Ошибка
  • Delete failed: '1a72e0a8d2d7fbf2c596b3fcd9a3b7c0.php_expire'
  • Delete failed: '1a72e0a8d2d7fbf2c596b3fcd9a3b7c0.php'
  • Delete failed: 'b78041fa47a76a8b01dce8f34aeda885.php_expire'
  • Delete failed: 'b78041fa47a76a8b01dce8f34aeda885.php'
  • Delete failed: 'dd039662ad8d2d96bae828333f344031.php_expire'
  • Delete failed: 'dd039662ad8d2d96bae828333f344031.php'
  • Delete failed: 'e84ce292761236fa3f4519fb4efe8f8a.php_expire'
  • Delete failed: 'e84ce292761236fa3f4519fb4efe8f8a.php'
  • Delete failed: '40e1193bc5fcea379f62a9431009b19d.php_expire'
  • Delete failed: '40e1193bc5fcea379f62a9431009b19d.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Влияние санкционных ограничений на динамику внешней торговли России

Макроэкономика | (117) УЭкС, 11/2018 Прочитано: 238 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Меланьина Мария Вячеславовна
  • Дата публикации:
    02.11.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Российский университет дружбы народов

Влияние санкционных ограничений на динамику внешней торговли России

The impact of sanctions restrictions on the dynamics of Russia's foreign trade

Меланьина Мария Вячеславовна

Melanina Maria Vyacheslavovna

к.э.н., доцент кафедры политической экономики

Российский университет дружбы народов

Россия, г.Москва

mvm-econ@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены современные тенденции внешнеторговой деятельности России в связи с меняющимися экономическими условиями. Дана оценка текущей экономической ситуации в стране при усилении санкционного давления и принятии контрсанкций, а также возможностям, которые появились у российской экономики вследствие введенных ограничений. Рассмотрены происходящие изменения в структуре внешнеторгового оборота за последние пять лет. Проведен анализ динамики внешней торговли со странами Евросоюза, СНГ, АТЭС, ЕАЭС и направлений дальнейшего развития.

Abstract

The article deals with the current trends of foreign trade activity in Russia in connection with the changing economic conditions. The assessment of the current economic situation in the country with increasing sanctions pressure and the adoption of counter-sanctions, as well as the opportunities that have appeared in the Russian economy as a result of the restrictions. The changes in the structure of foreign trade turnover over the past five years are considered. The analysis of the dynamics of foreign trade with the EU, CIS, APEC, EAEU and directions of further development.

Ключевые слова: санкции, контрсанкции, внешняя торговля, внешнеторговый оборот, международная торговля.

Keywords: sanctions, counter-sanctions, foreign trade, international trade.

Введение

Современные тенденции внешнеторговой деятельности России обусловлены рядом внешних и внутренних факторов. Безусловно, международная торговля зависит от темпов экономического развития и внешней политики стран. Поэтому, существенное влияние на глубину и скорость назревающего в 2014 году спада российской экономики и дальнейшего кризиса, оказало не только резкое падение цен на нефть, ослабление национальной валюты, но и введение рядом стран торгово-экономических санкций в связи с внешней политикой России. Последующие ответные меры со стороны РФ, девальвация рубля, сжатие капиталовложений, секторальные ограничения, усилили рецессию в 2015 и 2016 годах. В 2017 году, благодаря стабилизации курса рубля и повышению цен на нефть, наметились положительные тенденции к росту внешнеторгового оборота. В этой связи необходимо проанализировать динамику внешней торговли России в современных условиях, изменение ее структуры, а также тенденции дальнейшего развития.

Причины и последствия антироссийских санкций

Санкции являются односторонними или коллективными действиями против страны, которую считают нарушителем международного права, направленными на то, чтобы заставить это государство соблюдать закон [1].

В мировой практике санкционные ограничения распространяются, прежде всего, на международную торговлю, финансовые операции, а также перемещение граждан и применяются в качестве инструмента внешней политики для решения международных конфликтов и разногласий. Вместе с тем опыт большинства стран, показывает, что санкции не только контрпродуктивны и не способствуют решению конфликтов, но и оказывают существенное негативное влияние как на страну подвергающуюся санкциям, так и на страны, которые их вводят. [2]

Первый санкционный пакет против России был принят в марте 2014 года по инициативе США, к которым присоединились ЕС, Канада, Австралия, Япония и др. Ограничения коснулись ряда российских компаний, политиков и граждан РФ, причастных, по мнению США, к событиям на Украине. Были заморожены их активы, наложены визовые ограничения, прекращены контакты, что снизило доступ российских банков и компаний к рынку европейского капитала. Ограничения затронули, прежде всего, сырьевую сферу России, авиастроение и оборонный комплекс. Впоследствии было прекращено сотрудничество с российскими организациями и в других сферах (культура, наука, медицина и др.). Все это привело к росту инфляции до 12,9% в 2015 году, уровень ВВП снизился на 3,7%, объемы внешней торговли упали на 33,2%. [3]

До сих пор санкции расширяются, добавляются новые причины для их введения, а списки секторов экономики, учреждений и российских граждан, попадающих под ограничения, увеличиваются. Это позволяет сделать вывод о том, что санкции стали удобным инструментом для стран-инициаторов в продвижении своих интересов на мировом экономическом пространстве и, прежде всего, вытеснении конкурентов с мирового рынка.

В качестве ответных, контрсанкционных мер в августе 2014 года Россия ввела эмбарго на некоторые продовольственные товары из стран – инициаторов санкций. Безусловно, это оказало влияние на обе стороны и снизило внешнеторговый оборот. В июне 2018 года был принят федеральный закон №127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств". Также в настоящее время Министерством финансов и Правительством РФ разрабатывается план мероприятий по снижению влияния иностранных санкций на российскую экономику, состоящий из пяти блоков, затрагивающих различные финансово-экономические аспекты. В частности, в блоке внешнеэкономических расчетов, планируется снижение использования доллара во внешнеторговых сделках в пользу расчетов «преимущественно в национальных валютах». «Антимонопольный» блок призван  ограничить «недобросовестную конкуренцию со стороны иностранных государств» и включает в себя возможность ограничений импорта (в соответствии с уже принятым Госдумой законом №127-ФЗ). В этом направлении также уже повышены пошлины на ряд товаров из США. Ограничение импорта Минфин предлагает расширить за счет запрета закупки отдельных иностранных товаров государством и госкомпаниями. [4]

Вместе с тем, санкционное давление, в частности ограничение экспортно-импортных операций, дало новый стимул внутреннему производству и реализации давних планов по развитию импортозамещения в продовольственной сфере, оборонном, топливно-энергетическом комплексе, машиностроении и др. [5].

Динамика внешней торговли России

Во внешней торговле России за последние 5 лет произошли ощутимые изменения. В период экономического спада 2014-2016 годов произошло существенное падение внешнеторгового оборота. Объем экспорта в этот период резко сократился по причине снижения поставок в ЕС и СНГ на фоне падения цен на нефть и дестабилизации геополитических отношений. Месячные приросты достигали -15-20% в годовом счете, а в декабре 2014 – январе 2015 года они и вовсе достигли -25-30%, в это время нефть осваивала ценовые рубежи, пробив важную отметку в 50 дол./барр. Из-за снижения реальных доходов населения и девальвации рубля сократился потребительский импорт, из-за спада экономической активности – импорт оборудования. Падение товарооборота замедлилось в конце 2016 года и наметились положительные тенденции. В 2017 году внешнеторговый оборот  составил 584 млрд. долл. США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25%. Рост цен на нефть и металлы в 2017 году увеличил доходы от экспорта товаров при стабильном физическом объеме и составил 357 млрд. долл. США (рост на 25% по сравнению с 2016 годом). Импорт также существенно вырос по широкому кругу позиций и составил 227 млрд. долларов (рост на 24% по сравнению с 2016 годом). В итоге сальдо торгового баланса в 2017 году составило 130 млрд. долл. США, что на 27 млрд. долл. США больше, чем в 2016 году [5]. (рис.1).

По данным Федеральной таможенной службы РФ в первом полугодии 2018 года внешнеторговый оборот России составил 330,6 млрд. долл. США, что на 21,6% больше соответствующего периода 2017 года. Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 98,0 млрд. долл. США, что на 31,0 млрд. долл. США больше чем в январе-июне 2017 года. Экспорт России за 6 месяцев 2018 года составил 214,3 млрд. долл. США и по сравнению с первым полугодием 2017 года увеличился на 26,5% [6].

me1

Рис.1 Динамика внешней торговли России в 2013-2017гг.

(млрд. долларов США)

Источник: Составлено по данным ФТС РФ [6].

Анализ динамики внешней торговли России показывает, что наиболее глубокий спад был в 2016 году. Вместе с тем следует отметить, что прохождение рецессии в этот период облегчили накопленные финансовые резервы и успешное антикризисное управление. В 2017 году началось оживление внутренней экономической активности. Высокие темпы роста экспорта в 2017 году связаны с ростом цен на углеводороды, т.к. цена нефти марки Urals повысилась почти на 30% по сравнению с предыдущим годом. На рост темпов импорта оказало влияние укрепление рубля и адаптация бизнеса к уровню спроса в стране в различных сферах.

В страновой структуре внешней торговли России за последние годы произошел заметный сдвиг от ЕС и СНГ к АТЭС (в основном за счет растущего товарооборота с Китаем). (Таблица 1.)

Таблица 1.

Динамика места и доли стран мира в товарообороте России

в 2013 - 2017 годах. [7]

me2

Политико-экономическая ситуация привела к резкому падению товарооборота с Украиной, Польшей, Великобританией, Италией, Финляндией и др. в 2014-2016 годах. Вместе с тем, доля Китая, Беларуси, Республики Корея, США, Индии в товарообороте Российской Федерации выросла. В 2017 году темпы происходящих процессов снизились при сохранении общих тенденций. И в первом полугодии 2018 года основными торговыми партнерами России среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 50,0 млрд. долл. США (130,2% к январю-июню 2017 года), Германия – 29,2 млрд. долл. США (125,3%), Нидерланды – 22,8 млрд. долл. США (110,9%), Турция – 13,3 млрд. долл. США (137,0%), Италия – 12,5 млрд. долл. США (111,3%), Соединенные Штаты – 11,8 млрд. долл. США (111,3%), Республика Корея – 10,5 млрд. долл. США (107,6%), Польша – 10,4 млрд. долл. США (136,7%), Япония – 10,1 млрд. долл. США (120,0%), , Франция – 8,7 млрд. долл. CША (120,8%) [8].

Вместе с тем, среди групп стран Европейский союз остается крупнейшим экономическим партнером России [9]. На его долю в общем объеме товарооборота РФ в 2017 году приходилось 42% (что на 8% меньше, чем в докризисном 2013 году), на страны АТЭС – 31% (увеличился на 6%), на участников СНГ – 12% (снизился на 1%), в том числе на страны ЕАЭС – 9% (увеличился на 1,5%), на страны ОПЕК – 3%, на страны БРИКС – 18%, АТР – 32%. В начале 2018 года эта тенденция сохранилась, хотя темпы несколько уменьшились. Азиатско-Тихоокеанский регион становится все более приоритетным направлением сотрудничества для России. (Рис.2)

 

me3

Рис.2. Динамика товарооборота РФ с основными торговыми партнерами в 2013-2017 гг. (%)

Источник: Составлено по данным ФТС РФ [6].

Что касается товарной структуры внешнеторгового оборота, то в целом, существенных изменений не произошло. В 2017 году основную долю в стоимостном объеме экспорта России занимали топливно-энергетические товары – 59% (в 2016 г. – 58%), из них нефть сырая – 38% (37%), нефтепродукты – 24% (23%), природный газ – 14,5% (16%) и каменный уголь – 6% (4,5%). Стоимостной объем экспорта России товаров ТЭК в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличился на 27% и составил 211 млрд. долларов США. Вместе с тем, физические объемы экспорта нефти сырой и нефтепродуктов по сравнению с предыдущим годом сократились на 1% и 5% соответственно.

Таблица 2.

Динамика структуры экспорта России в 2013 - 2017 годах

по видам товаров (процентов от всего объёма экспорта) [7]

me4

Среди стран-партнеров наибольшее снижение физических объемов экспорта нефтепродуктов и нефти сырой зафиксировано в отношении следующих стран: Нидерланды (-8 млн. тонн), США (-4 млн. тонн), Латвия (-3 млн. тонн) и Италия (-3 млн. тонн). При этом зарегистрирован рост со стороны Китая (+4 млн. тонн), Дании (+ 3 млн. тонн), Сингапура (+2 млн. тонн) и Индии (+3 млн. тонн). Беларусь и Турция сократили закупки нефти сырой (-0,5 млн. тонн и -0,8 млн. тонн), но одновременно увеличили импорт российских нефтепродуктов (+1,5 млн. тонн и +1,5 млн. тонн).

Экспорт природного газа в 2017 году увеличился практически во все основные страны-партнеры, исключение составили Великобритания, сократившая закупки российского газа на 1 млрд м3, и Венгрия – на 0,7 млрд м3.

Увеличение стоимостного объема экспорта топливно-энергетических товаров достигнуто за счет роста цен на основные товары ТЭК в среднем на 24%.

В 2017 году несырьевой неэнергетический экспорт по сравнению с 2016 годом увеличился по стоимости на 22,5% до 133,7 млрд. долларов США, а по физическому объему – на 9,8%.

Доля экспорта несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта России в 2017 году составила по стоимости 37,5%, тогда как в 2016 году она составляла 38,3%, по физическому объему доля этих товаров по сравнению с уровнем 2016 года немного увеличилась и составила 22,4%.

В 2017 году, при увеличении (по сравнению с аналогичным периодом 2016 года) как стоимостных, так и физических объемов несырьевого неэнергетического экспорта, существенных изменений его товарной структуры не произошло. Структурные изменения составляли не более 1-2%.

Основными товарами несырьевого неэнергетического экспорта России традиционно являлись:

- металлы и изделия из них (полуфабрикаты и прокат плоский из железа и нелегированной стали, алюминий необработанный);

- машины, оборудование и транспортные средства (двигатели турбореактивные, тепловыделяющие элементы (ТВЭЛЫ), части к оборудованию для атомной энергетики);

- химическая продукция (минеральные и органические удобрения);

- продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (пшеница и меслин). Совокупный удельный вес этих товаров в стоимостном объеме несырьевого неэнергетического экспорта России в 2017 году составил 80,9%.

Что касается импорта России, то его наибольшее снижение в стоимостном выражении также наблюдалось в 2016 году (183,6 млрд. долл. США). Но в отличие от экспорта, снизились и физические объемы импорта. Сократились объемы ввоза автотранспорта, электрогенераторов, текстиля, продовольствия. Падение курса рубля стало одной из главных причин сокращения поставок – закупка импортных товаров стала обходиться значительно дороже для российского покупателя, чем раньше. Также на них повлияло падение потребительского спроса и сокращение промышленного производства в ряде отраслей, которое было особенно характерно для первой половины года. [10]

Кроме того, падение общих объемов импорта стало результатом действия различных запретов, которые в изобилии вводились в 2016 году. Помимо действовавшего продовольственного эмбарго, которое привело к рекордному снижению поставок продовольствия из стран Европы и США, с 1 января 2016 года Россия ввела запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции из Турции – томатов, мандаринов, баклажанов и других фруктов, и овощей. Под запрет при этом попадало почти 60% всего продовольственного экспорта Турции в Россию. Частично осенью он был снят, однако всё же успел заметно повлиять на объемы поставок.

С начала 2016 года также начал действовать негласный запрет на ввоз турецкого текстиля – таможенные органы не пропускали их на территорию страны.

Среди стран СНГ (и всего мира в целом) наибольший спад за 2014-2016 годы претерпел импорт с Украины. Ввоз товаров из стран – партнеров России по ЕАС, Беларуси и Казахстана, показал большую устойчивость к кризисным тенденциям этого периода, сократившись слабее совокупного объема российского импорта, а с начала 2017 года поставки из Белоруссии и особенно Казахстана росли быстрее среднего.

В 2017 году российский импорт стал расти и в стоимостном выражении составил 227 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25% или на 45 млрд. долларов США.

В 2017 году основными торговыми партнерами по импорту стали страны АТЭС, на их долю пришлось более 40% всего импорта. Доля Китая в импорте России – 21%. Значительную долю также занимали страны ЕС – 38%, из них Германия – 11%, Италия – 4 %, Франция – 4% и прочие. На страны СНГ пришлось 11% всего импорта, в том числе на страны ЕАЭС – 8%, основную долю составлял ввоз из Республики Беларусь – 5% и Казахстана – 2%.

В 2017 году основная доля стоимостного объема импорта России приходилась на машины, оборудование и транспортные средства – 49% (в 2016 г. – 47%). Также существенную долю в импорте составляли: химическая продукция – 18% (19%), продовольствие – 13% (14%), металлы и изделия из них – 7% (6%), текстильные изделия и обувь – 6% (6%).

Таблица 3.

Динамика структуры импорта России в 2013 - 2017 годах

по видам товаров (процентов от всего объёма импорта) [7]

me5

Стоимостной прирост импорта России в 2017 году сформировался на 53% за счет увеличения стоимостного объема ввоза машин и оборудования, которое в абсолютном значении составило 24 млрд. долларов США. Среди машин и оборудования наибольшую долю составляли: механическое оборудование – 41% (в 2016 г. – 41%), электрооборудование – 24% (25%) и средства наземного транспорта – 20% (18%). Основными странами-поставщиками импортных машин и оборудования являлись Китай (26%), Германия (12%) и США (8%). При этом и наибольшее увеличение импорта данных товаров также пришлось на эти страны, из Китая – на 6 млрд. долларов США, Германии – на 2,8 млрд. долларов США, США – на 2,6 млрд. долларов США.

Основной стоимостной объем импорта товаров химической промышленности в 2017 году приходился на фармацевтическую продукцию – 27%, пластмассы и изделия из них – 22%. На данные группы товаров пришлось и основное увеличение импорта в данной отрасли, за счет фармацевтической продукции – на 1,9 млрд. долларов США, пластмасс и изделий из них – на 1,2 млрд. долларов США. Вместе с тем, существенно увеличился и стоимостной объем ввоза каучука, резины и изделий из них – на 0,8 млрд. долларов США, а также органических химических соединений – на 0,8 млрд. долларов США.

В импорте товаров фармацевтической продукции основное место занимают лекарственные средства, на долю которых приходится 80% импорта данной группы товаров. Прирост стоимостного объема импорта по лекарственным средствам в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил более 1,4 млрд. долларов США. Причиной этому послужило не физическое увеличение ввоза данных товаров, а рост цен в среднем на 16%. Основными странами-поставщиками лекарственных средств являются Германия – 21%, Франция – 10%, Италия – 7%, Индия – 6%, Швейцария – 5%. В 2017 году поставки лекарственных средств значительно увеличила Великобритания – на 0,1 млрд. долларов США.

Стоимостной объем импорта продовольственных товаров в 2017 году составил 29 млрд. долларов США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 15% или на 3,8 млрд. долларов США. Наибольшую долю в стоимостном объеме продовольствия составляли фрукты – 16%, мясо и мясные субпродукты – 9%, молочная продукция – 9%, алкогольные и безалкогольные напитки – 9%, овощи – 6% и прочие.

Ввоз фруктов в физическом выражении вырос за счет увеличения поставок черешни, винограда из Турции, в отношении которой в 2017 году были сняты ограничительные меры; бананов из Эквадора; цитрусовых из Южной Африки.

Заключение

Анализ динамики внешней торговли показывает, что несмотря на серьезный спад экономики в 2014-2016 годах на фоне неблагоприятной политико-экономической обстановки, к 2017 году началось оживление внутренней экономической активности и, как следствие, увеличение внешнеторгового оборота. Рост импорта говорит об адаптации бизнеса к уровню спроса в стране в различных сферах при данном курсе рубля и цене на нефть около 50 долл./барр. Рост цен на нефть и металлы увеличил доходы от экспорта товаров при стабильном физическом объеме.

В результате постоянного наращивания санкционного давления со стороны европейских государств, в страновой структуре внешней торговли России произошли заметные сдвиги. Приоритетными торговыми партнерами становятся страны Азиатско-Тихоокеанского региона (ведущее место здесь занимает Китай), доля которых в совокупном российском экспорте растет на фоне снижения долей ЕС и СНГ.

Вместе с тем, следует отметить, что Россия обладает большим потенциалом для создания сильной экономики, т.к. даже те потрясения, которые обрушились на нее в 2014 году, показали достаточную устойчивость и высокие адаптационные возможности. Безусловно, большую роль здесь сыграли накопленные финансовые резервы и последовательная антикризисная политика.

В целом, санкционные ограничения не вызвали развала экономики России, но негативное влияние достаточно велико. Хотя эксперты отмечают и некоторые положительные эффекты от введенных санкций: реализация программ импортозамещения, оживление внутреннего производства, запуск национальной платежной системы.

На протяжении нескольких лет Президент и Правительство России путем переговоров и призывом к конструктивному диалогу, пытается снизить градус внешнеполитического накала. Благодаря этим усилиям удалось снять часть антироссийских санкций и ответных запретов. Вместе с тем, страны-инициаторы санкций находят все новые и новые причины для расширения уже действующих и введения новых ограничений, что вызывает необходимость принятия мер для защиты национальной экономики.

 

 

Список литературы

1. Daoudi M. S., Dajani M. S. Economic Sanctions: Ideals and Experience. London, 1983. P. 5-8.

2. Melanina М. The Role of Sanctions in Modern Conditions of Globalization and Their Impact on the Russian Economy. The Genesis of Genius. 2016. № 1. С. 16-19.

3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (Дата обращения 15.09.2018)

4. На санкции ответят по пунктам. Экономикуготовятксистемнойреакциинавнешниемеры. 19.07.2018 Коммерсант. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3689729 (Дата обращения 15.09.2018)

5. Вереникина А.Ю., Исаев В.А., Кузьмин Д.В., Меланьина М.В., Рузина Е.И., Савинский А.В. Экономика. Базовый курс. Учебное пособие для студентов неэкономических специальностей / Москва, 2017. (2-е издание)

6. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс]. – URL:  http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=53&Itemid=1981 (Дата обращения 15.09.2018)

7. Внешняя торговля России. [Электронный ресурс]. – URL:  http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-vneshney-torgovli-rossii-v-2010-2017-godah/ (Дата обращения 15.09.2018)

8. Динамика внешней торговли. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики, сентябрь 2017. [Электронный ресурс]. – URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/14443.pdf

9. Шкваря Л.В. Особенности взаимной торговли России и ЕС в условиях санкций. Научное обозрение: теория и практика. 2017. № 6. С. 26-34.

10. Шкваря Л.В. Российско-Европейские санкции и их влияние на региональные и глобальные экономические процессы. Экономика и предпринимательство. 2017. № 7 (84). С. 349-353.

References

1. Daoudi M. S., Dajani M. S. Economic Sanctions: Ideals and Experience. London, 1983. P. 5-8.

2. Melanina М. The Role of Sanctions in Modern Conditions of Globalization and Their Impact on the Russian Economy. The Genesis of Genius. 2016. № 1. С. 16-19.

3. Federal state statistics service [Electronic resource]. – URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ (accessed 15.09.2018)

4. Sanctions will be answered on points. The economy is being prepared for a systemic reaction to external measures. 19.07.2018 merchant. [Electronic resource.] – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3689729 (accessed 15.09.2018)

5. Verenikina, A. Yu., Isaev V. A., Kuzmin D. V., . M., Ruzin I. E., Savino, A. V. Economics. Basic course. Textbook for students of non-economic specialties / Moscow, 2017. (2nd edition)

6. Federal customs service. [Electronic resource.] – URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_newsfts&view=category&id=53&Itemid=1981 (accessed 15.09.2018)

7. Russia's foreign trade. [Electronic resource.] – URL: http://russian-trade.com/reports-and-reviews/2018-03/dinamika-vneshney-torgovli-rossii-v-2010-2017-godah/ (accessed 15.09.2018)

8. Dynamics of foreign trade. Bulletin on current trends in the Russian economy, September 2017. [Electronic resource.] - URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/14443.pdf

9. Features of mutual trade between Russia and the EU in the conditions of sanctions. Scientific review: theory and practice. 2017. No. 6. P. 26-34.

10. Shkvarya L. V. Russian-European sanctions and their impact on regional and global economic processes. Economics and entrepreneurship. 2017. No. 7 (84). P. 349-353.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516