Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Проблемы расширенного воспроизводства основных средств: амортизация или внешние инвестиции

Финансы и кредит | (117) УЭкС, 11/2018 Прочитано: 107 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Антонова Надежда Леонидовна, Антонов Леонид Александрович
  • Дата публикации:
    08.11.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    СурГУ

Проблемы расширенного воспроизводства основных средств: амортизация или внешние инвестиции

Problems of extended reproduction of fixed assets: depreciation or external investments

Антонова Надежда Леонидовна

Antonova Nadezhda Leonidovna

к.э.н., доцент

СурГУ

antonova.surgu@mail.ru

Антонов Леонид Александрович

Antonov Leonid Aleksandrovich

преподаватель

СурГУ

leonid.surgu@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы государственной амортизационной политики в области амортизации. Государства оказываются перед делимой альтернативных возможностей: формировать свою политику с учётом привлечения внешних иностранных инвестиций или использовать внутренние резервы роста экономики. Раскрыты факторы такого влияния и ограничения присущие амортизации как источника капитальных инвестиций.

Abstract: The article deals with issues of state depreciation policy in the field of depreciation. States are facing divisible alternative opportunities: to form their own policies, taking into account the attraction of foreign foreign investment or to use the internal reserves of economic growth. The factors of such influence and limitations of inherent depreciation as a source of capital investment are disclosed.

Ключевые слова: основные средства, амортизация, амортизационная политика, инвестиции, мультипликатор расширения, расширенное воспроизводство.

Keywords: fixed assets, depreciation, depreciation policy, investments, expansion multiplier, expanded reproduction.

Амортизационная политика в современных условиях становиться важным аспектом экономики как на макро, так и на микроуровне. Как на уровне организаций, как и на уровне государства она обязана исходить из определённых целей и строиться на чёткой теоретической основе. Если государственную амортизационную политику определяет набор макроэкономических факторов, амортизационная политика организаций строиться исходя из микроэкономических условий.

Использование организациями ускоренных способов начисления амортизации вместе с расширенным способом воспроизводства основных средств позволяет получить выгоду как инвестору в виде, увеличенной относительного линейного способа воспроизводства, прибыли, так и организации в виде необлагаемых налогом на прибыль амортизационных отчислений. Однако данные преимущества, выражаются в долгосрочной перспективе, а значит высок риск их нивелирования в результате инфляции и иных причин дисконтирования цен. Поэтому, так как амортизационная политика, носит долгосрочный характер, она должна учитывать данный факт и формироваться с учётом влияния различных факторов макроэкономической конъюнктуры, носящих, во много, случайный характер. [1]

Основным фактором, сдерживающим использования организациями ускоренных способов начисления амортизации, является рынок. Несмотря на возможность организации влиять на рынок товаров и услуг, зачастую сила этого влияния ограничивается долей занимаемой ею рынка. Организации если и могут влиять на цену, то в очень узком диапазоне значений. Выход за пределы среднего уровня цен влечёт за собой риск потерь. Так, предприятия производящие товары, спрос на которые характеризуется высокой степенью эластичности, вынуждены держать уровень цен своей продукции на среднеценовом уровне по данному виду товара. Ограничения, задаваемые рынком, соответственно диктуют ограничения по себестоимости. Амортизация, являясь одним из видов статей затрат на предприятиях, в силу названных причин также не может быть бесконечно большой. Это значит, что организации, имеют ограничения по возможному увеличению себестоимости, а значит и амортизации, определяемые рынком и средней ценой выпускаемого организацией продукции на рынке.

В силу данных обстоятельств, амортизационную политику должен предвосхищать анализ рынка выпускаемых товаров и услуг, анализ себестоимости продукции и прибыли. Если потенциальные доходы применения конкретных ускоренных способов амортизации в сочетании с расширенным воспроизводством основных средств покрывают потенциальные затраты в долгосрочной перспективе с учётом инфляционных процессов, то их применение оправдано. Если же организация, применяя конкретные ускоренные способы амортизации в сочетании с расширенным воспроизводством основных средств прогнозирует потенциальные доходы, но в силу их большой отдалённости в будущем и высокой степени неопределённости имеют высокие риски быть не выполненными, применение ускоренных способов начисления амортизации видеться менее оправданным.

Ускоренная амортизация в сочетании с расширенным воспроизводством сопровождается накоплением основных средств и увеличением накопленной их первоначальной стоимости. Их увеличение без привлечения дополнительных средств на инвестирование оборотных активов, вызовет дисбаланс между оборотными и внеоборотными активами, что уменьшит рентабельность капитала и затормозит увеличение прибыли. Другими словами, амортизационная политика, направленная на увеличение амортизационных отчислений и применение ускоренных способов начисление амортизации должна учитывать возможности организации по привлечению ресурсов для целей финансирования оборотных активов.

В случае если организация имеет неоптимальную структуру имущества и дисбаланс оборотных и внеоборотных активов в сторону завышения последних, то использование ускоренных способов начисления амортизации ещё больше ухудшит положение организации, и уменьшит рентабельность капитала. В случае если организация имеет неоптимальную структуру имущества и дисбаланс оборотных и внеоборотных активов в сторону завышения оборотных активов, то использование ускоренных способов начисления амортизации подтолкнёт структуру активов к более оптимальному состоянию и повышению уровня рентабельности капитала и прибыли. [2]

Амортизация – сложное и многоаспектное понятие, определяемое как процесс, так и его результат. Сегодня, однако, амортизация перестала быть отражением износа основных средств, но стал источником капитальных инвестиций и способом само инвестирования организаций.

Экономическая практика Российской Федерации, регламентирующая четыре способа начисления амортизации, исходит из устаревших воззрений на неё. Амортизация, по всем способам её начисления рассчитывается исходя из первоначальной стоимости объектов её начисления. Так метод расчёта сумм амортизационных отчислений при применении линейного способа начисления амортизации, способа по сумме чисел лет срока полезного использования и способа амортизации пропорционально объёму продукции в качестве одного из своих факторов при расчёте годовой суммы амортизационных отчислений используют именно первоначальную стоимость основных средств. Способ начисления амортизации уменьшаемого остатка зависит от остаточной стоимости, но она всё также является следствием стоимости первоначальной. Это говорит об ориентации экономической теории и практики Российской Федерации на амортизацию как на категорию отражающую процесс износа.

Подобный подход видеться вполне приемлемым и уместным, когда идёт речь о простом воспроизводстве основных средств. Однако ориентация на расширенное воспроизводство, при такой ситуации затруднена. Завязанные на первоначальную стоимость основных средств, амортизационные отчисления в рамках существующих способов её начисления, при применении расширенного способа воспроизводства упираться в мультипликатор расширения (эффект Ломана-Рухти). [3]

В целях преодоления данной ситуации автором видеться возможность выбора из двух альтернатив:

1) Предложение нового способа начисления амортизации основных средств, методология расчёта которого была бы лишена недостатков и ограничений, существующих законодательно установленных в настоящий момент способов начисления амортизации, при сохранении принципа начисления от первоначальной стоимости;

2) Уход от принципа начисления амортизации от первоначальной стоимости.

Первый возможный вариант, предполагает выработку нового способа начисления амортизации основных средств, применение которого позволяло бы в существенно больших пределах увеличивать амортизацию основных средств относительно их первоначальной стоимости. Если максимально достижимый мультипликатор расширения при использовании существующих способов стремиться к 3, то при применении нового способа начисления амортизации данный коэффициент должен иметь куда большее максимальное значение или никак не должен быть ограничен сверху.

Второй вариант предполагает полный уход от принципа начисления амортизации основываясь на первоначальной стоимости как базы для её расчёта. Амортизация, являясь в авторской трактовке инвестиционным инструментом должна определяться и рассчитываться организацией исходя из её потребностей в средствах для целей расширения производства и приобретения новых объектов основных средств. Данный способ предполагает, что организации сами будут решать какую долю прибыли в отчётном году сделать частью амортизационных отчислений.

Очевидно, что амортизационная политика, являясь способом организации оптимизировать амортизационные отчисления, при этом призвана решать самые разные задачи и обслуживать интересы не только организации, но и инвестора. Амортизационная политика должна соотноситься и быть частью инвестиционной, производственной и маркетинговой политик организации. Выполняя каждый отдельные и различные функции, она обязана органично вписываться в экономическую политику фирмы. [4]

Амортизационная политика государств, как и амортизационная политика предприятий тесно связана с инвестиционной политикой. И амортизация, и внешними инвестиции являются источникам средств для развития государств и предприятий. Если предприятия при выборе между двух альтернатив исходят из текущих макро и микроэкономических показателей и, во-первых, находиться под влиянием амортизационной политики государства, а во-вторых, вынуждены довольствоваться привлекаемыми, в текущих условиях, инвестициями, уровень которых в свою очередь зависит от степени доходности организаций. Так или иначе, и амортизация, и внешние инвестиции организаций как источников дополнительных средств находиться в прямой зависимости от государства и его экономической политики, амортизационной политики, уровня налогов, таможенных сборов и иных определяемых государством показателей макроэкономической среды.

В отличии от организаций, государства обладают суверенитетом и возможностью самим определять свои амортизационные и инвестиционные политики. В их рамках, государства определяют, на какой из двух видов источников средств для роста экономики сделать ставку.

Государства, которые предполагают в качестве источников расширения экономики использовать внешние инвестиции, строят и амортизационную и инвестиционную политику с учётом этого факта. При этом амортизационная политика, должна быть направлена на уменьшение сумм амортизационных отчислений, так как их высокий уровень снизит в краткосрочной перспективе инвестиционную привлекательность экономики государства.

Государства, которые предполагают в качестве источников расширения экономики использовать амортизацию, также должны учитывать это при построении их амортизационных и инвестиционных политик. Амортизация в этом случае становиться главным двигателем экономики, в то время как внешнее инвестирование если не прекращается, то сильно уменьшается. Это происходит в результате увеличения амортизационных отчисления и соответственно уменьшения рентабельности и инвестиционной привлекательности в краткосрочной перспективе, и, следовательно, к падению уровня инвестирования в экономику. [5]

Одной из задач государственной экономической политики – является поиск оптимального соотношения между использованием в качестве источника роста экономики внешних инвестиций и амортизации, выражающегося в совокупности различных макроэкономических показателей. Ориентация государства на ту или иную альтернативу должна носить обоснованный характер, основанный на строгом научном подходе и расчёте прогнозов и возможных рисков.

Расчёт оптимального соотношения между использованием в качестве источника роста экономики внешних инвестиций и амортизации, сводиться к определению перечня показателей-факторов, влияющих на возможность использования одной из двух альтернатив; количественная оценка влияния каждого из факторов на результирующее соотношение, найденная на основании статистического исследования влияния факторов в предыдущих периодах; а также суммовое (в денежном выражении) измерение потенциала каждого из факторов на рост экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Перечень факторов, влияющих на возможность использования в качестве источника роста экономики внешних инвестиций и амортизации должен определяться опытным путём с привлечением экспертов соответствующих отраслей. В рамках статьи, автором предлагается схема, состоящая из трёх групп факторов в т.ч.:

1) Группа экономических факторов;

2) Группа политических факторов;

3) Группа социальных факторов.

Группа экономических факторов представляет из себя совокупность показателей, отражающая различные макро и микроэкономические показатели государства. Макроэкономические показатели в этом случае, определяться государством, в то время как микроэкономические показатели определяться организациями и степенью их рентабельности. При этом показатели набор показателей характеризующий эффективность деятельности организаций должен носить усреднённый обобщающий характер. К группе экономических факторов можно отнести: уровень налоговой нагрузки на предприятия и инвесторов, уровень таможенных сборов, усреднённая рентабельность по отраслям или в целом по государству и т.д. Влияние экономических факторов необходимо исследовать индуктивно, то есть находить их влияние сначала в отдельности, а потом в совокупности.

Группа политических факторов представляет из себя совокупность показателей, отражающая влияние факторов, носящих неэкономический характер, но тем не менее оказывающий значительное влияние на экономику и на возможность государства использовать тот или иной вид источников денежных средств с целью развития и роста её экономики. Политическая напряженность и конфликты между государствами, оказывающие ощутимое влияние на экономику необходимо исследовать в целом. К группе политических факторов сложно отнести конкретные их виды, однако представляется возможным определить степень их влияние на экономику, посредством проведения статистического исследования.

Группа социальных факторов представляет из себя совокупность показателей, отражающая возможности граждан государства влиять на экономику и на интенсивность её роста. В контексте выбора государственной политики в рамках двух альтернатив: использования в целях роста экономики внешних инвестиций или наращивания амортизационных отчислений, группа социальных факторов, носящая тем не менее экономический характер, является ключевой, так как определяет внутренние резервы роста государства, в случае отсутствия иных возможностей для роста. К группе социальных факторов в рамках предлагаемой автором их структуры относиться факторы источником которых являются граждане государства и их экономические возможности. Одним из таких факторов можно назвать платежеспособный спрос населения. Данная группа факторов имеет огромное значение для государства, т.к. является наименее волотильной и обладает высокой степенью предсказуемости.

Влияние различных факторов на ориентацию государства к внешним известиям или внутренним источникам финансирования роста экономики в виде амортизации не одинаково и по различным группа факторов имеет разное направление. В таблице N представлены группы факторов ранжированные по степени их важности для государства с целью сохранения свое автономии от внешних инвестиций. С точи зрения автономности государства в вопросах финансирования роста экономики в таблице отражено и влияние групп факторов на соотношение инвестиций и амортизации.

Таблица 1. Факторы ориентации государства на внешние и внутренние источники роста экономики

Группа факторов

Факторы

Влияние группы факторов на соотношение внешних инвестиций и амортизации

Описание

1

Группа социальных факторов

Внутренний платёжеспособный спрос

И др.

Положительное

Группа социальных факторов обеспечена возможностью домохозяйств оплачивать товары и услуги. Чем больше финансовые возможности домохозяйств, тем в большей степени государство может ориентировать свою политику на амортизацию

2

Группа экономических факторов

Налоговая политика

Таможенная политика

Рентабельность организаций

И др.

Нейтральное

Группа экономических факторов обеспечена экономикой государства и степенью её привлекательности для внешнего инвестирования. Факторы данной группы могут быть как положительными так и отрицательными.

3

Группа политических факторов

Санкции

И др.

Отрицательное

Группа политических факторов оказывает влияние на экономику через ограничительные меры. Их высокий удельный вес снижает способность государства привлекать внешние инвестиции и вынуждает ориентировать на внутренние ресурсы

Группа социальных факторов влияет на соотношение источников роста экономики положительно, что говорит о возможности использования для целей роста экономики именно внутренних резервов и повышения сумм амортизационных отчислений. Увеличение сумм амортизационных отчислений скажется на цене товаров и услуг. Если динамика спроса на товары и услуги, в связи с ростом их стоимости на внешнеэкономическом рынке будет определяться чисто экономическими факторами, то спрос на внутреннем рынке в большей степени завязан на социальные факторы, источником которого является общество и его финансовый потенциал.

Группа экономических факторов оказывает нейтральное влияние на соотношение внешних инвестиций и амортизационных отчислений. Это объясняется их экономической и рыночной природой. Экономические факторы, уменьшающие влияние на инвестиционную привлекательность государства, оказывают положительное влияние на соотношение амортизационных отчислений и внешних инвестиций как источников роста экономики. В свою очередь факторы, увеличивающие влияние на инвестиционную привлекательность государства, напротив приводят к уменьшению соотношения и в большей степени заставляют государство ориентироваться на внешние инвестиции как на источник финансовых ресурсов.

Группа политических факторов оказывает отрицательное влияние на соотношение внешних инвестиций и амортизационных отчислений. Это проявляется в том, что увеличение политической напряжённости затрудняет доступ к иностранным инвестициям и принуждает организации рассчитывать на собственные силы, а значит использовать амортизацию в качестве возможного источника привлечения средств.

Влияние различных факторов на ориентацию государства на амортизацию или на внешние инвестиции как источник роста экономики, выражаемое в виде соотношения амортизационных отчислений к внешним иностранным инвестициям можно представить в виде прямой. Крайнее левое значение, отражает зависимость государства от внешних иностранных инвестиций. Крайнее правое отражает ориентацию государства на самофинансирование роста экономики за счёт увеличения доли амортизационных отчислений.

an1

Рис. 1 «Факторы ориентации государства на источники роста экономики»

Исходя из возможных вариантов выбора государством стратегий роста экономики, государственную политику можно ранжировать по степени зависимости от внешних инвестиций.

Таблица 2. Ранжирование значений показателя по степени зависимости от внешних инвестиций

Степень зависимости государства от внешних инвестиций

Соотношение амортизационных отчислений и иностранных инвестиций как источников роста экономики

Описание

Очень низкая

2,5 – …

Значение показателя говорит об изолированности государства от иностранных инвестиций, что чрезмерно повышает нагрузку на внутренних потребителей.

Низкая

1,25 – 2,5

Значение показателя говорит об ориентации государства в большей степени на внутренний рынок и на повышенную нагрузку на внутренних потребителей.

Средняя

0,75 – 1,25

Значение показателя говорит об оптимальном соотношении внутренних и внешних инвестиций

Высокая

0,25 – 0,75

Значение показателя говорит о повышенной зависимости государства от иностранных инвестиций.

Очень высокая

… – 0,25

Значение показателя говорит о чрезмерной зависимости государства от иностранных инвестиций.

Таким образом, можно заключить, что выбор оптимального соотношения амортизации и внешних инвестиций как источников экономического роста экономики, является важным для государства. Наиболее благоприятным и оптимальным для развития экономики является «здоровое» сочетание как «собственных» внутренних, так и «привлечённых» внешних инвестиционных средств. А государство в свою очередь должно создавать благоприятные условия для обеих групп заинтересованных участников экономического процесса.

Список литературы:

1.    Антонов Л.А. Роль научно-технического прогресса в увеличении эффективности основных производственных фондов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. №87.

2.    О санкциях, их влиянии на Россию и нашей экономической политике // Российский институт стратегических исследований URL: https://riss.ru/analitycs/11886/ (дата обращения: 04.08.2018).

3.    Антонов Л.А. Ограничения амортизации как источника капитальных инвестиций и фактора расширенного воспроизводства // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. №114.

4.    Абакумов Р.Г. Амортизационная политика: сущность, проблемы, направления совершенствования // ФИНАНСЫ И КРЕДИТ. 2005. №335.

5.    Антонов Л.А. Обеспечение сопоставимости линейного и ускоренных способов начисления амортизации основных средств // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. №100.

List of literature:

1. Antonov L.A. The role of scientific and technological progress in increasing the efficiency of basic production assets // Economic Systems Management: electronic scientific journal. 2016. №87.

2. On sanctions, their impact on Russia and our economic policy // Russian Institute for Strategic Studies URL: https://riss.ru/analitycs/11886/ (circulation date: 04.08.2018).

3. Antonov L.A. Limitations of depreciation as a source of capital investment and a factor of expanded reproduction // Economic Systems Management: electronic scientific journal. 2018. №114.

4. Abakumov R.G. Depreciation policy: the nature, problems, areas of improvement // FINANCE AND CREDIT. 2005. №335.

5. Antonov L.A. Ensuring the comparability of linear and accelerated methods of calculating the depreciation of fixed assets // Management of Economic Systems: electronic scientific journal. 2017. №100.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516