Создать PDF Рекомендовать Распечатать

Влияние глобализационных процессов на региональные мирохозяйственные связи

Региональная экономика | (104) УЭкС, 10/2017 Прочитано: 167 раз
(0 Голосов:)
  • Автор (авторы):
    Михайловский Петр Васильевич, Благинин Виктор Андреевич
  • Дата публикации:
    11.10.17
  • ВУЗ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ:
    Уральский государственный экономический университет

Влияние глобализационных процессов на региональные мирохозяйственные связи

Influence of globalization processes on regional world economic relations

Михайловский Петр Васильевич

Mikhailovsky Petr Vasilievich

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента

Уральский государственный экономический университет

Благинин Виктор Андреевич

Blaginin Viktor Andreevich

заведующий лабораторией наукометрии, ассистент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления

Уральский государственный экономический университет

 

Аннотация

Статья посвящена формированию и обоснованию новой модели внешнеэкономической деятельности региона. Авторы оценивают влияние факторов глобализации мирового хозяйства на внешнеэкономическое положение и внутриэкономическую политику государств. В качестве базы модели рассматриваться программно-целевой подход к формированию парадигмы внешнеэкономической деятельности. На основе блочного представления исследуемой парадигмы исследователи формулируют целевые ориентиры разработки новой модели внешнеэкономической деятельности региона. Представленное исследование позволит более полно учесть потенциальные возможности повышения эффективности реструктуризации внешнеэкономического комплекса территории.

Abstract

The article is devoted to the formation and justification of a new model of foreign economic activity of the region. The authors assess the impact of globalization factors on the world economy on the external economic situation and the internal economic policies of states. As a base of the model, the program-target approach to the formation of the paradigm of foreign economic activity is considered. On the basis of a block representation of the paradigm under investigation, the researchers formulate the guidelines for the development of a new model of the region's foreign economic activity. The presented research will allow more fully to take into account potential opportunities for increasing the efficiency of restructuring of the foreign economic complex of the territory.

Ключевые слова: регион, глобализация, мирохозяйственные связи, внешнеэкономическая деятельность, модель внешнеэкономической деятельности.

Keywords: region, globalization, world economic relations, foreign economic activity, model of foreign economic activity.

Введение

Как показывает анализ, мирохозяйственные связи в своем развитии прошли ряд стадий. На этапе их зарождения единственными движущими мотивами такого взаимодействия являлись экономические отношения [9]. Они проявлялись, как правило, через торговлю и военные столкновения, позволявшие получить в обмен, либо захватить силой материальные ценности, которыми располагает партнер. При этом международная торговля и захват чужих территорий выполнили роль локомотивов, втянувших государства во всеобщее экономическое взаимодействие.

Со временем силовые методы достижения экономических выгод отошли на второй план, уступив первую роль в мирохозяйственных отношениях торговым и финансовым связям. Следствием этого стало подавление коммерциализацией капитала инертности политики, что положило начало эпохе преобразований, получивших название интернационализации (транснационализации) внешнеэкономических связей [11, p. 1]. Локомотивами становления новых хозяйственных и общественных отношений в конце ХХ – начале XXI века стали торговые и финансовые рычаги. Они реализовались в мондиализации (образовании транснационального капитала): 37 тысяч транснациональных компаний (ТНК) и 170 тысяч филиалов сконцентрировали 1/3 всех производственных фондов частного сектора, 40% общего объема промышленного производства. ТНК сейчас осуществляют 50% внешнеторгового оборота стран и 60% их экспорта. В последнее время возросла роль ТНК в торговле высокими технологиями (80%), в экспорте капитала из развитых стран (90%) [2].

К средине XX века произошло общественное осознание глобальности этих связей. Механизм глобальной экономической интеграции был создан промышленной революцией и запущен 150 лет назад [8]. Первый глобальный интеграционный цикл имел продолжительность 67 лет (с 1846 по 1913 г.). Сменивший его период пониженной интегрированности мирового хозяйства продолжался около 60 лет – до начала 1970-х гг. и включал разрыв хозяйственных связей 1914–1945 гг. и восстановительный этап (с 1946 г.). Экономико-географическое единство мира переживает сегодня второе после 1913 г. рождение. Это подтверждает, что международное разделение труда развивается циклически по закону «больших волн». На гребне первой волны глобальней интеграции сформировалось мировое хозяйство. На гребне второй интеграционной волны человечество вступает в XXI век. Однако мировое сообщество ощутило себя единым целым первый раз в начале 30-х годов, когда Великая депрессия втянула в водоворот подавления международной торговли большинство стран мира; второй раз, когда зашаталась Бреттон-Вудская валютная система, Вашингтон отказался от обязательной продажи золота США центральным банкам других стран – членам Международного валютного фонда (август 1971 г.), рухнул золото-долларовый стандарт. Следующий глобальный экономический шок наступил в 1973–1974 гг., когда государства ОПЕК резко повысили мировую цену нефти, что повлекло энергетический голод в странах-нефтеимпортерах и избыточный приток финансовых ресурсов в страны-экспортеры и породило всемирный спад производства, а также международной торговли. Следующий кризис рециклирования избыточных нефтедолларов (1982 г.) охватил почти полсотни стран, долговой кризис которых через международную торговлю ударил по всем регионам мира.

Все эти события проиллюстрировали, что формируется новая наднациональная экономическая система, основу которой составляют глобализационные процессы.

Новая модель внешнеэкономической деятельности региона

Термин «глобальное общество» родился в недрах Римского клуба, который исследует перспективы развития человечества. Русский социолог А. Зиновьев отмечает, что реальное глобальное общество существует не как братство государств, территорий, народов, а как вертикальная структура с десятками уровней, которая опутала весь мир. По его мнению, глобальное обществе – возникший на Западе феномен еще более беспощадной эксплуатации, зоной обретения которого стала вся планета [1, с. 206].

Сторонники глобализации общества считают, что главная цель его развития – совместное решение общенациональных проблем. К настоящему времени создано около 20 моделей, предлагающих различные варианты решения глобальных проблем человечества. Это прежде всего получившие широкий резонанс переделы роста Д. Медоуза, мировая динамика Д. Форрестера, интегрированная модель мира Г. Месаронович-Пестеля и т.п. Без тщательного изучения структуры нынешнего глобального мира, механизмов его функционирования ни одно государство в настоящее время не в состоянии решить ни одной серьезной национальной проблемы.

Глобализация – довольно емкое понятие, касающееся многих сторон международной и внутригосударственной жизни. В коммюнике глав государств и правительств стран «Группы 8» (Кельн, 1999 г.) дано определение глобализации как сложного процесса, связанного со стремительно растущим движением идей, капиталов, технологий, товаров и услуг по всему миру» [5, с. 1]. Среди составляющих этого процесса, прежде всего, выделяются проблемы информационного обеспечения общественного развития, экологизации общественного производства, экономического развития и т.п. Понятие «глобализация экономики» применительно к национальным (региональным) экономикам к настоящему времени в России еще не получило достаточного осмысления на теоретическом уровне. Ю. Кормнов под глобализацией понимает саморазвивающийся процесс формирования экономического и политического неолиберального рыночного правопорядка. Другие считают, что она несет хаос, третьи конструируют множество промежуточных позиций [6]. Среди экономистов СНГ наибольшее внимание этой проблеме уделяет А. Данилов. Он рассматривает глобализацию экономики как расширение и углубление международного обмена в торговой и информационной сферах в рамках мирового рынка. Нам представляется, что такое толкование экономической сущности глобализационных процессов не совсем точно отражает суть происходящего. На практике происходит не просто территориальное распространение, развитие внешнеэкономических связей государств, а становление качественно новой системы внешнеэкономических отношений, отличительной особенностью которой является, с одной стороны, стремление к глобальному регулированию всех экономических проблем, с другой – ослабление экономических функций классического государства.

Глобализация представляет выдающийся международный экономический феномен нашего времени [9, с. 93]. Объем и темпы роста международной торговли и инвестиций резко увеличиваются. Появление новых технологий революционизировало развитие средств коммуникации, что способствовало отмене регулирования мировых денежных рынков и породило спекулятивность валютных операций, развития финансовой «виртуальности». Скачкообразный прогресс в создании новых поколений компьютеров, спутников, волоконно-оптического кабеля и высокоскоростной электронной передачи информации позволил мировым рынкам действовать как одно целое. Средства связи и информационной технологии преобразуют деловой стиль планеты, соединяют людей и фирмы прежде недоступными способами. Все это свидетельствует о неизбежности дальнейшей глобализации общества, основой которого по-прежнему остается внешнеэкономическая деятельность государств. Вместе с тем усиливается необходимость осознания специфики такого взаимодействия в сложившихся условиях.

Глобализация несет каждой стране, каждому региону не только выгоды, но и издержки, новые возможности и проблемы. Многими исследователями единодушно признается, что общее воздействие глобализации на экономику государств позитивно. Она обеспечивает выигрыш в производительности, эффективности и росте (табл. 1), меняет внутреннюю экономическую политику (рис. 1.3).

Таблица 1

Влияние факторов глобализации мирового хозяйства
на внешнеэкономическое положение государств

Позитивное

Негативное

Усиление конкуренции

Дифференциация населения регионов по уровню и качеству жизни

Перемещение производств в регионы с менее жесткими условиями труда и экологическими стандартами

Меньшая защищенность работников и окружающей среды

Концентрация финансового капитала

Нестабильность мировых рынков капитала

Подтягивание политического руководства и институтов внешнеэкономической деятельности на единый международный уровень

Развивающиеся страны не принимают полноценного участия в выработке международных экономических решений и не имеют такого уровня благосостояния, который существует в других регионах мира

Вместе с тем нельзя не видеть негативных последствий глобализации мирохозяйственных связей для национальных, региональных экономик (рис. 1).

На уровне мирового хозяйства бытует мнение, что самоуправляющиеся системы отражают большую зрелость гражданского общества в сравнении с государственной регуляцией. Теория и практика глобализма доказывают, что государственное вмешательство инфантилизирует общество [2]. Но, как показывают другие исследования, в спонтанных неформальных объединениях никакого осуществления государственных функций не происходит. Следствием этого становится их узурпация наднациональной структурой.

m1

Рис. 1. Влияние глобализации мирового хозяйства на внутриэкономическую политику государств

О месте и роли государства в развитии мирового рынка ведется многолетняя дискуссия  . Сформированы две позиции. Сторонники первой представляют постиндустриальное меньшинство и преследуют цели глобального регулирования всех экономических проблем человечества. Сторонники второй делают ставку на усиление государственного регулирования. Они исходят из того, что глобализм есть модернизированное выражение традиционного мышления, тогда как сумма противоречий нынешнего мира требует для своего разрешения принципиально новых подходов перераспределения национальной власти, а не конструирования наднациональной, поскольку только изменение структуры социального быта на уровне первичных ячеек способно разрешить глобальные проблемы человечества (перенаселенности, миграции, финансовой гегемонии и т.п.).

Достижение любой стратегической цели развития региона возможно лишь в случае выхода на устойчивый и значимый экономический рост. Стагнация экономического развития будет означать дальнейшую деградацию внутренней жизни и катастрофическое падение роли региона в мирохозяйственных отношениях. Значительный рост экономики региона возможен при условии повышения стабилизационной и направляющей роли государства в экономике. Естественным потенциалом экономического роста являются факторы, определяющие возможную степень участия региона в системе международного разделения труда, а мерой государственного воздействия на повышение результативности внешнеэкономического комплекса на территории может рассматриваться программно-целевой подход к формированию парадигмы внешнеэкономической деятельности [7].

Его необходимость и целесообразность предопределялось федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», концептуальными разработками по проблематике экономического роста [3; 4]. Он позволял сформировать новую парадигму, максимально учитывающую приоритеты развития экспортного комплекса региона и решающую конкретные задачи повышения эффективности внешнеэкономического комплекса территории. Для каждой территории содержательное наполнение задач повышения эффективности внешнеэкономической деятельности различно, но вместе с тем основные результативные цели могут быть сформулированы как общие с точки зрения включения в глобализационные процессы. На наш взгляд, новая парадигма внешнеэкономической деятельности должна ориентировать на решение следующих задач: повышение экономической эффективности (рентабельности) экспорта региона, повышения макроэкономической эффективности экспортной деятельности (повышение степени участия предприятий региона в формировании стоимости экспортной продукции), обеспечение внешнего рынка сбыта для предприятий машиностроительного комплекса в целях сохранения их технологического потенциала, формирование на основе устойчивых экспортных связей механизмов привлечения дешевых финансовых и эффективных технологических ресурсов в экономику региона. Исходя из сформулированных целевых установок совершенствования парадигмы внешнеэкономической деятельности, программа развития внешнеэкономического комплекса региона могла бы выглядеть следующим образом (рис. 2).

m2

Рис. 2. Блочное представление новой парадигмы внешнеэкономической деятельности региона

Важнейшим этапом разработки новой парадигмы является сбор необходимой информации. Для этого необходимо проведение исследований, ориентированных на получение следующих результатов:

– организация системы мониторинга макроэкономических показателей, характеризующих состояние и динамику экспортного комплекса;

– подготовка предложений по использованию механизмов экономической дипломатии для расширения и оптимизации территориально-географической структуры экспорта;

– разработка информационно-аналитической карты. экспортного комплекса;

– определение организационно-финансового механизма использования устойчивых экспортных товаропотоков для привлечения в экономику дешевых внешних финансовых ресурсов;

– оценка возможностей использования системы клиринговых взаиморасчетов для обслуживания внешнеторгового оборота со странами СНГ и определение организационно-финансовых и правовых основ формирования и функционирования данной системы:

– подготовка предложений по формированию системы мер государственной поддержки предприятий-экспортеров в рамках реализации программы развитие экспортного комплекса:

– разработка методики формирования и оценки экспортных программ предприятий. Подготовка в соответствии с приоритетами развития экспортного комплекса пакета программ с предложениями по использованию мер государственной поддержки при их реализации;

– разработка методики оценки инвестиционных проектов и программ с точки зрения их соответствия приоритетам развития экспортного комплекса региона. Формирование банка экспортоориентированных инвестиционных проектов и программ;

– разработка программы экспорта наукоемкой продукции предприятиями региона.

Авторское представление о содержательной сути блоков программы сводится к следующему (табл. 2).

Таблица 2

Целевые ориентиры разработки новой модели внешнеэкономической деятельности региона

Направление

Целевые ориентиры

Выявление приоритетов развития экспортного комплекса региона

Проводится по специально разработанной методике. Решаются вопросы повышения рентабельности экспорта, участия предприятий в формировании стоимости экспортной продукции, обеспечения сбыта экспортоориентированной продукция, формирования механизмов привлечения дешевых финансовых и эффективных технологических ресурсов в экономику региона

Оптимизация и расширение территориально-географической структуры экспорта региона

Рассматривается важнейшим направлением деятельности органов государственной власти территории, осуществляется при непосредственном взаимодействии с предприятиями экспортерами. Отражаются вопросы:

– расширения инфраструктуры международных отношений со странами, конъюнктура внутреннего рынка которых благоприятна для экспорта продукции предприятий региона,

– формирования механизмов клиринговых взаиморасчетов со странами единого экономического пространства в целях использования отрицательного баланса внешнеторгового оборота с этими странами для расширения экспорта продукции предприятий региона;

– продвижения продукции предприятий на потенциально-эффективные внешние рынки сбыта;

– содействия формированию кооперационных связей между предприятиями региона и предприятиями стран, играющих существенную роль в формировании рынка сбыта продукции предприятий региона;

– организации взаимодействия с финансовыми структурами стран-контрагентов для стабилизации финансового обеспечения экспортной деятельности и реализации инвестиционных проектов и программ;

– преодоления дискриминационных ограничений экспорта предприятий региона и предоставления им режима максимального благоприятствования

Совершенствование отраслевой и внутриотраслевой структуры экспортного комплекса региона

Ориентирует на расширение экспорта высокорентабельной продукции и продукции, экспорт которой обусловливает максимальное расширение внутреннего рынка. Содержит оценку экспортного потенциала отраслей, подотраслей хозяйственного комплекса региона, территории в целом, показывает возможности и основные направления улучшения его использования

Механизм государственной поддержки реструктуризации внешнеэкономической деятельности региона

Нацелен на повышение эффективности ВЭД региона. Обеспечивается за счет разработки мер государственной поддержки, включающих в себя:

– регрессивное налогообложение;

– налоговые льготы и налоговые кредиты;

– льготное кредитование оборотных средств и инвестиционных программ;

– предоставление гарантий под привлекаемые инвестиции;

– прямое инвестирование;

– предоставление в рамках реализации инвестиционных программ материальных и финансовых ресурсов в счет погашения налоговой задолженности предприятий региона;

– содействие в привлечении федеральных финансовых ресурсов и в предоставлении льгот в части федерального налогообложения таможенных тарифов;

– финансирование маркетинговых исследований, разработок экспортных программ и инвестиционных проектов;

– финансирование выставочной деятельности и иных презентационных мероприятий, проводимых при содействии органов государственной власти;

– оптимизация макроэкономических условий деятельности предприятий-экспортеров;

– представление интересов предприятий в рамках международной деятельности органов государственной власти;

– специальные меры поддержки

Объем финансирования, всего (в том числе федеральный, областной, субъектов хозяйственной деятельности)

Финансирование программы обеспечивается:

– целевым использованием средств, полученных от расширения экспорта, и повышения экономической эффективности экспортных поставок стран-контрагентов;

– устойчивыми экспортными товаропотоками;

– другими кредитными ресурсами, привлекаемыми под гарантии правительств государства и региона, уполномоченных банков, средств федерального и областного бюджетов, внебюджетных фондов, собственных средств предприятий-экспортеров

Вид финансовой поддержки

Аккумуляция средств осуществляется путем увеличения налоговых поступлений в областной бюджет из прибыли, образующейся в результате расширения экспортных поставок предприятий территорий в сравнении с предшествующим годом. Привлечение эффективных внешних финансовых ресурсов стран-контрагентов может осуществляться предприятиями-экспортерами, действующими по поручению правительства региона на основании специальных соглашений. Использование средств федерального бюджета возможно за счет мер государственной поддержки, предусмотренных Федеральной программой развития экспорта и постановлением Правительства РФ от 01.05.95 г. № 534 «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской федерации». Перспективным направлением формирования средств, необходимых для решения программных задач, может рассматриваться полное или частичное использование импортных пошлин, а также акцизов и налогов на добавленную стоимость по импортным товарам, для финансирования проектов развития экспортоориентированных производств в регионе

Заключение

Проведенные исследования относительно содержания новой парадигмы внешнеэкономической деятельности и ее блочно-модульного построения являются контурными и применительно к специфике каждого регионального хозяйственного комплекса нуждаются в уточнениях, позволяющих более полно учесть потенциальные возможности повышения эффективности реструктуризации внешнеэкономического комплекса территории.

Библиографический список

  1. Голубицкий-Зиновьев А. Глобализм и глобальные проблемы // Молодая гвардия. 1998. № 4. С. 206.
  2. Данилов А. К новой парадигме управления мировыми процессами // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 1. С. 41–46.
  3. Ивантер В. В. Проблемы экономического роста (Концепция среднесрочной программы) // Перспективы развития экономики России. М.: Отд-е экономики РАН, 2000. 137 с.
  4. Ивантер В. В., Панфилов В. С., Узяков М. Н. Концепция среднесрочной программы. Экономические реформы в России и КНР: проблемы и перспективы. М.: Экономика, 2000. 300 с.
  5. Коммюнике глав государств и правительств стран «Группы 8» // Независимая газета. 1999. 23 июня. С. 1.
  6. Кормнов Ю. Внешнеэкономические связи России в условиях глобализации мировой экономики // Экономист. 2000. № 9. С. 30–36.
  7. Михайловский П.В., Макарова И.В. Региональная модель промышленного роста на основе различных стратегий внешнеэкономической деятельности в РФ // Известия Уральского государственного экономического университета. 2016. № 5 (67). С. 66-73.
  8. Синцеров Л. М. Циклы глобальной экономической интеграции // География в школе. 1999. № 7. С. 3–11.
  9. Хэмилтон Л. Х. Международные экономические проблемы и внешняя политика США // США – Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 10. С. 93.
  10. Шишков Ю. О гетерогенности глобалистики и стадиях ее развития // Мировая и международные отношения. 2001. № 2. С. 57–60.
  11. Boldwin R.E., Martin P. Two Waves of Globalisation: Superficial Similarties, Fundamental Differences. NBER Working Paper № 6094. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, 1999. P. 1.

  vakperechen

ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК ВАК 2016 г.
ОТ 19.04.2016  >> ПРОСМОТРЕТЬ
tass
 
ПО ВОПРОСАМ ПУБЛИКАЦИИ СТАТЕЙ И СОТРУДНИЧЕСТВА ОБРАЩАЙТЕСЬ:
skype SKYPE: vak-uecs
e-mail
MAIL: info@uecs.ru
phone
+7 (928) 340 99 00
 

АРХИВ НОМЕРОВ

(01) УЭкС, 1/2005
(02) УЭкС, 2/2005
(03) УЭкС, 3/2005
(04) УЭкС, 4/2005
(05) УЭкС, 1/2006
(06) УЭкС, 2/2006
(07) УЭкС, 3/2006
(08) УЭкС, 4/2006
(09) УЭкС, 1/2007
(10) УЭкС, 2/2007
(11) УЭкС, 3/2007
(12) УЭкС, 4/2007
(13) УЭкС, 1/2008
(14) УЭкС, 2/2008
(15) УЭкС, 3/2008
(16) УЭкС, 4/2008
(17) УЭкС, 1/2009
(18) УЭкС, 2/2009
(19) УЭкС, 3/2009
(20) УЭкС, 4/2009
(21) УЭкС, 1/2010
(22) УЭкС, 2/2010
(23) УЭкС, 3/2010
(24) УЭкС, 4/2010
(25) УЭкС, 1/2011
(26) УЭкС, 2/2011
(27) УЭкС, 3/2011
(28) УЭкС, 4/2011
(29) УЭкС, 5/2011
(30) УЭкС, 6/2011
(31) УЭкС, 7/2011
(32) УЭкС, 8/2011
(33) УЭкС, 9/2011
(34) УЭкС, 10/2011
(35) УЭкС, 11/2011
(36) УЭкС, 12/2011
(37) УЭкС, 1/2012
(38) УЭкС, 2/2012
(39) УЭкС, 3/2012
(40) УЭкС, 4/2012
(41) УЭкС, 5/2012
(42) УЭкС, 6/2012
(43) УЭкС, 7/2012
(44) УЭкС, 8/2012
(45) УЭкС, 9/2012
(46) УЭкС, 10/2012
(47) УЭкС, 11/2012
(48) УЭкС, 12/2012
(49) УЭкС, 1/2013
(50) УЭкС, 2/2013
(51) УЭкС, 3/2013
(52) УЭкС, 4/2013
(53) УЭкС, 5/2013
(54) УЭкС, 6/2013
(55) УЭкС, 7/2013
(56) УЭкС, 8/2013
(57) УЭкС, 9/2013
(58) УЭкС, 10/2013
(59) УЭкС, 11/2013
(60) УЭкС, 12/2013
(61) УЭкС, 1/2014
(62) УЭкС, 2/2014
(63) УЭкС, 3/2014
(64) УЭкС, 4/2014
(65) УЭкС, 5/2014
(66) УЭкС, 6/2014
(67) УЭкС, 7/2014
(68) УЭкС, 8/2014
(69) УЭкС, 9/2014
(70) УЭкС, 10/2014
(71) УЭкС, 11/2014
(72) УЭкС, 12/2014
(73) УЭкС, 1/2015
(74) УЭкС, 2/2015
(75) УЭкС, 3/2015
(76) УЭкС, 4/2015
(77) УЭкС, 5/2015
(78) УЭкС, 6/2015
(79) УЭкС, 7/2015
(80) УЭкС, 8/2015
(81) УЭкС, 9/2015
(82) УЭкС, 10/2015
(83) УЭкС, 11/2015
(84) УЭкС, 11(2)/2015
(85) УЭкС,3/2016
(86) УЭкС, 4/2016
(87) УЭкС, 5/2016
(88) УЭкС, 6/2016
(89) УЭкС, 7/2016
(90) УЭкС, 8/2016
(91) УЭкС, 9/2016
(92) УЭкС, 10/2016
(93) УЭкС, 11/2016
(94) УЭкС, 12/2016
(95) УЭкС, 1/2017
(96) УЭкС, 2/2017
(97) УЭкС, 3/2017
(98) УЭкС, 4/2017
(99) УЭкС, 5/2017
(100) УЭкС, 6/2017
(101) УЭкС, 7/2017
(102) УЭкС, 8/2017
(103) УЭкС, 9/2017

 Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

№ регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-35217 от 06.02.2009 г.       ISSN: 1999-4516