Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Моделирование процесса инновационного развития региона на основе сценарного подхода

Региональная экономика | (112) УЭкС, 6/2018 Прочитано: 681 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Р.В. Смирнов
  • Дата публикации:
    14.06.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Моделирование процесса ин­нова­ционного развития региона на основе сценарного подхода

Modeling of the innovation development process of the region on the basis of the scenarious approach

Р.В. Смирнов

R.V. Smirnov

к.э.н., доцент кафедры менеджмента и инноваций

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»,

Е-mail:   dept.kmi@unecon.ru

 http://unecon.ru/

Аннотация 

Существующие межрегиональные диспропорции в условиях глобализи­рующейся мировой системы обуславливают решение задачи разработки прин­ципиально нового инструментария диагностики уровня инновационного разви­тия регионов. В статье рассматриваются проблемы повышения эффек­тивности государственного управления процессом стимулирования иннова­ционной деятельности на федеральном и региональном уровнях, в том числе посредством инструментария частно-государственного партнерства. Кроме того, в статье рассмотрена проблематика развития Ленинградской области с точки зрения инновационного кластерного подхода. Указано, что как и на всей территории России, в Ленинградской области суще­ствуют проблемы, которые предстоит решить с целью обеспечения устойчивого регионального развития в долгосрочной перспективе. Отмечено, что стадии ро­ста прошлых лет начинаются с «Роста за счет доступных ресурсов и факто­ров» и переходят к «Росту за счет накопленных богатств» к 2025 году

Аnnotation

Existing interregional disproportions in the globalizing world system conditions the solution of the task of developing a fundamentally new tool for diagnosing the level of innovative development of regions. The article examines the problems of increasing the efficiency of public management of the process of stimulating innovation at the federal and regional levels, including through the tools of public-private partnership. In addition, the article examines the problems of development of the Leningrad region from the point of view of an innovative cluster approach. It is indicated that, as in the whole of Russia, there are problems in the Leningrad region that must be solved with a view to ensuring sustainable regional development in the long term. It is noted that the growth stages of past years begin with "Growth at the expense of available resources and factors" and move on to "Growth from accumulated wealth" by 2025

Ключевые слова: стратегия регионального развития, уровень инновационной активности, финансовая структура региона

Key words: regional development strategy, level of innovative activity, financial structure of the region

Введение

Региональные органы государственной власти при этом должны обес­печить прозрачность и безопасность финансовых операций, управляемость финансовой инфраструктурой региона. Немаловажную роль в экономическом развитии региона играет финан­со­вая инфраструктура, поскольку от степени ее развитости во многом зави­сит привлекательность региона для инвестора. Основой формирования фи­нансовой инфраструктуры является рынок фи­нансовых услуг.

Основная часть

В экономической интерпретации под стратегией понимается   оптими­зированная и эф­фективно выстроенная программа инвестиционной деятель­ности, выполнение которой предполагает достижение желаемой стратегиче­ской цели.

В процессе формулирования и реализации инвестиционной стратегии ре­гиона происходит активное взаимодействие различных финансовых орга­низа­ций, результатом чего становится появление новых финансовых услуг и про­дуктов.

Перечислим возможные приоритеты развития финансовой инфраструктуры региона (рис. 1).

 

sm1

Рисунок 1- Приоритеты развития финансовой инфраструктуры в рамках задач развития региональных точек роста

Инвестирование - вопрос сложный и многоаспектный, однако если совместить такие факторы как: оптимизация бизнес-процессов на микро­уровне и на уровне региона, достаточность инвестиционных средств и эф­фективный маркетинг продвижения продуктов и услуг, то значительная доля региональных инновационных проектов займет своё место в бизнес-среде, продукции и услуги станут востребованным среди потребителей при гра­мотно реализованном маркетинг-плане. Так, на сегодняшний день суще­ствует большое количество успешно реализованных региональных иннова­ционный проектов, приносящих своим владельцам прибыль и являющихся конкурентоспособными длительный период времени [1].

Механизм регионального регулирования рынка финансовых услуг можно представить, как единый организованный рынок. Политическая и со­циальная стабильность региона оказывает основное воздействие на развитие финансовой инфраструктуры региона. На ее основе создаются масштабные рынки финансовых услуг, которые способны удовлетворить потребности субъектов инвестиционной деятельности в финансовых услугах, а также спрос на финансовые активы.

Таки образом, можно сформулировать основные цели инвестирования целевых программ регионального инновационного развития посредством частно-государственного партнерства [6]:

  • Формирование региональной инвестиционной привлекательно­сти региона;
  • Выбор (обнаружение) импульсно-кристаллизационной точки ро­ста;
  • Обеспечение конструктивного взаимодействия между различными уров­нями управления на основе маркетинго-рыночных отношений.
  • Широкое применение подхода, ориентированного на реализуемость программных мероприятий;
  • Структурные и инновационные подходы к региональному экономи­че­скому развитию;
  • Систематический мониторинг территориальных характеристик;
  • Формирование, поддержание и развитие регламентированного уровня инновационной активности в регионе.

Региональная политика выравнивания регионов по уровню жизни населения включает две основные функ­ции: улучшение экономического роста и поддержание процесса реализации государственного механизма выравнивания путем балансирования социально-экономических условий в районах, обеспечение единого уровня жизни населения страны.

Между этими функциями существует путаница: экономическое разви­тие в некоторой степени игнорирует выравнивание и связано с прогрессив­ной динамикой «локомотивов» общего экономического роста, но в этом слу­чае региональная дифференциация начнет расти [2]

Существующие межрегиональные диспропорции по уровню жизни населения в условиях глобализи­рующейся мировой системы обуславливают решение задачи разработки прин­ципиально нового инструментария диагностики уровня инновационного разви­тия регионов и разработки стратегий регионального развития. Рассматривая проблемы повышения эффек­тивности государственного управления процессом стимулирования иннова­ционной деятельности на федеральном и региональном уровнях, в том числе посредством инструментария частно-государственного партнерства, необходимо структурировать стратегические мероприятия по продвижению программ ин­новационного развития регионов. При этом можно выделить четыре группы (этапов) работ, разных по харак­теру вы­полне­ния и итогам реализации:

1) Этап прогнозирования работы;

2) Этап фор­мирова­ния программы развития;

3) Этап разработки планов и проектов;

4) Этап управ­ления процессом реализации программы, планов и проек­тов; кон­троль.

В рамках контроля качества реализации комплекса выработанных меро­приятий проводится мониторинг показателей функционирования эле­ментов ин­новаци­онной инфраструктуры относительно целевых значений по­казателей уровня инновационного развития регионального промышленного комплекса. При отклонении показателей действующей инновационной инфра­структуры от требуемых значений показателей осуществляется либо уточне­ние целевых уста­новок стратегии регионального инновационного раз­вития, либо изменение и корректировка мероприятий [5].

На рисунке 2 представлены основные этапы процесса моделирования ин­нова­ционного развития региона на основе выбранной стратегии.

sm2         

Рисунок 2. Этапы моделирования процесса иннова­ционного развития региона

В результате значительных различий в структуре, количестве и каче­стве региональных ресурсов, уровнях промышленного, инновационного раз­вития и инвестиционной активности, а также в результате различных темпов и направлений динамики изменения их качественных и количественных ин­дикаторов, степень дифференциации показателей уровня экономического развития российских регионов значи­тельна [2].

Одним из развитых субъектов Российской Федерации является Ленин­градская область, чья экономика является одной из наиболее более конкурен­тоспособной в Северо-Западном федеральном округе.

Сценарий развития Ленинградской области во многом зависит от Про­граммы развития Российской Федерации. Основываясь на прогнозах разви­тия РФ, которое имеет три сценария развития, для Ленинградской области можно так же выделить три социально-экономических сценария, учитывая рамочные условия и действия внешних факторов:

  • инерционный,
  • форсированный,
  • реали­стичный.

Валовой региональный продукт будет увеличиваться при любом из трех сценариев, но необходимо определить: какими темпами и за счет каких факторов он будет расти.

Фокусировка на реалистичном инновационном сценарии обусловлена вы­сокими результатами, которых достигнет регион, реализовав данный сце­нарий. При выборе сценария регионального развития, необходимо ссылаться на стратегические приоритеты Российской Фе­дерации и Северо-Западного федерального округа, которые заключаются в ин­новационном развитии, ро­сте высокотехнологичных секторов.

Инновационное развитие является ключевым при реалистичном сцена­рии, что позволяет повысить эффективность человеческого капитала и улуч­шить социальные факторы развития области. Данный сценарий увеличивает все основные показатели социально-экономического развития области, что пред­ставлено в таблице 1, где численность населения до 2025 года вырастет на 302,6 тыс. человек, уровень безработицы снизится на 0,1%, продолжи­тельность жизни увеличится с 69,4 лет в 2011 году до 75,8 лет в 2025 году, а уровень до­ходов населения повысится примерно на 6%[1].

Таблица 1 – Показатели социально-экономического развития Ленин­град­ской области при реалистичном сценарии развития

sm3

 

Если проанализировать данные показатели на 2017 год, то можно уви­деть следующее: численность области составляет 1 791 916 человек, валовой регио­нальный продукт на 2015 год (последние данные) составляет 853,6 млрд. руб., уровень безработицы по отношению к рабочей силе на конец ок­тября составил всего 0,3%, реально располагаемые доходы населения (по от­ношению к про­шлому году) 96,8%, смертность населения – 13,7 чел.[2]

Анализ статистических данный демонстрирует то, что некоторые пока­затели отстают от про­гнозируемых показателей даже на 2015 год. Самый приближенный показатель – уровень безработицы, что на 0,3% меньше 2020 года. То есть необходимо провести колоссальную работу над ростом соци­ально-эко­номических показателей, чтобы к 2025 году они оказались хотя бы приближены к запланированным в 2020 году.

Очевидно, что при прогнозируемых показателях, значительные инвести­ции будут вкладываться в человеческие ресурсы. При реализации инновацион­ных процессов невозможно обойтись без человеческого интел­лекта, ведь он яв­ляется инструментом создания инноваций.

Выбрав реалистичную инновационную модель и прогрессивное разви­тие социальной сферы инерционного сценария, предполагается создание на терри­тории инновационных отраслей (см. рисунок 3) [3].

sm4

Рисунок 3. Рост ВРП при сценарной модели развития ЛО

Самый высокий рост валового регионального продукта достигается при форсирован­ном сценарии развития, но для Ленинградской области это не са­мая подходя­щая модель, т.к. регион не располагает необходимыми для данного сце­нария ресурсами.

Разрабатывая стратегию региона Российской Федерации необходимо осно­вываться на приоритетные направления страны. Основной направленно­стью России до 2020 года является экономическое развитие посредством со­зда­ния инновационных территориальных кластеров. В свою очередь, Ленин­град­ская область обладает высоким потенциалам развития данного направ­ления, потому что в регионе развиты практически все виды промышленно­сти.

Развитие кластеров является важным элементом для развития эконо­мики, тем самым повышая конкурентоспособность фокусных секторов и со­здавая благоприятные условия для роста высокотехнологической промыш­ленности. В первую очередь, сосредоточить усилия необходимо в тех обла­стях экономики, где наблюдается возможный распад, для того, чтобы повы­сить их конкуренто­способность

Рассматривая отдельные районы ЛО в рамках промышленного разви­тия, можно выделить несколько наиболее перспективных, с точки зрения кластерного развития: Ломоносовский, Киров­ский, Выборгский, Кингисеппский, Гатчинский, Волховский. На дан­ных терри­ториях преобладает не один вид промышленности, а несколько, что особенно привлекательно для дальнейшего кластерного развития.

Заключение

Как и на всей территории России, в Ленинградской области суще­ствуют проблемы, которые предстоит решить для того, чтобы обеспечить устойчивое региональное развитие в долгосрочной перспективе. Стадии ро­ста прошлых лет начинаются с «Роста за счет доступных ресурсов и факто­ров» и переходят к «Росту за счет накопленных богатств» к 2025 году. На данный момент для территории ЛО нужно сформировать новый «портфель ресурсов», т.к. практически исчерпаны до­ступные ресурсы предыдущего этапа развития: инфраструктурные заделы, тру­довые ресурсы, экологические возможности и т.п. На следующем шаге разви­тия области необходимо обес­печить продолжение роста за счет инвестицион­ного развития и постепенно подготовиться к переходу на инновационный этап роста.

Библиографический список

  1.  Бездудная А.Г., Майоров Д.В. Государство как основной драйвер инициализации инновационной деятельности в России / В сборнике: Россия в новых социально-экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития Материалы IV Международной межвузовской научно-практической конференции. Под редакцией: Т.Г. Тумаровой, Н.М. Фомичевой, И.И. Добросердовой. 2015. С. 202-205.
  2.  Бездудная А.Г., Мейрман С.Ж. Принципы разработки региональной инновационной политики / Научные труды Северо-Западного института управления. 2014. Т.№ 4 (16). С. 17-22.
  3.  Бездудная А.Г., Сомов В.В.Тенденции развития инновационно активных предприятий / В сборнике: Современный менеджмент: проблемы и перспективы Сборник статей: в двух частях. 2016. С. 128-132.
  4.  Ксенофонтова Т.Ю. Методологические основы управления интеллектуальным капиталом как фактором конкурентоспособности экономической системы - монография / Ксенофонтова Т. Ю.: ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский гос. инженерно-экономический ун-т" - Красноярск - 2012
  5.  Ксенофонтова Т.Ю. Внедрение инноваций как фактор повышения предпринимательской активности предприятий /Осипова И.М., Ксенофонтова Т.Ю. - Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. -  №(77). - С. 219-223.
  6.  Ксенофонтова, Т.Ю. Исследование взаимосвязей субъектов и объек­тов рыночных отношений при коммерциализации интеллектуальной собственности // Со­временные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: www.science-ed­ucation.ru/110-9473.

Bibliographic list

  1. Bezdudnaya AG, Mayorov DV The state as the main driver of the initialization of innovation activity in Russia / In the collection: Russia in the new socio-economic and political realities: problems and development prospects Materials of the IV International Interuniversity Scientific and Practical Conference. Edited by: Т.Г. Tumarova, N.M.Fomichevoy, I.I. Dobroserdova. 2015. P. 202-205.
  2. Bezdudnaya AG, Meirman S.Zh. Principles of developing a regional innovation policy / Scientific works of the North-West Institute of Management. 2014. T. 5. № 4 (16). Pp. 17-22.
  3. Bezdudnaya AG, Somov V.V. Trends in the development of innovative active enterprises / In the collection: Modern management: problems and perspectives Collected papers: in two parts. 2016. P. 128-132.
  4. Ksenofontova T.Yu. Methodological bases of intellectual capital management as a factor of economic system competitiveness - monograph / Ksenofontova T. Yu .: FGBOU HPE "Saint-Petersburg State Engineering and Economic University" - Krasnoyarsk - 2012
  5. Ksenofontova T.Yu. Introduction of innovations as a factor of increasing entrepreneurial activity of enterprises / Osipova IM, Ksenofontova T.Yu. - Bulletin of the Irkutsk State Technical University. - 2013. - No. 6 (77). - P. 219-223.
  6. Ksenofontova, T.Yu. Investigation of the interrelationships of subjects and objects of market relations in the commercialization of intellectual property // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 4. URL: www.science-education.ru / 110-9473.



Концепция социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года

По данным «Петростат»

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516