Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Приоритетные направления повышения роли потребительской кооперации в развитии малых форм хозяйствования

Региональная экономика | (109) УЭкС, 3/2018 Прочитано: 893 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Опейкина Татьяна Владимировна, Объедкова Лариса Викторовна, Савчук Светлана Борисовна
  • Дата публикации:
    07.03.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации
    Волгоградский государственный университет
    Южный институт менеджмента

Приоритетные направления повышения роли потребительской кооперации в развитии малых форм хозяйствования

Priority directions of consumer cooperation’s increasing role in the development of small forms of management

Опейкина Татьяна Владимировна

Opeykina Tatiana Vladimirovna

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры менеджмента, технологии торговли и

общественного питания,

Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации,

otv06@bk.ru

Объедкова Лариса Викторовна

Obedkova Larisa Viktorovna

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента,

Волгоградский государственный университет

 laravik@bk.ru;

Савчук Светлана Борисовна,

Savchuk Svetlana Borisovna,

кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и математических дисциплин,

Южный институт менеджмента

sds2307@yandex.ru

 

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 17-02-00182 «Институциональная модель инновационного развития системы потребительской кооперации»

 

Аннотация. В статье анализируется современное состояние кооперативных форм хозяйствования. Авторы статьи подчеркивают, что развитие кооперативного движения в аграрном секторе РФ, в большей степени связано с потребительской кооперацией. Авторы раскрывают роль потребительской кооперации в развитии гражданского общества и отмечают ее значимость с позиций социальной направленности.

Annotation. The article analyzes the current state of cooperative forms of management. The authors of the article emphasize that the cooperative movement development in the Russian agricultural sector is more related to consumer cooperation. The authors reveal the role of consumer cooperation in the development of civil society and note its importance from the standpoint of social orientation.

Ключевые слова: аграрный сектор, потребительская кооперация, малые формы хозяйствования, гражданское общество, сельские территории, сельскохозяйственная кооперация.

Keywords: agrarian sector, consumer cooperation, small forms of management, civil society, rural areas, agricultural cooperation.

Введение

Одним из важных путей развития современного аграрного сектора, в частности его малых форм хозяйствования является кооперация. Развитие кооперативных связей, нам представляется, в качестве стратегически важного фактора модернизации сельских территорий и возрождения отечественного сельского предпринимательства. Несмотря на трудности своего развития, кооперативный сектор в нашей стране, как и во многих зарубежных странах, демонстрирует способность к самоорганизации, самопомощи и защите своих интересов [5, c.75].

Перспективность возрождения кооперации объясняется многими объективными причинами, среди которых наиболее очевидными являются: развитие стабильных каналов сбыта и переработки продукции, сезонный характер сельскохозяйственного хозяйства, необходимость ведения многоотраслевого аграрного производства, доступность финансовых ресурсов, и наличие природно-естественных рисков.

Кооперация сегодня – представляет собой не только добровольное объединение ее участников для организации производства и обслуживания в агарном секторе экономики нашей страны. Но и такая структура, которая позволяет достичь довольно внушительных результатов на национальном продовольственном рынке, как то: увеличение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции; обеспечение защиты интересов сельхозтоваропроизводителей; создание условий для развития фермерского предпринимательства и личных подсобных хозяйств; внедрение инноваций в агротехнологию производства и переработки сельскохозяйственной продукции; повышение мотивации самих участников кооперации и развитие сельских территорий.

Основная часть

Кооперация и ее интеграция с малыми формами агробизнеса, по мнению авторов, должны основываться на уже привычных и исторически оправдавших себя структурах. Таковой выступает система потребительской кооперации РФ. Деятельность нынешней российской потребительской кооперации при сохранении ее основного принципа функционирования – принципа системности, конечно, носит разрозненный характер, и она уже никогда не достигнет и не возродится в масштабах бывшего советского периода в развитии нашего государства. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 28.04.2000 N 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»» потребительская кооперация является полноправным социально-экономическим субъектов хозяйствования в аграрном секторе. Она представляет собой систему потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов [9]. По данным Центросоюза на 01.01.2017 года в системе потребительской кооперации РФ присутствует: пайщиков — 3,8 млн человек; потребительских обществ — около 3 000; райпотребсоюзов — 135, потребсоюзов (республиканских, краевых и областных) — 76 [10]. Начиная с 1997 года и по настоящее время, в системе потребительской кооперации действует трехуровневая структура управления. Первый уровень – это районные, сельские и городские потребительские общества, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы и специализированные потребительские кооперативы. Такая классификация сохранилась еще с советских времен и не потеряла своей актуальности и в настоящее время, поскольку обслуживает население с учетом пространственного размещения на региональном уровне. Второй уровень представляет собой наличие ассоциативных структур, как правило – это Союзы потребительских обществ. Они могут быть областного, краевого, республиканского значения. Третий уровень – Центральный Союз потребительских обществ – это высший орган управления в системе, именно он замыкает на себе иерархию добровольно ассоциированных членов – пайщиков всех выше отмеченных организаций. Кроме того, следует отметить что, современная российская потребительская кооперация, не только лежит в основе становления нынешнего гражданского общества, но и является своеобразным показателем его развития.

Как известно отечественная и зарубежная наука трактует термин «гражданское общество» довольно широко и объемно. Причина большого разнообразия определений гражданского общества видится в многозначности термина «гражданский». В наиболее традиционном понимании гражданское общество рассматривается как сфера жизнедеятельности, характеризующаяся самореализацией прав и свобод индивидов, гарантируемых законом. Мы исходим из того, что потребительская кооперация как продукт самодеятельной организации гражданского общества несет в себе его основные черты и свойства, хотя и не сводится только к ним [6, с.32].

Несмотря на разницу позиций в отношении трактовки и взглядов на развитие гражданского общества, как в исторической ретроспективе, так и на современном этапе, мы полагаем, что основная функция гражданского общества заключается в удовлетворении материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Данный функционал наиболее развит и находит свою реализации в кооперации. Следовательно, роль потребительских кооперативов как инструмента развития гражданского общества можно одновременно рассматривать с разных позиций и точек зрения. Во-первых, как экономическую основу, поскольку в условиях многоукладной рыночной экономики добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности гарантируют реализацию экономических прав и свобод граждан. Во-вторых, как социальную основу гражданского общества. В которой, основную массу составляет так называемый «средний класс». Общепризнано, в демократических странах он составляет до 60% населения. В нашей стране процентный показатель этого слоя варьируется от 3,5 до 12% и включает научно-технических работников, менеджеров, интеллигенцию, фермеров. В-третьих, как политико-правовую основу гражданского общества. Кооперативные структуры способствуют формированию общественного движения, которое влияет на деятельность и проводимую политику органами местного самоуправления по развитию местных территорий, включая и развитие самой кооперации на местах. В-четвертых, кооперацию следует рассматривать и как духовную основу гражданского общества. Поскольку она предоставляет возможность коммуницирования и публичного высказывания мнения граждан [8, с.21].

На текущем этапе своего развития деятельность потребительской кооперации нацелена как на достижение экономических целей, так и социальных, причем последние становятся наиболее приоритетными. Социальная ориентированность организаций потребкооперации, востребована в первую очередь потому, что именно они создали и продолжают сохронять и поддерживать логистическую цепочку в производстве и в переработке сельскохозяйственной продукции, по принципу «от поля - до прилавка». Тем самым решая для сельских жителей наиболее актуальную проблему - проблему сбыта сельхозпродукции. Именно потребительские кооперативы больше, чем кто-либо, работают с личными подсобными и фермерскими хозяйствами на селе. Они создают необходимые условия для развития как мелкого и среднего бизнеса (к примеру, развитие фермерских хозяйств), так и для личных подсобных хозяйств сельских жителей. Так, в 2017 г. в рамках мер государственной поддержки по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов размер грантовых средств для фермеров, занятых мясным и молочным скотоводством был увеличен в 2 раза с 1,5 млн. до 3 млн. рублей, а для семейных животноводческих ферм – до 30 млн. рублей (ранее 21,6 млн), на создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов- 846 млн. руб. [2].

Таблица 1 - Показатели по поддержке малых форм хозяйствования

Показатели

2017 г.

Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянских (фермерских) хозяйствах, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью средств государственной поддержки (тыс. руб)

3741

Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших средства государственной поддержки для развития материально-технической базы (тыс. руб)

574

Иначе говоря, с учетом преобладания в аграрном секторе экономике «крупных игроков» - агрофирм и агрохолдингов – кооперативные структуры играют роль своеобразного буфера, защищающего малый бизнес от поглощения крупными корпорациями. (рис. 1).

 

o1

Рис. 1 Эффективность системы потребительской кооперации для развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе

Следовательно, необходимость возрождения потребительской кооперации в аграрной сфере, по мнению авторов, основана на таких утверждениях. Во-первых, потребительская кооперация представляет собой альтернативную форму ведения сельского предпринимательства, выступая одновременно в интересах как производителей, так и потребителей сельскохозяйственной продукции. Во-вторых, потребительская кооперация во многом выполняет социальные функции государства. В-третьих, потребительская кооперация – это структура создана для решения общих социально-экономических задач и проблем, возникающих в процессе хозяйствования у граждан и (или) юридических лиц. В-четвертых, система потребительской кооперации – это исторически оправдавшая себя и востребованная в настоящее время организационная форма интеграционного сотрудничества для агропромышленного комплекса нашей страны.

При этом, потребительская кооперация испытывает ряд системных и институциональных проблем, для преодоления которых, безусловно, нужен более высокий уровень государственной поддержки [3].

Поэтому с уверенностью можно утверждать, что возможность возрождения потребительской кооперации и как самостоятельного субъекта рыночного хозяйствования, и как инструмента интеграции с малыми формами аграрного предпринимательства определяется такими объективными причинами - использование внутренних системных возможностей, развитие стабильных каналов сбыта и переработки продукции, доступность финансовых услуг, наличие профильного образования.

В настоящее время потребительскую кооперацию можно отнести к важным хозяйствующим субъектам и на региональном, и на национальном сельскохозяйственном рынке нашей страны, в том числе и в сфере сельского хозяйства Южного федерального округа. Так, в системе потребительской кооперации Волгоградской области присутствует более 280 тыс. человек. Координатором региональной системы потребительской кооперации в области выступает - региональный союз - Волгоградское потребительское общество «Облпотребсоюз». Под его руководством кооперативная деятельность осуществляется в 19 муниципальных районах области. Основными направлениями хозяйственной деятельности Волгоградского областного потребительского союза являются розничная торговля, производственная, заготовительная и перерабатывающая деятельность, а также бытовое обслуживание населения. В системе Волгоградского областного союза функционирует 338 действующих магазинов, а также 2 розничных рынка (в Николаевском и Иловлинском муниципальных районах), 8 колбасных цехов, 21 кондитерский цех, 18 цехов по производству полуфабрикатов, 1 швейный цех, (в Николаевском муниципальном районе), 1 столярный цех (в Киквидзенском муниципальном районе), 2 мельницы (в Быковском и Дубовском муниципальных районах) [4].

Сельскохозяйственная кооперация в нашем регионе представлена двумя видами кооперативов –сельскохозяйственный потребительский и производственный. На текущий момент, сельскохозяйственных потребительских кооперативов в области функционирует -163. Из них - 79 кредитных, 19 - снабженческо-сбытовых, 6 – перерабатывающих, 25 - обслуживающих и 24 – кооператива иных видов деятельности. Производственных кооперативов – 213 [7].

Одним из наиболее ярких примеров успешной деятельности фермерских хозяйств и кооперации является - кооператив «Колос» Николаевского района Волгоградской области, который объединяет свыше 60 хозяйств в данном муниципальном округе.

Учитывая положительное влияние потребительской кооперации на развитие сельских территорий, все-таки приходиться констатировать, что ее потенциал еще не раскрыт, и имеет довольно неустойчивый характер. В тоже время, исследование, проведенное еще в 2013г. учеными Волгоградского государственного аграрного университета показало, что на вопрос «Какие виды сельскохозяйственных кооперативов больше всего необходимы?» были получены такие ответы (таблица 2).

Таблица 2 - Виды наиболее перспективных потребительских кооперативов для развития сельского хозяйства на местном уровне.

Производственные

14

8,3 %

Сбытовые

22

13,2 %

Кредитные

24

14,4 %

Закупочные

18

10,8 %

По материально-техническому снабжению

13

7,8 %

По первичной переработке с/х продукции

15

9,0 %

Ремонтно-технические

18

10,8 %

Смешанные (снабженческо-сбытовые,

кредитно-закупочные и т.д.)

43

25,7 %

Больше всего голосов было отдано за смешанные кооперативы – 25,7 %, затем кредитным (14,4 %) и сбытовым кооперативам (13,2 %). В анкетировании принимали участие главы различных видов кооперативов всех 33 районов Волгоградской области. Практически все они были единодушны во мнении о развитии кооперативного движения в Волгоградской области и необходимости кооперировании сельскохозяйственных предприятий и перерабатывающих предприятий [1].

Заключение

Таким образом, потребительская кооперация – это структурный элемент российского гражданского общества, развитие которого представляется важным аспектом для модернизации современной агарного сектора нашей страны. В настоящее время развитие кооперативных форм хозяйствования становится одним из приоритетных направлений аграрной политики государства. Однако совершенно очевидно, что без возрождения потребительских кооперативов малые формы ведения сельскохозяйственного предпринимательства не получат своего должного развития и не позволят преодолевать кризисные явления в отечественном сельском хозяйстве, в том числе и в условиях импортозамещения.

Библиографический список

1. Екатеринечева Н.Г., Петерс И.А. Анализ социально-экономических проблем кооперации в Волгоградской области / Н.Г. Екатериничева, И.А .Петерс //Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса.-2014. -№3 (35)- С.1-8.

2. Институт развития кооперации – Режим доступа:  https://ircoop.ru/11-rossijskie-organizatsii/45-minselkhoz-rossii

3. Итоги работы АПК Волгоградской области [Электронный ресурс]// Итоги работы АПК и Министерства сельского хозяйства Волгоградской области 2014г. - Режим доступа:  http://ksh.volganet.ru/test/Молоканова/Итоги.pdf.

4. Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие потребительской кооперации Волгоградской области» на 2 года [Электронный ресурс]- //Паспорт ведомственной целевой программы «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории Волгоградской области» //Энциклопедия знаний/ - Режим доступа: http://pandiaweb.ru/text/79/090/98986.php (дата обращения: 20.03.2015)

5. Объедкова Л.В. Кооперативная модель хозяйствования в регионе: история и современность / Л.В. Объедкова Л.В.,Т.В.Опейкина // Философия социальных коммуникаций – 2015- 3(32)- С.74-82.

6. Опейкина, Т.В. Развитие кооперативного сектора экономики в современной России / Т.В. Опейкина, Л.В. Объедкова //Философия социальных коммуникаций.- 2016.- №1-2 (34-35).- С.31-38.

7. Основные показатели деятельности средних предприятий за январь-сентябрь 2015 г. [Электронный ресурс]// Федеральная служба государственной статистики по Волгоградской области [Официальны сайт]- Режим доступа:  http://volgastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/volgastat/ru/statistics/

8. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как основа развития сельских территорий и гражданского общества: монография / под общ. ред. И.В. Палаткина, А.А. Кудрявцева – Пенза: ПДЗ, 2012.-150с. с.21.

9. Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О сельскохозяйственной кооперации» [Электронный ресурс]// СПС «КонсультантПлюс» Режим доступа:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8572/

10.  Центросоюз РФ - Режим доступа: //http://www.rus.coop/ru/structure

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516