Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Эмоциональные и социальные аспекты управления брендом

Маркетинг | (109) УЭкС, 3/2018 Прочитано: 1066 раз
(2 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Нилова Виктория Владиленовна
  • Дата публикации:
    05.03.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Эмоциональные и социальные аспекты управления брендом

Emotional and social aspects of brand management

Нилова Виктория Владиленовна

Nilova Victoria Vladilenovna

Аспирант департамента «Менеджмент»,

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации», Россия, Москва

e-mail: nilova.vika@gmail.com

Аннотация: В статье рассмотрена сущность брендов с позиций эмоционально-психологического и социального восприятия потребителями; проанализирована специфика коллабораций как инструмента, позволяющего брендам задействовать как эмоциональную, так и социально-статусную сферу потребительских ожиданий; обозначены направления развития бренд-коммуникаций в условиях цифровой экономики; подчеркнута значимость триединого подхода к брендингу (концепции USP, ESP, MSP).

Abstract: The article analyzes the essence of brands from the standpoint of emotional, psychological and social perception by consumers; the specificity of collaborations as a tool that allows brands to involve both the emotional and social status of consumer expectations; the directions of development of brand communications in the digital economy; the importance of a three-pronged approach to branding (concepts USP, ESP, MSP).

Ключевые слова: бренд, брендинг, торговая марка, эмоционирование бренда, бренд-коммуникации, коллаборации.

Keywords: brand, branding, brand emotion, brand communication, collaboration.

Современные условия высокой конкуренции, цифровизации и инновационного развития, параллельного усиления тенденций глобализации и дифференциации, потребительства и антиконсьюмеризма вынуждают бизнес-структуры все активнее применять инструменты маркетинга как концепции, ориентирующей все ресурсы фирмы на удовлетворение потребностей потребителей, для повышения конкурентоспособности и укрепления рыночных позиций в долгосрочной перспективе. При этом классический маркетинг все активнее трансформируется в брендинг: производятся, продаются и потребляются не сколько конкретные вещи/товары/услуги, сколько «коммуникативные надстройки над ними» – бренды [8].

Наиболее распространенной характеристикой бренда как инструмента маркетинга является определение, данное Американской Ассоциации Маркетинга, согласно которому бренд – это название, термин, знак, символ или дизайн, а также их комбинации, которые предназначены для идентификации товаров или услуг одного продавца или производителя и дифференциации их от предложения конкурентов [14]. Однако в современной экономике все большее число ученых указывают на социокультурную, самоидентификационную и психоэмоциональную направленность брендов как инструментов взаимодействия и воздействия на потребителей. Так, Куликова С.Н. характеризует бренд как торговую марку (т.е. систему номинации, визуализации и представления товара/услуги целевым группам и широкой общественности посредством задумки, разработки, тиражирования и культурализации этой системы усилиями производителя), рассматриваемую в комплексе с эмоциональными переживаниями потребителей, связанными с ней [8]. Нугер Б., определяя сущность бренда, подчеркивает, что бренд – это сложный паттерн сенсорной информации, актуализирующийся во взаимодействии коммуникатора и реципиента в ситуации социальной коммуникации и обладающий особыми когнитивными характеристиками, не тождественными репрезентируемому им товару. Воздействие брендов ориентировано на психологические механизмы поведения личности, групповую и межгрупповую деятельность, в связи с чем существует объективная потребность комплексного, целостного управления брендом как социально-психологическим феноменом [12].

По мнению Патюковой Р.В. и Оломской Н.Н., бренд – это образное представление, сохраненное в памяти заинтересованных групп, которое определяет поведение потребителей при выборе продуктов и услуг, облегчая понимание товара или услуги покупателем, демонстрируя их наиболее важные характеристики, и позволяет выделить тот или иной продукт из ряда конкурирующих. Кроме того, бренд дает потребителю возможность путем приобретения продукции подчеркнуть свою уникальность или, наоборот, принадлежность к группе, т. е. выполняет функцию самовыражения [13]. Архангельская К.В. рассматривает бренд как образ торговой марки товара, услуги или организации, формируемый в массовом сознании посредством внедрения в него сложного комплекса уникальных марочных ассоциаций – идентичности бренда [2]. Идентичность бренда образуется через ассоциации в отношении глубинной сущности бренда – его основной идеи и социокультурной миссии; характеристики индивидуальности бренда, уподобляющие его «личности», «персоне» (что способствует установлению эмоционально-доверительной связи с потребителями); ценности бренда, обеспечивающие удовлетворение не только и не столько «базовых» потребностей индивида, сколько его эмоциональных, социальных, культурных и даже духовных потребностей. Иерархия важности атрибутов айдентики строится на уникальности, возможности выделиться среди конкурентов; читаемости и восприимчивости; единой концепции; результате – когда все атрибуты в отдельности получают собственное смысловое значение, а вместе образуют эффект синергии и формируют целостный образ бренда в сознании аудитории [14]. В результате потребление брендов приобретает статус акта символического приобщения к стилю жизни «по бренду» и его ценностям, а лояльность к брендам становится актом признания и разделения его убеждений. Признавая и разделяя ценности и убеждения бренда, индивид предоставляет ему ресурсы для реализации символической власти, и тем самым, по сути, санкционирует «легитимное символическое насилие» бренда [2].

Обобщая рассмотренные подходы к определению сущности современного бренда и брендинга как маркетингового процесса, конкретизируем основные функции бренда. Оценивая важность данного инструмента маркетингового влияния с экономической стороны, выделим идентифицирующую, дифференцирующую, гарантирующую и капитализирующую функции. К морально-духовным функциям мы относим игровую, эстетическую, креативную, мотивирующую и ценностно-нормативную функции. В социальным целесообразно отнести консолидирующую, интерактивную, унифицирующую, социализирующую и культурно-идентификационную функции бренда.

С учетом функционального содержания и направленности влияния подчеркнем, что именно социальное и психоэмоциональное содержание бренда позволяет обоснованно выбрать методы и технологии управления. Сегодняшние экономические реалии неумолимо подталкивают субъекты рынка к переходу на иной уровень, где потребитель воспринимается не как механизм, настроенный на поиск максимальной выгоды при покупке, но как набор особых эмоциональных характеристик, систем восприятия и мировоззрений, позволяющих продавцу после тщательного их изучения найти путь к более крепкой и стабильной эмоциональной связи потребителя с образом бренда компании. Если ставится цель повысить ценность бренда и стоимость товара под этим брендом, то мониторинг личных и социальных предпочтений, смысловых характеристик позволяет так нативно влиять на целевую аудиторию, что вызванные эмоции, ощущения и неосознаваемые отношения обеспечат формирование позитивного отношение к товару еще до его покупки [4]. От того какой образ вызывает в сознании покупателя марочный товар, какой имидж складывается у фирмы и торгового представителя зависят скорость и эффективность продажи: современный покупатель хочет быть понятым и стремится, чтобы приобретаемая им продукция принадлежала бренду, отвечающему его набору жизненных взглядов, позиций и мировоззрений.

Успешно проводимые маркетинговые мероприятия способны создать особую, невербальную связь между потребителем и образом компании: вместо самого товара покупателю следует предложить его ценностные атрибуты, дать возможность наделить само использование неким «духовным статусом». Для этого, очевидно, нужно исследовать доступные и целевые рынки более глубоко, чем это требуется для традиционного маркетинга. Важным является выявление системы ценностей, эмоциональных особенностей и прочих факторов, позволяющих дать характеристики, которые станут основой разработки стратегии эмоционального маркетинга, маркетинга впечатлений. В управлении брендом важно описывать и обосновывать процесс выявления эмоций, который состоит из способности замечать предпосылки эмоциональности, отслеживать направления реакции, психосоматическое проявление эмоции и влияние эмоции на функциональный статус покупателя. Кларк Д.В., Юссуф А.А. и Чубрина К.А. подчеркивают, что именно стратегическое эмоционирование бренда путем создания во внесознательной сфере человека нужной ценностной оценки и прочной ассоциативной связи «личностная ценность» – «бренд» позволяет извлекать максимальную прибыль и обеспечивать долгосрочную конкурентоустойчивость как бренда, так и компании в целом [7]. При этом в отношении бренда важно оптимизировать чувствительность и эмоциональную разумность, то есть эмоциональное вовлечение покупателя в процесс выбора и приобретения товара не должно доминировать над рациональной оценкой ценности бренда.

Анализируя социальную специфику брендинга подчеркнем, что бренды формируют современное культурное поле, в рамках которого могут общаться члены практически любого общества. Закрепленные в массовом сознании представления об образе жизни «идеального» потребителя каждого бренда, делают бренды своеобразными «различительными знаками», социальными маркерами, указывающими на социальный статус лояльных к ним потребителей, превращая потребление брендов в «практику, производящую социальные различия». Если одна часть населения разделяет предлагаемые ценности, то другая понимает их смысл. Латентно воздействуя на глубинные уровни общественного и индивидуального сознания, бренды эффективно деформируют мышление индивидов и социума в целом, предлагая им играть по новым правилам [1]. Бренд-коммуникации в этом контексте становятся «специфическим учебником по социальной семантике», позволяющим каждому индивиду легко ориентироваться в социальном пространстве [2].

Зурабян М.Р. подчеркивает, что одним из мощнейших инструментов бренда можно считать умение продавать не просто свой товар, а образ жизни, неотъемлемой частью которой являются товары бренда. Если потребителю понравится этот стиль жизни, если он будет стремиться занять заключенную в концепте бренда общественную позицию, то у него естественным образом возникнет желание обладать товаром того бренда, который олицетворяет этот образ жизни [5]. В этой связи интересным решением, позволяющим брендам задействовать как эмоциональную, так и социально-статусную сферу потребительских ожиданий, являются коллаборации, наиболее распространенные в модной индустрии (таблица 1). Цель такого сотрудничества брендов – создание капсульной коллекции, разработанной брендом массового или среднего сегмента совместно с преимиальным дизайнерским брендом. За счет громкого имени бренда класса люкс демократичная марка возносится на другой уровень и формирует новую сторону имиджа своего бренда, удовлетворяя потребности клиентов в самовыражении и статусном преображении.

Таблица 1

Известные коллаборации в модной индустрии

Год

Коллаборация

1983

Halston для JCPenney

2002 – 2008

Isaac Mizrahi для Target

2003

Jeremy Scott для Adidas

2004

Karl Lagerfeld для H&M

2006

Luella для Target

2007 – 2011

Pierre Hardy для Gap

2007

Proenza Schouler для Target

2007, 2009

Christopher Kane для Topshop

2008

Commes des Garcons для H&M

2009

Rodarte для Target

2009 – 2011

Jil Sander для Uniqlo

2010

Lanvin для H&M

2011

CFDA with Prabal Gurung для J.Crew

2011

Missoni для Target

2011

Versace для H&M

2012

Marni для H&M

2013

Isabel Marant для H&M

2014

Alexander Wang для H&M

2014

Balmain для H&M

2015

Jeremy Scott для Adidas

2016

Fenty для Puma

2016

Rodarte для &Other Stories

2017

Erdem для H&M

Для брендов люксового сегмента подобные акции представляют собой масштабные пиар-кампании, возможности усилить общественное влияние и «желанность» бренда, установить эмоциональную связь с потребителями, которые пока могут себе позволить лишь недорогие марки, но надеятся, что в отдаленном будущем смогут покупать вещи из первых линий. О классическом кобрендинговом обмене аудиториями с позиции выгод для люксового участника коллаборации в данном случае говорить сложно, однако именно такие проекты позволяют преимиальному бренду быть у всех на виду, сохраняя вокруг себя ауру эксклюзивности.

Любопытно отметить, что из всего множества коллаборационных линий именно проекты H&M почти всегда вызывают потребительский истерический ажиотаж. Эмоциональный фон таких кампаний можно объяснить двумя составляющими: точным выбором дизайнера с учетом времени и общественных запросов и грамотной коммуникационной стратегией: таргетированные медийные лица и лидеры мнений, максимальный охват социальных сетей, усиление эффекта ограниченности предложения, подогревание интереса перед запуском продаж и внушение потребностей в вещах из лимитированных коллекций — все это достаточно агрессивные, но эффективные методы влияния. О результативности такого подхода наиболее ярко свидетельствуют примеры совместных коллекций Alexander Wang и Balmain для H&M, сопряженные с успехом в социальных медиа (количество упоминаний продукции H&M в позитивном ключе увеличилось на 25% за ту неделю, когда была объявлена коллаборация с A.Wang; когда релиз поступил в продажу, этот показатель увеличился на 34%, а за следующие 9 месяцев вырос еще на 10% [15]) и ажиотажем в магазинах массового сегмента, вызванным спросом на вещи по запредельно высокой для сегмента цене. Кроме того, коллаборации с известными модными домами означают для масс-маркет бренда выход на такие серьезные издательские дома, как Conde Nast – так, Vogue, например, в обычных реалиях о бренде H&M не напишет. Такие релизы – это также повод говорить об H&M в контексте моды как творчества, а не моды как потребления, поскольку каждая коллаборация – это результат видения не рядового дизайнера крупной корпорации, а человека со всемирным признанием.

Таким образом, бренды активно участвуют в процессе «разметки» сознания человека как потребителя, в формировании его ценностного мира и предпочтений, создают «своего» потребителя и несут ответственность перед ним. С каждым брендом всегда связана определенная мифология, его коннотативное значение, своеобразное «неявное знание», важное для человека. Так, в рассмотренном примере коллаборации с H&M дом Balmain выступал как синоним роскоши и статусности, как возможность приобщиться к миру селебритиз и IT-girls. Кроме того, бренд всегда отсылает к тому человеку, благодаря которому он оформился, к его личной истории и истории его успешности: так, современный успех Balmain - это во многом заслуга нынешнего креативного директора Оливье Рустена, активно применяющего технологии самомаркетинга. Важнейшая функция бренда со стоящими за ним историей и мифологией связана с тем, чтобы побудить человека к самопроизводству собственной личности и собственной истории жизни. Поскольку современные люди склонны к номадическому способу существования, они часто «кочуют» и по брендам. Это может быть истолковано не как простое следование моде, а как интуитивный или сознательный поиск «своего, собственного», что соответствовало бы индивидуальности во всех ее проявлениях. Это выводит значение бренда за пределы только маркетинговых практик, актуализирует феномен бренда с точки зрения возможности его гуманистических интерпретаций [11].

Отталкиваясь от того, что процесс глобализации ведет не только к самой глобальности, но и к ответной реакции – дифференциации, локализации, возникновению отдельных элементов, противостоящих общему, стратегия брендинга имеет двойственную ориентацию и подразумевает как максимальный охват, универсальность и общепризнанность (символ и философия бренда должны стать частью повседневной жизни любого жителя нашей планеты), так и создание иллюзии исключительности - люди не хотят потреблять массовый продукт, отказываются быть заурядными покупателями, так называемой «целевой аудиторией», завоевание которой представляется таким необходимым для любого производителя [1]. Неограниченные возможности создания эффекта персонализации бренд-коммуникаций открылись перед компаниями с цифровизацией общества, омниканальностью продаж, активным развитием социальных сетей, блогов и инновационных систем анализа больших данных, позволяющих выявлять скрытые закономерности в потребительских предпочтениях. Для того, чтобы не разрушить потенциальную гармонию отношений, бренды должны быть максимально открытыми и честными в общении с потребителем, учитывать интересы своих клиентов на уровне микромоментов и выстраивать качественные коммуникации с ними как до совершения покупки, так и после нее, что оказывается значительно важнее с точки зрения перспективы развития бренда [9]. В разработке коммуникационной стратегии бренда нужно не забывать о сложной траектории, по которой идет потребитель в процессе выбора продукта, и тщательно планировать взаимодействие в точках соприкосновения, рассматривая взаимоотношения бренда и потребителя на правах партнерства и единения через эмоции, идеи и ценности.

Учитывая рассмотренные направления эффективных бренд-коммуникаций, сконцентрированных на управлении брендом не только с позиций марочной узнаваемости и роста капитализации компании, а также с социальных и эмоциональных аспектов, можно констатировать, что современные успешные бренды формируются на основе синергетического взаимодействия трех базовых концепций брендинга:

 концепции USP («Уникальное торговое предложение» - Unique Selling Proposition), основанной на конкурентном преимуществе бренда технологического, ценового или иного рационального характера;

 концепции ESP («Эмоциональное торговое предложение» - Emotional Selling Proposition), основанной на установлении эмоциональной связи бренда с потребителем через подразумеваемые и воплощаемые в бренде статусные характеристики, удовольствия, качества и т. п.;

 концепции MSP («Мое торговое предложение» - My Selling Proposition), формируемой на основе активного взаимодействия бренда с потребителем и ощущении их партнерства [9].

Итак, в условиях гиперконкурентного рынка на первый план выходит проблема формирования особого потребительского отношения к бренду. Бренд - это четко воспринимаемый, идентифицируемый продукт, сервис, личность или место, в создании и восприятии которого потребитель видит уникальную добавленную ценность и соответствие выдвинутым потребностям. Бренд представляет собой неосязаемую сумму свойств продукта, сочетание впечатления, производимого на потребителей, и результата их опыта в использовании бренда. Бренд дает производителю возможность не только проинформировать потребителей о лучших свойствах, ключевых ценностях предлагаемых на рынке товаров, но выводит бизнес на более высокий уровень развития, делает устойчивым к рискам в конкуренции на основе приверженности лояльных клиентов. В концепции брендинга почти всегда подчеркивается не только его значимость для предприятия, но выделяется влияние товара на потребителя через сервис, качество и ценность, а также воздействие социума, ментальности и мировоззрения клиентов на процессы коммерческой номинации бренда. В брендах как средстве коммуникации используются стереотипы людей, потребности, установки, статусные общественные ориентиры. Воздействуя на них и изменяя их с помощью психологических приемов и инструментов, специалисты в области брендинга опираются на восприятие информации через эмоциональную и социальную сферы, что позволяет обеспечить некритичное восприятие транслируемой информации, и соответственно, укрепить потребительскую лояльность. Однако не следует считать, что реакция покупателей всегда однозначна, прямолинейна и незамысловата. Утрированные, некорректные методы воздействия, рассчитанные на слабое понимание или необдуманность в поведении покупателей могут привести к глубокому разочарованию и раздражению, что проявится в отдаленной перспективе, а может быть и значительно быстрее в виде снижения приверженности бренду и потери интереса к коммуницированию с ним.

Список литературы

1. Артюхов В.И. Бренд как культурная универсалия современности // Культура. Духовность. Общество. 2015. № 16. С. 178-181.

2. Архангельская К.В. Символическая власть брендов в современной социокультурной ситуации // Наука и современность. 2016. № 48. С. 25-29.

3. Веретено А.А., Студенихина В.В. Место комплекса маркетинга в формировании бренда // Научные исследования. 2017. № 1 (12). С. 31-35.

4. Довбешко В.А., Шуклина З.Н. Направления формирования бренда фирмы // Вектор экономики. 2016. № 5 (5). С. 17.

5. Зурабян М.Р. Продвижение бренда в индустрии моды на примере Urban Outfitters // Современные инновации. 2017. № 4 (18). С. 35-37.

6. Инютина А.Д., Селиванова Т.В., Точеная О.Н. Управление брендами: от истории к современности // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 13 (30). С. 12-13.

7. Кларк Д.В., Юссуф А.А., Чубрина К.А. Эмоционирование бренда как эффективная маркетинговая стратегия // Новая экономика и региональная наука. 2016. № 3 (6). С. 259-262.

8. Куликова С.Н. Этика нейминга: нужна ли брендам лингвистическая экспертиза? // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2017. № 16. С. 42-50.

9. Малыгина О.П., Николаева К.В., Носырина В., Сучкова Н.Э. Коммуникационная стратегия бренда в цифровом обществе // Коммуникология. 2017. Т. 5. № 3. С. 34-46.

10. Матвеева О.С. Основные этапы построения бренда. продвижение бренда средствами PR // Экономика и социум. 2017. № 6-1 (37). С. 1060-1065.

11. Невелева В.С., Миляева Е.Г., Дыдров А.А., Соломко Д.В. Феномен бренда: философско-антропологическая интерпретация // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-2 (84). С. 105-109.

12. Нугер Б. Социально-психологическая парадигма бренда // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2015. № 2 (30). С. 95-99.

13. Патюкова Р.В., Оломская Н.Н. К вопросу о дефинициальном анализе понятия «бренд» // Научный вестник Кубанского государственного университета. Медиакоммуникация. 2016. № 2 (3). С. 43-46.

14. Чашленкова Е.В. Атрибуты айдентики бренда и их роль в формировании стратегии бренда // Аллея науки. 2017. № 7. С. 21-26.

15. Be-in.ru. Как работают коллаборации H&M. URL: https://www.be-in.ru/ideas/35716-h&m_collaborations/

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018
(110) УЭкС, 4/2018
(111) УЭкС, 5/2018
(112) УЭкС, 6/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516