Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Государственно-частное партнерство в cоциальной сфере

Предпринимательство | (116) УЭкС, 10/2018 Прочитано: 70 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Дузельбаева Гульшат Берикбаевна, Берикболова Улжан Доскалиевна, Ким Венера Владимировна
  • Дата публикации:
    10.10.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата

Государственно-частное партнерство в cоциальной сфере

Public private partnership in the social sphere

 

Дузельбаева Гульшат Берикбаевна

Duzelbaeva Gulshat Berikbaevna

Берикболова Улжан Доскалиевна

Berikbolova Ulzhan Doskalievna

Ким Венера Владимировна

Kim Venera Vladimirovna

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата,

кафедра экономической теории и государственного управления

ulzhan.73@mail.ru

Статья выполнена в рамках проекта «Совершенствование государственно-частного партнерства в подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства». ИРНпроекта: AP05133562.

Аннотация. В статье рассматриваются основные принципы и формы государственно-частного партнерства в социальной сфере. В частности рассматриваются формы развития государственно-частного партнёрства в образовании. 

Abstract. This article discusses the basic concepts and forms of public private partnership in the social sphere. In particular the forms of development public private partnership in education are also considered. This article was developed in terms of the project «Improvement of public-private partnership training for small and medium-sized businesses». URNoftheproject: AP05133562.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, социальная сфера, образование, бизнес, закон, программа.

Keywords: public private partnership,social sphere, education, business, law, program.

Введение. В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана особо отмечено, что социальная ответственность частного бизнеса, неправительственных и благотворительных организаций, частных лиц должна особенно проявиться в сфере образования. Для этого необходимо создать сеть государственно –частного партнерства для развития системы высшего и среднего образования.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности.

Основной раздел. Основной целью государственно-частного партнерства является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта государства и бизнеса, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками при условии предоставления экономическим субъектам высококачественных услуг.

В целом, государственно-частное партнерство - это система среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между государством и частным сектором для предоставления частным сектором от имени государства общественно-значимых услуг по проектированию, финансированию, строительству, реконструкции, реабилитации, эксплуатации или обслуживания объектов.

В широком смысле, государственно-частное партнёрство – это метод предоставления государственных услуг, который объединяет частный и государственный сектор на долгосрочной контрактной основе, закрепляя за каждой стороной определённые обязательства.

Партнерство, в отличие от традиционных административных отношений, создает свои базовые модели финансирований, отношений собствннности и методов управления. Партнерство институционально преобразует в сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства, но не выводит их полностью за его пределы.

ГЧП эффективный механизм для развития социальной сферы, так как оно связано с разработкой проектов общественной значимости. ГЧП позволяет сочетать интересы как общества, так и бизнеса, а также позволеяет создавать в большем объеме социально значимые блага в условиях недостаточного финансирования их производства со стороны государства.

Существуют следующие предпосылки создания ГЧП в социальной сфере:

- социальная сфера испытывает значительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологий оказания услуг и обслуживания;

- ГЧП позволит, с одной стороны, привлечь ресурсы субъектов предпринимательской деятельности, с другой – сохранить контроль и надзор государства за оказанием социально значимых услуг необходимых населению объема, структуры и качества;

Рассмотрим вариант использования ГЧП в образовании, поскольку эта сфера социальной деятельности представляется наиболее значимой в современных условиях.

Следует отметить, что ГЧП в области образования активно развивается в мировой и казахстанской практике. ГЧП в сфере образования представляет собой взаимодействие государственных организаций образования и структур бизнеса на основе взаимных интересов для достижения общих целей. Можно сказать, что это партнерство представляет собой альянс между государством и бизнесом в целях реализации образовательных проектов на основе законодательных актов и специальных соглашений.

В наиболее общей постановке государственно-частное партнерство в образовании можно определить как юридически закрепленную на определенный срок, предполагающую софинансирование и разделение рисков форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов образования, а также соответствующих образовательных услуг, исполняемых и оказываемых государственными и местными органами, организациями образования.

Большая роль возлагается на проекты ГЧП при создании и развитии университетских комплексов, объединяющих образовательные, исследовательские и иные учреждения и организации. Такая инновационная структура вуза позволяет повысить эффективность и качество образовательного процесса, развить его прикладную направленность, максимально использовать интеллектуальные, материальные, информационные и человеческие ресурсы для подготовки специалистов, проведения исследований, разработки инновационных проектов.

В мировой практике определились основные виды социальных инвестиций в сферу образования:

• прямые социальные инвестиции, направленные на совершенствование или изменение рынка труда в целом или на территории своего присутствия;

• развитие совместных проектов на основе софинансирования и взаимной выгоды;

• лоббирование интересов учебного заведения, проведение совместных акций и мероприятий;

• финансовые инвестиции в виде пожертвований, фонды развития и иные фонды, предназначенные для развития учебного заведения, грантовые образовательные программы;

• безвозмездное предоставление товаров и услуг учебному заведению.

Партнерство между государственным и частным сектором в производстве социально значимых благ на сегодняшний день эффективно применяется в Австралии, Ирландии, Канаде, Малайзии, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Сингапуре, США, Франции, Финляндии, Японии и др. Также в международной практике применение инструментов ГЧП в социальной сфере экономики привело к возникновению множества видов ГЧП и разработке различных их подвидов. Однако все они руководствуются едиными принципами.

К основным принципам ГЧП следует отнести:

- соблюдение нормативно-правовой базы;

- равенство и свобода;

- стабильность контракта;

- конкурсность;

- непрерывность оказания услуг;

- прозрачность и обратная связь;

- невмешательство;

- гарантии;

- системный подход;

- единые стандарты качества услуг;

- ориентация на конечный результат.

Тем не менее, процесс становления ГЧП в социальной сфере сталкивается с такими проблемами как:

Заключение. Образовательные учреждения, медицинские центры и больницы – главные объекты программ ГЧП, основанных преимущественно на концессионных моделях и контрактах на управление. В Республике Казахстан отрасли социальной сферы, в первую очередь образование и здравоохранение, постоянно находятся в центре внимания. Потенциальный интерес к участию в социальных проектах существует и у бизнеса, но опыт ГЧП в социальной сфере крайне ограничен. На сегодняшний день государственно-частное партнерство в сфере образования Казахстана сталкивается с целым рядом проблем. Одной из важнейших проблем является несовершенство нормативно-правовой и методической базы (в части отраслевых и иных подзаконных нормативных актов), позволяющей реализовать эффективные механизмы ГЧП и обеспечить при этом выполнение стратегических целей и задач государства в области образования, а также интересов субъектов частного сектора как полноправного партнера государства в сфере профессионального образования. В настоящее время в силу наличия ограничений в действующем законодательстве существенно затрудняется реализация таких механизмов ГЧП институциональной формы, как создание коммерческих (или некоммерческих) организаций с участием государственного или частного образовательного учреждения или органов государственной власти и местного самоуправления.

Тем не менее, имеющийся опыт взаимодействия образовательных учреждений с хозяйствующими субъектами, укрепление существующих связей позволяет в перспективе перейти к полномасштабному партнерству образования и частного сектора.

 

Библиографический список

1. Закон Республики Казахстан «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» от 18 декабря 2000 г. №129-2.

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 г. №1118.

3. Программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РК от 29.06.2011г. №731.

4. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы и перспективы // 0течественные записки. -2004.- № 6.

5. Никитаева А.Ю. Стратегии и механизмы взаимодействия государства и бизнеса в регионах России // Региональная экономика. – 2007. – №9.

 

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516