Создать PDF Рекомендовать Распечатать

К вопросу об эффективности программных документов по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации

Региональная экономика | (106) УЭкС, 12/2017 Прочитано: 168 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Мельничук Марина Владимировна, Фрумина Светлана Викторовна
  • Дата публикации:
    05.12.17
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Финансовый университет при Правительстве РФ

К вопросу об эффективности программных документов по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации

On the Effectiveness of Program Documents on Supporting Small and Medium-Sized Businesses in the Regions of the Russian Federation

Мельничук Марина Владимировна

Melnichuk Marina Vladimirovna

доктор экономических наук,

профессор Департамента языковой подготовки,

Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ

mvmelnichuk@gmail.com

Фрумина Светлана Викторовна

Frumina Svetlana Viktorovna

кандидат экономических наук,

доцент Департамента общественных финансов,

Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ

 frumina@mail.ru

 

Аннотация. В современных условиях развития российской экономики малое и среднее предпринимательство должно стать драйвером экономического роста российских регионов как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. В связи с этим проведена выборка регионов Российской Федерации по степени развития малого и среднего предпринимательства. Выявлено наличие различных методик оценки эффективности государственных программ, реализуемых в российских регионах и даны рекомендации по использовании единой методики оценки их эффективности.

Abstract. In modernconditions for the development of the Russianeconomy, small and medium-sized businesses should become a driver of economic growth in Russianregionsboth in the short and longterm. In this connection, a sample of regions of the Russian Federation was selectedaccording to the degree of development of small and medium-sized businesses. The availability of various methods for assessing the effectiveness of government programs implemented in the Russian regions was elicited and recommendations on a uniform methodology use for assessing their effectiveness were given.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; российские регионы; эффективность программ.

Keywords: small and medium-sized business; Russian regions; program effectiveness

Введение

Кардинальное изменение экономической реальности, связанное с внешними шоками и избранной российскими властями денежной политикой погрузили экономические субъекты российской экономики в состояние радикальной неопределенности. В этом состоянии практически невозможно вести рациональную хозяйственную деятельность[4,11-13]. В этих условиях, прежде чем говорить о мерах по восстановлению экономического роста необходимо ответить на вопросы о возможности экономического роста, условиях такого роста и лишь затем о мерах его достижения. Центральный вопрос связан с оценкой долгосрочного потенциала экономического роста [5,8,10]. В зависимости от ответа на этот вопрос возникают принципиально разные режимы экономической стратегии и политики, поскольку оценка потенциала долгосрочного экономического роста связана с обоснованием возможностей формирования институтов развития (квазигосударственных и частных), способных сконцентрировать ресурсы на наиболее эффективных направлениях развития, прежде всего с точки зрения производительности труда и создаваемой добавленной стоимости.

С точки зрения текущего момента ожидания экономических субъектов, в частности, регионов и малого бизнеса, связаны с перспективой выполнения программных документов, содержащих мероприятия, которые ставят своей целью поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях[6-7,9].

Анализ оценки эффективности принятых программных документов

 в области малого и среднего предпринимательства

Система стратегического программно-целевого планирования в Российской Федерации имеет следующий вид (рис. 1). Однако,  более подробно хотелось бы остановиться на приоритетном проекте, реализуемом с 1 декабря 2017 года «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее по тексту – Проект) и Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (далее по тексту – Стратегия) как отраслевой стратегии, согласно №172-ФЗ. Соответственно, идею и содержание рисунка 1 в преломлении к исследованию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации можно представить в следующем виде (рис. 2).

Из ст. 3 Федерального закона №172-ФЗ[1] ясно, что государственная программа представляет собой документ стратегического планирования, направленный на достижение приоритетов и целей государственной политики. Следовательно, государственная программа по развитию малого и среднего бизнеса и государственные программы, реализуемые под эгидой Минэкономразвития России, Минсельхозразвития России и Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, должны коррелировать с вышеназванным приоритетным проектом.

m1

Рисунок 1 Система стратегического программно-целевого планирования (Источник: доклад заместителя директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Бегчина Н.А.).

Вышеупомянутые документы, в свою очередь, должны быть взаимосвязаны с основным документом стратегического планирования, разработанном на федеральном уровне в рамках целеполагания по отраслевому принципу– Стратегией развития малого и среднего Российской Федерации до 2030 года[2]. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с российским законодательством стратегия служит основой разработки государственных программ, муниципальных программ, а также приоритетных проектов, реализуемых в данной области.

m2

Рисунок 2. Система стратегического программно-целевого планирования развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации

В целях определения координации вышеназванных документов были проанализированы и сопоставлены их цели и результирующие показатели (индикаторы).Проведенный анализ позволил констатировать, что взаимосвязи между основными документами стратегического планирования в области развития малого и среднего предпринимательства по представленным характеристикам (цель, показатели (индикаторы)) не наблюдается. Прежде всего, целевые показатели Программ, Приоритетного проекта и Стратегии отличаются не только наименованиями, но и единицами измерения: ни один целевой показатель Стратегии в отдаленном приближении не нашел отражения в формируемых на его основе документах. В связи с этим оценить степень влияния реализации государственных программ и Приоритетного проекта на достижение целей и задачСтратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации не представляется возможным.

Из этого следует, что такой принцип как сбалансированность системы стратегического планирования», установленный ч.5, ст.7 Федерального закона от 28 июня 2017 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в разрезе сбалансированности и координации документов стратегического планирования по установленным целям и показателям реализации, не соблюдается.

Более того, в соответствии с тем же документом, ст. 28, государственные программы, разрабатываются на федеральном уровне в целях достижения приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе определенных отраслевыми документами стратегического планирования, к которым, в преломлении к малому бизнесу относятся Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года и приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

То же требование сформулировано в ст. 7 раздела II«Требования к содержанию государственной программы» Постановления Правительства РФ от 2 августа 2010 года №558 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации. Следовательно, реализуемая Программа и Приоритетный проект нарушают положения ст. 28 №172-ФЗ и ст. 7 Порядка.

Из анализа стратегических документов по развитию малого и среднего предпринимательства очевидно, что принцип декомпозиции целей, целевых показателей и индикаторов не работает. Стратегия развития МСП (отраслевая стратегия), государственные программы и приоритетные проекты не коррелируют между собой.

Крайне низкое качество целеполагания, заявленное в стратегии социально-экономического развития и отраслевых стратегиях (в нашем случае Стратегия развития МСП), государственных программ, определяющих полномочия и инструменты достижения целей, не позволяют количественно оценить эффективность и результативность бюджетных расходов. Для устранения указанных недостатков целесообразно обеспечить координацию между базовыми документами стратегического планирования в области малого и среднего предпринимательства, представив результирующие показатели (индикаторы) в преемственном и сопоставимом виде.

Кроме плановых и программно-целевых документов, реализуемых на федеральном уровне, авторами был проведен анализ стратегических документов (государственных программ) на уровне регионов по критерию «Соответствие показателей (индикаторов) государственной программы». Полагаем, что именно по данному критерию можно отразить реализацию программных документов и их координацию на федеральном и региональном уровнях. Сравнительные таблицы утвержденных показателей проиллюстрированы далее.

Государственная программа предусматривает оценку эффективности в субъектах Российской Федерации по таким принципиальным показателям, как[3]:

·   Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации подпрограммы (ежегодно), тыс. единиц; (для целей настоящей работы обозначим показатель как П1);

·   Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, созданных физическими лицами в возрасте до 30 лет (включительно), единиц - П2;

·   Количество физических лиц в возрасте 30 лет (включительно), завершивших обучение по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий, тыс. единиц – П3;

·   Количество физических лиц в возрасте 30 лет (включительно), вовлеченных в реализацию мероприятий, тыс. единиц – П4.

Таблица 1. Показатель (индикатор) П1 для регионов с опережающим развитием малого и среднего предпринимательства*

m3

*Красным в таблицах выделены зоны с несоответствием показателей на федеральном и региональном уровнях, зеленым – соответствие показателей, желтым – отсутствие показателей на региональном уровне

Таблица 2.Показатель (индикатор) П2 для регионов с опережающим развитием малого и среднего предпринимательства

m4

Таблица 3. Показатель (индикатор) П3 для регионов с опережающим развитием малого и среднего предпринимательства

m5

Таблица 4. Показатель (индикатор) П4 для регионов с опережающим развитием малого и среднего предпринимательства

m6

Анализ данных c названными территориями опережающего развития малого и среднего бизнеса свидетельствует о совпадении значений индикаторов государственных программ, утвержденных на федеральном и региональном уровне только в Тюменской области и частично (по показателю П1) в Краснодарском крае.

В то же время по показателю П1 в Московской области наблюдаются противоречивые данные, отражающие количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) в секторе малого и среднего предпринимательства при реализации государственных программ, утвержденных на федеральном и региональном уровнях.

Большее количество противоречий в утвержденных показателях П1, П2 и П3 обнаружено в регионах с умеренным и незначительным развитием малого и среднего предпринимательства (таблицы 5-12).

Таблица 5. Показатель (индикатор) П1 для регионов с умеренным развитием малого и среднего предпринимательства

m7

Таблица 6. – Показатель (индикатор) П2 для регионов с умеренным развитием малого и среднего предпринимательства

m8

Таблица 7. Показатель (индикатор) П3 для регионов с умеренным развитием малого и среднего предпринимательства

m9

Таблица 8.Показатель (индикатор) П4для регионов с умеренным развитием малого и среднего предпринимательства

m10

Таблица 9. Показатель (индикатор) П1 для регионов с незначительным развитием малого и среднего предпринимательства

m11

Таблица 10. Показатель (индикатор) П2 для регионов с незначительным развитием малого и среднего предпринимательства

m12

Таблица 11.Показатель (индикатор) П3 для регионов с незначительным развитием малого и среднего предпринимательства

m13

Таблица 12. Показатель (индикатор) П4 для регионов с незначительным развитием малого и среднего предпринимательства

m14 

Представленные в таблицах 5 - 12 данные свидетельствуют, что подавляющее число показателей, предусмотренных государственной программой, реализуемой на федеральном уровне, не учитывается в региональных программах по развитию малого и среднего предпринимательства, в то время как показатели П2, П3 и П4 относятся к ожидаемым результатам реализации ГП, учитываемым в количественном выражении.

Актуализация состава целевых показателей (индикаторов) ГП была проведена в 2016 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 года №510. Факт их отсутствия в региональных программах (РП), изменения в которые не были внесены позже установленной даты, либо не пересматривались вовсе, подтверждает невозможность отслеживания исполнения государственной программы и определения успешности ее реализации.

Заключение

Согласноположениям Федерального закона №172-ФЗ государственная программа должна коррелировать приоритетными проектами и документами стратегического планирования, разработанными в рамках целеполагания по отраслевому принципу на федеральном уровне. В контексте изучения малого и среднего предпринимательства это относится к государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика», Приоритетному проекту «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий («дорожную карту») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

Исходя из проведенного анализасделан вывод об отсутствии взаимосвязи между основными документами стратегического планирования в области развития малого и среднего бизнеса поцелям и результирующим показателям (индикаторам). Целевые показатели Программы, Приоритетного проекта и Стратегии отличаются наименованиями и единицами измерения. В связи с этим оценить степень влияния реализации государственной программы и Приоритетного проекта на достижение целей и задач Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации невозможно.

Анализ государственных программ по развитию малого и среднего предпринимательства, реализуемых на уровне субъектов Российской Федерации [1-3], показал несовпадение значений индикаторов государственных программ, утвержденных на федеральном и региональном уровне. Противоречия в утвержденных показателях  обнаружены во всех проанализированных регионах без исключения, из чего можно сделать вывод о невысоком качестве разработанных программных документов.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 года №558 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №316 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономка». Подпрограмма 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства».

3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

4. Борисенко Н.И. Формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (на примере Московской области) // Вопросы региональной экономики. - 2011. - Т.7. № 2. - С. 41-53.

5. Бутенко Я.А. Тенденции и перспективы развития малого и среднего предпринимательства // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. - 2014. -№ 4 (64). - С. 53-57.

6. Карпов В.В., Кораблева А.А., Мозжерина Н.Т. Анализ и совершенствование механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. - 2015.-  № 8 (383). - С. 38-49.

7. Мельничук М.В., Караев А.К. Пути решения проблем регулирования малого и среднего бизнеса в российских регионах (зарубежный опыт) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. -  2017.-  №4. - С. 31-34.

8. Москвина А.В., Каячев Г.Ф., Лихачева Т.П. Влияние механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. № 21. - С. 3765-3776.

9. Семенов А.С. Анализ эффективности региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства (на примере Ленинградской области) // Журнал правовых и экономических исследований. - 2015. - № 2. - С. 204-212.

10. Фаттахов Р.В. Пространственное развитие экономики России: перспективы и формирование «точек роста»5 // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2016. - № 1. - С.43-46.

11. Фрумина С.В. Системные проблемы финансирования малого бизнеса в условиях кризисного развития экономики // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. - 2017. - Т.27. № 4. - С. 63-68.

12. Хамзатов В.А., Атамазова А.А. Способы и методы поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 12 (68). - С. 604-606.

13. Шигин Е.Ю., Драбенко В.А. Поддержка предпринимательского сектора в условиях геополитической нестабильности // Журнал правовых и экономических исследований. - 2017. - №1. - С. 226-230.

References

1. Russian Federation Government Resolution No. 558 of August 2, 2010 "On Approving the Procedure for the Development, Implementation and Evaluation of the Effectiveness of State Programs of the Russian Federation [PostanovleniyePravitel’stva RF «Ob utverzhdeniiPoryadkarazrabotki, realizatsii I otsenkieffektivnostigosudarstvennykh program RF»].

2. Russian Federation Government Resolution No. 316 of April 15, 2014 (as amended on March 31, 2017) "On approval of the state program of the Russian Federation" Economic development and innovative housekeeper ". Subprogramme 2 "Development of small and medium-sized businesses" [PostanovleniyePravitel’stva RF «Ob utverzhdeniigosudarstvennoiprogrammy RF «Ekonomicheskoyerazvitiye I innovatsionnayaekonomika». Podprogramma 2 «Razvitiyemalogo I srednegopredprinimatel’stva».

3. Russian Federation Government Resolution No. 308 of April 15, 2014 "On the approval of the state program of the Russian Federation" Social and economic development of the Far East and the Baikal region " [PostanovleniyePravitel’stva RF « Ob utverzhdeniigosudarstvennoiprogrammy RF «Sotsial’no-ekonomicheskoyerazvitiyeDal’negoVostokaiBaikal’skogoregiona»].

4. Borisenko, N.I. Formation of an infrastructure of support of subjects of small and average business in the Russian Federation (on an example of the Moscow area) [Formirovaniyeinfrastrukturypodderzhkisub’ektovmalogo I sredneygopredprinimatel’stva v RF (naprimereMoskovskoioblasti)] / N.I.Borisenko // Issues of regional economy. 2011. - Vol.7. № 2. – pp.41-53.

5. Butenko, Ya.A. Trends and prospects in the development of small and medium-sized businesses [Tendentsiiiperspektivyrazvitiyamalogoisrednegopredprinimatel'stva] / Ya.A. Butenko // Vestnik of Kalashnikov IzhSTU. — 2014. — № 4 (64). — pp. 53-57.

6. Karpov, V.V., Korableva, A.A., Mozzherina, N.T. Analysis and improvement of the mechanism of state support of small and medium-sized business [Analizisovershenstvovaniyemekhanizmagosudarstvennoypodderzhkimalogoisrednegopredprinimatel'stva]  / V.V. Karpov, A.A. Korableva, N.T. Mozzherina // Regional economy: theory and practice. — 2015. — №8 (383). — pp. 38-49.

7. Melnichuk, M.V., Karaev, A.K. Ways to solve the problems of regulation of small and medium-sized businesses in the Russian regions (foreign experience) [Putiresheniya problem regulirovaniyamalogoisrednegobiznesa v rossiyskikhregionakh (zarubezhnyyopyt)] / M.V. Melnichuk, A.K. Karaev // Modern science: topical problems of theory and practice. — Series: Economics and Law. — 2017. — № 4. — pp. 31-34.

8. Moskvina, A.V., Kayachev, G.F., Likhacheva, T.P. Impact of mechanisms for supporting small and medium-sized businesses on the source of economic growth in the northern territories of the Krasnoyarsk Territory [Vliyaniyemekhanizmovpodderzhkimalogoisrednegopredprinimatel'stvanaistochnikekonomicheskogorostasevernykhterritoriyKrasnoyarskogokraya] / A.V. Moskvina, G.F. Kayachev, T.P. Likhacheva // Journal of Russian Entrepreneurship. — 2015. — Vol. 16, № 21. — pp. 3765-3776.

9. Semenov, A.S. Analysis of the effectiveness of regional programs to support small and medium-sized businesses (the case of the Leningrad region) [Analizeffektivnostiregional'nykhprogrammpodderzhkimalogoisrednegopredprinimatel'stva (naprimereLeningradskoyoblasti)] / A.S. Semenov // Journal of Legal and Economic Studies. — 2015. — № 2. — pp. 204-212.

10. Fattakhov, R.V. Spatial development of the Russian economy: prospects and creation of "growth points" [ProstranstvennoyerazvitiyeekonomikiRossii: perspektivyiformirovaniye «tochekrosta»] / R.V. Fattakhov // Bulletin of the Tula branch of Financial University. — 2016. — № 1. — pp.43-46.

11. Frumina, S.V. System problems of small business financing in the conditions of crisis economic development [Sistemnyye problemy finansirovaniya malogo biznesa v usloviyakh krizisnogo razvitiya ekonomiki] / S.V. Frumina // Bulletin of the Udmurt University. Series Economics and Law. — 2017. — Vol.27, № 4. — pp. 63-68.

12. Khamzatov, V.A., Atamazova, A.A. Methods and ways of supporting small and medium-sized enterprises in the Russian Federation [Sposoby i metody podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii] / V.A. Khamzatov, A.A. Atamazova // Modern scientific research and innovations. — 2016. — № 12 (68). — pp. 604-606.

13. Shigin, E.Yu., Drabenko, V.A. Supporting the entrepreneurial sector in conditions of geopolitical instability [Podderzhkapredprinimatel'skogosektora v usloviyakhgeopoliticheskoynestabil'nosti] / E.Yu. Shigin, V.A. Drabenko // Journal of Legal and Economic Studies. — 2017. — №1. — pp. 226-230.



[1] Федеральный закон от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

[2]Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 №1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий («дорожную карту») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».

[3]Приложение 4 Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 №316 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономка».Подпрограмма 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства».

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516