оказывает услуги по привлечению финансирования, продвижению бизнеса, проведению тренингов, бизнес-сервисы (резидентами являются как малые предприятия, так и творческие объединения студентов).

Но за недолгое время появилась замена бизнес-инкубатора, так называемый бизнес-акселератор. Акселератор и инкубатор – две стороны одной медали.

В связи с разочарованием инвесторов от классических венчурных инструментов в середине 2000-х годов создали новый формат поддержания бизнеса, так называемый бизнес-акселератор. Основной целью акселератора является в кратчайшие сроки (намного быстрее, чем у бизнес-инкубаторов) разработать бизнес идею и превратить ее в прототип с наименьшими затратами.

Наиболее известный и самый первый акселератор был создан в США в 2005 году под названием Y Combinator. Он осуществляет бизнес-процесс по выращиванию стартапов, затем берет долю в проекте за сам процесс акселерации. Данная программа рассчитана на 3 месяца, в течение которых помогает выстроить эффективный бизнес, инвестируя 120 тысяч $ и получая 7 % в компании.

По подсчетам РВК, в мире существует свыше 450 акселераторов, которые оказывают помощь бизнес-ангелам и фондам в снижении рисков. В России же по данным Ассоциации Акселераторов и Бизнес-инкубаторов в 2018 году насчитывается 103 акселератора, и их число продолжит расти, несмотря на уменьшение инвестиционной активности в стране (рис 2). [6]

 

kr2

Рис. 2. Структура действующих акселераторов

Большое значение для развития образования РФ имеют акселераторы, которые расположены на базе университетов. Они располагаются в 9 субъектах Российской Федерации.

Таблица 1

Акселераторы на базе университетов в субъектах РФ

Субъект РФ

Количество акселераторов

Москва

6

Самарская область

3

Санкт-Петербург

2

Иркутская область

2

Свердловская область

2

Томская область

1

Саратовская область

1

Томбовская область

1

Курская область

1

Существует 2 основные цели создания корпоративного акселератора:

1) «технологический радар»: быстрый поиск новых идей под конкретную задачу на внешнем рынке;

2) «катализатор развития технологий»: ускоренная доработка внутренних идей и разработок до готовых проектов или продуктов и их коммерциализация.

Функции бизнес-акселераторов можно сгруппировать следующим образом:

1) финансово-экономическая;

2) консалтинговая;

3) обучающая;

4) юридическая;

5) организационная;

6) маркетинговая;

7) коммерческая, заключающаяся в получении прибыли самим бизнес-акселератором;

8) эволюционная, смысл её заключается в том, что акселератор помогает развиваться венчурному рынку, эффективно реализовывать бизнес проект и разрабатывать новые схемы снабжения финансовыми ресурсами, доводить инновации от стадии коммерциализации до объектов ИС, повышать грамотность предпринимателей в сфере финансовой деятельности, развивать инновационную деятельность в целом, а также создавать и укреплять взаимосвязи национальных и международных структур венчурного рынка.

Оказания услуг акселераторами может быть как платным, так и бесплатным, однако, не стоит забывать о том, что они в большинстве случаев не имеют государственной поддержки и поэтому не являются благотворительными структурами. Исходя из этого, одной из целей акселератора является получение прибыли для дальнейшего развития и расширения. Данная цель может быть реализована по-разному:

1) получение доли в проекте, которую берут на акселерацию (при этом они не собираются получать ни блокирующий, ни контрольный пакет, но и миноритарными акционерами они также не являются).Долевое участие в проекте в среднем составляет от 10 до 20%, максимальное – 25%.

2) акселераторы, устанавливающие свою плату за услуги заранее.В России таких акселераторов большое количество, что говорит о недостаточной развитости отечественного венчурного рынке в целом и желанием у инфраструктурных институтов понизить и минимизировать свои риски получением фиксированной платы за оказываемые услуги.

3) совмещенный вариант реализации коммерческой функции, что сделает их финансово более устойчивыми и снизит риски (нужно отметить, что акселераторы не финансируют проекты в долговой форме).

4) плата за подачу заявки (к примеру, акселератор MassChallengeможет запрашивать определенную сумму от 49 до 99 долларов за подачу заявки на акселерационную программу

 Большинство бизнес-акселераторов, активно используют технологические новинки в сфере связи и передаче данных: организовывают питчинги через интернет, а также принимают заявки онлайн.

В Иркутской области в 2018 году открыли первый корпоративный бизнес-акселератор, официальное открытие которого состоялось 28 сентября. Данная программа проходит при софинансировании Правительства Иркутской области, а организационную и методическую поддержку осуществляет АО «РВК». В начале приходит запрос со стороны МУПов и коммерческих предприятий, затем по истечении 3 этапов (1 этап-технологический аудит, обучение партнеров;2 этап – создание проектных команд; 3 этап – создание прототипов) подается заявка на финансирование. В каждую проектную команду входят куратор от индустриального партнера, научный руководитель (ученый), трекер, а также члены проектной команды (студенты). [5]

Если резюмировать, то на сегодняшний день количество бизнес-инкубаторов больше, чем бизнес-акселераторов. Динамика развития за три года показывает, что за период с 2015-2018 бизнес инкубаторов количественно увеличилось на 50, а акселераторов на 64 объекта (рис. 3).

 

kr3

Рис. 3. Динамика создания действующих бизнес-акселераторов и бизнес-инкубаторов

При этом, в процентном соотношении замечен рост количества акселераторов, начиная с 2017 года, и количество продолжит расти, так как с точки зрения эффективности, существует несколько преимуществ бизнес-акселератором над бизнес-инкубаторами.

Основная цель акселератора – это точечная помощь (развитие проекта до эффективного бизнеса за 3-6 месяцев), направленная на решение проблем в определенной области, а команды, которые уже обзавелись юридической поддержкой, получают интенсивный тренинг именно по рассматриваемой проблеме. Основной интерес стартапера это финансирование и помощь экспертов, а где инвестиции, там и преследуется жесткий контроль, поэтому работа выполняется по строгому графику.

В бизнес-инкубаторе проекты разрабатываются за более длительный период времени, организатор сам разрабатывает технологию или продукт, не имея финансирования, а также трекера, который следит за четким выполнением проекта на стадиях разработки. Финансирование не является главной целью инкубатора, из этого следует, что контроль и спрос с резидентов меньше. [1]

 

Библиографический список

 

1. Акселераторы и бизнес-инкубаторы в России: что выбрать [Электронный ресурс].–Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/friifond/blog/195248/ (дата обращения: 02.08.2018).

2. Проблемы и решения: бизнес инкубаторы и технопарки// РВК.2014.C. 2-3.

3. Официальный сайт правовой и нормативно-технической документации Электронный фонд URL:  http://docs.cntd.ru/document/420259161(дата обращения: 19.11.2018)

4. Инкубатор в стадии стартапа//Коммерсант.2015. №178-28 c.

5. ИРНИТУ презентовал новый проект по развитию корпоративных акселераторов//Новости Сибирской Наука. ГПНТБ СО РАН (03.10.2018) Электронный ресурс URL: http://www.sib-science.info/ru/news/v-irkutskom-vuze-02102018(дата обращения: 19.11.2018)

6. Карта акселераторов и бизнес-инкубаторов РФ риска//Ассоциация Акселераторов и Бизнес-инкубаторов России Электронный ресурс URL:  http://www.oneup.ru/analytics/innomap (дата обращения: 21.11.2018)

REFERENCES

1. Accelerators and business incubators in Russia: what to choose [Electronic resource] .– Access mode: https://habrahabr.ru/company/friifond/blog/195248/ (access date: 02.08.2018).

2. Problems and solutions: business incubators and technology parks // RVK.2014.C. 2-3.

3. Official website of legal and regulatory and technical documentation Electronic Fund URL: http://docs.cntd.ru/document/420259161 (appeal date: 11/19/2018)

4.  Incubator in the startup stage // Kommersant.2015. No. 178-28 c.

5.  INRTU presented a new project for the development of corporate accelerators // News of Siberian Science. SPSTL SB RAS (03.10.2018) Electronic resource URL: http://www.sib-science.info/ru/news/v-irkutskom-vuze-02102018 (circulation date: 19.11.2018)

6.  Map of accelerators and business incubators of the Russian Federation at risk // Association of Accelerators and Business Incubators of Russia Electronic resource URL: http://www.oneup.ru/analytics/innomap (access date: 21.11.2018)

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516