Ошибка
  • Delete failed: '6585784aca3ab371b3ca6e5c4e58a0fa.php_expire'
  • Delete failed: '6585784aca3ab371b3ca6e5c4e58a0fa.php'
  • Delete failed: 'ba6f583bf3be9b20f1e42f380061552b.php_expire'
  • Delete failed: 'ba6f583bf3be9b20f1e42f380061552b.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Оценка экономической эффективности организации передвижной торговли для повышения качества торгового обслуживания населения

Предпринимательство | (111) УЭкС, 5/2018 Прочитано: 1131 раз
(1 Голосование)
  • Автор (авторы):
    Гутникова Ольга Николаевна
  • Дата публикации:
    14.05.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Институт экономики и управления (структурное подразделение КФУ им. В.И. Вернадского)

Оценка экономической эффективности организации передвижной торговли для повышения качества торгового обслуживания населения

Estimation of economic efficiency of the organization of mobile trade for improvement of quality of trade services of the population

Гутникова Ольга Николаевна

Olga Gutnikova

старший преподаватель кафедры

Маркетинга, торгового и таможенного дела

Институт экономики и управления (структурное подразделение КФУ

им. В.И. Вернадского)

vechirko15@mail.ru

Аннотация. В статье проведено исследование особенностей организации нестационарной формы торговли с использованием транспортных средств, уточнена характеристика передвижной торговли, акцентировано внимание на государственном регулировании нестационарной торговли, предложена методика прогнозирования экономической эффективности при внедрении передвижной торговли, для предприятий, специализирующихся на сбыте ограниченного ассортимента товаров, ориентированных на сельские районы и мало населенные пункты. Исследованы и оценены их конкурентные преимущества.

Abstract. The article analyzes the peculiarities of the organization of non-stationary forms of trade with the use of vehicles, specifies the characteristics of mobile commerce, focuses on state regulation of non-stationary trade, suggests a methodology for predicting economic efficiency in the introduction of mobile commerce, for companies specializing in marketing a limited range of goods, districts and few populated areas. Their competitive advantages are explored and evaluated.

Ключевые слова: нестационарная торговля, государственное регулирование, передвижная торговля, конкурентные преимущества, прогноз экономических результатов.

         Key words: non-stationary trade, state regulation, mobile trade, competitive advantages, forecast of economic results.

Торговля является одной из ведущих отраслей экономики, характеризуясь рядом специфичных особенностей, заключающихся в присущих только ей реализуемых процессах, основанных на организации выполнения операций по закупке, транспортировке, хранению, предторговой подготовке товаров, их реализации и оказании ряда торговых услуг. Торговые предприятия используют разнообразные методы и способы реализации товаров с учетом материально-технических возможностей, специализации деятельности, структуры товарного рынка, на котором они функционируют[1].

         Повышение уровня конкуренции на товарном рынке, вызванное вхождением мирового ритейла, а также усилением власти покупателей, привело к необходимости трансформации торговой системы, повышения уникальности торговых объектов, совершенствования уровня оказываемых торговых услуг. В результате возникла необходимость формирования конкурентных преимуществ за счет применения на практике альтернативных форм торговли, организации работы мобильных передвижных торговых объектов.

Отсутствие методики оценки эффективности продаж через передвижные торговые объекты с учетом наличия у них определенных конкурентных преимуществ обусловило актуальность направления исследования и сформировало основную цель, заключающуюся в проведении характеристики основных видов нестационарной торговли и разработки методики оценки перспектив ее экономической эффективности.

         В научной литературе существует масса подходов к классификации форм торговли по отдельным классификационным признакам. Наиболее приемлемым, по мнению автора статьи, является деление торговли, с учетом объемов реализуемых товаров, на оптовую и розничную, которая может осуществляться на основании двух видов хозяйственных связей – прямых и косвенных (через посредников).

Розничную торговлю осуществляют в двух форматах – через стационарные и нестационарные торговые объекты. Второй формат является менее распространенным, и применяется преимущественно при специализированной или мелкорозничной продаже товаров. При этом, в последние года, нестационарная торговля стала приобретать популярность благодаря ее повышенной мобильности, экономичности и приближенности к потребителям. Развитие научно-технического прогресса способствовало расширению вариантов осуществления нестационарной торговли, преимущественно в части торговли через развозную систему с использованием транспортных средств. Положительное влияние на развитие развозной торговли оказывает нежелание крупных торговых сетей входить в малонаселенные, удаленные пункты, малая обеспеченность сельских районов объектами розничной торговли.

Сдерживает развитие развозной торговли недостаточное законодательное нормативно-правовое обеспечение этого вида деятельности, вследствие отсутствия подходов к его определению, а также обобщение всех альтернативных видов торговли под единым понятием «нестационарная торговля».

В ходе исследования было установлено, что в Федеральном Законе «О государственном регулировании торговой деятельности» отсутствует определение понятия развозная торговля, внимание акцентировано только на нестационарной торговле, осуществляемой через временные торговые сооружения, в том числе передвижные, без прочной связи с земельным участком[2].

Более детальное уточнение понятию «развозная торговля» представлено в Налоговом Кодексе РФ, согласно которого, под развозной торговлей понимается розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством[3].

Однако, необходимо отметить, что развозная торговля может осуществляться в различных вариантах, выступая в качестве непосредственно развозной, выездной и передвижной торговли. Отметим, что ни один нормативно-правовой акт не дает четкого разграничения в определении подобных видов торговли, также как и не дает четкого определения понятию «мобильный торговый объект», в результате чего, при решении вопроса о размещении таких объектов применяются общие правила для нестационарных торговых объектов, которые не учитывают специфику осуществляемой организациями и предпринимателями торговой деятельности[4].

Для уточнения характерных признаков нестационарной торговли с использованием транспортных средств необходимо определить сущность самого процесса осуществления торговой деятельности. Так, развозная торговля предполагает розничную продажу с транспортного средства (специализированного автомобиля, автолавки, мобильного автомобильного оборудования) за счет физического перемещения транспортного средства по объектам потенциального сбыта потребительских товаров. Чаще всего, на практике развозная торговля сочетается со стандартным процессом снабжения стационарных торговых объектов и параллельной реализацией товаров с транспортного объекта. Так, как законодательно не уточнены отдельные характеристики развозной торговли, отсутствуют ограничения при осуществлении продажи, в большинстве случаев развозная торговля является параллельной операцией, осуществляемой в процессе товароснабжения.

Наиболее характерным видом нестационарной торговли можно считать выездную торговлю, суть которой заключается в фактическом перемещении мобильного торгового объекта (МТО) для его дальнейшего размещения на установленном торговом месте (если это не противоречит законодательству) на неопределенный срок времени. Иначе говоря, под этот вид торговли подходят все варианты продажи с транспортных средств, при их размещении на ярмарках, рынках и других специализированных и неспециализированных местах ведения торговли.

Еще одним видом нестационарной торговли можно считать – передвижную торговлю с транспортных средств. Ее кардинальное отличие заключается в особенности ведения торговой деятельности и фактическом перемещении МТО. По сути, это движение торгового объекта по установленному графику в рамках одного населенного пункта, района или области с краткосрочным (ограниченным) размещением МТО в установленном месте для реализации товаров населению с последующим передвижением его, согласно установленного маршрута.

Этот вид нестационарной торговли применяют в районах с плотным географическим расположением населенных пунктов и развитой транспортной инфраструктурой, а также в районах, где населенные пункты мало обеспечены торговыми объектами, а ведение торговой деятельности через стационарные торговые предприятия является нецелесообразным. Наиболее приемлем вариант передвижной торговли для сельских районов, расположенных в небольшой удаленности от областных и районных населенных пунктов.

Внедрение на практике передвижной торговли связано с рядом рисков, заключающихся в угрозе недополучения ожидаемых экономических результатов, отсутствия спроса на товары, реализуемые через МТО. В результате, формируется необходимость разработки четкого сценария внедрения маршрутов передвижной торговли, разработки графиков следования транспортного средства с учетом географии региона, численности населения в пунктах, через которые следует МТО, структуры конкурентной среды и уровня спроса. Отсутствие методики оценки экономической эффективности передвижной торговли, основанной на научном подходе, учитывающем ее отдельные характеристики, усложняет процесс внедрения передвижных торговых маршрутов, затрудняет процесс разработки прогнозов экономических результатов.

Исходя из выше сказанного, автором статьи рекомендована методика оценки экономической эффективности передвижной торговли, основанная на прогнозировании экономических результатов с учетом анализа конкурентных преимуществ альтернативного вида торговли.

На первом этапе основу оценки ее эффективности должен составлять выбор населенных пунктов, в которых ожидаются наибольшие объемы реализации товаров. Этот показатель ложится в основу разрабатываемого графика движения МТО, в котором приоритетными населенными пунктами, включаемыми в начало маршрута развоза выбираются те села или поселки, в которых возможен максимальный сбыт перевозимых грузов, что обеспечивает снижение нагрузки на транспортное средство и уменьшение объема затрачиваемых топливных ресурсов.

Далее маршрут следования МТО должен строиться таким образом, что бы объединить несколько населенных пунктов, расположенных в оптимальной удаленности друг от друга и на приемлемом расстоянии от распределительно центра, результатом чего должен стать график следования транспортного средства с определенным периодом пребывания в указанных населенных пунктах.

На практике формируется необходимость разработки схемы оценки экономической эффективности отдельно взятых маршрутов передвижной торговли. Основной экономического расчета эффективности должны служить такие индикаторы, как объемы годового товарооборота по предприятиям, наличие конкурентов в населенных пунктах, маршрут следования транспортного средства, транспортные расходы и предполагаемый уровень доходов.

На основании данных показателей разрабатывается схема похода к расчету эффективности внедрения маршрута передвижной торговли, авторское видение которой представлено на рисунке 1.

 

v1

Рисунок 1 - Схема модели расчета экономической эффективности маршрута передвижной торговли (составлено автором)

Учитывая схему оценки экономической эффективности работы МТО, для расчета экономического эффекта предложена интерпретация модели Рейли, основанная на «Законе розничного тяготения», согласно которой крупные города и населенные пункты притягивают большее количество покупателей, согласных преодолевать значительные расстояния[5]. По мнению автора статьи, притягательность торгового объекта обуславливается не только его расположением в крупном городе, но и наличием ряда преимуществ по отношению к потенциальным покупателям. Исходя из этого, притягательность торгового объекта, расположенного в малочисленном населенном пункте будет находиться в прямой зависимости от количества преимуществ, отличающих данный торговый объект от ряда других. В результате население может преодолевать значительные расстояния (в случае удаленности притягательного торгового объекта) с целью получения для себя ряда преимуществ, которые может обеспечить притягательный торговый объект. Расчет рекомендовано проводить по следующей формуле:

v2 (1)

где:

Рi – ожидаемый объем экономического эффекта (выражен в денежных единицах) от одного торгового объекта;

Ci – численность проживающего населения в i районе;

REi-средние расходы покупателя i района на товары данной категории;

ki- коэффициент притягательности МТО, действующего в i районе;

ni- количество торговых объектов в i районе.

Коэффициент притягательности рекомендовано рассчитывать как отношение собственных конкурентных преимуществ (детерминант успеха) к преимуществам потенциальных конкурентов на основании результатов, полученных в ходе опроса и анкетирования. Расчет необходимо проводить по формуле:

v3   (2)

где:

ki – коэффициент притягательности МТО;

Ра – конкурентные преимущества МТО, ед;

Рk – конкурентные преимущества потенциальных конкурентов, ед.

В качестве конкурентных преимуществ необходимо рассматривать те характерные особенности, которые свойственны только передвижным мобильным торговым объектам и выделяют их по сравнению со стационарными торговыми объектами, предавая им привлекательности и предоставляя возможность «оттянуть» на себя часть покупательских потоков.

В качестве конкурентных преимуществ можно рассматривать такие характеристики нестационарного торгового объекта, как его месторасположение, уровень цен, объем дополнительных услуг, уникальность объекта и многофункциональность. В целом, при выборе методов продажи товаров и ориентации на нестационарную передвижную торговлю необходимо ориентироваться на планирование характеристик будущего МТО, с учетом потребностей целевой аудитории, заключающихся в удобстве расположения объекта, его ценовой и ассортиментной политики, уровня обслуживания покупателей, возможностей применения концепций мерчандайзинга и т.п.[6].

Концептуальная схема конкурентных преимуществ объектов передвижной торговли представлена на рисунке 2.

v4

Рисунок 2 – Конкурентные преимущества передвижных торговых объектов (составлено автором)

Наряду с конкурентными преимуществами, характерными предприятиям передвижной торговли необходимо отметить, что для стационарных торговых объектов также характерны отдельные свойства, придающие им привлекательности. Так, в отличие от МТО стационарный торговый объект имеет возможность осуществлять торговую деятельность больший период времени (в соответствии с графиком работы), ему характерен более широкий ассортимент товаров и удобство покупки. Однако в сельских районах, малонаселенных отдаленных пунктах покупатели предпочитают приобретать товары в тех предприятиях, в которых установлены более низкие цены и предоставляется возможность получения ряда дополнительных услуг. В результате передвижные торговые объекты приобретают определенную привлекательность и формируют возможность достаточно быстро обеспечивать себе потенциальную потребительскую аудиторию.

Полнота оценки эффективности передвижной торговли обеспечивается проведением анализа в следующих направлениях:

- выделения уровня необходимости собственного присутствия передвижных торговых объектов в отельных районах;

- выделение наиболее перспективных районов, характеризующихся максимальными темпами роста;

- выделение районов с наибольшим и наименьшим уровнем конкуренции;

При расчете экономической эффективности от внедрения передвижной торговли остается необходимость расчета объемов затрат, формирующихся в процессе осуществления торговой деятельности. В качестве статей затрат выступают такие издержки, как транспортные расходы, заработная плата, налоги, потери и другие транспортные затраты. По результатам исследования составляется прогноз, который дает максимально приближенный к действительности объем продаж, доходов и прибыли, формируемых при внедрении передвижной торговли.

С целью обеспечения результативности реализации на практике проектов по внедрению передвижной торговли в рамках развития торговой деятельности в государстве совершенствуется нормативно правовое регулирование нестационарной торговли. Предложен к рассмотрению ряд Проектов, которые позволят в будущем определить все виды нестационарной торговли, обеспечить ей правовой уровень развивающейся и перспективной формы торговли, расширить спектр товаров, разрешенных для реализации через развозную торговлю. Например, предложенный «Минпромторгом» России Проект постановления «Об утверждении Правил организации развозной торговли»[7] позволит идентифицировать понятие «мобильный торговый объект», установить требования к его оборудованию и оснащению, а это в свою очередь даст возможность через ряд развозных и разносных торговых объектов беспрепятственно реализовать такую продукцию, как мясо, молоко, рыба и т.п.[8] В итоге, в рамках развития торговой сферы, образуется возможность повышения уровня обеспеченности сельского населения продуктами питания, улучшения качества торгового обслуживания.

Список литературы

1. Максимова Е.А. Проблемы и тенденции развития внутренней торговли

в России как части процессов обмена // Вестник ЮРГТУ (НПИ). - 2013. - № 1. – С.130-137.

2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации Федеральный Закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (дата обращения 20.04.2018г).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018), ст.346.27. Основные понятия, используемые в настоящей главе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/d0a2dcb6f95016509db89d90df20098147f6e7fa/ (дата обращения 20.04.2018г).

4. Сойников М.А. О некоторых проблемах правового регулирования развозной торговли //Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2015. - №1(4). – С. 73-75.

5. Крипак Е.М. Методы и модели формирования сбытовой стратегии предприятия // Вестник ОГУ. – 2011. - №13 (132). – С. 257-262.

6. Иванова Е.А. Особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли в условиях рыночной власти потребителя // Вопросы управления. – 2015. - № 14. – С. 124-131.

7. Об утверждении правил организации развозной торговли Проект Постановления Правительства РФ от 11.03.2015 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=8310#09609664923359398 (дата обращения 25.04.2018г).

8. Правила развозной и разносной розничной торговли в 2016 году. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.business.ru/article/490-vs-o-razvoznoy-i-raznosnoy-roznichnoy-torgovle (дата обращения 24.04.2018г).

Bibliography

1. Maksimova E.A. Problems and Trends in the Development of Internal Trade in Russia as Part of the Exchange Processes // Vestnik YURSTU (NPI). - 2013. - No. 1. S- 130-137.

2. On the fundamentals of state regulation of trade activities in the Russian Federation Federal Law No. 381-FZ of December 28, 2009. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (the date of circulation is 20.04.2018).

3. The Tax Code of the Russian Federation (part two) of 05.08.2000 N 117-FZ (as amended on April 23, 2013) (as amended and supplemented, effective from 01.05.2018), art.346.27. Basic concepts used in this chapter. - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/d0a2dcb6f95016509db89d90df20098147f6e7fa/ (circulation date is April 20, 2013).

4. MA Soynikov. On some problems of legal regulation of commercial trade // Russian science and education today: problems and prospects. - 2015. - No. 1 (4). - S. 73-75.

5. Kripak E.M. Methods and models for the formation of the marketing strategy of the enterprise // Bulletin of the OSU. - 2011. - No. 13 (132). - S. 257-262.

6. Ivanova E.A. Features of creation of steady competitive advantages of the enterprise of retail trade in conditions of market power of the consumer // Management questions. - 2015. - No. 14. - S. 124-131.

7. On the approval of the rules for the organization of commercial trade. Draft Resolution of the Government of the Russian Federation of 11.03.2015 - [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=8310#09609664923359398 (date of circulation on 25.04.2018).

8. Rules of distribution and retail trade in 2016. - [Electronic resource]. - Access mode: https://www.business.ru/article/490-vs-o-razvoznoy-i-raznosnoy-roznichnoy-torgovle (circulation date 24.04.2018)

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018
(114) УЭкС, 8/2018
(115) УЭкС, 9/2018
(116) УЭкС, 10/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516