Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Научно-практические рекомендации по оценке результативности мероприятий внутреннего маркетинга в образовательной организации

Отраслевая экономика | (118) УЭкС, 12/2018 Прочитано: 131 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Лебедева Евгения Сергеевна
  • Дата публикации:
    01.12.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Научно-практические рекомендации по оценке результативности мероприятий внутреннего маркетинга в образовательной организации

Scientific and practical recommendations for assessing the effectiveness of internal marketing activities in an educational organization

 

Лебедева Евгения Сергеевна

Lebedeva Evgeniya Sergeevna

Соискатель Департамента менеджмента

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

08.00.05 «Экономика и управления народным хозяйством»

 Lebedeva.kip.fa@gmail.com

 

Аннотация: Сформулированы научно-практические и методические рекомендации по оценке результативности мероприятий ВМ на регулярной основе для определения их целесообразности и финансовой обоснованности. Эта оценка базируется на изучении внутримаркетингового потенциала организации СПО, качественных и количественных показатели деятельности, условий реализации внедряемых мероприятий, а также полноты осуществления и приоритетов решения комплекса задач в области ВМ.

Ключевые слова: внутриорганизационный маркетинг, концепция маркетинга, технология управления персоналом, управление качеством, модель управления внутренним маркетингом, инструменты управления внутренним маркетингом, стратегия внутреннего маркетинга, внутримаркетинговый потенциал организации СПО, оценка результативности мероприятий ВМ.

Annotation: Scientific, practical and methodological recommendations for the evaluation of the effectiveness of VM activities on a regular basis to determine their feasibility and financial feasibility are formulated. This assessment is based on the study within the marketing potential of the organization of the SPO, qualitative and quantitative performance indicators, the conditions for the implementation of measures, as well as the completeness of the implementation and priorities for solving a set of tasks in the field of VM.

Key words: internal marketing, concept of marketing, technology management, quality management, model of management of internal marketing tools internal marketing, internal marketing strategy, inside the marketing potential of the organization of SPO.

 

Интерес к исследованию проблемы внутреннего маркетинга в образовательных организациях свидетельствует о том, что в научной литературе не имеется систематического и всестороннего подхода к изучению их внутренней среды и оценке результативности принимаемых мероприятий. В этой связи представляет интерес проведенный автором экспресс-опрос экспертов, цель которого - выяснение наличия конфликтных ситуаций в коллективах организаций среднего профессионального образования (СПО), степени информированности преподавателей, сотрудников, студентов и служащих, а также работодателей. [1,2]

Исследование было проведено в 2016 г. российском колледже ГБОУ СПО Колледж сферы услуг № 10, который позиционирует себя как «Уникальное в своем роде учебное заведение, предоставляющее большой выбор в получении наиболее востребованных, интересных и перспективных профессий Основными целями и задачами колледжа являются: 

1.Подготовка квалифицированных специалистов в установленные нормативными документами сроки освоения профессиональной образовательной программы;

2.Удовлетворение потребностей общества в работниках квалифицированного труда;

3.Удовлетворение потребностей личности в профессиональном становлении, культурном и нравственном развитии посредством получения начального профессионального образования;

4.Формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности.

Маркетинговый отдел появился в колледже в 2008 году и до сих пор постоянно совершенствуется. На сегодняшний момент в нем работают 5 человек, включая дизайнера, верстальщика, специалиста по проведению семинаров. Благодаря применению инструментов стратегии ВМ, организация ныне успешно осуществляет внутренний маркетинг, направленный на достижение не только текущих, но и долгосрочных целей.

Исследование охватило 59 респондентов по основной и 9 экспертов по дополнительной анкетам среди общего количества персонала и обучающихся. Было задано 40 основных вопросов, касающихся внутрикорпоративной среды организации со следующими вариантами ответов по 2-х бальной шкале:

1) полностью согласен (1 балл);

2) скорее да, чем нет (0,5 балла);

3) скорее нет, чем да (-0,5 балл);

4) полностью не согласен (-1 балл);

5) затрудняюсь ответить (0 баллов).

В ходе исследования, проведенного по основной опросной анкете, получены результаты, отражающие положительную внутреннюю среду организаций. Потребность преподавателей, сотрудников и обучающихся в «комфорте и безопасности» в колледжах удовлетворяется наиболее хорошо. Персонал и обучающиеся уверены в выполнении своих обязанностей, получают актуальную информацию, работа и учеба не препятствует личной жизни и развитию. Внутренние корпоративные мероприятия, проводимые 2 раза в год, и программы дополнительного стимулирования способствуют улучшению деловой и психологической обстановки в организации. Это также подтверждает тот факт, что около 90% персонала ощущают поддержку вышестоящего руководства и коллег, разделяют цели, к которым стремится организация СПО и рады ощущать себя частью стабильной организации.

Преподаватели, сотрудники и обучающиеся общаются довольно эффективно со своими коллегами и получают от них уважение, хотя один из экспертов (руководитель бухгалтерии) отметил наличие некоторых конфликтов среди его сотрудников, связанных со служебными отношениями. Персонал получает достаточно информации для достижения успеха в работе и высоко оценивает свою организацию. 87,5% преподавателей, сотрудников и обучающихся отметили, что полностью одобряют цели, к которым стремится колледж, что отражается на степени удовлетворения их потребности в уважении.

Однако, несмотря на вышеизложенное, прослеживается недостаток предоставления преподавателям и сотрудникам возможностей для самоактуализации и самовыражения – данная потребность реализована в организации хуже остальных. Лишь 71 % респондентов удовлетворяют эту потребность в полной мере, по сравнению с 83% относительно комфорта и безопасности. Данные подтверждаются тем, что в среднем у 27% опрошенных не раскрывается профессиональный потенциал и они недовольны позицией руководства в отношении перспектив своего профессионального и служебного роста.

Потенциальной проблемой в организации СПО может служить проблема в отношении выплачиваемой заработной плате, только 46% считают, что она отражает их ожидания, запросы и компетенции и готовы рассматривать предложение другого работодателя с более высокой оплатой труда. Поскольку удовлетворение физических потребностей за счет получения заработной платы играет первостепенную роль в удовлетворении потребностей человека, то организации СПО рекомендовано сосредоточится на этом факторе прежде всего. Благодаря дополнительным вопросам по отношению к нематериальным ценностям было выяснено, что дв наиболее ценным в данный момент являются:

- 1- место: самоактулизация и самовыражение;

- 2- место: социальные связи и общение;

- 3- место: комфорт и безопасность;

- 4- место: уважение и достижение успеха;

- 5- место: физические потребности.

В первую очередь, необходимо довести до преподавателей и сотрудников, что такое маркетинг, его цели и задачи. Ознакомление с целями программ преподавателей, сотрудников и обучающихся происходит на заседаниях методического совета, совещаниях, на сайте колледжа. Позиционирование маркетинга среди всех участников деятельности колледжа осуществляется следующем образом:

- ежемесячное поздравление с днем рождения;

- поздравление с профессиональными праздниками; 

- введение Корпоративного кодекса;

- представление на семинарах-конференциях презентации о колледже (со слайдом о видении, миссии и ценностей сотрудников);

- доска почета.

Необходимым элементом реализации стратегии ВМ является единое восприятие имиджа колледжа и бренда профессий. Это означает, что ключевые положения брендинга должны быть представлены в одном фирменном стиле. Ведь то, как преподаватели, сотрудники обучающиеся будут воспринимать свою организацию, будет передаваться потенциальным потребителям образовательных услуг и работодателям. Поэтому фирменный стиль колледжа определяется едиными правилами оформления – дизайн визиток, фон презентаций, макеты рекламных материалов и т.п.

Логотип колледжа сопровождается слоганом «Все лучшее на нашем пути», что подразумевает самый лучший образовательный продукт и самую лучшую работу, и учебу. Колледж имеет четко прописанную философию, включающую в себя видение, миссию и ценности. Видением является «быть лидером среди организаций СПО в сфере услуг на российском рынке». Миссия – «содействовать успеху своих преподавателей, сотрудников, студентов, слушателей, выпускников, партнеров, полностью удовлетворяя их потребности в технологичном, надежном и качественном образовательном продукте». Организация пропагандирует следующие ценности: персонал, команда, развитие, инициативность, доверие, самосовершенствование, продукт, качество и индивидуальный подход.

Причем сотрудники колледжа стоят на первом месте, что подтверждаются действиями организации. Например, в 2009 г. в связи со сложившейся кризисной ситуацией, было принято решение выплатить премии за год отличившимся сотрудникам вместо того, чтобы направить эти деньги на преодоление негативной экономической ситуации. Это позволило компании сохранить квалифицированный персонал и продолжить эффективную работу в последующие годы, в том числе и преодолеть последствия кризиса.

Говоря о фирменном стиле в колледже, можно заметить, что каждый новый сотрудник получает фирменные кружку, ручку, блокнот, подставку под чашку, а также канцелярскую подставку – все с указанием логотипа колледжа. Брошюры и рекламные каталоги преподносятся клиентам в фирменных пакетах (и в электронном виде на фирменных дисках). В конференц-зале и в преподавательской развешаны флаги с логотипами колледжа. На рабочих столах сотрудников также можно заметить небольшие фирменные флажки.

На новогодних корпоративных мероприятиях каждый сотрудник получает в подарок календарь, визитницу, ежедневник и планировщик в фирменном оранжевом цвете с логотипом колледжа. Вышеназванные коммуникационные носители создают целую корпоративную культуру, повторят основные ценности и популяризируют имидж колледжа. Маркетологи формируют особую атмосферу работы в колледже, которая способствует развитию корпоративной стратегии. Работники понимают в каком направлении движется организация и почему. Формирование у сотрудников чувства органической принадлежности к органикомпании, сопричастности к ее делам и зависимости личного успеха от успеха компании является важнейшим требованием современного менеджмента.

Отметим, что в рассматриваемой организации нет четко прописанной корпоративной стратегии, она лишь существует в общих чертах и на словах среди руководителей, отделов и руководителей программ обучения. Однако колледж старается оповещать всех сотрудников о своих планах развития. Это осуществляется посредством проведения презентации директора на ежегодной конференции, которая обычно проходит перед окончанием учебного года. В данную презентацию включаются следующие элементы:

1) итоги года; 

2) достижения колледжа за учебный год:

3) планы на будущий год;

4) пожелания сотрудникам.

После выступления директора выступают руководители различны программ обучения с обзором своих достижений, проблем и планами на будущее. Таким образом, у каждого сотрудника складывается определенное видение будущего колледжа, его целей и стратегии.

Недостатком данного элемента стратегии ВМ в ГБОУ СПО Колледж сферы услуг № 10 является то, что организация проводит данное мероприятие всего два раз в год. Следовательно, новым сотрудникам сложно понять корпоративную стратегию, также не обеспечивается повторное доведение положений для их наилучшего восприятия. Хотя организация и выкладывает на общий электронный ресурс презентационные материалы сотрудников, выступающих на ежегодной конференции, к ним в последствие мало кто повторно обращается.

Говоря о корпоративной культуре в Колледж сферы услуг № 10 можно указать несколько положений, зафиксированных в корпоративном кодексе:

- в колледже пропагандируется вежливость и предупредительность в общении с коллегами и партнерами;

- сотрудник является лицом колледжа в течение всего периода работы в ней, как во время исполнения своих непосредственных обязанностей, так и во внерабочее время, что накладывает на него ответственность по поддержанию положительного имиджа организации;

- посещение корпоративных мероприятий (конференций, праздников и др.) сотрудниками происходит по их желанию, но регулярное отсутствие без уважительной причины ставит под сомнение причастность сотрудника к корпоративной культуре организации;

- обязательно используются фирменные аксессуары с логотипом организации; 

- для наиболее полного и качественного выполнения своих обязанностей, а также для решения конкретных поставленных задач сотрудник может привлекать сотрудников других отделов для помощи в их решении. Организации рекомендовано измерять качество предоставляемых образовательных услуг и более тщательно работать со стандартами и регламентами, что даст дальнейший толчок развитию. 

Говоря о результатах исследования элементов ВМ, стоит заметить, что наименее хорошо ситуация обстоит в интеграции внутреннего, внешнего маркетинга и маркетинга взаимодействия. Это также обусловлено тем, что не все участники деятельности организации непосредственно общаются и осуществляют совместную деятельность с внешними контрагентами (партнерами, работодателями, выпускниками), хотя это и способствует развитию личностных способностей персонала.

Таким образом, организации предложены следующие практические рекомендации по проведенному исследованию:

1. Организации СПО необходимо сосредоточить свое внимание на закреплении видения, миссии и ценностей в большем количестве дополнительных источников и чаще оповещать преподавателей, сотрудников и обучающихся об этом. Например, освещать их во внутрикорпоративных презентациях, озвучивать на собраниях, развлекательных мероприятиях и т.п. Периодически необходимо совместно проводить их корректировку, выдвигая новые идеи. [2,1]

2. Принять меры по предоставлению персоналу дополнительных возможностей для реализации своего потенциала. Например, участие в разработке направлений развития организации с помощью внутренних конкурсов, посещение внутрикорпоративных собраний руководства, либо делегирование полномочий руководства на определенное время. [5,6}

3. Необходимо регулярно оповещать о корпоративной стратегии существующий персонал, а также проводить инструктаж среди новых кадров.

4. Разработать методику измерения качества работы персонала и предоставляемых образовательных услуг и более тщательно работать со стандартами и регламентами, закрепляя в них служебные обязанности, правила общения с клиентами и т.п. [3,4]

5. Поощрять в полной мере стремление преподавателей и сотрудников в получении дополнительного образования и посещения курсов по повышению специализации вне работы.

6. Развивать самоактуализацию персонала за счет совместной деятельности с партнерами – участие в конференциях, общение со СМИ, общие с партнерами корпоративные мероприятия и т.п.[2,5]

7. Поощрять преподавателей и сотрудников, которые долго проработали в организации. Например, руководству стоит лично поздравлять словами и денежной премией с 5-ти, 10-ти-летнем и т.п. юбилеем работы человека, повышая тем самым его значимость.

8. Проводить на регулярной основе мониторинг преподавателей и сотрудников по истечению 1-го года их работы и обсуждать дальнейшие перспективы службы в организации.

9. Уделить особое внимание дополнительному материальному стимулированию.

Данные результаты методики оценки результативности ВМ позволяют сделать следующие научные выводы: потребности работающего в организации человека по пирамиде А. Маслоу не всегда имеют иерархический уровень, и удовлетворение более «высших» потребностей может служить фактором, сдерживающим его на работе. В организации СПО соблюдена данная иерархия потребностей, за исключением первого уровня. Таким образом, была подтверждена гипотеза о том, что удовлетворение физических потребностей не всегда будет первостепенным по отношению к остальным потребностям.

Список литературы:

  1. Лобанов Д. Внутренний маркетинг персонала в российских компаниях / Научно-практический журнал по вопросам управления персоналом «Персонал-Микс» //  Юридический портал [Электронный ресурс]
  2. Сейфуллаева М.Э., Симагина С.Г., Розанова Т.П., Соскин Я.Г., Максютин М.В., Медведева Т.А., Абрамов Ф.Ф., Левкина Е.В. Маркетинг /. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям экономики и управления // Москва: Юнити, 2005. С. 225
  3. Розанова Т.П., Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А. Роль и эффективность маркетингового управления на разных уровнях маркетинговой стратегии // Экономика и управление в машиностроении, № 4 2016 с. 47-50
  4. Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А., Мотагали Я.Б/ Методические подходы к оценке качества образовательной программы ВУЗА. // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. Т. 166. С. 592-598.
  5. Стыцюк Р.Ю. Направления и задачи PR-деятельности в формировании имиджа и деловой репутации предприятий сферы услуг / В сборнике: Маркетинг и современность "Актуальные маркетинговые технологии в развитии российской экономики" Сборник научных статей. Под общей редакцией С.В. Карповой, ред. Фирсова И.А./ Москва, 2012. С. 128-134.
  6. Геращенко И.В., Стыцюк Р.Ю. Направления развития HR-маркетинга в Российской Федерации // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 188. С. 374-378.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516