Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Определение тенденций развития сферы жилищно-коммунального хозяйства в цифровой экономике

Отраслевая экономика | (118) УЭкС, 12/2018 Прочитано: 102 раз
(1 Голосование)
  • Автор (авторы):
    Харисова Г.М.,, Гайнуллина Р.Р.,, Харисова Р.Р.
  • Дата публикации:
    05.12.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Определение тенденций развития сферы жилищно-коммунального хозяйства в цифровой экономике

Determination of trends in the development of housing and communal services in the digital economy

 

Харисова Г.М.,

Кharisova G.M.,

Гайнуллина Р.Р.,

GainullinaR.R.,

Харисова Р.Р.

КharisovaR.R.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия

АННОТАЦИЯ:

Необходимость преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве, использование факторов преодоления кризисов, а также обеспечения условий повышения эффективности этой отрасли экономики привлекает внимание органов государственной власти и бизнес сообщества.

Развитие процессов цифровизации способствует эффективному функционированию и взаимодействию субъектов хозяйствования с органами государственной власти и бизнес сообществом. В данной работе рассматривается уровни формирования цифровой экономики в области тарифного регулирования жилищно-коммунального комплекса; представлена значимость единой информационно-аналитической системы (ЕИАС) для централизованного сбора, хранения и использования данных участниками профессионального сообщества в области тарифного регулирования жилищно - коммунального хозяйства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА : цифровая экономика, тарифное регулирование, жилищно-коммунальное хозяйство, интегрированная система

ABSTRACT:

The need for reforms in the housing and utilities sector, the use of factors to overcome crises, as well as ensuring conditions for increasing the efficiency of this sector of the economy attracts the attention of government authorities and the business community. The development of digitalization processes contributes to the effective functioning and interaction of business entities with government authorities and the business community. This paper examines the levels of formation of the digital economy in the field of tariff regulation of the housing and utilities complex; The importance of a unified information-analytical system (EIAS) for the centralized collection, storage and use of data by members of the professional community in the field of tariff regulation of housing and communal services is presented.

 KEYWORDS: digital economy, tariff regulation, housing and communal services, integrated system

Введение

Сегодня очевидно, что жилищно-коммунальное хозяйство все в большей степени ориентируется на использование современного оборудования, внедрение новых технологий. Привлечение инвестиций в реконструкцию и модернизацию коммунальной инфраструктуры процесс трудоемкий, но вполне планомерный, уже сегодня можно наблюдать позитивные сдвиги. Признание значимости цифровой экономики и ее роли в формировании интересов и отношений экономических агентов в тарифном регулировании жилищно-коммунального комплекса обусловливают необходимость формирования методологической платформы исследования, направлений развития процессов цифровизации в современных экономических условиях.

Цифровая экономика представляет собой систему экономических отношений, в которой введение данных в цифровой электронной форме являются ключевым моментом производства во всех ее сферах. Переход к цифровой экономике - шаг к улучшению экономического состояния государства.[4] (Sagynbekova , 2018). Цифровую экономику нередко именуют электронной, сетевой, вэб- или интернет-экономикой, в которой финансово-хозяйственная деятельность осуществляется с помощью электронных или цифровых технологий. При этом акцент делается не на использовании программного обеспечения, а на товарах, услугах и сервисах, реализуемых посредством электронного бизнеса, электронной коммерции.

Целью данного исследования является определение понятия цифровая экономика, обоснование ее значимости для социально – экономического развития российского государства, а также интеграция и направления развития единой информационно-аналитической системы прогнозирования и анализа тарифов организаций топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в Республике Татарстан (ЕИАС) в рамках цифровой экономики.

Цифровизация экономики выступает в качестве драйвера интеграционных процессов и источника широкого спектра синергетических экономических эффектов [10].

С каждым очередным движением в сторону развития процессов цифровизации в нашей стране становится очевидным, что для успешного развития и усиления конкурентоспособности экономики необходима теоретическая и практическая подготовка. Конечно, не стоит идеализировать цифровую экономику. Интеграционная тенденция пробивает себе дорогу при сохранении конкурентного соперничества субъектов экономики, каждый из которых стремится к монопольному положению. Развитие процессов цифровизации способствует эффективному функционированию современной экономики и адаптации субъектов хозяйствования к глобализации производства и торговли.

Голомолзин А.Н. отмечает, что к основным направлениям развития цифровой экономики относятся: гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в области информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) ; формирование общего информационного пространства – электронного пространства доверия; обеспечение информационной безопасности [2] (Golomolzin,2017)

Цифровая экономика представляет собой производство, завязанное на цифровых технологиях. На текущий момент около половины населения планеты использует Интернет в повседневной жизни для обучения и ведения бизнеса. Объемы виртуальной торговли в ближайшем будущем превысят стандартные виды торговых взаимоотношений. Оцифрованные деньги удобнее в использовании, их значительно сложней подделать.

Правительство Российской Федерации активно занимается развитием данной отрасли. В 2016 году президент РФ поручил Федеральному собранию разработать план по развитию электронной экономики. К этому процессу были привлечены представители бизнеса, эксперты с различных министерств и экономистов.

В современных условиях, учитывая массовый перенос документов и коммуникаций на цифровые носители, разрешение электронной подписи, общение с государством также переходит на электронную платформу [6].

Согласно поручению президента, правительству совместно с администрацией президента РФ было поручено до 1 июня 2017 года разработать и утвердить программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации и её интеграции в пространство цифровой экономики государств-членов Евразийского экономического союза [13].

Для этого на государственном уровне были выделены значительные финансовые и технические ресурсы. Отдельное внимание уделено разработке и внедрению телекоммуникационного оборудования и антивирусных программ.

План по развитию электронной экономики рассчитан на 8 лет. К 2025 году во всех уголках России должен появиться широкополосный Интернет. Стоимость абонентской платы за Интернет не должна превышать 0,05 процента от среднемесячного дохода. До 2024 года в 10 самых крупных городах России будет доступен 5G Интернет.

Государственные органы одними из первых откажутся от бумажных носителей в пользу цифровых, что сократит количество справок и других форм отчетности. Уже сейчас в госсекторе активно внедряется электронный документооборот. К 2019 году оцифрованный документооборот будет размещен на “облачных” серверах. Движущей силой реализации цифровой экономики является широкое использование электронных платформ, больших данных (big data), большой аналитики, цифровых алгоритмов [14].

Запуск пилотного проекта по анализу «больших данных» и принятия решений в области государственного и муниципального управления планируется в 2022 году. В 2025 году 90 процентов всех межведомственных операций должно совершаться через виртуальную сеть. Количество онлайн государственных услуг также вырастет. Качество большинства Интернет-услуг уже сейчас оценивается населением как удовлетворительное.

Правительство Российской Федерации также планирует в ближайшие годы внедрить на дорогах городов беспилотный общественный транспорт. Вузы нашей страны, выпускающие IT-специалистов, получат дополнительную поддержку, а высокотехнологичные предприятия — налоговые льготы. Безусловно, роль государства в формировании и развитии цифровой экономики очень высока, именно от действий Правительства зависит, в каком направлении будет развиваться виртуальная среда [5] (AvdeevaI.L, 2017).

По оценкам зарубежных источников, Россия обладает большим количеством высококвалифицированных рабочих кадров, которые способны разрабатывать свои собственные Интернет приложения [7] (Kupriyanovskiy, Sinyagov , Lipatov, 2016)

Основные уровни формирования цифровой экономики в области тарифного регулирования жилищно-коммунального комплекса

Осознание необходимости перехода к цифровой экономике – фактор, существенно влияющий на многое в жизни людней и формирующий прозрачную цепочку: «потребитель – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация».

Актуализация цифровой экономики в области тарифного регулирования жилищно-коммунального комплекса способствует гармонизации законодательства и нормативно-технической базы в области информационных технологий, формированию общего информационного пространства - электронного пространства доверия; обеспечению информационной безопасности.

Республика Татарстан не стоит в стороне от мирового процесса цифровизации и исходит из того, что создание и развитие цифровой экономики дает максимальный экономический и социальный эффект как для страны в целом, так и для отдельного гражданина. Цифровая экономика плавно входит и в основу тарифного регулирования сферы коммунального комплекса. Тарифное регулирование в области внедрения цифровой экономики должно быть умным, легким, электронным, справедливым, сокращающимся, стратегическим, сбалансированным и распределенным. Основы формирования цифровой экономики в области тарифного регулирования формируются на трех уровнях, которые в своем тесном взаимодействии определяют основной принцип тарифного регулирования - соблюдения баланса интересов потребителя и поставщика коммунальных услуг.

На первом уровне рассматриваются рынки и отрасли экономики, где осуществляется взаимоотношения, связи между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, влияющих на процесс ценообразования (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг).

На втором уровне рассматриваются технологические площадки и платформы, где разрабатываются компетенции рынка товаров и услуг отдельных секторов экономики.

На третьем уровне рассматривается функционал, который создает информационную инфраструктуру и условия для развития платформ и технологий, эффективного взаимоотношения всех участников процесса тарифного регулирования сферы жилищно - коммунального комплекса . Все эти три уровня органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.

Цифровизации экономических процессов в тарифном регулировании способствовало внедрение долгосрочного тарифного регулирования, которое направленно не только на учет длинных жизненных циклов инфраструктуры, но и на проведение структурных реформ, на обеспечение долгосрочного инновационного развития экономики. Установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными федеральными законами [1] . Однако в настоящее время поэтапно уже создаются коммерческие инфраструктуры рынка, где формируются новые индикаторы цен в регулируемых и конкурентных сферах в энергетике и коммунальном комплексе.

Деятельность по тарифному регулированию должна строиться с учетом растущих масштабов цифровизации как в регулируемых сферах, так и в экономике в целом.

Результатом от внедрения цифровой экономики в ценообразовании должно стать сокращение трансакционных издержек и ускорение операционных циклов ее участников. Цифровые платформы задают новые профессиональные стандарты, развивают конкуренцию и формируют динамические рейтинги участников индустрий.

Структурирование огромных потоков данных и процессов в индустрии позволяет применять алгоритмическое регулирование и значительно упрощает задачи анализа и синтеза цепочек добавленной стоимости.

Эффективность деятельности Региональной единой информационно-аналитической системы прогнозирования и анализа тарифов жилищно-коммунального хозяйства в Республике Татарстан (ЕИАС).

В целях совершенствования процессов и методов установления тарифов в рамках цифровой экономики создана и развивается Региональная единая информационно-аналитическая система прогнозирования и анализа тарифов организаций топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в Республике Татарстан (ЕИАС) [9]. ЕИАС - это информационный ресурс в сети Интернет и спроектированный для централизованного сбора, хранения и использования данных участниками профессионального сообщества в области тарифного регулирования жилищно - коммунального хозяйства. ЕИАС - это удобный рабочий инструмент, обеспечивающий автоматизацию информационного взаимодействия между ФАС России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, регулируемыми и экспертными организациями в рамках процессов установления тарифов; одновременно рассматривает соответствие действующей нормативно-технической документации, в том числе техническим регламентам и документам, применяемым в национальной системе стандартизации.

Эффективность и направленность деятельности ЕИАС определяется критерием прозрачных тарифов в жилищно - коммунальном хозяйстве, правил подключения объектов к инфраструктуре, сокращение сроков принятия решений по тарифам.

ЕИАС позволит проводить целевой комплекс мероприятий по совершенствованию тарифного регулирования – от постановки вопросов до конкрентных практических рекомендаций. Вся многогранная и сложная работа по созданию и развитию ЕИАС обоснована и необходима , так как решает автоматизацию функций в рамках установления обоснованных тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - это важная отрасль российской экономики, обеспечивающая граждан таким атрибутом стабильной жизни, как жилье со всеми «удобствами». Сфера ЖКХ выступает одним из столбов, на которых держится эффективная социальная политика государства и поэтому нуждается во внесении своевременных изменений [10].

Потребность в функционировании ЕИАС усиливается в связи с необходимостью тщательного ведения учета и контроля документооборота в системе органов по государственному регулированию тарифов и регулируемыми организациями; мониторинга деятельности, ведения реестра тарифов фирм – монополистов (естественных монополий) и анализа, подтверждающих документов при установлении тарифов на выпускаемую продукции.

В связи с созданием ЕИАС во многом меняется организация сбора, обработки и доставки в регулируемые организации данных наблюдения. Для регулируемой организации ЕИАС позволит обеспечить надежной, качественной информацией потребности расчета тарифа на основе установленных методических рекомендаций на конкретную отчетную дату, проверки тарифов услуг ЖКХ; одновременно имеется возможность экономии временных и материальных затрат, связанных с подготовкой материалов в рамках необходимого взаимодействия с органами тарифного регулирования.

Для минимизации ошибок, в регламенте работы с поставщиками предусмотрена возможность отправки органами регулирования тарифов уточняющих запросов производителю, если предоставленная цена ресурса отличается от средней по отрасли или от данных предоставленных производителем ранее.

Можно выделить четыре основных направления взаимодействия, интеграции и сопоставления данных, используемых в расчетах тарифов на различных стадиях ценообразования. Далее обозначим наиболее характерные показатели для каждого из направлений взаимодействия.

Первое направление - это формирование натуральных показателей (объемов реализации, полезного отпуска и другие), то есть показатели, характеризующие отпуск ресурса потребителям. Здесь необходимо задействовать информационные ресурсы отраслевых министерств, контролирующих процессы начисления платежей за коммунальные услуги, а также органы местного самоуправления, отвечающие за принятие решений по схемах тепло-водоснабжения. Кроме того, целесообразно использование данных предоставляемых организациями в части производственных программ (расхода воды на хозяйственные и технологические нужды предприятий, объема поднятой и покупной воды, уровня потерь воды, объема реализации); стандартов раскрытия информации и целевых показателей деятельности.

Вторым направлением являются технические характеристики объектов коммунальной инфраструктуры, где возможно использовать информационные ресурсы контрольно-надзорных органов (Росприроднадзор РТ, Ростехнадзор РТ и другие) [12]. Технические характеристики объектов коммунальной инфраструктуры глобально могут изменить картину по себестоимости коммунальных услуг, так как влияют непосредственно на систему качественного функционирование коммунальных отраслей. Здесь также целесообразно использование данных предоставляемых организациями в части производственных программ (протяженность сетей, удельное водопотребление, наличие контроля качества, аварийность и износ систем, удельный вес систем, нуждающихся в замене, коэффициент потерь, перебои в снабжении потребителей); стандартов раскрытия информации и целевых показателей деятельности.

Третьим направлением актуально определить финансовые потребности организаций, чьи товары, продукция, работы и услуги своей стоимостью включаются в оплату жилья и коммунальных услуг и которые представляют расчеты и обоснования по установлению тарифов в регулирующие органы [11]. Для анализа в качестве сопоставления и контроля данных целесообразно использовать базу данных налоговой службы, служб статистики и данные по закупкам. В рамках этого направления представляет интерес производственная программа организаций, оказывающих коммунальные услуги (себестоимость продукции, фонд оплаты труда работников, амортизация основных средств, аренда, расходы на ремонт оборудования, покупная вода, услуги сторонних организаций, цеховые и общеэксплуатационные расходы, валовая прибыль или убыток); стандарты раскрытия информации. Желательно на этом этапе провести аудит тарифов (аудит) - вид аудиторской услуги, которая позволяет провести экспертизу и оценить финансовые и технологические факторы, влияющие на формирование тарифов организаций в сфере регулируемой деятельности.

Четвертое направление взаимодействия агентов данного рыночного сегмента представляют инвестиционные ресурсы, где отправной точкой для взаимосвязанного контроля могут послужить данные отраслевых министерств, курирующих вопросы разработки инвестиционных проектов. В рамках данного направления представляет интерес стандарты раскрытия информации (потребность в финансовых средствах, необходимых для реализации инвестиционной программы, в том числе по источникам финансирования, использование инвестиционных средств за отчетный год, эффективность реализации инвестиционной программы) [3]; целевые показатели (перечень мероприятий инвестиционной программы, объем финансовых потребностей, источники финансирования мероприятий и расчет эффективности реализации мероприятий).

Заключение

Таким образом, мы систематично увидели взаимосвязь интегрированных систем, действующих на территории Республики Татарстан, которые могут участвовать в процессе ценообразования в жилищно - коммунальном хозяйстве.Каждый элементРегиональной единой информационно-аналитической системы прогнозирования и анализа тарифов жилищно-коммунального хозяйства в Республике Татарстан (ЕИАС) характеризуется собственным набором показателей, состояние и динамика которых определяет характеристики инфраструктурного потенциала региона. Дальнейшая интеграция ЕИАС с другими информационными системами, действующими на территории Республики Татарстан, позволит выстроить контрольные точки по завышению (занижению) показателей, включаемых в расчет тарифов на коммунальные услуги. Реализация, полнота выполняемых функций, уровень структурированности и функционирование рассмотренной управляющей структуры предполагает взаимодействие всех госорганов и крупнейших организаций в области информационно-коммуникационных технологий с целью развития цифровой экономики в тарифном регулировании жилищно-коммунального хозяйства. В дальнейшем развитие цифровой экономики, будет менять традиционное понятие по функционированию аналоговых трудоемких рынков и отраслей экономики и в целом радикально менять основы жизнедеятельности человека, что повлечет существенные изменения и в правовом регулировании экономических отношений в области ценообразования жилищно - коммунальных услуг.

Концепция цифровой экономики в области тарифного регулирования в жилищно-коммунальном комплексе в РФ еще не приобрела законченных очертаний, многие аспекты функционирования остаются в стадии проработки, в связи с чем и возможности цифровой экономики пока существенным образом не отразились в сокращении трансакционных издержек и ускорении операционных циклов участников ценообразования тарифов в жилищно-коммунальном комплексе.

ИСТОЧНИКИ:

Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса: Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520. (ред. от 04.09.2015)

Голомолзин А.Н. О новых подходах в тарифном регулировании и особенностях цифровой экономики// Конкуренция и право,-2017.-№2

3.Богомольный Е.И., Блех Е.М. Веселова М.В. Все о ЖКХ. Нормативные правовые акты//Сборник, - 2017.-№2

4. Сагынбекова А.С. Международный научно-технический журнал «Теория. Практика. Инновации» апрель 2018. Цифровая экономика: Понятие, Перспективы, Тенденции развития в России

5.Авдеева И.Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом // Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы. Труды научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 19-25 – (Дата обращения 01.10.2018)

6.Андреева Г.Н., Бадальянц С.В. и др. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография / Нижний Новгород: издательство «Профессиональная наука», 2018. - 131 с.

7.Куприяновский В.П., Синягов С.А., Липатов С.И. «Цифровая экономика – «Умный способ работать» // В.П. Куприяновский, С.А. Синягов, С.И. Липатов // International Journal of Open Information Technologies. – 2016. 2 (4). 26-32 стр.

8.Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Консультант Плюс. [Электронный ресурс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/] (дата обращения 02.10.2018)

9.Государственный комитет РТ по тарифам  http://kt.tatarstan.ru/rus/kontaktnaya-informatsiya.htm (дата обращения 10.10.2018)

10.Электронный ресурс: http://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/obsluzhivanije/reforma-zkh.html (дата обращения 05.10.2018)

11.Приказ Госстроя РФ от 29.12.1997 №17-142 (Ред. от 23.02.1999) Об утверждении методики проведения аудита тарифов в организациях, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (http://sudact.ru/law/prikaz-gosstroia-rf-ot-29121997-n-17-142/

12.Приказ от 5 августа 2008 года N 569/308 О взаимодействии и организации контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов по реализациипостановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"  http://docs.cntd.ru/document/902116908

13.Электронный ресурс: https://www.newsru.com/finance/07dec2016/econom.html( дата обращения 10.10.2018)

14.Электронный ресурс: http://www.cljournal.ru/news/12985/(дата обращения 11.10.2018)

REFERENCES:

 

1.On the fundamentals of pricing and the procedure for regulating tariffs, allowances and marginal indices in the field of activity of organizations of the utility complex: Government Decree of July 14, 2008 No. 520. (as amended on 09/04/2015)

2.Golomolzin A.N. On new approaches in tariff regulation and features of the digital economy // Competition and Law, -2017.-№2

3.Bogomolny E.I., Blekh E.M. Veselova M.V. All about utilities. Regulatory legal acts // Collection, - 2017.-№2

4.Sagynbekova A.S. International scientific and technical journal “THEORY. PRACTICE. INNOVATION ”April 2018. DIGITAL ECONOMY: CONCEPT, PROSPECTS, DEVELOPMENT TRENDS IN RUSSIA.

5.Avdeeva I.L. Analysis of the prospects for the development of the digital economy in Russia and abroad // Digital Economy and Industry 4.0: Problems and Prospects. Works of the scientific-practical conference with international participation. 2017. P. 19-25 - (Date of appeal 01.10.2018)

6.Andreeva G. N., Badalyan, S. V. et al.The development of the digital economy in Russia as a key factor in economic growth and improving the quality of life of the population: monograph / Nizhny Novgorod: Professional Science publishing house, 2018.

7.Kupriyanovskiy V.P., Sinyagov S.A., Lipatov S.I. “Digital economy -“ A smart way to work ”// V.P. Kupriyanovsky, S.A. Sinyagov, S.I. Lipatov // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. 2 (4). 26-32 pp.

8.Presidential Decree of 01.12.2016 N 642 “On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation” // Consultant Plus.[Electronic resource URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/] (appeal date 02/10/2018)

9.State Committee of the RT on tariffs http://kt.tatarstan.ru/rus/kontaktnaya-informatsiya.htm (date of appeal 10.10.2018)

10.ElectronicresourceURL: http://zakonguru.com/nedvizhimost/prava/obsluzhivanije/reforma-zkh.html(Date of appeal 05.10.2018)

11.Order of the gosstroy of the Russian Federation December 29, 1997 N 17-142 (Rtv. from 02/23/1999) on the approval of the methodology for carrying out audit of tarrifs in organizations rendering housing and utility services (http: //SUD.RU/LAWRA) OT-29121997-N-17-142 /

12.Order N 569 / 308 of August 5, 2008 on the interaction and organization of control and supervisory activities of the Federal Service for Environmental, Technological and Atomic Supervision 404 "On the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation" http://docs.cntd.ru/document/902116908

13.ElectronicresourceURL: https://www.newsru.com/finance/07dec2016/econom.html (date of appeal 10.10.2018)

14.Electronic resourceURL: http://www.cljournal.ru/news/12985/ (date of appeal 11.10.2018)

 

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516