Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Повышение качества социального капитала в экономике инноваций

Управление качеством | (109) УЭкС, 3/2018 Прочитано: 1072 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Юсупова Савда Ярагиевна, Поздеева Светлана Николаевна
  • Дата публикации:
    13.03.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Российская таможенная академия
    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Повышение качества социального капитала в экономике инноваций

Improving the quality of social capital in the economy of innovation

Юсупова Савда Ярагиевна

Yusupova Savda Yaragievna

доктор экономических наук, профессор кафедры управления

Российская таможенная академия

tamara-chgu@mail.ru

Поздеева Светлана Николаевна

Pozdeeva Svetlana Nikolaevna

кандидат экономических наук, доцент Департамента анализа данных,

принятия решений и финансовых технологий

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

sposdeeva@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы формирования понятия социального капитала, определены направления, позволяющие повысить эффективность социального капитала на уровне организаций и на уровне государства. Рассмотрен практический опыт использования системы менеджмента качества ISO 9000 как инновационного инструмента в управлении для повышения качества социального капитала.

Annotation: The article considers the main approaches to the formation of the concept of social capital, identified areas for improving the effectiveness of social capital at the level of organizations and at the level of the state. The practical experience of using the quality management system ISO 9000 as an innovative tool in management to improve the quality of social capital.

Ключевые слова: социальный капитал, национальное богатство, человеческие ценности, система образования, менеджмент качества, социальная политика, инновации в управлении, инновационная экономика.

Key words: social capital, national wealth, human values, education system, quality management, social policy, innovations in management, innovative economy.

Теоретические подходы и парадигмы формирования инновационной экономики непрерывно связаны с укреплением социальных основ управления государств. Как утверждает П. К. Гончаров, в настоящее время все развитые страны мира, в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами [1].

Один из инициаторов внесения положения о социальном государстве в текст Конституции России профессор М.В. Баглай, считал, что «социальным называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности» [2]. Профессор А. Г. Грязнова и профессор Т. В. Чечелева полагают, что одним из главных условий успешного решения задачи внедрения инноваций в экономику является расширенное воспроизводство социального капитала.[3, 75]

Социальный капитал имеет институциональную природу и подразумевает институты и отношения, определяющие качество и количество социальных взаимодействий в обществе. Он включает: социальные нормы и моральные ценности, культурные традиции, опыт и формы сотрудничества, уровень социального доверия, общественное самосознание и общие цели. Таким образом, к социальному капиталу относится все то, что формирует единую морально-психологическую основу того или иного общества, а его сохранению и развитию способствуют прочные социальные связи и взаимодействия.

Взаимосвязь развития процессов инноваций и новых качеств социального капитала не случайна. Последний составляет часть национального богатства и позволяет приносить доход. Он является основой роста производительности труда и обеспечения конкурентоспособности производства на национальном и мировом рынках.

Социальный капитал понимается, прежде всего, с экономической точки зрения как выбор горизонтальных взаимодействий между людьми. Эти взаимосвязи позволяют мобилизовать большее количество ресурсов для достижения общих для данного индивида и социальной общности целей. Макроуровень воспроизводства социального капитала состоит в согласовании и координации индивидуальных и общественных интересов при помощи выработанных обществом норм и ценностей в направлении достижения экономикой общественного оптимума и повышения социального благосостояния. Оно учитывает доступ населения к основным общественным благам (к образованию, медицине, занятости, культурным достижениям, к реальной власти), социальную справедливость в распределении благ; степень доверия в обществе. Поэтому для достижения общественного оптимума, в котором сочетаются критерии эффективности и справедливости, необходимо, чтобы индивидуальные и общественные предпочтения и интересы в сфере распределения были согласованы.

Основой эффективности социального капитала на макроуровне является прочный социальный порядок. Он выступает как результат доверия к социальным институтам и, прежде всего, к институту государственной власти. С другой стороны, способность различных социальных групп, отдельных индивидов действовать в своих интересах коренным образом зависит от поддержки, которую они получают от государства. Поэтому роль государства состоит в том, что оно, прежде всего, должно создавать необходимые экономические условия для расширенного воспроизводства социального капитала на любом уровне. Согласимся с мнением М. Раковского, что «воспроизводство социального капитала – это эволюционный процесс формирования, согласования и координации индивидуальных интересов в пространстве и во времени, направленный на достижение общественного оптимума. Его достижение возможно лишь в результате совместных усилий общества и государства. Роль государства состоит в том, что оно должно создавать необходимые экономические условия для расширенного воспроизводства социального капитала. Прежде всего это реализация государственных программ содействия бедным в преодолении замкнутости, расширении возможностей для обмена информацией и получения доступа к дополнительным ресурсам»[4, 18].

Как утверждает профессор Л.А. Плотицына, качество социального капитала может зависеть от утверждения системы человеческих ценностей в производстве, участия наемных работников в управлении организацией [5, 195].

Следует отметить, что хотя в последние годы наблюдаются устойчивые темпы экономического роста, остается ряд крупных социально-экономических проблем, которые ведут к препятствиям повышения качества социального капитала в России, что способствует нарушению естественных взаимоотношений между государством и обществом, властью и бизнесом, капиталом и обществом, личностью и государством, обществом и его членами. В итоге это, на наш взгляд, может привести к появлению феномена дезинтеграции общества и государства, разрыву социальных связей, к социально-экономическим конфликтам, обесценению физического и человеческого капитала.

Для повышения, качества социального капитала органы государственной власти обязаны проводить мероприятия, связанные с подготовкой тех специалистов, в которых нуждается экономика, так как известно, что наличие квалифицированных кадров выступает одним из ведущих преимуществ для страны, особенно для привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов.

Образование является фундаментом экономики, основанной на знаниях, экономики постиндустриального, информационного общества. В современном мире социально-экономическое процветание и конкурентоспособность любого государства всецело зависят от уровня развития сферы науки и образования. Поэтому решение задачи эффективного воспроизводства кадров в российской научно-образовательной сфере, привлечение и закрепление в ней талантливой молодежи является одним из приоритетов в стратегии прогресса нашей страны. На современном этапе развития России государством предусмотрена приоритетная поддержка лучших исследовательских университетов или их факультетов и межфакультетских программ, осуществляющих научные исследования и подготовку научных кадров на мировом уровне, а также ведущих академических институтов, сотрудничающих с исследовательскими университетами в подготовке научных кадров. Следует отметить, что такая поддержка стала осуществляться в нашей стране в рамках существенного расширения и диверсификации грантовой системы, позволяющей эффективно стимулировать научные группы, ведущих специалистов и перспективных молодых ученых, занимающихся как научной деятельностью, так и участвующих в подготовке новых научных кадров вне ведущих научно-образовательных центров. По мнению авторов резолюции стола «Молодые кадры в сфере наук и образовании России» Международного форума «Молодежь и общество навстречу друг другу» [6] для повышения эффективности воспроизводства кадров в российской научно-образовательной сфере необходим коренной пересмотр принципов осуществляемой кадровой политики, начиная от аспирантуры и системы аттестации научных кадров, и заканчивая ведением института научных консультантов. Кадровая система сферы науки и образования должна базироваться на принципах реальной конкурентоспособности, мобильности, ответственности за научный и научно-педагогический уровень.

По мнению ректора Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова М. Пальцева, повышение качества социального капитала в России может быть достигнуто только тогда, когда учреждение образования начнут внедрять инновационные инструменты в управление ими, что намного повысит качество принимаемых руководством решений. Одним из таких новшеств, которое используется в управлении ММА, является внедрение системы менеджмента качества (СМК) образования в соответствия с международными стандартами серии ISO 9000. Практическая реализация данной инновации позволила:

1. Повысить показатели качества процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических специалистов на 29,6%[7];

2. Обеспечить непрерывность повышения качества образовательных услуг, предоставляемых академией, и образовательной деятельности академии в целом путем эффективного использования ее ресурсов;

3. Повысить эффективность контрольных мероприятий качества учебного процесса, уровня подготовки специалистов;

4. Гарантировать соответствие качества медицинского и фармацевтического образования требования международных стандартов, принципам Болонской декларации.

Благодаря менеджменту качества улучшились и организационные показатели работы ММА как учреждения: все документы были приведены к единому формату, унифицировались, автоматизировались процедуры управления [8]. Для четко и эффективной работы системы менеджмента качества было важно и то, что одновременно в вузе была создана единая информационная система управления.

Внедрение инновационных инструментов менеджмента качества привело к тому, что ММА имеет крупнейшую в Европе электронную научную медицинскую библиотеку.

Опираясь на анализ практики Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова можно констатировать, что повышение качества социального капитала напрямую зависит от инновационных технологий, которые используют образовательные учреждения в своей управленческой и профильной деятельности.

Таким образом, можно заключить, что цели повышения качества социального капитала в условиях создания и развития инновационной экономики будут реализовываться более эффективно при выполнении ряда условий, среди которых можно выделить следующие:

- создание в обществе механизма активного государственного содействия развитию образования;

- преодоление девальвации общечеловеческих и гуманистических ценностей, отрыва от национальных истоков;

- обеспечение развития образования на основе новых прогрессивных концепций, внедрение передовых технологий и научно-методических достижений;

- отход от основ авторитарной педагогики, подготовка новой генерации педагогических кадров;

- интеграция образования и науки, активное привлечение к учебному процессу научного потенциала учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, мотивация обучающихся к участию в научных исследованиях и разработках;

- внедрение качественно нового менеджмента, нацеленного на оптимизацию, существенное повышение качества принимаемых руководством решений.

Опыт реформирования системы образования в России показал, что качество образования связано с повышением качества стандартов образования и профессиональной подготовки, инфраструктурой внутренней и внешней среды, системой управления учебной организацией. Для РФ с разветвленной сетью учебных организаций государственной и негосударственной форм собственности характерно управление отраслью образования, которое объединяет как элементы централизованной, так и децентрализованной систем с развертыванием горизонтальных и вертикальных связей между разными уровнями и субъектами управления. В этой связи положительную роль в повышении качества управления могли бы, на наш взгляд, быть полезны по ряду направлений:

- расширению фактора децентрализации, что создает лучшие условия для демократизации управления, развития творчества и инициатив коллективов учебных заведений;

- подготовке специалистов-управленцев для сферы образования;

- созданию и развитию открытых университетов.

В России объективно необходимо усиление социальной направленности важнейших реформ, обеспечение приоритета инвестиций в человеческий капитал, в развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки. В деятельности органов власти в сфере занятости и трудовых отношений можно выделить следующие приоритетные сферы, которые приобрели особую актуальность в период мирового экономического кризиса:

1.Проведение социальной политики, направленной на рост инвестиций в человеческий капитал (прежде всего в образование и здравоохранение), повышение эффективности предоставления социальной помощи нуждающимся на основе внедрения адресных принципов социальной поддержки.

2. Разработка и реализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений.

3. Оказание информационной поддержки людям, которые хотят найти работу. Формирование заказа на общественные работы.

4. Организация и проведение мониторинговых исследований рынка труда с целью прогнозирования отраслевой и профессионально-квалифицированной структуры спроса на рабочую силу.

5. Установление стратегического партнерства бизнеса и органов власти (особенно в вопросах совместного финансирования крупномасштабных проектов), а также налаживание тесного сотрудничества всех общественных сил для вывода страны из кризиса – переход от абстрактного характера к реальному выполнению социального партнерства, формирующего отношений в социально-трудовой сфере.

Можно утверждать, что одним из факторов повышения показателей социального капитала в России может служить открытость государства перед обществом с точки зрения оптимальной подверженности государства общественным запросам и потребностям, а также степень вовлеченности граждан в процессы управленческой деятельности. Достижение высоких результатов развития социального капитала, на наш взгляд должно основываться на системе демократических принципов, в основу которых заложены принципы реального участия граждан в политическом процессе. По мнению В.В. Силкина, отсутствует диалог между властными структурами и населением, бюрократия становится замкнутой системой, ориентирующейся только на узкокорпоративные интересы. В условиях неразвитости демократических структур у власти появляется возможность сверх концентрации полномочий в сфере управления, что снижает степень влияния институтов гражданского общества на принятие управленческих решений [9].

Для устранения подобных недостатков, по нашему мнению, необходимо широкое информирование населения о деятельности властей различных уровней; нужна свобода журналистских расследований фактов коррупции на любых уровнях государственной власти; важно формирование системы независимого общественного контроля; постоянное повышение уровня материального и социального обеспечения госчиновников; правовые действия, обеспечивающие эффективные методы регулирования экономических отношений.

В социально-психологическом плане отчуждение власти от народа обуславливает формирование отношения граждан к государству как противостоящей его интересам силе. Тем самым разрушается база его социальной поддержки, воспроизводятся предпосылки для массовых социально-политических протестов [9].

Таким образом, можно заключить, что в условиях, когда гуманистический вектор развития социальной экономики определяется степенью свободы выбора стиля и образа жизни, возможностями саморазвития, самореализации и совершенствования личности как индикаторов благосостояния, концепция развития человека, человеческого потенциала является альтернативной по отношению к теории, трактующей развитие исключительно с позиции экономического роста [10].

Согласно социоэкономической парадигме, экономический рост и процесс хозяйствования рассматриваются не в качестве самоцели развития, а как средства воспроизводства человеческого потенциала. Эти трансформационные сдвиги обусловили формирования баланса интересов бизнеса и государства в социальной сфере в повышение социальной ответственности как необходимого компонента социоориентированного развития. Так, социальная ответственность государства, в широком смысле, является одним из направлений социальной политики, а в узком – представляет собой систему мероприятий по обеспечению гарантии занятости, защищенности малообеспеченных слоев населения, механизмов регулирования рынка труда, индексации доходов, предоставления социальных трансфертов, реализации реформы пенсионного обеспечения и т.д. Социальная ответственность бизнеса носит производственный характер, зависящий от уровня и темпов экономического роста, и определяется его общей хозяйственной эффективностью. Социальная ответственность является много субъективной и включает также ответственность домохозяйств перед обществом за воспитание подрастающего поколения, формирование качественного человеческого потенциала, трансляцию накопленного опыта новым поколениям.

Представленный выше анализ направлений и инструментарных средств повышения качества социального капитала населения России показывает, что перспективным направлением совершенствования механизма реализации социальной политики является ориентация на программы социальной помощи, в основе которых лежат увеличение целевого финансирования и усиление адресности. Реализация системы мер по поддержке и развитию социального капитала в значительной мере определяется уровнем управления организациями и предприятиями, коллективы которых и являются социальной основой общества.

Библиографический список

1. Гончаров П. К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник РУДН. Серия Политология.- №2. 2000.С. 46-59.

2. Баглай М. Свобода нуждается в защите со стороны государства //Политический журнал.- №20(71). 2005.

3. Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. Экономическая теория. -М.: Экзамен. 2005.

4. Раковский М. Экономико-математические методы в практику планирования.//Плановое хозяйство.-№4. 1967.

5. Плотицына Л.А. Региональные рынки труда в современной России: теория и практика.- М.: Финансовая Академия при Правительстве РФ. 2004.

6. Резолюция круглого стола «Молодые кадры в сфере науки и образования Росси Международного форума «Молодежь и общество навстречу друг к другу» (Санкт- Петербург, 23 ноября 2017 года)

7. Отчетные данные Московской медицинской академии им.И.М. Сеченова за 2006 и 2007 г.г.

8. Отчет Московской медицинской академии им.И.М. Сеченова «О результатах внедрения менеджмента качества за 2007г».

9. Силкин В.В. Имидж государственной власти в контексте взаимодействия «Общество власть».- М. Социология власти.- №1. 2006. С.104-111.

10. Лукас Р. Модели экономического роста с включением человеческого капитала.- М. 1988

11. Саидов З.А., Юсупова С.Я. Разработка и реализация управленческих решений в экономике инноваций.- М. 2009

12. Юсупова С.Я., Поздеева С.Н. Образование в эпоху цифровой экономики// Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2018.№2.URL:  http://www.uecs.ru

References

1. Goncharov P. K. Welfare state: the essence and principles // Bulletin of PFUR. The Series Of Science.-No. 2. 2000.P. 46-59.

2. Baglay M. Freedom needs protection from the state //Political magazine.- No. 20(71). 2005.

3. Gryaznova A. G., T. V. Cecelia Economic theory. -Moscow: Exam. 2005.

4. Rakovskii M. Economic and mathematical methods in planning practice.//Planned economy.- No. 4. 1967.

5. Ploticyna L. A. Regional labour markets in modern Russia: theory and practice.- M.: Financial Academy under the Government of the Russian Federation. 2004.

6. Resolution of the round table "Young professionals in science and education of Russia" of the international forum "Youth and society towards each other" (St. Petersburg, November 23, 2017)

7. Reporting data of the Moscow medical Academy.I. M. Sechenova for 2006 and 2007

8. The report of the Moscow medical Academy.I. M. Sechenov "Results of implementing quality management in 2007".

9. Silkin V. V. Image of state power in the context of interaction "Society power".- M. Sociology of power.-No. 1. 2006. P. 104-111.

10. Lucas, R. Models of economic growth with the inclusion of human capital.- M. 1988 .

11. Saidov Z. A. Yusupova S. Y. Development and implementation of management decisions in the Economics of innovation.- M. 2009

12. Yusupova S. Ya., Pozdeyeva S. N. Education of digital economy // Management of economic systems: electronic scientific journal, 2018.No.2.URL: http://www.uecs.ru

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516