Ошибка
  • Delete failed: 'df12551dfcce87acdbbe7eb5c9be36ce.php_expire'
  • Delete failed: 'df12551dfcce87acdbbe7eb5c9be36ce.php'
  • Delete failed: 'b3854d9d1154caaa19e6542030a5d58e.php_expire'
  • Delete failed: 'b3854d9d1154caaa19e6542030a5d58e.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Реализация идеи партнерства государства, наукоемких предприятий и образования в целях повышения кадрового потенциала

Экономика труда | (113) УЭкС, 7/2018 Прочитано: 601 раз
(1 Голосование)
  • Автор (авторы):
    Герасимова Светлана Александровна, Кучинский Антон Владимирович
  • Дата публикации:
    11.07.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
    Поволжский казачий институт управления и пищевых технологий (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

Реализация идеи партнерства государства, наукоемких предприятий и образования в целях повышения кадрового потенциала

Implementation of the idea of partnership between the state, science-intensive enterprises and education in order to increase human resources

 

Герасимова Светлана Александровна

Gerasimova Svetlana Aleksandrovna

к.э.н., доцент кафедры экономики и управления социально-экономического факультета
Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (ДИТИ НИЯУ МИФИ)

Кучинский Антон Владимирович

Kuchinskiy Anton Vladimirovich

к.э.н., заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Поволжский казачий институт управления и пищевых технологий (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

 lipa-76@yandex.ru

 

Реализация идеи партнерства государства, предприятий и образования в высшем профессиональном образовании представляется реальным инструментом решения проблем кадрового дефицита и повышения качества обучения. В данной статье обоснована актуальность и целесообразность создания наукоемких научно-образовательных кластеров, в целях решения проблем повышения эластичности взаимосвязи вузовской науки и наукоемкого сектора экономики, подготовки специалистов для научного сообщества.

The implementation of the idea of partnership between the state, enterprises and education in higher professional education is a real tool for solving the problems of personnel shortage and improving the quality of education. The article substantiates the relevance and feasibility of creating science-intensive scientific and educational clusters in order to solve the problems of increasing the elasticity of the relationship between University science and science-intensive sector of the economy, training of specialists for the scientific community.

Высшее образование, наукоемкое предприятие, инновационная экономика, потенциал.

Higher education, knowledge-based enterprise, innovative economy, potential.

 

В условиях экономики знаний возрастает роль человеческого капитала, поэтому развитие сферы образования становится важным направлением экономического роста, обеспечивающим инновационные конкурентные преимущества и рост кадрового потенциала. Реализация идеи партнерства государства, предприятий и образования в высшем профессиональном образовании представляется реальным инструментом решения проблем расширения кадрового потенциала и повышения качества обучения. Говорится не о «благотворительности» бизнеса, а об обоюдовыгодном долгосрочном сотрудничестве.

В России партнерство государственных структур и наукоемких предприятий осуществляется в форме взаимодействия государственного и частного бюджетов в целях развития науки и технологий. Данная задача отражена в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Положения Основ служат стратегиями для государственно-частного партнерства в сфере наукоемкого и инновационного производства [1].

Решая проблемы государственно – частного партнерства в высшем образовании, необходимо помнить, что ВУЗы являются важнейшими звеньями инновационной системы, как на федеральном, так и региональном уровнях.

На возможности развития партнерства государства, наукоемких предприятий и образовательных учреждений в инновационной сфере указано в документах, определяющих направления российской политики в научно-инновационной сфере. В Стратегиях развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2020 г. помимо комплекса мероприятий, необходимых для ее реализации, названо развитие частно - государственного партнерства [1]. В Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы» предлагается на основе механизмов государственно-частного партнерства реализация крупных проектов реализации технологий и завязывании ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях.

Постепенно отрабатываются меры по реализации научно-исследовательских компетенций в высших учебных заведениях, по стимулированию научной направленности студентов, что позволяет решить проблему эластичности взаимосвязи вузовской науки и наукоемкого сектора экономики, внедрения в инновационное производство научных результатов и технологий, полученных студенческими коллективами, подготовки специалистов для научного сообщества. Изменение институционального профиля сектора науки и технологий реализуется за счет таких новых форм, как университеты развития, технологические платформы, наукоемкие и инновационные территориальные кластеры. Таким образом, осуществляется вовлечение молодежи, студентов и аспирантов в инновационный бизнес в рамках инновационной деятельности высших учебных заведениях.

Развиваются меры, направленные на поддержку и концентрацию научных исследований в высших учебных заведениях, усиление кадровой составляющей вузовской науки, обновление оборудования, участие высших учебных заведений в научных и технологических платформах, в создании малого предпринимательства, поддержка его связи с наукоемкими и инновационными предприятиями.

Международное наукоемкое производство, усиленное информационными и коммуникационными технологиями, предъявляет жесткие требования к структурному изменению рабочих мест. Поэтому возникают жесткие требования к качеству кадров, профессионального образования. Следствием является:

- повышение мобильности студентов и преподавателей;

- основной формой капитала является интеллектуальный капитал.

Экономика, базирующаяся на знаниях, приведет к возникновению международного глобализированного рынка труда с устойчивым спросом на квалифицированные кадры, имеющие международно - подтвержденную квалификацию.

Рост кадрового потенциала в наукоемкой сфере России возможен за счет концентрации ресурсов на работах, осуществляемых научными коллективами, способными на выполнение научных исследований на уровне мировых стандартов. В этой связи важным направлением наукоемкого производства России последних лет является улучшение условий привлечения к работе в российских научных организациях зарубежных ученых, стимулирование международных обменов. Особое внимание необходимо уделять вопросам создания конкурентных условий для привлечения в науку молодых специалистов, в том числе - выпускников зарубежных высших учебных заведений.

Основополагающими признаками государственно-частного партнерства являются:

- присутствие в договоре, по крайней мере, одного некоммерческого высшего учебного заведения;

- участие в договоре, по крайней мере, одного наукоемкого или инновационного предприятия;

- использование ресурсов участников государственно-частного партнерства;

- наличие положительного эффекта от участия для всех партнеров.

Планируемая эффективность от реализации политики в области развития науки и технологий отражена в следующих показателях и приведена в таблице 1.

Численность исследователей в составе занятых в науке возрастет к 2020 году и составит 429,89 тысяч человек.

Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки к 2020 году составит около 781,59 тысяч человек.

Таблица 1. Итоги реализации политики в области развития науки и технологий в части повышения кадрового потенциала

Показатель

Конец 2011-начало 2012 г. [3] 

2020 г.

Численность исследователей, занятых в научной деятельности, % рост

 

15,4

Удельный вес исследователей в возрасте до 26-39 лет в общей численности научных специалистов, % рост

33,2

35

Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, % рост

 

7,6

Доля образовательных организаций высшего образования во внутренних затратах на научные исследования и разработки, % рост

9

15

Доля бюджетных средств в затратах на научную деятельность, % сокращение

65

43

Доля объемов внебюджетных средств в структуре внутренних затрат на научные исследования и разработки, % рост

34

57

Доля публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of   Science, % рост

2,12

3

Доля затрат на науку в ВВП РФ, % рост

1,12

3

В образовании, имеют место две основные формы государственно - частного партнерства: контрактные и институциональные [2].

Для формирования у обучаемых необходимых компетенций высшим учебным заведениям необходимо иметь постоянную и эффективную связь между сферой наукоемкого и инновационного производства, сферой образования и государственным регулированием. Такую связь, по нашему мнению, обеспечат наукоемкие научно-образовательные кластеры.

Участие объединений наукоемких предприятий - работодателей в формировании компетенций высшего образования может осуществляться в следующих направлениях:

- участие в мониторинге прогнозирования потребностей наукоемкого производства в квалифицированных сотрудниках;

- участие в комплектации системы экспертной оценки качества высшего образования.

Объединения высших учебных заведений и предпринимательства в сфере науки и инноваций может реализоваться по следующим направлениям:

- ориентированные на дальнейшее внедрение совместные фундаментальные исследования;

- ориентированные на дальнейшее внедрение совместные прикладные исследования;

- совместная инновационная деятельность;

- совместная инфраструктурная деятельность.

Наукоемкий научно-образовательный кластер (ННОК) представляет собой совокупность лиц, взаимодействующих на основе договора, объединяющих свои активы в целях экономической или технологической кооперации, направленной на повышение конкурентоспособности отечественной наукоемкой продукции или услуг. Задачей наукоемкого научно-образовательного кластера является обеспечение межотраслевого взаимодействия при реализации результатов научных исследований, полученных за счет государственного финансирования или объектов интеллектуальной собственности государства.

В широком смысле под ННОК предполагается использование преимуществ координированного управления интегрированными формами организации экономической деятельности на базе наукоемких предприятий. Основные направления развития интеграции просматриваются на линиях вертикальных и горизонтальных взаимодействий, при этом допускается создание интегрированных структур смешанного типа. На практике интеграционные процессы обнаруживают себя чаще всего в сфере инновационного предпринимательства. В сфере образовательных услуг также активизируются интеграционные процессы, дающие синергетические эффекты за счет координации усилий государства, бизнеса, наукоемких производств и высшего образования. Обособленное существование научных, образовательных и наукоемких производственных структур снижает потенциал их развития, препятствует полноценному вхождению отечественных вузов в мировое научно-образовательное пространство.

В высшем образовании предполагается рассмотрение университета как экономической единицы, связанной с наукоемким производством и распространением знаний, но подчиняющийся тем же нормам и правилам, что и другие хозяйствующие субъекты.

Выделим следующие признаки высшего учебного заведения, которые характерны для современных ННОК:

- организационная устойчивость учебного заведения;

- узкая сфера деятельности;

- обладание кадровыми и информационными ресурсами;

- локальный характер деятельности;

- общность интересов и социально-экономического положения сотрудников;

- иерархическая социальная организация персонала.

Таким образом, реализация модели наукоемкий научно-образовательный кластер, по нашему мнению, позволит получить целый ряд существенных результатов, чрезвычайно важных для роста кадрового потенциала наукоемких отраслей:

- обеспечение подготовки конкурентоспособных специалистов с заданными работодателями уровнями компетенций;

- внедрение двухуровневой системы подготовки будущих специалистов (на базе наукоемкого предприятия, и на базе высшего учебного заведения);

- повышение качества персонала наукоемкого предприятия за счет повышения эффективности образования в ННОК;

- продуцирование новых знаний, рост доли интеллектуальной собственности и как следствие повышение эффективности работы наукоемкого предприятия.

Показателями результативности повышения кадрового потенциала для ННОК могут служить, например:

- доля студентов, прошедших преддипломную практику на наукоемких предприятиях, входящих в ННОК, в общей численности студентов, обучающихся по данному направлению;

- вес выпускников, выполняющих итоговые дипломные работы по тематике, предложенной наукоемкими предприятиями, входящими в ННОК, в общей численности выпускников.

Библиографический список 

1. Концепция федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2014 -2020 годы. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 736)

2. Белый Е.М. Государственно-частное партнерство в образовании в условиях инновационной экономики // Труды Международ. конф. «Инноватика-2009». – Ульяновск: УлГУ, 2009, с.549.

3.URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#

 

Bibliographic list

1. The concept of the Federal target program «Research and development in priority areas of scientific and technological complex of Russia» for 2014-2020. (it is approved by the order of the Government of the Russian Federation of may 2, 2013 N 736)

2. Beliy E. M. State-private partnership in education in conditions of innovative economy // Proceedings of the International. Conf. «Innovation-2009». - Ulyanovsk: Ulgu, 2009, p. 549.

3.URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516