Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Особенности привлечения подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капремонту общего имущества в многоквартирном доме

Отраслевая экономика | (106) УЭкС, 12/2017 Прочитано: 170 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Харисова Гузяль Мансуровна,  Харисова Регина Рустэмовна, Гайнуллина Резеда Рустэмовна
  • Дата публикации:
    04.12.17
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Казанский государственный архитектурно–строительный университет

УДК 338

Особенности привлечения подрядных организаций для оказания услуги выполнения работ по капремонту общего имущества вмногоквартирном доме

 Features of attracting contractors for the provision of services and performance of work on capital repairs of common property in an apartment building

 
Харисова Гузяль Мансуровна
Kharisova Guzyal Mansurovna 
д. э.н./ профессор кафедры экономики
 и предпринимательства в строительстве.
Казанский государственный архитектурно–строительный университет
email: rida@mail.ru
            Харисова Регина Рустэмовна

Kharisova Regina Rustemovna

к.э.н./ доцент кафедры экономики

и предпринимательства в строительстве

Казанский государственный архитектурно–строительный университет

reginarustemovna@mail.ru

Гайнуллина Резеда Рустэмовна

Gainullina Rezeda Rustemovna

к.э.н./старший преподаватель

кафедры экономики и

предпринимательства в строительстве.

Казанский государственный архитектурно–строительный университет

Аннотация

Нарастающие темпы износа и запущенное состояние жилого фонда      в отдельных регионах нашей страны, необходимость предоставления населению качественных услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в условиях реформирования жилищно–коммунального хозяйства в значительной мере обострило проблему выбора подрядной организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В статье приведены   причины снижения потенциала и эффективности деятельности   инвестиционно – строительной отрасли, этапы отбора подрядных организаций для проведения капитального ремонта жилого фонда.

Abstract

Increasing rates of deterioration and neglected state of housing in some regions of our country, the need to provide the population with quality services for capital repair of common property in apartment buildings in the conditions of housing and communal services reform has significantly aggravated the problem of choosing a contractor that carries out activities aimed at ensuring overhaul of common property in apartment buildings.

The article presents the reasons for the reduction of the potential and efficiency of the investment and construction industry, the stages of selecting contractors for capital repairs of the housing stock.

Ключевые слова: капитальный ремонт, жилой фонд, многоквартирный дом, система сметного ценообразования, подрядная организация, новая схема

Keywords: overhaul, housing stock, apartment house, estimated pricing system, contracting organization

Проблема капитального ремонта жилого фонда в нашей стране очень актуальна. Ввиду социальной значимости данной проблемы государство на разных этапах современной российской истории пыталось решать её разными методами, и эти методы во многом зависели от бюджетов, которые имелись на счету местных муниципальных властей. Российское правительство активизировало   работу по капитальному ремонту жилого фонда более масштабно, начиная с 2008 года после принятия Федерального Закона № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства». [1]

Основными источниками финансирования капитального ремонта зданий и сооружений являлись средства из федерального фонда по капитальному ремонту, средства субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Финансирование работ для капитального ремонта населением составлял не более 15% от общей стоимости. Несмотря на столь большие бюджетные вложения в сферу капитального ремонта зданий и удовлетворительную деятельность Фонда, решить проблему износа основного фонда зданий и сооружений оказалось проблематично. Практика показала, что для решения данной проблемы понадобятся еще большое количество денежных средств, эффективных государственных программ и времени.

Российский инвестиционно–строительный форум ежегодно ставит своей главной задачей систематизацию инновационных подходов в строительной отрасли на различных коммуникационных площадках, в частности системы бережливого строительства и информационного моделирования как основы снижения издержек и повышения качества строительства; снижение административных барьеров и трансляционных издержек, способствующих развитию способов мотивации строительного рынка государством внедрения технологий информационного моделирования; современных информационных сверхпрозрачных конструкций. Например, для постройки экологически чистых объектов необходимо новейшее оборудование, которое, не смотря на свою высокую стоимость, сократит расходы при дальнейшей эксплуатации здания. На данном этапе развития и положения государства в мировой отрасли инновационных объектов не всегда удается реализовать нано разработки в жизнь из–за отсутствия инвестиций как со стороны государства, так и интереса зарубежных компаний разработок российских ученых. Развитие инновационной базы в строительстве могло бы благоприятно сказать на других сфера жизнедеятельности и функционирования страны. С экономической стороны ресурсосберегающие технологии повышают энергоэффективность производств. Благодаря применению экологически чистых материалов и новейших технологий осуществляется качественное изменение социальной инфраструктуры. С социальной точки зрения инновации в строительстве, согласно современным условиям стратификации, предоставляются более качественные услуги всей инфраструктуры и общественного производства.

Рассмотрим некоторые аспекты накопленного опыта практического решения имеющегося вопроса на примере Республики Татарстан.

Так в Казани, согласно концепции реформирования ЖКХ Казани, на 2008–2011 годы, которая была утверждена по решению Казанской городской Думы от 23 апреля 2008 г. N 2–30, средства, необходимые для капитального ремонта жилого фонда на 2008 год составляли около 20 млрд.руб. Несмотря на ежегодный ввод жилья около 700 тыс.кв.м, уровень износа жилого фонда от 31% до 65% имело 59,66% многоквартирных домов от их общего количества. Состояние коммунальной системы характеризовалось высокой аварийностью, достаточно крупной степенью износа, низким коэффициентом полезного действия и, следовательно, большими потерями энергоносителей. Так, например, износ распределительных внутриквартальных сетей отопления и горячего водоснабжения составлял 46%. Также был высок уровень износа электрических сетей, в частности распределительных низковольтных, и оборудования тепловых и распределительных пунктов, особенно в поселках г. Казани [2].Предполагалось, что данная концепция будет направлена на ликвидацию износа основных фондов, который был сверх нормы, также на стимулирование эффективного и рационального хозяйствования жилищно–коммунальных предприятий, которое способствовало бы максимальному использованию всех доступных ресурсов для решения задач достижения устойчивого, эффективного, надежного и экономически обоснованного использования населением жилищно – коммунальных услуг.

Данная концепция являлась частью крупной программы капитального ремонта жилого фонда, стартовавшей в 2008 году после принятия соответствующего федерального закона и рассчитанной на 30 лет. В рамках данной программы Казани удалось выполнить ее по состоянию на 2015 год на 33%. Так в результате Казань стала флагманом среди российских городов по темпам и качеству капремонта жилья.

За 8 лет программы, то есть до 2016 года было отремонтирована треть всего жилого фонда Казани, треть миллионной большой Казани с 5200 многоквартирными домами, были заменены 30% всех лифтов. Достижению такого результата способствовала федеральная программа, помощь республиканского бюджета, муниципального бюджета, средств населения. За 8 лет было освоено 12,5 млрд. руб. [3]. К тому же этому способствало принятие федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 25.12.2012 N 271–ФЗ, в котором указывается, что теперь бремя ответственности за капитальный ремонт перешло к собственникам квартир[1]. Так в Республике Татарстан 50% средств, которые уходят на капитальный ремонт, это накопительные средства населения, дальше небольшие средства федерального бюджета и основная часть – это республиканский и муниципальный бюджет.

В 2017 году осуществление краткосрочного плана по капитальному ремонту многоквартирных домов должно обеспечить безопасные и комфортные условия проживания 232 тыс. 145 гражданам в 991 многоквартирных домов суммарной площадью примерно 6,2 млн. кв. метров [4]. В настоящее время данная программа выполнена более чем на 90%.

К тому же больших успехов добилась программа восстановления уличного освещения в населенных пунктах РТ, программа в социально–культурной сфере также не могут не радовать: к осенне –зимнему периоду подготовлены 96,7% объектов здравоохранения, 98,5% образовательных учреждений, 95,9% объектов культуры, 96,3% спортивных объектов. Обеспеченность объектами ЖКХ и теплоснабжения населенных пунктов РТ много больше, чем в подавляющем большинстве остальных субъектов РФ. Дефицит основных фондов в расчете на одного жителя составляет 35% по Республике Татарстан при среднем дефиците по Российской Федерации в 50–70%[3].

Отсюда следует сделать вывод о том, что осуществляемые на территории Республики Татарстан программы, направленные на капитальный ремонт объектов жилого фонда, будь то многоквартирные дома, образовательные учреждения или объекты культуры, реализуются в соответствии с требованиями качества и сроков выполнения работ. От успешного осуществления программы капитального ремонта образовательных учреждений, объектов социального обслуживания во многом зависят темпы роста инвестиционно – строительной отрасли и повышение жизненного уровня народа.  

Так же следует отметить не простую ситуацию, которая возникла после внесения правительством РФ изменений в порядок определения организаций для выполнения капитального ремонта зданий и сооружений. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1.07.2016г. №615 на федеральном уровне установлен единый порядок приобретения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах, услуг и (или) работ по капремонту общего имущества в многоквартирных домах.  

Ранее в РТ всех подрядчиков выбирала некоммерческая организация «Фонд жилищно–коммунального хозяйства РТ», она имела полное право не проводить торги, ограничившись только предварительной стадией, а именно квалификационным отбором. Теперь такой возможности отбора подрядных организаций не имеется. В настоящее время отбор подрядной организации будет проводится в два этапа: сначала предварительный отбор с последующим добавлением организации в реестр квалифицированных подрядчиков. Здесь предъявляется достаточно большой перечень условий: от наличия всех требующихся допусков и лицензий до наличия в штате минимального числа квалифицированных работников. Также, подрядчик должен иметь на счету не меньше чем три успешно выполненных контракта за прошедшие несколько лет и за это же время ни одного расторгнутого договора со стороны заказчика. Подрядчик не должен быть в федеральном перечне нечистых на руку подрядчиков, а также находиться в процедуре несостоятельности, против руководящих лиц предприятия не должно быть возбуждено уголовных дел и т. д. Среди тех, кто соответствует требованиям, победителя должна определить цена – проводится электронный аукцион на понижение [5]. Вместе с тем, применяемые в настоящее время сметно–нормативная база 2001г., индексы пересчета и ряд других нормативов не в полной мере отвечает условиям рынка. Индексы пересчета сметной стоимости усреднены, что приводит к значительным погрешностям при определении сметной стоимости. Таким образом, сметно–нормативная база – основа системы ценообразования в строительной сфере, включающая в себя государственные сметные нормативы и документы для определения сметной стоимости строительства и капитального ремонта зданий и сооружений. Отмечая важность системы ценообразования в строительной сфере, из–за недостаточного финансирования она разрабатывалась в 2000–2003 гг. на основе производственных нормативов 1991 г., по этим причинам устарела и стала не актуальной в условиях рыночных отношений. Большинство вопросов сметного нормирования регулируются методическими документами, которые также требуют обновления с учетом изменяющегося и дополняющегося законодательства, на федеральном уровне нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения сметной стоимости строительства, отсутствуют. В настоящее время стоимость текущего и капитального ремонта   определяется только ресурсным методом, как наиболее предпочтительного и достоверного. Ресурсный метод определения представляет собой калькулирование потребности в ресурсах, выраженных в натуральных показателях (материалах, изделиях и конструкциях), данных о расстояниях и способах из перевозки, энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных мащин и механизмов и их состав, затрат труда рабочих строителей и машинистов. Оценка ресурсов производится в текущих (прогнозных) ценах. До конца 2017 года, в целях развития ценообразования сметного нормирования в строительной отрасли планируется улучшение процедуры разработки и утверждения сметных нормативов, создание единой государственной информационной системы ценообразования в строительстве.   В настоящее время актуализация сметно –нормативной базы системно проводится   в разных регионах нашей страны. Запуск данной системы позволит обеспечить прозрачность ценообразования в строительстве и исключить риск и завышения сметной стоимости строительства и капитального ремонта жилого фонда.

Как известно, иногородние компании, не смогут сделать капитальный ремонт на том же уровне, что и местные компании, так как им придется где–то разместить своих рабочих, снять жилье, что несёт за собой довольно большие дополнительные затраты. Для сокращения заработной платы для прикладных рабочих, которые будут непосредственно участвовать в ремонтно–строительных работах, используют наемный труд необразованных эмигрантов без особой регистрации. Не смотря на то, что данный способ влечет за собой возникновение бракованных случаев и проблем с законодательством из–за нелегальных сотрудников, штрафы за которых юридической лицо может получить от 5 тыс. руб. до 1 млн. руб., руководители предприятий активно нанимают приезжих Ближнего Востока и стран бывшего СССР.

Местные подрядные организации хороши тем, что за некачественные работы спрос с них не приносит больших хлопот, в то время как иногородние подрядные организации могут изощряться в различных ухищрениях, чтобы избежать ответственности. К тому же подрядчика назначала республиканская структура, и рекомендации давали муниципалитеты, то есть, за результат можно было в случае чего спросить и с главы муниципального образования. На муниципальном же уровне работы часто поручают подрядчикам, которые близки к управляющей компании, то есть тем, кто потом будет заниматься эксплуатацией этих домов.

В результате работы этой схемы произошло формирование круга проверенных подрядчиков, которые имеют за спиной достаточно большой опыт работы в данной сфере [5]. Жалобы жителей на качество ремонтно–строительных работ в основном заключаются в мелких вольностях, которые позволяют себе работники, например, не помыли после себя пол, который в побелке или краске, но в целом работы проведены на довольно качественном уровне. Как пойдут дела, после допуска к конкурсу иногородних компаний никто предугадывать не берётся. Есть и положительная сторона: при новой схеме будет сложнее протаскивать своих подрядчиков, то есть близких к конкретным чиновникам и дающих откаты во всевозможные благотворительные муниципальные фонды.

Новая схема определения подрядных организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет свои положительные и отрицательные стороны, но как бы там ни было с 2018 года она станет единственно возможной и только время покажет насколько она прозрачна, равнозначна  и доступна для всех участников аукциона.

Библиографический список

1.Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185–ФЗ (последняя редакция)

2. О Концепции реформирования жилищно–коммунального хозяйства на 2008 – 2011 годы:  http://tatar7.info

3. «Наш город становится чище и уютнее благодаря вашему уважению к нему»:  http://metshin.ru/

4. Краткосрочный план реализации Региональной программы Капитального ремонта общего имущества в МКД, расположенных на территории РТ:http://minstroy.tatarstan.ru

5. Взлом ручного управления: как Дмитрий Медведев подвесил в Татарстане капремонт–2017»:https://business–gazeta.ru

6. Харисова Г.М., Усолова А.Ю., Харисова Р.Р. Эффективность функционирования и развитие производственного инфраструктурного комплекса в регионе в условиях неопределенности внешней среды (на примере Республики Татарстан). – Казань: РЦМИПП, 2011. –144 с.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516