Ошибка
  • Delete failed: 'd485d6fdb1d3384f4d2d0744f174fb91.php_expire'
  • Delete failed: 'd485d6fdb1d3384f4d2d0744f174fb91.php'
  • Delete failed: 'cfd9d1bb3e747d430192b5b98659639f.php_expire'
  • Delete failed: 'cfd9d1bb3e747d430192b5b98659639f.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Теоретические аспекты развития государственно-частного партнерства в Казахстане

Предпринимательство | (116) УЭкС, 10/2018 Прочитано: 703 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Дузельбаева Гульшат Берикбаевна, Берикболова Улжан Доскалиевна, Абдимомынова Алма Шакирбековна
  • Дата публикации:
    10.10.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата

Теоретические аспекты развития государственно-частного партнерства в Казахстане

Theoretical aspects of development public private partnership in Kazakhstan

Дузельбаева Гульшат Берикбаевна

Duzelbaeva Gulshat Berikbaevna

Берикболова Улжан Доскалиевна

Berikbolova Ulzhan Doskalievna

Абдимомынова Алма Шакирбековна

Abdymomynova Alma Shakirbekovna

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата,

кафедра экономической теории и государственного управления

ulzhan.73@mail.ru

 Статья выполнена в рамках проекта «Совершенствование государственно-частного партнерства в подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства». ИРН проекта: AP05133562.

Аннотация. В статье рассматриваются основные теоретические понятия государственно-частного партнерства и его сущность. Также рассматриваются формы развития государственно-частного партнёрства в Казахстане.

Abstract. This article discusses the basic theoretical concepts of public private partnership and its content. The forms of development public private partnership in Kazakhstan are also considered. This article was developed in terms of the project 

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, отрасль, концессии, бизнес, инфраструктура, закон, программа.

Keywords: public private partnership,sector, concession, business, infrastructure, law, program.

Введение. Мировая практика показывает, что одним из основных механизмов расширения ресурсной базы и мобилизации неиспользованных резервов для экономического развития, повышения эффективности управления государственной и общественной собственностью является государственно-частное партнерство (ГЧП). Такое партнерство представляет собой относительно новое явление в мировом хозяйстве, отражающее процессы расширения и усложнения форм взаимодействия государства и бизнеса. При использовании механизма ГЧП появляется возможность повышения эффективности взаимовыгодного сотрудничества государства и частного сектора, повышения качества предоставляемых услуг, ускоренной модернизации инфраструктуры, необходимой для диверсификации экономики.

В Казахстане возможности государственно-частного партнерства изучены и используются недостаточно полно, практика их применения позволяет выделить лишь несколько примеров использования допустимых в рамках существующего законодательства форм партнерства.

Основной раздел.В современном мире неотъемлемым условием нормального функционирования экономики является конструктивное взаимодействие бизнеса и структур государства.

Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от и зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. В теоретической литературе государственно-частное партнерство (ГЧП) определяется как долгосрочный контракт между государством и частным партнером для разработки и предоставления услуг. В связи с этим часто используется также термин межсекторальное сотрудничество или партнерство.

ГЧП - это любое взаимодействие государства и бизнеса в достижении общих целей социально-экономического развития. Речь может идти о совместной разработке стратегических документов, нормативных правовых актов, совместной работе по совершенствованию бизнес-климата и улучшению инвестиционного имиджа страны. При сохранении важнейших национальных объектов в государственной собственности наблюдается передача части правомочий государства частному сектору. Это, прежде всего, такие функции, как строительство, эксплуатация, содержание и управление в сфере производственной и социальной инфраструктуры. В плане целевой ориентации всю экономику как правило разделяют на три сектора: государственный, частный (некоммерческий) и частный (коммерческий).

В проектах ГЧП государственный сектор устанавливает параметры и стандарты для объектов инфраструктуры и общественных услуг,   а частный сектор берет на себя, например, обязательства по разработке, строительству,  финансированию объекта и управлению им в соответствии с этими параметрами или берет на себя обязательства по соблюдению соответствующих требований при предоставлении услуг.

Взамен частный сектор получает от государства или потребителей оплату, размер которой зависит от достигнутых результатов. Для Казахстана можно определить следующее понятие ГЧП. Государственно-частное партнерство - это совокупность среднесрочных или долгосрочных взаимоотношений между государственным и частным сектором по предоставлению общественно значимых работ и услуг по проектированию; финансированию; строительству; реконструкции; реабилитации; эксплуатации; обслуживанию объектов на условиях соблюдения основных принципов ГЧП.

Впервые ГЧП-контракты появились в Великобритании в начале 80-х годов в рамках «Новой инициативы по государственному управлению». К этому времени государственное финансирование инфраструктурных отраслей сократилось с 5% от ВВП (начало 70-х годов) до 2%. Результатом стало появление так называемой «инфраструктурной дыры» между возможностями правительства и потребностями населения.

Основной целью ГЧП инициативы стало выделение необходимых для инфраструктуры ресурсов, повышение эффективности предоставления услуг, улучшение управления на государственных предприятиях посредством внедрения принципов функционирования частных фирм и открытие данного сектора для рыночной конкуренции.

Как показывает международный опыт, основными сферами применения ГЧП являются:

1) транспорт и транспортная инфраструктура – строительство, эксплуатация и обслуживание систем мониторинга и управления движением, строительство и эксплуатация автомагистралей и терминалов аэропортов, другие проекты в автомобильном, железнодорожном, воздушном, городском, трубопроводном, морском и речном транспорте;

2) телекоммуникации – создание телекоммуникационной инфраструктуры и монопольные права на ее эксплуатацию, сопровождающиеся обязательствами по предоставлению услуг потребителям или их отдельным категориям;

3) строительство и недвижимость – сооружение и эксплуатация общественных объектов и муниципального жилья в обмен на право застройки в рамках реализации коммерческих проектов;

4) газовое и энергетическое хозяйство – строительство и реконструкция электростанций.

5) жилищно-коммунальное хозяйство – строительство новых, обновление и эксплуатация действующих коммунальных сетей, водоочистка, уборка улиц, вывоз и переработка мусора и отходов, электро, -тепло, -водоснабжение, -энергосбережение, -освещение дорог и улиц.

6) финансовый сектор - активизация деятельности частных страховых и управляющих компаний, имеющих опыт работы с потребителями на конкурентных добровольных рынках, в секторах обязательного социального страхования и государственного пенсионного обеспечения.

7) образование и медицина - строительство и реконструкция школ, университетов, больниц, поликлиник, общежитий и других объектов частными компаниями в обмен на право коммерческой застройки и развития других земельных участков и территорий.

Применение механизмов государственно-частного партнерства в Казахстане осуществляется с 1991 года, в частности корпоративная форма управления; приватизация; доверительное управление объектами государственной собственности (аренда).

Позднее в Казахстане начал применяться термин «концессия», который можно выделить в отдельный блок взаимоотношений государства и бизнеса по передаче активов в управление.

Принятие Закона Республики Казахстан «О концессиях» сформировало правовое поле, позволяющее частному сектору инвестировать финансовые и технологические ресурсы в реализацию инвестиционных проектов с использованием механизма концессии.

Сегодня ГЧП в Казахстане уже получило законодательную, институциональную и инфраструктурную поддержку. В настоящее время законодательство РК включает порядка 35 законодательных документов – законов, Указов Президента РК, Постановлений Правительства РК, приказов министров отраслевых министерств.

В Республике Казахстан законодательно закреплены две формы ГЧП - институциональная и контрактная. Контрактное ГЧП относится к партнерству, основанному исключительно на контрактных отношениях между участниками проекта. Институциональное ГЧП предполагает создание совместного предприятия с участием государства и частного партнера, целью которого является выполнение работ и услуг в пользу государства.

В настоящее время в Казахстане имеется практика реализации проектов ГЧП с применением механизма концессии. Современное определение концессии – передача по договору концессии объектов государственной собственности во временное владение и пользование в целях улучшения и эффективной эксплуатации, а также прав на создание (строительство) новых объектов за счет средств концессионера или на условиях софинансирования концедентом с последующей передачей таких объектов государству с предоставлением концессионеру прав владения, пользования для последующей эксплуатации, а также с предоставлением государственной поддержки либо без таковой. Модель концессии, где большая часть инвестиционных и эксплуатационных рисков несет частная сторона, предполагает реализацию крупномасштабных проектов, способных изначально генерировать доход.

Рассматривая возможности развития ГЧП в Казахстане, следует отметить следующие группы факторов, способствующих его развитию:

- политические (наличие системы регулирования ГЧП; единая политика и эффективная схемы взаимодействия государственных и частных органов власти при реализации проектов ГЧП; ясность стратегии, целей и задач развития региона, отдельных сфер деятельности; четкое определение компетенции органов управления различного уровня и взаимоотношений между ними; прямая поддержка со стороны государственных органов; получение неэкономических выгод в результате осуществления партнерства);

- социально-экономические (современная инфраструктура инновационной экономики; социальная направленность проектов; стабильность экономической ситуации и транспарентность экономической, финансовой и инвестиционной политики; развитие финансовых институтов, в т.ч инвестиционных, венчурных фондов; экономическое стимулирование предпринимательских структур к участию в выполнении стратегии, целей и задач развития региона; конкурентный механизм выбора предпринимательской структуры – партнера ГЧП);

- правовые (наличие нормативно-правовой базы; модернизация законодательства, касающегося ГЧП, в соответствии с нормами международной практики; развитие институтов защиты интересов и прав сторон в ГЧП), институциональные (охрана труда; защита окружающей среды; мораль и традиции).

11 ноября 2015 года Глава государства подписал закон о государственно-частном партнерстве, который открывает новую страницу в развитии ГЧП в Казахстане. Теперь в нашей стране ГЧП регулируется двумя законами: Законом о концессиях, который охватывает крупные инфраструктурные проекты, и новым законом о ГЧП, действие которого распространяется на все отрасли экономики.

Закон определяет условия взаимодействия государства и частного бизнеса, направленного на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Казахстана. В том числе регламентирует вопросы привлечения инвестиций в экономику Казахстана для строительства инфраструктуры и систем жизнеобеспечения населения.

Заключение. На сегодняшний день государственно-частное партнерство является одним из приоритетных направлений развития здравоохранения в Республике Казахстан и привлечения частных инвестиций. При его успешной реализации этот инструмент позволит получить выгоду государству, бизнесу и каждому гражданину республики.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это договоренность, обычно в средне- и долгосрочной перспективе, между государственным и частным секторами, в которых часть услуг или работ, которые попадают под ответственность государственного сектора, передаются частному сектору с четким соглашением целей и условий реализации проектов развития общественной инфраструктуры и оказания услуг.

В целях сбалансированного распределения рисков, выгод и обязанностей между государством и частным сектором необходима взаимная, скоординированная, кропотливая работа всех участников процесса.

 

Библиографический список

1. Программа по развитию государственно-частного партнерства в Республике Казахстан на 2011 – 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РК от 29.06.2011г. №731.

2. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005.

3. Юсупов Н.А., Карабаев Ф.Э. Теория и практика государственно-частного партнерства/Учебный модуль/ Ташкент, 2013.

4. Вестник ГЧП №2/ Казахстанский центр государственно-частного партнерства.

5. Закон «О государственно-частном партнерстве»// http://online.zakon.kz/

 

References

 

  1. Programma po razvitiyu gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v Respublike Kazahstan na 2011 – 2015 godyi, utverzhdennaya postanovleniem Pravitelstva RK ot 29.06.2011g. #731.
  2.  
  3. Varnavskiy V. G. Partnerstvo gosudarstva i chastnogo sektora: formyi, proektyi, riski. M.: Nauka, 2005.
  4.  
  5. Yusupov N.A., Karabaev F.E. Teoriya i praktika gosudarstvenno-chastnogo partnerstva/Uchebnyiy modul/ Tashkent, 2013.
  6.  
  7. Vestnik GChP #2/ Kazahstanskiy tsentr gosudarstvenno-chastnogo partnerstva.
  8.  
  9. Zakon «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve»// http://online.zakon.kz/

 

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018
(117) УЭкС, 11/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516