Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Общий центр поддержки импортозамещения как инструмент развития региональных промышленных комплексов

Отраслевая экономика | (111) УЭкС, 5/2018 Прочитано: 748 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Плёнкина Вера Владимировна, Царёв Данила Олегович
  • Дата публикации:
    16.05.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Тюменский индустриальный университет

Общий центр поддержки импортозамещения как инструмент развития региональных промышленных комплексов

General support center for import substitution as a tool for the development of regional industrial complexes

Плёнкина Вера Владимировна

Plenkina Vera Vladimirovna

д-р экон. наук, профессор

кафедры менеджмента в отраслях ТЭК

Тюменский индустриальный университет

Царёв Данила Олегович

Tsarev Danila Olegovich

аспирант кафедры менеджмента в отраслях ТЭК

Тюменский индустриальный университет

e-mail: 89220704644@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития региональных промышленных комплексов. Рассмотрен такой инструмент развития регионального промышленного комплекса, как общий центр поддержки импортозамещения. Предложен поэтапный ввод центров во все регионы России. Разработаны модель и структура работы региональных центров.

Abstract: The article is devoted to the development of regional industrial complexes. Such tool of development of a regional industrial complex as the General center of support of import substitution is considered. The step-by-step introduction of the centers in all regions of Russia is offered. The model and structure of the regional centers are developed.

Ключевые слова: импортозамещение, промышленный комплекс региона, общий центр поддержки импортозамещения, предприятия-импортеры, импортозамещающее производство, стратегия развития.

Keywords: import substitution, the industrial complex of the region, the common centre of support of import substitution, enterprises-importers, import-substituting production, development strategy.

Основную роль в организации импортозамещающих производств играет промышленный комплекс региона, представляющий собой множество предприятий промышленности, территориально близко расположенных друг к другу и взаимодействующих между собой. По мнению авторов, стратегия развития промышленного комплекса региона должна быть ориентирована на укрепление национальных технологических приоритетов. В сложившейся экономической ситуации курс, направленный на политику импортозамещения актуален, ввиду того, что это одно из приоритетных направлений развития отечественной промышленности в целом. Для того, что бы данное направление получило развитие, необходимо наладить работу с бизнес - сообществом, обеспечить финансовую помощь таким предприятиям и, безусловно, избавиться от административных барьеров [2]. В этой связи особым образом встает вопрос организационного взаимодействия и регулирования функционирования и развития предприятий, образующих региональный промышленный комплекс.

Следует отметить, что проблема импортозамещения периодически вставала перед субъектами российского бизнеса, начиная со времен распада СССР. Её решение связано в первую очередь с задачей диверсификации экономики, совершенствованием специализации и кооперации ее отраслей и отдельных предприятий. В 2014 г. Ввод секторальных санкций США, Канады, Франции, Германии и др. стал основным толчком к смещению векторов промышленного развития в сторону политики импортозамещения. Россия критическим образом зависела от зарубежных инновационных технологий и от этой зависимости нужно было избавляться в кратчайшие сроки. В.В. Путин в апреле 2015 г. призвал воспользоваться данной ситуацией, сложившейся в связи с санкциями, и начал вводить меры по поддержке отечественных производителей [3].

Основной задачей, по мнению авторов, является создание в регионе институтов, которые бы осуществляли организационно-консультационную поддержку и оказывали помощь предприятиям импортозамещающих производств. По нашему мнению, такой структурой может быть общий центр поддержки импортозамещения (ОЦПИ) – организация, реализующая такие функции, как:

  • консалтинговые услуги;
  • ведение базы данных поставщиков и заказчиков;
  • юридическая помощь.

Данная структура поможет организациям-поставщикам в поиске необходимых заказов, будет заниматься разработкой бизнес-планов, проводить технологические экспертизы, оказывать финансовую и юридическую помощь, в общем и целом координировать процесс развития промышленных предприятий, участвующих в программах импортозамещения в стране.

В рамках проекта поддержки развития региональных промышленных комплексов, работники ОЦПИ должны будут проводить встречи с директорами предприятий, обсуждать проблемы импортозамещения, оказывать юридическую помощь. ОЦПИ сможет активно взаимодействовать с региональными властями и решать возникающие проблемы в вопросах импортозамещения.

Основной целью ОЦПИ, по мнению авторов, будет повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, путём внедрения четкой модели взаимодействия поставщик-заказчик. С помощью ОЦПИ открывается такое перспективное направление как увеличение экспорта товаров, производимых отечественными компаниями. При правильной наладке всех процессов удастся повысить качество товаров и время доставки. Если с предприятиями-импортерами будет достигнуто соглашение, то с ними подписывается протокол о намерениях. В нем подтверждается потенциальный спрос на соответствующую отечественную продукцию после налаживания ее производства врегионе.

Для совместного финансирования импортозамещающих проектов можно привлекать средства предприятий – производителей, импортеров, банков, а также иностранных производителей соответствующих товаров. Это даст им возможность хотя бы частично избежать убытков в случае полной потери российского рынка.

ОЦПИ должно быть создано не только с целью помощи региональным промышленным комплексам, но и для целостного восстановления экономики России. Основной целью центров будет являться обеспечение всей необходимой информации о импортозамещении и предоставление консалтинговых услуг в данном направлении. Основной задачей ОЦПИ является развивающая функция для регионального промышленного комплекса.

Значимость создания ОЦПИ подтверждается достаточно высокой долей импорта в основных отраслях народного хозяйства. Анализ рынка импортируемой продукции и потребления ее предприятиями промышленности отечественной экономики, позволил сделать вывод о том, что основные из них - импортозависимые (таблица 1)

Таблица 1- Импортозависимые отрасли российской промышленности [1].

Отрасль промышленности

Доля импорта в потреблении продукции в целом по отрасли с учетом полных затрат, %

Легкая промышленность

82

Машины и оборудование

27

Химия и нефтехимия

21

Пищевая промышленность

20

Производство стройматериалов

18

Производство сельхозпродукции

12

Создание электронного портала,- следующий шаг в реализации проекта поддержки развития региональных промышленных комплексов на базе ОЦПИ.

Если предприятие нуждается в том либо ином продукте, достаточно будет заполнить только электронную форму о том, какой товар интересует, какая цена устроит предприятие, с каким иностранным поставщиком оно работает и при каких условиях могло бы перейти на потребление Российских аналогов. Противоположно, предприятия, обладающие свободными производственными мощностями, будут иметь возможность оставить заявку о том, какой товар они предлагают, какой объем и цену они могут дать.

Исходя из вышеизложенного, можно с твердостью сказать, что рекомендуемый к созданию центр аккумулирует в себе полную базу поставщиков и потребителей, координирует их взаимодействие между собой и осуществляет консалтинговую поддержку.

ca1

Рисунок 1- Структура ОЦПИ

В рекомендуемой структуре устройства центров присутствует Центр управления, аккумулирующий функции управления, в обязанности которого будет входить постоянная корректировка целей и задач центра, в зависимости от спроса предприятий в РФ на тот либо иной товар-аналог.

Общая сеть ОЦПИ в регионах будет проводить беспрерывную работу в том либо ином регионе. Работа с директорами, управление стратегическим направлением, в зависимости от ситуации в каждом конкретном регионе. Данные центры будут автономны, исходя из того, что в разных регионах, центром управления может быть поставлена кардинально разная задача.

База данных будет содержать в себе полную информацию о предприятиях-поставщиках и предприятиях-заказчиках. Консалтинговый центр будет оказывать всеобъемлющую помощь в том либо ином вопросе.

Таким образом, введение ОЦПИ, по мнению авторов, приведет к производственно-экономическому росту региональных промышленных комплексов в современной нестабильной экономической ситуации. Унифицированность и стандартизация в работе центра позволит разработать и реализовать механизм, с помощью которого основные отрасли промышленности перестанут быть зависимы от иностранных товаров.

Библиографический список:

  1. Импортозамещение: хотеть недостаточно [Электронный ресурс] / URL: http:// www/eg-online.ru / article /261445 (Дата обращения 10.05.2018)
  2. Лапаев С.П. Приоритеты развития промышленного комплекса региона в условиях импортозамещения [Электронный ресурс] /URL: http://vestnik.osu.ru/2015_8/13.pdf (Дата обращения 9.05.2018)
  3. Ларионов И.В., Царева Г.Р. «Роскачество» – механизм поддержки национальных товаров [Электронный ресурс] /URL:  http://www.rusnauka.com/48_NNM_2015/Economics/6_205989.doc.htm.(Дата обращения 10.05.2018)

Bibliography:

  1. Import substitution: wanting is not enough [Electronic resource] / URL: http:// www/EC-online.EN / article /261445 (accessed 10.05.2018)
  2. Lapaev S. p. Priorities for the development of the industrial complex of the region in terms of import substitution [Electronic resource] / URL: http://vestnik.osu.ru/2015_8/13.pdf (accessed 9.05.2018)
  3. Larionov I. V., Tsarev G. R. "Roskoshestvo" a mechanism to support national goods [Electronic resource] /URL: http://www.rusnauka.com/48_NNM_2015/Economics/6_205989.doc.htm. (accessed 10.05.2018)

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516