Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Совершенствование процессов проведения внутреннего финансового контроля в системе государственного и муниципального управления

Теория управления | (110) УЭкС, 4/2018 Прочитано: 1908 раз
(1 Голосование)
  • Автор (авторы):
    Ахильгов Магомед Абдулмажитович
  • Дата публикации:
    14.04.18
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Финансовый Университет при Правительстве РФ

УДК 336.1

Совершенствование процессов проведения внутреннего финансового контроля в системе государственного и муниципального управления

Proposals on improving the organizational and legal framework for conducting internal control in the system of state and municipal management

 

Ахильгов Магомед Абдулмажитович

Akhilgov Magomed Abdulmazitovich

Бакалавр по направлению «Государственное и муниципальное управление», Финансовый Университет при Правительстве РФ, Россия, Москва.

Аннотация: В настоящее время деятельность предприятий и организаций должна осуществляется по определенным принципам и правилам, удовлетворяющим требования состояния экономики, при этом повышение эффективности по всем направлениям является частью развития экономических отношений. Различные негативные факторы: нестабильность в экономике страны, неопределенность внешней среды, конкуренция, риски финансово -хозяйственной деятельности, могут препятствовать развитию. Это относится в первую очередь к учреждениям государственной и муниципальной власти.

В статье рассмотрены предложения по совершенствованию организационно-правовых основ проведения внутреннего контроля в системе государственного и муниципального управления.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, бюджет, государственное и муниципальное управление, система внутреннего финансового контроля.

Abstract: Сurrently, the activities of enterprises and organizations is carried out according to certain principles and rules that meet the requirements of the state of the economy, while improving efficiency in all areas is part of the development of economic relations. Various negative factors: instability in the economy, uncertainty of external environment, competition, risks of financial and economic activities may hinder the development. This applies primarily to the institutions of the state and municipal authorities.

The article considers proposals to improve the institutional and legal framework for internal control in the system of state and municipal management.

Keywords: internal financial control, budget, state and municipal management, the system of internal financial control.

У понятия «финансовый контроль» законодательного определения не существует, вследствие чего имеет место быть разнообразие суждений, это неизбежно приводит к появлению споров между российскими учеными.

Финансовый контроль интерпретируется в разных источниках как процесс, система мероприятий и целенаправленная независимая деятельность[1].

Обобщив различные мнения по данному вопросу, предлагаем следующее определение: финансовый контроль – это деятельность государственных и муниципальных органов, общественных организаций, различных уполномоченных лиц, которая регулируется нормами права, а также связана с проверкой правильности, точности и своевременности формирования, распределения и использования денежных средств, главной целью которой является установление законности и эффективности осуществления финансово-экономической деятельности.

Следует заметить, что в широком смысле понятие «финансовый контроль» содержит значительное количество неразрешенных вопросов, вследствие этого необходима более подробная систематизация и конкретизация сущности его компонентов и подвидов. Классификация видов финансового контроля может осуществляться по различным основаниям, приведенным на рис.1.

Рассматривая систему финансового контроля, выделим элементы, анализ которых способствует обнаружению проблем в финансовом менеджменте предприятия (рис. 2).

Элементы системы внутреннего финансового контроля (далее по тексту ВФК) находятся в тесной взаимозависимости. В частности, контрольная среда включает информационную систему финансового менеджмента, которая формируется с учетом целей, стоящих перед аналитиком[2].

 

ah1

Рисунок 1 - Классификация видов финансового контроля по различным основаниям

Контроль в системе финансового менеджмента означает проверку организации финансовой работы, исполнения показателей, заложенных в финансовых планах, и т.п. В ходе контрольных мероприятий аккумулируется информация о направлениях использования финансовых ресурсов и о финансовом положении предприятия, выявляются резервы и упущенные возможности, вносятся коррективы в финансовые программы и в саму систему организации финансового управления[3]. Контроль в первую очередь подразумевает оценку достигнутых финансовых результатов – это часть процесса финансового планирования. Так что финансовый контроль видится оборотной стороной финансового планирования, его составной частью.

 

ah2

Рисунок 2 – Система внутреннего финансового контроля

Решение задачи по повышению качества финансового менеджмента в системе государственного и муниципального управления в ближайшей перспективе связывается с повышением качества и действенности системы внутреннего финансового контроля.

Бюджетные процедуры, связанные с формированием и исполнением бюджета, ведением учёта, формированием и представлением бухгалтерской отчётности изначально жёстко регламентированы и в условиях функционирования системы «Электронный бюджет» подвергаются многоуровневому контролю.

Счетной палатой приводятся следующие данные о структуре нарушений.

 

ah3

Рисунок 3 – Структура нарушений, выявленных в процессе аудиторских проверок федеральных ГРБС (главных распорядителей бюджетных средств)[4]

 

ah4

Рисунок 4 – Количество нарушений, выявленных в процессе аудиторский проверок федеральных ГРБС

Анализ структуры выявленных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности (рис. 4) показал, что наиболее значительные суммы финансовых нарушений выявлены по следующим направлениям контроля: - Нарушения порядка ведения бюджетного учета (более 22%); - Сокрытие дебиторской и кредиторской задолженности (18%); - Нарушение порядка применения №44-ФЗ (6,9%); - Нецелевое использование средств федерального бюджета (6%).

Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля, утверждённые приказом Минфина России от 7 сентября 2016 г. № 356[5], содержат пример формы Перечня операций. Рекомендуемая форма является достаточно полной, однако в целях концентрации в едином регистре всей информации о наличии бюджетных рисков по анализируемой процедуре, представляется целесообразным дополнить её графой для отражения сведений о наличии дополнительных оснований, подтверждающих возникновение бюджетного риска (например, «Факт наличия (фиксации) нарушений, выявленных в результате внутреннего и (или) внешнего контроля (аудита), Да/Нет»). 

В качестве основных источников для планирования мер по организации и проведению внутреннего контроля в отношении рассматриваемой внутренней бюджетной процедуры, используют:

- закон субъекта Российской Федерации/Решение представительного органа муниципального образования «О порядке определения размера части прибыли государственных (муниципальных) унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в областной (местный) бюджет»;

- нормативный правовой акт, утверждающий Порядок и сроки перечисления части прибыли государственных (муниципальных) унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащей перечислению в областной (местный) бюджет.

Анализ положений вышеуказанных нормативных правовых актов позволяет сформировать укрупнённую схему взаимодействия участников реализации процедуры при реализации соответствующих полномочий (рис.5).

ah5

Рисунок 5 – Условная схема взаимодействия участников реализации внутренней бюджетной процедуры[6]

Таким образом, в результате взаимодействия участников внутреннего финансового контроля находят отражение результаты исследования правомерности проведенных бюджетными учреждениями финансово-хозяйственных операций и качество их осуществления, оказывающее непосредственное влияние на эффективное использование бюджетных средств.

Система государственного финансового контроля должна быть интегрирована исключительно потому, что ее "фундаментом" должны быть общие принципы, нормы и стандарты строительства и эксплуатации и решать стоящие перед ней проблемы с четким определением регулирующих органов, их прав, обязанностей и полномочий. Однако главным принципом деятельности каждого надзорного органа в системе должен быть принцип независимости и объективности. Главная стратегия системы государственного финансового контроля в России должна учитывать стратегию государства в целом и совпадать с его интересами .

Прежде всего, отменить командно-административную идеологию государственного финансового контроля, следует распространить среди руководителей и их подчиненных идею, идею о том, что финансовый контроль-это не только аудит или проверка как таковая, но и мера, определяющая эффективность функционирования финансовых и материальных ресурсов[7].

Необходимо отметить, что из-за отсутствия достаточно жесткой административной ответственности за бюджетные правонарушения. количество финансовых нарушения не уменьшается[8].

В настоящее время государственный финансовый контроль подвержен критике и находится в не идеальном состоянии. Проблем, связанных с организацией государственного финансового контроля достаточно, поэтому назрела необходимость в его совершенствовании. Таким образом, вопросы организации финансового контроля как теоретического, так и практического характера в настоящее время остаются достаточно важными.

Необходимо усилить ответственность руководителей ведомств за организацию внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Сейчас Минфин России с учетом предложений Счетной палаты ведет работу по законодательному закреплению требований к ответственности руководителей органов власти за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля и аудита, формированию у ответственных должностных лиц отношения к системе внутреннего финансового контроля и аудита как к обязательной составной части эффективной системы финансового управления в органе власти[9].

Важнейшей задачей при модернизации системы внутреннего финансового контроля уже на первом этапе является включение в нее элементов системы управления бюджетными рисками.

Учитывая единство принципов бюджетной системы и бюджетного законодательства Российской Федерации, требуется наличие единого, достаточно подробного, «базового» перечня возможных рисков при осуществлении бюджетных процедур. До его разработки, на наш взгляд, при оценке возможных рисков, главному администратору бюджетных средств (далее по тексту ГАБС) целесообразно было бы пользоваться информацией, содержащейся в публикуемых контрольными органами Классификаторах нарушений и имеющимися результатами внешних и внутренних проверок. Кроме того, необходимо учитывать специфику фактических условий деятельности ГАБС (например, профессионализм и опыт работы ответственных исполнителей, наличие возможностей автоматического контроля и т.п.).

Разработка Карт ВФК большинством ГАБС осуществляется в соответствии с формами и рекомендациями Минфина России. Однако практический опыт их формирования свидетельствует о необходимости отдельных уточнений. Так, на наш взгляд, целесообразно дополнить форму Карты ВФК графой для отражения срока контрольного действия, поскольку специфика выполнения отдельных операций и положения правовых актов ГАБС в ряде случаев не предполагают конкретной даты осуществления операции (например, действующим законодательством предусмотрен заявительный характер действий потенциальных получателей отдельных субсидий)[10].

Резюмируя вышеизложенное отметим, что финансовый контроль является необходимым условием успеха любого учреждения. Контроль и аудит обеспечивают текущую, актуальную и достоверную финансовую информацию, что позволяет руководителю, чтобы следить за ходом формирования и оценки эффективности использования финансовых ресурсов. Финансовый контроль гарантирует, что организация получает отдачу от своих инвестиций.

Библиография

  1. Приказ Минфина России от 07.09.2016 №356 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля» // https://www.minfin.ru/
  2. Бокова Т. А. Понятие «финансовый контроль». Классификация видов финансового контроля [Текст] / Т. А. Бокова // Образование и наука в современных условиях : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 8 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (9). — С. 197–199.
  3. Васильева М. В. Оценка эффективности и результативности использования бюджетных средств при проведении финансового контроля // Финансовая аналитика, пробл. и решения. – М., 2011. – № 13. – С. 24-34.
  4. Зенцова Е. Шаг за шагом: формируем карту внутреннего финансового контроля // http://www.bftcom.com/
  5. Контроллинг бюджетирования: теория, практика / М. Н. Павленков, Е. В. Лабазова, И. М. Павленков, Н. А. Смирнова; под общ. ред. М. Н. Павленкова. – Н. Новгород, 2009. – 294 с.
  6. Королович О.Е. Генезис категории внутреннего финансового контроля корпоративных предприятий // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 5-6.
  7. Молчанов В.С. Конструирование системы внутреннего финансового контроля на предприятиях мукомольной промышленности // Финансы. 2017.- №3.- С.55-60
  8. Официальный сайт счетной палаты //  http://www.ach.gov.ru/
  9. Романов С.В. О вопросах развития внутреннего финансового контроля и аудита // Финансовый контроль. 2017№3
  10. Шейхислямова С.Б. Пути совершенствования государственного финансового контроля в РФ // Таврический научный обозреватель. 2016.- №5(10).- С.1-3

References

1. The order of the Ministry of Finance of Russia from 07.09.2016 No. 356 "On approval of methodological recommendations for the implementation of the internal financial controls" // https://www.minfin.ru/

2. T. A. Bokova the Concept of "financial control". Classification of types of financial control [Text] / T. A. Bokova // Education and science in modern conditions : materials of the IX Intern. scientific.–pract. Conf. (Cheboksary, 8 Oct. 2016) / redkol.: O. N. Shirokov [and others]. — Cheboksary: CNS "Interactive plus", 2016. — № 4 (9). — S. 197-199.

3. Vasilyeva M. V. Assessment of efficiency and effectiveness in the use of budgetary funds at carrying out of financial control / Financial analyst, Probl. and solutions. – M., 2011. – No. 13. – S. 24-34.

4. Zentsov E. step by Step: form a map of internal financial control // http://www.bftcom.com/

5. Controlling budgeting: theory and practice / M. N. Pavlenko, E. V. Labazov, I. M. Pavlenko, N. A. Smirnova; under the General editorship of M. N. Pavlenkova. – N. Novgorod, 2009. – 294 p.

6. Korolevich O. E. Genesis of the category of internal financial control corporate enterprises // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. No. 5-6.

7. Molchanov V. S. the Construction of the system of internal financial control at the enterprises of flour-milling industry // Finance. 2017.- No. 3.- S. 55-60

8. Official site of the accounting chamber // http://www.ach.gov.ru/

9. Romanov S. V. On the issues of internal financial control and audit Financial control. 2017 No. 3

10. Shaikhislamov B. S. ways of improvement of state financial control in Russia // Tauride research Explorer. 2016.- №5(10).- S. 1-3



Бокова Т. А. Понятие «финансовый контроль». Классификация видов финансового контроля [Текст] / Т. А. Бокова // Образование и наука в современных условиях : материалы IX Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 8 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (9). — С. 197–199.

Молчанов В.С. Конструирование системы внутреннего финансового контроля на предприятиях мукомольной промышленности // Финансы. 2017.- №3.- С.55-60

. Королович О.Е. Генезис категории внутреннего финансового контроля корпоративных предприятий // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 5-6.

Официальный сайт счетной палаты // http://www.ach.gov.ru/

Приказ Минфина России от 07.09.2016 №356 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля» // https://www.minfin.ru/

Зенцова Е. Шаг за шагом: формируем карту внутреннего финансового контроля // http://www.bftcom.com/

Васильева М. В. Оценка эффективности и результативности использования бюджетных средств при проведении финансового контроля // Финансовая аналитика, пробл. и решения. – М., 2011. – № 13. – С. 24-34.

Шейхислямова С.Б. Пути совершенствования государственного финансового контроля в РФ // Таврический научный обозреватель. 2016.- №5(10).- С.1-3

Романов С.В. О вопросах развития внутреннего финансового контроля и аудита // Финансовый контроль. 2017№3

Зенцова Е. Шаг за шагом: формируем карту внутреннего финансового контроля // http://www.bftcom.com/

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017
(104) УЭкС, 10/2017
(105) УЭкС, 11/2017
(106) УЭкС, 12/2017
(107) УЭкС, 1/2018
(108) УЭкС, 2/2018
(109) УЭкС, 3/2018

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516