Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Управление организацией среднего профессионального образования (СПО) инструментами внутриорганизационного маркетинга

Отраслевая экономика | (118) УЭкС, 12/2018 Прочитано: 121 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Лебедева Евгения Сергеевна
  • Дата публикации:
    01.12.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Управление организацией среднего профессионального образования (СПО) инструментами внутриорганизационного маркетинга 

Management of the organization of secondary vocational education (SPO) tools of intra-organizational marketing

 

Лебедева Евгения Сергеевна

Lebedeva Evgeniya Sergeevna

Соискатель Департамента менеджмента 

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

08.00.05 «Экономика и управления народным хозяйством»

 Lebedeva.kip.fa@gmail.com

 

Аннотация: В статье представлены результаты исследования автора состояния российского среднего профессиональное образования; выявлены основные проблемы и противоречия функционирования российских организаций среднего профессионального образования, раскрыты причины их существования, определена специфика маркетинговых коммуникаций групп основных участников деятельности организации СПО (внутреннего ресурса), обоснована их роль в усилении конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг. Обоснована авторская модель управления ВМ образовательной организации СПО, включающая объекты, задачи, комплекс инструментов внутреннего маркетинга, обеспечивающих управленческие воздействия, интерактивные взаимодействия, обратную связь, позволяющую повысить эффективность взаимодействия с внутренней и внешней средой организации; а также определен механизм вовлечения основных участников деятельности организации СПО (внутреннего ресурса) в создание и развитие ценностей организации, сформулированы оценки его результативности.

Ключевые слова: внутриорганизационный маркетинг, концепция маркетинга, технология управления персоналом, управление качеством. модель управления ВМ образовательной организации СПО, управленческие воздействия, ценности организации, внутримаркетинговый потенциал. 

Annotation: The article presents the results of the author's study of the state of Russian secondary vocational education; the main problems and contradictions of functioning of the Russian organizations of secondary professional education are revealed,the reasons of their existence are revealed, the specificity of marketing communications of groups of the main participants of activity of the organization of SPO (internal resource) is defined, their role in strengthening of competitive advantages in the market of educational services is proved. The author's model of management of VM of the educational organization of SPO including objects, tasks, a complex of the tools of internal marketing providing administrative influences, interactive interactions is proved,feedback to improve the efficiency of interaction with the internal and external environment of the organization; as well as the mechanism of involvement of the main participants of the organization of SPO (internal resource) in the creation and development of values of the organization, formulated an assessment of its effectiveness.

Key words: internal marketing, concept of marketing, technology management, quality management. management model VM educational organization SPO, managerial impact, values of the organization, vnutriposelkovyh potential.

 

На протяжение ряда лет российское среднее профессиональное образование находится в серьезном кризисе и говорить о его соответствии с мировыми стандартами невозможно. Появление в России за ряд последних лет новых событий в сфере среднего профессионального образования, таких как Абилимпикс, JuniorSkills и Worldskill, призвано поднять престижность и привлечь внимание к рабочим профессиям. Однако, в действительности, эти явления имеют конкурсный характер и призваны оценить уровень имеющейся подготовки, однако к самому процессу образования не относятся. Работодатели отмечают, что выпускники учреждений СПО не удовлетворяют требованиям. В результате соискатели со средним специальным образованием составляют одну пятую часть от общего количества безработных.

Следует отметить, что в период 2007-2012 гг. учреждения СПО были поэтапно переданы на региональный уровень. Регионализация системы СПО привела к размыванию методических служб, от которых во многом зависит способность преподавателей проводить обучение под задачи будущего. Образовательные программы разрабатываются и реализуются в отрыве от профстандартов, по ряду специальностей профстандарты еще не созданы. Отсутствует система объективного оценивания качества подготовки выпускников. В некоторых организациях теоретическая подготовка студентов по-прежнему занимает 94,5% учебного времени. Преподавание зачастую ведётся по устаревшим технологиям и методикам преподавания с использованием устаревшего оборудования, полученного в результате списания. Многие преподаватели СПО не имеют педагогического образования, и для них задача самостоятельной разработки эффективных рабочих программ оказывается трудновыполнимой. [7]

На основе полученных данных, представленных региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза, удалось установить следующее: образовательный ценз педагогических работников системы СПО достаточно высок. Удельный вес лиц с высшим образованием в общей численности педагогических работников в образовательных организациях, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена составляет 90%. Более трети преподавателей, мастеров производственного обучения и методистов имеют высшую квалификационную категорию. По данному показателю не наблюдается существенных различий по субъектам Российской Федерации. [7]

Однако одной из главных проблем кадрового обеспечения профессионального образования является старение педагогических кадров. В организациях, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, основную долю составляют педагогические работники в возрасте от 40 до 59 лет (55 %), при этом 16,8 % перешагнули 60-летний рубеж. В организациях, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена, значительную долю составляют преподаватели в возрасте от 40 до 59 лет (45,7 %), 20 % преподавателей находятся в возрасте старше 60 лет, доля молодых работников в возрасте до 30 лет составляет лишь 12,2 %. Одним из способов решения задачи по привлечению молодых квалифицированных кадров из производственной сферы в систему СПО является повышение уровня средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения. [7,8]

Конкуренция между организациями СПО идет не только за студентов и слушателей, но и за кадры, и поэтому следует придать особое значение маркетингу, в том числе внутриорганизационному, способному сформировать привлекательность организации для мыможем говорить о насущной потребности в формировании привлекательного для квалифицированных кадров потенциальных кандидатов с рынка труда предложения ценности. [1,2,3]

Внутриорганизационный маркетинг способен решить ряд управленческих задач организации СПО, в том числе:

  • привлечь и удержание наиболее талантливых преподавателей;
  • повысить качество образования;
  • повысить качество программ образования;
  • сформировать лояльности кадров и потребителей образовательных услуг, а также работодателей; 
  • сформировать и усилить бренд образовательной организации и профессий, к которым она готовит;
  • снизить потери результативности осуществления стратегий;
  • Содействовать внедрению инноваций и снижению сопротивления изменениям

Автором раскрыто понятие «управление внутриорганизационным маркетингом в организациях СПО», как использование маркетинговых инструментов в процессе разработки и внедрения механизма вовлечения основных участников деятельности организации СПО (внутреннего ресурса) в создание и развитие ценностей организации, с целью формирования позитивного бренда организации и профессий, которым она обучает, удовлетворения требований кадрового состава и потребителей образовательных услуг, формирования позитивного потребительского опыта и обеспечения результативности как организации СПО, так и ее выпускников на внешнем рынке.

Следует признать, что для каждой конкретной организации система управление внутриорганизационным маркетингом отличается в силу различных управленческих подходов, характеристик персонала, корпоративных культур и уровня лояльности, однако считаем возможным предложить модель управления ВМ образовательной организации СПО, включающая объекты, задачи, комплекс инструментов внутреннего маркетинга, обеспечивающих управленческие воздействия, интерактивные взаимодействия, обратную связь, позволяющую повысить эффективность взаимодействия с внутренней и внешней средой организации; а также определен механизм вовлечения основных участников деятельности организации СПО (внутреннего ресурса) в создание и развитие ценностей организации, сформулированы оценки его результативности.

 

leb1

Рис. 1 Модель управления ВМ образовательной организации СПО

К основным элементам и условным обозначениям модели отнесем следующие:

- управляемый блок, в который входят две группы объектов: объект 1 – студенты, слушатели и сотрудники организации СПО., объект 2 – преподаватели и сотрудники организации СПО — здесь речь идет о каждой индивидуальной персоне организации;

- управляющий блок, представленный командой внутреннего маркетинга организации;

- управляющая связь (УС 1), применяемая к объекту 1 – студентам и слушателям организации СПО;

- обратная связь (ОС 1) - информация, получаемая от студентов и слушателей.

-управляющая связь (УС 2) - применяемая к объекту 2 – преподавателям организации; 

- обратная связь (ОС 2) – информация, получаемая от преподавателей; 

Управляющая связь 1 (УС 1)- механизм вовлечения студентов, слушателей и сотрудников организации СПО в создание и развитие ценностей своей организации и профессии. Рекомендуя организацию друзьям, знакомым и потенциальным абитуриентам они окажут положительное воздействие на имидж организации и бренд профессии. Дополнительно Управляющая связь 1 содержит коммуникации, связанные с изменениями, происходящими в организации.

Команда внутриорганизационного маркетинга организации СПО получает обратную связь 1 (ОС 1) посредством информации об изменении потребностей, отношения организации, профессии, учебе, работе, изменениям, мероприятиям ВМ, а также через предложения студентов, слушателей и сотрудников 

Управляющая связь 2 (УС 2) — это механизм вовлечения преподавателей организации СПО в развитие ее имиджа и бренда профессий, а также механизм выстраивания внутренних взаимодействий, целью которого является повышение качества образования, повышения уровня его технологичности, с учетом изменений современного общества, что, приведет к повышению самооценки и росту удовлетворенности.

При осуществлении обратной связи (ОС 2) команда внутриорганизационного маркетинга получает информацию в виде рекомендаций и предложений по повышению квалификации, требований к оборудованию и качеству методического обеспечения, по оценке существующего качества образования и т.д.

Внешние элементы – «рынок труда» (работодатели) и «внешние потребители» (потенциальные студенты и слушатели) необходимо рассматривать как вход и выход модели. Они взаимодействуют с с отделом маркетинга организации («департамент маркетинга» и отделом кадров («департамент управления человеческими ресурсами»)

Сформулированы научно-практические и методические рекомендации по оценке результативности мероприятий ВМ на регулярной основе для определения их целесообразности и финансовой обоснованности. Эта оценка базируется на изучении внутримаркетингового потенциала организации СПО, качественных и количественных показатели деятельности, условий реализации внедряемых мероприятий, а также полноты осуществления и приоритетов решения комплекса задач в области ВМ.

В заключение отметим, что преобразования в сфере среднего профессионального образования, в том числе введение новых стандартов работы не всегда вызывают положительную реакцию работников.[4,5] В связи с этим становится очевидной актуальность вопросов, связанных с поиском инструментов и дополнительных конкурентных преимуществ, направленных на повышение эффективности деятельности и развитие организации СПО. 

 

Список литературы:

  1. Лобанов Д. Внутренний маркетинг персонала в российских компаниях / Научно-практический журнал по вопросам управления персоналом «Персонал-Микс» //  Юридический портал [Электронный ресурс]
  2. Сейфуллаева М.Э., Симагина С.Г., Розанова Т.П., Соскин Я.Г., Максютин М.В., Медведева Т.А., Абрамов Ф.Ф., Левкина Е.В. Маркетинг /. учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям экономики и управления // Москва: Юнити, 2005. С. 225
  3. Розанова Т.П., Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А. Роль и эффективность маркетингового управления на разных уровнях маркетинговой стратегии // Экономика и управление в машиностроении, № 4 2016 с. 47-50
  4. Стыцюк Р.Ю., Артемьева О.А., Мотагали Я.Б/ Методические подходы к оценке качества образовательной программы ВУЗА. // Научные труды Вольного экономического общества России. 2012. Т. 166. С. 592-598.
  5. Стыцюк Р.Ю. Направления и задачи PR-деятельности в формировании имиджа и деловой репутации предприятий сферы услуг / В сборнике: Маркетинг и современность "Актуальные маркетинговые технологии в развитии российской экономики" Сборник научных статей. Под общей редакцией С.В. Карповой, ред. Фирсова И.А./ Москва, 2012. С. 128-134.
  6. Геращенко И.В., Стыцюк Р.Ю. Направления развития HR-маркетинга в Российской Федерации // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 188. С. 374-378.
  7. Информационно-аналитические материалы к августовским совещаниям 2016 г.  http://gigabaza.ru/doc/180287-p12.html [Электронный ресурс]

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516