Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Современные меры защиты внутреннего рынка ЕАЭС

Экономическая безопасность | (110) УЭкС, 4/2018 Прочитано: 82 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Ратушняк Елена Сергеевна
  • Дата публикации:
    17.04.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»

УДК 339.5 + 339.9

Современные меры защиты внутреннего рынка ЕАЭС

The current domestic market safeguard measures in EAEU

Ратушняк Елена Сергеевна 

Ratushnyak Elena Sergeevna

к.э.н., старший преподаватель кафедры менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности,

ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»,

grin_alenka@mail.ru

Аннотация

В статье представлен анализ применяемых в ЕАЭС мер защиты внутреннего рынка, выделены новые, специфичные мер, обусловленные экономическими и геополитическими интересами блока, обозначены значимость и необходимость их применения в процессе развития интеграции.

Среди новых мер обозначены «триггерный» механизм защиты рынка и двусторонняя компенсация, которых обладают спецификой применения в преференциальной торговле, что позволяет смягчать и регулировать процесс усиления конкуренции со стороны иностранных производителей.

Abstract

This article contains the analysis of applying tools designed to defend the domestic market, some of these tools separated as new and specific ones. The importance of using such tools spring of economic and politic reasons. The article defines the necessity and significance of using them in terms of developing the integration.

Among the new tools of defending the domestic market are trigger safeguard measures and countervailing measure – bilateral safeguard measures. New measures has their own specific of conducting and applying in a preferential trade, giving the possibility to alleviate competitive conditions.

Ключевые слова: антидемпинговые меры, ЕАЭС, единый рынок, внешняя торговля, защита внутреннего рынка, интеграция, «триггерный механизм»

Keywords: antidumping measures, EAEU, domestic market, foreign trade, integration, safeguard measures, trigger safeguard measures

Введение

Развитие единой экономической политики в рамках интеграционного объединения направлено, как правило, на создание благоприятных условий для повышения эффективности экономик стран-участниц, рационализации использования имеющихся ресурсов, увеличения производства и получения доходов через активизацию международного обмена товарами в материально-вещественной форме, услугами и факторами производства.

Создание единого рынка на базе интеграционного объединения подразумевает необходимость разработки и реализации внешнеэкономической политики так, чтобы, с одной стороны, обеспечить открытость рынка, с другой, – обеспечить интересы национальных производителей. В достижении данной цели важную роль играют те инструменты внешнеторговой политики, которые принимаются на межгосударственном уровне.

В данной статье понятие «внешнеторговая политика ЕАЭС» рассматривается в контексте методов и инструментов регулирования торговли товаров внутри ЕАЭС и с третьими странами.

На момент создания ЕАЭС и вступления в силу договора о его формировании (2015 год) в рамках Таможенного союза сохранялись временные ограничения в торговле между странами-участницами и одновременно указанным договором были определены дальнейшие ключевые направления развития единого экономического пространства.

Цель проведения исследования – определить, какие инструменты защиты внутреннего рынка реализуются в ЕАЭС на текущем этапе для обеспечения интересов национальных производителей, какие новые инструменты разработаны для обеспечения условий эффективного развития торговли и чем обусловлена необходимость их применения.

Методы

Меры защиты внутреннего рынка ЕАЭС носят временный характер, основная их функция заключается в защите интересов национальных производителей. Такие меры, по сути, являются объективными инструментами именно регулирования торговли, но не реализации мер неоправданного протекционизма в отношении того или иного производителя из третьих стран, поскольку их введению всегда предшествует расследование на установление наличия факта ущерба.

Анализ мер торговой защиты стран ЕАЭС осуществлен на основе сбора фактов практического характера, опубликованных Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК), и сопоставления их с тем, какие из мер предусмотрены Договором о ЕАЭС. Обобщение положено в основу выявления взаимосвязи между применяемыми мерами торговой защиты и развитием торговли в рамках внутреннего рынка ЕАЭС, а также в контексте расширения торгового сотрудничества с другими странами.

Графический метод позволил наглядно проиллюстрировать количественные данные, используемые в статье, а также визуализировать теоретические обобщения по исследуемому вопросу.

В ходе исследования остались неизученными вопросы эффективности реализация мер торговой защиты с точки зрения пополнения бюджета ЕАЭС; влияния мер защиты внутреннего рынка на общий объем торговли стран ЕАЭС с третьими странами; развития отрасли после реализации тех или иных мер в рамках преференциальной торговли.

Результаты

Действующие меры защиты внутреннего рынка в ЕАЭС

Современный мировой рынок характеризуется размыванием границ между отраслями, сокращением жизненного цикла товара, тенденцией к унификации спроса, а также повышением внимания к экологическим проблемам [7]. Возникает объективная необходимость объединения стран для формирования общих рынков с применением инструментов их защиты от недобросовестной конкуренции.

В настоящий момент в рамках ЕАЭС применяются меры защиты внутреннего рынка, представленные на рис. 1. Данные меры являются временными мерами торговой защиты в рамках ЕАЭС, которые направлены на устранение негативных эффектов, оказываемых на производителей ЕАЭС в результате импорта товаров из третьих стран. Реализуются посредством введения пошлины.

Введению первых трех групп мер всегда предшествует расследование, которое проводится для установления следующих трех главных составляющих, выступающих основанием для введения соответствующей пошлины:

- факта демпинга или предоставления субсидии иностранным товарам и страну их происхождения (при антидемпинговых и компенсационных мерах);

- факта резкого, внезапного и существенного роста импорта товара в ЕАЭС независимо от страны его происхождения в связи с непредвиденными обстоятельствами (при специальных мерах);

- факта причинения / возможности причинения материального ущерба производителям аналогичных товаров в ЕАЭС.

Применение специальных защитных мер в ЕАЭС также связано с проведением переговоров с торговыми партнерами в рамках ВТО. Иные меры вводятся решением ЕЭК.

По данным ЕЭК, срок проведения антидемпингового или компенсационного расследования является самым длительным и колеблется в пределах от 12 до 18 месяцев, специального защитного – значительно меньше (от 9 до 12 месяцев).

ra1

Рисунок 1 – Характеристика мер защиты внутреннего рынка ЕАЭС, определенных Договором о ЕАЭС от 29.05 2014

Источник: составлено автором на основе [1]

К концу 2017 года в ЕАЭС действуют следующие расследования, проводимые с целью выявления оснований для применения мер защиты внутреннего рынка в отношении ряда товаров (табл. 1).

Таблица 1 – Расследования, проводимые ЕЭК, в целях выявления оснований для применения мер торговой защиты

№ п/п

Товар, в отношении которого проводится расследование

Вид расследования

Страна-экспортер

Дата начала расследования

Введение предварительных мер[1]

1

Стальные цельнокатаные колеса

Повторное антидемпинговое

Украина

28.02.2017

Введена антидемпинговая пошлина в размере 4,75% от таможенной стоимости

2

Металлопрокат с полимерным покрытием

Повторное антидемпинговое

Китайская Народная Республика

28.02.2017

Введена антидемпинговая пошлина в размере 6,98%, 10,34%, 11,87% и 20,20% от таможенной стоимости

3

Некоторые виды стальных труб

Повторное антидемпинговое

Украина

16.10.2016

Введена антидемпинговая пошлина в размере 18,9%, 19,9%, 19,4%, 37,8% от таможенной стоимости

4

Гербициды

Антидемпинговое

Европейский Союз

01.16..2017

Введена антидемпинговая пошлина в размере 27,47%, 29,85%, 28,74%, 52,23%, 33,90% от таможенной стоимости

Источник: Составлено автором по данным [2]

Помимо проводимых расследований на базе ЕАЭС, введены торговые меры защиты в отношении Украины, Китая, Турции и ряда стран ЕС (табл. 2).

Таблица 2 – Действующие меры торговой защиты ЕАЭС

Страна, импортирующая товар в ЕАЭС

Количество товарных позиций ТН ВЭД, в отношении которых применяются меры

АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ

Украина

6

Китай

9

Индия, Германия, Италия, Турция

1

Источник: составлено автором на основе [2]

Из таблицы 2 видно, что в настоящий момент в рамках ЕАЭС применяются не все меры торговой защиты, предусмотренные Договором о ЕАЭС, а лишь антидемпинговые. Основными странами-поставщиками товаров, в отношении которых действуют указанные защитные меры, являются Украина и Китай. Поставка товара на территорию ЕАЭС из Украины и Китая осуществляется по искусственно заниженным ценам. Кроме того, в отношении Украины в 2016 году было проведено расследование на выявление фактов субсидирования экспортных товаров в торговле с ЕАЭС. Однако по результатам данного мероприятия оснований для введения компенсационной пошлины выявлено не было. Основными отраслями промышленности, в отношении которых действуют меры торговой защиты, являются металлургия и отрасли пищевой промышленности.

Новые меры защиты в преференциальной торговле ЕАЭС

В 2015 году между ЕАЭС и Вьетнамом заключено Соглашение о свободной торговле (далее – Соглашение) – создана зона свободной торговли, подразумевающая либерализацию торговли (снижение тарифных и нетарифных барьеров, упрощение таможенных процедур и т.д.).

Однако в рамках регулирования торговли стран-участниц ЕАЭС с Вьетнамом на текущем этапе можно выделить две характерные особенности:

- сохранено право по применению во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер;

- применяются два новых инструмента регулирования торговли – триггерные защитные меры и двусторонняя защитная мера в целях защиты производителей ЕАЭС от негативного воздействия импорта из Вьетнама [3].

В торговле товарами в ЕАЭС с вьетнамскими производителями и поставщиками выделяется группа особо чувствительных товаров, происходящих из Вьетнама (определены Приложением 2 к Соглашению о свободной торговле от 29.05.2015), в отношении которых в рамках ЕАЭС разрешается применение «триггерного» механизма защиты внутренних производителей [3, 4].

«Триггерный» механизм подразумевает установление пороговых годовых объемов импорта товаров из Вьетнама (триггерный уровень), в пределах которых импорт из Вьетнама осуществляется без применения пошлин. Расчет триггерного уровня, установленного в Соглашении, осуществлен в килограммах по формуле:

Триг. ур. = (T/365)*N, (1)

где T – триггерный уровень; N – количество оставшихся дней со дня вступления в силу Соглашения и до конца года вступления Соглашения в силу.

В случае превышения объема импорта товаров из Вьетнама в течение любого календарного года над установленным триггерным уровнем, относящимся к этому году, применяется таможенная пошлина, равная ставке таможенной пошлины режима наибольшего благоприятствования (на уровне ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС). Решение о применении триггерной пошлины принимается ЕЭК, срок действия указанной пошлины не должен превышать 6 месяцев. Однако данный срок может быть продлен, если на дату действия пошлины объем импорта из Вьетнама превышает 150% соответствующего триггерного уровня.

Основная информация об импорте вьетнамских товаров в ЕАЭС за 2016-2017 гг. представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Данные об объемах импорта из Вьетнама в ЕАЭС за 2016-2017 гг.

ra3

Источник: составлено автором на основе [5, 6]

Из таблицы 3 видно, что импорт по товарам, в торговле которыми может быть применен триггерный механизм, в 2016 году превысил пороговый соответствующий триггерный уровень по категории нижнее белье и составил 25 325 кг, или 115% от установленного уровня., что означает обложение импорта по ставке ЕТТ ЕАЭС. По остальным категориям товаров импорт в ЕАЭС в 2016-2017 гг. не превысил значений триггерного уровня.

Для защиты от негативных рисков либерализации торговли с Вьетнамом предусмотрена возможность применения новой для ЕАЭС меры – двусторонней защитной меры [3, 4].

Такая мера применяется в случае, если вследствие снижения или отмены ввозных таможенных пошлин в торговле со Вьетнамом возросший импорт вьетнамских товаров наносит ущерб или создает угрозу нанесения ущерба производителям ЕАЭС.

Ведению двусторонней защитной меры предшествует проверка, проводимая ЕЭК на основании обращения производителей ЕАЭС, составляющих отрасль экономики государств-членов Союза, либо органа государственной власти ЕАЭС, уполномоченного на взаимодействие с ЕЭК.

Выделяют две формы введения двусторонней меры защиты:

1) приостановление дальнейшего снижения применимой ставки ввозной таможенной пошлины;

2) повышение применимой ставки ввозной таможенной пошлины до необходимого уровня, не превышающего базовую ставку, определенную Соглашением.

Срок применения механизма двусторонних защитных мер ограничен переходным периодом. Срок применения меры зависит от срока тарифной либерализации по конкретным товарам и может составлять два-три года.

По окончании действия данной защитной меры ставка ввозной таможенной пошлины устанавливается на уровне, который действовал бы на дату окончания действия меры.

Отличительной особенностью применения двусторонней защитной меры в ЕАЭС выступает предоставление Вьетнаму эквивалентной компенсации.

Поскольку одной из первостепенных целей Соглашения выступает либерализация и содействие торговле товарами между странами, в том числе и за счет снижения тарифных и нетарифных барьеров, то механизм двусторонней защиты, также как и триггерный, позволяют «поддержать» развитие интеграции в процессе поэтапного снижения и отмены пошлин, удовлетворяя интересам обеих сторон через защиту уязвимых отраслей (для ЕАЭС) и компенсацию (для Вьетнама). Триггерная таможенная пошлина равна ставке таможенной пошлины режима наибольшего благоприятствования, поэтому ее применение не носит цель ограничения или ущемление интересов производителей Вьетнама, а лишь позволяет на временной основе «выровнять» условия торговли для производителей ЕАЭС.

Выводы

1. Меры торговой защиты выступают инструментом, обеспечивающим гибкость механизма регулирования внутреннего рынка и интересы предпринимателей ЕАЭС на микро- и на макроуровне. Микроуровень представлен возможностью инициировать расследование в случае возникновения конкуренции со стороны торговых партнеров из третьих стран (результат: обеспечение вопросов безопасности развития бизнеса). Макроуровень представлен деятельностью ЕЭК в области регулирования и развития современных инструментов защиты внутреннего рынка, а также взаимодействия Комиссии непосредственно с участниками торгового процесса в целях реализации указанных мер (результат: обеспечение экономических и политических интересов на межгосударственном уровне, гибкое регулирование торговли с третьими странами, развитие интеграции).

2. Применение мер торговой защиты позволяет не только обеспечивать интересы национальных производителей стран ЕАЭС, но и развивать торговые отношения с третьими странами в случае, если существует возможность нанесения ущерба отрасли со стороны конкуренции торгового партнера ЕАЭС.

3. Меры защиты внутреннего рынка по своему назначению призваны ограничивать торговые отношения с партнерами. В процессе реализации указанных мер в ЕАЭС выработаны новые меры, с одной стороны ограничительные, с другой, – позволяющие развивать интеграцию ЕАЭС с третьими странами (например, Вьетнам).

4. В настоящий момент в рамках ЕАЭС среди предусмотренных Договором о ЕАЭС применяются антидемпинговые меры, действующие в отношении Украины, Китая, Германии, Италии, Турции. Меры в отношении Украины носят повторный характер.

4. Анализ эффективность внедрения новых мер защиты рынка ЕАЭС в торговле с Вьетнамом требует дальнейшего исследования, по мере получения необходимой информации.

Литература:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

2. Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/rassledovaniya/Pages/current.aspx (дата обращения 15.11.2017).

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 №115​.

4. Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами – членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/sogl_torg/Documents/EAEU-VN_FTA.pdf#page=12 (дата обращения 17.10.2017).

5. Данные об объемах импорта товаров, указанных в приложении № 2 к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 года, происходящих из Социалистической Республики Вьетнам и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза за 2016 год. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/preferentialtrade/vietnam/Documents/2016.pdf (дата обращения: 12.10.2017)

6. Данные об объемах импорта товаров, указанных в приложении № 2 к Соглашению о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015 года, происходящих из Социалистической Республики Вьетнам и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза за 2017 год. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/podm/preferentialtrade/vietnam/Documents/triggers_volumes_01-06_2017.pdf (дата обращения: 19.10.2017)

7. Дементьева А.Г. Формы и методы получения конкурентных преимуществ ТНК в условиях глобализации // Менеджмент сегодня. 2010. №3. С.134-148



Различные ставки установлены индивидуально для конкретных производителей.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516