Ошибка
  • Delete failed: '39431caea6ca9322d4de83ef4c595ff2.php_expire'
  • Delete failed: '39431caea6ca9322d4de83ef4c595ff2.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Экономическая целесообразность использования испытательных стен-дов при переходе на единые стандарты бортового оборудования на общественном транспорте

Отраслевая экономика | (120) УЭкС, 2/2019 Прочитано: 196 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Ишков Владимир Александрович, Денисов Виктор Маевич, Титов Александр Борисович
  • Дата публикации:
    02.02.19
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    СПб ГУП "Пассажиравтотранс"
    ООО «Флагман Гео»
    Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Экономическая целесообразность использования испытательных стендов при переходе на единые стандарты бортового оборудования на общественном транспорте

Economic efficiency of using test stands in transition to universal s of on-Board equipment for public transport

 

Ишков Владимир Александрович

Vladimir A. Ishkov

Заместитель генерального директора по развитию

СПб ГУП "Пассажиравтотранс"

 195197, Россия, Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д.39

 e-mail: ishkov_va@avtobus.spb.ru


Денисов Виктор Маевич

Victor M. Denisov

докт. техн. наук,

Генеральный директор

ООО «Флагман Гео»,

197376,  Россия, Санкт-Петербург, Наб. реки Карповки, дом 5, лит Г, пом. 14,

e-mail: 070255@gmail.com

 

Титов Александр Борисович

Alexander B. Titov

канд. экон. наук.,

доцент высшей школы управления и бизнеса,

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли,

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

(СПбПУ),

195251, Россия, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29,

 e-mail: titov_ab@spbstu.ru

 

Аннотация

В статье рассматривается вопрос экономической целесообразности создания и производства универсальных испытательных стендов для подготовки водителей и сертификации новых образцов бортового оборудования. Применение подобных стендов в современных российских реалиях позволит осуществить скорейших переход на бортовое оборудование нового поколения. Основой оценки экономической целесообразности предлагаемой разработки является соотнесение совокупности экономий, ожидаемой в рамках отдельных бизнес-процессов автотранспортного предприятия, с первоначальными и текущими затратами на разработку и производство испытательных стендов.

Abstract

The economic efficiency of creating and manufacturing universal test stands for driver training and certification of new models of on-Board equipment is described in the article. The use of such stands in modern Russian realities will allow for a speedy transition to the new generation of on-Board equipment. The basis for assessing the economic feasibility of the proposed development is the correlation of the set of savings expected in the framework of particular business processes of the transport enterprise, with the initial and current costs for the development and production of these test stands.

Ключевые слова: общественный транспорт, автобусный парк, автотранспортное предприятие, бортовое оборудование, единая платформа, центральный бортовой компьютер, экономическая эффективность пассажирских перевозок, испытательный стенд

Keywords: public transport, bus park, vehicle, on-board equipment, single platform, central on-board computer, economic efficiency of passenger transportation, test stand

 

Описание проблемы

В ходе исследований, проведенных ранее [1], было установлено, что наиболее острыми проблемами современного бортового оборудования пассажирских перевозчиков в России являются следующие:

- отсутствие режима сертификации бортового оборудования;

- ограниченный доступ новых технологий, нового оборудования, новых производителей на рынок;

- ограниченное взаимодействие производителей бортового оборудования с производителями транспортных средств.

В результате этих ограничений у организаций, эксплуатирующих транспортные средства, возникает ряд технических проблем, связанных с дублированием отдельных элементов, соединений, сложности доступа к оборудованию. В конечном счете данная несогласованность приводит к росту издержек, связанных с эксплуатацией транспортных средств. К ним можно отнести: увеличенное время на ремонт, значительные временные затраты на настройку нового оборудования и обучение водительского состава, увеличение риска возникновения дорожно-транспортных происшествий. Сокращение этих и других затрат возможно посредством перехода к новому поколению бортового инфокоммуникационного оборудования с открытой архитектурой [1], которая использует единую систему стандартов, открытых интерфейсов и протоколов. Для достижения этой цели на сегодняшний день на государственном и региональном уровнях создается единая нормативная среда, определяющая требования к бортовому оборудованию транспортного средства [2]. Однако помимо создания благоприятной правовой среды необходимо также совершенствование технической инфраструктуры для сертификации нового бортового оборудования и обучения персонала компаний-перевозчиков. При планировании значительных инвестиционных затрат на создание такой инфраструктуры очевидным вопросом является обоснование экономической целесообразности ее создания. Решение о целесообразности разработки и производства испытательных стендов принимается на основе оценки ожидаемого экономического эффекта [9].

Для целей исследования приняты следующие основные понятия:

Испытательный стенд бортового оборудования – программно-аппаратный комплекс, предназначенный для подготовки водительского состава и обучения правилам эксплуатации бортового оборудования и проверки и тестирования образцов нового оборудования и новых версий программного обеспечения.

Бортовое оборудование – оборудование, устанавливаемое на пассажирское транспортное средство.

Оператор испытательного стенда – пользователь клиентским программным обеспечением, наделённый правами мониторинга состояния оборудования, без права внесения изменений.

Проведенный обзор зарубежных источников [4 – 8] показал, что транспортными компаниями используются два вида испытательных стендов. Первая разновидность представляет собой тренажер для подготовки и переподготовки водителей. Данный вид тренажеров позволяет полностью моделировать маршрут, дорожные ситуации, предполагает синхронизацию действий оператора и изменение видеоинформации на дисплее. Однако данный вид тренажера не предполагает замену используемого бортового оборудования, тестирование его совместимости с перспективным оборудованием.

Второй вид испытательных стендов нацелен на проверку и сертификацию бортового оборудования. Стенды данного типа также широко использующегося европейскими участниками рынка. Однако подобные стенды не предполагают возможность визуализации маршрута, обучения и переобучения водителя, одновременного ознакомления с маршрутом и образцами нового бортового оборудования.

Перечисленные особенности используемых иностранными автотранспортными предприятиями испытательных стендов позволяют поставить задачу создания универсального испытательного стенда, на котором было бы возможно осуществлять как подготовку водителей (обучение новым маршрутам и использованию бортового оборудования нового типа), так и сертификацию новых образцов бортового оборудования. Применение подобных стендов в современных российских реалиях позволит осуществить скорейших переход на бортовое оборудование нового поколения, предусмотренный в частности в проекте Методических рекомендациях по оснащению транспорта общего пользования бортовым оборудованием, применяемым в государственной информационной системе Санкт-Петербурга «Комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом в Санкт-Петербурге» (КИСУ ГППТ) [2].

 

Концепция универсального испытательного стенда бортового оборудования

Концепция развития интеллектуальных транспортных систем, разработанная в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 1032-р)., направлена на использование единых научно-методических, информационно-технологических и организационных основ создания и развития современных транспортных систем в Российской Федерации, обеспечивающих повышение эффективности транспортных процессов [3]. Ядром данной концепции является использование открытой архитектуры бортового оборудования пассажирских транспортных средств. Преимущества использования открытой архитектуры бортового оборудования заключаются в том, что в условиях перехода на нее:

• отсутствует необходимость разработки новых конкретных интерфейсов;

• расширяется список участников рынка;

• оптимизируется состав бортового оборудования, исчезает дублирование функций и оборудования;

• упрощается взаимодействие автобусного оборудования и инфраструктура, так как они имеют одну и ту же архитектуру;

• смена конкретного оборудования не требует смены всей системы бортового оборудования;

• уменьшаются технические проблемы при инсталляции и обслуживании новых приложений и ИТ-устройств на борту транспортного средства;

• затраты на эксплуатацию сокращаются за счет интеграции мультимодальных информационных систем;

• оптимизируются коммуникации между всеми транспортными средствами, автопарками, муниципальными органами

и другие преимущества.

Условия для успешной реализации перечисленных преимуществ могут быть созданы посредством имитации всего комплекса инфокоммуникационного оборудования в рамках универсального испытательного стенда, который позволит:

- обеспечить возможность обучения водительского состава и кондукторов эффективной эксплуатации нового бортового оборудования, установленного на транспортное средство;

-  приспособить оператора к навыкам действий в условиях различных рабочих и аварийных ситуаций;

- ознакомить оператора с выбранным маршрутом с одновременным интерактивным информированием об его особенностях;

- создать технические возможности для проверки и тестирования образцов нового бортового оборудования на базе единой платформы;

- обеспечить условия для тестирования новых версий программного обеспечения.

Все бортовое оборудование транспортного средства, имитируемое в рамках разрабатываемого испытательного стенда можно разделить на два типа:

1. Инфокоммуникационное бортовое оборудование — совокупность бортового оборудования пассажирского транспортного средства, обеспечивающего предоставление населению качественного безопасного транспортного обслуживания. Оно устанавливается перевозчиком или производителем транспортного средства по согласованию с перевозчиком. В его состав входят ядро в составе центрального бортового компьютера, шлюза и роутера, а также ряд модулей, выполняющих функции по обеспечению качества перевозок пассажиров: подсчет числа пассажиров, обеспечение расчетов, видеоинформирование, геопозиционирование и другие подсистемы.

2. Инструментальное оборудование транспортного средства — совокупность технического оборудования транспортного средства, используемого в процессе его эксплуатации и обеспечивающего соответствие его свойств и параметров нормативным документам. Оно устанавливается производителем транспортного средства. В состав инструментального оборудования транспортного средства входят устройства управления системами транспортного средства (двигателем, тормозами, трансмиссией и другие), различные датчики [12] скорости, числа оборотов вала, расхода горючего и другие), тахограф и т.д.

В процессе эксплуатации транспортного средства инфокоммуникационное бортовое оборудование должно обеспечивать мониторинг информации, предоставляемой инструментальным оборудованием транспортного средства. При этом инфокоммуникационное бортовое оборудование не должно вмешиваться в работу инструментального оборудования транспортного средства. Это обеспечивается применением специального оборудования, реализующего односторонний поток информации от инструментального оборудования транспортного средства к инфокоммуникационному.

Таким образом, в рамках разрабатываемого испытательного стенда должен быть в полной мере смоделирован комплекс инфокоммуникационного оборудования, а также имитирован информационный поток от инструментального оборудования.

Предварительный перечень оборудования испытательного стенда может включать в себя элементы, указанные в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 – Перечень инструментального оборудования (его имитации) в составе испытательного стенда

№п/п

Наименование элемента испытательного стенда

Единицы измерения

Кол-во

1.  

Несущая рама, сборная сварная

шт

1

2.  

Шкаф для размещения оборудования

шт

1

3.  

Макет кабины водителя (рулевое колесо, приборная панель …)

комплект

1

4.   

Управляющий компьютер

комплект

1

5.   

Рабочее место оператора испытательного стенда

комплект

1

6.   

Система визуализации маршрута (в т.ч. монитор, диаг. 42“, разр. Full HD)

комплект

1

7.   

Имитаторы рабочих, аварийных и чрезвычайных состояний подсистем транспортного средства

комплект

1

8.   

Имитаторы датчиков состояния транспортного средства

комплект

1

9.   

Коммутационный бокс

комплект

1

10.  

Блок питания

комплект

1

11.  

Комплект кабелей

комплект

1

 

Таблица 2 – Перечень инфокоммуникационного оборудования составе испытательного стенда

№п/п

Наименование элемента испытательного стенда

Единицы измерения

Кол-во

1.

Система информирования пассажиров: автоинформатор, управляющий электронными маршрутными указателями, салонным табло (бегущая строка), подключенный к динамикам в пассажирском салоне, в т.ч.:

комплект

1

1.2

Автоинформатор;

шт

1

1.3

Салонное табло (бегущая строка);

шт

1

1.4

Динамик (для размещения в пассажирском салоне)

шт

1

1.5

Электронный маршрутный указатель

шт

1

2.

Бортовое оборудование системы электронного контроля оплаты проезда

комплект

1

2.1

Внешняя антенна беспроводного стандарта IЕЕЕ 802.11g

шт

1

2.2

Модем

шт

1

2.3

Консоль водителя

шт

1

2.4

Информационное устройство регистрации

шт

1

2.5

Информационное устройство регистрации с кардридером

шт

1

3.

Курсовая камера в кабине водителя типа МВК-0933ц 1/3” без инфракрасной подсветки, подключенная к видеорегистратору

шт

1

4.

Видеокамера в салон автобуса с ИК подсветкой типа МВК-0933ц ИС 1/3”, подключённые к видеорегистратору

шт

1

5.

Микрофон типа МКУ-1, подключенный к видеорегистратору

шт

1

6.

Видеокамера заднего вида с ИК подсветкой типа 1/3”, подключённая к видеорегистратору

шт

1

7.

Тревожная кнопка, совместимая с видеорегистратором

шт

1

8.

Видеорегистратор

комплект

1

9.

Внешняя антенна. Влагозащищённая выносная антивандальная совмещённая антенна ГЛОНАСС/GPS/GSM/IEEE 802.11

комплект

1

10.

Модем 4G/LTE, совместимый с видеорегистратором и подключенный к нему

комплект

1

11.

ГЛОНАСС/GPS-модуль

комплект

1

12.

Устройство громкой связи (динамик) для обеспечения голосовой связи «водитель-диспетчер»

комплект

1

13.

Кнопка связи с диспетчером, подключенная к ГЛОНАСС/GPS-модулю

комплект

1

14.

Монитор видеонаблюдения, подключенный к видеорегистратору

комплект

1

15.

Тахограф

шт

1

Разработка и внедрение в процесс сертификации и обучения испытательных стендов бортового оборудования позволит ускорить процесс перехода на новое поколение бортового инфокоммуникационного оборудования, адаптацию персонала к новым условиям работы. Фактически речь идет о цифровизации городского транспорта в рамках текущей тенденции к цифровизации экономики [10, 11]. При этом будет обеспечены:

•  возможность непрерывного мониторинга водителем состояния транспортного средства [13];

•  возможность дистанционного управления бортовым оборудованием;

•  переход на единое время и единое геопозиционирование для всех бортовых систем транспортного средства;

•  переход на единое время для всех транспортных средств парка;

•  своевременное выявление неисправностей (контроль работоспособности оборудования);

•  переход на новые высокоэффективные технологии технического обслуживания, создание новых высокотехнологичных рабочих мест.

 

Методические подходы к оценке экономической целесообразности разработки и производства испытательных стендов

Перечисленные ожидания носят долгосрочный характер. В то время как конкретная польза от испытательных стендов может быть выражена совокупностью экономий, источниками которых являются следующие факторы:

• выход на маршрут предварительно подготовленных водителей к работе на данном маршруте и бортовым оборудованием конкретного транспортного средства;

• подготовка водителей к действиям в условиях различных рабочих и аварийных ситуаций;

• приобретение водителями навыков работы со всем спектром бортового оборудования (действующего и перспективного);

• создание системы регулярной и разовой сертификации водительского состава;

• возможность тестирования образцов нового оборудования;

• возможность тестирования новых версий программного обеспечения.

Экономический эффект от достижения ожидаемых результатов можно систематизировать в виде нескольких конечных экономических эффектов, выражающихся в экономии переменных затрат, связанных с перевозками. При этом целесообразно рассчитывать экономии в средне- и долгосрочной перспективе.

Можно выделить два типа экономических эффектов от использования тренажеров.

К первому типу экономии относится прямой численно измеримый эффект, выражающийся в экономиях, обозначенных Э1 и Э2. (формулы (1) и (2) соответственно.

1. Экономия расходов на топливо за счет маршрутной стажировки на тренажере:

Э1 = ,(1)

где Δt  –  сокращение продолжительности маршрутной стажировки за счет использования тренажеров, ч.;

n – норма расхода топлива на 100 км., л.;

 – эксплуатационная скорость, км/ч;

k – количество маршрутных стажировок (за рассматриваемый временной интервал), шт.;

p – цена 1 литра топлива, руб.

2. Экономия на оплате труда за счет маршрутной стажировки на тренажере, которая выражается в снижении убытков за счет непроизводительной выплаты заработной платы:

Э2 = ,(2)

где Δt  – уменьшение количества часов маршрутной стажировки за счет использования тренажеров, ч;

l – расценка за один час рабочего времени водителя, руб.

Ко второму типу экономии относятся косвенные численно измеримые эффекты, выражающиеся в экономиях Э3, Э4 и Э5. (формулы (3), (4) и (5) соответственно.

3. Экономия за счет минимизации убытков, связанных с ошибками персонала из-за его недостаточной подготовки (повышение транспортной безопасности):

Э3 = , (3)

где ДТП – среднее число ДТП на рейсах в год, шт.;

l – средняя оценка убытков по ликвидации последствий одного ДТП, руб. (транспортировка ТС на ремонт, предоставление резервного ТС, стоимость транспортных услуг, не оказанных пассажирам, ремонт ТС, компенсационные выплаты и пр.);

ΔP  – снижение вероятности ДТП по причине недостаточной подготовки водителей, %.

4. Экономия за счет сокращения сроков ввода в эксплуатацию нового оборудования:

Э4 = ,     (4)

где  q  cреднее число единиц бортового оборудования которые подлежат замене ежегодно, шт.

Δt  – уменьшение среднего времени, необходимое для настройки единицы бортового оборудования (за счет использования тренажера), час

ЗП – стоимость часа персонала, обслуживающего бортового оборудование на ТС, руб.

5. Экономия в результате минимизации ошибок в работе оборудования на линии за счет его предварительного тестирования и снижения человеческого фактора:

Э5 = ,     (5)

где  Q cреднее число рейсов транспортного предприятия в год, шт.;

С – средняя оценка часа простоя ТС, руб. (транспортировка ТС на ремонт, предоставление резервного ТС, стоимость транспортных услуг, не оказанных пассажирам);

ΔP – снижение вероятности простоя по причине ошибок в работе оборудования в результате тестирования и повышенной готовности водителя, %.

Основой оценки целесообразности инвестиций в разработку и создание стендов является сопоставление первоначальных и текущих затрат, связанных с созданием и эксплуатацией стендов с перечисленными выше частными экономическими эффектами. В случае, если период рассмотрения целесообразности инвестиций более года, то следует применять представленную методику, дополненную расчетом чистого дисконтированного дохода.

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что для скорейшего решения задачи перехода к единой платформе бортового оборудования транспортных средств необходимо создание испытательных стендов, выполняющих две основные функции:

1). Обеспечение возможности тестирования и сертификация бортового оборудования. В условиях открытой архитектуры бортового оборудования все производители будут обладают информацией о требованиях, предъявляемых к бортовому оборудованию в РФ, включая протоколы связи и аппаратные интерфейсы.  Для вывода на рынок нового оборудования достаточно наличия сертификата соответствия этим требованиям. Функция сертификации может быть возложена на уполномоченною организацию (создаваемую участниками рынка, например, в рамках саморегулирования).

2). Обеспечение возможности для обучения и переобучения водителей пассажирских транспортных средств и кондукторов навыкам использования новым бортовым оборудованием.

В данном контексте результатом применения испытательных стендов станет:

– приобретение водителями навыков работы со всем спектром бортового оборудования (действующего и перспективного);

- создание системы непрерывной (регулярной) и разовой сертификации водительского состава с выдачей соответствующих свидетельств;

Покупателями испытательных стендов для обучения и переобучения водителей пассажирских транспортных средств могут стать как автотранспортные предприятия, так и специализированные учебные центры.

Методической основой оценки экономической целесообразности разработки и производства испытательных стендов является выявление частных (прямых и косвенных) экономических эффектов (совокупности экономий на реализации отдельных бизнес-процессов автотранспортного предприятия) с первоначальными и текущими затратами на разработку и производство стендов.

 

Список использованных источников

 

1. Ишков В.А., Денисов В.М., Радилов А.В., Титов А.Б. Обеспечение роста экономической эффективности пассажирских перевозок при переходе к новому поколению бортового оборудования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 1 (119). URL: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=5365 (дата обращения 25.01.2019).

2. Методические рекомендации по оснащению транспорта общего пользования бортовым оборудованием, применяемым в государственной информационной системе Санкт-Петербурга «Комплексная информационная система управления городским и пригородным пассажирским транспортом в Санкт-Петербурге» (КИСУ ГППТ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2018/06/20/KISU_MetRek.pdf, свободный. Яз. рус. (дата обращения 24.01.2019).

3. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 12.05.2018) «О Транспортной стратегии Российской Федерации»

4.EN13149 Public transport - Road vehicle scheduling and control systems.

5.ETSI EN 302 665 V1.1.1 (2010-09) European (Telecommunications series): "Intelligent Transport Systems (ITS); Communications Architecture

6.Teknisk specification SIS-CEN/TS 13149-6:2006 Public transport – Road vehicle scheduling and control systems – Part 6: CAN message content

7.SVENSK SS-EN 13149-4:2004 Public transport – Road vehicle scheduling and control systems – Part 4: General application rules for CANopen transmission buses

8.SVENSK SS-EN 13149-5:2004 Public transport – Road vehicle scheduling and control systems – Part 5: CANopen cabling specifications.

9.Богатырева С. В., Титов А. Б., Куприянова М. Ю. Экономическая эффективность как основа формирования управленческих решений // Экономика и менеджмент систем управления. 2016. Т. 20. № 2.1. С. 116–122.

10. Устюжанина Е. В., Сигарев А. В., Шеин Р. А. Цифровая экономика как новая парадигма экономического развития // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – Т. 16. – № 12. – С. 2238-2253. 

11.Котляров И. Д. Формы ведения предпринимательской деятельности в виртуальном пространстве: попытка классификации // Экономическая наука современной России. – 2011. - № 2. – С. 89-100.

12. Титова М.Н. Разработка подхода к принятию решения о создании многофункциональных датчиков с открытой архитектурой / Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 5 (99). С. 20.

13. Титова М.Н. Экономическая целесообразность создания и использования многофункциональных датчиков в системах мониторинга / Международный технико-экономический журнал. 2017. № 2. С. 67-71. 

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516