Ошибка
  • Delete failed: '299c635e3a957382005e8f6e2cca1995.php_expire'
  • Delete failed: '299c635e3a957382005e8f6e2cca1995.php'
  • Delete failed: '724620a3a63400cedecb0994ea5ae049.php_expire'
  • Delete failed: '724620a3a63400cedecb0994ea5ae049.php'
  • Delete failed: 'bfa62e6803106b7432e996872cfdb057.php_expire'
  • Delete failed: 'bfa62e6803106b7432e996872cfdb057.php'
  • Delete failed: '66133af99e19a039d91fb68fcd0b27d3.php_expire'
  • Delete failed: '66133af99e19a039d91fb68fcd0b27d3.php'
  • Delete failed: '6c385a78a5764f4251d91de480d1c69f.php_expire'
  • Delete failed: '6c385a78a5764f4251d91de480d1c69f.php'
  • Delete failed: '9f891b324a07be36df9c7241bc73c4ba.php_expire'
  • Delete failed: '9f891b324a07be36df9c7241bc73c4ba.php'
  • Delete failed: 'af04951feb0eaf9db77c2f16357be1d0.php_expire'
  • Delete failed: 'af04951feb0eaf9db77c2f16357be1d0.php'
  • Delete failed: 'ee493748e48d96621bccfce44aa0d1f8.php_expire'
  • Delete failed: 'ee493748e48d96621bccfce44aa0d1f8.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Тенденции совершенствования управления системой подтверждении соответствия информационно-коммуникационных средств и технологий

Управление качеством | (111) УЭкС, 5/2018 Прочитано: 470 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Мартынов Ливон Михайлович, Яковлева Мария Владимировна
  • Дата публикации:
    15.05.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО МГТУ имени Н.Э. Баумана

Тенденции совершенствования управления системой подтверждении соответствия информационно-коммуникационных средств и технологий

Trends of improving the management of the system of confirmation of conformity of information and communication facilities and technologies

Мартынов Ливон Михайлович

Martynov Livon Mikhailovich

д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент»

ФГБОУ ВО МГТУ имени Н.Э. Баумана

livonmartinov@mail.ru

Яковлева Мария Владимировна

Yakovleva Maria Vladimirovna

магистрант кафедры «Менеджмент»

ФГБОУ ВО МГТУ имени Н.Э. Баумана

Аннотация

В условиях рыночной экономики основным инструментом обеспечения качества продукции является сертификация, которая заключается в подтверждении её соответствия установленным требованиям. В данной статье рассмотрена специфика системы подтверждения соответствия в отрасли связи и ее законодательная база. Выявлено количество аккредитованных органов, лабораторий и центров по основным видам подтверждения соответствия средств связи. Проведен сравнительный анализ российской и зарубежной системы обязательного подтверждения соответствия. Выявлены тенденции, актуальные для совершенствования системы управления при подтверждении соответствия в отрасли связи.

Abstract

In the conditions of a market economy, the main instrument for ensuring the quality of products is certification, which is to confirm its compliance with the established requirements. In this article, the specifics of the system for confirming compliance in the communications industry and its legislative framework are examined. The number of accredited bodies, laboratories and centers on the main types of confirmation of the correspondence of means of communication was revealed. A comparative analysis of the Russian and foreign systems of mandatory conformity assessment is carried out. Tendencies are revealed that are relevant for improving the management system when confirming compliance in the telecommunications industry.

Ключевые слова: средства связи; сертификация; декларирование; законодательная база; система подтверждения соответствия; отрасль связи.

Key words: means of communication; certification; declaring; the legislative framework; system of confirmation of conformity; branch of communication.

Введение

В России в отрасли инфокоммуникаций в течение двенадцати лет (с 1992 по 2004 г.) функционировала система сертификации «Электросвязь». В дальнейшем данная система была трансформирована в систему сертификации «Связь». За эти двенадцать лет в общей сложности было выдано свыше 13 тысяч сертификатов [3]. Для маркировки средств связи, удачно прошедших процедуру подтверждения соответствия, применялся специальный знак «ССС».

Утверждение в 2004 г. Федерального закона «О связи» [10] и впоследствии вступления в силу нескольких подзаконных актов привело к развитию нового подхода в системе подтверждения соответствия. Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров [5, стр. 10].

Отличительной чертой новой системы сертификации от старой в отрасли связи являются допустимые сроки проведения работ по сертификации. В большинстве случаев данный срок установлен как три месяца. Однако в связи с возможностью возникновения сложностей при проведении работ в отдельных случаях и при соответствующем обосновании срок проведения работ может быть увеличен до шести месяцев. В том случае, если увеличение срока не обосновано или работы по подтверждению соответствия не проведены органом по сертификации в оговоренные сроки после поступления заявки на данные работы, возможно назначение заявителем служебного расследования.

В настоящей статье рассмотрены три основных вопроса, которые позволяют раскрыть сущность новой системы подтверждения в отрасли связи и позволяют выявить основные тенденции совершенствования управления этой системой. Данные вопросы касаются анализа законодательной базы и основных форм подтверждения соответствия в отрасли связи, а также сравнительного анализа системы подтверждения соответствия в России и за рубежом.

1. Законодательная база системы подтверждения соответствия в отрасли связи

Проанализируем законодательную базу системы подтверждения соответствия в области связи (рисунок 1).

ya1

Рис. 1. Схема состава законодательной базы подтверждения соответствия в области связи

Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (вступил в силу с 1 июля 2003 г.) определил новую систему, связанную с вопросами установления и применения требований к товарам [11]. Данный закон определяет права заявителя, приобретателя и органа по сертификации при регулировании их отношений во время исполнения обязательных и добровольных требований к товарам.

Основные принципы технического регулирования [2, стр. 121] состоят в применении общих правил определения требований к объектам технического регулирования, независимости органов, выполняющих обязательства в системе подтверждения соответствия от изготовителей, продавцов и потребителей, единству правил и методов испытаний и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия продукции; использование единых требований технических регламентов независимо от видов сделок и недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации.

Статья 28 закона «О техническом регулировании» (пункт 2) определяет обязанности заявителя по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов. В свою очередь пункт 2 статьи 36 закона «О техническом регулировании» утверждает, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель, либо уполномоченное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями и продавцами, и устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также обеспечивает получение информации о товарах и об изготовителях.

Согласно статье 10 закона РФ «О защите прав потребителей», информация о товарах должна соответствовать определенным требованиям:

1. Изготовитель обязан вовремя предоставить потребителю достоверные сведения о продукции, которые обеспечат возможность верного выбора потребителем определенного товара.

2. Информация о товарах в обязательном порядке должна включать [4]:

  • свидетельство об обязательном подтверждении соответствия товара, которое установлено законодательством РФ и его обозначение (к примеру, наименование технического регламента);
  • информация о наиболее важных для потребителя свойствах товаров;
  • правила и условия, включающие информацию о безопасном и эффективном использовании товаров;
  • сведения об энергетической эффективности товаров, если в законодательстве об энергосбережении прописано требование о включении данной информации;
  • информация о сроке службы товаров и описание действий, которые необходимо принимать потребителям по окончанию действия указанных сроков и возможные последствия для жизни и здоровья человека при невыполнении прописанных действий;
  • описание фактического место нахождения изготовителя (уполномоченной организации) и его (ее) фирменное наименование;
  • сведения об обязательном подтверждении соответствия продукции.

Из вышеперечисленных требований видно, что обязательно включение информации о подтверждении соответствия товара. До сведений потребителей данная информации доводится в технической документации, которая прилагается вместе с продукцией, а также на этикетках и с помощью маркировки. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

2. Основные формы подтверждения соответствия в отрасли связи

Согласно закону «О связи» [10], подтверждение соответствия оборудования делится на две большие группы. В первую группу входят устройства, подлежащие обязательной сертификации, после чего выдается сертификат соответствия, а во вторую – оборудование, подлежащие декларированию с последующей выдачей декларации о соответствии. Сертификат соответствия представляет собой документ, который выдан по правилам системы сертификации и удостоверяет, что продукции идентифицирована регламентированным способом и соответствует установленным требованиям. Декларация о соответствии также является документом, который удостоверяет, что продукция, поставляемая изготовителем, соответствует установленным требованиям на основе имеющихся у изготовителя документов.

Сертификат соответствия на оборудование связи выдается органом по сертификации и регистрируется в Федеральном агентстве связи РФ. Орган по сертификации является организацией, проводящей сертификацию определенной продукции. Договор на сертификацию заключается между производителем и Органом по сертификации. Орган по сертификации выбирает испытательную лабораторию и заключает с ней договор на проведение сертификационных испытаний. Испытательная лаборатория проводит испытания и направляет протоколы испытаний в орган по сертификации. В случае положительного заключения лаборатории, орган по сертификации выдает сертификат заявителю и регистрирует его в Федеральном агентстве связи России.

Хотелось бы отметить, что возможен случай, когда одним юридическим лицом выполняются функции как испытательной лаборатории, так и органа по сертификации, тогда данное лицо называется сертификационный центр.

В постановления Правительства Российской Федерации № 320 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве связи» от 30 июня 2004 года определены основные государственные функции Россвязи в области обязательного подтверждения соответствия по следующим направлениям [8]:

  1. обеспечение организации системы сертификации в отрасли связи, которая включает в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории и центры;
  2. контроль за деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий и центров, независимо от их организационно-правовых форм;
  3. регистрация деклараций о соответствии средств связи нормативно-технической документации с последующим включением их в единый реестр и предоставление информации о зарегистрированных декларациях из данного реестра;
  4. регистрация сертификатов соответствия средств связи с последующим включением их в единый реестр и предоставление информации о зарегистрированных сертификатов из данного реестра.

Рассмотрим еще три базовых постановления Правительства РФ, которые вытекают из закона «О связи» и без которых невозможна организация работ по подтверждению соответствия в области связи:

  • Правила организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи (ППРФ №214 от 13.04.2005);
  • Правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, проводящих сертификационные испытания средств связи (ППРФ №602 от 19.06.2012);
  • Перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации, определен в Постановлении Правительства РФ №532 от 25 июня 2009 года «Об утверждении перечня средств связи подлежащих обязательной сертификации» [9]. Оборудование связи, которое не указано в перечне, подлежат декларированию соответствия.

Помимо сертификации и декларировании в России в области связи в настоящее время распространена добровольная сертификация. Первый сертификат в рамках добровольной сертификации был выдан ОАО "Ростелеком". Первым Органом по добровольной сертификации стал "ЦЭС Инфоком", а аккредитационное свидетельство на проведение испытаний получил сертификационный центр Института сотовой связи. На данный момент в отрасли связи распространено две системы добровольной сертификации [7]: «Связь – Эффективность» и «Телеком». Рассмотрим данные системы более подробно. В целях повышения качества услуг в области подтверждения соответствия средств связи на базе общественно-государственного объединения «Ассоциация документальной электросвязи» при поддержке Федерального агентства связи создана система добровольной сертификации «Связь – Эффективность». Презентация Системы «Связь – Эффективность» состоялось на 12-й международной конференции (2011 год) «Состояние и перспективы развития IP-коммуникаций и IP-сервисов в России» в рамках заседания «Развитие ИКТ-инфраструктуры в регионах России». 

Система объединяет в себе возможности организации и проведения работ по сертификации инфокоммуникационных услуг, оборудования, не подлежащего обязательному подтверждению соответствия, систем менеджмента качества и систем управления информационной безопасностью. Информация о результатах подтверждения соответствия размещается на сайтах Россвязи, Системы «Связь – Эффективность», а также Международного союза электросвязи. Подтверждение соответствия производится аккредитованными в рамках данной системы органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) на основе международных стандартов и отечественных нормативных документов.

В 2012 году Московским техническим университетом связи и информатики (МТУСИ) и Фондом поддержки и развития технологий общественной безопасности «Концепт» создана система добровольной сертификации «Телеком». Данная система предназначена для организации и проведения добровольной сертификации телекоммуникационных услуг, средств связи, систем менеджмента качества и систем управления информационной безопасностью. Отличительной чертой системы является ее нацеленность на оператора связи, который является заявителем, либо мотивирует обозначиться в этой роли изготовителя средств связи. Отобразим все формы подтверждения соответствия в отрасли связи на рисунке 2.

 

ya2

Рис. 2. Формы подтверждения соответствия

По данным Федерального агентства связи в России [7] рассмотрим количество аккредитованных органов, лабораторий и центров по различным видам подтверждения соответствия в отрасли связи (рисунок 3).

ya3

Рис. 3. Аккредитованные органы, лаборатории и центры в отрасли связи

Для эффективного функционирования аккредитованных органов, лабораторий и центров при подтверждении соответствия средств связи хотелось бы отметить четыре основных нормативно-правовых актов, разработанные Минкомсвязью России [6]:

  • Форма декларации о соответствии (приказ от 29.07.2015 № 288).
  • Форма сертификата соответствия (приказ от 07.06.2005 № 66).
  • Форма заявки на проведение обязательной сертификации (приказ от 07.06.2005 № 65).
  • Методика проведения испытаний оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, которое обеспечивает выполнение установленных действий при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий (приказ № 169 от 15.05.2015).

3. Сравнительный анализ системы подтверждения соответствия в России и за рубежом

Совместно с вышеуказанными правовыми актов при подтверждении соответствия в области связи необходимо руководствоваться правилами применения средств связи, которых разработано более 100, и их целесообразно выбирать в зависимости от типа оборудования. Данные нормативные требования распространяются на инфокоммуникационные параметры радиооборудования и системы связи, которые подлежат обязательной сертификации и декларированию.

Такого рода параметры отличают российскую систему от мировых аналогов, где не принято разрабатывать нормы на инфокоммуникационные параметры. Анализ зарубежной разрешительной документации показал, что нормирование таких параметров не входит в систему обязательного подтверждения соответствия, более того за рубежом для понятия обязательной сертификации информационно-коммуникационных средств и технологий существует аналог, который в основном затрагивает аспекты обязательного подтверждения норм по электромагнитной совместимости (ЭМС) средств связи и норм по электробезопасности радиооборудования.

На основе анализа сайтов международных компаний, которые предоставляют услуги при обязательной сертификации и декларировании оборудования в области связи [1], можно отметить, что Греция, Канада, Мексика и Франция выбирают в качестве основного направления обязательной сертификации телекоммуникационного оборудования – подтверждение норм по электробезопасности. В свою очередь, в таких странах, как Китай и Норвегия считается обязательным как подтверждение норм ЭМС, так и подтверждение норм по электробезопасности.

Законодательная база Соединенных Штатов Америки (США) не предусматривает обязательного подтверждения соответствия оборудования связи нормативных стандартам, к примеру, таким как требования к сетевым системам коммутации. Однако отличительной особенностью системы подтверждения соответствия национальным стандартам в области связи в США является проведение обязательной сертификации всех радиоэлектронных средств связи, и абонентских установок, которые эксплуатируются в жилых зонах и подключаются к проводной сети. Подтверждение соответствия в США осуществляется Федеральной комиссией по связи (ФКС), являющаяся государственным регулирующим органом в области связи.

В целях уменьшения нагрузки на Федеральную комиссию и для экономии государственных расходов в США в 1998 году была утверждена система органов по сертификации. Государственные функции ФКС были делегированы органам по сертификации, для которых в последующем была установлена система аккредитации. Заявители стали иметь право выбрать между уполномоченным органом по сертификации и ФКС. Согласно Перечню средств связи, подлежащих обязательной сертификации в каждом уполномоченном органе определяется область аккредитации на определенные виды продукции. Однако сертификация некоторых типов средств связи, которые реализуют инновационные технологии осуществляется исключительно ФКС, такое оборудование включено в периодически издаваемый специальный документ ФКС.

В отличие от России в США в системе подтверждения соответствия средств связи предусмотрены три типа процедур, которые названы уровнями соответствия. Данные процедуры отличаются между собой степенью риска, возникающего в связи с несоответствием стандартам (таблица 1).


Таблица 1. Характеристика уровней соответствия в США

Уровень соответствия

Характеристика

Первый

Поставщик обеспечивает соответствие средства связи требуемым стандартам, подготавливает техническое описание оборудования и заполняет декларацию соответствия, которую в последующем регистрирует в государственном регулирующем органе.

Второй

Поставщик выполняет требования для первого уровня; оформляет протокол испытаний, при этом испытания могут быть проведены в любой испытательной лаборатории, включая собственную и запрашивает письменное заключение органа по сертификации о соответствии средства связи применяемым техническим стандартам.

Третий

Поставщик выполняет требования для второго уровня, однако при этом все испытания должны быть проведены в аккредитованной испытательной лаборатории.

4. Перспективы развития и тенденции совершенствования управления системой подтверждении соответствия информационно-коммуникационных средств и технологий

Выполненный анализа специфики системы подтверждения соответствия в отрасли связи в России и за рубежом позволяет отметить следующие четыре фактора, необходимые для определения перспективы развития рассматриваемой системы:

а) с 2004 года сформировался новый подход к подтверждению соответствия средств связи, который позволил обеспечить прозрачность как процедур, так и сроков проведения работ;

б) законодательную базу системы подтверждения соответствия в области связи можно рассмотреть по трем основным законам РФ: «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «О связи», трем постановлениям Правительства РФ и четырем нормативно-правовым актам Минкомсвязи России;

в) существуют две основных формы подтверждения соответствия в отрасли связи: обязательная и добровольная; в свою очередь обязательное подтверждение соответствия средств связи осуществляется в форме сертификации, если данное оборудование включено в Перечень и в форме декларирования, если не включено с последующим нанесением на продукции знака обращения Таможенного Союза; добровольное подтверждение соответствие в отрасли связи происходит в рамках двух основных систем: «Связь-Эффективность» и «Телеком»;

г) сравнительный анализ системы подтверждения в России и за рубежом показал, что в целом системы во многом имеют сходства, однако принятое в России нормирование телекоммуникационных параметров для различного оборудования за рубежом не входит в систему обязательного подтверждения соответствия, так как уделяется большее внимание соответствию средств связи нормам по электромагнитной совместимости и электробезопасности.

На основе выполненного нами в настоящей статье анализа можно определить тенденции совершенствования управления системой подтверждении соответствия в отрасли связи:

А). Рассмотренные особенности современного подхода к подтверждению соответствия в отрасли показал, что минимальный срок проведения работ длится три месяца. В целях обеспечения выигрыша в конкуренции аккредитованных уполномоченных организаций при подтверждении соответствия возникает необходимость в сокращении сроков проведение работ, что возможно благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, которые позволят минимизировать участие человеческого фактора при проведении как лабораторных испытаний, так и при документировании всех необходимых процедур в целом.

Б). Анализ законодательной базы показал, что возможным путем ее совершенствования является принятие нормативно-правового акта, который бы устанавливал порядок контроля производителей продукции соответствующим требованиям в период действия сертификатов и деклараций соответствия.

В). Сравнение основных форм подтверждения соответствия в отрасли связи позволяет выявить тенденции к совершенствованию системы обязательной сертификации и декларирования, а именно обозначить актуализацию разработки Перечня средств связи, подлежащих декларированию, и введения единого российского знака обращения продукции на рынке, прошедшей обязательное подтверждение соответствия.

Г). Анализ системы подтверждения соответствия в США показал целесообразность учета в российской системе подтверждения соответствия рисков, появляющихся при выполнении сотрудниками уполномоченных организаций процедур подтверждения соответствия, для их минимизации.

Отмеченные четыре фактора развития и выявленные тенденции позволяют с учетом их взаимосвязей представить своеобразный «объем» дальнейших исследований по данной тематике в виде схемы, указанной на рисунке 4.

ya4

Рис. 4. Схема «объема» исследований по рассматриваемой тематике (обозначения – в тексте)

Результаты выполненных по данной схеме исследований по совершенствованию управления системой подтверждении соответствия информационно-коммуникационных средств и технологий авторы планируют опубликовать в следующих номерах данного журнала.

Библиографический список

1.Анпилогов В.Р. О законодательном нормировании параметров оборудования связи // Технологии и средства связи. – 2007. – №1. – Режим доступа: http://www.tssonline.ru/articles2/sputnik/o-zakonodat-normirov-param-oborud-svyazi (дата обращения 02.09.2017).

2. Аристов А.И. Основы метрологии, стандартизации и сертификации: учебное пособие / А.И. Аристов, Т.М. Раковщик. – М.: МАДИ, 2013.

3. Гойхман В.Ю. Новая модель сертификации коммутационного оборудования //Технологии и средства связи. Специальный выпуск «АТС. Коммутационное оборудование. Buyers' Guide 2006», 2006.

4. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992, № 2300-1. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 15 (Ст. 766, 09.04.1992).

5. Камардин Н. Б. Метрология, стандартизация, подтверждение соответствия: учебное пособие / Н Б Камардин, И Ю Суркова; М-во образ, и науки России, Казан, нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ, 2013.

6. Минкомсвязи России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/documents/ (дата обращения 14.09.2017).

7. Подтверждение соответствия средств связи [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rossvyaz.ru/activity/correlation/ (дата обращения 19.08.2017).

8. Постановление Правительства Российской Федерации № 320 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве связи» от 30.06.2004// Российская газета, № 143, 07.07.2004.

9. Постановление Правительства РФ №532 «Об утверждении перечня средств связи подлежащих обязательной сертификации» от 25.06.2009 // Российская бизнес-газета, № 27, 21.07.2009.

10. Федеральный закон «О связи»Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003, № 126-ФЗ // Российская газета, № 135, 10.07.2003.

11. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002, N 184-ФЗ // Российская газета, № 245, 31.12.2002.

Bibliography

1. Anpilogov V.R. About legislative regulation of communication equipment parameters // Technologies and communication facilities. - 2007. - №1. - Access mode: http://www.tssonline.ru/articles2/sputnik/o-zakonodat-normirov-param-oborud-svyazi (circulation date 02.09.2017).

2. Aristov A.I. Fundamentals of metrology, standardization and certification: textbook / А.И. Aristov, Т.М. Rakovschik. - Moscow: MADI, 2013.

3. Goichman V.Yu. New model of certification of switching equipment. // Technologies and communication facilities. Special issue of "ATS. Switching equipment. Buyers' Guide 2006 ", 2006.

4. The Law of the Russian Federation "On Protection of Consumer Rights" of 07.02.1992, No. 2300-1. // Vedomosti SNM and the RF Armed Forces. - 1992. - No. 15 (Article 766, 09.04.1992).

5. Kamardin NB Metrology, standardization, confirmation of compliance: textbook / N B Kamardin, I Yu Surkova; М-in the image, and science of Russia, Kazan, nat. Issled. technol. un-t. - Kazan: КНИТУ, 2013.

6. Ministry of Communications of Russia [Electronic resource] - Access mode: http://minsvyaz.ru/ru/documents/ (circulation date 14.09.2017).

7. Confirmation of correspondence of means of communication [Electronic resource] - Access mode: http://www.rossvyaz.ru/activity/correlation/ (circulation date 19.08.2017).

8. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 320 "On Approval of the Provisions on the Federal Communications Agency" of 30.06.2004 // Rossiyskaya Gazeta, No. 143, 07.07.2004.

9. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 532 "On Approval of the List of Communication Facilities Subject to Mandatory Certification" dated 25.06.2009 // Russian Business Newspaper, No. 27, 21.07.2009.

10. Federal Law "On Communications" Federal Law "On Communications" of 07.07.2003, No. 126-FZ // Rossiyskaya Gazeta, No. 135, 10.07.2003.

11. Federal Law "On Technical Regulation" of 27.12.2002, No. 184-FZ // Rossiyskaya Gazeta, No. 245, December 31, 2002.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516