Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Методологические аспекты совершенствования эколого-экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Экономика природопользования | (110) УЭкС, 4/2018 Прочитано: 1196 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Дьяков Сергей Александрович, Бирюков Сергей Алексеевич
  • Дата публикации:
    10.04.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Российский государственный университет правосудия (Северо- Кавказский филиал)

Методологические аспекты совершенствования эколого-экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Methodological aspects of improving the ecological and economic management mechanism in the sphere of nature management and environmental protection

Дьяков Сергей Александрович,

Dyakov Sergey Alexandrovich

Кандидат экономических наук, доцент

Бирюков Сергей Алексеевич

Biryukov Sergey Alekseevich

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Российский государственный университет правосудия (Северо- Кавказский филиал), СКФ РГУП, г. Краснодар

E-mail: docent.dyakov@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена изучению механизмов регулирования охраны окружающей среды, особое внимание уделено проблеме эффективности финансово- правового механизма регулирования охраны окружающей среды, а также предложены возможные варианты эффективного управления в данной сфере

Abstract: The article is devoted to the study of mechanisms for regulating the protection of the environment, special attention is paid to the problem of the effectiveness of the financial and legal mechanism for regulating environmental protection, as well as possible options for effective management in this area.

Ключевые слова: эффективность, финансово-правовой механизм, охрана окружающей среды.

Key Words: efficiency, financial and legal mechanism, environmental protection.

В настоящее время, в период развития и становления рыночных отношений, необходимо изменить систему государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а именно модернизировать ту часть, которая, главным образом, связана с применением и использованием экономических методов регулирования. На данный момент финансово-правовой механизм регулирования охраны окружающей среды не осуществляет своего истинного и главного предназначения, а именно, он не способствует эффективному, полезному и рациональному решению экологических проблем в нашей стране. В России в федеральном законе №7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей природной среды» в III разделе прописаны основные элементы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды, к которым, согласно закону, относят[1]:

а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

б) установление допустимых приделов при использовании природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

г) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

д) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

К элементам экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды относят:

  • планирование природопользования и охраны окружающей среды;

· финансирование охраны окружающей среды;

· платежи за пользование землей, недрами, водами, другими природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды;

· экологическое страхование; налоговые и кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы[2].

Более подробно организационно-экономический механизм регулирования отношений в сфере использования и охраны природных ресурсов рассмотрен в следующих научных работах Дудник Д.В. [4-7]

Совершенствование организационно-экономического механизма управления рациональным использованием природных ресурсов и их охраной, должно базироваться на основе эколого-экономических методов управления в общей системе эффективного их использования, требующих сочетания различных социальных регуляторов, например, таких как экономика и право которые взаимосвязаны в процессе эколого-экономического регулирования природопользования, обеспечивая правовой формой экологически обусловленное экономическое регулирование, исключая его стихийный характер, поскольку, единство правового и экологически обусловленного экономического регулирования, обеспечивает целевое воздействие на поведение отдельного субъекта или социума, одновременно эколого-экономическим содержанием и правовой формой, в которую оно облечено.

Эффективная система управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды в Российской Федерации требует выработки оценочного критерия эколого-экономической эффективности управленческих воздействий в указанной сфере общественных отношений.

Методология экономической оценки эффективности затрат на мероприятия по снижению эколого-экономических рисков причиняемых здоровью человека, как критерия экономической эффективности организационного механизма охраны окружающей среды, позволяет объединить оценку риска и управление риском, что позволяет её использовать и при оценке эффективности природоохранного механизма в целом.

На современном этапе развития законодательство Российской Федерации содержит различные нормативные акты, которые призваны регулировать отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Тем не менее, существующий правовой механизм не дает реализовать в полной мере право на благоприятную окружающую среду, защиту экологических прав и интересов граждан, закрепленных Конституцией РФ. Возникает проблема необходимости совершенствования и реформирования нынешней системы экологического законодательства в Российской Федерации. В которой главное направление уделяется переходу на новый путь экологического нормирования и связанного с ним экономического стимулирования природоохранных механизмов среди субъектов хозяйственной и иной деятельности, которые бы обеспечили минимизацию губительного воздействия на окружающую среду. Не менее актуальной является проблема разорения финансово- правового механизма в области охраны окружающей среды. Необходима современная и эффективная нормативно-правовая база, которая бы урегулировала возникающие вопросы в установлении платных тарифов за загрязнение окружающей среды, а также вопросы в сфере экологического надзора и контроля за охраной окружающей среды. Совершенствование финансово-правового регулирования экологических отношений на сегодняшний день – это самая главная и важная цель, поставленная перед нами, чтобы обеспечить экологическую безопасность и сохранить окружающую среду Российской Федерации. Для ее достижения необходимо:

1. Разграничить две группы методов эколого-экономического стимулирования[3]:

- метод позитивной мотивации;

- метод негативной мотивации.

2. Создать для предприятий, имеющих очистные сооружения и сдающих их в эксплуатацию, механизм снижения прогрессивной ставки, с помощью проведения обязательного ежегодного экологического мониторинга. По результатам которого будут увеличены или снижены размеры прогрессивных платежей в зависимости от динамики загрязнения окружающей среды

3. Внедрить в практику экологический лизинг (который позволяет решить проблему доступности очистных сооружений и технологий), а также обязательное экологическое страхование на предприятиях, которые не осуществляют природоохранных мероприятий, нанося ущерб окружающей среде.

4. Организовать государственный региональный фонд экологического страхования, в задачи которого входит своевременное реагирование и осуществление страхования при авариях и катастрофах.

5. Выявить меры по усилению экологической составляющей прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.

6. Усовершенствовать экономический и финансовый механизмы охраны окружающей среды и природопользования

7. Ввести систему обязательной сертификации по экологическим требованиям.

8.Внедрить в практику процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), для чего должна быть подготовлена соответствующая правовая и методическая база.

9. Модернизировать экологический мониторинг.

10. Распределить основную часть расходов по нормализации экологической обстановки между частными предприятиями, разработать программу по увеличению интереса у предпринимателей и представителей общественности в вопросах охраны окружающей среды и природопользования. Используя данную группу методов, на наш взгляд, можно изменить окружающую среду в положительном ключе, а также обеспечить успешное развитие Российской Федерации в будущем.

Список используемой литературы

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2017)
  2. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под.ред. проф. Э.В. Гирусова, проф. В.Н. Лопатина. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.-: ЮНИТИ- ДИАНА, Единство, 2003г. – с. 273.
  3. Совершенствование экономического механизма охраны окружающей среды в Кемеровской области. ЭКО-бюллетень ИнЭкА № 1 (126) январь-февраль 2008г./  http://ineca.ru/?dr=bulletin/arhiv/0126&pg=016
  4. Дудник Д.В. Оценка эколого-экономического риска в процессе рационального природопользования при осуществлении эколого-экономического управления земельными ресурсами региона (по материалам Краснодарского края) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. № 5. 2012.  http://uecs.ru
  5. Дудник Д.В. Механизм оценки эколого-экономической эффективности управления земельными ресурсами в системе природопользования региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 45 (9). С. 49.
  6. Дудник Д.В. Особенности управления земельными ресурсами муниципального образования. Управление сельскими муниципальными образованиями и его перспективы. - Краснодар: Изд-во «Парабеллум», 2009.
  7.  Дудник Д. В. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды как инструмент экономического управления земельными ресурсами Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2. С.316-320
  8.  Дудник Д. В. Содержание  экономического механизма государственного управления земельными ресурсами .Предпринимательство. 2009. № 4. С. 54-58.
  9. Дудник Д.В., Дьяков С.А., Юрченко К.А. Эффективное управление земельными ресурсами как основа развития агропромышленного комплексаЭкономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85-2). С. 1041-1045.

 

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018
(113) УЭкС, 7/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516