Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Формирование транспортной инфраструктуры территорий

Отраслевая экономика | (106) УЭкС, 12/2017 Прочитано: 164 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Волынская Наталия Александровна, Дебердиева Надежда Павловна
  • Дата публикации:
    02.12.17
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    ООО «Топливно-энергетический независимый институт»
    Тюменский индустриальный университет

Формированиетранспортнойинфраструктурытерриторий

Formation of the transport infrastructure of the territories

Волынская Наталия Александровна

Nataliya Aleksandrovna Volynskaya

д-рэкон. наук, директор

ООО «Топливно-энергетический независимый институт», 

117186, г Москва, улица Нагорная, дом 31 корпус 2, к. 39

Дебердиева Надежда Павловна

Nadezhda Pavlovna Deberdieva

к.э.н., доцент кафеды менеджмента в отраслях ТЭК 

Тюменский индустриальный университет  

625000, г.Тюмень, ул. Володарского, 38 

e-mail:  dnp1803@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы организации транспортной инфраструктуры территорий. Приведены данные  статистического анализа грузоперевозок разными видами транспорта на территории региона. Обоснованы направление, ориентированные на поддержание транспортного обеспечения области.  Осуществлен обзор научной литературы и нормативных документов, затрагивающих вопросы экономической и социальной эффективности развития транспортной инфраструктуры территории.

Abstract:The article is devoted to the problem of organization of the transport infrastructure of the territories.Data of the statistical analysis of a cargo transportation by different types of transport in the territory of the region are provided.Are proved the direction, focused on maintenance of transport service of the region.The review of scientific literature and the normative documents raising the questions of economic and social efficiency of development of transport infrastructure of the territory is carried out.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие региона, транспортное обеспечение, транспортная инфраструктура

Keywords: socio-economic development of the region, transport support, transport infrastructure

Одним из приоритетных направлений экономического развития регионов, является эффективная организация транспортной инфраструктуры.  Политическая и экономическая нестабильности в стране способствует усугублению ряда проблем, которые негативным образом отражаются на развитии  транспортной инфраструктуры государства и регионов. К наиболее значимым можно отнести таких, как: транспортная зависимости территорий, физический и моральный износ материально-технической транспортного хозяйства, неравномерность загруженности транспортно-логистических систем в различных частях страны; свыше 50% от общего объема автоперевозок осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети; большинство автодорог не соответствуют нормативным требованиям по эксплуатации; слабая инвестиционная активность; несбалансированность рыночного механизма функционирования и управления транспортного обеспечения территорий; высокие  затраты на транспорт и др. Недостаточно рациональная эксплуатация транспортной инфраструктуры негативным образом отражается и на обеспечении достижения целевых социально-экономических показателей территории, таких как: уровень развития производственной и коммерческой деятельности, инвестиционной и деловой активности территории, занятости населения, степени обеспеченности социально-значимыми объектами и др.

Транспортная инфраструктура является одной из стратегический составляющих развития производственного и коммерческого потенциала областей.Она способствует объединению комплекса предприятий  снабжения и распределения ресурсов, производственных и финансовые организации, а также государственных, региональных и муниципальных органов власти.

Вышесказанное позволяет определить в качестве одного из преимуществ развития государства в целом, и регионов в частности, эффективное использование объектов транспортной инфраструктуры на основе применения инструментов экономического регулирования. Корректное использование данных инструментов будет способствовать созданию благоприятных условий для развития отраслей и обеспечивает рациональное использование экономического и производственного потенциала области.

Тюменской области имеет ряд особенностей, которые обусловлены экономико-географическое ее положение. Область находится в центре пересечения ряда важнейших транспортных магистралей России. Через территорию области осуществляется связь между восточными и западными регионами страны с помощью Транссибирской железнодорожной магистрали и федеральной автодороги Москва - Владивосток. Транспортный комплекс области представлен автомобильным, железнодорожным, авиационным, речным транспортом и рядом крупных трубопроводов. На территории региона расположены Тобольский и Тюменский речные порты, которые осуществляют массовую перевалку грузов в железнодорожно-водном сообщении и отправку грузов в районы Ханты-Мансийского - Югра и Ямало-Ненецкого автономных округов. Аэропорт «Рощино» города Тюмени относится к аэропортам федерального значения, обслуживает авиаперевозки пассажиров, почты и грузов на внутренних и международных авиалиниях, выполняемых регулярными и чартерными рейсами.[5]

Транспортная инфраструктура в Тюменской области имеет большое значение в валовом региональном продукте, в инвестициях, а также в других показателях, которые характеризуют экономику территории. Динамика развития транспортной сети представлена в  таблице1.

Таблица 1

d1

 

Из данных можно сделать вывод, что, за последние 9 лет увеличилась протяженность автомобильных дорог (+8,6%); длина железнодорожного полотна выросла почти в 2 раза. Данные свидетельствуют о том, что организация единого экономического пространства на базе оптимизированного развития  транспортной инфраструктуры является стратегической целью организации транспортной системы Тюменской области.Доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения составляет 46,82% [5].

Немаловажным фактором, влияющим на эффективность развития транспортной инфраструктуры территории является грузооборот. За май 2017 года со станций Тюменского региона СвЖД отправлено более 1 млн тонн грузов, что выше показателей аналогичного периода предыдущего года на 19,6% [5]. Среднесуточная погрузка месяца составила 34,9 тыс.тонн. Грузооборот вырос  по сравнению с маем прошлого года на 2,4% и составил 5,8 млрд тарифных тонно-км. Согласно статистическим данным [5], погрузка в первую половину 2017 года, составила 5,1 млн тонн, что на 0,3% больше, чем за аналогичный период 2016 года. За данный период  в Тюменской области  погружено на  1,1% больше нефти и нефтепродуктов, что составило 4,4 млн тонн; 88,8 тыс. тонн строительных грузов, что на11,7% ниже предыдущего периода; 87,2 тыс. тонн черных металлов (- 8,9%); 35,2 тыс. тонн лома черных металлов  (+9,9%); количество лесных грузов составило около 29,7 тыс. тонн (+18,4%); химикатов - 185,6 тыс. тонн (+5%). Грузооборот с начала 2017 года составил 28,9 млрд тарифных тонно-км, что на 2,1% выше предыдущего года.

По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тюменской области [5] в январе 2015 грузооборот автомобильного транспорта составил 363,7 млн.тонно-км, что на 13,58 млн. тонно-км меньше, чем в аналогичном месяце предыдущего года. За 8 месяцев текущего года грузооборот составил 3398,3 млн. тонно-км, что составило на 0,2% меньше, чем за тот же период 2014 года (рисунок 1).

По официальным данным по Тюменской области за первое полугодие 2017 грузооборот автомобильного транспорта составил 4814,3млн.тонно-км, что на 105,1% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года [3].

 

d2

Рисунок 1. Динамика объема грузооборота посредством автомобильного транспорта Тюменской области за 2014 – 2016 гг., млн т-км

За первое полугодие 2017 грузооборот автомобильного транспорта составил 4814,3млн.тонно-км, что на 105,1% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года [5] . Что  свидетельствуют о благоприятном развитии территории по данным показателям. Однако, необходимо отметить, что не  по всем районам области, в силу особенностей природно-климатических условий, возможно вести дорожное строительство, так, например, значительная часть (около 50%) территорий области, к которой относятся Тобольский, Нижнетавдинский, Вагайский и Уватский районы, характеризуется большим числом озер и почвенным покровом, отличительной чертой которого является наличие в нем болотных почв с высокой степенью обводненности (до 80%) [1]. Следовательно, воздушный транспорт занимает особое положение в грузообороте территории. Авиация приобретает большее значение для перевозки пассажиров, почты, срочных грузов и медицинского обслуживания населения. Объем грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик. На сегодняшний день объем грузооборота, приходящийся на воздушный поток, составляет 512,94 тыс тонн.[5].

Во многих районах Тюменского Севера где отсутствуют или недостаточно развиты автомобильные и железные дороги, потому водный транспорт является безальтернативным видом грузоперевозок. Важное судоходное значение имеют реки Обь, Иртыш, Тобол, Тура, Надым, Пур, и др. Снижение объемов перевозок грузов внутренним водным транспортом связано с резким падением спроса на строительные материалы, а также с перераспределением грузоперевозок в пользу железнодорожного и автомобильного транспорта в связи с изменением транспортной инфраструктуры. Исследуя весь грузопоток, проходящий на север области, то можно наблюдать следующую динамику по разным срокам (рисунок 2).

 

d3

Рисунок 2. Динамика водного  грузооборота за 2015-2016 гг., млн тонн

Согласно Программе развития транспортной инфраструктуры Тюменской области [3], всеми видами транспорта перевозится около 3 500 млн. т. груза: при этом на автомобильный транспорт приходится 98 %, на железнодорожный 1,47 %, отмечается достаточно низкий процент  на внутренний водный и воздушный, 0,35% и 0,015% соответственно. Обусловлена ситуация быстрым развитием транспортных автомобильных путей, высокие издержки на перевозку посредством авиатранспорта, большой длительностью перевозки через водные пути.

В целях увеличения роста грузооборота на север Тюменской области в регионе на данный момент принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года[2]  и Программы Тюменской области «Развитие транспортной инфраструктуры» до 2022 года[3]. Согласно данным документам, стратегической целью развития транспортной системы Тюменской области является формирование единого экономического пространства на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры. Основные задачи транспортной стратегии являются:создание инфраструктурных условий для развития потенциальных точек экономического роста, включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых;формирование единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов; развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам и комплексное развитие крупных транспортных узлов по основным направлениям перевозок.

На основании проведенного анализа, авторами данной статьи, в целях создания рациональных путей доставки грузов и сокращения транспортных издержек  области необходимо перераспределение грузооборот по видам транспорта, а так же строительство новых  транспортных путей. Согласно Программе совершенствование инфраструктуры по видам транспорта в Тюменской области [3] предполагается осуществлять по следующим основным направлениям, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Направления развития транспортной инфраструктуры территории по видам транспорта

Вид транспорта

Направления развития

Автомобильный транспорт и в автодорожное хозяйство

- Развитие новых транспортных коридоров, обеспечивающих не только межрегиональные связи, но и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных субъектов Российской Федерации в единую транспортную систему России: «Урал Промышленный – Урал Полярный»: автомобильный транспортный коридор Тюмень – Агириш – Салехард.

- Строительство автомобильного обхода вокруг г.Тюмени, завершение строительства которого позволит объединить 8 транспортных магистралей, проходящих через областной центр, и разгрузить его от нарастающего транзитного легкового и грузового транспорта; строительство автомобильной дороги «Тюмень–Нижняя Тавда–Междуреченский–Урай– Нягань–Приобье», являющаяся частью транспортного коридора Тюмень – Агириш – Салехард.

- Строительство путепроводов и двухуровневых транспортных развязок в местах пересечения основных транспортных потоков

- Обход Республики Казахстан, который позволит транспорту, следующему по федеральной трассе «Байкал», избегать двукратного пересечения государственной границы.

- Модернизация, усовершенствование дороги, выводящие опорную сеть сельских населенных пунктов по дорогам с твердым покрытием на сеть федеральных и региональных дорог.

Железнодо-рожный транспорт

- Строительство новых грузообразующих и технологических железнодорожных линий.

- Усиление железнодорожного участка Тобольск – Сургут за счет строительства двухпутных вставок, а в перспективе его электрификации.

- Строительство железной дороги Коновалово – Называевская в обход Казахстана, большая часть которой пройдет по территории Тюменской области

Воздушный транспорт

-  Создание в Уральском федеральном округе укрупненных центров организации воздушного движения (гг. Екатеринбург и Тюмень) потребует дальнейшего развития аэропорта «Рощино», который должен стать транзитным аэропортом для международных и внутренних магистральных воздушных перевозок.

-  Развитие малой, в том числе безаэродромной авиации

Внутренний водный транспорт

-  Обеспечение стабильного и безопасного судоходства по внутренним водным путям Обь-Иртышского бассейна, включая модернизацию, обновление флота

-  Создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта в портах Тюмень и Тобольск

-  Комплексная реконструкция инфраструктуры внутренних водных путей Обского бассейна.

Помимо развития транспортной инфраструктуры, Концепция включает в себя развитие транспортно-логистических центров Тюменской области, которая включает:

-  создание физической интеграции автомобильного, железнодорожного, воздушного и речного транспорта;

-  оптимизация грузо- и пассажиропотоков;

-  модернизация транспортной инфраструктуры.

На основании выше изложенного, необходимо отметь, что вектором для начала развития и совершенствования транспортной системы РФ в отдаленных районах севера является принятая Стратегия развития арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.[4]. Данная стратегия определяет направления развития логистики, и транспортного комплекса в целом, устанавливает систему приоритетов, единую для всей транспортной отрасли.

Необходимо отметить, что субъекты Российской Федерации, прилегающие к северному морскому пути, имеют свои стратегии развития транспорта (Тюменская обл., Красноярский край, ЯНАО, Мурманская обл. и др.). С одной стороны, это способствует анализу вопроса конкретно по территории, с другой - есть необходимость создания единой согласованной системы развития различных видов транспорта, а так же терминально–складской инфраструктуры. Следовательно, существует ряд ограничений пропускной способности транспортно – логистического комплекса, отсутствуюет логистический сервис, увеличевается срок обработки и транспортировки грузов, следствием чего является увеличение загрязнения окружающей среды.

Авторы статьи обращают внимание на проблему неравномерности загруженности транспортно-логистических систем в различных частях страны. Так, например, через Центральный и Северо-Западный федеральные округа проходят  свыше 80% импортных потоков грузов. Таким образом, на территорию других округов приходиться менее 20% потоков [2].  Особо необходимо отметить значимость процесса расширения рынка логистических услуг в регионы, что, в свою очередь, связано с активной экспансией международных и федеральных торговых сетей. Развитие транспортной инфраструктуры Тюменской области, реализация на ее территории крупных транспортно-логистических проектов способствует повышению эффективности организации транспортного взаимодействия как между регионами, так и в стране в целом.

Библиографический список:

1 Тюменская область. Официальный  портал органов государственной власти URL:  https://admtyumen.ru/ogv_ru/about/region_territory.htm (дата обращения: 16.11.2017).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.  Приложение к распоряжению Правительства Тюменской области от 25.05.2009 №652- https://admtyumen.ru/files/upload/OIV/D_Economy">URL:https://admtyumen.ru/files/upload/OIV/D_Economy (дата обращения: 18.11.2017).

3.Постановление Правительство Тюменской области от 30 декабря 2014 года N 701-п  «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие транспортной инфраструктуры» до 2022 года»последней редакции постановлений Правительства Тюменской области  от 17.08.2017 N 414-п) URL:  http://docs.cntd.ru/document/423908102 (дата обращения: 18.11.2017).

4.Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ) URL:http://www.consultant.ru/(дата обращения: 18.11.2017).

5.Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области http://tumstat.gks.ru">URL:http://tumstat.gks.ru /(дата обращения: 16.11.2017).

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516