Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Механизм организационно-экономического обеспечения эффективного управления предприятием

Теория управления | (110) УЭкС, 4/2018 Прочитано: 218 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Макриденко Евгений
  • Дата публикации:
    09.04.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Московский политехнический университет

Механизм организационно-экономического обеспечения эффективного управления предприятием

The mechanism of organizational and economic support of effective enterprise management

Макриденко Евгений

Makridenko Evgeniy

Соискатель

Кафедра финансовых технологий и инжиниринга

Московский политехнический университет

Аннотация: В данной научной статье разработана процедура оценки состояния организационно-экономического обеспечения предприятия с использованием системного и функционального подхода, позволяющая повысить эффективность стратегического управления хозяйствующего субъекта.

 Annotation: In this scientific article, a procedure for assessing the state of organizational and economic support of an enterprise using a systemic and functional approach has been developed that makes it possible to improve the effectiveness of strategic management of an economic entity

Ключевые слова: обеспечение, эффективность, управление, внешняя и внутренняя среда, предприятие.

 Keywords: security, efficiency, management, external and internal environment, enterprise.

Организационно-экономическое обеспечение эффективного управления предприятием и тщательная разработка его основных направлений представляется необходимым для максимально полной реализации потенциальных возможностей предприятия, своевременного выявления угроз, которые возникают как во внешней, так и во внутренней среде предприятия, и предотвращение потерь от них. Решение задачи разработки основных направлений организационно-экономического обеспечения опережающего управления предприятием зависит, во-первых, от его целей, функций и задач, а, во-вторых, - от определения содержания и последовательности основных этапов эффективного управления (рис. 1).

Основной задачей первого этапа процесса эффективного управления предприятием является определения совокупности факторов внешней среды, тенденций их развития и изменений, которые должны стать объектом социально-экономического мониторинга. По данным, полученным в результате такого мониторинга, осуществляется анализ и определяется степень влияния каждого фактора внешней среды на структуру и значение основных показателей деятельности предприятия [5,6].


em1

Рис. 1. Этапы процесса стратегического управления предприятием

Второй этап процесса стратегического управления предприятием предполагает создание системы сбора и анализа входных информационных потоков, которая обеспечивает выявление, идентификацию, анализ и оценку слабых сигналов о состоянии внешней среды предприятия, в аспекте возможных угроз и потенциальных возможностей его развития. Также на втором этапе осуществляется диагностика действующей системы управления предприятием и оценка ее эффективности по критериям, к которым следует отнести: качество управленческого состава и корпоративная культура предприятия; качество управления бизнесами-процессами, [3] под которыми понимается последовательная совокупность действий, в процессе которой полученные данные разных типов превращаются в результат, который имеет ценность для потребителя; качество управления маркетингом; качество внутреннего фирменного и стратегического планирования.

Каждый из этих параметров предлагается оценить по 10-ти балльной шкале (1- минимальная оценка, 10 - максимальная оценка). После проведения опроса высшего руководства, менеджеров среднего звена указанных выше предприятий и независимых экспертов можно получить совокупную оценку их эффективности.

После выявления, идентификации и оценки слабых сигналов внешней среды определяется возможность и способы влияния предприятия на его факторы с помощью формирования и реализации опережающих мероприятий с целью максимально эффективного использования выявленных конкурентных преимуществ.

Четвертый этап процесса опережающего управления предприятием представляет собой анализ потенциальной готовности предприятия к реализации оперативных и стратегических опережающих мер. Такой анализ предполагает определение тех ресурсов и резервов предприятия, которые должны и могут быть мобилизованы в процессе реализации таких мер, и осуществляется в два этапа: оценка имеющихся ресурсов и резервов и оценка возможного дальнейшего наращивания ресурсов предприятия. Затем проводится оценка готовности предприятия в целом и его структурных подразделений к реализации опережающих мер.

Следующие этапы процесса стратегического управления предприятием заключаются в реализации стратегии контроля результатов этой реализации и корректировке стратегии опережающего управления предприятием. На рис. 2 предложена последовательность разработки и реализации стратегии управления предприятием, составной частью которой является план опережающих мер [3,4].

Начальным этапом разработки стратегии опережающего управления является оценка стратегического потенциала предприятия [3], которая проводится с целью определения степени обеспеченности предприятия стратегическими ресурсами. На основании полученного результата выбирается стратегическая зона его хозяйствования. Для действующего предприятия возможна ее корректировка в том случае, когда стратегический потенциал не обеспечивает эффективной деятельности предприятия в избранной зоне. Выбор стратегической зоны хозяйствования обусловливает проведение анализа внешней среды с целью выявления угроз или потенциальных возможностей развития.

Анализ внешней среды предприятия осуществляется в несколько этапов: сбор информации о текущем и будущем состоянии внешней среды с использованием методов выявления слабых сигналов;

анализ информации и определение общего состояния внешней среды предприятия, составление прогнозов и тенденций его развития;

анализ состояния аналогичных предприятий с целью создания базы данных по уже существующим опережающим решениям.

На основе результатов анализа внешней среды осуществляется соответствующая обработка консолидированных информационных потоков с целью определения тенденций основных и разработки прогнозов возможных изменений факторов внешней среды.

em2

Рис. 2. Последовательность разработки и реализации стратегии эффективного управления предприятием

В общем виде процедура организационно-экономического обеспечения стратегического управления предприятием может быть представлена следующим образом (рис 3).

Первый этап процедуры представляет собой идентификацию объекта управления, то есть, предприятия по признакам его отраслевой принадлежности и финансово-экономического состояния.

Следующий этап включает мониторинг внешней среды предприятия с целью выявления слабых сигналов о возможных угрозах и потенциальных возможностях развития. Основной задачей второго этапа процедуры организационно-экономического обеспечения опережающего управления предприятием является выявление его внутренних и внешних проблем.

Третий этап ориентирован на выявление и систематизацию существующих проблем аналогичных предприятий. Основной его задачей является заблаговременное выявление проблем – реальных и прогнозируемых, их классификация и ранжирование по критерию приоритетности. Для достижения большей эффективности данного этапа необходимо обеспечить его выполнение в режиме беспрерывного прогнозирования и мониторинга. Результатом выполнения этапа является постоянно обновляемая информационная база данных о проблемах конкретного предприятия и его основных конкурентов.

Четвертый этап состоит в исследовании современного зарубежного и отечественного опыта в области опережающего управления предприятием. Основная задача данного этапа – заблаговременное, непрерывное, интенсивное изучение, анализ и классификация достижений в теории и практике такого управления. Наиболее эффективно это реализовать в режиме автоматизированной информационно-поисковой системы.

em3

Рис. 3. Процедура организационно-экономического обеспечения стратегического управления предприятием

На пятом этапе формируется план оперативных опережающих мер на основе базы данных по типичным опережающим решениям выявленных проблем предприятия. Если такие решения не могут обеспечить достижение целей опережающего управления предприятием, то выполняется шестой этап, на котором разрабатывается стратегия опережающего управления за счет генерации инновационных идей и нетрадиционных решений. Основными задачами этапа является использование резервов стратегического потенциала предприятия, творческих составляющих человеческих ресурсов и разработка принципиально новых решений в соответствии с целями опережающего управления предприятием.

Основными результатами этапа является: выявление работников, способных генерировать инновационные идеи и создание для них наиболее благоприятных условий, формирование творческих групп, проведение тренинга персонала, поиск специалистов, способных решать сложные проблемы в процессе реализации стратегии опережающего управления предприятием.

Седьмой этап процедуры организационно-экономического обеспечения опережающего управления предприятием – это реализация опережающих мер, как оперативной, так и стратегической направленности. Основной задачей данного этапа являются обеспечения реализации новых инновационных идей и решений, информационной политики и повседневной практики по опережающим мерам на предприятии, выбор источника их финансирования.

Предложенная процедура организационно-экономического обеспечения опережающего управления предприятием осуществляется в виде общей последовательности этапов, присущий логике постепенной реализации опережающего управления предприятием.

Литература

1. Бестужев-лада И.В. Основные этапы разработки прогнозов. (К комплексной методике социального прогнозирования) // Социологические. исслед. 2012, № 1. - С 126-135.

2. Боровая И.Р., Пономарева Г.А. Индикативное планирование в системе упреждающего управления предприятием // Работы Второй международной, третьей всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых „Управление развитием социально-экономических систем: глобализация, предпринимательство, постоянный экономический рост”. Часть II. - Тверь: ТГУ, 2008. - С. 184-186.

3. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб.: Питер, 2016. - 411 с.

4. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепция и методы планирования. - М.: Изд-во «Финпресс», – 2015. - 292 с.

5. Клейнер Г.Б., Шевцова В.Е. Анализ системы показателей оценки финансового состояния предприятия. – М.: ЦЭМИ РАН, 2014. – 235 с.

6. Клиланд Д., Кинг У. Системный анализ и целевое управление. М.: 2014. - 412 с.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516