Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Оценка налогового потенциала региона Республики Дагестан

Финансы и кредит | (118) УЭкС, 12/2018 Прочитано: 1931 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Нухдуев Радик Орусханович, Сулейманова Аминат Мусаевна
  • Дата публикации:
    22.12.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    филиал ДГУ в г. Избербаше

Оценка налогового потенциала региона Республики Дагестан

Assessment of the tax potential of the Republic of Dagestan

 

Нухдуев Радик Орусханович

Nuhduev Radik Oruskhanovich

К.и.н., ст. преподаватель кафедры 

экономико-правовых и общеобразовательных дисциплин

 филиал ДГУ в г. Избербаше

nuhduev@yandex.ru


Сулейманова Аминат Мусаевна

Suleymanova Aminat Musaevna

К.э.н., доцент кафедры 

экономико-правовых и общеобразовательных дисциплин

 филиал ДГУ в г. Избербаше

 Amina67-67@mail.ru

Аннотация: В статье проведена оценка налогового потенциала Республики Дагестан. Проведен сравнительный анализ с показателями Ставропольского края. 

Abstract: The article assesses the tax potential of the Republic of Dagestan. A comparative analysis with the indicators of the Stavropol Territory. 

Ключевые слова: налоговые доходы, региональный бюджет, налоговый потенциал, валовой региональный продукт.

Keywords: tax revenues, regional budget, tax potential, gross regional product.

 

Несмотря на наметившиеся в последние годы позитивные тенденции, в Дагестане существует ряд проблем социально-экономического плана, которые становятся препятствующими факторами эффективной экономической политики в республике. По таким важным макроэкономическим показателям, как объем внутреннего регионального продукта и объем промышленного производства на душу населения Дагестан занимает место в последней десятке среди субъектов Российской Федерации. Собственные доходы консолидированного бюджета в 2017 г. составляли всего 28,1%.(1)

Удельный вес налогов консолидированного бюджета Республики Дагестан (по отчету за 2016 год) в объеме ВРП составляет 5,1 %, что в 6,3 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации (32,3 %) и в 2,2 раза ниже, чем по Ставропольскому краю (11,2 %), при этом объем ВРП по Республике Дагестан меньше объема ВРП по Ставропольскому краю всего 5,4 процента.

Удельный вес налогов в структуре ВРП по Республике Дагестан ниже, чем по Ставропольскому краю (СК), при этом объемы отдельных макроэкономических показателей, формирующих ВРП, выше, чем в Ставропольском крае, в том числе по: 

- объему выполненных строительных работ – в 2,6 раза (РД – 133 440,0 млн рублей; СК – 51 928,6 млн рублей);

 - обороту розничной торговли – в 1,5 раза (РД – 671 214,4 млн рублей; СК – 445 009,3 млн рублей);

 - обороту общественного питания – в 2,4 раза (РД – 79 416,0 млн рублей; СК – 32 636,1 млн рублей). (1)

По Прогнозу на 2018 год удельный вес налогов консолидированного бюджета Республики Дагестан в объеме ВРП составит 4,5 %, что в 2,2 раза ниже, чем по Ставропольскому краю (9,9 %), при этом объемы ВРП по Республике Дагестан и Ставропольскому краю практически одинаковы (РД – 716,3 млрд. рублей; СК – 723,0 млрд. рублей)

При этом объем налогов в ВРП по законопроекту на 2018 год планируется в размере 4,5 %, что на уровне оценки 2017 года или со снижением к отчету за 2016 год на 2 процентных пункта (ВРП за 2016 год – 611,1 млрд. рублей, налоги консолидированного бюджета – 33,5 млрд. рублей).

 

su1

Рис. 1.Объемы ВРП и налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Дагестан, Ставропольского края и РФ за 2016 год, млрд. руб.

По показателю объема промышленной продукции на душу населения Республика Дагестан отстает от уровня Ставропольского края в 5,4 раза (РД – 22,1 тыс. рублей, СК – 120,0 тыс. рублей).

По объему производства продукции сельского хозяйства Республика Дагестан отстает от Ставропольского края в 1,7 раза (по отчету за 2016 год – в 1,9 раза). При этом поступление налогов во все уровни бюджетов по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» (по отчету за 2016 год – 109 754,0 тыс. рублей) в 42 раза ниже, чем в Ставропольском крае (4 636 585,0 тыс. рублей).

Несмотря на то, что в последние годы в республике реализуется ряд мероприятий (приоритетных проектов, инвестиционных проектов) в сфере сельскохозяйственного производства, на поддержку которых выделяются значительные финансовые ресурсы, в том числе кредитные, не наблюдается соответствующий рост финансовых (налоговых) и макроэкономических показателей.

По величине оборота розничной торговли и в среднем на душу населения, а также по численности населения Республика Дагестан находится на первом месте среди субъектов СКФО. При этом опережающий рост вышеуказанных показателей соответствующим образом не отражается на поступлении налоговых доходов.

Собственные доходы региона на 99 % состоят из налоговых отчислений. За 2017 г. налоговые доходы по Республике Дагестан составили 33 015 млн руб., из них в федеральный бюджет поступило 8 062 млн., в консолидированный бюджет РД 24 926 млн. руб., что на  1 млрд руб. больше чем в 2016г.

Особую роль исполнения бюджета по доходам отводится соответствию фактических сборов устанавливаемым плановым заданиям. Сравнивая фактические и плановые показатели собираемости налогов можно сказать, что за последние 7 лет перевыполнение плана по сбору налогов на территории Республики Дагестан наблюдалось в 2013г. и в 2017г.

Представители налоговых органов ссылаются на завышенные планы по сбору налогов, аргументируя тем, что планы, установленные по собираемости налогов в федеральный бюджет ежегодно перевыполняются.

В основном значительную часть собственных доходов регионального бюджета формируют федеральные налоги и один региональный налог. В суммарном виде эти налоги составляют 85 % налоговых доходов региона. Рассмотрим более детально данные налоги.

При расчете доли налога в доходах бюджета Республики Дагестан наибольший удельный вес приходится на налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Он составляет 50% и относится к основному виду прямых налогов и обеспечивает половину суммы в собственных доходах бюджета региона.

Сравнивая показатели поступлений НДФЛ с 2010г., необходимо отметить, что его объем увеличился с 6 млрд. руб. до 12 млрд. руб. Несмотря на то, что за период с 2010 по 2016гг. численность занятого населения не подвергалась особым изменениям, поступления по налогу на доходы физических лиц возросло более чем на 50%, что связано с увеличением в два раза средней заработной платы за аналогичный период. Суммы собираемых налогов по НДФЛ на 72 % состоят из отчислений работников государственного сектора (8847,2), оставшиеся 28% (3379,7) млн. руб. приходятся на коммерческие организации.

В структуре поступлений НДФЛ от коммерческих организаций по отраслям экономики наибольший удельный вес поступлений приходится на оптово розничную торговлю -17%, транспорт и связь - 17%, обрабатывающие производства  -16%, обеспечение электрической энергией и газом  - 15%.

По данным Росстата численность рабочей силы составляет 1млн.334 тысяч человек из которых в экономике заняты 1млн.066 тыс. человек. Количество физических лиц, получивших доход согласно данным налоговой службы, составляет 522 тыс. человек. Разница этих показателей составляет 544 тысячи физических лиц. 

Прогнозируемый объем фонда заработной платы в Республике Дагестан в 2,4 раза ниже, чем в Ставропольском крае (221 540,7 млн рублей), а уровень среднемесячной заработной платы (22 547,0 рублей) – в 1,2 раза (по Ставропольскому краю – 28 014,8 рублей), при общей численности занятых в экономике – в 1,1 раза (РД – 1 203,5 тыс. человек, СК – 1 360,2 тыс. человек). При этом по уровню среднедушевых денежных доходов Республика Дагестан опережает Ставропольский край в 1,3 раза (РД – 32,8 тыс. рублей, СК – 25,1 тыс. рублей).

Приведенный анализ показывает, что сведения, представляемые хозяйствующими субъектами в органы статистики, содержат неполную информацию о фонде заработной платы. Вместе с тем, указанное свидетельствует о том, что большая часть фонда оплаты труда все еще остается в «тени». При этом одними из основных мероприятий, реализуемых в республике приоритетных проектов развития Республики Дагестан («Обеление» экономики», «Создание «точек роста», «Новая индустриализация», «Эффективный агропромышленный комплекс»), являются легализация «теневой зарплаты», проведение мониторинга заработной платы для предотвращения «серых» схем оплаты труда, обеспечение динамичного роста экономики и увеличение занятости населения.(2)

Второе место в доходах бюджета занимает налог на прибыль организаций. Его доля составляет 17% от общей суммы налоговых доходов региона. Поступления от данного вида налога в значительной мере формируют собственные доходы региона, так как 75 % отчислений от налога идут в бюджет субъекта. 

На начало 2017 года количество зарегистрированных юридических лиц составило 4681, из которых осуществили налоговые отчисления по налогу на прибыль - 2138.

Отчисления по налогу на прибыль условно можно разделить на две категории организаций. Первая включает в себя «консолидированную группу налогоплательщиков», т.е. крупные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РД. Вторая включает в себя все остальные юридические лица, в том числе и обособленные подразделения.

Динамика поступлений от налога на прибыль в региональный бюджет неравномерная. Если в 2015 г. поступления составляли 2,7 млрд, руб., то в 2017 г., 4,2 млрд. руб. Данный прогресс мы можем  связывать с выявлением предприятий завышающих свои расходы с целью уменьшения налога на прибыль, а также проектом «Обеление экономики».

В общей доле суммарного налогового дохода в бюджете региона налог на имущество организаций составляет 12 %. Проблема сбора налога на имущество наблюдается в сфере капитального строительства. В силу отсутствия инвентаризационной стоимости объекта не осуществляют уплату данного налога свыше 150 тыс. объектов недвижимости. Также присутствуют проблемы в выгрузке данных по объектам недвижимости между Росреестром и УФНС по РД. В 2016 г. в данном направлении была проведена работа, которая в свою очередь позволила внести в систему сведения о более чем 143 тыс. объектах недвижимости.(3)

Значимую роль в пополнении регионального бюджета играют  акцизы на алкогольную продукцию, который занимают 6 % в общей структуре налоговых доходов бюджета.

Из 2932 млн. руб. поступивших по акцизам в 2017 г. в федеральный бюджет поступило 1272 млн. руб. в республиканский бюджет 1659 млн. руб. В Республике Дагестан поступление налоговых доходов по акцизам на 98% складывается из производства алкогольной продукции, а именно 15 предприятий производящих алкогольную продукцию на территории региона.

Четыре основных налога формируют собственную доходную часть регионального бюджета. Доля региональных и местных налогов в общей структуре бюджета варьируется от 0,1 до 3%. В данную категорию попадают: земельный налог - 4 %, транспортный налог - 2 %, налог на имущество физ. лиц - 0,6%

Существенное увеличения поступлений в бюджет среди региональных налогов с 2015 по 2017 годы наблюдается по транспортному налогу. Так поступления от транспортного налога по сравнению с 2015 г. возросли более чем на 300 млн. руб.

Основной проблемой собираемости транспортного налога выступает несовершенство формирования баз данных по данному виду налога и отсутствие системы реального взаимодействия ГИБДД МВД по РД с УФНС РФ по РД. База данных транспортных средств подлежит детальной проверке и сортировке. Вследствие совместной работы указанных структур был достигнут положительный результат, что привело к увеличению поступлений по транспортному налогу более чем на 50% по сравнению с 2015 г.(4)

Отраслевая структура поступления налогов выглядит следующим образом.

Большую часть налоговых поступлений обеспечивают предприятия обрабатывающих отраслей промышленности - 45%. Оптовая и розничная торговля обеспечивает поступление налогов на 13%. Несмотря на то, что в регионе наблюдается строительный бум, налоговые поступления в данной сфере  составляют всего 11%. Остальные отрасли можно охарактеризовать незначительным вкладом в сфере поступления налоговых платежей в региональный бюджет. Такие отрасли как: транспорт  -10%, добыча полезных ископаемых  - 6%, сельское хозяйство  - 1%.

Помимо налоговых, собственные доходы регионального бюджета пополняют и неналоговые доходы, которым отводится 1 % в общей доле собственных доходов. В 2016 году неналоговые поступления составили 840,9 млн.руб., что на 2,3% больше чем в 2015 года.

Поступления налога на прибыль организаций на 2018 год прогнозируются в сумме 3 850 001,0 тыс. рублей, что на 539 867,4 тыс. рублей, или 16,3 % больше назначений на 2017 год (3 310 133,3 тыс. рублей).

При проведении расчетов использованы: 

- индексы дефляторов (согласно Прогнозу СЭР РД на 2018 год – 104,5 %, 2019 год – 104,4 %, 2020 год – 104,1 %); 

- расчетный уровень собираемости – 85,3 % (по сведениям Управления ФНС России по Республике Дагестан); 

- объем выпадающих доходов (объем предоставленных льгот по Отчету Управления ФНС России по Республике Дагестан № 5-ПМ) – 1 777,0 тыс. рублей;

 - предполагаемые возвраты по налогу на прибыль организаций в 2018 году – 300 000,0 тыс. рублей (по информации УФНС России по РД); 

- погашение 20 % недоимки (по Отчету Управления ФНС России по Республике Дагестан № 4-НМ, на 1 августа 2017 года недоимка в республиканский бюджет Республики Дагестан составляла 229 653,0 тыс. рублей) – 45 930 тыс. рублей. 

Исходя из указанных показателей прогноз поступления налога на прибыль организаций на 2018 год составил 3 891 087,1 тыс. рублей. 

РАСЧЕТ: 27 366 099 (налоговая база) *104,5 % (индекс потребительских цен на 2018г)*17 % (ставка налога) *85,3 % (уровень собираемости)– 1 777,0 (объем налоговых льгот)– 300 000,0 (предполагаемые возвраты)+ 45 930,0 (погашение 20% недоимки) = 3 891 087,1 тыс. рублей. (1)

По нашему мнению основным резервом пополнения республиканского бюджета Республики Дагестан должно стать принятие действенных мер по погашению недоимки, предотвращению использования налогоплательщиками незаконных механизмов минимизации налоговой базы. Финансовые результаты деятельности крупных и средних предприятий республики должны находиться на особом контроле не только у налоговой службы, но и у отраслевых органов исполнительной власти республики

Поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на 2018 год прогнозируются в сумме 9 093 366,3 тыс. рублей, что на 122 493,6 тыс. рублей, или 1,4 % больше утвержденных назначений на 2017 год (8 970 872,7 тыс. рублей).

Прогнозирование поступления НДФЛ произведено на основе налогового потенциала, определенного Межведомственной комиссией по определению налогового потенциала муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, рассчитанного для муниципальных образований Республики Дагестан (3 897 157,0 тыс. рублей – по нормативу 30 %)

Доходы от поступления акцизов на алкогольную продукцию на 2018 год определены в сумме 1 371 894,0 тыс. рублей, что на 323 402,0 тыс. рублей, или 19,1 % меньше утвержденных назначений на 2017 год (1 695 296,0 тыс. рублей). Расчет  основан на ожидаемых объемах производства по видам алкогольной продукции на 2018 год, а также ставках акциза и нормативах распределения по уровням бюджетной системы. 

При этом не были приведены в проекте бюджета РД сведения о поступлении акцизов за 2017 год. Не приложена информация о производственных мощностях и фактической загруженности предприятий производителей алкогольной продукции.

По расчетам Счетной палаты, произведенным на основе показателей Прогноза СЭР РД на 2018-2020 годы и сведений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, поступления акцизов (в разрезе видов алкогольной продукции) могут составить: (1)

1. Акцизы от производства вина виноградного – 58 120,0 тыс. рублей. Прогноз производства вина виноградного на 2018 год составляет 315,5 тыс. дал, в том числе 

вина натуральные (сухие) – 256,5 тыс. дал (ставка акциза – 18 рублей), 

вино сухое (по предприятиям, имеющим лицензии с защищённым географическим указанием) – 69,0 тыс. дал (ставка акциза – 5 рублей)

 и вина крепленые – 10,0 тыс. дал (ставка акциза – 85 рублей).

 С учетом утвержденных ставок акцизов расчет поступления акцизов от вина приведен ниже. 

Расчет: 2 565 000*18/1000+690 000*5/1000+100 000*85/1000=58 120,0 тыс. рублей 

2. Акцизы от производства шампанского – 304 000,0 тыс. рублей. Прогноз производства шампанского на 2018 год составляет 1 700 тыс. дал, в том числе 

шампанское (по предприятиям, имеющим лицензии с защищенным географическим указанием) – 1 400 тыс. дал (ставка акциза – 14 рублей), 

шампанское обычное – 300,0 тыс. дал (ставка акциза – 36 рублей). Расчет: 14 000 000*14/1000+3 000 000*36/1000=304 000,0 тыс. рублей. 

3. Акцизы от производства коньяка – 958 638,1 тыс. рублей. Согласно Прогнозу СЭР РД на 2015-2017 годы объем производства коньяка на 2018 год составит 1 145,6 тыс. дал, ставка акциза – 209,2 рубля.

 Расчет: 11 456 000*209,2/1000=2 396 595,2 тыс. рублей, в том числе в республиканский бюджет Республики Дагестан (40%) – 958 368,1 тыс. рублей.

 4. Акцизы от производства водки – 36 542,0 тыс. рублей. Согласно Прогнозу СЭР РД на 2018-2020 годы объем производства водки на 2018 год составит 54 тыс. дал (ставка акциза – 166,4 рублей).

 Расчет: 540 000*166,4/1000 = 91 250,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Дагестан (40 %) – 36 608,0 тыс. рублей.

 5. Акцизы от производства пива – 44 940,0 тыс. рублей. Согласно Прогнозу СЭР на 2018-2020 годы производство пива на 2018 год составит 214,0 тыс. дал (ставка акциза 21 рубль).

 Расчет: 2 140 000*21/1000 =44 940,0 тыс. рублей.

Поступления налога на имущество организаций на 2018 год законопроектом прогнозируются в сумме 3 241 189,0 тыс. рублей, что на 118 938,0 тыс. рублей, или 3,5 % меньше утвержденного показателя на 2017 год (3 360 127,0 тыс. рублей). 

По данным Управления ФНС России по Республике Дагестан (отчет № 1-НМ) за 9 месяцев 2017 года начислено налога в сумме 2 462 440,0 тыс. рублей, при этом фактически поступило 2 299 453,0 тыс. рублей или 93,4 % от начисленной суммы. При расчете поступления налога на имущество организаций на 2018 год с учетом требований Методики прогнозирования поступлений администрируемых доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан  учтены следующие показатели:

 - налогооблагаемая база (среднегодовая стоимость имущества по Отчету Управления ФНС России по РД № 5-НИО) за 2016 год – 163 687 702,0 тыс. рублей; (6)

- усредненная ставка налога – 2 %; 

- расчетный уровень собираемости – 99 %

 - корректирующая сумма (20 % погашение задолженности) – 47 451,4 тыс. рублей. 

Расчет: 163 687 702,0*2%*99%+47 481,4 = 3 288 497,9 тыс. рублей.

Поступления транспортного налога на 2018 год прогнозируются в сумме 632 392,0 тыс. рублей, что на 132 323,0 тыс. рублей, или 26,4 % больше утвержденных назначений на 2017 год (500 369,0 тыс. рублей).

Однако необходимо отметить наличие соответствующих резервов по данному виду налога. Так, согласно Отчету № 4-НМ задолженность по транспортному налогу по состоянию на 1 октября 2017 года составляла  1 859 753,0 тыс. рублей, из них за физическими лицами – 1 850 714,0 тыс. рублей (или 99,5 %).(6)

Поступления налога на добычу полезных ископаемых на 2018 год прогнозировались в сумме 20 698,0,0 тыс. рублей, что на 3 413,0 тыс. рублей, или 19,7 % больше утвержденных назначений на 2017 год (17 285,0 тыс. рублей).

Прогноз поступления налога на добычу полезных ископаемых рассчитан на основе оценки поступления на 2018 год и с учетом темпа роста поступления данного вида налога, учтенного в Прогнозе СЭР РД на 2018-2020 годы (119,1 %). Расчет: 19 583,8*119,1% = 23 324,3 тыс. рублей. 

Одним из резервов поступления налога на добычу полезных ископаемых является постановка на учет всех недропользователей, осуществляющих деятельность без соответствующей регистрации и принятие к сведению данных (показатели) маркшейдерских замеров при сдаче декларации налогоплательщиками.

Подводя итог оценке налогового потенциала можно отметить, что налоговые доходы занимают наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Дагестан на 2018 год. Формируются они в основном за счет отчислений от федеральных налогов (налог на доходы физических лиц, акцизы по подакцизным товарам, налог на прибыль организаций).

Удельный вес налогов в структуре валового регионального продукта (ВРП) является самым низким среди субъектов Российской Федерации (5,1 % против 9,4 % в среднем по субъектам СКФО).

Их планирование основывается на прогнозе поступлений в 2018 году, частично учитывает фактические поступления за 9 месяцев 2017 года, при этом, не в полной мере учтены показатели, отраженные в Прогнозе СЭР РД на 2018-2020 годы.

При прогнозировании поступления налога на прибыль организаций на 2018 год не учтена налогооблагаемая база предприятий, входящих в консолидированную группу. 

Прогнозирование акцизов на алкогольную продукцию на 2018 год произведено на основе ожидаемых объемов производства по видам алкогольной продукции на 2018 год, при этом не приведены сведения о поступлении акцизов за истекший период текущего года и об ожидаемой оценке за 2017 год.

При улучшении администрирования налоговых платежей, безусловном исполнении администраторами доходов плановых назначений, оптимизации налоговых льгот, принятии более действенных мер по сокращению имеющейся задолженности по налогам и сборам, бюджетные назначений по налоговым доходам возможно повышение налогового потенциала и исполнение плана по налоговым доходам бюджета РД на 2018 год.

Библиографический список

  1. Заключение Счетной палаты РД на проект бюджет РД на 2018 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа  http://www.spdag.ru/ - (дата обращения 01.12.2018)
  2. Исаева Ш.М. Налоговый потенциал как фактор экономического роста региона Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3. Общественные науки. 2016. Том. 31. Вып. 3. 
  3. Исаева Ш.М. Анализ налогового потенциала на примере Республики Дагестан. Актуальные вопросы стимулирования развития и модернизации экономики региона. Махачкала, ГАОУ ВПО "ДГИНХ," 10–11 декабря, 2014.  Махачкала, 2015.  С. 112–114.
  4. Мусаева Х.М. Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе: проблемы разных уровней.  Махачкала, 19–20 мая 2015.  С. 240.  5
  5. Мусаева Х.М., Исаева Ш.М. Проблемы мобилизации налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан: Анализ и оценка //Экономика и предпринимательство. 2015. Т. 9, № 42–3.  С. 401–404.
  6. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm  
  7. http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/region/reg-pok17.pdf

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018
(118) УЭкС, 12/2018
(119) УЭкС, 1/2019
(120) УЭкС, 2/2019
(03) УЭкС, 3/2019
(04) УЭкС, 4/2019
(05) УЭкС, 5/2019
(06) УЭкС, 6/2019
(07) УЭкС, 7/2019
(08) УЭкС, 8/2019
(09) УЭкС, 9/2019
(10) УЭкС, 10/2019
(11) УЭкС, 11/2019
(12) УЭкС, 12/2019

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516