Ошибка
  • Delete failed: '96ad21f2f1c35956cb6aa7a42b057cb2.php_expire'
  • Delete failed: '96ad21f2f1c35956cb6aa7a42b057cb2.php'
  • Delete failed: 'a702daa316c268a3274d3ec5258222a6.php_expire'
  • Delete failed: 'a702daa316c268a3274d3ec5258222a6.php'

Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Анализ состояния и тенденций развития высшего образования в Республике Башкортостан

Региональная экономика | (107) УЭкС, 1/2018 Прочитано: 147 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Гамилова Диляра Агеламовна, Валиянова Екатерина Константиновна, Лавренюк Наталья Михайловна, Третьякова Ксения Валентиновна
  • Дата публикации:
    09.01.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ФГБОУ ВО «УГНТУ»
    ФГБОУ ВО БашГУ

Анализ состояния и тенденций развития высшего образования

 в Республике Башкортостан

Analysis of status and trends of higher education development

in the Republic of Bashkortostan

Гамилова Диляра Агеламовна

Gamilova Dilyara Agelamovna

канд. экон. наук, доцент кафедры Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности

ФГБОУ ВО «УГНТУ»

Валиянова Екатерина Константиновна

Valiyanova Ekaterina Konstantinovna

ассистент кафедры Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности ФГБОУ ВО «УГНТУ»

Лавренюк Наталья Михайловна

Lavrenyuk Natalia Mihailovna

канд. соц. наук, доцент кафедры социологии и работы с молодежью

ФГБОУ ВО БашГУ

Третьякова Ксения Валентиновна

Tretyakovа Ksenia Valentinovna

Преподаватель Отдела довузовского и студенческого дополнительного образования

ФГБОУ ВО БашГУ

Valiyanova@list.ru

Аннотация

В современном мире растет значение образования как одной из важнейших составляющих человеческого развития. Современное высшее образование в Республике Башкортостан – это сложная система: многоуровневая и многовидовая отрасль как социальной, так и экономической сфер жизнедеятельности общества. Система высшего образования Республики Башкортостан достаточно развита. Она представлена всеми ступенями высшего образования от бакалавриата  до аспирантуры. В статье приведен анализ развития высшего образования в Республике Башкортостан.

Abstract

In today's world increases the importance of education as one of the most important components of human development. Modern higher education in the Republic of Bashkortostan is a complex system: a multi-level and multi-view industry, both social and economic spheres of society. The higher education system of the Republic of Bashkortostan is well developed. She represented all levels of higher education from undergraduate to graduate school. In article the analysis of development of higher education in the Republic of Bashkortostan.

Ключевые слова: Высшее образование, Республика Башкортостан, развитие современного образования, Абитуриенты, Ступени высшего образования, Студенты.

Key words: Higher education, Republic of Bashkortostan, the development of modern education, Students, tertiary education Students

С 2010 года региональная система высшего образования теряет свою емкость и работает не на полную мощность. Сокращается число студентов и аспирантов вузов.  Число студентов вузов  сократилось на 63,5 тысячи (37,6%) со 169 до 105,4 тысячи человек. При этом число школьников – как потенциальных потребителей услуг вузов выросло  на  15,2 тысячи (3,3%) с 438,0 до 453,2 тысяч человек и по прогнозам будет расти.

Выпускники школ мигрируют из села в город, из города в столицу РБ, из столицы РБ в другие регионы РФ и за рубеж в зависимости от успехов детей в учебе и родителей в экономике. Оттокжителейизселавгороднаиболеевысоксреди1519-летних жителейреспублики. Число уезжающих из сел девушек почти в два раза больше, чем юношей. Многие молодые люди в сельской местности не имеют высоких амбиций и не стремятся получить профессиональное образование.

Высокиезначенияпоказателейубыливсвязисобразовательной миграциейхарактерныдляприграничныхрайоновреспублики. Так в Учалинскомрайоне2010-2015гг.ввузы республикипоступилоот 17,5до 22ыпускников, аучебувдругихрегионахвыбралоот47%до55%. [1]

ПоданнымМинобразованияРФ, учитьсяв другиерегионыиз Башкортостанауезжает примерно каждый четвертыйвыпускник школ. В РБ с 2017 года реализуется План возврата выпускников, однако его мероприятия направлены не столько на возврат, сколько на удержание студентов в регионе. Активной политики по возврату и привлечению выпускников вузов в Башкортостан не проводит.

Республика проигрывает в динамике развития системы высшего образования регионам-соседям и субъектам ПФО, а не только вузам г. Москвы и Санкт-Петербурга. Г. Уфа не выдерживает конкуренцию с другими городами-миллионниками, которых в ПФО 6 из 11. Причинами служат упущенные возможности в конкурсах на получение статуса «федеральный» и «национально-исследовательский» вуз, которых нет в Башкортостане. Соответственно, региональная система вузов не получила инвестиций на развитие, а это стимулирует рост разрыва в материально-технических, научных, кадровых, технологических ресурсах; увеличивает риски еще большей потери конкурентных преимуществ системы.

Модель региональной системы вузов соответствует индустриальной экономике. Политика Министерства образования РБ последние десятилетия была ориентирована на подготовку рабочих профессий, специалистов со средним специальным образованием. В то время, как в других субъектах страны активно  открывались вузы, филиалы и новые направления подготовки, Башкортостан старался сохранить позиции систем среднего специального образования и начального (в названии до принятия закона «Об образовании в РФ» в 2012 г.) Как результат в регионе одна из пяти самых мощных среди субъектов РФ систем подготовки профессиональных рабочих и служащих средней квалификации.

 Одновременно рынок труда и политика занятости в госслужбе перекрывали доступ к построению карьеры без высшего образования.  Такая политика оказалось недальновидной. Для большой части населения высшее образование с 1990-х годов стало почти единственным социальным лифтом для доступа к благам, включая приобретение дорогостоящего жилья. Принимая во внимание, что Башкортостан не был заинтересован в специалистах с высшим образованием, абитуриенты с внедрением ЕГЭ стали уезжать в другие регионы страны, где началось активное развитие как системы высшего образования, так и социально-экономической системы в целом по направлению к инновационной модели. Негативно сказался фактор большой численности молодежи до 18 лет в РБ, что обеспечивало  приток абитуриентов в вузы РБ до того, как на рынок образовательных услуг высшего образования стали выходить представители малочисленных поколений.  

Сегодня Башкортостан проигрывает многим субъектам РФ по доле лиц с высшим образованием среди трудоспособного населения, занимая места в 7-8 десятке в  рейтинге по данному показателю. Сектор высоко технологичного производства в РБ развивается сложно. По данным социологического исследования «Разработка стратегии социально-экономического развития РБ» (2015 г.), молодежь остро ощущает недостаток, как своей квалификации, так и высоко технологичных и высокооплачиваемых мест.  По данным директора Уральского региона агентства «НeadНunter» А.Б. Богдановой, в Татарстане, Свердловской области студенты многих направлений подготовки  востребованы работодателями еще во время учебы, в Башкортостане значима доля безработной молодежи с высшим образованием. Часто выпускники вузов трудоустраиваются на вакантные места, требующие менее высокой квалификации, но с большим размером оплаты.

Образовательнаямиграциятесносвязанаисмиграциеймолодых специалистов–выпускниковвузовреспубликивдругиерегионы.Согласно данныммониторингаэкономикиобразования,которыйежегоднопроводит МинистерствообразованияинаукиРФ2016г.изБашкортостанавыехало 638ыпускникавузов(Таблица 1). Стимуломкпереезду становятся сравнительно высокая динамика социально-экономического развития региона-соседа, сравнительнонизкая средняя заработная плата,перспективыкарьерногороста, более доступное жилье. В таблице показаны данные о различияхвзарплатеувыехавшихиз регионаиоставшихсявыпускников(355623942руб.соответственно).

Таблица 1 – ДанныеобвыпускникахвузовРеспубликиБашкортостан в2016г.[2,3]

Показатели выпускников вузов РБ

Кол-во

Число уехавших из региона выпускников

 

Средняясуммавыплат уехавшимвыпускникам

35 566руб.

Число оставшихсяврегионевыпускников

11 629 чел.

Средняясуммавыплатоставшимсявыпускникам

23 942руб.

Отношение числауехавшихизрегиона выпускниковкчислу оставшихся

0,5

Отношениесреднейсуммывыплат уехавшимвыпускникамксредней суммевыплатоставшимсявыпускникам

1,5

Органы государственной статистики  дают общую количественную информацию по принятым и обучающимся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуре.

Если говорить по общему числу студентов, то их численность с 2010 года в организациях высшего образования падает.  Так в 2010/11 учебном году в республике было принято 35 453 студента, а в 2016/17 уже только 27 868 человек. Общее число студентов сократилось почти с 170 тысяч человек до 150 тысяч. Падение происходит, как в государственных образовательных организациях, так и в частных. В частных вузах более, чем в 2 раза за последние 7 лет (с 20 877 до 9 028 студентов, прием составил в 2016 году лишь 2415 чел.) (Таблица 2)

Таблица 2 – Студенты образовательных организаций высшего образования (на начало учебного года; человек)

 

2010/11

2012/13

2013/14

2014/15

2015/16

2016/17

Все образовательные организации

Численность студентов

168957

153012

140907

126661

114417

105412

Принято студентов

35453

34416

31556

27749

29911

27868

Выпущено бакалавров,
 специалистов, магистров

32621

33929

31052

28397

34715

28598

По результатам мониторинга Министерства образования и науки Российской Федерации эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2017 года в Республике Башкортостан насчитывается 105 866 студентов уровней бакалавриата, специалитета, магистратуры (2,40% от контингента по РФ), в т.ч. 55 431 студентов очной формы обучения – в государственных и муниципальных вузах 91,5%. В частных вузах 8,5%. [4]

Всего в 2017 годы в республике было 18 211 выпускников 11 классов.  Из них в высшие учебные заведения поступили 13 571 человек, в профессиональные образовательные организации 3 885. Среди выпускников, поступивших в вузы 8 462 человек заполнили бюджетные места, 5 109 – коммерческие.  Абитуриенты республики следующим образом выбрали города для получения образования. (Таблица 3)

Таблица 3 –Выпускники школ РБ 2017 года, поступившие в вузы, по городам РФ, чел.

v1

По результатам приема 2017 года видно, что вузы республики выбирают в большей степени жители г. Уфы и ближайших к городу муниципальных районов, а также муниципалитетов, которые находятся внутри республики, и имеют более удобные транспортные связи со столицей РБ, чем с другими крупными городами. Вузы г. Москвы и Санкт-Петербурга оказались более востребованы среди представителей выпускников городских округов, и районов с городом центром. Наибольший отток с целью получения высшего образования в другие субъекты РФ наблюдается в городских округах и районах республики, территориально граничащих с другими субъектами и находящихся по расстоянию ближе к другим крупным городам РФ, чем к Уфе. В этот список вошли такие МР, как ГО г. Нефтекамск, г. Агидель, г. Сибай, г. Октябрьский, Краснокамский район, Янаульский, Учалинский, Белорецкий, Дуванский, Туймазинский и т.д. Доля уехавших в некоторых из них на обучение в другие субъекты РФ составляет  почти 50% от всех выпускников.

Всего в 2016 году в вузах республики было выпущено 28 598 студентов. Из них 19 393 получили диплом бакалавра, 7716 – специалиста, 1489 – магистра. В связи  переходом на трехуровневую систему высшего образования по количеству выпускников и перераспределению количества бакалавров и специалистов меняется в сторону первых. Сохраняется подготовка специалистов в отдельных вузах. (Таблица 4)

Таблица 4 – Выпускники образовательных организаций высшего образования по уровню полученных дипломов(человек)

 

2010

2012

2013

2014

2015

2016

Все образовательные организации  

Выпущено специалистов - всего

32621

33929

31052

28397

34715

28598

из них получили диплом:

           

о неполном высшем
 профессиональном
 образовании

18

4

-

-

-

-

Бакалавра

2096

2837

2317

3773

16726

19393

специалиста с высшим
 
профессиональным
 образованием

30059

30312

27773

23383

16535

7716

Магистра

448

776

962

1241

1454

1489

Доля студентов, обучающихся на платной основе, в РБ растет. Если в 2010 г. их доля составляла чуть больше трети общего числа студентов (37,2%), то в 2017 – приближается к половине (41,9%). (Таблица 5)

Таблица 5 – Студенты государственных образовательных организаций высшего образования по источникам финансирования (на начало учебного года, человек)

 

2010/11

2012/13

2013/14

2014/15

2015/16

2016/17

Численность студентов – всего

148080

136514

123888

112894

101654

96384

обучающихся по договорам об оказании    платных образовательных услуг

92971

84365

76156

67430

59804

56028

     в % к общей численности студентов

37,2

38,2

38,5

40,3

41,2

41,9

 

Важным критерием оценки поступивших является средний балл ЕГЭ.  Анализ вузов по этому критерию делает НИУ ВШЭ. Показатель учитывается при государственном мониторинге эффективности образовательной деятельности. По данным НИУ ВШЭ, средний вступительный балл ЕГЭ в 2017 г. в РБ составил для бюджетной формы 68 баллов, для платной 61,4 балла. Самый большой проходной балл в республиканских вузах, который превышает показатель 80, имеют такие направления подготовки, как «юриспруденция», «экономика» (БашГУ), «здравоохранение» (БГМУ), «экономика», «нефтегазовое дело», «архитектура и строительство» (УГНТУ), «бизнес-информатика», «менеджмент» (УГАТУ). Самый низкий проходной балл в РБ по направлению «филология» БашГУ – 49,9. [5,6]

В 2017 году в Республике Башкортостан 72 выпускника получили 100 баллов за ЕГЭ, из них 19 поступили в вузы РБ (26,39%) на бюджетную форму обучения (Таблица 6).

Таблица 6 – Количество студентов набравших 100 баллов и поступивших в вузы Республики Башкортостан

Наименование ВУЗа

Количество поступивших студентов, набравших 100 баллов за ЕГЭ

Уфимский государственный нефтяной технический университет

5

Башкирский государственный университет

5

Башкирский государственный медицинский университет

5

Уфимский государственный
авиационный технический
университет

4

Количество поступивших студентов, набравших 100 баллов за ЕГЭ распределилось практически поровну между крупнейшими вузами РБ. Предпочтения отданы Уфимскому государственному нефтяному техническому университету, Башкирскому государственному университету и Башкирскому государственному медицинскому университету и Уфимский государственный авиационный технический университет.

Рассмотрим подробнее количество образовательных организаций высшего образования и мест в них на территории Республики Башкортостан. (Таблица 7)

Таблица 7 – Образовательные организации высшего образования в Республике Башкортостан  (на начало учебного года) [7]

v2

В таблице контингент студентов приводится с учетом студентов филиалов образовательных организаций высшего образования, головные организации которых расположены в других регионах России.

Рассмотрим подробнее количество студентов, поступающих на бюджетную и коммерческую форму обучения.

Студентов принятых на коммерческую форму обучения в вузы РБ за последний год сократилось на 28,75%, а студентов принятых на бюджетную форму обучения сократилось на 8,07%. Эти данные показывают, что со снижением числа выбирающих вузы РБ в качестве места для обучения, растет его доступность для лиц с более низкими баллами ЕГЭ, как на бюджетной, так и на коммерческой основах. Министерство образования и науки РФ использует прием сокращения бюджетных мест.  Общую структуру приема на бюджетную и коммерческую форму обучения  вузов РБ можно наблюдать на рисунке 1. Однако бюджетная основа стала более доступна, чем 20 лет назад.

 

v3

Рисунок 1 – Структура приема в государственные образовательные организации высшего образования по источникам финансирования в 2016 году (процентов)

Выпускники школ поступают на бюджетные места очной формы обучения, а работающая молодежь выбирает заочную форму обучения в частных вузах. 

Анализ статистических данных показал, что в 2017 году только половина выпускников школ  региона поступили в вузы РБ. При этом количество вузов и студентов обучающихся, как в частных, так и в государственных образовательных организациях имеет отрицательную динамику, количество вузов за последние шесть лет сократилось на треть, а общее количество студентов всех вузов сократилось на 37,63%. В первую очередь такая негативная динамика связана с сокращением контингента. Все активнее  абитуриенты выбирают вузы других субъектов РФ.

Активизируется международная образовательная миграция в РБ иностранных граждан из стран ближнего зарубежья и третьего мира, но объемы не велики (с 667 человек в 2010/11 г. до 2137 человек в 2016/17учебном г.).

С момента вступления в силу закона «Об образовании в РФ» 29.12.2012 г. аспирантура является не постдипломным, а высшим образованием. С 2010 г. численность аспирантов снизилась на треть с 3156 человек до 1960 человек в 2016 г. В настоящее время подготовка аспирантов идет как в высших учебных заведениях, так и в научно-исследовательских организациях региона. За данный период число аспирантов сократилось в научно-исследовательских организациях на 53, 8%, в вузах – на 63,3%.

 Наблюдается общий тренд снижения числа поступивших, в основном за счет сокращения бюджетных мест. Так в ФБГОУ ВО «Башкирский государственный университет» в 2017 г. было выделено только 16 бюджетных мест. Практически все они заявлены на технические направления подготовки. (Таблица 8)

Таблица 8 – Основные показатели деятельности аспирантуры (человек) [8]

v4

Доступность аспирантуры из-за сокращения числа бюджетных мест снижается. Это показывает и негативный тренд поступающих на этот уровень высшего образования сразу после окончания магистратуры. Отсутствуют данные о миграции магистрантов  с целью поступления в аспирантуру, поэтому сказать однозначно, что выпускники-магистранты и специалисты не планируют получать диплом об окончании аспирантуры в других вузах и НИИ за пределами РБ нельзя.

Эффективность обучения аспирантов измеряется защитой диссертации в момент выпуска. Доля защитивших аспирантуру в срок снижается. Если в 2010 г. таких аспирантов было 222 (39,6%), то в 2016 г. 70 (14,4%). Традиционно результативность подготовки аспирантов в научно-исследовательском секторе ниже, чем  в вузах региона.

С одной стороны, изменилась мотивация поступления в аспирантуру: часто поступают молодые люди для избежания призыва в армию. С другой, - ухудшились условия для защиты по многим специальностям, в основном, по социально-гуманитарным наукам в связи с закрытием диссертационных советов. Так, если до 2012 г. в РБ действовало два совета для защиты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора социологических наук (в БашГУ и в УГАТУ), то сейчас таких советов в регионе нет. Ужесточились требования к защите и снизилась общая доступность из-за стоимости публикаций в журналах, рекомендованных ВАК РФ для опубликования основных результатов диссертационных исследований.

Заключение

В 2017 году только половина выпускников школ  региона поступили в вузы РБ. При этом количество вузов и студентов обучающихся, как в частных, так и в государственных образовательных организациях имеет отрицательную динамику, количество вузов за последние шесть лет сократилось на треть, а общее количество студентов всех вузов сократилось на 37,63%. В первую очередь такая негативная динамика связана с сокращением контингента. Все активнее  абитуриенты выбирают вузы других субъектов РФ.  Выпускники школ отдают предпочтение очной форме обучения и бюджетной основе, а трудовая молодежь – частным вузам и заочному обучению.

Анализ структуры поступивших позволил сделать вывод о том, что со снижением числа поступающих в вузы, мощности загружены не полностью. Первыми региональная система сокращает профессорско-преподавательский состав – высоко квалифицированные кадры, на подготовку которых уходит длительное время.

Доступность аспирантуры из-за сокращения числа бюджетных мест снижается. Это показывает и негативный тренд поступающих на этот уровень высшего образования сразу после окончания магистратуры.

Библиграфический список

1. Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Башкортостан [Электронный ресурс] - URL:  https://economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/strategicheskoe-planirovanie/strategiya-razvitiya-respubliki-bashkortostan/strategiya-bashkortostana-2020/)

2. Мониторинг  экономики образования [Электронный ресурс] - URL:  http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_monitoring=2016

3. Материалы Доклада о демографической, миграционной и семейной политике в РБ, 2017 г.

4. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. [Электронный ресурс] - URL:  http://indicators.miccedu.ru/monitoring/_vpo/material.php?type=2&id=10806

5. Образование и культура в Республике Башкортостан: статистический сборник – Уфа: Башкортостанстат, 2017г. – 120 с.

6. Образование и культура в Республике Башкортостан: стат. сб.Уфа: Башкортостанстат, 2017г.с. 80.

7. Официальный сайт Башкортостанстат  [Электронный ресурс] - URL:  http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/ru/

8. Наука и информационные технологии. 2017. С.23

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516