Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Трансформация модели лидерства в молодежной среде

Теория управления | (117) УЭкС, 11/2018 Прочитано: 108 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Крюкова Наталья Александровна
  • Дата публикации:
    01.11.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Трансформация модели лидерства в молодежной среде

Transformation of the model of leadership among youth

Крюкова Наталья Александровна

Kryukova Natalya

Аспирант, преподаватель кафедры

«Управление персоналом и психология»,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

nataliyach7@gmail.com

Аннотация: в настоящее время происходит изменение модели лидерства, что обуславливается рядом технологических, техно-социальных, социальных трендов, а также мета-трендом ускорение. Ввиду того, что одной из приоритетных задач лидера является управление изменениями, он становится ключевой фигурой в требуемых организационных преобразованиях. Вопрос раннего выявления лидеров, развитие актуальных лидерских компетенций, а также системная работа с развитием лидерского потенциала молодежи играет весомую роль, как с точки зрения конкурентоспособности российской экономики, так и с точки зрения эффективности работы отдельно взятых организаций.

Abstract: change in the leadership model caused by several technological, techno-social, social trends, as well as meta-trend acceleration.  Since one of the priorities of the leader is change management, it becomes a key figure in the required organizational changes. The issue of early identification of leaders, development of leadership competencies, systematic work with the development of leadership potential of youth, plays a significant role both in terms of the competitiveness of the Russian economy and in terms of the effectiveness of individual organizations. 

Ключевые слова: модель лидерства; лидерские компетенции; цифровая экономика

Key words: model of leadership; leadership competencies; digital economy

Введение

В современных социально-экономических условиях модель лидерства подвержена изменениям и требует теоретического и практического переосмысления. Трансформация лидерства происходит под влиянием изменений в обществе, отвечая на возникающие вызовы.

Основной раздел

К основным вызовам современности, прежде всего, стоит отнести мета- тренд цифровой экономики ускорение – все возрастающая скорость изменений. Современное состояние в экономической и социальной сфере определяется высокой скоростью протекания процессов, которые обуславливают условия функционирования российского менеджмента и лидерства.

Эксперты выделяют также 3 группы трендов: технологические, техно-социальные и социальные [1]. К технологическим трендам относят цифровизацию всех сфер жизни и автоматизацию, включая роботизацию. На стыке технологий и общества проявляются техно-социальные тренды, к ним относится глобализация (экономическая, технологическая и культурная) и экологизация. Социальные тренды включают демографические изменения - рост продолжительности жизни, изменение модели детства и становление сетевого общества.

В рамках данных трендов России и миру предстоит решить ряд вызовов, к которым относят экономические и структурные вызовы, включая экономическую глобализацию, рост благосостояния в развивающихся странах, социальные вызовы, такие как социальное расслоение, урбанизация, демографические вопросы. Можно выделить экологические и природные вызовы (изменения климата, деградация экосистем, потеря биоразнообразия, истощение природных ресурсов), а также политические и институциональные вызовы. К общемировым вызовам относят также технологические (переход к новой технологической волне) и ценностные вызовы (сложности с принятием обществом новых технологий, различные этические дилеммы).

Как отмечает Яхонтова, ряд проблем и вызовов стоят и на уровне отдельно взятых компаний [2, С.5]. В условиях цифровой экономики организации необходимы лидеры-командные игроки, способные ставить долгосрочные цели и оперативно реагировать на текущие изменения. Требует изменения расположение лидеров в иерархии компании, лидеры нужны на всех уровнях организации, объединенные единым видением и ценностями, не замкнутые на целях своего подразделения. Кроме того, современным лидерам необходимо ориентироваться и на глобальное пространство, знать лучшие практики и решения, использовать новые технологии. Особые требования к лидерам возникают и в контексте инновационных стратегий компаний. Бизнес становится в большей степени зависимым не только от лидерских навыков управленческого состава, но и от проявления лидерских компетенций на всех уровнях организации. Для современных компаний всё большее значение приобретают способность сотрудников к инновациям и их гибкость.

Современные теории лидерства акцентируют внимание на модели лидерства в условиях глобализации, нарастающей конкуренции, борьбы за клиентов и ресурсы. Успешность компании зависит в том числе от того, насколько силен ее общий лидерский потенциал. Успешные лидеры сегодня, по мнению Соколовой, должны обладать быстротой реакции, сообразительностью, инициативой и нацеленностью на перспективу [3, С.33].

Актуальными подходами к лидерству сегодня можно считать сетевую модель лидерства, которая предполагает развитие лидерского потенциала на всех уровнях организации, не опираясь на иерархический подход. В продолжении идеи сетевого лидерства разработана теория «Лидерство голубого океана», предполагающая системное развитие лидеров на любом уровне организации. Океан – это нераскрытые таланты и лидерских потенциал всех сотрудников организации. Данный подход позволяет максимально использовать лидерский потенциал компании и усилить мотивацию и продуктивность ее сотрудников [4]. Особое внимание также уделяется теории эмоционального интеллекта Дэниела Гоулмана, в рамках которой лидеру необходимо обладать и развивать ряд навыков эмоционального интеллекта. В частности, он выделяет 5 навыков лидера: самосознание, саморегуляция, мотивация эмпатия, социальные навыки и показал важность их совершенствования в условиях быстроменяющегося окружения [5].

Таким образом, преобразования требуется как на общественном уровне, так и на уровне компании. Вероятность достижения общего экономического успеха высока тогда, когда 3 уровня: общественный, организационный и индивидуальный синхронизированы и имеют общий вектор развития. Лидерство, в свою очередь, является фундаментальной движущей силой необходимых общественных и организационных преобразований. Ввиду того, что одной из задач лидерства является управление изменениями, лидеру необходимо сегодня быстро адаптироваться к новым условиям и отвечать новым требованиям. Кроме того, одним из важнейших слоев в рамках задачи общественных преобразований является молодежь.

Молодежь - самый активный и мобильный слой населения, это формирующиеся специалисты, которые завтра займут ведущие положения в обществе и в бизнесе, и уже от них будет зависеть социально-экономическое состояние в России. Молодежь как особая социальная группа имеет свои отличительные черты, такие как восприимчивость и гибкость к инновациям и новым технологиям, высокий уровень социальной мобильности, высокая социальная активность и потенциал к лидерству [6, С.29].

На сегодняшний момент выделяется несколько подходов к модели лидерства нового поколения, на которые, в частности, необходимо опираться в управлении системой становления будущих лидеров.

Так, согласно, Европейской школе менеджмента, новое поколение лидеров XXI века должно отвечать следующим критериям. Во-первых, обладать профессионализмом, то есть лидеры должны овладеть основными управленческими навыками. Во-вторых, обладать предпринимательскими качествами, включая умение видеть возможности, строить модели и превращать идеи в реальные проекты и продукты. В-третьих, лидеры нового поколения должны обладать международной перспективой, в том числе, понимать возможности на международных рынках, мыслить глобально и приспосабливаться к разным культурам. В-четвертых, отвечать требованиям ответственного лидерства, предполагающее высокий уровень самоконтроля и личной ответственности. И, в-пятых, обладать широкой культурной базой. Кроме того, выделяется отдельная компетенция «командное лидерство», подчеркивая, неразрывную связь лидера и команды. [7, С.167].

Актуальность вопросов лидерства в молодежной среде обусловлена недостаточной разработанностью стратегии и тактики формирования молодых лидеров, необходимостью изменений в молодежной политике, появлению новых факторов, влияющих на развитие лидерских компетенций молодежи. Вопрос выявления лидеров в молодежной среде играет весомую роль, как с точки зрения конкурентоспособности российской экономики, отдельных отраслей и систем, так и с точки зрения эффективности работы отдельно взятых организаций.

Включение молодежи в процессы управления – одно из основных направлений интеграции нового поколения в социально-экономические отношения. Поколенческий вопрос также интересен в разрезе модели лидерства. В первую очередь, ввиду различных жизненных условий и экономической ситуации поколениям свойственны различные ценностные установки и модели поведения. Кроме того, возникает поколенческий конфликт между лидерами настоящего и лидерами будущего.

Молодое поколение никогда не являлось саморазвивающиеся системой, ее жизнедеятельность обусловлена существующими социально-экономическими условиями. Ориентация на инновационную и цифровую экономику обуславливает внедрение новых принципов и подходов развития и выявления лидеров, как в образовательной системе, так и в бизнесе. Молодежь как движущая сила общественного развития и носитель передовых технологий и новых идей является важной кадровой базой для развития инновационной деятельности на всех уровнях.

Вызовы и вопросы, с которыми молодому поколению предстоит столкнуться, весьма обширны. На сегодняшний момент существует ряд решений, направленных на ранее выявление и развитие лидерских компетенций молодежи. Ежегодно проходят всероссийские и региональные лидерские форумы, конференции, проводятся конкурсы и обучающие программы.

Развитием данной системы заинтересовано как государство, так и отдельно взятые организации. В рамках решений бизнеса можно выделить корпоративные программы развития профессиональных и лидерских компетенций, специальные проекты (многофункциональные, региональные), стажировки, наставничество, менторинг и коучинг, систему оценки и обратной связи, разработку индивидуальных планов профессионального и карьерного развития молодежи. Ряд российских компаний следует нарастающим тенденциям и разрабатывает внутрикорпоративные системы подготовки лидеров, запускает программы для студентов и выпускников. Так, российская компания Splat осуществляет программу развития командного лидерства, а в Сибур Холдинг действует лидерская программа развития кадрового резерва. Альфа-банк, в свою очередь, разработал несколько программ подготовки лидеров, таких как «Альфа-Шанс», «Альфа-Перспектива».

Заключение

Таким образом, ряд социально-экономических трендов обуславливают изменения модели лидерства, в том числе в молодежной среде. В условиях глобализации, перехода к цифровой экономике, запроса российского общества на инновационное развитие вопрос подготовки лидеров нового формата становится все актуальнее. Сегодня к современным лидерам предъявляются новые требования, им необходимо отвечать вызовам цифровой экономики, глобальным и российским вызовам. Система развития молодых лидеров должна ориентироваться на следующие навыки: умение работать в условиях неопределенности, цифровые навыки, ответственность, инициативность, предпринимательская способность, построение командной работы, межотраслевая коммуникация. Кроме того, лидеры нового поколения должны обладать потенциалом к стратегическому мышлению и быстро адаптироваться к новым условиям.

Библиографический список

1. Лукша П., Лошкарева Е., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире? // futureskills URL: http://futuref.org/futureskills_ru (дата обращения: 2.10.2018)

2. Яхонтова Е.С. Новая парадигма лидерства в экономике знаний и кризис лидерства в России журнал «Менеджмент сегодня», 2011

3. Соколова О.Н. Лидерство и руководство // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5. С.30 – 36.

4. Cashman K. Leadership from the Inside Out. - Provo: UT: Executive Excellence Publishing, 2008.

5. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта [Пер. с англ.]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 301 с.

6. Хозинов, Р.Р. Становление молодежного лидерства в государственном и муниципальном управлении: социальные проблемы и перспективы развития: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08. Уфа. – 195 с.

7. Анисимов Н.Д., Бударин П.Ю., Касьяник Ю.В. Оценка способностей к лидерству и командному сотрудничеству у студентов // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2014. – №20. – С.165-170.

References

1. Luksha P., Loshkareva E., Sudakov D. Skills of the future. What you need to know and be able to in the new complex world? // futureskills URL: http://futuref.org/futureskills_ru (appeal date: 2.10.2018)

2. Yakhontova E.S. New Paradigm of Leadership in the Knowledge Economy and the Leadership Crisis in Russia, Management Today, 2011

3. Sokolova O.N. Leadership and leadership // Psychology, sociology and pedagogy. 2012. № 5. P.30 - 36.

4. Cashman K. Leadership from the Inside Out. - Provo: UT: Executive Excellence Publishing, 2008.

5. Goleman D. Emotional leadership: The art of managing people based on emotional intelligence [Trans. from English]. - M .: Alpina Business Books, 2005. - 301 p.

6. Khozinov, R.R. Formation of youth leadership in state and municipal government: social problems and development prospects: dis. ... Cand. soc. Sciences: 22.00.08. Ufa. - 195 s.

7. Anisimov N. D., Budarin P.Yu., Kasyanik Yu.V. Evaluation of leadership and teamwork abilities among students // University Bulletin (State University of Management). - 2014. - №20. - P.165-170.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516